Мышление дискурсивное и интуитивное: что это такое в психологии? Понятийно-интуитивное и прочие виды мышления. Определения и отличия, способы развития

В одних источниках дискурсивное и интуитивное мышление противопоставляются друг другу, в других – наоборот, утверждается, что это часть единого процесса рассуждений. А как правильно?

Дарья Рипка

Психология

  • Виктор Ляшко

    Психология

    Психология как наука развивается и совершенствуется. Когда-то И.Кант считал интуитивное мышление противоположностью дискурсивному. Сейчас в современной психологии принято считать, что интуитивное мышление может включаться в дискурсивное как отдельный этап творческого мышления человека при решении ним каких-либо новых проблем.

  • Дирбас Диана

    Психология

    Это разные виды мышления. Просто дискурсивное и интуитивное мышление могут рассматриваться как отдельные этапы единого творческого процесса.

    Каждый из них может предшествовать другому или наоборот – следовать за ним. Просто процесс решения проблемы делится на определенные этапы. Нужно четко понимать, где заканчивается один и начинается другой в каждом конкретном случае, а не сваливать все в кучу.

  • Вячеслав Лыжов

    Психология

    Чтобы было просто отделить этап дискурсивного мышления от интуитивного, нужно определиться: если идет процесс формулирования проблемы – дискурсивное мышление предшествует интуитивному, а если происходит информирование других людей об имеющейся доказательной базе нового знания – наоборот, дискурсивное мышление следует за интуитивным.

    Это два разных процесса, которые могут быть взаимосвязаны в процессе решения конкретной проблемы.

Интуитивное мышление

Существует большое количество типов задач, для каждого из которых существует свой тип мышления. Психологи разделяют и характеризуют каждый из них в отдельности. Интуитивное мышление – это тип мышления, в котором не выделяются этапы, вся задача воспринимается комплексно, и человек приходит к выводу, который может быть и верным, и ошибочным, не успев пронаблюдать процесс формирования мыслей об этом.

Интуитивное мышление в психологии

У некоторых людей весьма развит интуитивный тип мышления. Они, не проводя логического и критического анализа задачи или проблемы, быстро способны назвать выход из нее. Специфика состоит в том, что сам процесс мышления в данном случае остается скрытым, его сложно вычленить и проанализировать.

Стоит отметить, что ошибочным может быть решение в случае и логического мышления, и интуитивного, поскольку не все жизненные ситуации можно просчитать по законам логики.

Дискурсивное и интуитивное мышление

По характеру решаемых задач мышление можно разделять на дискурсивное и интуитивное. Эти понятия, можно сказать, противоположны по своему значению:

  • дискурсивное мышление – это мышление, основанное на логике рассуждения, а не восприятия;
  • интуитивное мышление – это мышление, основанное на непосредственном чувственном восприятии.

При дискурсивном мышлении происходит перебирание вероятных вариантов ответа на вопрос, а при интуитивном – ответ рождается в мышлении сам, но ни на чем не основывается.

Интуитивное и аналитическое мышление

Сущность интуитивного мышление – это его неуловимость, невозможность отследить всю цепочку от получения условий задачи до конечного вывода. В противоположность этому, при аналитическом, каждый этап четко выделяется среди остальных, и любой человек способен рассказать о них, пояснить каждый в подробностях. Стоит отметить, что в крайнем виде аналитическое мышление может перейти в дедуктивное (то есть мышление по типу от общего – к частному).

При этом интуитивное и аналитическое мышление прекрасно дополняют друг друга. После получения интуитивной информации, человек всегда может проверить ее аналитическим путем и прийти к максимально верному решению. Благодаря интуиции есть возможность выдвинуть гипотезу еще до того, как ее ценность становится доказанной. При правильном подходе использование интуитивного мышления может быть весьма полезным, если не полагаться на него целиком, а использовать его в комплексе с другими способами.

 

Статьи по теме:

Факторы развития личности

Развитие личности начинается с самого рождения и продолжается всю жизнь. Мы в этой статье расскажем о факторах, от которых на прямую зависит уровень личностного развития.

Психика человека

Психика человека — это одна из сложнейших и самых важных функций головного мозга. в этой статье мы расскажем о свойствах психики способах ее манипулирования.

Свойства мышления

Мышление имеет свои виды, формы и свойства, которые влияют на многие аспекты нашей жизни, становление, как личности, развитие, да и на всю жизнь в целом.

Как бороться с завистью?

как известно, зависть далеко не самое светлое чувство. В этой стать мы расскажем о том, как бороться с этой деструктивной эмоцией, во избежание негативных последствий.

Project MUSE — Об интуиции и дискурсивных рассуждениях у Аристотеля Виктора Каля (обзор)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

РЕЦЕНЗИИ НА КНИГУ 181 Об интуиции и дискурсивном мышлении у Аристотеля. ВИКТОР КАЛ. Философия Антиква, нет. 46. ​​Лейден: Э. Дж. Брилл, 1988. Стр. 196. 74 гульдена (около 37 долларов). Это исследование логики Аристотеля и психологии разума, которое исследует связь между ними.

Эта связь используется, с одной стороны, для подтверждения результатов изучения логики, а с другой стороны, для пояснения наиболее спорного текста аристотелевской психологии, De Anima, 3. 5, с его обсуждением деятельного духа. . Часть 1 утверждает зависимость всего дискурсивного мышления от недискурсивных источников знания, а именно, опыта и интуиции. Часть 2, промежуточный раздел, различает логику, эпистемологию и психологию: логика изучает формы рассуждения; Эпистемология изучает связь рассуждений с реальностью, как это делает Аристотель, в частности, в «Последней аналитике», 2. 19.; а психология «показывает, как… познавательные процессы… протекают с точки зрения физики и первой философии» (стр. 63). Часть 3 исследует психологию познания, обнаруженную в De Anima и других источниках, и находит в ней подтверждение результатов части I. Кроме того, Кал предлагает здесь новую интерпретацию того, что Аристотель имеет в виду под активным разумом. В части 1 Кал представляет тщательное текстуальное исследование взглядов Аристотеля на определение, индукцию и силлогизм, как диалектический, так и доказательный, и утверждает, что все они как дискурсивные методы предполагают уже приобретенное знание, т.
быть известным. Это поднимает вопрос о происхождении таких принципов, вопрос, на который Аристотель обращается и дает ответ в «Последней аналитике», 2. 19.. Распространенная интерпретация этой трудной главы гласит, что первые принципы постигаются посредством индукции. Текст, который, по-видимому, поддерживает эту точку зрения, находится в строках 100b3-5: «Таким образом, ясно, что мы обязательно познаем первые принципы по индукции, ибо таким образом и ощущение производит всеобщее». Кал утверждает, что этот текст, если его понимать в соответствии с указаниями его контекста, не делает индукцию источником первых принципов. Скорее, позиция Аристотеля состоит в том, что ощущение, дающее нам всеобщее, основывается на опыте (1000) и, следовательно, индукция, также основанная на опыте, также дает всеобщее (стр. 51). Более того, Кэл находит гораздо более простой аргумент против положения, согласно которому индукция является источником нашего знания о первых принципах, в начале «Последней аналитики», 2.
19., где «Аристотель отвергает знание, основанное на предшествующем знании, а значит, и индукцию, как решение проблемы познания первых принципов» (стр. 52). Таким образом, индукция остается одним из дискурсивных методов и, как таковая, зависит от того рода знания, которое приобретается без опоры на ранее приобретенное знание. Кай настаивает на том, что если знание возможно, то должно быть недискурсивное происхождение первых принципов; и в своем исследовании позиции Аристотеля он находит только два таких источника — опыт и интуицию. Чувственный опыт выявляет всеобщее, хотя оно и не знает всеобщего как такового, а лишь как случайный объект ощущения. Именно интеллектуальная интуиция (nous) познает всеобщее как таковое (стр. 48). Приводя доводы в пользу примата интуиции (nous) в части 1, Кай обращается к психологии познания в части 3. Подтверждается ли примат nous аристотелевским пониманием ощущения и мышления? Кэл находит, что это так. С точки зрения логики и эпистемологии недискурсивное происхождение первых принципов есть непосредственное знание, знание, не требующее промежуточного термина.
Как выразился Кал, непосредственность интуиции «заключается… в том факте, что контакт с объектом познания осуществляется просто, без активного вмешательства познающего» (стр. 59).). Получая объект познания, познающий полностью восприимчив. Точно так же, утверждает Кал, ощущение и мышление в смысле интуитивного мышления также полностью восприимчивы, и эта восприимчивость подтверждает результаты части 1; познание, рассматриваемое как с точки зрения логики и гносеологии, так и с точки зрения психологии, обнаруживает одну и ту же сущностную рецептивность. Как утверждает Аристотель…

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство пользования нашим веб-сайтом. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.

Дискурсивный дизайн: критические, спекулятивные и альтернативные вещи (дизайнерское мышление, теория дизайна) (мягкая обложка)

  1. Главная
  2. Дискурсивный дизайн: критические, спекулятивные и альтернативные вещи (дизайнерское мышление, теория дизайна) (мягкая обложка)

Брюс М. Тарп, Стефани М. Тарп. , разжигая воображение и влияя на позитивные социальные изменения.

Хороший дизайн обеспечивает решение проблем. Он улучшает наши здания, медицинское оборудование, одежду и кухонную утварь, среди прочего. Но что, если бы дизайн мог также решить социальные проблемы, вызывая позитивные идеологические изменения? В этой книге Брюс и Стефани Тарп рассматривают последние методы критического проектирования и предлагают новую, более инклюзивную область социально ориентированной практики: дискурсивный дизайн. В то время как многие считают хороший дизайн ненавязчивым, интуитивным, невидимым и нетребовательным с интеллектуальной точки зрения, дискурсивный дизайн вместо этого нацелен на интеллект, побуждая к самоанализу и разжигая воображение. Дискурсивный дизайн (образованный от слова «дискурс») расширяет границы того, как мы можем использовать дизайн — как объекты, по сути, полезны для мышления.
Дискурсивный дизайн предлагает нам увидеть объекты в новом свете, понять больше, чем их базовую форму и полезность. Помимо различных фокусов критического дизайна, спекулятивного дизайна, дизайнерской фантастики, вопросительного дизайна и состязательного дизайна, Брюс и Стефани Тарп создают более всеобъемлющее, объединяющее видение, а также инновационные методы. Они не только предлагают социальную критику, но и исследуют, как объекты могут, например, использоваться консультантами на терапевтических сеансах, городскими советами для облегчения обсуждений перед голосованием, активистами, стремящимися к участию, а также учреждениями и промышленностью для лучшего понимания ценностей. убеждения и взгляды тех, кому они служат. Дискурсивный дизайн порождает новые способы мышления, и только благодаря новому мышлению наше социокультурное будущее может измениться.

Об авторе


Брюс Тарп вместе со Стефани Тарп руководит чикагской дизайн-студией Materious, основанной в 2005 году. Они работали для таких компаний, как Ligne Roset, Möet-Hennessy, The Art Institute of Chicago, Crate & Barrel и Kikkerland.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts