Мозговой штурм в психологии это: определение, основные правила и методы

Содержание

Метод мозгового штурма: определение, этапы и правила

Мозговой штурм, или мозговая атака, — это популярный способ находить решения с помощью коллективного разума. К этому методу прибегают и основатели стартапов, и политики, и инвесторы, и те, кому нужно решать творческие задачи. Брейнсторминг — действительно эффективный метод, правда, иногда все сводится к тому, что менеджеров собирают в переговорной и предлагают обсудить какой-то вопрос. Оказывается, этого недостаточно. Forbes составил подробную инструкцию, как правильно провести мозговой штурм

Метод мозгового штурма, или брейнсторминг (от англ. brainstorm), ― это способ коллективного поиска решений для самых разных задач. Его используют в сферах, связанных с анализом информации, где нужно придумывать новые продукты и создавать креативные концепции, например в рекламе и маркетинге, в создании брендов и питчинге сериалов. Целью мозгового штурма является получение нестандартных и эффективных решений в условиях ограниченного времени. Добиваются этого за счет генерирования максимального количества разнообразных идей в процессе совместного обсуждения в команде. 

Эту технику придумал американский психолог и сооснователь сети рекламных агентств BBD&O Алекс Осборн. Один из вариантов мозгового штурма он использовал со своими с сотрудниками еще в 1930-х и описал в книге How to «Think Up» («Как придумывать»), впервые опубликованной в 1942 году. Ключевая мысль Осборна заключалась в том, что чем больше разных предложений получится сгенерировать, тем выше будут шансы найти подходящее решение. Позже его метод перекочевал в сферу бизнес-образования и стал применяться для обучения предпринимателей как в США, так и в Европе. Сейчас придумано уже много способов брейнсторминга, но все они основаны на технике, описанной Осборном.

Правила мозгового штурма

В чем же заключается эта техника и для кого она подходит? Проведение штурма эффективно при решении задач, которые требуют творческого подхода, при этом ответ на поставленный вопрос нужно найти за ограниченный промежуток времени, а привычные стратегии не работают.  

В процессе мозгового штурма участники предлагают первые пришедшие на ум варианты. Разумеется, большинство из вариантов потом отсеивается — нет задачи предлагать только гениальные и оптимально подходящие решения. Главное, чего требуется достичь в ходе мозгового штурма, — высвободить креативную энергию и раскрепостить участников, чтобы они безбоязненно предлагали самые нестандартные решения. 

Материал по теме

Несмотря на хаотичность процесса поиска идей, у хорошего мозгового штурма есть определенные правила. Чтобы брейнсторминг привел к результатам, необходимо подобрать подходящую технику в зависимости от количества участников в коллективе, а также назначить модератора. Он будет фиксировать все идеи, чтобы ни одна не потерялась в пылу обсуждения, а также контролировать обстановку, не допуская балагана. Нужно выбрать место и время, подходящие для всех, а также ознакомить сотрудников с техниками и правилами брейнсторминга заранее.

Важно убедиться, что все участники группы могут свободно высказывать свои идеи и не боятся критики и негативной оценки. 

Осборн сформулировал главные правила мозгового штурма так:

1. Нельзя осуждать и критиковать чужие идеи.

2. Участников надо настроить на то, чтобы они предлагали самые невероятные решения, которые могут прийти им на ум.

3. Важно обсудить максимально возможное количество идей, в надежде, что количество перейдет в качество.

4. Участники должны дополнять, интегрировать и развивать идеи, которые уже были озвучены другими. 

Материал по теме

Фатальные ошибки при мозговом штурме

Одна из самых распространенных ошибок при проведении мозгового штурма заключается в желании поощрить по итогам автора успешной идеи.

Это вызовет ненужные эмоции зависти и конкуренции в команде, а также мешает участникам высказывать действительно все, даже самые дикие идеи. Ведь за «правильный ответ» полагается награда. Важно понимать, что все ответы правильные, а брейнсторминг — коллективная работа. Вклад каждого имеет значение, потому что идеи раскручивают и дополняют все участники процесса.  Можно заранее оговорить вознаграждение за успешно проведенный брейнсторминг, в котором поощрение распределяется равномерно между всеми участниками мозгового штурма, независимо от того, чьи идеи оказались лучше. 

Другая частая ошибка — набрасывать идеи, не слушая и перебивая друг друга. Очень важно назначить модератора, который будет следить за порядком при проведении брейнсторминга, давая слово всем участникам по очереди и предлагая перейти к следующему этапу. Мозговая атака, в ходе которой одни пытаются перекричать других, не будет эффективной.

Если вы пытаетесь вовлечь в брейнсторминг новый коллектив, в котором участники еще плохо знают друг друга либо не раскрыли пока в себе креативность и лидерские качества, может возникнуть обратная проблема — все будут молчать. В таком случае хороший модератор должен сам инициировать процесс, предложив первые идеи либо сформулировав четкие инструкции — например, что все должны высказываться по очереди. Возможно, в некоторых случаях потребуется специальное обучение техникам мозгового штурма. После тоготкак начало обсуждению будет положено, остальным членам команды станет легче развить идеи и предлагать свои.

Этапы мозгового штурма

Мозговая атака проводится в несколько этапов:

1. В начале перед участниками процесса четко ставится задача — чего нужно достичь и в какие сроки, какое количество идей необходимо предложить, кто является заказчиком, какой продукт команда в итоге произведет. 

2. Затем команда переходит к генерированию идей. На этом этапе все участники мозгового штурма предлагают варианты решения проблемы — чем больше, тем лучше. Здесь важно не отметать даже самые абсурдные, на первый взгляд, идеи, а тщательно фиксировать все предложения. На этом этапе жестко пресекается любая критика и оценка идей. 

3. После того как все предложения зафиксированы и есть из чего выбрать, можно переходить к оценке и анализу. Это экспертный этап, где включается критическое мышление и навыки систематизации, взвешивание всех за и против, при котором отбираются только самые подходящие идеи. На этом этапе ни в коем случае нельзя критиковать авторов идей, которые не войдут в шорт-лист лучших. Это противоречит концепции брейнсторминга.

Материал по теме

Методы проведения мозгового штурма

Существует несколько основных методов мозговой атаки. Среди них даже есть индивидуальный мозговой штурм, который предполагает, что высказывает разные идеи и оценивает их критически, отбирая лучшие, один и тот же человек.  

Другой интересный пример брейнсторминга — это

обратный мозговой штурм, когда участники должны предлагать ответы на вопросы типа «Как сделать самый худший продукт?» или «Как добиться провала нашего проекта?». Целью такого мозгового штурма является выявление явных и потенциальных недостатков, сформулировав которые можно будет искать способы их предотвратить или преодолеть.

Еще один метод брейнсторминга — штурм с предварительной экспертной оценкой идей. Он задает высокие требования к участникам, которые должны обладать профессиональной экспертизой в своей сфере, а также иметь опыт мозгового штурма в группе. Такой процесс проводится в несколько этапов:

— каждый из участников заранее готовится и самостоятельно генерирует идеи;

— группа собирается для ознакомления с озвученными идеями, выбирает несколько лучших вариантов, обсуждает их плюсы и минусы;

— затем каждую отобранную идею участники обсуждают в мини-группах, сужая список вариантов до основных и ранжируя их по приоритетности;

— еще один раунд брейнсторминга с обсуждением каждой идеи, который приводит к финальному отбору лучших вариантов.

Еще один метод — «мозговая осада». Эта техника предполагает тщательное и глубокое обсуждение каждой из выдвинутых идей. Такой метод снижает вероятность, что потенциально неплохую идея раскритикую и отбросят на самом раннем этапе. Все предложения участников рассматривают отдельно, доводят до ума и выбирают лучший. Такой метод требует больше времени, но зато дает качественный и обдуманный результат.

Для метода «635» понадобится шесть человек, каждый из которых предлагает по три идеи за пять минут. После этого все знакомятся с вариантами друг друга и в течение пяти минут анализируют каждую. За полчаса таким образом можно получить 18 предложений, из которых затем отбираются лучшие.

Материал по теме

Метод корабельного совета предполагает озвучивание идей «по старшинству». Первым идею высказывает джуниор, последним — старший по команде. На финальное рассмотрение выносится только одна идея.

Плюсы и минусы мозгового штурма

Основной недостаток метода заключается в том, что поиск идей имеет случайный и спонтанный характер, а комплексный анализ всей информации не предполагается — а значит, нет гарантий, что на выходе будет выбрана действительно лучшая идея. По опыту, только небольшая часть идей, озвученных в процессе мозгового штурма, оказывается действительно эффективной.

К недостаткам брейнсторминга можно отнести и то, что далеко не все готовы озвучивать свои идеи публично, боясь осуждения или критики. В то же время более бойкие участники в команде могут затмевать менее активных коллег, из-за чего их предложения рискуют остаться неуслышанными. 

В этом случае хороший результат можно получить, проводя мозговой штурм онлайн. Для этого используются разнообразные доступные сервисы — от Zoom до WhatsApp и Telegram. Многие люди на онлайн-конференциях могут более свободно высказывать идеи, особенно если есть возможность сделать участников такой сессии анонимными. Кроме того, все идеи будут зафиксированы, если вы проводите брейнсторминг в режиме видеоконференции и делаете запись, либо останутся в чате, если вы накидываете идеи в Telegram или WhatsApp. Так ваши идеи не потеряются, правда, найти их в общем чате среди сотен сообщений может быть непросто.

При таком способе затруднительно установить авторство каждой конкретной идеи, и могут возникнуть споры по поводу того, кто придумал, а кто присвоил идею. Впрочем, это скорее плюс, а не минус — ведь авторство идей не имеет значения. Мозговой штурм — это совместное творчество. 

Основной плюс брейнсторминга в формате живого общения заключается в том, что мотивирует всех членов команды активнее участвовать в работе, сплачивает коллектив и способствует развитию творческого мышления.  

Что такое мозговой штурм и как он помогает найти гениальные решения

Когда не получается найти решение проблемы, попробуйте применить мозговой штурм. Разбираемся, что это за метод, чем эффективен и как им пользоваться. Подробно опишем основные техники брейнсторминга. Перечислим правила, которых следует придерживаться для получения результата, и расскажем об основных ошибках.

  • Что такое мозговой штурм
  • Преимущества и недостатки мозгового штурма
  • Развитие творческого потенциала
  • Синергия от совместной работы
  • org/ListItem»> Повышение сплоченности коллектива
  • Возможность проявить себя
  • Отсутствие управления мышлением
  • Психологические блоки
  • Когнитивные помехи
  • Социальная лень
  • Правила эффективного брейнсторминга
  • org/ListItem»> Подготовка
  • Достаточное количество участников
  • Выбор ведущего
  • Знакомство участников
  • Уточнение задачи
  • Время на размышления
  • Записи
  • Отсутствие критики
  • org/ListItem»> Максимум идей
  • Этапы мозгового штурма
  • Подготовка и постановка темы
  • Разминка
  • Генерация идей
  • Систематизация
  • Отбор и оценка
  • Действия
  • org/ListItem»> Техники брейнсторминга
  • Процедура Шаретт
  • Обратный мозговой штурм
  • Мини-штурм
  • Техника рыбьей кости
  • Техника Post-Up
  • Техника NUF
  • Частые ошибки метода мозгового штурма
  • org/ListItem»> Отсутствие конкретной темы
  • Отклонения от темы
  • Неподходящий ведущий
  • Некомфортные условия
  • Большое количество участников
  • Наличие критики
  • Порядок выступлений
  • Паузы
  • org/ListItem»> Однотипность членов команды
  • Неверный настрой
  • Заключение

Что такое мозговой штурм

Мозговой штурм — это метод решения задачи, при котором один или несколько участников генерируют максимальное количество идей, от простейших до абсурдных. Затем идет отбор лучших из них, доработка и реализация.

Основоположником метода брейнсторминга является Алекс Осборн. Он был совладельцем рекламного агентства BBDO и пытался повысить уровень креативности сотрудников. В 1940-х Осборн представил метод, с помощью которого можно расширить границы привычного мышления и создать оригинальную идею.

Иногда мозговым штурмом занимаются в одиночку, но, как правило, это происходит в группе. Сначала участники предлагают идеи, потом комиссия выносит оценки.

Хотя данный метод не лишен недостатков, его применение дает хорошие результаты при соблюдении правил. Можно выделить следующие плюсы.

Развитие творческого потенциала

В ходе брейнсторминга для креативности отсутствуют рамки, можно отпустить фантазию на волю и не бояться критики. В результате рождаются необычные, иногда прорывные идеи.

Синергия от совместной работы

Каждый участник смотрит на ситуацию с позиции своего опыта и компетенций. Разные взгляды на задачу позволяют решить ее наиболее эффективно, с учетом всех нюансов, на которые отдельный человек не обратит внимание.

Повышение сплоченности коллектива

Если добиться доброжелательной атмосферы во время мозгового штурма, все участники будут вовлечены в процесс, ощутят свою значимость для общего дела. Когда один сотрудник обозначает идею, а другие развивают ее, это улучшает взаимопонимание между ними.

Сплочение коллектива — один из бонусов мозгового штурма

Возможность проявить себя

Во время мозгового штурма каждый имеет право высказаться по теме, не опасаясь критики. Возможно, скромный тихоня вынашивает гениальную идею, которая выведет компанию на новый уровень. Но даже если никто не предложит ничего экстраординарного, брейнсторминг поможет зажатым сотрудникам стать увереннее в себе.

Переходим к минусам.

Отсутствие управления мышлением

Зачастую наблюдается ситуация, когда участники постепенно развивают хорошую идею, способную стать решением проблемы. Но тут кто-нибудь озвучивает новое предложение и сбивает общий ход мысли. Нет никаких инструментов, чтобы придерживаться определенной траектории.

Психологические блоки

В группах для брейнсторминга люди нередко малознакомы или не поддерживают общение. Свободно высказываться в таких условиях довольно сложно. Присутствует недоверие, боязнь критики после штурма, опасение, что остальные не поймут идею и сочтут автора чудаком.

На успех мозгового штурма влияют отношения внутри команды

Когнитивные помехи

При работе в группе участникам приходится одновременно концентрироваться на идее говорящего в данный момент, обдумывать свои мысли и стараться не забыть уже высказанные предложения. Естественно, что эффективность страдает.

Социальная лень

Научное название этого явления — эффект Рингельмана. Заключается он в том, что при росте численности группы личная производительность ее членов падает. Размывается чувство ответственности, проявляется ревность, зависть, стеснение и так далее. Но с этим можно бороться, если соблюдать определенные условия — о них речь ниже.

Бесплатная CRM для маркетинга и продаж

Принимайте заказы, контролируйте ход сделок с покупателями, собирайте базу контактов и запускайте маркетинговые кампании с помощью одного инструмента.

Правила эффективного брейнсторминга

Чтобы мозговой штурм принес результаты, требуется выполнять ряд правил.

Подготовка

Предупредите участников за два-три дня, чтобы у них была возможность обдумать задачу и прийти с минимальным набором идей. Подготовьте помещение и все необходимое для брейнсторминга, создайте комфортные условия.

Достаточное количество участников

В идеале пять-семь человек с неодинаковыми профессиями либо универсалов, способных смотреть на вопрос под разными углами. Например, на собрание инженеров можно пригласить дизайнера и маркетолога, чтобы привнести свежие идеи. Больше десяти участников одновременно — перебор.

Выбор ведущего

Необходимо следить, чтобы обсуждение не уходило в посторонние темы и соблюдались правила, а также фиксировать все идеи. Иногда для этого приглашают специалистов со стороны, которые не имеют внутреннего интереса и предубеждений. Чаще функции ведущего выполняет сотрудник компании, в таком случае обучите его заранее.

Знакомство участников

Если не все знакомы, представьте людей друг другу.

Все участники брейнсторминга должны быть знакомы

Уточнение задачи

Подробно опишите задачу, которую необходимо решить, зафиксируйте ее письменно. Убедитесь, что все правильно понимают цель, ради которой вы собрались.

Время на размышления

Определите продолжительность мозгового штурма — от часа до двух-трех, больше не нужно, иначе все устанут, и продуктивность упадет. Дайте присутствующим собраться с мыслями в самом начале и не торопите при обдумывании идей.

Записи

Фиксируйте все предложения на доске или офисном мольберте. Хорошо, если кроме ведущего каждый будет делать записи у себя. В таком случае вы точно ничего не упустите.

Во время мозгового штурма записывайте все идеи

Отсутствие критики

На этапе генерации идей негативные оценки запрещены. Даже если предложение кажется нелепым и бессмысленным, не отметайте его. Порой самые странные идеи превращаются в гениальные решения. Мозговой штурм про выход за рамки привычного, помните об этом.

Максимум идей

Пусть участники не стесняются и озвучивают все мысли по теме, даже сыроватые по их мнению. Остальные подхватят и доведут до ума, если идея стоящая.

Этапы мозгового штурма

Брейнсторминг включает несколько этапов, каждый из которых важно выполнить в полной мере.

Подготовка и постановка темы

Обозначьте тему мозгового штурма, отберите подходящих людей и распределите роли. Убедитесь, что команда четко понимает поставленную задачу. Чтобы получить ответ, нужно задать правильный вопрос. Перефразируйте предмет обсуждения следующим образом: с «Как бы мы могли получать больше качественных лидов?» на «Как мы можем улучшить наш сервис, чтобы выделиться среди конкурентов?». Сообщите правила.

Обеспечьте приятную обстановку: светлое просторное помещение, комфортная температура, удобные стулья, наличие воды, отсутствие духоты и неприятных запахов. Подготовьте все необходимые материалы: доска, маркеры, стикеры и то, что посчитаете нужным добавить.

Проводите брейнсторминг в уютной обстановке

Познакомьте между собой тех участников, которые видят друг друга впервые. Постарайтесь создать в меру неформальную атмосферу, чтобы все расслабились.

Разминка

Этот этап нередко пропускают как несущественный, но разминка помогает настроиться перед основной работой. Используйте игры и упражнения на развитие творческого мышления, попробуйте «взять штурмом» менее масштабную задачу.

Генерация идей

Основной этап — непосредственно мозговой штурм. Пусть каждый участник выложит все идеи, который уже появились в голове. Обычно это то, что лежит на поверхности, и избавившись от банальностей, можно приступать к настоящему креативу. К тому же не зря говорят: все гениальное просто. Вдруг вы найдете решение проблемы в очевидной мысли?

Если простые идеи не устроили, переходите к более творческим. Посмотрите на проблему с совершенно неожиданного угла. Представьте, что вы переместились во времени или оказались в другой стране — как вы справитесь в этом случае? Что бы вы сделали, имея неограниченный бюджет? Как будете действовать, если какой-то закон физики перестанет работать?

Если возникли проблемы с вдохновением, попробуйте поискать его в статье «Как создавать креативную рекламу. Приемы, примеры, советы опытных креативщиков».

Систематизация

Скорее всего, вы получите много идей, удачных и не очень. Чтобы удобнее ориентироваться в этой массе и комбинировать разные предложения, сначала разбейте их на группы. Например, при поиске дизайнерского решения для сайта можно выделять задумки, подходящие под различные стили. Для замыслов, которые не вписываются ни в одну из категорий, сделайте колонку «Разное».

Систематизируйте идеи, полученные в ходе мозгового штурма

Отбор и оценка

Как правило, для оценки формируется отдельная группа людей. Они решают, что из предложенного можно доработать и реализовать. Комиссия проводит анализ и доводит идею до результата, который всех устраивает.

Действия

Это скорее «после штурменный» этап. Вы отобрали идеи для реализации, теперь нужно решить: какой шаг следующий, кто ответственный, когда приступать и прочие насущные вопросы.

Техники брейнсторминга

В зависимости от ситуации и условий можно использовать разные техники мозгового штурма. Разберем самые известные.

Процедура Шаретт

В правилах мы указывали, что оптимальная численность группы для мозгового штурма — пять-семь человек, больше десяти не рекомендуется. Но если участников 15-25, и нужно учитывать мнение каждого, используйте процедуру Шаретт для эффективной организации труда. Когда планируется обсуждение двух и более тем, эта техника тоже подходит.

Поделите присутствующих на группы, в каждой назначьте ведущего. Если тем несколько, группы выбирают по одной для себя. Установите временной интервал для обсуждения — обычно короткий, минут десять. Можно начинать мозговой штурм.

Когда время вышло, результаты группы номер один получает вторая группа, а ее записи передаются третьей, и так до тех пор, пока круг не замкнется. Когда идею одного автора переосмысливает другой, могут возникнуть неожиданные творческие решения.

После этого каждая группа определяет самые достойные по их мнению идеи. Затем записи передают ведущему, который подводит итоги этапа. Далее начинается совместное обсуждение. На первом плане идеи-фавориты. Если их разбор не принес желаемых результатов, тогда переходят к оставшимся предложениям.

Обратный мозговой штурм

У вас есть задача. Подойдите к ней с противоположной стороны. Задайте команде вопросы: как создать проблему или ухудшить ситуацию? Как добиться эффекта, обратного желаемому? Мозговой штурм на такие темы должен пройти продуктивно, ведь ломать легче, чем строить.

Посмотрите на итоги брейнсторминга. Возможно, решение уже перед вами. По крайней мере, вы получили список пунктов «как делать не надо» и поупражнялись в креативности. Если результаты не устраивают, можно воспринимать это как разминку и переходить к другим техникам.

Мини-штурм

Создает нужный настрой перед «основным броском», но и в процессе мини-штурма возможно найти решение.

Каждый участник получает карточку и записывает максимум идей, которые приходят в голову. Заранее определите время сессии, чтобы процесс не затянулся.

Ведущий собирает карточки и размещает на доске. После анализа и систематизации команда пробует комбинировать идеи.

Затем каждый участник получает еще одну карточку и задание: на основе комбинированной идеи создать новую задумку. Ведущий размещает на доске эти карточки, а старые убирает. Начинается анонимное голосование за лучшие идеи.

После этого участники разделяются на группы по три-четыре человека и обдумывают план SMART-действий. В этой модели «S» означает Specific, «M» — Measurable, «A» — Achievable, «R» — Relevant, «T» — Time bound. То есть действия для реализации цели должны быть:

  1. Конкретные.
  2. Измеримые.
  3. Достижимые.
  4. Значимые.
  5. Ограниченные во времени.

Затем идет презентация результатов всей команде и обсуждение. Если требуется выбрать одну идею, проводится итоговое анонимное голосование.

Техника рыбьей кости

Здесь используется диаграмма Исикавы, чаще называемая диаграммой «рыбьей кости». Это инструмент для причинно-следственного анализа, который применяется в самых разных сферах. Впервые был опробован для улучшения качества производственных процессов в автопроме Японии.

Сформулируйте проблему на доске. Участники мозгового штурма выделяют факторы, которые формируют эту проблему: техника, поставщики, новинка конкурентов и так далее. Изобразите их крупными линиями — «костями».

Для каждого названного фактора команда определяет свои подпричины. Они фиксируются на доске в виде тонких линий, отходящих от основных. Таким образом, получается как бы рыбный скелет, отображающий причинно-следственную связь.

Так выглядит диаграмма Исикавы в мозговом штурме. Источник

Теперь можно детально обсудить все факторы, увидеть слабые места и определиться с решением.

Техника Post-Up

Каждый участник получает стикеры, на каждом из которых можно зафиксировать только одну идею. Авторы поочередно прикрепляют их на доску и зачитывают вслух. Если после прослушивания чужих предложений у кого-то появилась новая идея, нужно тоже поместить ее на доску.

В результате перед вами много идей — мешайте их, объединяйте и получайте нестандартные решения.

Техника NUF

NUF — это техника рационального креатива для проверки идей по трем параметрам. Если предложение содержит элементы новизны, способно решить проблему, применимо на практике с технической точки зрения, тогда проверка пройдена.

Дайте каждой идее оценку по десятибалльной шкале по этим параметрам: новая, полезная и пригодная для использования.

Частые ошибки метода мозгового штурма

Чтобы брейнсторминг не разочаровал вас и остальных участников, не допускайте следующие ошибки.

Отсутствие конкретной темы

Важно, чтобы все присутствующие четко понимали цель, ради которой они собрались. Сформулируйте ее максимально точно.

Отклонения от темы

Если ведущий понимает, что обсуждение уходит не в ту сторону, нужно напомнить тему и озвучить вопросы, которые требуют ответов.

Неподходящий ведущий

Этот человек должен уметь занимать позицию наблюдателя-секретаря и при этом обладать навыками организатора. Выбирайте того, кто будет непредвзят к участникам и их идеям.

Некомфортные условия

Для продуктивного брейнсторминга необходима соответствующая обстановка — в правилах уже говорилось об этом.

Большое количество участников

Чтобы не сработал эффект социальной лени, не собирайте большие группы. Если участников много, используйте процедуру Шаретт.

Наличие критики

Во время мозгового штурма критика запрещена, но она может выражаться неявно, в виде скептической улыбки, смешков и разных жестов. Объясните всем на этапе подготовки, что такие проявления тоже недопустимы.

Порядок выступлений

Если на собрании присутствуют люди разного профессионального масштаба — например, главный дизайнер, другие дизайнеры и стажер, — пусть они высказываются в порядке возрастания статуса. В противном случае может наблюдаться психологический эффект согласия с начальством.

Паузы

В идеале мозговой штурм это непрерывная генерация идей. Но если вы решили устроить масштабное мероприятие на 3 часа, то пара коротких передышек допускается. Больше не рекомендуется.

Однотипность членов команды

Желательно собрать людей с разными взглядами, чтобы получить разное видение ситуации. Участники смогут дополнять идеи друг друга, и шансы найти верное решение возрастут.

Неверный настрой

Если сотрудники полны скептицизма, не в меру консервативны и серьезны, вряд ли получится что-то дельное. Наличие прямых конкурентов среди присутствующих тоже мешает созданию атмосферы творчества. Постарайтесь донести посыл: сейчас все заодно, нужно расслабиться и подумать о том, как помочь общему делу.

Заключение

Мозговой штурм — эффективный метод решения разнообразных задач, как в работе, так и в личных делах. Он не лишен недостатков, но при соблюдении ряда правил вы получите пул крутых идей, которые помогут разобраться с проблемой.

А если вам нужны решения по автоматизации бизнеса и повышению конверсии, воспользуйтесь сервисом SendPulse. В удобном конструкторе создавайте email рассылки, запускайте чат-ботов в Telegram, WhatsApp, Facebook Messenger и ВКонтакте.

В SendPulse можно легко и быстро сделать лендинг, мультиссылку Instagram или интернет-магазин. Для автоматизации продаж и общения с клиентами доступна бесплатная CRM-система. В SendPulse также есть инструменты для настройки пуш-уведомлений в браузере и рассылок по SMS и в мессенджерах. В общем, широкий функционал для продвижения бизнеса, который закрывает много потребностей на одной платформе.

Мозговой штурм — IResearchNet

Мозговой штурм — это широко используемый метод стимулирования творческого подхода к решению проблем. На структурированном сеансе люди (обычно в группе) генерируют как можно больше творческих идей. Социальные психологи в основном изучали, эффективнее проводить мозговой штурм в группе или в одиночку, и пришли к парадоксальному выводу, что мозговой штурм часто лучше проводить в одиночку.

В основе процедуры мозгового штурма лежат два основных принципа. Во-первых, людей поощряют придумывать как можно больше идей, потому что чем больше идей, тем выше вероятность того, что среди них есть хорошие («количество порождает качество»). Во-вторых, хотя в конечном итоге качество идей должно оцениваться, генерация идей и оценка строго разделены («отсрочка суждения»), потому что страх перед негативной оценкой мешает творчеству людей. Имеются доказательства обоих принципов: количество и качество идей положительно связаны, а боязнь оценки плохо влияет на качество идеи.

Мозговой штурм обычно проводится в группах, и многие исследования изучали эффективность группового мозгового штурма. Эти исследования постоянно показывают, что люди генерируют больше идей и лучшие идеи, когда проводят мозговой штурм индивидуально, по сравнению с групповым мозговым штурмом. В этих исследованиях количество идей, выдвинутых группой, сравнивается с количеством идей того же количества людей, которые проводят мозговой штурм по отдельности. Подсчитав повторяющиеся идеи (идеи, созданные более чем одним человеком) только один раз, результаты показывают, что N человек генерируют больше идей, чем группа из N человек. Разница довольно велика и увеличивается с размером группы.

Одним из основных факторов, вызывающих так называемую потерю продуктивности групп, является производственная блокировка: члены группы должны ждать своей очереди, чтобы высказать идеи, потому что в любой момент времени может говорить только один человек. Таким образом, члены группы блокируют вклад друг друга, что затрудняет генерацию их идей.

В то же время люди, как правило, думают, что их творческие способности усиливаются в группе, и считают, что подслушивание идей других людей стимулирует. И на самом деле это тоже верно: есть свидетельства того, что слушание того, как другие генерируют идеи, помогает генерировать собственные идеи. Однако производственная блокировка полностью перекрывает эти положительные эффекты в обычных сеансах мозгового штурма. Если идеи не произносятся вслух, а излагаются на листах бумаги (мозговой штурм) или с помощью компьютеров (электронный мозговой штурм), производственная блокировка может быть устранена. Действительно, группы могут быть более продуктивными, чем отдельные люди, когда обмениваются идеями в письменных заметках или с помощью компьютеров, а не произносят их вслух.

Ссылки:

  1. Паулюс П.Б., Дугош К.Л., Дзиндолет М.Т., Коскун Х. и Путман В.Л. (2002). Социальные и когнитивные влияния в групповом мозговом штурме: прогнозирование производственных выгод и потерь. В W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), Европейский обзор социальной психологии (том 12, стр. 299-325). Чичестер, Великобритания: Wiley.
  2. Стробе, В., и Дил, М. (1994). Почему группы менее эффективны, чем их члены: о потерях производительности в группах, генерирующих идеи. В W. Stroebe & M. Hewstone (Eds. ), Европейский обзор социальной психологии (том 5, стр. 271-303). Чичестер, Великобритания: Wiley.

Мозговой штурм — Лаборатория принятия решений

Основная идея

Теория и практика

TDL — это консалтинговая компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Каждая отличная идея начинается с хорошего мозгового штурма. Вы, вероятно, участвовали в бесчисленных мозговых штурмах в рамках учебы или работы, с разной степенью успеха. Иногда групповой мозговой штурм может показаться продуктивным и захватывающим, но в других случаях он может показаться пустой тратой времени. Действительно, несмотря на огромную популярность мозгового штурма, исследования неоднократно демонстрировали, что групповой мозговой штурм неэффективен, но в нем должны быть какие-то преимущества, верно?

Мозговой штурм можно определить как групповой творческий процесс создания возможных решений проблемы, другими словами, совместное обдумывание новых идей за небольшой промежуток времени. Как правило, небольшая группа людей делится идеями друг с другом, и один человек записывает эти идеи для последующей оценки.

Творчество может показаться процессом, находящимся вне нашего контроля — иногда вдохновение исчезает, как только нам нужны новые идеи, — но исследования выявили определенные методы, которые могут улучшить качество наших результатов, когда мы проводим мозговой штурм.

Легче смягчить дикий, чем придумать новый.


– Алекс Осборн

Теория встречается с практикой

TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

История

Алекс Фейкни Осборн, американский специалист по рекламе, впервые популяризировал мозговой штурм в своей книге 1953 года  Прикладное воображение. Осборн описал процесс генерирования новых идей в группе, «используя мозг для штурма творческой проблемы — и делая это в стиле коммандос, когда каждый штурмовик атакует одну и ту же цель». ¹ Осборн выделил четыре правила эффективности мозгового штурма:

  • Фокус на генерации большого количества идей
  • Никакой критики идей
  • Свободное выражение идей – поощряйте дикие идеи
  • Комбинируйте и развивайте идеи других

Мозговые штурмы в рекламном агентстве Осборна, BBDO, следовали этим четырем правилам. Назначенный фасилитатор будет следить за соблюдением этих рекомендаций, контролировать примерно 5-12 участников и указывать решаемую проблему. Кроме того, факторы окружающей среды, такие как яркие цвета стен и привлекательная мебель, способствовали созданию гостеприимной и открытой атмосферы, в которой можно было легко делиться идеями. Стенографистка записывала высказанные идеи, а высшее руководство просматривало результаты мозгового штурма только после окончания сеанса. BBDO, которая ранее испытывала трудности с получением прибыли в 1940-х, выздоровел и добился огромного успеха в 1950-х — видимо, благодаря новой творческой технике Осборна. Мозговой штурм стал широко известен в США, и к 1958 году восемь из десяти крупнейших компаний Америки внедрили мозговой штурм в свою корпоративную культуру. Примечательно, что исследование, проведенное Йельским университетом в 1958 году, показало, что групповой мозговой штурм менее эффективен, чем индивидуальный мозговой штурм, что представляет серьезную проблему для техники Осборна. ² Хотя некоторые из первоначальных правил Осборна для мозгового штурма были подтверждены исследованиями, групповой аспект мозгового штурма неоднократно подвергался сомнению в последующих исследованиях. В исследованиях часто сравнивали «номинальные» группы или совокупность идей, полученных от людей, проводящих мозговой штурм индивидуально, с «настоящими» группами, состоящими из людей, проводящих мозговой штурм вместе. Номинальные группы неизменно оказывались более эффективными в генерации новых идей, чем настоящие группы. Например, в исследовании 1970 года были сделаны те же выводы, что и в исследовании Йельского университета, а также показано, что по мере роста числа вовлеченных людей объединение индивидуальных творческих усилий становится лучшим способом генерации идей по сравнению с групповым мозговым штурмом. ³

Тем не менее, мозговой штурм остается невероятно популярным творческим инструментом для организаций, как вы, вероятно, знаете по собственному опыту. Огромный объем исследований мозгового штурма, начиная с 1950-х годов, может помочь группам и сделать разницу между успешным сеансом мозгового штурма и разочаровывающей тратой времени.

Последствия

Генерация новых идей и творческих решений остается важнейшим навыком любой организации или команды. Таким образом, использование результатов исследований творческих процессов может изменить нашу способность создавать новые высококачественные идеи.

Существует множество статей о методах мозгового штурма и лучших практиках, но исследования неоднократно показывали, что один из основных способов генерировать высококачественные идеи — провести мозговой штурм в одиночку, прежде чем представить свои идеи группе. Таким образом, члены группы могут свободно записывать свои идеи, не мешая социальным явлениям.

Почему групповые настройки снижают эффективность мозгового штурма? Исследователи изучили особенности практик мозгового штурма, которые часто делают этот процесс неэффективным. Корректируя эти части нашего подхода к групповому творчеству, мы можем оптимизировать процесс генерации мощных идей.

Исследование, проведенное в 1987 году, определило производственную блокировку как наиболее серьезное препятствие, приводящее к более низкой эффективности группового мозгового штурма по сравнению с индивидуальным мозговым штурмом.⁴ Производственная блокировка возникает, когда один член группы препятствует продуктивной работе других. Во время мозгового штурма это может произойти, когда один член группы делится своей идеей — другие могут потерять ход мыслей, слушая своего коллегу. Люди, которым требуется больше времени для выражения своих идей, могут усугубить эту проблему, задерживая возможность других поделиться своими мыслями. Подумайте об одном коллеге или однокласснике, который говорит, говорит и говорит — достаточно долго, чтобы потом забыть, что собирались сказать. Это препятствие поддерживает использование чисто индивидуального мозгового штурма, но также может быть решено с помощью электронного мозгового письма или электронный мозговой штурм. В обоих этих методах группа может собраться вместе в общем пространстве или онлайн-платформе и поделиться идеями, написав их, позволяя другим читать их по мере их появления. Блокировка производства уменьшена, так как нет ограничений на то, чтобы один человек говорил одновременно.

Электронный мозговой штурм также устраняет ограничивающие факторы количества людей и боязни оценок. Одно исследование показало, что увеличение числа людей, участвующих в сеансе группового электронного мозгового штурма, увеличивает количество генерируемых качественных идей, хотя увеличение числа участников значительно снижает эффективность традиционных групп мозгового штурма. Кроме того, отказ от общения лицом к лицу может ослабить опасения, связанные с обменом идеями, или боязнь оценок.

Мозговой ход, который просто означает включение движения в процесс мозгового штурма, также может повысить творческий потенциал. Участники могут перемещаться по комнате, чтобы записать различные идеи, или отправиться на прогулку перед мозговым штурмом. Исследования показали, что ходьба повышает уровень креативности в среднем на 60 процентов.

Споры

Многие исследования и статьи выступают против использования традиционного мозгового штурма, однако он остается почти универсальным видом деятельности в организациях и компаниях. В результате исследователи изучили, почему сохраняются неэффективные методы мозгового штурма.

Две основные причины, по которым команды продолжают использовать опровергнутые подходы мозгового штурма: а) повысить степень принятия решений и б) собрать вместе как можно больше творческих умов. Принятие решения относится к поддержке членами команды конкретного проекта, поскольку совместный мозговой штурм увеличивает вероятность того, что все согласятся с окончательной идеей. Вовлечение всех с самого начала поощряет инвестиции в идею. Вторая причина — объединение ресурсов — кажется логичной в том смысле, что большее количество людей может предложить больше идей, но блокирование производства и сдерживающие тенденции могут ограничить эффективность участия многих людей в одном сеансе мозгового штурма. Без критической оценки успеха мозгового штурма можно легко вернуться к тому же неэффективному творческому методу под видом веселого командообразующего действия.

Тем не менее, исследования выявили некоторые положительные стороны правил Осборна для мозгового штурма. Исследование 2011 года поддержало предложение Осборна о том, что участники должны сосредоточиться на количестве идей, а не на меньшем количестве высококачественных идей. Группы мозгового штурма с целью выработки наибольшего количества идей показали лучшие результаты, чем группы с целью получения ответов самого высокого качества, совместной цели качества и количества и отсутствия цели вообще.

Кроме того, Осборн обратил внимание на социальные явления, повышающие креативность и продуктивность в групповых условиях, а именно  социальная помощь . Просто быть в окружении других, пока они придумывают идеи, может вдохновить на большую креативность и эффективность. Однако в дополнение к риску блокировки производства в группах влияние других людей также может быть препятствием для творчества.

Наше желание угодить взглядам группы может привести к сходным течениям мыслей и последующим идеям, также известным как групповое мышление . Отсутствие правила критики может привести к тому, что плохие идеи сохранятся дольше и вдохновят других продолжать мыслить в том же духе, что в конечном итоге может оказаться бесполезным. Групповое мышление  возникает, когда группа соглашается с общей идеей без критической оценки.¹º Хотя мозговой штурм всегда задуман как просто первый шаг перед суждением, динамика власти также может влиять на то, разделяются ли определенные идеи. По этой причине Осборн поощрял мозговой штурм среди сотрудников одного ранга, но соответствие, тем не менее, может оставаться проблемой в зависимости от культуры группы. Идеи самых громких членов группы часто захватывают сессию, или известные предпочтения начальника могут направлять идеи в узком направлении.

Более того, люди в групповых условиях склонны снижать свои творческие способности или навыки до менее творческих или продуктивных людей. Это явление, часто наблюдаемое в спортивной практике, когда лучшие спортсмены снижают свое мастерство, тренируясь с игроками более низкого уровня, означает, что высокоэффективные люди будут выступать на более низком уровне, чем их коллеги, подавляя их потенциально эффективный вклад.¹¹

Эффективность сеанс мозгового штурма также зависит от личностей людей в группе. Например, одно исследование показало, что социально тревожные люди хуже справляются с мозговым штурмом. Авторы продемонстрировали, что сдерживание социально тревожных людей в группе может еще больше помешать другим открыто делиться идеями, тем самым снижая общую эффективность группы. В декоре комнаты кажется, что опасения все же могут закрадываться — до такой степени, что индивидуальный мозговой штурм, в котором люди сами придумывают идеи, прежде чем представить их группе, становится более эффективным.

Начало повсеместной удаленной работы и электронного мозгового штурма может предложить оптимальное решение основных препятствий для группового мозгового штурма, сохраняя при этом положительный эффект от принятия решений и социального содействия. Исследование показало, что электронный мозговой штурм более эффективен и дает более высокие результаты, чем вербальный мозговой штурм, даже несмотря на то, что оба они проводятся в группе. личный мозговой штурм. Этот метод также сохраняет положительное влияние объединения ресурсов и поощрения совместного инвестирования в выдвигаемые идеи.

Первоначальные правила мозгового штурма Осборна используют некоторые социальные явления для повышения творческого потенциала, но традиционный мозговой штурм также становится жертвой других психологических тенденций, которые снижают производительность. В результате лучшие методы мозгового штурма в вашей команде, вероятно, будут зависеть от различных факторов, таких как размер группы, уровень комфорта и динамика силы группы. Поскольку работа стала более удаленной и гибкой, традиционный мозговой штурм может, наконец, прийти в упадок, если электронный мозговой штурм окажется более эффективным.

Сопутствующий контент TDL

Как работа на дому может улучшить общение и творчество вашей команды

Преимущество индивидуального мозгового штурма перед групповыми занятиями стало более распространенным, поскольку пандемия COVID-19 вынудила широко распространить удаленную работу. Здесь исследуются преимущества командного творчества в условиях онлайн-работы, в том числе внедрение электронного мозгового штурма, который может включать аспекты индивидуального и группового мозгового штурма, чтобы получить положительный эффект от обоих.

Социальная леность

Социальная леность — это явление, при котором люди прилагают меньше усилий в группе, чем если бы они работали в одиночку. Исследователи исследовали эту тенденцию как препятствие для эффективного мозгового штурма, предполагая, что другие могут полагаться на нескольких ключевых докладчиков для участия в сеансе мозгового штурма, а не предлагать свои собственные идеи.

Групповое мышление

Групповое мышление может стать еще одним препятствием для хорошего мозгового штурма. В среде без критики, как предположил Осборн, это необходимо для мозгового штурма, идеи и линии мышления могут легко сойтись воедино. В этой статье исследуется наша склонность подчиняться и даже придерживаться плохих идей, когда критика не приветствуется.

Источники

  1. Безант, Ханиша. Путешествие мозгового штурма. (2016) Журнал преобразующих инноваций.  2(1), 1-7. https://www.regent.edu/acad/global/publications/jti/vol2iss1/Besant_JTISU16A.pdf
  2. Тейлор, Д., Берри, П., и Блок, К. (1958). Групповое участие при использовании мозгового штурма способствует или препятствует творческому мышлению? Ежеквартальный журнал по административным наукам,  3(1), 23–47. doi:10.2307/2390603
  3. Бушар, Т.Дж., младший, и Хэйр, М. (1970). Размер, производительность и потенциал в группах мозгового штурма. Журнал прикладной психологии, 54 (1), 51–55. https://doi.org/10.1037/h0028621
  4. Диль, Майкл и Штробе, Вольфганг. (1987). Потеря производительности в группах мозгового штурма: на пути к решению загадки. Журнал личности и социальной психологии. 53. 497-509. 10.1037/0022-3514.53.3.497.
  5. Томпсон, Ли. (2017) Как «Брейнрайтинг» может получить лучшие идеи от вашей команды. Гарвардский бизнес-обзор. https://hbr.org/sponsored/2017/05/how-brainwriting-can-get-better-ideas-out-of-your-team
  6. Гэллупе, Брент, Деннис, Алан Р., Купер, Уильям Х., Валачич, Джозеф С., Бастианутти, Лана М. и Нунамейкер, Джей Ф. мл. (2017). Электронный мозговой штурм и размер группы. Журнал Академии управления. 35(2). https://doi.org/10.5465/256377
  7. Оппезо, Мэрили и Шварц, Дэниел Л. (2014 г.) Дайте своим идеям опору: положительный эффект ходьбы на творческое мышление.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts