Музыкотерапия для взрослых: Музыкотерапия как метод психологической коррекции​

Содержание

#пронауку: что и как лечат с помощью музыки

Жизнь

Кадр из фильм «Фрэнк»

© kinopoisk.ru

Автор Любовь Алтухова

22 мая 2019

Для избавления от стресса можно пойти в спортзал, бар или к психотерапевту. Становится популярным и еще одно средство — музыкотерапия. Выясняем, как она работает.

Широкую известность музыкотерапия получила после того, как Жерар Депардье заявил о том, что музыка помогла ему решить проблемы с дикцией. Психотерапевт дал актеру рекомендацию в течение нескольких недель каждый день по два часа слушать Моцарта. 

 

Музыка для концентрации внимания

Регулярное прослушивание любимой музыки, особенно классической, помогает в адаптации, уменьшает тревожность и усталость. К такому выводу пришли ученые Стэнфордского университета. Испытуемых поместили в аппарат МРТ и включили им сочинения английского композитора XVIII века Уильяма Бойса. Мозг подопытных особенно активизировался, когда мелодия затихала на пару секунд.

В этот момент они думали о том, что же будет дальше. Исследователи проверили влияние музыки на способность к прогнозированию и обновлению событий в памяти — оно оказалось положительным.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Что и для чего слушать

Чтобы лучше сконцентрироваться, можно включить композиции XVIII века, того же Моцарта, например. А чтобы мотивировать себя, нужны мелодии с глубоким басом. Исследователи из Колумбийского, Северо-Западного университета США и французской бизнес-школы INSEAD решили проверить, как количество басов влияет на ощущение силы. Трек с обилием низких частот воодушевляет сильнее, чем идентичная музыка без баса, независимо от жанра и смысловой нагрузки. Причем как во время прослушивания, так и после. Ученые также выяснили, какие треки заставляют «идти в бой». Например, вот эти:

Музыка в арт-терапии

Музыкальные композиции выступают одним из главных методов воздействия в арт-терапии. Ее, как правило, сочетают с танцами, рисованием, лепкой из глины, чтением книг или разыгрыванием пьес.

«С помощью музыки пациент выражает свои подсознательные чувства: любовь, боль, страдание и достигает катарсиса, после которого эти чувства перестают бессознательно им управлять», — пишет Елена Медведева, автор книги «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном и инклюзивном образовании». Основная цель — перестать боятся самовыражения. В кабинете или студии арт-терапевта этому научиться гораздо проще, чем перед публикой. Комплекс действий может помочь людям, страдающим депрессией, биполярным расстройством и другими заболеваниями. Ученые выяснили, что двухмесячный курс поднимает самооценку и настроение пациентов при депрессии.

Кадр из фильм «Фрэнк»

© kinopoisk.ru

Музыкотерапия может быть пассивной, когда человек просто слушает музыку, и активной, когда добавляется игра на музыкальных инструментах или пение. Иногда терапевт играет и поет вместе с пациентом. «При этом совершенно необязательно владеть музыкальным инструментом, самое главное — это творчество и спонтанность, — рассказывает арт-терапевт и клинический психолог Жанна Сафиуллина.

 — Если человек не умеет играть, используются ударные инструменты: барабаны, маракасы и ксилофоны. Были попытки сделать что-то вроде плей-листов для определенных заболеваний, но спонтанное творчество может принести гораздо больший эффект».

Обычно пациент участвует в выборе музыки, но так бывает не всегда. «Бессознательное проявляется через музыкальные вкусы, а терапевт может предложить что-то непривычное», — подчеркивает Сафиуллина. Главное не сама игра или пение, а приходящие на ум ассоциации. Творчество не оценивается.

Чтобы установить доверие с терапевтом, как правило, достаточно одной–двух встреч. «Для кого-то нужно порядка восьми сеансов, если основная проблемная зона — недоверие. Крайне редко человек приходит и сразу начинает рисовать или играть. Исполнять и слушать музыку можно 15 минут, а остальное время обсуждать актуальную тему. Со взрослыми сеанс обычно длится около часа, с детьми — в два раза меньше», — рассказывает арт-терапевт.

Лечение музыкой

Музыка может служить дополнительным средством лечения. Например, для людей, страдающих от деменции легкой и средней тяжести. Результаты исследования финских ученых показали, что с помощью музыки у пациентов улучшается память и настроение.

Людям с особенностями развития музыка помогает взаимодействовать с другими. Для этого ее часто слушают в группах детей с аутизмом. Помимо повышения навыков коммуникации, участники музыкальных сеансов улучшают свою восприимчивость и мелкую моторику. Как выяснилось в ходе исследования, дети-аутисты, по сравнению с детьми без особенностей, показывают равные или превосходящие способности к распознаванию эмоций и восприятию тона в музыке.

Эффективность показала и музыкотерапия пациентов на реабилитации. С помощью правильно подобранных мелодий им легче удается вернуться к привычному жизненному ритму. Обучение и игра на музыкальных инструментах влияет на стремление выздороветь. Хотя ученые не отрицают, что такая терапия нуждается в дальнейшем изучении.

Кадр из фильм «Фрэнк»

© kinopoisk.ru

Музыка благотворно влияет не только на пациентов, но и на команду врачей в операционной. Так, британские ученые из Университетского госпиталя Уэльса установили, что 80% хирургов оперируют под музыку, причем чаще всего это ведущие хирурги с большим опытом. Все же мнения о пользе музыки в качестве фона для операции разнятся. Некоторые хирурги утверждают, что она успокаивает и помогает команде работать слаженнее, другие — что организованные по высоте и ритму звуки отвлекают.

Создавать музыкальный фон в операционной советуют не только врачам, но и пациентам, которым предстоит пробуждение от наркоза. Она успокаивает и отвлекает от плохих мыслей.

Терапевты и целители

Люди, называющие себя целителями, также прибегают к музыкотерапии. «Некоторые предлагают использовать фоновую музыку для восстановления зрения, улучшения почечной функции и разглаживания морщин. Нужно очень осторожно относиться к таким заявлениям», — предупреждает член комитета по связям с общественностью Всемирной федерации музыкальной терапии Алиса Апрелева. Стоит как минимум ознакомиться с документами о профессиональной квалификации специалиста и его научными публикациями на эту тему.

Музыка может привести к сильным эмоциональным переживаниям и негативно сказаться на физическом состоянии. «Мы можем влиять на речь, движение, эмоции, память и внимание, выбирая необходимый тип музыкального воздействия. Примерно как врач выписывает необходимое лекарство», — объясняет Апрелева.

Кадр из фильм «Фрэнк»

© kinopoisk.ru

Музыкотерапия в образовании

В большинстве стран музыкальная терапия — это вспомогательная профессия здравоохранения, требующая профильного образования как минимум на уровне бакалавриата, чаще — магистратуры, а также дополнительной сертификации, как у медицинских работников. Музыкальные терапевты могут работать в медицине, занимаясь паллиативной помощью, в индустрии ЗОЖ, лечебной педагогике, психотерапии, психиатрии, гериатрии. Профессиональный музыкальный терапевт обменивается информацией с другими специалистами: лечащим врачом, психологом, педагогом, логопедом, помощником по уходу, даже если музыкальная терапия становится основным видом лечения.

В России пока нет образовательных и профессиональных стандартов музыкальной терапии, но есть профильные курсы повышения квалификации и Ассоциация музыкальных психологов и психотерапевтов. Спрос на услуги этих специалистов в последние годы растет.

Теги: музыка

Эффективное использование музыкотерапии //Психологическая газета

Статья предоставлена номинантом Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2014 года

В настоящее время появилось много информации о пользе музыкотерапии. Предлагаются всевозможные композиции в классическом звучании, в современной обработке и т.д. С другой стороны, используя предоставленную богатую информации, надо помнить о пользе и противопоказаниях музыкотерапии (МТ). Если предлагать МТ в медицинских целях, это должен делать психолог с медицинским образованием.

Я работаю как психолог с педагогическими функциональными обязанностями. Основная  направленность моей деятельности: «Создать условия для проведения социально-оздоровительных и профилактических мероприятий с целью продления возможностей самореализации гражданами пожилого возраста и инвалидов своих жизненно важных потребностей». (3)

«Самая красивая, спокойная, интересная, полезная, приятная процедура  — это в вашем  кабинете», — так говорят мне мои клиенты. Это пожилые люди в возрасте от 55 до 75 лет и старше. Наш социально-оздоровительный центр (СОЦ) открыт 16 ноября 2013 года. Деятельность центра направлена  не столько на оздоровление, сколько на предоставление людям пенсионного возраста возможности общаться, проводить совместный досуг, прожить еще раз свою молодость в песнях, танцах, клубах, где никто им не укажет на их возраст, внешний вид, на проблемы со здоровьем. Клиенты СОЦ – разного уровня образования, социального статуса, семейного положения. Но в нашем центре они все – ОТДЫХАЮЩИЕ и ОЗДОРАВЛИВАЮЩИЕСЯ!

Основные заболевания  клиентов СОЦ : сердечно — сосудистые и  проблемы  опорно-двигательного аппарата. С данной категорией граждан я провожу групповые сеансы интегративной музыкотерапии ( ИМТ пассивной).

Почему именно ИМТ? ИМТ – интеграция физиологии, рефлексотерапии, музыкознания.  Сердечно — сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. ИМТ используется также и как вспомогательное средство в системе оздоровительных лечебных процедур, а иногда и единственное. Клиентам с высоким давлением отменяют практически все медицинские процедуры. Я обучаю их простейшим приемам медитации, аутогенных упражнений.

Терапия на данных сеансах — это тепло, внимание, забота, спокойствие, отдых, созданный психологом. Я создаю те условия, которые решают проблемы психоэмоционального благополучия.  «Угашение» отрицательных факторов и воспитание положительных эмоций, укрепление самообладания, обеспечение гармонического соотношения эмоций с интеллектом и волей являются чрезвычайно важными в профилактике различных заболеваний и в психогигиене. Сеансы ИМТ разрушают позицию клиента: «Все плохо!»: уменьшают злость, гнев, тревогу, беспокойство, раздражение, негатив. Эмоции поддаются воспитанию и перевоспитанию.

Музыка для сеансов ИМТ накладывается на соответствующие  теме музыки слайды: картины природы, птиц, явлений природы, красок. Каждый слайд имеет свое воздействие, свое место в наборе. В музыкальном потоке они обладают целительной энергетикой. Картинки, фото, рисунки воздействуют не словами, а образами, несут определенный положительный заряд.(4)

Коррекция психоэмоциональных нарушений осуществляется на основе синтеза музыкального и зрительного восприятия; музыкоцветотерапия (восприятие музыки с цветом), музыкоизотерапия (восприятие музыки и рисование в песочнице, восприятие картин и красок природы), погружение в музыкальное произведение с помощью  литературного произведения (библиотерапия), стихов, притч, изречений древних мудрецов.

В программе  используются слайды семи цветов радуги. Цветотерапия по краскам радуги, цветные сеансы, краски времен года; заката, ночи, рассвета, дождя. Краски гор, моря, леса, листьев, цветов. Я включаю в сеансы ИМТ произведения с музыкальными инструментами: скрипка, фортепиано, орган, флейта, барабан, арфа, виолончель. Музыкальные произведения, включающиеся в программу, состоят из двух частей по громкости: то тихое звучание, то громкое. Музыка, успокаивающая одного человека,  благотворно влияет на другого, заставляет активно работать творческие отделы головного мозга у третьего. Музыкальное произведение на сеансе повторяется 4-6 раз, не более. Но на различных слайдах, при смене слайдов от 30 секунд до 60. На групповых  сеансах  от 1-2 до 6 человек. В день 7-8 сеансов по 25-35 минут. Группы ИМТ складываются ежедневно стихийно, в свободное время для клиентов между медицинскими процедурами. Тема сеанса обычно выбирается группой. Достигается умением  договариваться и прислушиваться друг к другу при умелом настрое психолога. На время написания статьи создано 16 программ, учитывая пожелания клиентов.

Программа включает систему сеансов: групповые, индивидуальные, просветительские, практические. У отдельных пожилых людей   с психосоматическими расстройствами классическая музыка вызывает очень бурное реагирование: слезы, отказ, негатив, отсутствие мотивации. В основном, причина – в семейных трагедиях и жизненных неурядицах. Таких клиентов я приглашаю на индивидуальные сеансы, на которые они идут с удовольствием. Пожилым людям старше 70 лет хочется общения, бесед, советов, простого выслушивания их жизненных проблем.  Я предоставляю им такую возможность. Это происходит через общение с песком, музыкой, беседой. Группа клиентов, с противопоказаниями к ИМТ,  активно принимает участие в практикумах, тренингах, лекциях, семинарах.

Что особенно любят мои клиенты? Музыку Джованни Альбинони. Звучание органа и флейты. Обучение приемам концентрации и расслабления психического состояния одновременно (управление вниманием). «Весенний вальс» Ф. Шопена и слайд-шоу «Пробуждение природы».  Первые весенние цветы в сочетании с музыкой восхищают и успокаивают клиентов. Слайд-шоу «Лебеди» под чарующую музыку Э. Морриконе «Душа» активизируют сенсорные системы, вызывают восхищение классикой природы. Стимулирует творческие отделы области головного мозга «Симфония №40» В. А. Моцарта. Краски радуги обещают светлое, радужное будущее.  Уменьшает раздражительность, разочарование, повышает чувство принадлежности к прекрасному миру «Лунная соната» Людвига ван Бетховена. Сопровождает музыку слайды  в фиолетовых красках, на лунной дорожке история любви  прекрасной пары. Вихри листопада и музыка М. Огинского «Полонез. Прощание с Родиной» поднимают настроение, жизненный тонус, улучшают самочувствие. Белые краски зимы, простор русской природы и красота юной девушки  к  музыкальной  картине Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» повышают чувство принадлежности к прекрасному миру, успокаивают и снижают агрессивность.

В начале сеанса ИМТ я использую тексты библиотерапии. Текст, читаемый перед звучанием музыки, обязательно наполнен оптимистичным содержанием, позволяет формировать у членов группы позитивную установку и образы, вызывающие положительные, оптимистичные ощущения и настроение.

1. Тема «Летнее утро». А. Дворжак, Славянские танцы. Стр.186-187.
2.Тема «Ручеек — полноводная река. Музыка Ф.Шопена, Прелюдия; Э.григ, Пер Гюнт. Утро. Стр.198-199.
3. Тема «Прекрасный цветок». Музыка П.И.Чайковского, Вальс цветов из балета «Щелкунчик». Стр.202-203.
4. Тема «Мать и дитя». Музыка  Ф.Шуберта, «Аве Мария» в инструментальном переложении Р.Клайдермана и Д.Ласта. Стр.204.
5.Тема «Бущующее море». Музыка С.Рахманинова, Второй концерт для фортепиано с оркестром. Стр.222.
6. Тема «Осенний день». Музыка М.Огинского, Полонез «Прощание с Родиной». Стр.234.
7. Тема «Узоры на асфальте». Музыка А.Н.Скрябин. Стр.242-243.    
8. Тема «Цветок» — пластический тренинг. Музыка Ф.Шопена, Весенний вальс. Стр.248.
9. Тема «Дерево». Музыка Римского-Корсакова. Стр.250-251.
10. Тема «Ласковые волны». Музыка Э.Грига,  и волны океана. Стр.259-260.
11. Тема «Свежий ветерок». Музыка Штраус, сказки Венского леса. Стр.268-269.
12. Тема «Классика в природе». Телесно-ориентированная терапия « Именно сегодня». Музыка Э.Морриконе, Душа. Стр.184-185.
13.Тема «Земля-Космос-Земля». Аутотренинг. Музыка Т. Альбинони, Адажио. Орган, флейта. Стр.182-183.
14. Тема «Зимняя дорога». Музыка Г.Свирирода, Музыкальная иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Метель». Стр.216-217.
15. Тема «Фиолетовые краски». Аутотренинг (освоение приемам традиционной релаксации). Музыка Л. ван Бетховена, Лунная соната. Стр.241-242.
16. Тема «Радуга». Музыка В.А.Моцарта, Симфония №40. (2)

Песочная терапия «Сад камней» — прекрасная терапия для взрослых с личностными нарушениями. Она предоставляет возможность клиенту в ходе индивидуального консультирования снять эмоциональное напряжение, освободиться от груза душевных проблем, выговориться, понять источник проблемы. Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Нежная, легкая, красивая музыка способствует освобождению от накопившейся  негативной энергии.

Оборудование: песочница, неограниченный набор речных камней (волжская галька), «музыкальная шкатулка». При желании клиенту предоставляются разноцветные камешки.

Темы, которые предлагаются клиенту для песочной терапии «Сад камней»:

1. Образы, связанные с ощущениями здоровья.
2. Любимый уголок природы.
3.Идеальный мир.
4. Воспоминания.
5. Прошлое, настоящее и будущее.
6. представления о будущем.
7. Жизненный путь.
8. Жизненные проблемы (приоритеты).
9. Моя проблема.
10. Моя семья.
11. Символический автопортрет.
12. Сотворение мира.
13. Путешествие (сказочное или в мир мечты).
14. Элементы природы (стихии).
15. Мир животных.
16. Модель Вселенной.

Музыку выбирают сами клиенты. В основном это «Звуки природы. Морские волны», «Золотая классика», «Шедевры классической музыки», Шедевры классической музыки для релаксации и медитации, музыка для релаксации «Единение с природой». Песочная терапия «Массаж мелкой моторики пальцев рук» помогает почувствовать изменения в двигательных функциях руки и пальцев рук, проводить профилактику нарушений.

Оборудование: песочница (столик с бортами, покрыт стеклом и листом ватмана, освещается снизу лампой дневного света) размером 50-70-10.

Песок для массажа проходит обработку: заливается густым раствором марганца и 1-2 часа прогревается в духовке. Песок приобретает мягкость,  эластичность, приятный золотистый цвет.

Метод песочной терапии на сегодня — самый действенный и результативный. Самый сжатый по срокам и при этом самый мягкий и экологичный.  Тренирует мелкую моторику рук. У этого вида терапии нет противопоказаний и побочных эффектов. В пожилом возрасте  по причине различных заболеваний происходит нарушение в точных, координированных движениях кистей и пальцев, которые необходимы для выполнения социально-бытовых нужд. Наиболее лучший профилактический способ — это песочница.

Упражнения: на тактильную чувствительность, игры с песком кулаком, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметричное двумя руками, отсечение-собирание песка ребром рук в центр песочницы, насыпание из кулачка «Песочный дождь». Все упражнения проводятся по порядку: правой рукой, левой, одновременно двумя. Упражнения взяты из техники рисования песком.(1)

Значение музыки и ее воздействие на человека очень велико. Музыка – как метод терапии воздействует на самые глубокие процессы в организме, укрепляет защитные силы, освобождает сознание от «психического мусора», напитывает положительной  энергетикой жизненные силы пожилого человека. Сеансы ИМТ адаптированы к данной группе пожилых людей. Несмотря на краткосрочность терапевтических сеансов, можно с удовлетворением отметить положительную динамику в эмоциональном благополучии отдыхающих,  уверенности в своих силах. Особенно важным представляется то, что клиенты СОЦ приобретают ценный опыт по психологической и психосоматической защите своего здоровья. .

Попробуйте, и ВАМ понравится!

Библиографический список:
1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. — СПб.: Речь, 2009. Песочница в арт-терапии. Стр.148-156. Песочница в семейной арт-терапии. Стр.157-160.
2. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов вузов / В.В.Ткачева. — М.: АСТ; Астрель, 2007.
3. Устав ОГКУ СО «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов в г.Новоульяновск». Ульяновск, 2013.
4. Шевченко М.Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. – СПб.: Питер, 2007.

15 Занятия и инструменты для музыкальной терапии

Иногда хороший кофе и хорошая музыка — это все, что нам нужно, чтобы расслабиться. Музыка затрагивает все аспекты нашей жизни – физические, эмоциональные, психологические и поведенческие.

В качестве терапии музыка — проверенный способ уменьшить стресс и войти в осознанное состояние сознания.

Музыкальная терапия включает в себя слушание, общение и понимание. Это популярный метод, используемый в больницах, учебных заведениях и других клинических учреждениях, чтобы облегчить клиентам и создать им комфортные условия.

Психологи считают, что музыкальная терапия улучшает качество жизни (Scott, 2018). От боли до личных потерь, от расстройств внимания до проблем в отношениях, музыкальная терапия — это одно решение, которое подходит всем.

Профессор Сюзанна Хансер из Музыкального колледжа Беркли сказала, что музыкальная терапия служит пяти важным целям:

  1. Переключение внимания с проблем на решения.
  2. Ритмичная структура для расслабления и дыхания.
  3. Помощь клиентам в визуализации позитивных образов, вызывающих удовольствие и счастье.
  4. Помогая им достичь состояния глубокого расслабления.
  5. Изменение настроения.

Музыкальная терапия является бесспорным средством лечения негативного стресса и нагрузки. В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее полезных ресурсов по музыкальной терапии для детей и взрослых. Инструменты, упомянутые в следующих разделах, с рядом упражнений, занятий и видов музыки могут стать отличным началом для раскрытия реальных преимуществ музыкальной терапии на всех уровнях.

Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши 3 упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое мероприятия и инструменты музыкальной терапии?
  • 3 техники музыкальной терапии
  • Взгляд на музыкальную терапию
  • 3 примера музыкальной терапии в действии
  • Общие вопросы о применении музыкальной терапии
  • 3 Музыкально-терапевтические занятия и упражнения
  • Идеи приложений для детей
  • 2 рабочих листа по музыкальной терапии
  • 2 анкеты (включая PDF)
  • 2 книги по музыкальной терапии
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое мероприятия и инструменты музыкальной терапии?

Музыкальная терапия – это экспрессивная арт-терапия. Пишете ли вы песню, слушаете ее или поете вместе — музыкальная терапия в любой форме требует некоторой формы общения и выражения.

Музыкальная терапия в основном проводится под наблюдением, когда терапевт использует специальные инструменты или другие механизмы для успешной реализации программы.

Например, музыкальные инструменты, такие как гитара или фортепиано, являются популярными инструментами музыкальной терапии. Некоторые формы музыкальной терапии также включают образы, когда терапевт мягко направляет клиента, чтобы представить себя в приятной ситуации, и играет успокаивающую музыку, чтобы создать для нее подходящую атмосферу.

Музыкальные терапевты используют множество инструментов и упражнений.

Некоторые из них:

Музыкальный инструмент

Клиенты любят слушать, как их терапевт играет и подпевает. Наличие гитары, укулеле, клавишных или арфы отлично подходит для того, чтобы скрасить сеанс. Он приносит немедленное чувство радости и блестяще работает с молодежью в музыкальной терапии.

Динамик

Воспроизведение музыки на хорошем динамике идеально подходит для групповой терапии. Это создает ощущение средств к существованию и побуждает клиентов участвовать в процессе. Кроме того, это также помогает терапевту убедиться, что его слышно всем.

Экран для визуальной деятельности

При использовании визуальных образов для сопровождения музыки терапевты часто держат планшет или другие устройства для проецирования изображения на экран. Помимо вовлечения клиентов на протяжении всего сеанса, визуальные инструменты действуют как катализатор в усилении положительного воздействия музыки на наш разум.

Бумага и ручка

Многие музыкальные терапевты хранят ручку и бумагу для записи обратной связи и управления ею. Он также используется при написании песен или играх с завершением предложений, когда клиенты выражают себя словами.

Основной целью музыкальной терапии является укрепление эмоциональных способностей человека и призыв к позитивному изменению мышления. Для достижения этих целей профессионалы используют различные методы или занятия музыкальной терапией (Кимберли, 2012).

Например, некоторые занятия музыкальной терапией включают:

  • Написание и пение песен.
  • Импровизация песен и музыкальных произведений.
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Использование музыкальных устройств и технологий.
  • Прослушивание музыки (с визуальными образами и без них).
  • Обмен информацией через музыку.

3 Методы музыкальной терапии

Какие методы музыкальной терапии вы знаете? Мы размышляем о трех техниках.

1. Игра на барабанах

Игра на барабанах — отличный музыкальный инструмент, вызывающий беззаботное веселье, позитивную зависимость и беспрепятственное вовлечение. Ученые считают, что игра на барабанах повышает клеточную активность, которая помогает организму бороться с неврологическими и эндокринологическими расстройствами.

Помимо улучшения функций организма, игра на барабанах также имеет положительный социальный оттенок и объединяет людей в группу.

Нет правил игры на барабанах. Клиенты вольны выбирать свой путь и играть на инструменте так, как им нравится.

Рик Аллен, известный барабанщик и основатель Raven Drum Foundation, предположил, что игра на барабанах дает следующие непосредственные преимущества:

  • Снижение стресса, травм и беспокойства.
  • Контроль симптомов хронической боли.
  • Восстановление иммунной системы.
  • Создание чувства социальной связи.
  • Эмоциональный катарсис или высвобождение сдерживаемого гнева и агрессии.
  • Предоставление возможностей для самореализации и самоанализа.

2. Пение

Пение – это универсальная техника музыкальной терапии, подходящая для клиентов всех возрастов и профессий. Он был включен в различные формы и виды деятельности и сегодня является широко используемым инструментом музыкальной терапии. Многие психологи называют пение «мега-витамином» для мозга.

Исследования показали, что прослушивание песен или пение вместе с ними помогает восстановить поврежденные ткани мозга. По этой причине пение является важной частью лечения болезни Паркинсона, деменции или болезни Альцгеймера (Gerdner and Swanson, 1993).

3. Виброакустическая терапия

Виброакустическая терапия или ВАТ – это научный подход к сочетанию низкочастотных вибраций с резонаторами медленной музыки. Международное общество НДС отметило, что «звуковые волны помогают распространять положительную энергию по всему телу». Они активируют тело и позволяют ему использовать встроенные механизмы восстановления для успокоения ума и тела.

Взгляд на вмешательства в области музыкальной терапии

Вмешательства в области музыкальной терапии можно разделить на активные и рецептивные вмешательства. В целом, все формы музыкальной терапии используют силу мелодий и звуковых волн, чтобы проникнуть в человеческий разум и помочь ему достичь умиротворенного состояния. Создает ли человек музыку, играет ее или слушает, мгновенные эмоции, которые вызывает этот процесс, помогают сместить фокус в положительную сторону.

Активное музыкальное вмешательство — это вмешательство, при котором клиенты и терапевты в равной степени вовлечены в терапевтический процесс. Такие занятия, как танцы, групповое пение, сольные выступления или музыкальные игры, являются идеальными примерами активных вмешательств музыкальной терапии.

При рецептивном или пассивном вмешательстве клиенты чаще слушают, чем исполняют. Эти вмешательства включают в себя музыкальную релаксационную терапию, осознанную музыкальную медитацию и тому подобное.

Популярным музыкальным вмешательством, на которое полагаются многие нейробиологи, является нейрологическая музыкальная терапия или НМТ. Это научная техника, которая записывает функции мозга до и после воздействия расслабляющей музыки, чтобы вызвать у клиента желаемые изменения. НМТ — это терапия выбора для помощи клиентам с нейролингвистическими проблемами, а также она помогает в развитии двигательных навыков у детей и молодых людей. (Кельш, 2009 г.).

3 примера музыкальной терапии в действии

Самым ранним свидетельством существования музыкального инструмента была костяная флейта, возраст которой предположительно составляет около 40 000 лет. Неотъемлемое воздействие музыкальной терапии, которое более или менее ощущается всеми нами, частично связано с этими древними связями музыки и человеческой жизни (Rolvsjord, 2010).

Музыкальная терапия существует с каменного века. Древние цивилизации и местные культуры, такие как аборигены Австралии и некоторые африканские племена, использовали пение и музыкальные коллективы, чтобы молиться, праздновать или преодолевать трудные времена (например, засуху, наводнение или экстремальные погодные условия).

Древнегреческая цивилизация также оставила следы того, как они включили музыку в свою жизнь и верили, что это единственный способ восстановить душевное и физическое спокойствие.

В размышлениях о Платоне и Пифагоре есть несколько указаний на то, как греки пытались поддерживать друг друга с помощью музыки и поощряли музыкальное образование и осведомленность в своих общинах (Pavlicevic and Ansdell, 2004; Stige, 2002; 2003; Stige, Ansdell, and Pavlicevic, 2010; Стиге и Аароэ, 2012).

Другим ярким примером применения музыкальной терапии в реальной жизни является лечение аутизма. Аутичные дети, у которых нарушены социальные и когнитивные способности, заметно лучше реагируют на музыкальные стимулы, чем на другие способы общения. Это захватывает их внимание и поддерживает его в течение более длительного времени.

Исследования также показали, что обучение детей с ограниченными возможностями повседневным обязанностям с помощью музыкальных действий помогает надолго запечатлеть информацию и быстрее ее усвоить.

Общие вопросы о применении музыкальной терапии

Джефф Петерсон, президент детской больницы UCSF Benioff, сказал, что большинство клиентов и опекунов, прежде чем участвовать в сеансах музыкальной терапии, задают несколько вопросов о пользе музыкальной терапии.

Некоторые общие вопросы, которые задают люди, включают:

  • Что такое музыкальная терапия?
  • Как это помогает улучшить здоровье?
  • Как часто нам нужно это практиковать?
  • Как это влияет на настроение и эмоции?
  • Где мы можем потренироваться?
  • Кто может дать нам больше информации о музыкальной терапии?
  • Музыкальная терапия и музыкальная релаксация — одно и то же?

Многие интернет-ресурсы и блоги дают нам представление о том, что мы должны знать, прежде чем записываться на музыкальную терапию, и с кем нам следует поговорить. Вы можете ознакомиться с этими статьями наших авторов, которые прекрасно объясняют музыкальную терапию, ее предысторию и значение в реальной жизни.

  • Что такое музыкальная терапия и как она работает?
  • Каковы преимущества музыкальной терапии?

3 Мероприятия и упражнения в области музыкальной терапии

Исследования в области музыкальной терапии находятся на пике своего развития, и многие эффективные музыкальные вмешательства и стратегии специально разработаны для наших целей. Ниже приведен список популярных групповых занятий музыкальной терапией и других вмешательств, о которых вы, возможно, захотите узнать.

1. Музыкальное бинго

Музыкальное бинго — это познавательное музыкальное занятие, которое улучшает память и ориентацию в реальности. Это предпочтительный метод вмешательства для взрослых, который часто используется в сочетании с другими формами терапии для улучшения психического здоровья.

Упражнение включает в себя изготовление карточек, на которых каждый участник рисует песню, а другие поют ее, угадав название. В нее можно играть вдвоем или в группе, и она отлично подходит для людей с плохой памятью.

2. Музыкальная релаксация

Музыкальная релаксация — известная музыкальная терапия для осознанности и медитации. Основная цель музыкальной релаксации — вызвать спокойное состояние, в котором разум может расслабиться, а мышцы — расслабиться, чтобы избавиться от сдерживаемого стресса.

Музыкальная релаксация является жизненно важным компонентом многих ретритов по йоге, когда инструкторы регулируют свет в комнате и минимизируют любое внешнее отвлечение перед тем, как включить мелодию. Это также отличный способ расслабиться каждый день и помогает со временем повысить эмоциональную устойчивость.

3. Музыкальная подборка

Музыкальная подборка используется для подростков или клиентов с нарушениями эмоциональной сферы и саморегуляции. Процесс включает в себя предоставление клиентам возможности выбрать музыкальное произведение, с которым они знакомы. Самостоятельно выбранные музыкальные произведения вызывают эмоции и вызывают воспоминания, которые могут быть связаны с ними.

Выбор музыки часто сопровождает управляемые визуальные образы, когда терапевт побуждает клиента представить себя в приятной обстановке, в то время как фоновая музыка продолжает играть. Это медитативная практика, которая вызывает окончательное самоосознание и принятие.

Идеи применения для детей

Музыка стимулирует сенсорное восприятие у детей. Они учатся общаться, выражать и понимать, слушая и играя музыку.

Музыкальная терапия мотивирует детей всех возрастов и является отличным методом лечения детской депрессии, проблем с контролем импульсов и расстройств, связанных с вниманием (Gold, Voracek, and Wigram, 2004).

Музыкальные вмешательства для детей используются в школах, частных консультациях, медицинских учреждениях и детских домах. Общая цель состоит в том, чтобы поднять их настроение и помочь им эффективно справляться со стрессом.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что музыкальная терапия для детей лучше всего работает в группе. Работа в команде помогает им наладить связи со сверстниками и преодолеть одиночество, с которым они столкнулись.

Независимо от того, проводятся ли вмешательства в школах или других учреждениях, групповые занятия помогают:

  • Знание других людей, имеющих схожие проблемы, и развитие сочувствия.
  • Общение и мотивация друг друга в группе.
  • Выражение и спонтанная реакция на раздражители.
  • Налаживание связей и помощь друг другу в преодолении одиночества.
  • Улучшение навыков слушания, готовности и времени реакции.
  • Создание надежных механизмов выживания и уверенности в себе.

Вовлечение семьи и учителей в музыкальную терапию для детей также является отличным вариантом для восстановления отношений, которые они разделяют со своими старшими. Музыкальные упражнения помогают им стать ближе друг к другу и познать счастье, проводя время друг с другом, не отвлекаясь.

2 Рабочие листы по музыкальной терапии

В нашем наборе инструментов есть несколько интересных рабочих листов по музыкальной терапии, и мы кратко опишем их ниже.

Использование музыки для выражения чувств

Как упоминалось ранее, музыкальная терапия требует эмоционального катарсиса и самовыражения. Рабочий лист « Использование музыки для выражения чувств » помогает клиентам раскрыть свои самые сокровенные чувства с помощью некоторых музыкальных выражений.

Упражнение простое и состоит из следующих шагов. Он субъективен и самосохраняем, поэтому здесь нет правильных или неправильных ответов. Ниже приведено краткое описание рабочего листа, и вы можете узнать больше о нем из Инструментов позитивной психологии©.

Инструкции – Выберите три песни, которые, по вашему мнению, описывают вашу ситуацию и чувства прямо сейчас. Для каждой из выбранных вами песен ответьте на следующие вопросы и будьте верны себе. Помните, что здесь нет правильных или неправильных ответов.

1. Как называются песни?
____________________________________________________________
2. Что приходит вам на ум, когда вы слышите песни?
____________________________________________________________
3. Какие чувства они у вас вызывают?
____________________________________________________________
4. Какая часть каждой песни для вас наиболее важна и почему?
____________________________________________________________

Рабочий лист «Нарисуй то, что слышишь»

Этот рабочий лист используется в нескольких условиях как для индивидуальных, так и для групповых целей. Задача проста и состоит из следующих шагов:

  1. Клиенты оценивают свои навыки слушания в начале сеанса.
  2. Затем терапевт показывает им несколько музыкальных произведений и просит внимательно слушать каждое из них.
  3. На следующем этапе каждый участник получает рабочий лист (показан ниже), на котором он либо пишет, либо рисует, либо записывает свои ощущения после прослушивания музыкальных произведений.

Образец рабочего листа
Песня 1
————————————
—————————————
————————————
Песня 2
—————————————
—————————————
—————————————
Песня 3
—————————————
—————————————
————————————
Песня 4
————————————
—————————————
————————————
Песня 5
—————————————
—————————————
—————————————
Песня 6
—————————————
—————————————
—————————————

2 анкеты (включая PDF)

Используйте следующие опросы для оценки ваших клиентов.

1. Анкета по музыкальной терапии

Анкета по музыкальной терапии — это оценка, которая обычно используется в начале или в конце каждого сеанса. Анкета объективна; краткий обзор этого здесь ниже.

Выписки ответов
Выбор музыки зависит от настроения? Да/Нет
Считаете ли вы музыку альтернативной терапией депрессии или беспокойства? Да/Нет
Как часто вы ежедневно слушаете музыку? Никогда/Редко/Иногда/Часто/Очень часто
Верите ли вы в эффективность музыки как терапии? Да/Нет

2. Опросник по музыкальной терапии для детей

Опросник по музыкальной терапии для детей представляет собой адаптацию взрослой версии. Рабочий лист представлен яркими изображениями и графическими изображениями, которые детям должно быть легко и весело выполнять. Анкета кратко проиллюстрирована ниже, и вы также можете скачать полную версию.

Опросник детской музыкальной терапии
Какие из следующих инструментов вы использовали на сеансах музыкальной терапии? 1. Гитара
2. Фортепиано
3. Флейта
4. Арфа
5. Барабаны
6. CD и DVD
Какие ощущения у вас вызывают сеансы музыкальной терапии? 1. Счастливый
2. Грустный
3. Нейтральный
4. Что-то еще
Как вы думаете, может ли музыкальная терапия помочь вам в школе? 1. Да
2. Нет
Хотели бы вы что-нибудь изменить в сеансах музыкальной терапии? 1. Да
2. Нет

2 Книги по музыкальной терапии

Эти книги по музыкальной терапии — отличный инструмент для улучшения ваших знаний и навыков.

1.

Справочник по музыкальной терапии – Лесли Бант, Лесли Хоскинс и Сангита Свами

Автор Лесли Бант проводит читателей через поучительное путешествие, чтобы понять клинические последствия музыкальной терапии и то, как она восстанавливает разум и тело.

Книга разделена на четыре части, каждая из которых посвящена важнейшим аспектам музыкальной терапии, таким как ее эволюция, историческое значение, клинический вклад, практическое применение и профессиональное использование.

Он содержит примеры из реальной жизни и тематические исследования и подходит для профессионалов, терапевтов или всех, кто хочет больше узнать об основах музыкальных вмешательств в психотерапии.

Найдите книгу на Amazon.


2.

Ритм к выздоровлению: Практическое руководство по использованию ритмичной музыки, голоса и движения для социального и эмоционального развития – Саймон Фолкнер и Джеймс Ошински

Программа «Ритм к выздоровлению» представляет собой выдающуюся подборку упражнений, занятий и групповых вмешательств, сочетающих музыку с когнитивным осознанием и внимательностью.

Книга содержит более 100 упражнений, подходящих для разных возрастных групп, и, несомненно, является отличным справочником для профессионального использования. Он предлагает осмысленное понимание проблем детства и юности и раскрывает уникальные способы использования музыки для решения этих проблем.

Найдите книгу на Amazon.


Послание на память

Музыка уменьшает боль и приближает нас к себе. Это одно из лучших средств для борьбы со стрессом и одиночеством, а также дает нам силы противостоять и выражать сильные эмоции, которые определяют большинство наших действий.

Использование музыки в качестве метода релаксации, индивидуальное или групповое вмешательство может привести к желаемым изменениям с точки зрения работы сердца, уровня артериального давления и общих функций организма. Являетесь ли вы активным слушателем или активным исполнителем, музыка в любом виде изменит вашу жизнь к лучшему.

Как сказал Жан Рихтер, и все мы на каком-то уровне согласны с этим:

Музыка — это лунный свет в мрачные ночи нашей жизни.

Продолжить чтение: 17 лучших драматических техник, занятий и упражнений

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши 3 упражнения по позитивной психологии.

  • Блад, А., и Заторре, Р. Дж. (2001). Интенсивно приятные реакции на музыку коррелируют с активностью в областях мозга, отвечающих за вознаграждение и эмоции .
  • Форсблом, Лантинен, Сяркямё и Терваниеми, (2009). Терапевтическая роль прослушивания музыки в реабилитации после инсульта .
  • Гетен, Пико, Помми и Джабелькир (2009 г.). Влияние музыкальной терапии на тревожность и депрессию у пациентов с деменцией альцгеймеровского типа .
  • Классен, Лян и Хартлинг (2008 г.). Музыка при боли и беспокойстве у детей, проходящих медицинские процедуры .
  • Кельш, С. (2009). Нейробиологический взгляд на музыкальную терапию .
  • Леви, Джиллиан (2017). Музыкальная терапия: польза и применение при тревоге, депрессии и многом другом .
  • Скотт, Элизабет (2018). Музыкальная релаксация: здоровый инструмент управления стрессом.
  • Смит, Иоланда (2018). Виды музыкальной терапии .

Преимущества музыкальной терапии для взрослых с психическими заболеваниями

Музыкальная терапия — это одна из дополнительных терапий, предлагаемых в Skyland Trail. Каждую неделю клиенты наших стационарных и дневных лечебных программ имеют возможность участвовать в музыкальной терапии.

Во время этих групп клиенты используют дыхательные и ритмические упражнения, чтобы стимулировать выражение эмоций с помощью таких действий, как игра на барабанах и управляемое воображение. У клиентов также есть возможность петь, играть на инструментах и ​​писать песни на групповых занятиях.

Группы музыкальной терапии каждую неделю ведет музыкальный специалист Джефф Барнс. Он рассказывает, как музыкальная терапия в Skyland Trail помогает клиентам выздороветь.

Музыкальная терапия помогает клиентам обрести уверенность в себе .

Клиенты часто приходят в музыкальную комнату не очень уверенными в себе. То, что многие считают основной задачей, например, встать с постели или пойти на обед, часто очень сложно для наших клиентов. Музыкальная терапия помогает клиентам вырваться из этого кататонического состояния и выразить себя так, как они раньше не могли.

Когда клиенты входят в музыкальную комнату в Skyland Trail и садятся вместе с группой людей с инструментом в руках, чувство одиночества начинает уменьшаться.

Музыкальная терапия помогает клиентам общаться и предотвращает изоляцию .

Когда клиенты входят в музыкальную комнату в Skyland Trail и садятся вместе с группой людей с инструментом в руках, чувство одиночества начинает уменьшаться. «Я» становится «мы», и в течение 45 минут клиенты находятся в группе. Связи, сформированные через музыкальную группу, распространяются на столовую, резиденции и основные группы. Эти связи позволяют клиентам выйти из изоляции и стать частью чего-то с помощью музыки.

Музыкальная терапия развеивает миф о том, что человек должен быть «хорошим» в музыке, чтобы принять участие в терапевтическом опыте музыкальной группы.

Музыкальная терапия не ограничивается людьми с музыкальным образованием. Группа открыта для всех, кто интересуется музыкой, несмотря на уровень своего мастерства. В музыкальной терапии у нас есть зона отсутствия суждений, где клиентам предлагается выражать свои эмоции с помощью музыкальных действий. Клиенты могут впервые спеть или сыграть на каком-либо инструменте перед людьми. Поддерживающая и ободряющая групповая среда дает людям семена непредубежденности, которые затем переносятся в их повседневную жизнь.

Музыкальная терапия дает клиентам возможность сделать то, на что они не рассчитывали.  

Многие из наших клиентов никогда не вставали перед группой людей, чтобы что-то сделать, не говоря уже об игре на музыкальном инструменте. Каждую неделю у нас есть возможность для клиентов продемонстрировать свои таланты в благоприятной среде. Например, каждую неделю в рамках собрания сообщества у нас есть «музыкальный момент», когда клиенты имеют возможность выступить перед своими сверстниками. В преддверии выступления у человека может быть повышенное нервное напряжение и беспокойство. Но с помощью сотрудников Skyland Trail клиенты учатся справляться с этими эмоциями и выполнять задачу, которую они когда-то считали невыполнимой. В Skyland Trail мы даем клиентам возможность выступить, иногда впервые, и увидеть, какое влияние это оказывает не только на них самих, но и на сообщество.

Музыкальная терапия часто помогает клиентам возродить любовь к музыке.

Иногда психическое заболевание лишает человека творчества и страсти к музыке. Музыкальные отношения клиентов могут стать надломленными и травмированными, подобно их межличностным отношениям. С помощью музыкальной терапии мы помогаем клиентам наладить свои музыкальные отношения и видим влияние музыки на здоровье и исцеление клиентов.

Музыкальная терапия помогает слушать.

Как важно слушать в жизни, так же важно слушать в музыке. Музыканты должны слушать игру друг друга, чтобы знать, когда играть на своем инструменте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts