Мышление и логика: Урок 7. Силлогизмы

Содержание

Мышление как объект логики

Имея в виду, что в рассуждении проявляется мышление, объектом логики следует признать мышление в целом,   под которым понимается высшая форма целенаправленного и систематизированного психического отражения окружающего мира.

Отражение — всеобщее свойство материи.  Все, что нас окружает, находится во взаимосвязи и взаимодействии. Вступая во взаимодействие, одно тело вызывает в другом соответствующее изменение. Воспроизведение особенностей воздействующего тела в изменениях другого, на которое осуществляется воздействие, составляет сущность отражения.  Изменение отражает форму, структуру, способ, интенсивность и другие особенности воздействия, по нему можно судить с той или иной степенью достоверности о том, какому воздействию подвергается данный объект. Эта возможность широко используется в разделе криминалистики, изучающей следы преступления.

Отражение может быть физическим (материальным) и психическим (идеальным).

Физическое отражение  имеет форму отпечатка (например отпечаток пальца), следа (след ноги), изменения формы или структуры (повреждение или разрушение) и т.

п.

Психическое отражение,  образующее основу мышления, принимает форму образа .  Отпечаток, след, изменение структуры — это формы отражения, которыми обладает любой материальный объект. Образ как форма отражения присущ только особым образом организованной материи — мозгу. Получая соответствующую информацию из внешней среды, от предметов или явлений окружающего мира, мозг человека закрепляет форму и признаки этих предметов и явлений в виде их образов, копий. Он как бы фотографирует их, но получаемые при этом фотографии не двумерные, а многомерные, голографические. Более того, эта копия, как правило, отражает форму предмета или явления в совокупности с их некоторыми качествами, свойствами и отношениями. Глядя, например, на уголовный кодекс, мы воспринимаем не только его внешнюю атрибутику, но также его содержание и назначение.

Сформированный образ в течение некоторого времени, в зависимости от степени его значимости для носителя, сохраняется в сознании и может быть многократно воспроизведен. Благодаря такой способности человек имеет возможность сопоставлять, выявлять сходства, различия и взаимосвязи между отражаемыми объектами действительности, т. е. получать данные об этих объектах, познавать их. Отражение человеком окружающей действительности образует основу познания им мира, а обнаружение новых для него признаков этой действительности составляет знание.

Мышление — высшая форма отражения действительности  и именно в таком качестве оно интересует логику. Высшая форма психического отражения именуется рациональным или логическим мышлением. К низшим формам психического отражения относятся ощущения, восприятия и представления, образующие чувственный, эмпирический уровень психической деятельности. Логика учитывает его как основу мышления, в частности образования таких его форм, как понятие и суждение.

В основе мышления лежит преимущественно опытное, эмпирическое или чувственное познание окружающего мира. Человек познает мир с помощью органов чувств — обоняния, осязания, зрения и т. п., в том числе и усиленных приборами. С их помощью он получает данные об отдельных свойствах, качествах и отношениях, т. е. признаках познаваемого предмета или явления. Этот исходный этап познавательной деятельности именуется ощущением.   Ощущение субъективно и разнообразно, ибо зависит от чувствительных способностей человека.

Ощущение фрагментарно, оно не позволяет познать изучаемый объект во всей его полноте более или менее целостном виде. Можно обладать множеством разрозненных фактов, но не приблизиться к решению задачи, к истине. Для этого необходим синтез, соединение логической связью данных, полученных с помощью разных органов чувств, о различных сторонах исследуемого объекта.

Эта задача решается на следующем этапе чувственной познавательной деятельности — восприятия,   под которым понимается формирование и закрепление в сознании целостного образа познаваемого объекта.
Закрепившись в сознании, эмпирический образ объекта сохраняется в нем, откладывается в памяти наподобие фотоснимка в альбоме, но при необходимости может быть извлечен и использован в процессе рассуждения. Воспроизведение в сознании воспринятого ранее образа того или иного объекта или явления образует третий этап чувственного познания — представление.   Собственно, представление создает основу понятия как главной формы мышления, из которой развивается суждение и умозаключение.

Мышление — форма целенаправленного отражения сознанием предметов и явлений.  Познание осуществляется с определенной целью, поскольку за ним стоят соответствующие потребности и мотивы, какие-то интересы. При отсутствии интереса сознание «скользит» по поверхности того или иного объекта, порой не замечая его и во всяком случае не проникая в его суть, а значит, не запуская мыслительный механизм. Только с возникновением цели объект актуализируется, формируется внимание, включается память, образуются ассоциативные связи, начинается процесс анализа, абстрагирования, синтеза и сравнения, завершающийся умозаключением с соответствующим выводом, т. е. то, что образует собственно мышление.

Мышление — обобщенное и систематизированное отражение предметов и явлений окружающего мира.   Человеческое сознание недостаточно развито, чтобы воспринимать всю полноту и глубину системной взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира. Тем не менее, мышление в какой-то мере отражает эту взаимосвязь, те свойства, связи и отношения, которые характерны для предметов и явлений объективной действительности. И это отражение происходит фрагментарно, выделяя отдельные сферы в том объеме и на той глубине, которые соответствуют знаниям, возможностям и поставленным целям.

Мышление является объектом познания не только логики, но и других научных дисциплин, в связи с чем возникают вопросы о том, что интересует логику в мышлении и как она связана со смежными научными знаниями.

Кроме логики, мышление представляет собой основной предмет психологии, психиатрии, философии и ряда других наук. Психология  рассматривает мышление в связи с деятельностью субъекта, она изучает влияние мышления на личность и ее поведение, способы актуализации мышления. Логику же мышление интересует с точки зрения ее соответствия действительности, истине.

«Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии являются протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания».

Психология в своей разновидности, именуемой юридической психологией, смыкается с юридической логикой на личности юриста, осуществляющего правоприменительную деятельность, и личности правонарушителя, изучаемого юристом в процессе применения нормы права. Логика дополняет психологию общими приемами научного анализа, синтеза и вывода; по логичности рассуждения человека психолог получает о нем соответствующее представление; используя логические правила рассуждения, психолог решает задачи психодиагностики, психовоздействия и коммуникаций.

Психиатрия  исследует расстройства психической деятельности на уровне как чувственных восприятий и представлений, так и мыслительных процессов. Логика и психиатрия — также тесно взаимодействующие дисциплины: логика пользуется выводами психиатрии об отклонениях в психической деятельности, получая представления о норме поведения, на фоне которой разворачиваются логические мыслительные процессы, психиатрия же, используя выводы логики о формах, законах и правилах рассуждения, получает возможность констатировать отклонения в психике по признакам нелогичности мышления.

Философия  изучает мышление как явление объективной действительности. Она исследует наиболее общие вопросы возникновения мышления, источники и движущие силы его развития. Кроме того, философия рассматривает мышление в аспекте познания, как познавательный процесс, как движение от незнания к знанию, от знания одного уровня к знаниям другого, более высокого уровня. В этом процессе философию интересует основной вопрос — обеспечение истинности знания. И здесь она смыкается с логикой, которая также изучает условия истинности вывода.

Философская теория познания образует диалектическую логику, логику всеобщей взаимосвязи предметов и явлений и отражения этой взаимосвязи в мышлении. В процессе познания мышление развивается диалектически, подчиняясь всеобщим законам развития бытия. Установление истины в той или иной деятельности, в том числе юридической, возможно лишь при соблюдении диалектических законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в новое качество, отрицания отрицания.

Логика своими законами и правилами, дополняющими всеобщие законы диалектики, обеспечивает истинность мышления. Познание интересует ее не в движении, как философию, а в статике. Логика вырабатывает рекомендации относительно того, как обеспечивается истинность конкретного вывода. Причем истина ее интересует преимущественно не как соответствие мысли действительности, а как соответствие данной мысли другой. По логике, если одна мысль правильно выведена из другой, то она должна быть истинной, т. е. соответствовать действительности.

Логика, которая в отличие от диалектической именуется формальной, изучает мышление как форму отражения действительности в понятиях и их связях между собой, т. е. в суждениях и умозаключениях. Основной предмет логики — правила формирования понятия, адекватно отражающего объекты и явления действительности, и построение рассуждения, соответствующего объективно существующим связям объектов и явлений. Правильно оперируя понятиями, понимая отношения между ними, соблюдая законы и правила логического вывода, можно получить новое знание, соответствующее истине, не прибегая, порой, к практической проверке.

Логика изучает мышление с учетом ряда его свойств.
1. Мышление как психическое отражение действительности является результатом взаимодействия головного мозга с окружающим миром.

Следовательно, мышление осуществляется в понятиях, которые отражают реально существующие предметы и явления, их свойства и отношения. Никто не может мыслить категориями, не имеющими реального содержания. Даже мифические представления и представления о том, чего никто никогда не видел и видеть не мог, например о Боге, рае, аде, жизни в других мирах и т. д., содержат в себе искаженное отображение реальных, земных предметов и явлений либо их сочетаний.

Связь мышления с реальной действительностью создает определенные гарантии того, что выводы, основанные на логических рассуждениях, соответствуют истине, тому, что существует реально.

Вместе с тем мысленное отображение действительности не может охватить всей ее сложности, всего многообразия составляющих эту действительность предметов и явлений. Мышление дает лишь приблизительно верное представление об объекте, оно всегда беднее его. Мышление выхватывает лишь отдельные стороны отражаемого объекта или явления; чтобы познать объект в целом, необходимо рассмотреть его со всех сторон. Кроме того, в мышлении всегда присутствует субъективное начало, познание осуществляется в том объеме и на той глубине, которое определяется уровнем знания познающего субъекта и его интересами. Отсюда, в частности, вытекает возможность несовпадения выводов отдельных лиц об одном и том же событии.

Юридическая деятельность учитывает эти особенности мышления. Законы и юридическая практика требуют, чтобы при расследовании уголовных дел обеспечивались объективность и полнота изучения обстоятельств дела и соответствующих доказательств, чтобы противоречия в доказательствах по одному и тому же обстоятельству устранялись, чтобы ни одно доказательство не имело заведомо обязательной силы, каждое из них подвергалось критическому осмыслению следователем и судом и оценивалось в совокупности с другими.

2. Логическое значение имеет свойство мышления быть истинным, в связи с чем возникает проблема определения критерия истинности  мышления, в том числе в юридической деятельности.

Истина — это выражение мыслью реальности, того, что существует на самом деле.  Но вывод об истине не абсолютен, он имеет относительный характер. Всякий вывод, всякая оценка отражает реальность в определенных процессах, в определенном аспекте, в определенном отношении, под определенным углом зрения, взятую, как правило, в статике, без учета постоянно происходящих в ней (реальности) изменений. То, что считается истиной, таково лишь приблизительно, условно и субъективно, в связи с чем возникает вопрос о критериях истинности.

Соответствие мысли отражаемому ею объекту создает основу для определения этого критерия. Мышление, будучи необходимым условием деятельности человека, одновременно является и результатом этой деятельности. Процесс логического рассуждения отражает взаимосвязь предметов и явлений объективной реальности, обозначаемых понятиями, используемыми в рассуждении. Так, утверждение того, что «камень, брошенный вверх, падает обратно на землю», основывается на закрепленной в практике соответствующей картине бытия. Отсюда следует основной вывод о практике как критерии истинности мышления.

Не всякий логический вывод столь очевидно подкрепляется фактическими данными, истинность некоторых суждений и умозаключений, сделанных в соответствии с логическими правилами, условна в том смысле, что она допускается лишь в данной, заранее оговоренной системе связей. Так, утверждение, что «2×2 = 4», верно применительно к существующей десятичной системе исчисления и неприемлемо к двоичной системе, применяемой в ЭВМ; утверждение того, что «сейчас идет 2002 год», соответствует истине лишь применительно к нашему григорианскому календарю и вовсе не соответствует, например, юлианскому летоисчислению либо летоисчислению по лунному календарю, принятому в ряде мусульманских стран. В этих случаях практика также остается критерием истины, но практика — принятая в данной системе связей, соответствующая заранее установленным в ней требованиям.

Примерно такой же условностью характеризуется истина в юридических, в том числе нормативных высказываниях. Правовые нормы вообще не могут оцениваться с общепринятой точки зрения на истину, они выражают договоренность, соглашение об определенной трактовке понятия. Например, утверждение, что «кража есть тайное похищение чужого имущества», не может быть оценена с позиций истинности или ложности, оно выражает законодательную договоренность о том, как именовать деяние, выражающееся в противоправном завладении чужим имуществом тайным способом. Но практика как критерий истины в подобных высказываниях также присутствует; ее смысл заключается в том, что подобные деяния действительно имеют место.

Нельзя также судить традиционным способом и об истинности санкций, например о наказании за какое-либо деяние в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет. Сказать с очевидностью о том, что оно соответствует или не соответствует чему-то, имеет или не имеет аналоги в объективной реальности, нельзя. Санкция сама образует эту реальность в виде законоположения, с которым должно сверяться с позиций истинности назначаемое судом наказание. Вместе с тем практика как критерий истины должна применяться и здесь. Поскольку речь идет о законоположении как о логической конструкции, необходимо иметь гарантии соответствия его реальности. Реальность санкции — ее способность достичь цели наказания, сформулированные в УК РФ. Если практика применения данной санкции соответствует этим целям, она истинна. В противном случае (например при высоком рецидиве преступлений), ее истинность может быть поставлена под сомнение.

Своеобразна также трактовка истинности юридических решений, последние нельзя рассматривать как утверждение или отрицание событий, наблюдавшихся очевидцем. Истинность решения выводится из соответствия его закону и оцениваемым фактическим обстоятельствам, как они закреплены в источниках доказательства (например в показаниях свидетелей, потерпевших и т. п.). При соответствии — принятое решение признается истинным, если же решение противоречит фактам либо закону — оно ложное и подлежит отмене.

Таким образом, истинность юридических решений складывается из ее соответствия установленным опосредованным путем фактическим обстоятельствам и одновременно требованиям материального и процессуального законов.  Кроме того, следует отметить, что эта истина конкретна, решение должно соответствовать обстоятельствам, которые установлены на момент его принятия. Спустя некоторое время могут появиться новые факты, противоречащие принятому решению (вновь открывшиеся обстоятельства), которое будет отменено. Но отмена решения не означает переоценки его истинности, оно остается таковым для ситуации, в которой принималось, поскольку не противоречило фактам и законам. Не исключено, что второе решение тоже впоследствии будет признано ошибочным и отменено, а первое — восстановлено.

3. Существенное значение для логики имеет то обстоятельство, что мышление обладает свойством самостоятельности, т. е. независимости от бытия.  Самостоятельность мышления относительна. По своему содержанию мышление «привязано» к бытию, зависит от него. Все, что мыслится, есть отражение реальной или предполагаемой действительности, причем последняя (предполагаемая действительность) также фигурирует в сознании в признаках объективной реальности.

Самостоятельность мышления с очевидностью проявляется в восприятии и представлении. Созданный, закрепленный в сознании и воспроизводимый образ получает самостоятельное существование, независимое от объекта, который дал этому образу жизнь. Появляется возможность мысленно «манипулировать» этим объектом: раскладывать на элементы и признаки, сопоставлять и сравнивать с другими объектами, выяснять отношения между разными объектами, формировать понятия, высказывать суждения, делать умозаключения, в целом — создавать и передавать знания.

Благодаря самостоятельности мышления образ объекта и понятие о нем воспринимаются другими людьми, непосредственно этот объект не изучавшими. Возникает процесс обучения, передачи и накопления знаний.

Самостоятельность мышления создает уникальную способность воображения ,  под которым понимается создание эмпирически не воспринимавшегося ранее образа какого-то объекта или его отдельных признаков. Можно воображать о том, что было, не зная точно, что было на самом деле, можно представлять и дальнейшее развитие события. Эти новые образы в зависимости от исходных данных и аналитических и иных способностей субъекта могут соответствовать действительности, но могут оказаться и ошибочными. Но сама способность воображать обладает исключительной познавательной ценностью, она позволяет строить предположения, гипотезы, которые затем подвергаются фактической проверке. На основе воображения осуществляется установление и исследование юридически значимых фактов, которые в начале процесса их познания выдвигаются лишь в качестве предположений.

Самостоятельность, активность мышления проявляется и на первых этапах эмпирического познания — этапах ощущения и восприятия. Данные о свойствах изучаемого объекта существуют не сами по себе, и осознание, в общем-то, — это не процесс фотографирования. Получив то или иное данное, сознание соотносит его с имеющимися знаниями, оценивает, отыскивает место в системе имеющихся данных, пытается включить в известное понятие. Так, обнаружив на месте преступления какие-то следы, следователь оценивает их как, например, отпечатки ноги человека, а не какого-либо животного. Но чтобы сделать такой вывод, он должен соотнести воспринятый образ следа с понятием следа человеческой ноги, со знаниями об особенностях следообразования и т. д. Если какой-то факт не укладывается в систему знаний, то это является основанием для возникновения самостоятельного познавательного процесса.

Самостоятельность мышления позволяет получать знания о таких событиях и процессах, которые познающий сам лично не наблюдал. Так, следователь воссоздает в своем сознании событие преступления, опираясь на свидетельские показания.

Самостоятельность мышления, давая человеку громадные преимущества в познании окружающего мира, в то же время имеет и ряд существенных недостатков. В частности, образ объекта, «оторвавшись» от самого объекта, оказывается уже не вполне соответствующим ему. Объект со временем изменяется, а образ сохраняет те признаки, которыми объект обладал в момент его восприятия. Оперирование таким образом в процессе рассуждения может привести к неправильным выводам. Поэтому, согласно логике, говорить что-либо об объекте можно лишь применительно к конкретно определенному времени.

Образ объекта дает лишь приблизительное, более или менее верное представление о нем. Объект всегда богаче образа. Образ объекта и понятие о нем отражают не только фактические свойства объекта, но и свойства познающего субъекта, имеющиеся у него знания, познавательные способности. Имеет значение и то, под каким углом зрения воспринимается объект. Например, «дерево» воспринимается одним человеком как проявление живительной силы природы, другим — как поэтический образ, третьим — как источник питания, четвертым — в качестве составляющей благоприятной природной среды, а пятый видит в нем только древесину.

Образ объекта, отложенный в памяти, со временем может деформироваться, искажаться. Активность мышления приводит к тому, что образ данного объекта, вступив в ассоциативную связь с образами других объектов, осмысливается и переосмысливается таким образом, что первоначальное представление об объекте может быть гипертрофировано, к ранее воспринятому объекту могут «присоединяться» такие признаки, которыми он не обладал. При этом действительные свойства могут забываться, стираться в памяти и замещаться новыми, вымышленными. Этим объясняются, в частности, фантазии ребенка, который, например, на вопрос о том, что он видел вчера в зоопарке, называет и то, что он смотрел вчера в кино.

Названные особенности мышления следует учитывать в юридической деятельности. В частности, в процессе логического анализа свидетельских показаний, встретив в них неполноту либо противоречия, нельзя поспешно обвинять свидетелей в даче ложных показаний, следует разобраться в противоречиях, учесть давность событий, психические особенности и интеллектуальные способности лиц, дающих показания.
4. Мышление по сравнению с чувственным, эмпирическим этапом познания способно отражать не только внешние, очевидные признаки познаваемых предметов и явлений, но и признаки внутренние, сущностные, не всегда очевидные.  Именно эти признаки отражаются в понятиях. Благодаря им существует возможность отграничить одно понятие от другого, один объект от других.
5. Принципиально важным для логики является связь мышления с языком.  Мышление, даже если оно не проявляется вовне (в устной, письменной или иной знаковой форме), всегда выражается в терминах либо каких-то иных символических знаках. Язык, слово материализуют мысль. Посредством языка осуществляется передача и фиксация мысли, язык выступает как средство общения, коммуникации и способ передачи информации.

Вместе с тем мышление и язык — не тождественные понятия, это разные явления. Хотя мысль и выражается в языке, тем не менее она не сводима к нему. Мысль богаче языка, последний не способен выразить мысль во всей ее сущности.

Логика изучает мышление только в той части, в какой оно имеет языковое значение. Предметом логики служит языково оформленное мышление. Логические понятия, суждения и умозаключения имеют знаковые формы, а логические законы и правила применяются лишь с учетом грамматических правил.

Учебное пособие для юридических вузов

§ 1. Мышление как объект логики

Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Зна­ние в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т.д. Восприятие представляет собой целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, образ орудия преступле­ния, места совершения преступления, конкретного человека и т.д. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если ощущение и восприятие возникают лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется в сознании тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше. Чувственное познание, таким образом, дает нам непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Оно эмоционально ярко, многогранно, но редко позволяет по­знать объект более глубоко, в его существенных признаках и качестве.

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.

Мышление — это высшая по отношению к чувственной форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Обобщая имеющиеся знания, люди посредством мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними. Изучается то, что невозможно познать при помощи органов чувств. Кроме этого, только опосредованно могут быть познаны все те события, которые совершаются или совершались в наше отсутствие. Например, знание о том, что обнаруженные на месте кражи следы ног и отпечатки пальцев принадлежат подозреваемому, что у него на квартире была найдена часть похищенного, дают основание предположить, что это он совершил хищение. А это — знание о событии, которое следователем непосредственно не наблюдалось. При этом опосредованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных.

Важно иметь в виду, что в реальном познавательном процессе чувственное познание и мышление находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только восприятиям и представлениям, но в определенной степени и ощущениям, составляет предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощи органов чувств. Важное место в познании занимает также интуиция, понимаемая как способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Мышление производно от бытия, от окружающей действительности; оно является продуктом деятельности человеческого мозга. В содержании нашего мышления нет ничего, чего бы не было в реальной картине мира. Даже самые фантастические образы, если их разложить на составляющие элементы, сконструированы на основании того, что есть в действительности. Вспомним, к примеру, образы Терминатора, робота-полицейского, виртуального полицейского, Киборга и т. п.

Следовательно, порядок и связь реальных вещей определяют содержа­ние, порядок и связь наших мыслей. То есть важнейшей стороной действительности является необходимость, которая существует вне и независимо от человеческого сознания и, будучи отраженной в мышлении, выступает в качестве логической необходимости. Вот почему мышление логично от природы и в своих рассуждениях человек, как правило, непроизвольно, стихийно следует законам природы.

Однако мышление, являясь производным от бытия, обладает относительной самостоятельностью. Проявление данного свойства мышления весьма разнообразно и может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Так, например, позитивность самостоятельности мышления проявляется в его способности опережать бытие и предвидеть будущее, в творческом характере мышления, в умении обмениваться информацией, вырабатывать стратегию взаимодействия, понимать другого человека и т.п. Но иногда самостоятельность мышления достигает такой степени, что человек теряет контроль над соответствием мысли действительному содержанию отражаемого объекта, способностью мысли воспроизводить в своем строении объективную структуру действительности. Мысль как бы отрывается от своего объективного основания и начинает формулировать знания, которые искаженно отражают объект познания или совсем с ним уже не связаны. В результате мысль становится расплывчатой, противоречивой, неубедительной, непоследовательной и необоснованной. Причем это может произойти не только непроизвольно, случайно, но и преднамеренно. Например, тогда, когда подследственный, скрывая что-то, искажает реальное положе­ние дел не только чувственно, но и хитро, логически. Это одно из отрица­тельных проявлений самостоятельности мышления.

В конечном итоге самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении. Таким образом, объ­ектом логики как науки является мышление.

Мы сделали первый шаг в выяснении того, что изучает логика. Глав­ной особенностью ее объекта является то, что он идеален. Что это означает? И чем идеальное отличается от материального? Удачное, на наш взгляд, по­яснение различия между материальным и идеальным дал русский философ А.Ф. Лосев. Он пояснял, что действительную палку можно строгать, ломать и даже совсем сжечь. Но идею палки нельзя ни строгать, ни ломать, ни жечь. Воздухом можно дышать и хлеб можно есть, но идеей воздуха нельзя дышать и идею хлеба нельзя есть.

Иначе говоря, материальное существует в пространстве и во времени, обладает атрибутивными свойствами, доступно человеку как нечто такое, что воздействует на его органы чувств. У идеального этого ничего нет. Дан­ное обстоятельство необходимо иметь в виду, рассматривая мышление как объект изучения логики.

Но мышление — сложный, многосторонний процесс. И логику в нем ин­тересует отнюдь не все. Происхождение и сущность мышления, его отноше­ние к материальному миру и познанию изучает философия. Физиология ин­тересуется тем, как зависит мышление от состояний мозга — материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны на­следования людьми способностей к какой-либо мыслительной деятельнос­ти. Языкознание интересует сущность слова и знака, языка и речи в целом как инструментов мыслительной деятельности человека. Ученые-киберне­тики изучают технические возможности моделирования мозга и человечес­кого мышления.

Кроме того, человеку присущи различные типы мышления, которые представлены на схеме.

Основное различие между теоретическим и практическим видами мыш­ления состоит в том, что они по-разному связаны с практикой. Так, практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкрет­ных задач жизнедеятельности людей, тогда как теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей познавае­мой действительности.

Какую же сторону мышления изучает логика, в чем состоит ее предмет? Рассмотрим это более подробно.

4.1. Объект эволюции

4.1. Объект эволюции Итак, мы видим, что основания нравственности и начала творчества с самого начала оказываются неотделимыми друг от друга; именно их становление знаменует собой окончание долгого эволюционного пути, который венчается становлением нового

26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности

26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности Познание — это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.В познавательном

Объект

Объект Объект (позднелатинское objectum — предмет, от латинского ob-jicio — бросаю вперед, противопоставляю) — то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в

2. Мышление как объект логики

2. Мышление как объект логики Прежде всего необходимо дать хотя бы общую характеристику мышления, поскольку оно выступает объектом логики.Мышление в собственном смысле этого слова есть достояние только человека. Даже высшие животные обладают лишь зачатками, проблесками

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической Диалектика «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения». Г. Плеханов 1. Определите, какие из следующих высказываний представляют

В.Объект

В. Объект § 194. Объект есть непосредственное бытие, благодаря равнодушию к различию, снявшему себя в объекте; он, далее, есть целостность внутри себя, но вместе с тем он также равнодушен к своему непосредственному единству, так как это тожество есть лишь в-себе-сущее

5. Негативное мышление: поражение логики протеста

5. Негативное мышление: поражение логики протеста «…То, что существует, не может быть истинным». Наши хорошо натренированные ухо и глаз воспринимают это утверждение либо как легковесное и забавное, либо как возмутительное, а равно и другое ему как будто противоположное:

§ 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию

§ 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию Мы остаемся при предварительном рассмотрении. Оно призвано подвести нас к задаче курса и одновременно прояснить его целостную установку. Вопреки

5. Негативное мышление: поражение логики протеста

5. Негативное мышление: поражение логики протеста «…То, что существует, не может быть истинным». Наши хорошо натренированные ухо и глаз воспринимают это утверждение либо как легковесное и забавное, либо как возмутительное, а равно и другое ему как будто противоположное:

Ни субъект, ни объект

Ни субъект, ни объект Масса парадоксальна – она выступает одновременно и объектом симуляции (поскольку существует только в пункте схождения всех волн информационного воздействия, которые её описывают), и её субъектом, способным на гиперсимуляцию: все модели она

А) Мы-объект

А) Мы-объект Мы начнем с изучения второго из этих опытов; здесь легче понять значение, и оно нам послужит, может быть, подступом к исследованию Другого. Вначале нужно отметить, что Мы-объект нас вовлекает в мир; мы испытываем его через стыд как общее отчуждение. Как раз это

Субъект и объект

Субъект и объект Допустим, мы приняли тот факт, что полезность или «вредность» продукта зависит от множества условий. Упрощает это ситуацию? По-видимому, нет. Ибо учесть все эти условия не всегда возможно. Если на приготовление и употребление продукта мы еще можем

ОБЪЕКТ

ОБЪЕКТ Нем.: Objekt. – Франц.: objet. – Англ.: object. – Исп.: objeto. – Итал.: ogge-to. – Португ.: objeto.• Понятие объекта рассматривается в психоанализе с трех основных точек зрения:А) В связи с влечением: ведь именно в объекте или посредством объекта влечение может достичь своей цели или

§ 37. Объект психологии

§ 37. Объект психологии Своеобразный интерес, представляемый психологией, в противоположность тому, который вызывают познания, имеющие дело с объектами, есть интерес к субъективности непосредственного переживания или просто к факту сознания как таковому. В последнем

Что такое логическое мышление на рабочем месте?

Логическое мышление нужно не только для решения загадок; работодатели активно ищут кандидатов с этим ценным навыком. Логически мыслящие люди критически подходят к рабочим проблемам и предлагают действенные решения, которые помогут компании добиться успеха. В этом руководстве мы рассмотрим:

  • Что такое логическое мышление?
  • Примеры логического мышления
  • Навыки логического мышления
  • Как продемонстрировать навыки логического мышления в заявлении о приеме на работу
  • 4 способа улучшить логическое мышление
  • Почему логическое мышление важно в 2022 году?

Что такое логическое мышление?

Определение логического мышления – это анализ ситуации или проблемы с использованием разума и поиск возможных решений. Логически мыслящие люди собирают всю возможную информацию, оценивают факты, а затем методично решают, как лучше двигаться вперед.

Логическое мышление — важный инструмент на рабочем месте, помогающий анализировать проблемы, проводить мозговой штурм и находить ответы. Работодателям нужны сотрудники, которые могут предложить правильные решения, которые являются финансово обоснованными, вероятными и действенными.

Примеры логического мышления

Логическое мышление — это общий термин, обозначающий различные способы достижения основанного на фактах разумного вывода. Примеры типов логического мышления включают:

  • Вывод
  • Индуктивное рассуждение
  • Дедуктивное рассуждение

Вывод

Вывод происходит, когда мы предполагаем что-то новое на основе уже известных фактов. Например:

Когда вы делаете вывод, вы проводите линию между двумя фактическими точками.

Индуктивное рассуждение

Индуктивное рассуждение — это тип рассуждения, который движется от частного к общему. Вы начинаете с конкретного наблюдения и распознавания образов, а затем приходите к общему выводу.

Не все выводы верны в этом типе логического мышления, потому что конкретные обстоятельства не всегда применимы к общему правилу. Тем не менее, вы закончите с общим выводом, который вы можете затем исследовать. Например:

В этом примере общий вывод не обязательно верен. Однако теперь вы можете проверить эту теорию с помощью дальнейших исследований и опросов.

Дедуктивное мышление

В отличие от дедуктивного мышления, этот тип логического мышления движется от общего к частному. Вы начинаете с общей предпосылки, а затем применяете ее к конкретной предпосылке. Возьмем эти два примера:

Пример 1

Пример 2

Подобно выводам индуктивных рассуждений, не все выводы дедуктивных рассуждений обязательно правильны. Вам понадобится истинная общая посылка, истинная конкретная посылка и веский логический аргумент между двумя посылками, чтобы прийти к правильному заключению.

В первом примере Марисса может работать четырехдневную рабочую неделю, а Джулия может работать пятидневную рабочую неделю, но утверждение, что Марисса счастливее только из-за своего графика работы, не является веским аргументом, потому что логически вывод не следует. С другой стороны, второй пример является хорошим аргументом, потому что обе посылки верны, и между посылками и заключением существует четкая и действительная логика.

Навыки логического мышления

Логическое мышление требует нескольких навыков, которые вам понадобятся на разных этапах решения задач. Эти навыки включают в себя:

  • Решение проблем
  • Критическое мышление
  • Творчество
  • Рассуждение

Решение проблем

Целью логического мышления является решение проблем. Решение проблем состоит из трех частей: определение причин возникновения проблемы, мозговой штурм решений и принятие решения о том, с каким решением двигаться дальше. Этот навык требует как анализа, так и творческого подхода, поскольку сильный специалист по решению проблем анализирует факты и находит творческие решения.

Критическое мышление

Люди часто считают критическое мышление синонимом логического мышления, однако критическое мышление чаще всего вступает в игру в начале процесса решения проблем. Критически мыслящие люди анализируют проблемы, чтобы добраться до сути фактов и доказательств. Они объективны, непредвзяты и ориентированы на точность.

Креативность

Когда мы думаем о слове «логический», мы можем не думать о творчестве, но именно оно позволяет логически мыслящим мыслить нестандартно и находить инновационные решения. Логическое мышление заключается не только в следовании фактам, но и в выяснении того, как их соединить и раскопать ожидаемым образом.

Рассуждение

Рассуждение — это способность логически и рационально оценивать вещи. Рассуждение обычно приходит на более поздних стадиях процесса логического мышления, когда вы выбираете между несколькими способами двигаться вперед. Затем вы можете использовать рассуждения, чтобы сравнить решения на предмет их преимуществ и недостатков.

Как продемонстрировать навыки логического мышления в заявлении о приеме на работу

В резюме

Вам не нужно указывать «логическое мышление» в своем резюме, чтобы доказать, что вы мыслите логически; вместо этого вы можете продемонстрировать свои навыки логического мышления через хобби или внеклассные мероприятия, которые вы включите в свое резюме.

«Если кандидат упоминает о своих увлечениях, например, о том, что он играет в шахматы, настольные игры или стратегические видеоигры, это всегда заставляет меня думать, что они мыслят логически», — говорит Мацей Кубяк, руководитель отдела кадров PhotoAiD. «Эти интересы требуют анализа и дедуктивных рассуждений, чтобы найти жизнеспособное решение».

Изучите другие основные навыки, которые можно включить в резюме.

На собеседовании

Хотя ваше резюме может показать, что вы логичный человек, описание вашей методики работы на собеседовании — лучший способ продемонстрировать свои навыки. Будьте конкретными и предписывающими, когда описываете, какие шаги вы предприняли для решения рабочей проблемы или какие шаги вы предпримете в потенциальном сценарии.

Вопросы для собеседования на логическое мышление

Работодатели, которые ищут этот навык на собеседовании, часто не используют термин «логическое мышление». Вместо этого они часто будут спрашивать вас о шагах, которые вы предприняли или предпримете для решения проблемы. Вот примеры таких вопросов для собеседования:

  • Были ли у вас когда-нибудь разногласия с коллегой по поводу наилучшего способа действий? Как вам удалось убедить их попробовать ваш способ?
  • Вам когда-нибудь приходилось принимать важное решение в сжатые сроки? Каким был ваш процесс принятия этого решения?
  • Какие упреждающие шаги вы предпринимаете для предотвращения проблем с вашими рабочими проектами?

Ничего страшного, если вы сначала озадачены, когда интервьюер просит вас продемонстрировать свои навыки логического мышления; не торопитесь и обдумайте свой ответ, прежде чем что-то сказать.

«Не произносите первую мысль, которая приходит в голову», — рекомендует Дэвид Биттон, соучредитель и директор по маркетингу DoorLoop. «Хотя вы не хотите затягивать слишком долго, пауза и размышление на несколько минут могут помочь. Если вы не можете дать подходящий и уверенный ответ, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы».

Когда вы отвечаете, можно — и даже рекомендуется — давать несколько решений.

Тем не менее очень важно соблюдать правильный баланс между тщательностью и краткостью, особенно при объяснении вашего мыслительного процесса.

«Уметь поэтапно описать, как вы решили проблему, но не забывайте о времени, — говорит инженер-программист Адина Миньогна. «Когда я беру у кого-то интервью, нет ничего хуже, чем они продолжают и продолжают. Научитесь лаконично объяснять и отвечать».

Если вы сможете ответить лаконично, вы также докажете менеджеру по найму, что можете доносить сложные идеи и информацию до других — это еще один ценный межличностный навык.

4 способа улучшить свое логическое мышление

Хотя логическое мышление является мягким навыком, его легко практиковать и ощутимо совершенствовать, как и большинство сложных навыков, которые вы можете освоить в классе. Кроме того, вам не нужно сталкиваться с проблемой на рабочем месте, чтобы работать над своим логическим мышлением; есть способы развивать этот навык в личной жизни.

1. Развивайте творческие привычки

«Уделяйте больше времени творческим увлечениям, таким как музыка, разгадывание загадок и чтение», — говорит Кристиан Величков, соучредитель Twiz. «Это некоторые хобби, которые могут стимулировать ваш ум и лучше развивать логическое мышление. Креативное мышление естественным образом возникает из увлечений, связанных с решением проблем. Чем больше вы бросаете вызов своему разуму, чтобы отвечать и решать различные проблемы на работе, тем лучше вы со временем развиваете свои навыки логического мышления».

Игры в слова, рисование, рисование и рукоделие — это другие творческие привычки, которые стоит попробовать.

2. Овладение новым навыком

Овладение новым навыком требует терпения, времени, усилий и внимания — всего, что вам нужно при попытке решить новую проблему. Однако вам не нужно учиться кодировать или заниматься программной инженерией, чтобы улучшить навыки логического мышления, связанные с работой. Например, научиться вязать крючком или играть на новом инструменте поможет вам развивать логическое мышление по мере развития нового навыка.

3. Практикуйтесь в разбивке

Если вы мыслите масштабно, вам может быть трудно рассмотреть все детали, прежде чем погрузиться в них и попытаться предложить решения. Однако ключевой частью логического мышления является разложение отдельных фактов и соединение их с разумным выводом. Начните с разбивки задач, которые вы должны выполнять в повседневной жизни. Например, если ваша задача — «собраться на работу», разбейте ее на такие задачи, как «почистить зубы», «принять душ» и «одеться». Эта практика поможет выработать привычку фокусироваться на более мелких компонентах более крупных проблем.

4. Наблюдайте за другими

Мы можем быть ограничены в подходе к проблемам; например, мы можем попытаться подойти к проблеме так, как всегда, потому что обычно это работает для нас. Однако мы можем упустить другие пути и решения, о которых даже не подумали бы.

Будьте в курсе того, как другие решают проблемы и какие стратегии они используют, будь то рабочая встреча, лекция в классе или групповой проект. Поинтересуйтесь, почему они делают определенный выбор и движутся в определенном направлении.

Почему логическое мышление важно в 2022 году?

Согласно глобальному отчету Monster «Будущее работы: 2022», решение проблем — важнейший аспект логического мышления — является одним из трех основных навыков, которые ищут работодатели. Тем не менее, именно в этом же навыке работодатели видят наиболее значительный разрыв в навыках между тем, что им нужно от кандидата, и уровнем навыков кандидата.

Так что продвигайтесь вперед в поиске работы, постоянно улучшая свои навыки логического мышления и демонстрируя их краткими, но методичными ответами на вопросы интервью. У вас есть это — и если вам нужна дополнительная помощь в повышении уровня ваших профессиональных навыков, попробуйте программу развития профессиональных навыков Two Sigma.

Изображение предоставлено: Каролина Грабовска / Pexels

Разница между логическим и критическим мышлением

Многие люди используют термины логическое мышление и критическое мышление взаимозаменяемо; однако между ними есть тонких различий.

С одной стороны, логическое мышление довольно прямолинейно.

Это метод мышления, использующий логику или анализ информации для оценки ситуации.

Критическое мышление, с другой стороны, представляет собой процесс, который использует логическое мышление, но делает его на шаг впереди.

Критически мыслить — значит подвергать сомнению истину, соединять точки и искать истину.


Получите упражнение на критическое мышление на основе вопросов — бесплатно!

Мягко и легко внедряйте критическое мышление с помощью стимулирующих размышлений упражнений.

ОТПРАВИТЬ МНЕ ⇨


Что такое логическое мышление?

Логическое мышление предполагает дисциплинированное мышление. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда нам нужно определить, что происходит и почему.

Процесс может быть как простым, как оценка информации о продукте, так и сложным, как использование (или не использование) возможности, которая требует значительных изменений в жизни.

Вероятно, вы не подбрасываете монетку в воздух, чтобы принять важное жизненное решение. Вместо этого вы анализируете факты и используете разум, чтобы помочь себе сделать правильный выбор.

Давайте рассмотрим пример вакансии в другом штате.

Это может звучать как фантастический шаг в карьере, но применение логического мышления, прежде чем совершить прыжок, может означать разницу между положительным результатом и тем, о котором вы будете сожалеть.

  • Во что вам обойдется переезд?
  • Стоимость жизни в новом городе выше, чем там, где вы сейчас живете?
  • Каков уровень преступности?
  • Хорошо ли управляется город?
  • Как насчет увеличения времени работы? Нагрузка?

Наблюдение и анализ всех фактов и сценариев может помочь вам прийти к хорошо аргументированному выводу, а что в двух словах является логическим мышлением.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление тесно связано с логическим мышлением. Он включает в себя опрос данных, убеждений и информации, чтобы сделать обоснованный вывод или решение.

Это способность брать различные идеи или фрагменты информации и устанавливать связи между ними.

Используя приведенный выше пример, если вам предложили прекрасную работу в другом городе, вы по-прежнему учитываете все те же факторы, упомянутые ранее.

Однако, обладая критическим мышлением, вы выходите за рамки неопровержимых фактов и задаете такие вопросы, как:

  • Как ваши дети относятся к смене школы?
  • Перевешивают ли предлагаемые возможности недостатки?
  • Почему новая работа должна быть лучше, чем та, что у вас есть сейчас?

Позвольте мне сказать по-другому, задав другой вопрос:

Вы берете то, что вам преподносят, и предполагаете, что это именно так? Точно , как описано и изображено?

Точно так же новая карьера может хорошо выглядеть на бумаге, но как насчет невидимых факторов, которые выходят за рамки фактов и цифр в вашем контракте?

Поиск правдивых ответов на эти не очень черно-белые вопросы — это определение критического мышления.

Логическое рассуждение против критического мышления: взаимосвязь между двумя

Как упоминалось ранее, логическое рассуждение включает в себя оценку фактов, чтобы прийти к правильному заключению.

Без каких-либо предположений и удаления эмоций из уравнения принципы логики можно использовать так же, как вы используете математическую формулу для решения задачи.

Существует четкое различие между правильным и неправильным.

Теоретически, в одной и той же ситуации с одной и той же информацией два разных человека пришли бы к одному и тому же выводу.

С другой стороны, критическое мышление предполагает подвергание сомнению полученных ответов и информации.

Например, вы можете выяснить, заинтересован ли человек, предоставляющий информацию, в конкретном результате и как это влияет на предоставленную информацию.

Вы также можете спросить себя, не упускаете ли вы информацию или насколько надежен ваш источник.

Грань между логическим мышлением и критическим мышлением определенно размыта, но связь такова:

Процессы логического мышления включают критическое мышление, а использование навыков критического мышления требует некоторой логики.

Задавать вопросы и рассуждать — одно и то же?

Рассуждение включает в себя использование как дедуктивных, так и индуктивных процессов для достижения вывода.

«Дедуктивный» — это просто красивое слово, обозначающее доведение факта (или идеи, утверждения и т. д.) до его логического завершения.

«Индуктивное» рассуждение оставляет место для собственного опыта и наблюдений на пути к заключению.

Короче говоря, рассуждать означает использовать логическое мышление для оценки и определения, а затем объяснять свой подход к проблеме.

Вопросы, с другой стороны, отличаются, хотя и являются частью, достижения аргументированного вывода.

Вопросы помогут вам найти больше информации, чтобы вы могли эффективно рассуждать, чтобы установить истину в вопросе.

По существу, расспросы — это только часть рассуждений. Они не одно и то же.

Как укрепить свои навыки критического мышления

Когда ситуация требует формирования собственного мнения или принятия решения, важно знать, как думать, а не говорить, что думать.

I Слишком легко поддаться общественному мнению.

В таком случае важно сделайте паузу среди шума и подумайте как логически, так и критически чтобы убедиться, что вы точно знаете, во что верите, а не просто следуете за толпой.

Это также дает вам возможность делать выбор, исходя из ваших личных ценностей, убеждений и целей.

Вы можете укрепить свои навыки критического мышления, обдумывая ситуации шаг за шагом.

Вы будете получать знания по мере приобретения реального опыта, но эта база знаний не поможет решить все проблемы, с которыми вы столкнетесь.

Именно здесь способность критически мыслить становится столь важной.

Потренируйтесь задавать вопросы, подвергая сомнению предположения.

(Вот список забавных вопросов для критического мышления, которые будут более легкими, если вам нужна помощь в начале работы.)

Обратите внимание на процессы, которые вы используете для анализа информации и получения выводов.

Найдите время, чтобы разрушить любые барьеры на пути к критическому мышлению, которые могут существовать.

Сегодня нас кормят с ложечки таким количеством информации в социальных сетях и Интернете, что думать иногда кажется неуместным, но какой это опасный путь.

Если вы еще этого не сделали, начните подвергать сомнению то, что вы читаете и слышите.

Проведите собственное исследование.

Ставьте под сомнение общепринятые факты.

Проанализируйте информацию, которую вы получаете, и из чьих уст вы ее получаете.

Конечно, не каждая маленькая ситуация требует глубокого анализа или использования навыков критического мышления.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts