Мотивация учебной деятельности это: Мотивация учебной деятельности: Psychology OnLine.Net

Мотивация учебной деятельности и её формирование

Назарова Екатерина Александровна

Интерес к учению появляется  только тогда,
 когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А. Сухомлинский

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?
«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить».
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Социальный заказ общества школе состоит сегодня  в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания. Актуальность обусловлена следующим: мотивация выполняет важные функции в обучении, побуждает поведение, направляет и организует его, придаёт ему личностный смысл и значимость. Актуальность заключается ещё  и в том, что организация учебной деятельности, сопровождаясь развитием познавательного интереса, помогает формированию таких качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что обеспечивает развитие личности.  Она создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.
Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Что же делать, если ребенок не хочет учиться?
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга.
• Кто-то постоянно сидит, наклонившись за партой, надеясь, что его не вызовут отвечать.
• Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь.
• Кому-то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает приступы тошноты, кто-то теряет сознание от страха.
• Кто-то опаздывает на уроки, кто-то не приходит на занятия вообще, прогуливают уроки, находит себе друзей вне школы и нередко попадает под влияние дурной компании.
• В наше время гормональные изменения у учащихся происходят уже даже в начальной школе.
Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти ученики страдают от одной и той же проблемы — плохой успеваемости в школе, которая в свою очередь, является результатом низкой учебной мотивации или отсутствия таковой совсем.
Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей.
У учеников, которым не хватает мотивации — нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
Но уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. Для того, чтобы ребенок учился, у него должна быть мотивация.
Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа, и особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы. 
Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.
Важнейшая задача в нашей работе – это  создание условий для успешного учения школьников. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность учащихся, совместная деятельность педагога и учеников.

Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.
Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, окончить институт, стать успешным, образованным, уважаемым  человеком и др. Но эти причины не очевидны для детей.
Мы  часто сталкиваемся с использованием родителями таких «педагогических подкреплений», которые приводят к снижению мотивации учения школьников:
• чрезмерное внимание и неискренние похвалы,
• неоправданно завышенные оценки,
• материальное поощрение и использование престижных ценностей,
• жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием,
• неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей.
Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, тогда он активно сопротивляется учению.
Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо.
К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
Таким образом, постепенно, формируется мотивация.
Работая в школе более 20 лет, я не забываю о том, что школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, я включаю их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Поэтому, я организую процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:
• материал урока должен  быть интересен детям;
• согласование расписания с особенностями возраста;
• согласование темпа урока со скоростью работы всех детей
• (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму.  — Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.
Какие же  условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?
1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
2. Работа в группах и парах.
3. Применение ИКТ на уроках
4. Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
5. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
6. Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
7.  Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
8. Позитивная психологическая атмосфера урока.
9. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
10.  В обучении должны создаваться возможности для творчества.
11.  Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность.
Что же дает высокая мотивация учения ребенку?
• Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
• повышение собственной значимости;
• признание учителей и сверстников;
• развитие творческих способностей;
• гордость собой и своими успехами;
• статус успешного человека.
А, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
А.Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику, находить радость в том, чтобы смотреть и искать».
Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает.
Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.
Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.
Для повышения мотивации учебной деятельности я использую:
• задачи в стихах,
• задачи-смекалки,
• задачи-шутки,
• драматизированные игры,
• интересные факты,
• ребусы, головоломки,
• кроссворды и многие др.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого я использую творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек.; также использую информационно — коммуникационные технологии (ИКТ).
        Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. 
 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
               Внеучебная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся.
Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний. Помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Формы внеурочной работы, которые я использую:
• участие в предметных олимпиадах,
• интернет-конкурсы,
• проведение викторин,
• проектно-исследовательская деятельность,
• тематические праздники,
• экскурсии, и многие другие.
Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.
По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
«Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее» — Максим Горький.

 

.

Смирнов А.В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического ВУЗа

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/12/1450 (дата обращения: 20.07.2022).

В современном мире под влиянием политических и экономических факторов возрастает необходимость в специалистах с высоким уровнем общего развития, профессиональной компетентности, творческих способностей. Это и предопределяет изменение в мотивационной сфере образовательного процесса. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного образования является формирование высокомотивированной личности студента, способной жить и трудиться в изменяющихся экономических условиях. В современной педагогике и психологии актуальность проблемы исследования мотивации учебно-познавательной деятельности студентов определяется задачами выявления специфики структуры мотивационной сферы, способствующей успешному освоению профессии. Существует ряд подходов к изучению мотивационной сферы личности студентов, однако отсутствует комплексная концепция к исследованию ее динамики и структуры в процессе обучения студентов в техническом вузе. Центральным звеном в решении данной задачи является анализ мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов, что позволит разработать рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.   Вместе с тем, существующие на протяжении 20 лет филиалы вузов требуют особого подхода к исследованию реализуемых в них педагогических условий. Около 30% из 2000 филиалов вузов Российской Федерации  сосредоточены в малых городах.

Специфика высшего образования в малом городе, в условиях филиала вуза, имеет существенные отличия. Требования, предъявляемые к системе высшего образования, распространяются и на филиальную сеть. Обучение в современной высшей школе  предполагает совершенствование навыков самостоятельности, активности, творчества. При этом большой акцент делается на необходимости максимального раскрытия и развития личности каждого студента, создании условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования. Особую актуальность приобретает система мотивации учебно-познавательной деятельности студентов, которая для филиальной системы профессионального обучения изучена недостаточно. Каждый регион имеет свою сложившуюся культуру, традиции, национальные  особенности, поэтому весьма актуальным становится выяснение специфики мотивации учебно-познавательной деятельности студентов, обучающихся в филиале вуза.                            

В теории и практике имеется опыт формирования мотивации учебной деятельности в профессиональной школе, но не рассматривается влияние национально-культурных особенностей региона на формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов в филиалах высших учебных заведений, не выявлены педагогические условия данного процесса.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют  учения о мотивации (Е.П.Ильин, А.Маслоу, Х.Хеккаузен, Л.И.Божович и др.),   системные взгляды на мотивацию (Е.П.Ильин, В.И.Ковалев, Р.С.Немов, А.К.Маркова),  учение о мотивации учебной деятельности (А.К.Маркова, Н.Ф.Талызина, В.А. Якунин, Р.В. Габдреев), личностно-ориентированное профессиональное образование (И. А.Зимняя, В.В.Давыдов, Якиманская И.С., В.Г. Иванова, В.В. Кондратьева, Л.И. Гурье, Н.П. Гончарук).

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется комплексом факторов:    во-первых,   самой    образовательной    системой,    образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих,  субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, спецификой учебной дисциплины. Результаты многих исследований, проведённых в последние годы (Е.В. Щепкина, Н.А. Бакшаева, В.А. Карнаухов, Г.А. Мухина, О.В. Баранова, В.В. Голубев, Л.М. Хабаева, С.С. Чеботарёв, С.С. Котов, И.П. Полякова и др.), показывают, что ведущими мотивами учения студентов являются «профессиональные» и «познавательные» мотивы. Мотивация при этом  модифицируется в следующих направлениях: изменяется состав  и   качественные характеристики мотивов.  Формированию мотивов учебно-познавательной деятельности студентов более всего способствует личностно-деятельностный подход, предложенный И. А.Зимней. Мы считаем, что мотивы учебной деятельности можно сформировать оцениванием и специально организованной самостоятельной работой. Необходимым условием для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности выступает возможность проявить в учении самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими обучающихся.

Мы считаем, что в процессе формирования мотивации учебно-познавательной деятельности студентов филиала вуза происходит:

¾                овладение приемами оптимизации использования личного времени, проверке оригинальности написанных рефератов, контрольных и курсовых работ;

¾                развитие мотивов учения при написании рефератов, контрольных и курсовых работ;

¾                овладение способами управления личным временем, повышение доли авторства при написании рефератов, контрольных и курсовых работ.

С целью повышения мотивации учебно-познавательной деятельности преподаватели ставят студентам задачу по формированию  и активизации выполнения самостоятельной работы.   Самостоятельная работа студентов является необходимым составляющим компонентом современного высшего образования. Для организации самостоятельной познавательной деятельности важно, чтобы обучающийся владел следующими умениями: самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками; работать с этой информацией в удобное для него время; применять добытые знания в ходе решения разнообразных проблем; взаимодействовать с преподавателем по наиболее значимым и сложным вопросам усваиваемого фрагмента учебного курса; постоянно в ходе работы над учебным курсом возвращаться к пройденному, изучая его каждый раз с новых позиций и более глубоко.

Таблица 1. Условные мотивационные группы студентов

Группа

Ведущие мотивы

Сила настойчивости

Уровень потребности в достижении

1

-трудоустройство-развитие собственного интеллекта

высокая (16)

-средний (63%)

-высокий (37%)

2

— трудоустройство-получение престижного образования

высокая (16)

-высокий (62%)

-средний (38%)

3

— трудоустройство- развитие собственного интеллекта- получение престижного образования

средняя (13)

-средний  (79%)

4

— получение престижного образования- трудоустройство

средняя (13)

-средний (76%)

-низкий (7%)

 

Изучение мотивов нами проводилось по методике «Мотивы учебной деятельности студентов» (А. А.Реан, В.А.Якунин). Выполненные нами исследования позволили выделить условные мотивационные группы студентов по ведущим мотивам учебно-познавательной деятельности: силе настойчивости, различий по полу, по национальному признаку,  по уровню предыдущего образования,   по месту основного проживания. При анализе ведущих мотивов учебно-познавательной деятельности полученные нами данные сопоставлялись с таким показателем, как настойчивость, являющимся психолого-педагогическим фактором, который определяет успешность учения. По результатам проведенных исследований нами выделены условные мотивационные группы студентов (табл.1) и составлена диаграмма мотивов учебной деятельности студентов (рис.1): группа 1 (высокая мотивация) состоит из студентов, относящих себя к мордве и татарам; группа 2 (мотивация выше среднего) состоит из студентов женского пола, причем проживающих в сельской местности и  близлежащих городах; группа 3 (средняя мотивация) состоит мужчин, проживающих исключительно в Бугульме; группа 4 (мотивация ниже среднего) состоит из студентов, относящих себя к русским, и проживающих в Бугульме и сельской местности.

Рис.1. Диаграмма мотивов учебной деятельности

 

Известно, что для активизации самостоятельности у студентов необходимо создавать условия   по   формированию умений   и навыков.    При сравнении  отношения к степени самостоятельности  у обучающихся  в старших классах и  у студентов, при выполнении ими индивидуальных самостоятельных работ,  выявленное, что и у 78% старшеклассников и студентов формирована   установка к сдаче  рефератов. доступных к скачиванию в сети Интернет.

В связи с этим ставится задача по формированию навыков развития индивидуальности, творческого подхода у первокурсников. В качестве педагогического средства мы предлагаем использование Интернет-ресурса Антиплагиат, который позволяет оценить долю авторства каждой проверяемой работы. Учитывая данные опросов, которые показывают, что студенты затрачивают достаточно много  времени на написание рефератов, контрольных и курсовых работ (в среднем 2 часа ежедневно), мы также использовали методику учета личного времени.

В проведенном нами формирующем эксперименте принимали участие студенты первого и второго курсов: контрольная группа (132 человека), экспериментальная (139 человека). Формирующий эксперимент направлен на включение испытуемых в специально организованные педагогические условия (повышение самостоятельности, эффективное использование личного времени) учебно-познавательной деятельности с использованием системы психолого-педагогических средств (Интернет-сервис Антиплагиат, система учета личного времени по А.А.Любищеву).

Первое условие (повышение самостоятельности)  при формировании мотивации учебно-познавательной деятельности профессионального развития студентов обеспечивает процесс   активной   познавательной   деятельности. Ценностно-мотивационный   и когнитивный компоненты учебно-познавательной деятельности, заключающиеся в элементарных умениях выполнять самостоятельную работу, у студентов сводится к копированию (скачиванию) выставленных в свободном доступе  в сети Интернет аналогичных по названию и содержанию работ. Деятельностный компонент мотивации учебно-познавательной деятельности – это сам процесс выполнения студентом самостоятельной работы. Для выявления степени активности при выполнении самостоятельной работы перед студентами нами была поставлена задача на повышение доли авторства (снижение плагиата). При этом на заключительном этапе формирующего эксперимента  вводится дополнительное условие: перед сдачей работы на проверку преподавателю, студент самостоятельно  проверяет процент плагиата в подготовленной им работе. На начало формирующего эксперимента показатели направленности и активной самостоятельности в экспериментальной и контрольной группах имели одинаковое среднее значение. Мотивационный компонент мотивов показывает социально-познавательную направленность. Весь формирующий эксперимент состоит из 3 этапов: 1 этап – внешнее планирование выполнения самостоятельной работы, 2 этап – внутреннее планирование выполнения самостоятельной работы, 3 этап – совместная процедура внешнего и внутреннего планирования выполнения самостоятельной работы.

На начало формирующего эксперимента нами было проведено изучение эффективности использования активного личного времени студентами. Перед студентами мы  поставили задачу: зафиксировать свой распорядок дня. Подсчет использования личного времени  производился ежедневно, итоги подводились за неделю, за месяц. По результатам обработки первоначальных данных мы выяснили, что и в контрольной, и экспериментальной группах студенты используют личное время по различным видам активной деятельности  в равной степени одинаково. При этом ведущими выступают социальные мотивы (рис.2). На индивидуальную активную деятельность студенты отводят 22 часа в неделю. При этом большая часть затрачиваемого от самостоятельной работы времени приходится на поиск информации в глобальной сети Интернет. Полученные нами результаты показывают, что студенты не умеют рационально планировать свой день, то есть показывают полное или почти полное отсутствие личного менеджмента. При этом студенты не понимают значимость планирования своего личного времени и соответственно    не

Рис. 2. Среднесуточное использование личного времени студентами

 

обнаруживают   внутренней связи бюджетирования с эффективностью учебно-познавательной деятельности. В среднем в сутки студенты на выполнение самостоятельной работы затрачивают всего 1/3 от всех часов аудиторных занятий, что недостаточно для освоения любой учебной дисциплины. В то же время около 6 часов в неделю время используется на поиск учебной информации в Интернете.

На втором этапе формирующего эксперимента нами проведена оценка эффективности затрачиваемого студентами личного времени при написании рефератов, контрольных и курсовых работ. Для этого мы использовали доступный  Интернет-сервис Антиплагиат, который позволяет оценить степень авторства любой написанной работы. Мы выяснили, что количество времени, проводимого  студентами в сети Интернет, связано с поиском готовых рефератов и курсовых работ, доступных для скачивания. Проверенные рефераты, контрольные и курсовые работы в Интернет-сервисе Антиплагиат с долей плагиата выше 75% были возвращены студентам на доработку. Перед студентами было поставлено условие на снижение доли плагиата в ранее представленных на проверку работах до 75%. По окончании второго этапа  эксперимента студенты провели повторный учет личного времени. Выявилась тенденция к снижению затрачиваемого времени на поиск информации в Интернете, при этом закрепления познавательной мотивации до устойчивых значений не произошло, т.к. студенты отмечают увеличение авторства своих курсовых работ и рефератов только лишь желанием сдать преподавателю данный вид работы и получить положительную оценку. При этом студенты стали самостоятельно проверять представляемые работы с помощью Интернет-сервиса Антиплагиат.

На третьем этапе формирующего эксперимента мы поставили следующие задачи: с целью оптимизации личного времени научить студентов его бюджетированию; внешне мотивировать студентов к выполнению рефератов, контрольных работ, курсовых работ в преимущественно авторском исполнении, посредством проверки работ через Интернет-сервис Ангтиплагиат. Процедура бюджетирования личного времени показала, что студенты экспериментальной группы стали больше тратить время на выполнение самостоятельной работы. При этом на поиск информации в Интернете стало затрачиваться на 60,0% времени меньше. У студентов контрольной группы позитивных изменений в эффективной затрате личного времени не выявлено (рис.3). Отмечена  положительная динамика в смещении в большую сторону значения  группы познавательных мотивов, преимущественно в экспериментальной группе студентов  Значения социальных мотивов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе студентов, остались без изменения. В экспериментальной группе социальные мотивы сменились на познавательные, а в контрольной группе студентов значимыми мотивами учебной деятельности остались те же, что и до начала формирующего эксперимента.

Рис.3. Динамика использования студентами  времени на самостоятельную работу

 

Также выявлено, что в экспериментальной группе повысилась успеваемость студентов на 0,3 балла.

Проведенный формирующий эксперимент подтверждает  обоснованность предложенных педагогических условий формирования  мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном развитии студентов. Выполненное исследование дает основание для  формулирования следующих выводов:

  1. Мотивация учебно-познавательной деятельности является важной составляющей профессионального становления студентов, в которой необходимо учитывать силу настойчивости как компонент волевого действия по отношению к учебной деятельности, половую принадлежность, национальность, уровень предыдущего образования, место основного проживания.
  2. Процесс формирования мотивации учебно-познавательной деятельности профессионального становления студентов рассматривается как поэтапный, динамичный и управляемый процесс, ведущий, в конечном счете, к формированию устойчивого позитивного отношения к учению в целом.
  3. Педагогическими условиями формирования мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов являются: активная самостоятельная работа, реализуемая посредством оптимизации использования личного времени студентами, и проверке рефератов, контрольных и  курсовых работ через Интернет-сервис Антиплагиат.
  4. Многоаспектный характер проблемы, которой посвящено исследование, не позволяет рассматривать полученные результаты как исчерпывающие. Дальнейшие исследования целесообразно осуществлять в следующем направлении: разработка психолого-педагогических программ, направленных на оптимизацию мотивации учебно-познавательной деятельности профессионального становления студентов;  разработка программы психолого-педагогического сопровождения для профессорско-преподавательского состава, раскрывающего подходы и рекомендации по созданию условиях активизации и оптимизации мотивации учебно-познавательной деятельности профессионального становления студентов; реализация многоуровневой системы оптимизации мотивации учебно-познавательной  деятельности (общеобразовательная школа, вуз, послевузовское образование), система образовательного кластера (НПО-СПО-ВПО) и др.).

Литература

  1. Габдреев Р.В., Смирнов А.В. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов ВУЗа // Образование и саморазвитие. – 2008. – № 10. – С.227-233.
  2. Смирнов  А.В. Повышение мотивации учебной деятельности к дисциплинам естественно-научного и математического цикла // Теория и практика измерения латентных переменных в образовании.  – Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2007. – С.235-237.
  3. Смирнов А.В., Валиахметова И.В. Современные аспекты мотивации учебной деятельности студентов вузов // Актуальные вопросы психологии и педагогики. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С.81-95.
  4. Смирнов А.В., Габдреев Р.В., Валиахметова И.В. Диалоговая культура и мотивация учебной деятельности студентов вуза // Толерантность в России: история и современность. – М.: ООО «Глобус», 2008. – С.201-207.
  5. Смирнов А.В., Семенова И.В., Габдреев Р.В. Мотивы учебной деятельности студентов // Научно-образовательный потенциал молодежи в системе профессионального образования как основной ресурс нации. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – С.164-167.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Смирнов Александр Васильевич»

Психология: мотивация и обучение | Учебно-ресурсный центр GSI

Эта статья основана на выступлении Мартина Ковингтона, профессора Высшей школы психологии, для серии «Как студенты учатся» GSI, весной 2011 г.

На этой странице:
Key Learning Принципы
Основы исследований
Применение в обучении
Дополнительная литература

Также доступно:
Видео и полное резюме выступления Мартина Ковингтона «Почему студенты учатся и (иногда) не учатся»

Ключевые принципы обучения

  • Мотивация учащихся иногда обусловлена ​​страхом перед неудачей, основанным на убеждении, что оценки являются оценкой их личных способностей или интеллекта, а не их успеваемостью при выполнении конкретной учебной задачи. Это часть того, что вызывает у учащихся сильный интерес к получению высоких оценок, в дополнение к убеждениям о том, как их оценки могут повлиять на будущие перспективы.
  • Для преподавателей оценки не имеют того же значения, что и для студентов; Основная цель преподавателей состоит в том, чтобы учащиеся усвоили материал курса ради него самого. Поскольку учащиеся так заинтересованы в оценках, их ожидания от курса могут сильно отличаться от ожиданий учителей или расходиться с ними.
  • Учебная среда и дизайн курсов, использующие внутреннюю мотивацию — любопытство и интерес учащихся — улучшают качество обучения учащихся.

Основы исследований

Внешняя мотивация и страх неудачи: На вопрос о том, что заставляет их усердно учиться и работать в колледже, студенты обычно отвечают, что стараются получить максимально возможную оценку. Оценки, по сути, являются основной целью большинства учащихся (внешняя мотивация). Лишь в качестве второстепенных причин учащиеся называют желание стать компетентным, проявить себя, избежать ошибок (внутренние мотивы). Изучение содержания курса ради него самого — последняя причина, по которой студенты приводят.

Конфликтующие ожидания: В результате цели учащихся, как правило, не совпадают с целями их преподавателей. Студенты-первокурсники и многие студенты выше уровня первокурсников склонны считать, что их обязанность — просто следовать указаниям и усваивать содержание курса. Они считают, что преподаватели должны просто представлять и объяснять материал, и что преподаватели несут ответственность за то, чтобы этот материал был интересным, актуальным и увлекательным. Хотя в этих представлениях может быть доля правды, большинство преподавателей хотят сделать гораздо больше — поощрять активное участие в изучении материала, развивать у учащихся способность самостоятельно контролировать свое обучение и создавать безопасную среду, в которой учащиеся могут быть любознательными. учащиеся.

Использование внутренней мотивации: Несколько стратегий могут быть связаны с интересами студентов, чтобы они приблизились к целям своих преподавателей.

  • Составьте план урока вокруг проблемы, которую учащиеся должны решить, используя материалы курса. Проблема должна относиться к вещам, которые уже интересуют студентов — например, в предмедицинском курсе микробиологии студенты ставят себя на место педиатра, выясняющего, какие системы являются проблемой, учитывая симптомы гипотетического пациента.
  • Если вы создаете свой собственный курс, организуйте весь курс вокруг большого вопроса или проблемы, которую материалы курса в конечном итоге позволят им точно объяснить и решить.
  • Соедините материалы курса с неакадемическим миром.
  • Воспользуйтесь событиями, которые интересуют студентов, чтобы узнать, как ваше поле рассматривает затронутые проблемы.
  • Любопытство отлично подходит для пробуждения внутреннего интереса. Привнесите аномалии или курьезы, которые учащиеся могут использовать для анализа и объяснения материала курса.

Applications to Teaching

Мотивация студентов, Центр обучения Университета Вандербильта

Дополнительная литература

Обратите внимание, что для некоторых ссылок может потребоваться доступ через прокси-сервер библиотеки. См. страницу библиотеки «Подключение из-за пределов кампуса».

Киндт, Ева и др. (апрель 2011 г.). «Прямое и косвенное влияние мотивации к обучению на подходы учащихся к обучению через восприятие рабочей нагрузки и сложности задач». Исследования и разработки в области высшего образования 30.2: 135–50.

 

Как поддерживать мотивацию учащихся к учебе в течение года

Вполне вероятно, что ваша кропотливая работа по организации первых недель учебы укрепила связь ваших учеников со школьным сообществом и их энтузиазм в отношении предстоящего обучения. Однако по мере того, как семестр продолжается, и вы стремитесь поддерживать этот мотивированный импульс, вы, возможно, не сможете найти то же количество времени на подготовку, которое вы посвятили в начале года.

Тем не менее, даже когда пузыри волнения ваших учеников исчезают, вы можете перезагрузить их связи, вовлеченность и мотивацию с помощью идей, полученных в результате исследований в области нейробиологии.

Неврология мотивации

Мотивация — это желание учиться, пробовать, работать и упорствовать. Я невролог и бывший учитель, и одно из направлений моей деятельности — нейробиология обучения, особенно мотивированного и успешного обучения. Уровни внутренней мотивации учащихся — неотъемлемое удовлетворение от самой деятельности, а не внешнее вознаграждение — напрямую связаны с увеличением усилий и с видением эффективности их поведения, выбора, сосредоточенности и производительности.

Внутренней мотивации способствует дофамин, химическое вещество мозга, которое дает нам прилив удовлетворения после достижения цели, которую мы выбрали. Когда уровень дофамина повышается, растет и чувство удовлетворения, и желание продолжать поддерживать внимание и прилагать усилия. Повышение дофамина может также улучшить другие психические процессы, включая память, внимание, настойчивость и творческое решение проблем.

Ценность выбора

Высвобождению дофамина способствуют решения желаемых задач, взаимодействие со сверстниками, движение, юмор и прослушивание музыки, среди прочего. Знание того, что повышает уровень дофамина у студентов, может помочь вам в вашем стремлении сохранить или перезагрузить их мотивацию. Один из стимуляторов дофамина, который я считаю особенно эффективным, — это выбор, который, по-видимому, повышает уровень внутренней мотивации учащихся, поддерживая их постоянные усилия и настойчивость в академических задачах.

Выбор перекладывает ответственность за их обучение на учащихся и формирует их суждения и принятие решений. Некоторые учащиеся могут беспокоиться о том, что у них слишком много свободы, опасаясь, что они не поступят правильно. Начав сначала с небольшого выбора, вы можете помочь своим учащимся развить навыки оценки, выбора и выполнения правильного выбора. По мере того, как вы предлагаете больше возможностей для выбора и расширяете границы учащихся как самостоятельных учащихся, вы увидите дальнейшее повышение их уверенности и мотивированных усилий для достижения выбранных ими целей.

Некоторые примеры занятий в классе

Вот несколько способов предоставить учащимся выбор, чтобы активизировать мотивацию, вовлеченность и усилия учащихся в обучении после первых недель.

Мировые языки: По мере того, как учащиеся осваивают словарный запас на изучаемом языке, вы можете предложить им выбор способов овладения языком и самооценки своего прогресса. Любопытство и личная актуальность для этого типа задач могут начаться с показа короткого юмористического видео на целевом языке. Ищите клипы, в которых показаны положительные эмоции, смех, люди и места, которые будут связаны с вашими учащимися. Их цель состоит в том, чтобы объяснить — в манере по своему выбору — почему они считают этот клип забавным. Вы можете разрешить им пользоваться словарями, давать рекомендации по соответствующим материалам учебника или поручить им работать в гибких группах с вами или сверстниками.

Вы можете дать им управляемый выбор при демонстрации своих достижений: позвольте им написать или рассказать о юморе, который они нашли, нарисовать мультяшную ленту, отражающую что-то в видео, или сделать свои собственные видео на юмористическую тему, подчеркнутую в видео. .

Словесность: Чтобы побудить учащихся к изучению основ пунктуации, предложите им выбрать книгу, которая им нравится, и она станет инструментом обучения пунктуации.

Попросите учащихся выбрать понравившуюся часть выбранного ими текста и попросите их скопировать ее без знаков препинания. Затем вы делаете анонимные копии этих документов без пунктуации и кладете их в ящики, помеченные уровнем сложности (как вы его определяете). Вы можете добавить информацию о теме, чтобы помочь новым «пунктуаторам» выбрать интересующую тему. Вы также можете позволить им выбирать уровень сложности — они могут прогрессировать на своем собственном уровне комфорта, повышая уровень сложности.

Задача учащихся — сделать выбранный текст понятным, расставив знаки препинания. Вы должны отметить, что варианты пунктуации, предложенные первоначальным автором, не являются единственно допустимыми, и когда учащиеся делают другой выбор, класс может обсудить эти различия. Ваши учащиеся получат обратную связь о том, что они развивают мастерство, используя знаки препинания, чтобы понимать все более сложные тексты.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts