Определение мышления. Виды мышления в различных классификациях.
(Петухов) Разнообразие феноменологии мышления требует его разных психологических определений. В попытке описать эту феноменологию в целом, психология использует определение мышления в широком смысле: это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. При решении более специальных исследовательских задач, при изучении конкретных психологических механизмов высших познавательных процессов мышление определяют в узком смысле — как процесс решения задач. Мышление как процесс решения задач. Определение мышления в узком смысле используется, главным образом, в экспериментальных исследованиях конкретных психологических механизмов познания, при диагностике интеллектуальных способностей и управлении творческим процессом. Понимание мышления как процесса решения задач было впервые предложено в вюрцбургской школе «психологии мышления».
Первое из них — различение решения задачи как продукта, т.е. уже найденного решения (англ, solution) и как самого процесса, так сказать, «решения» (англ, solving). Исследование психологических механизмов мыслительной деятельности не может осуществляться лишь при фиксации ее сложившихся продуктов и предполагает, прежде всего, анализ процессов их порождения.
Тем самым мышление следует определить как процесс решения задачи. Второе различение связано с наличием или отсутствием в прошлом опыте субъекта готовых средств решения поставленной задачи. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной, и ее решение фактически сведется к использованию сформированного умственного навыка, к репродукции наличных знаний и умений. Такое мышление называют репродуктивным, не считая его, как правило, мышлением в собственном смысле. Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания, конструирования, и этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения и называется творческой, а мышление следует определить теперь как процесс решения творческих задач. Третье уточнение относится Мышление (Тихомиров) – процесс
познавательной деятельности, продукты
которого характеризуются обобщенным
и опосредованным отражением (мысль, в
которой отражаются отличительные
существенные признаки предметов и
явлений) действительности. Мышление– это процесс, который характеризуется
как познавательная деятельность
субъекта. Продуктом мыслительной
деятельности являются обобщенная и
опосредованная действительность. По
ним мысли отличаются от образов ощущений,
восприятия и др.2 свойства обобщенного
и опосредованного отражения: 1)
содержание – совокупность признака,
явлений или предметов, отраженных в
понятии. 2) объем понятий – совокупность
предметов или явлений, которые принадлежат
признакам отражённых понятий.
Мышление– процесс решения задач. Задача рассматривалась с точки зрения объективной (внешнее наблюдение) и субъективной (если содержащиеся в задаче объективные требования станут субъективно принятой целью). Процесс решения задачи – достижение поставленной цели с помощью определенных средств. Если есть средства, то задача репродуктивная (средства из прошлого опыта). Если средств нет, то задача – поиск средств – продуктивное мышление (творческое).
Мышление (Джеймс) – замещение целого его частями и связанными с ними свойствами и средствами. Условия – заинтересованность субъекта в том, чтобы из конкретных эмпирических факторов вывести свойства или следствия. Вывод свойства из фактов заранее для субъекта неизвестен. Содержание мыслительного процесса заключается в выделении субъектом из фактов такого скрытого свойства, связано со свойствами и приведёт субъекта к решению. Чтобы вычленить существенный атрибут (найденное свойство), субъект должен проявитьпроницательность. Это является первой характеристикой мышления. Мышление это не только замещение частями целого, но и существенный атрибут связан с искомыми свойствами и следствиями. Эта связь известна из прошлого опыта.
Виды мышлений (П.Брейлер): аутистическое мышление (функция – доставить себе удовольствие), реалистическое мышление (функция – познание окружающего мира). Классификация основана на 2-х критериях: реальность представления в мышлении, функция мышления.
Виды мышлений (Б.М.Теплов):практическое (результат реализуется на практике сразу, жёсткие временные рамки, высокое чувство ответственности), теоретическое (необязательно сразу применять, менее жёсткие временные рамки, более низкая степень ответственности). Классификация основана на 3-х критериях: связь результата деятельности с практикой, временные ограничения, степень ответственности за ошибку.
Виды мышлений (Рубинштейн): наглядно-действенное до 2-3-х лет (наглядно, практическими действиями), наглядно-образное с 2-3-х до 6-7 лет (наглядно, образами), словесно-логическое с 7 и к 11-12 годам (словесно, логические законы и правила).
Критерии: формы представление субъекту задачи, основные способы решения задачи.Мышление это в психологии? Мыслительные операции это?
Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это? Мыслительная деятельность это? Идея, что это? Воздействие. Способы трансляции идеи?
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня будет продолжение цепочки статей, раскрывающих психические процессы человека.
Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»
Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»
Мы поговорим с Вами о мышлении!
Блок 1. Мышление. Определение.
Мышление — это процесс познания внешней (окружающей) и внутренней (психической) реальностей путем установления причинных и следственных отношений между событиями в результате репрезентации объектов, переработки информации, и моделирования связей между предметами.
Давайте представим, что мы с Вами находимся на переговорах! Статья «Переговоры это в психологии. Чем переговоры отличаются от продаж?» Видим следующую картину: оппонент начинает доставать из портфеля какие – то бумаги. Что происходит у нас с Вами в голове, как мы перерабатываем наблюдаемое? Статья «Картина мира это? Виртуальная реальность, определение.»
Мы частично отстраняемся от предыдущей ситуации, выходим из одного мыслительного контекста и переходим в другой. Мы начинаем устанавливать причинные и следственные связи. Действия по извлечению документов оппонентом – это точка старта наших рассуждений. Мы начинаем прогнозировать, формулируем для себя следствия, наделяем содержанием будущие действия оппонента. Возможно бумаги являются аналитической запиской, может быть это презентация или договор. В это время мы с Вами не просто пассивные наблюдатели, но активно познаем мир, анализируем происходящее и действия противоположной стороны, перерабатываем информацию и строим прогнозы. Статья «Что такое сознание в психологии? Свойства сознания. Связь с мозгом.» Когнитивные процессы (познавательные) неразрывно друг с другом связаны и мышление занимает среди них крайне важную роль.
При установлении каузальных связей человек опирается на законы формальной логики, или по – другому аристотелевской логики. Статья «Логика Аристотеля, кратко. Законы формальной логики, примеры.» Но не только! Чаще всего мы используем повседневную логику «здравого» смысла, представляющую собой эклектику! Человек наравне с правильными логическими суждениями, умозаключениями допускает ошибки, которые остаются незамеченными, и далее действует в полном убеждении, что он абсолютно логичен. Статья «Когнитивные ошибки мышления.» Распространенность логики «народного» смысла повсеместная! Вопрос скорее не в том, кто из нас действительно логичен, а кто нет. Вопрос в том, насколько каждый из нас правильно мыслит в разных ситуациях! Например, при выраженных эмоциональных переживаниях, переутомлении, стрессе у человека заметно повышается коэффициент использования «своей логики», в которой отсутствует правильная формальная логика. Статья «Законы логики Аристотеля. Критика логики. Ошибки в мышлении. »
Но даже логика Аристотеля не является полноценным качественным инструментом для познания окружающего мира. Нам требуется более мощный инструмент познания под названием математическая логика, в первую очередь, теория вероятности и математическая статистика. Статья «Теория вероятности в жизни. Байесовский метод принятия решений.» Если формальная логика в той или иной степени нам присуща с рождения (запрограммирована эволюцией и передается генетически), то с математикой «мы категорически не дружим». Без специального образования, понимания теории и распространения ее на практику мы обречены на неправильные выводы в сложных ситуациях!
Блок 2. Мышление. Мыслительные операции.
Можно выделить 6 видов мыслительных операций.
1 Анализ. Это мыслительная операция, которая предполагает выделение отдельных признаков изучаемого предмета. Происходит определение последовательности событий и выявление причинных – следственных связей. Устанавливается источник событий. Благодаря анализу человек способен понять структуру, форму и содержание предмета/события.
2 Синтез. Это мыслительная операция, при которой происходит объединение частей предмета в одно целое. Человек сопоставляет события между собой по конкретному признаку и их совокупности.
3 Сравнение. Это мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами, явлениями, субъектами. Данную операцию можно осуществлять опосредованным способом, когда сравниваемые предметы доступны только как внутренние образы. Либо непосредственным способом, когда сравниваемые предметы человек ощущает и воспринимает как факт.
4 Обобщение. Это мыслительная операция, при которой происходит соотнесение и выделение общих признаков в двух или нескольких различных явлениях, объектах с последующим объединением видов в род.
5 Абстрагирование. Это мыслительная операция, во время которой происходит выделение отдельных свойств предмета, которые сами становятся предметом. Человек отвлекается от целого и выходит за пределы существующих связей. Данная операция является одной из самых сложных и позволяет создавать новые понятия для явлений, выходящих за пределы чувственного познания.
6 Конкретизация. Это мыслительные процесс, при котором свойство предмета рассматривается как частное с наличием разнообразных связей внутри целого. Целое рассматривается как набор частного.
ВИДЕО «Переговоры с покупателем. Как преодолеть возражения по цене?!»
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 3. Мышление. Мыслительная деятельность.Разбор этого блока представлен в тезисах.
1. Мышление реализовывает себя через мыслительные операции. Мышление – это волевой акт. Мышление — это сознательный процесс. И это обуславливает осознание появления ошибки в мыслительном процессе. Что приводит к дальнейшей попытки исправить ошибку.
2. Любой мыслительный процесс является действием по структуре, направленным на разрешение определенной задачи. Проблемная ситуация, с которой сталкивается субъект, становится пусковым механизмом мыслительного акта.
3. Мыслительный процесс выражается во вне через понятия, суждения, умозаключения.
Статья «Понятие это в логике? Логика Аристотеля кратко и понятно!»
Статья «Суждения это в логике? Сложные суждения примеры. Классификация.»
Статья «Умозаключение в логике это? Дедуктивные умозаключения это?»
Статья «Индуктивные умозаключения это? Умозаключения по аналогии, примеры.»
В мыслительном процессе понятия не изолированы от представлений, которые имеют наглядный характер в виде схем, образов предметов и явлений. Понятие выражаются словом, которое является квинтэссенцией мысли и образа представления. Образ предмета имеет семантическое содержание. Также, как и слова — понятия.
4. Мысль – это элементарная составляющая процесса мышления. Это продукт мыслительной деятельности. Мысль не может существовать сама по себе во внешнем мире.
5. Слово — это форма мысли. Логическое абстрактное мышление вместе с чувственно- наглядно- образной основой создают единство. С одной стороны, мышление создается из чувственного созерцания с включением в себя наглядных элементов, с другой стороны наглядно — образное содержание включает в себя смысловое содержание.
6. Умозаключения позволяют раскрыть то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность.
7. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Личность передает свою мысль другому человеку с помощью слов. Слова в виде понятий, суждений, умозаключений представляют из себя идеи, когда сообщаются другому человеку. Человека мыслит концептами, на языке. Мышление — это взаимодействие с концептами.
Блок 4. Мышление. Идея это?
Идея – это семантическая конструкция, выраженная коммуникатором во внешней речи, с целью информирования, убеждения и регулирования поведения.
Данный блок также представлен в тезисах.
1. Идея – это оформленная мысль, «упакованная. Мысль нельзя высказать, это внутренняя составляющая мыслительного процесса, она присутствует в скрытом виде от стороннего наблюдателя.
2. Идея – это мысль, подготовленная для вербализации, поэтому она формируется в скрытом от стороннего наблюдателя виде, но в сформулированном варианте как правило становится доступной для восприятия сторонним наблюдателем.
3. Идея, как и мысль – продукт мыслительной деятельности, только другого уровня, более высокого. Соответственно идея также, как и мысль выражается в виде понятий, суждений, умозаключений. Более высокий уровень идеи в том, что ее содержание и структура являются производными совокупности разнообразных мыслей, объединенных целевой направленностью. Чаще всего вектор задается транслятором в целях воздействия на реципиента.
4. Идея распространяется в обществе посредством межличностной коммуникации и с помощью средств массовой информации по различным информационным каналам. Статья «Социальный обмен это? Причина эволюции человека?» Статья «Что такое социальный обмен? Торг что значит?» Идея в основе своей содержит посыл, направляющий внимание реципиента на заданный предмет. Помимо этого, идея способна моментально создать целевое представление у субъекта и вызвать управляемое поведение.
5. Идея может быть квинтэссенцией процесса познания объекта. Идея как часть репрезентации мира может предлагать реципиенту «готовый продукт» в качестве потенциально его собственного моделируемого образа мира. Идея в этом случае возможна к инкорпорированию в качестве паттерна, шаблона, стандарта, образца, правила, опираясь на которые реципиент запускает собственную интеллектуальную, мотивационно-эмоциональную деятельность.
6. Идеи фиксируют внимание субъекта, «схватывают человека». Наглядным примером является необычность посыла, заострение эмоциональных фрагментов реальности. Пример:
- Давайте сделаем носорога символом мира!
- Вы знаете, что война перестала быть средством увеличения власти и денег тех, кто порождает войну?
7. Человек свой внутренний монолог не контролирует в обычном состоянии «мыслительного дрейфа». Волевой контроль осуществляется при целенаправленном фокусировании внимания на каком-либо предмете. В позиции «НАБЛЮДАТЕЛЯ» мы сможем увидеть себя, как «УЧАСТНИКА», заточенного в раздумьях под конкретный образ, если идея была «упакована». Статья «Как изменить убеждение? Метауровни. Наблюдать за наблюдающим.» Это значит идея была правильно транслирована в КОНТЕЙНЕРЕ. Существовал фон, контекст и была характерная трансляция. Вероятность того, что «упакованная идея» запустит целенаправленную интеллектуальную деятельность достаточно высока.
Блок 5. Мышление. Факторы восприятия идеи.
Существуют три фактора, которые непосредственно влияют на то, каким образом идея будет воспринята реципиентом.
1. Фон.
Имеет существенное значение фон, на котором подается идея. Фон включает в себя текущее состояние условной объективной реальности, в которой пребывают переговорщики, их собственные эмоциональные переживания, наличие мотивов, желаний, ценностных установок, намерений, состояние когнитивных процессов, уровень осознанности и т.п. Фон оказывает значительное влияние на восприятие идеи реципиентом, точно также, как и на процесс трансляции идеи.
2. Контекст.
Помимо фона важен контекст, в котором разместилась идея. Идея в контексте семантически связана с другими информационными пластами. Поэтому, чаще всего идеи, выдернутые из контекста теряют прежний смысл и начинают представлять из себя самостоятельные смыслопорождающие конструкции, образуется иной смысл, иногда диаметрально противоположный контекстуальному.
3. Характер трансляции.
Третьим фактором является характер трансляции идей. Субъект озвучивает идею индивидуально каждый раз. Особенности вербализации вместе с невербальными проявлениями создают неповторимый рисунок процесса трансляции. Статья «Как воздействовать на людей психологически? Теорема Ауманна.»
Какой – либо из вышеперечисленных факторов может отсутствовать. Так при чтении материала идея лишается характера трансляции. Контекст также не всегда присутствует, идея может быть самостоятельным образованием, обладающая изолированным смыслом. Фон существует всегда.
В переговорах присутствуют все три фактора.
Все три агента: фон, контекст, характер трансляции включены в КОНТЕЙНЕР идеи (КОК – концептуальный образный контейнер). Идея в контейнере, как человек в автомобиле, преодолевает расстояние в пространстве, от одного коммуникатора к другому. Идея без контейнера не существует. Контейнер наполнен как минимум фоном.
Заказать тренинг «Переговоры — Схватка»Блок 6. Мышление. Способы трансляции идеи.Идея может быть донесена до субъекта различными способами:
1. Информационное сообщение.
Это способ подачи информации, при котором отсутствует целенаправленное воздействие источника (транслятора) на характер восприятия реципиентом.
2. Убеждение.
Это способ подачи информации с использованием логической аргументации, направленный на формирование определенных представлений или убеждений у объекта воздействия путем его согласия с предложением. Статья «Убеждение в психологии это? Как переубедить человека, психология?»
3. Внушение.
Это такой способ подачи информации, при котором субъект воздействия – суггестор вызывает определенные психические состояния «безволия» у объекта воздействия – суггеренда, при которых восприятие информации происходит без критического осмысления. Статья «Верования это, определение. Ценностная установка это?»
Пожалуй, на этом месте мы остановимся!
Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друзья! Спасибо за то, что прочитали статью! Пишите комментарии, делитесь своими впечатлениями, если хотите, критикуйте написанное, говорите свое мнение и Вас услышат сотни, даже тысячи людей!
Ставьте лайки, Вам же не сложно, добавьте позитива, потому что Вы можете это сделать!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
С Вами был Якимов Владислав! До свиданья, до новых встреч!
Все статьи сайта !
Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!
Имя *
Адрес электронной почты *
Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)
Что мы подразумеваем под «мышлением»?
Блестящая команда Radiolab только что выпустила новое шоу. Он называется Words , и вы можете послушать подкаст здесь. Также есть весьма замечательное сопровождающее видео.
Мне посчастливилось поговорить с командой о роли языка в развитии детского мышления. На мой взгляд, мы недостаточно задумываемся над тем, что мы подразумеваем под этим термином «мышление». И если мы недостаточно ясны, извечный вопрос о том, как язык участвует в познании, становится очень запутанным.
Мне кажется, что есть два общих употребления этого термина. Считается, что мышление — это все, что делает сознательный ум. Это может включать восприятие, арифметику в уме, запоминание номера телефона или создание образа розового единорога.
Согласно этому определению, мышление просто приравнивается к сознательным когнитивным процессам. Я думаю, что это определение слишком широкое, и мы добьемся большего научного и философского прогресса, если немного сузим его.
Люди с психодинамическими убеждениями могут даже захотеть говорить о «бессознательном мышлении», но я думаю, что это делает этот термин настолько широким, что становится совершенно бесполезным. Конечно, существуют чрезвычайно важные бессознательные когнитивные процессы, формирующие то, как мы познаем мир, но «мышление» кажется мне в высшей степени сознательным.
Возьмем в качестве примера « Мыслитель » Родена. Вот кто-то, кто больше, чем просто в сознании. Он борется с проблемой, когнитивно пытаясь добраться от А до Б. Один важный момент в отношении мышления состоит в том, что оно активно ; это то, что мы делаем 1 .
Вот почему я, вслед за Выготским, 2 предпочитаю активный термин «мышление» пассивному термину «мысль». Если хотите, мы можем назвать «мысль» продуктом активного процесса «мышления». Но я думаю, что приверженность активному термину сохраняет на переднем плане особые качества мышления, и это важно для того, что мы должны делать.
Как насчет опыта мышления; как это выглядит изнутри? Если бы мы могли представить себя персонажем Родена, что бы мы увидели, услышали и почувствовали? Феноменология здесь может ввести в заблуждение, как и во всей психологии. Просто потому, что опыт кажется определенным образом, это не означает, что он является истинным руководством к тому, что происходит в нашем мозгу. Но трудно отрицать опыт, который, как мне кажется, имеет такой сильный субъективный характер. Мы знаем, что значит быть мыслителями, и можем с пользой поговорить об этом.
В качестве примера мне нравится использовать голливудский фильм. В ромкоме 2000 года « Чего хотят женщины » персонаж, которого играет Мел Гибсон, попадает в странную аварию, в результате которой он может читать мысли женщин. Я бы попросил вас извинить за изворотливую гендерную политику, показанную здесь, и вместо этого сосредоточиться на том, как создатели фильма изображают процесс мышления.
Когда Гибсон настраивается на мыслительный процесс женщины, он слышит язык. Он не видит картинок или абстрактных символов. Он слышит голос, который должен быть личным, соединяющий воедино переживания ничего не подозревающей жертвы в словесный поток сознания. В комиксах пузыри с мыслями обычно полны слов, а не картинок. Я бы сказал, что этот взгляд на мышление наиболее логичен для нас, потому что он наиболее точно соответствует нашему опыту.
В шоу Радиолаборатории я предлагаю нам разобраться в том, что такое мышление, путем самоанализа этого опыта. Если мы попытаемся представить себе эпизод, когда мы делаем что-то, что мы интуитивно назвали бы мышлением (скажем, пока мы идем на работу или купаемся в ванне), мы чувствуем поток внутренней речи. Наше мышление имеет вербальное качество. Нам кажется, что мы разговариваем сами с собой: возможно, не все время, но значительную его часть.
(И снова феноменология может ввести в заблуждение. Может показаться, что у нас в голове есть слова, хотя на самом деле их нет. А иногда, как я попытаюсь объяснить, у нас в голове могут быть слова, которые, на данный момент это не звучит как слова.)
Итак, мое более узкое определение «мышления» звучит так. Мышление сознательно и активно. Это своего рода когнитивный процесс, который может создавать новые связи и создавать смысл. Он диалогичен: в нем есть качество внутреннего разговора между различными точками зрения, хотя качество внешнего диалога «взаимоотношения» не всегда может быть сразу очевидным. И это лингвистическое: вербальное для тех из нас, кто использует разговорный язык, визуальное для тех из нас, кто использует язык жестов для общения с другими и с самим собой.
Пока что по кругу. Я утверждаю, что язык необходим для мышления, а затем я утверждаю, что мышление определяется с точки зрения его опоры на язык. Это не сработает. Но теперь, когда у нас появилось немного более ясное представление о том, что такое мышление, мы можем попытаться определить его в терминах других происходящих вещей, когнитивных и, возможно, неврологических. И тогда мы, возможно, сможем добиться некоторого прогресса.
Я сказал, что мышление есть внутренняя речь. Это сильное утверждение, и оно требует еще одного аргумента. Обычно мы предполагаем, что внутренняя речь — это всего лишь один однородный вид вещей: поток слов в голове, которые субъективно кажутся нам услышанными.
Я думаю, нам нужно выйти за рамки этой точки зрения. Вместо этого я бы сказал, что существует (по крайней мере) два вида внутренней речи, которые я назвал сжатым и расширенным . 3 Их существование подразумевается в работах Выготского, но он никогда не разъяснял это так. Понимание того, почему существуют эти два вида внутренней речи, требует от нас задуматься о том, откуда берется внутренняя речь: как она развивается и, в частности, как она трансформируется при переходе от внешней речи к внутренней.
Выготский 2 предположил, что этот процесс трансформации включает как семантические, так и синтаксические изменения. Короче говоря, язык, который должен быть интернализован, становится сокращенным, так что внутренняя речь становится «нотной» версией внешнего диалога, из которого она происходит.
В своей сжатой форме язык, формирующий внутреннюю речь, теряет все свои акустические свойства, утрачивая качества тона, акцента, тембра и высоты тона, которые отличают разговорный язык. Эту стадию сверхсокращенного внутреннего языка Выготский называл «мышлением в чистых смыслах». 2 Мы видим некоторые аспекты этого процесса в действии в частной речи детей, которая претерпевает те же трансформационные процессы по мере того, как постепенно становится интернализованной.
Именно эту категорию сокращенной внутренней речи я назвал сжатой внутренней речью. При таком мышлении мы все еще используем язык, но субъективно он может не казаться разговорным языком (поскольку акустические свойства языка были убраны).
В других случаях наше мышление принимает форму второго вида внутренней речи, расширенной внутренней речи, когда мы субъективно переживаем полноценный внутренний диалог, разыгрываемый в нашем сознании. У нас есть ощущение, что мы участвуем в настоящем внутреннем разговоре, когда одна точка зрения отвечает на другую, точно так же, как диалог, произносимый вслух между двумя людьми.
Вместе эти две формы внутренней речи составляют мою более узкую категорию «мышления». В шоу Radiolab Элизабет Спелке возражает, отмечая, что она часто осознает мысли, которые невозможно выразить словами.
Есть как минимум две причины, по которым это может быть так. Во-первых, мышление не тождественно сознанию, поэтому, конечно, мы можем осознавать вещи, которые не можем выразить словами. Во-вторых, опыт, который описывает Спелке, — это то, что вы можете получить, когда произносите сжатую внутреннюю речь. Мышление не может быть полностью словесно выражено просто потому, что оно еще не развернуто в полноценный, узнаваемый язык.
Для Выготского такое мышление можно сравнить с дождем перед тем, как он пойдет. Он сказал, что мысль подобна «облаку, извергающему поток слов», 2 , полностью выразимому только тогда, когда она переведена обратно в обычный язык. Дождь есть в облаке, но еще не в виде дождевых капель.
На самом деле, я думаю, что большую часть нашего мышления мы совершаем в сжатом внутреннем диалоге, и я считаю, что это придает нашему познанию некоторые совершенно особые качества, такие как гибкость, креативность и открытость. 4, 5 Наш мозг эволюционировал, чтобы удовлетворить некоторые очень важные потребности, и многие из его функций могут выполняться специально развитыми, относительно автономными системами. (Мы могли бы назвать эти «модули» в смысле Фодора, но я предпочитаю думать в терминах основных систем знаний Spelke ; см., например, статью Spelke & Kinzler [2007], доступную на веб-сайте Spelke).
Но что-то должно сшить выходы этих систем вместе. Сжатый и расширенный внутренний диалог является основой для внутреннего разговора, который позволяет нам интегрировать разные вещи, которые делает наш мозг. Именно это я называю «мышлением».
Как насчет Билла Эванса? В шоу «Радиолаб» прекрасная музыка джазового пианиста используется для иллюстрации мысли, которая не требует слов. Я не уверен, что делать с этим музыкальным примером.
Во-первых, мы не знаем, что происходит в голове Эванса, когда он играет. Мне кажется возможным, что он использует сжатую внутреннюю речь, но мой собственный опыт музыкальной импровизации также говорит мне, что голова обычно совершенно пуста от всего, кроме музыки.
Эванс, конечно, был в сознании во время игры, и он явно выполнял какую-то когнитивную работу, но это не значит, что полезно описывать его как думающего. Музыка — вещь странная с психологической точки зрения, и я думаю, что было бы ошибкой описывать ее в таких терминах. Музыка подобна мысли в том смысле, что она имеет структуру, эмоции и логику, но аналогия заходит так далеко.
Конечно, осталось много вопросов. Возможно, мы покажем (например) с помощью экспериментальных методов, которые могут выборочно отключать внутренний язык, что язык не участвует во всех интегративных, активных когнитивных процессах, которые я хочу назвать «мышлением». Я напишу еще кое-что в будущем посте об исследованиях (в том числе о предстоящем в нашей лаборатории), которые показывают, что язык действительно играет такую роль, но мы можем быть уверены, что дебаты будут продолжаться еще какое-то время.
Данные, полученные с помощью фМРТ-сканера, должны продолжать проливать свет на то, как работает мышление, хотя в нашей лаборатории мы отметили, что некоторые такие исследования на сегодняшний день методологически ошибочны из-за ошибочных представлений о внутренней речи. 6 Исследования развития будут по-прежнему актуальны, как и исследования людей и других животных, у которых нет и никогда не было языка. Я сделал здесь сильное заявление, и вполне возможно, что доказательства вскоре опровергнут его. Но, поразмыслив более тщательно об этих важных концепциях, я все же думаю, что мы добились прогресса.
В заключение, когда я говорю, что «очень маленькие дети не думают», я имею в виду этот термин в этом узком смысле. Любой, кто читал этот блог или мою книгу 7 , знает, что я ни на секунду не сомневаюсь в том, что у маленьких детей богатая, увлекательная и сознательная умственная жизнь. Но, по крайней мере, для некоторых целей им нужен язык, чтобы свести все воедино.
Мышление — это то, что требует времени для развития. Язык и мышление должны стать интегрированными. Когда они есть, начинает появляться что-то особенное.
(Даже если вы не согласны с тем, что я здесь сказал, пожалуйста, послушайте Radiolab. И рассмотрите возможность поддержки шоу. ) описано по-разному, но исследователи в целом согласны с тем, что критическое мышление включает в себя рациональное, целенаправленное и целенаправленное мышление (см. «Определение критического мышления»). Дайан Ф. Халперн определила критическое мышление как попытку повысить вероятность желаемого результата (например, принятия обоснованного решения, успешного решения проблемы) за счет использования определенных когнитивных навыков и стратегий. Критическое мышление — это больше, чем просто набор навыков и стратегий: это склонность к решению проблем. Критически мыслящие люди гибки, непредвзяты, настойчивы и готовы направить умственную энергию на решение сложных проблем. В отличие от людей с плохим мышлением, люди с критическим мышлением готовы признать, что они допустили ошибку в суждении, если сталкиваются с противоречивыми данными, и они гораздо меньше действуют на автопилоте, чем люди с плохим мышлением (см. Предрасположенность к критическому мышлению). Имеются убедительные доказательства того, что навыкам критического мышления и наклонностям можно научить (см. Обучение критическому мышлению). Это руководство включает в себя (а) источники, которые превозносят важность критического мышления, (б) исследования, которые определяют конкретные навыки критического мышления и концептуализации предрасположенности к критическому мышлению, (в) список лучших практик для обучения навыкам и предрасположенностям к критическому мышлению, а также (d) обзор исследований способов оценки навыков критического мышления и наклонностей (см. Оценки).
Общие обзоры
Источники, выделенные здесь, включают учебники, обзоры литературы и метаанализы, связанные с критическим мышлением. Этот вклад исходит как с психологической (Halpern, 2003; Nisbett, 1993; Sternberg, et al., 2007), так и с философской (Ennis, 1962, Facione, 1990) точек зрения. Многие из этих общих обзоров являются учебниками (Facione, 2011b; Halpern, 2003; Nisbett, 1993; Sternberg, et al., 2007), тогда как другие источники представляют собой обзорные статьи или комментарии. Большинство ресурсов предназначались для широкой аудитории, но Sternberg et al. 2007 был написан специально для критического мышления в психологии. Те, кто интересуется исторической справкой, отсылаются к Ennis 19.62, что, по мнению некоторых, возрождает современный интерес к критическому мышлению. Те, кто интересуется более поздней концептуализацией критического мышления, могут обратиться к Facione 2011a, которая представляет собой краткое введение в область критического мышления, подходящее для новичков в этой области, или Facione 1990, в которой резюмируется совместное определение критического мышления. среди философов, использующих метод Дельфи. Facione 2011b может быть ценным ресурсом для философов, преподающих курсы критического мышления или логики для широкой аудитории. Для психологов, преподающих курсы критического мышления для широкой аудитории, Halpern 2003, эмпирически основанный учебник, охватывает широкий круг тем; скоро ожидается новое издание. Fisher 2001 также предназначен для широкой аудитории и учит широкому кругу навыков критического мышления. Нисбетт 1993 решает вопрос о том, можно ли научить навыкам критического мышления, и предоставляет достаточно эмпирических данных для этой цели.
Эннис, Роберт Х. 1962. Концепция критического мышления: предлагаемая основа исследований в области обучения и оценки критического мышления. Harvard Educational Review 32:81–111.
Обсуждение того, как критическое мышление концептуализируется с точки зрения философа. Критиковал психологическое определение критического мышления того времени. Подчеркивает двенадцать аспектов критического мышления.
Фасионе, Питер А. 1990. Критическое мышление: Заявление о консенсусе экспертов для целей образовательной оценки и обучения; Резюме отчета Delphi. Милбрэй, Калифорния: Калифорнийское академическое издательство.
Описывает движение критического мышления, определения критического мышления, согласованные философами, использующими метод Дельфи, оценку критического мышления и способы обучения критическому мышлению.
Фасионе, Питер А. 2011a. Критическое мышление: что это такое и почему оно имеет значение. Милбрэй, Калифорния: оценка понимания.
Этот доступный документ дает определение критического мышления, подробно описывает конкретные навыки критического мышления и обсуждает, что значит иметь (или не иметь) склонность к критическому мышлению. Различают систему 1 (поверхностная обработка) и систему 2 (более глубокая обработка) мышления. Хороший ресурс для новичков в этой области.
Фасионе, Питер А. 2011b. ДУМАТЬ критически . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
Написанный с философской точки зрения, этот учебник по критическому мышлению подчеркивает применение критического мышления в реальном мире и предлагает положительные примеры критического мышления. Главы посвящены индуктивным, дедуктивным, сравнительным, идеологическим и эмпирическим рассуждениям
Фишер, Алек. 2001. Критическое мышление: введение . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.
Учебник, предназначенный для студентов колледжей, рассматривает различные типы рассуждений, причинно-следственных связей, анализа аргументов и принятия решений. Включает упражнения для студентов и преподавателей.
Halpern, Diane F. 2003. Мысль и знание: введение в критическое мышление . 4-е изд. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Этот учебник, написанный когнитивным психологом, основан на теории и исследованиях в области наук об обучении и предлагает практические примеры. Главы включают введение в тему и корреляты критического мышления, памяти, мышления и языка, рассуждений, анализа аргументов, мышления как проверки гипотез, правдоподобия и неопределенности, принятия решений, развития навыков решения проблем и творческого мышления.
Нисбетт, Ричард Э. 1993. Правила рассуждений . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Этот текст изобилует эмпирическими доказательствами того, что навыкам критического мышления можно научить студентов и аспирантов.