Мышление и виды мышления: Виды мышления

Содержание

25. Виды мышления » Шпоры для студентов

Рассмотрим основные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением Эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между Интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение Продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Необходимо также отличать Непроизвольные мыслительные процессы от Произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С. Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя Цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом Решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, Напряженное в начале и Удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

· определить, какое именно правило привлечь для решения;

· применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать Навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

 

Стадии и виды мышления

Стадии мышления: допонятийная (в детстве, когда ребёнок ещё не знает слов, т. е. понятий) и понятийная — когда мысль облекается в слова. Иногда студенты на экзамене демонстрируют допонятийное мышление — знают на уровне ощущений, а сказать не могут.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т. е. на общественно-историческом опыте человека. Выделяют много видов мышления. Некоторые из них показаны на рисунке 4.6.


Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда особенностей.

Теоретическое мышление — это мышление, направленное на выявление, открытие и познание законов, правил, принципов, на создание теорий.

Практическое мышление — подготовка преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим (из опыта). Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление: 

в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Теоретическое понятийное мышление (словесно-логическое) — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Т. о. понятийное мышление — мышление, опирающееся на логические операции с понятиями. Оно ищет решения задачи с начала до конца в уме. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Инструменты логического мышления (формы мысли): понятия, суждения, умозаключения.

Понятие — слово, в котором отражены общие и существенные признаки предметов и явлений. Обычные слова или их сочетания и являются понятиями — лес, зима, организация, студент, химический элемент и т. д.

Понятия бывают:

  1. Единичные и общие. Единичные обозначают один и только один предмет, например: Луна, Москва, Волга (река), а также «высочайшая вершина мира», «река, на которой стоит Лондон» и т. п. Понятие «человечество» тоже относится к единичным, потому что предмет, которым можно назвать «человечество», всего один. Общие обозначают более чем один предмет: книга, человек, планета, число, человек, спутник.
  2. Конкретные и абстрактные. Конкретное понятие обозначает отдельный предмет, вещь или лицо. Например: «дом», «белый дом», «лошадь» — конкретные понятия, поскольку обозначают конкретные предметы, вещи. Но слово «голубизна» является абстрактным понятием, отвлечённым от какого-либо конкретного предмета.
  3. Эмпирические и теоретические.

Суждение — мнение, заключение, к которому человек приходит в процессе рассуждений, размышлений. Суждения — информационная база для умозаключений.

Виды суждений: истинные, ложные, общие, частные, единичные.

Примеры истинных суждений: единичные («Менделеев — автор периодической системы»), общие («Лошадь — домашнее животное») и частные («некоторые студенты — спортсмены»). Ложные суждения: «Все жители Барбадоса болеют элефантизмом (слоновостью)». «Все наёмные работники стараются увильнуть от работы».

Умозаключение рассматривают как процесс, явление, и как форму мышления.

Как процесс умозаключение — логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждении (посылок) получается новое утверждение — заключение (вывод, следствие).

Но под умозаключением ещё понимается и сам вывод, заключение, т. е. явление. Поэтому как явление умозаключение представляет собой вывод, заключение из рассуждений. А также умозаключение — это форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится другое суждение.

Есть два мыслительных познавательных процесса получения новых знаний в виде умозаключений: дедукция и индукция.

Дедукция (от лат. deductio — выведение) — движение мысли от общего к частному; выведение заключений, столь же достоверных, как и принятые посылки; процесс логического вывода, т. е. переход от предположений-посылок к их следствиям.

Дедуктивные умозаключения — это заключения от общего правила к частным случаям.

В дедуктивном умозаключении логическая связь опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведёт к истинному заключению.

Отправляясь от истинных посылок и рассуждая дедуктивно, мы обязательно во всех случаях получим достоверное знание.

К дедуктивным относятся, к примеру, такие умозаключения.

Днём светло. Сейчас светло. Значит, сейчас стоит день.

Все люди смертны. Все греки люди. Следовательно, греки смертны.

Индукция (от лат. inductio — возбуждение) — движение мысли от частного к общему; процесс логического вывода умозаключения на основании перехода от частных положений к общим.

Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие:

  1. всегда, когда возникает причина, возникает и следствие;
  2. всегда, когда есть следствие, ему предшествует причина;
  3. если изменяется причина, изменяется и следствие;
  4. если причина имеет дополнительные свойства, то и следствие приобретает дополнительные свойства.

Индуктивные умозаключения — это заключения от частных случаев к общему правилу.

В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические знания. Индукция не дает полной гарантии получения новой истины, она дает только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.

К индуктивным умозаключениям относятся не только умозаключения, полученные путём перехода от частного к общему, но и те, которые получены с использованием аналогии, методов установления причинных связей, подтверждением последствий, целевым обоснование и т. д.

К индуктивным относится, к примеру, такое умозаключение.

Железо, медь, кобальт, алюминий, золото — металлы, и они электропроводны. Следовательно, все металлы электропроводны. Это заключение истинно, потому что база индукции была полной.

Однако в силу того, что зачастую число исходных элементов не поддаётся учёту, и поэтому база индукции является неполной, а также из-за невозможности учёта всех привходящих обстоятельств, индуктивные заключения получаются ложными или ничтожно правдоподобными.

Приведём примеры ложных и ничтожно правдоподобных индуктивных умозаключений.

  1. Алюминий — твердое тело; железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, калий, свинец — также твердые тела. Алюминий, железо, медь и т. п. — это металлы. Значит, все металлы — твердые тела. Это заключение ложно, потому что хотя база индукции была широкой, но не полной. В неё не вошла ртуть — жидкий металл.
  2. У лошади, обезьяны, волка, человека и многих других животных при еде двигается лишь нижняя челюсть. Значит, у всех животных при еде двигается только нижняя челюсть. Это заключение ложно, потому что хотя база индукции была широкой, но не полной. В неё не вошёл крокодил, у которого при еде двигается верхняя челюсть, а не нижняя.
  3. Известно, что у Баха в пяти поколениях его предков насчитывается 18 музыкальных дарований. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина. Значит, способности человека предопределены тем, насколько талантливы были его предки. Это заключение правдоподобно, но эта правдоподобность ничтожна.
  4.  Человек с удовольствием ел картошку шесть дней подряд, значит, он с не меньшим удовольствием будет есть её в седьмой день и в последующие дни. Это заключение ложно, потому что не учтена потребность организма в разнообразии питательных веществ.

Продолжим рассмотрение видов мышления.

Теоретическое образное мышление — отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески создаются воображением.

Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при не достигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

  • Наглядно-образное мышление — мышление, оперирующее представлениями и образами.
  • Наглядно-действенное мышление — мышление, опирающееся на восприятие предметов и действия с ними.

Различают также аналитическое и интуитивное, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

  • Аналитическое мышление развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.
  • Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
  • Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое (было выявлено на материале больных шизофренией Э.
    Блейлером) полностью подчинено внутренним желаниям, мотивам человека, допускает логические противоречия, отождествления себя с предметами, событиями, искажение реальности. Понятно, что в данном случае причудливая мысль больного связана с особенностями его аффективной (эмоциональной) сферы. Тот факт, что мышление конкретного человека не ограничено беспристрастными логическими рассуждениями, подчеркивался также при выделении «эмоционального мышления» (Г. Майер).

Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принятия точки зрения другого человека. Важным является различение продуктивного (творческого) и репродуктивного мышления. В процессе продуктивного мышления возникают новые мысли, идеи и решения, а в процессе репродуктивного воспроизводятся те, которые известны человеку — перекомбинируются, используются в новой ситуации.

В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

В психологии различают два типа творческого мышления — дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное мышление — это поэтапно развёрнутое мышление, когда новая продукция создаётся эволюционным путём — перебором вариантов, постепенными изменениями, обычно медленными. Интуитивное мышление позволяет находить искомое решение мгновенно, оно приходит как вспышка, озарение. Но сразу необходимо сказать, что мгновенность эта достигается очень долгим (как правило) предварительным трудом. Интуитивное мышление даёт революционные решения.

Поиск правильного баланса • Асана

Резюме

Конвергентное мышление фокусируется на поиске одного четко определенного решения проблемы. Дивергентное мышление противоположно конвергентному мышлению и предполагает больше творчества. В этой статье мы объясним разницу между конвергентным и дивергентным мышлением в процессе решения проблем. Мы также обсудим важность использования обоих типов мышления для улучшения процесса принятия решений.

Вы когда-нибудь проходили личностный тест, подобный индикатору типа Майерс-Бриггс? Если это так, вы, вероятно, ответили на кучу вопросов для алгоритма, который расскажет вам, как вы взаимодействуете с окружающим миром. Этот тест покажет вам, принимаете ли вы решения более объективно (мыслители) или более субъективно (чувствующие).

Конвергентное и дивергентное мышление напоминает этот аспект теста Майерс-Бриггс. Хотя от природы вы можете быть более аналитическим или творческим, вы можете научиться мыслить обоими способами. В этой статье мы объясним разницу между конвергентным и дивергентным мышлением в процессе решения проблем. Мы также обсудим важность использования обоих типов мышления для улучшения ваших навыков принятия решений.

Специальный отчет: Преодоление проблем предприятия

В чем разница между конвергентным и дивергентным мышлением?

Дж. П. Гилфорд, психолог, ввел термины «конвергентное» и «дивергентное мышление» в 1956 году. Конвергентное мышление фокусируется на достижении одного четко определенного решения проблемы. Этот тип мышления лучше всего подходит для задач, связанных с логикой, а не с творчеством, таких как ответы на тесты с несколькими вариантами ответов или решение проблемы, когда вы знаете, что других возможных решений нет.

Дивергентное мышление противоположно конвергентному мышлению и требует больше творчества. С таким типом мышления вы можете генерировать идеи и разрабатывать несколько решений проблемы. В то время как дивергентное мышление часто включает в себя мозговой штурм для множества возможных ответов на вопрос, цель та же, что и у конвергентного мышления — найти наилучшее решение.

На практике эти различные типы мышления могут выглядеть следующим образом:

  • Конвергентное мышление: Если копировальный аппарат сломается во время работы, конвергентный мыслитель немедленно вызовет техника, чтобы тот починил копировальный аппарат.

  • Дивергентное мышление: Если копировальный аппарат сломается во время работы, дивергентный мыслитель попытается определить причину неисправности копировального аппарата и оценить различные способы устранения проблемы. Одним из вариантов может быть вызов техника, в то время как другие варианты могут включать поиск видео «Сделай сам» на YouTube или отправку электронной почты всей компании, чтобы узнать, есть ли у кого-либо из членов команды опыт ремонта копировальных машин. Затем они определят, какое решение является наиболее подходящим.

Конвергентное мышление в управлении проектами

Вы можете использовать конвергентное мышление в управлении проектами, не подозревая об этом. Поскольку конвергентное мышление включает в себя структуру и четкие решения, для менеджеров проектов вполне естественно склоняться к этому подходу. К преимуществам конвергентного мышления относятся:

  • Более быстрый способ прийти к решению

  • Не оставляет места для двусмысленности

  • Поощряет организацию и линейные процессы

Нет ничего плохого в использовании конвергентного мышления для объединения команд, создания рабочих процессов и планирования проектов. В управлении проектами есть много случаев, когда вам нужно быстро найти решение. Однако если вы полностью избегаете дивергентного мышления, у вас возникнут проблемы с разработкой инновационных решений проблем.

Прочтите: Превратите свою команду в опытных специалистов по решению проблем с помощью этих стратегий решения проблем

Преимущества дивергентного мышления

Занятому руководителю проекта может быть трудно замедлить темп и мыслить дивергентно. У проектов есть сроки, и важно быстро принимать решения. Вы можете подумать, что если сразу не придумаете решение, то разочаруете своих клиентов или заказчиков.

Однако слишком быстрая работа может привести к тому, что вы будете принимать решения в своей зоне комфорта вместо того, чтобы идти на риск. Дивергентное мышление может принести пользу вам как руководителю проекта, потому что вы перейдете к обучающемуся мышлению. Дивергентное мышление также может помочь вам:

  • Выявлять новые возможности

  • Находить творческие способы решения проблем

  • Оценивать идеи с разных точек зрения

  • Понимать других и учиться у них0005

Быстрые результаты и предсказуемость иногда могут работать, но такой образ мышления не поможет вам выделиться среди конкурентов. Вам понадобится дивергентное мышление, чтобы произвести впечатление на клиентов или заказчиков и выделиться среди других.

Специальный отчет: Преодоление проблем предприятия

Использование конвергентного и дивергентного мышления для творческого решения проблем

Вы можете использовать сочетание конвергентного и дивергентного мышления для решения проблем в своих процессах или проектах. Без использования обоих типов мышления вам будет труднее добраться из точки А в точку Б. 

1. Открытие: дивергентное мышление

Первым этапом творческого решения проблем является открытие, и на этом этапе вам нужно будет использовать дивергентное мышление. Если у вас возникла проблема на работе, первым делом необходимо выяснить ее причину, рассмотрев все возможные варианты.

Например, у вас может быть несколько проектов с превышением бюджета. Возникает вопрос: почему это продолжается? Если бы вы использовали конвергентное мышление, чтобы ответить на этот вопрос, вы могли бы сразу сделать вывод о том, почему происходит этот перерасход бюджета. Но когда вы используете дивергентное мышление, вы рассматриваете все возможные причины проблемы.

Возможные причины переполнений бюджета могут включать в себя:

  • Отсутствие связи между членами команды

  • Неправильное распределение ресурсов

  • Планирование проекта

  • Проекты. у вас есть все возможные причины вашей проблемы, вы можете перейти к следующему этапу творческого решения проблемы, который заключается в определении вашей причины.

    2. Дайте определение: конвергентное мышление

    Используйте конвергентное мышление при поиске потенциальных причин вашей проблемы. Хотя к перерасходу бюджета может привести более одной причины, конвергентное мышление требует целенаправленного подхода к решению вашей проблемы, поэтому вам нужно выбрать причину, которую вы считаете наиболее проблематичной.

    Отсутствие связи могло стать причиной перерасхода вашего бюджета, но если плохое планирование проекта сыграло большую роль в ваших проблемах с бюджетом, то это причина, по которой вы должны пойти. Когда вы создаете решение для процедуры планирования вашего проекта, это может привести к лучшему составлению бюджета. Большинство причин также взаимосвязаны. Таким образом, лучшее планирование улучшит коммуникацию на рабочем месте, даже если это не было основной целью.

    3. Дедукция: дивергентное мышление

    На третьем этапе вы вернетесь к дивергентному мышлению, пытаясь найти решение своей проблемы. Если причиной перерасхода бюджета является плохое планирование проекта, возможные решения могут включать:

    • Использование шаблона плана проекта 

    • Улучшение коммуникации с заинтересованными сторонами методы контроля затрат

    Прежде чем найти наилучшее решение, вы должны рассмотреть все возможные решения своей проблемы.

    4. Определить: конвергентное мышление

    На последнем этапе решения проблемы вы снова будете использовать конвергентное мышление, чтобы определить, какое решение наиболее эффективно устранит вашу проблему. Хотя все решения, которые вы придумали на третьем этапе, могут в какой-то степени решить вашу проблему, вы должны начать с одного действия, которое необходимо решить. В некоторых случаях вы можете сосредоточиться более чем на одном элементе действия, но делайте это только в том случае, если эти элементы связаны между собой.

    Например, после обсуждения возможных решений с вашей командой вы решаете, что добавление методов контроля затрат в ваш план управления затратами должно предотвратить перерасход бюджета и даже может помочь вам сэкономить деньги.

    Как мыслить более нестандартно

    Способность мыслить более нестандартно поможет вам тренировать оба полушария мозга и позволит вам видеть проблемы со всех сторон. Следующие стратегии могут стимулировать дивергентное мышление:

    1. Подумайте о своем мыслительном процессе

    Иногда лучшая стратегия — самая простая. Когда вы внимательно относитесь к разнонаправленному мышлению, это становится легче делать. Попробуйте размещать заметки в своем офисе или добавлять шаги в свои процессы, которые поощряют дивергентное мышление.

    Шаги, которые поощряют нестандартное мышление, могут включать:

    • Требовать как минимум часовой перерыв перед отправкой электронных писем о важных решениях

    • Прежде чем принимать важное решение, поставьте себя на место других членов команды и учтите перспективы

    • Не принимайте важных решений, не проверив свое решение как минимум с двумя людьми

    Предприняв активные шаги, чтобы подумать о своем мышлении, вы можете понять, что дивергентное мышление приходит более естественно.

    2. Попробуйте мозговой штурм и интеллект-карту

    Мозговой штурм и интеллект-карту — две стратегии, которые вдохновляют на дивергентное мышление, потому что они помогают вам мыслить нестандартно и генерировать новые идеи. Интеллект-карта — это форма мозгового штурма, при которой вы рисуете задачи, слова, концепции или элементы, которые связаны с центральной концепцией. Эта диаграмма поможет вам визуализировать свои мысли и генерировать идеи, не беспокоясь о структуре.

    Вы также можете провести мозговой штурм другими способами. К другим методам мозгового штурма с дивергентным мышлением относятся:

    • Звездообразование: Звездообразование — это метод визуального мозгового штурма, при котором вы наносите идею на середину доски и рисуете вокруг нее шестиконечную звезду. Каждая точка будет представлять вопросы: кто, что, когда, где, почему и как?

    • SWOT-анализ: SWOT-анализ можно использовать для стратегического планирования и мозгового штурма. Вы можете использовать его для проверки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз идеи.

    • Молниеносное решение: Эта техника мозгового штурма, известная для краткости как LDJ, начинается с записи положительных моментов в отношении темы или того, что работает в этой теме, затем записи отрицательных моментов и определения того, что требует срочного решения.

    Попробуйте групповые мозговые штурмы, чтобы получить свежие идеи и решения. Если вы регулярно проводите эти занятия, они могут показаться вам приятными и важными для творческого решения проблем.

    Прочтите: Диаграмма сходства: как систематизировать информацию

    3. Освободитесь от временных ограничений

    У всех есть сроки, которые они должны соблюдать. Но если вы принимаете важное решение или пытаетесь решить важную проблему, постарайтесь избавиться от этих строгих временных ограничений, чтобы вам не приходилось сразу переходить к конвергентному мышлению.

    Некоторые методы, которые вы можете использовать, чтобы уменьшить давление, вызванное крайними сроками, включают:

    • Заранее запросите повестку дня встречи, чтобы у вас было время подготовиться.

    • Используйте ограничение по времени, чтобы придумывать несколько идей с интервалом в 5–10 минут.

    • Установите личные сроки до официальных сроков, чтобы дать себе пространство для маневра.

    Понятно, что вы торопитесь найти правильный ответ в напряженной рабочей среде, но вы не будете знать, что ваш ответ правильный, не потратив время на рассмотрение всех возможных решений.

    4. Используйте программное обеспечение для управления работой

    Управление работой — это подход к организации проектов, процессов и рутинных задач, который обеспечивает ясность для вашей команды, чтобы они могли быстрее достигать своих целей. Программное обеспечение для управления работой, такое как Asana, может принести пользу обоим типам мышления.

    Если у вас проблемы с дивергентным мышлением, некоторые функции программного обеспечения могут оказаться наиболее полезными. Программное обеспечение для управления работой может стимулировать нестандартное мышление, позволяя вам:

    • Сотрудничать над проектами с другими

    • Быстро обмениваться идеями и отзывами

    • Вносить изменения одним нажатием кнопки также важно, потому что ваша команда может работать вместе независимо от того, работают ли они удаленно или в офисе.

      5. Проявляйте любопытство и идите на риск

      Иногда члены команды привыкают к конвергентному мышлению, потому что боятся рисковать. Хотя важно по возможности предотвращать проектные риски, вы не должны бояться отходить от традиционных процессов и мыслить нестандартно.

      Лучшие менеджеры проектов могут переключаться между конвергентным и дивергентным мышлением в зависимости от того, требует ли ситуация быстрого и структурированного решения или непредвзятости. Не каждая ситуация требует субъективности, но вам часто нужно использовать сочетание конвергентного и дивергентного мышления, чтобы быть успешным лидером.

      Развивайте творческие идеи с помощью конвергентного и дивергентного мышления

      У всех нас есть естественный когнитивный подход к творческому решению проблем, и нет ничего плохого в том, чтобы придерживаться своей позиции. Но если вы хотите вдохновить на генерацию идей и решать проблемы наилучшим образом, вы должны использовать как конвергентное, так и дивергентное мышление.

      Специальный отчет: Преодоление проблем предприятия

      3 типа мышления: латеральное, дивергентное и конвергентное мышление

      Введение

      Когда дело доходит до решения проблем, есть три способа их решения. Первый — латеральный, второй — расходящийся, а последний — сходящийся. Их также называют типами мышления. Ядро человеческого мозга работает с нашей способностью мыслить критически и включает в себя воображение, наряду с творчеством. В результате выполнение различных задач с использованием наших способностей и принятия решений помогает нам выстоять в эволюционной гонке. Проще говоря, критическое мышление подразумевает заботу о когнитивных искажениях, преодоление их наилучшим возможным способом.

      1. Что такое латеральное мышление?
      2. Как я могу улучшить свои навыки латерального мышления
      3. Что такое дивергентное мышление?
      4. Что такое конвергентное мышление?

      1)

      Что такое латеральное мышление?

      Боковое означает с другой стороны, а значит, человек может искать ответ иначе, больше похоже на нестандартное мышление. В большинстве случаев люди чаще используют логическое мышление для решения проблемы, так как это более простой способ. Эти термины впервые появились после того, как их придумал известный психолог Эдвард Де Боно, и эти навыки часто требуются в творческих профессиях, таких как маркетинг и реклама. Если вы в настоящее время работаете графическим дизайнером или музыкантом, возможно, вы уже развили нестандартное мышление.

      Давайте углубимся в объяснение латерального мышления на примере. Попробуйте назвать одну вещь, которая является древним изобретением, которое большинство людей во всем мире использует до сих пор — оно позволяет людям видеть сквозь стены.

      Ответ очень прост. Это «Стеклянные окна», но именно здесь вы можете использовать свое нестандартное мышление. Людей может легко запутать использование термина «древние изобретения», позволяющего видеть сквозь стены.

      2)

      Как я могу улучшить свои навыки латерального мышления 

      Что ж, латеральное мышление приходит естественным образом, но если вы хотите улучшить его, все, что вы можете сделать, это практиковаться и пытаться довести его до совершенства. Обнаружение побочных проблем в повседневной жизни — отличный способ начать шлифовать свои навыки. Помимо этого, вы можете использовать интеллект-карты, используя все подсказки, которые вы можете получить от своих чувств и обратного мышления.

      3)

      Что такое дивергентное мышление?

      Этот тип мышления является средним, он обладает качествами латерального и конвергентного мышления. Аналог дивергентного мышления — неизбежное зло. Но в последние годы мы наблюдаем быстрый рост признания того, что точное творческое производство должно быть как дивергентным, так и конвергентным, а не только первое в отдельности.

      Дивергентное мышление заключается в решении проблем, которые позволяют вам иметь несколько возможных решений, чтобы выяснить, какое из них работает. В большинстве случаев это происходит в свободном потоке или, можно сказать, спонтанно. За небольшой промежуток времени были изучены уже проверенные решения для разработки нетрадиционного соединения, которое может обеспечить решение.

      После завершения этапа дивергентного мышления информация и данные проекта структурируются и организуются с использованием конвергентного мышления. Основными составляющими дивергентного мышления являются фрирайтинг и мозговой штурм. Способность к дивергенции обычно измеряется путем создания большого или значительного количества сложных и сложных идей.

      Пример дивергентного мышления

      Один из лучших способов научить будущие поколения дивергентному мышлению — это дать им немного творчества, которое поможет им развивать свои дивергентные навыки. Как классный руководитель, вы можете нарисовать полуабстрактный рисунок и дать своим ученикам некоторое время, чтобы найти все различные ответы, которые они могут разработать для того, что может представлять изображение.

      Кроме того, HR компании могут собрать команду из 4 человек и дать им 3-4 разных материала, и команды должны составить список вещей, которые можно сделать из этих предметов. Вы можете быть композитором или аранжировщиком, а можете прославиться в мире копирайтинга. Есть так много вариантов карьеры с дивергентным мышлением, что вам могут не понадобиться два других навыка мышления, чтобы быть в лучшем виде. Дивергентные мыслители — полная противоположность конвергентным мыслителям.

      4)

      Что такое конвергентное мышление?

      Конвергентное мышление — это метод решения проблем, который помогает объединить различные идеи разных людей из разных областей в попытке найти единственное лучшее решение данной проблемы.

      Этот тип мышления больше связан с аналитическими способностями. Конвергентное мышление — это то, чем вы занимаетесь, когда пытаетесь ответить на вопросы с несколькими вариантами ответов или заполнить пустой вопрос на экзамене. В этом типе мышления главная цель — найти единственный правильный ответ, то есть не может быть нескольких ответов на один и тот же вопрос. Это помогает лучше принимать решения и позволяет вам углубиться в проблему, чтобы найти ее решение.

      Пример конвергентного мышления 

      Конвергентное и дивергентное являются полными противоположностями друг друга. Конвергентный человек будет думать только двояко: можно сделать или нельзя. Например, конвергентный человек будет думать только о том, что он здоров и болен. Между этими двумя ответами нет ничего, что он мог бы выбрать. Также как студент-медик может быть только врачом, или он может растратить свою степень и стать никем. В конвергентном мышлении второго варианта нет. Конвергентное мышление — это то, что нужно учащимся для прохождения стандартизированных тестов. Что касается конвергенции, глобально присутствуют только два цвета — черный и белый.

      Люди, обладающие навыками конвергентного мышления, хороши в аналитике и разбирают решения, полученные в результате дивергентного мышления.

      Заключение 

      Вот и все, и это три разных типа мышления, возможно, у вас что-то хорошо получается. Но вам по-прежнему нужно больше, чем один тип мыслительных навыков, чтобы хорошо работать и делать отличную профессиональную карьеру и принимать личные решения в жизни.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts