творческое и репродуктивное мышление — Офтоп на vc.ru
Что такое мышление, каким оно бывает и как работает.
Многабукаф для тех, кому интересно. Кому не интересно читать — схема в конце:)
2589 просмотров
изображение из открытых источников
Объяснить сходу, что такое мышление крайне сложно. Дабы не заглубляться в энциклопедические понятия и определения этого термина, в дальнейшем будем пользоваться такой версией:
Мышление – высшая форма процесса познания, основывающаяся на непрерывном пополнении запаса понятий и суждений о реальном окружающем мире и построении между ними связей.
Согласен, слегка сложновато, но в дальнейшем я постараюсь описать все это подробнее и проще.
Процесс мышления основан на познании, т.е. прямом взаимодействии нашего сознания с внешним миром. Как происходит сам процесс? Мы получаем информацию от какого-либо органа чувств, коих у нас не мало, параллельно запуская процесс осознания полученной информации.
Ученые выделяют не малое количество типов мышления, классифицируя их по различным принципам. Кто-то в основу классификации укладывает психические процессы, выделяя наглядно-действенное, конкретно-предметное и абстрактно-логическое мышления. Кто-то берет за основу результат самого процесса и выделяет две категории – репродуктивное и творческое.
В общем-то, классификаций много. Для простоты возьмем за основу последний из предложенных вариантов, несколько дополнив и расширив его. Итак, начнем с репродуктивного типа мышления.Репродуктивное и конвергентное мышление
изображение из открытых источников
Репродуктивное мышление доступно каждому из нас. Что-такое репродукция? Это процесс воспроизведения «себе подобного», т.е. точно такого же объекта, который обладает всеми базовыми функциями «родителя». Ваши родители «репродуцировали себя», сделав вас. Знания, которые мы получаем в школе или университете, равно как и весь процесс такого познания можно смело назвать репродуктивным. Мы не создаем принципиально нового, мы лишь копируем известные факты и закономерности. Репродуктивное мышление лежит в основе обучения и важно для передачи информации в поколениях.
Такой тип мышления обеспечивает решение поступившей задачи на основе уже имеющихся данных, полученного ранее опыта. Частью репродуктивного мышления я выделяю конвергентное мышление, т.е. способность действовать по алгоритму или инструкции. Вся математика в большинстве своем сводится к конвергентному типу мышления – есть метод решения, его нужно применить к задаче и она будет решена. Удобно? Безусловно. Так работают компьютеры, к примеру или не очень умные сотрудники call-центров. Широта познаний в таком случае зависит лишь от того, как много инструкций и фактов вы знаете. Вот только… что делать с задачей, к которой у вас нет инструкции?
Творческое мышление
Если нет инструкции – ее нужно придумать! Если нет нужной книги – написать. Нет прибора – изобрести! Творческое (или продуктивное) мышление идет вразрез со строгим и алгоритмичным репродуктивным типом. Задача творческого мышления – создание нового. Принципиально нового, того, чего еще не существовало. В отличии от линейного конвергентного, творческое мышление нелинейно по сути своей, а в некоторых случаях даже немного нелогично и абсурдно.
Разные ученые по разному выделяли особенности творчества и творческого типа. Появились разные интерпретации, различные подтипы и виды – каждый исследователь подходил креативно и объяснял все по своему. Однако же, во многом эти объяснения схожи. Основным в творчестве считают дивергентный тип мышления, который, по моему не скромному мнению, можно смело приравнять к еще одному типу – латеральному.
Дивергентное мышление противопоставляется своему конвергентному собрату и отличается широтой используемых вариантов решения проблемы. Этот метод в свое время описывали Гилфорд, Тейлор, Груббер, Торренс и еще множество других интересных людей. Его суть заключается в поиске максимального количества решений одной и той же проблемы, в нелинейном подходе к задачам. Именно этот тип мышления соответствует знаменитым техникам мозгового штурма, морфологического ящика и доброй куче других, которые успешно используются уже на протяжении десятков лет. О них вы сможете прочитать подробнее в следующих главах.
Дивергентное мышление имеет вполне себе четкие характеристики, по которым можно судить о его развитости в человеке:
· Гибкость – способность одновременно думать над различными вариантами решения;
· Беглость – способность к быстрому формулированию идей;
· Нестандартность – способность формулировать идеи, которых нет у других;
· Проработка – способность к нахождению вариантов реализации идеи.
Именно наличие и развитость всех этих признаков отличает творческие типы людей от аналитических. Более того, способности любого человека можно проверить специальными тестами.
Понятие латерального мышления было введено Эдвардом де Боно и также относится к группе творческих. В принципе, оно практически неотличимо по своей типологии от дивергентного и также постулирует широкоформатный подход к решению задачи, путем выделения наибольшего количества решений. Де Боно – крутой психолог и подошел к своим методам со стороны глубины человеческого познания, создав один из самых интересных инструментов творчества, названный им «методом 6 шляп». О нем я еще обязательно расскажу.
Дивергентное (или латеральное, как угодно) мышление поддается развитию и заложено, как и конвергентное, в каждом из нас с самого рождения. Важно понимать и еще одну вещь – они не могут существовать раздельно. Дивергентный тип отлично подходит для генерации идей, конвергентный – для их отбора. Поэтому важно развивать и тот, и другой тип, а не прикрывать изобретательностью неумение решать квадратные уравнения, используя формулу дискриминанта. Кстати, а вы ее помните?
Ну и обещанная схема:
Типы мышления и их отличия Михаил Герц (Be Creative!)
Продуктивное мышление — Психологос
Есть люди, которые мышлением развлекаются, и для них продуктивное мышление – только скучно. Для людей-творцов продуктивное мышление, где течение мыслей, образов и ощущений целенаправленно, где происходит осмысление происходящего, рождение новых жизненных смыслов и решение жизненных задач – такое мышление имеет наивысшую ценность.
Орангутанг не может дотянуться до рыбы в реке, но рядом с ним лежит достаточно длинная палка. Когда орангутанг понял связь между палкой и рыбой, до которой нужно дотянуться — это продуктивное мышление.
Продуктивное мышление — нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Это способность включать голову, чтобы искать решение тех или иных задач, делать выводы. Это внимательный взгляд на ситуацию, который решает ту или иную задачу. Синоним — думать. Продуктивно мыслить — это значит думать о чем надо, когда надо и как надо. А это значит:
Приучайте себя мыслить конкретно.
«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» — слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот, кто такими словами пользуется, чаще всего топчется на одном месте.
«Вставайте, граф! Вас ждут великие дела!», «Утро начинается с зарядки», «Встал — убрал постель», «Вышел из дома — расправил плечи» — вещи простые и конкретные. И польза от таких мыслей, дельных распоряжений самому себе, — большая.
Избегайте в мыслях негатива и пустоты. Прекращайте грузить себя размышлениями о том, что вас ни к чему не приведет.
Не заводите об этом разговор, не идите к тем людям, где эти разговоры возникнут, не читайте то, что вас к этим размышлениям подтолкнет. Займите себя чем-то простым и полезным. Например, для вас в ближайшее время это: … Что?
Имейте план своих дел и думайте о том, о чем думать сейчас надо.
Если перед глазами у вас есть листок, куда вы записываете дела предстоящего дня, все становится проще — вас организует этот деловой листок. Если у вас друзья — дельные люди, ваше мышление организуют ваши друзья. Рядом с ними вы всегда начинаете размышлять о хорошем. О нужном.
Думайте так, чтобы прийти к результатам, которые вас порадуют и будут полезными вам и окружающим людям.
Как это? (Например)
Предположим, вы задумались о своей работе.
Вы планируете там что-то менять? Вы действительно планируете там что-то менять? Если да, то думайте дальше, и обязательно. Если нет, то кончайте думать и займитесь делом.
Дела у вас есть?
Далее. Размышляя о своей работе, вы подумали и пришли к выводу, что вы специалист невысокого уровня и едва ли в ближайшее время сможете что-либо с этим сделать.
К сожалению. И расстроились, естественно.
Любопытно: и зачем тогда вы об этом подумали так? Это подняло вам уверенность в себе, поможет вам сделать дела, которые вам предстоят? Придумайте, как по-другому вы можете думать о себе так, чтобы верить в себя и научить себе хотя бы маленькой вещи, которая вам в вашей работе пригодится.
Научиться печатать десятью пальцами? Прекратить оправдываться? Что-то еще?
Запишите это полезный вывод в своем дневнике. А можно подумать еще и принять уже серьезные решения. Жизнь-то ваша, одна, почему бы и да? Итак, «Я размышляю над таким серьезным решением…»
Непродуктивное мышление
Если мы выделяем мышление продуктивное, значит, есть мышление и другое: непродуктивное. А что это такое, какое оно? Похоже, что это целый мир самых разнообразных вариантов мышления: например, это внутренняя болтовня — относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление, которое заполняет пустоту души, развлекая и создавая иллюзию, что жизнь чем-то наполнена. Это пустые мечтания и варианты защитно-агрессивного мышления, готового уничтожить любую логику ради сохранения внутреннего комфорта.
Что, если я скажу вам, что вы не умеете думать?
Как UX-специалисты, мы часто виноваты в том, что используем подход к решению проблем, основанный на предыдущем опыте, усвоенных предубеждениях, логике и ассоциациях. Этот подход известен как репродуктивное мышление по определению Макса Вертхаймера, одного из основателей гештальт-психологии.
Большинство дизайнеров знакомы с принципами гештальта (если нет, прочитайте о них после того, как закончите эту статью). об этом. Это тема, о которой много писали, поэтому я не буду ее здесь затрагивать.
Я здесь, чтобы сказать вам, что нам нужно научиться думать, а точнее, думать продуктивно.
Проблема с репродуктивным мышлением
Чтобы начать понимать, почему это репродуктивное мышление проблематично для дизайнеров, давайте рассмотрим, как выглядит репродуктивное мышление:
Можно сказать, что если человек может решить математическое уравнение, он должен хорошо мыслить или решение проблем, но на самом деле они следуют логике, усвоенной в академической среде. Они думают, но следуют заранее определенному процессу, а не используют исследовательский подход.
Другой пример, который, как мне кажется, особенно актуален для нашей отрасли, заключается в том, что человек, проработавший в компании или в какой-либо области в течение длительного времени, может считаться опытным или «экспертом».
Однако это может также сделать их склонными к институционализированному образу мышления, который препятствует продуктивному решению проблем. Часто это усугубляется в компаниях, которые делают что-то только определенным образом и имеют мало возможностей для чего-либо еще.
Это не значит, что опыт или способность следовать логике не имеют значения — конечно, эти вещи важны, и мы очень ценим их в нашей области, но сказать, что они делают человека способным к продуктивному мышлению, было бы неправильно. Это делает их хорошими в репродуктивном мышлении.
Цитируя самого Макса Вертгеймера: «Роль прошлого опыта очень важна, но важно то, что человек извлек из опыта — слепые, понятные связи или понимание структурной внутренней связи. Важно то, как и что он вспоминает, как он применяет то, что вспоминается, слепо ли, поштучно или по ситуации».
Проверьте себя и свой подход
Говорить, что то, что мы видели раньше, означает, что это верно и в другом контексте, напрасно и опасно для нас, UX-практиков. По сути, ценить процесс и управление выше творчества и автономии создает опасный прецедент. Истинное решение проблемы приходит только из понимания, полученного в результате открытого, честного исследования.
Есть причина, по которой революционные компании часто основываются молодыми и неопытными в корпоративной среде людьми, они не связаны укоренившимися предубеждениями, вызванными карьерным путем.
В большинстве случаев они выявляют неудовлетворенные потребности аудитории, которые недостаточно хорошо понимаются крупной многонациональной организацией, и используют их с пониманием, которое можно получить только в ходе обсуждения, наблюдения и активного участия с этой аудиторией.
Это также объясняет, почему клиенты нанимают агентства — они находятся вне глобальных организаций и предлагают разные точки зрения на, казалось бы, зашедшие в тупик или нерешенные проблемы с сертификатами. Это связано с тем, что шаблоны и опыт, которые формируют их идеи, не обусловлены глубоким, институционализированным знанием компании клиента.
Что такое продуктивное мышление?
Основой продуктивного мышления является понимание того, каковы релевантные отношения в проблемном пространстве. Только при открытом и честном исследовании мы можем обрести понимание, необходимое для перехода от бессмысленного состояния к осмысленному.
Чтобы сделать это эффективно, большинство проблем необходимо реорганизовать.
Think Better PDF Summary – Tim Hurson
Чтение: 5 мин. ⌚
Руководство для новаторов по продуктивному мышлениюСпособность хорошо мыслить — это то, что делает людей как вид уникальными среди животных. Однако способность думать о лучше, чем о , делает некоторых людей новаторами.
К счастью, вы можете научиться это делать. И именно об этом говорится в книге Тима Херсона «Думай лучше».
О Тиме Херсоне
Тим Херсон — мотивационный оратор и теоретик креативности. Он родился в Йоханнесбурге, Южная Африка, большую часть своей взрослой жизни провел в Торонто и в настоящее время является гражданином Канады. Он написал две книги, меняющие парадигму: «Думай лучше» и «Никогда не закрывайся».
«Подумай лучше»
Ты умеешь думать, да?
Ведь ты все время этим занимаешься! Даже сейчас, когда вы читаете это предложение, вы думаете о том, что будете есть сегодня на обед или успеете ли вы забрать детей из школы.
Видите проблему?
Это мысль, хорошо; но, это, конечно, нехорошо!
Для этого прежде всего нужно сосредоточиться и не отвлекаться. Или, если использовать терминологию Херсона из «Думай лучше», отказаться от животных мозгов и получить человеческий.
Потому что, если ты постоянно перескакиваешь с одного на другое, ты используешь свой «обезьяний ум» и не более того. С другой стороны, если вы просто думаете о выживании, еде, сексе или побеге, вы используете свой рептильный, «аллигаторный мозг».
Наконец, если вы конформист, ваш мозг страдает от тяжелой формы «слоновой привязи». Видите ли, дрессировщики слонов в Индии учат маленьких слонов тому, что они не могут разорвать цепи; поэтому, когда они становятся старше, они даже не пытаются это делать.
У человека есть два способа думать о вещах: репродуктивный и продуктивный. Важно понимать каждый из них и еще важнее понимать, как их использовать.
Репродуктивное мышление основано на силе рекомбинации, и его целью является экономия энергии вашего мозга. Он имеет три уровня.
Первый — «бессознательное». Это то, что вы делаете, когда едете на велосипеде или чистите зубы. Не нужно изобретать это заново: хорошо, как есть, на всю вечность.
Второй — «преднамеренный». Или, более известный как «метод контрольного списка». Стандартные процедуры хороши, если вы врач или пилот. Ни в том, ни в другом случае вы не должны ничего переосмысливать. Просто следуйте практике.
Наконец, третий уровень репродуктивного мышления — это то, что японцы называют «кайдзен».
Оно означает «хорошее изменение» или «постоянное улучшение». Другими словами: воспроизведение со стилем и одно или два осознанных обновления.Продуктивное мышление — это следующий этап мышления. Это не просто «кайдзен» — или «хорошее изменение» — но «тенкайдзен» — или «хорошая революция». Другими словами, вы не просто добавляете к колесу улучшенные шипы, но полностью изобретаете его заново.
А продуктивное мышление состоит из двух «мышлений»: творческого и критического мышления. Креативное мышление — это та часть, когда у вас появляются все идеи. Критическое мышление — это та часть, когда вы их анализируете. Люди обычно совершают ошибку, путая их, не понимая, что новые идеи слабы и что критический анализ должен прийти позже , а не во время обширный процесс
Тим Херсон известен разработкой своей уникальной модели продуктивного мышления ThinkX. Это шестиэтапный процесс, который призван помочь людям думать лучше.
Первый этап — «Что происходит?» сцена; все дело в том, чтобы определить, что заставляет вас думать о новом решении текущей ситуации. Во-вторых, это этап «Что такое успех», когда в центре внимания находится ваше видение. Затем вы переходите к «В чем вопрос?» этап, когда вам нужно сосредоточиться на поиске правильных вопросов.
Шаг 4, наконец, генерирует ответы. Что приведет вас к этапу 5, или «Формированию решения». Это хороший момент, чтобы использовать метод СИЛЫ, а именно, рассмотреть свои идеи с точки зрения положительных моментов , возражений , каких-либо еще , улучшений и средств .
Последний шаг — «Выравнивание ресурсов». Или этап ЭФФЕКТ, когда нужно запланировать шесть вещей: энергия , средства , свободное время , экспертиза , условия и дела .
Ключевые уроки из книги «Думай лучше»
1. В вашем разуме три животных мозга
2. Существует два способа мышления: репродуктивное и продуктивное
3. Продуктивное мышление состоит из творческого и критического мышления
У вас в голове три животных мозга
Даже если вы человек, это не значит, что вы думаете так, как может человек. На самом деле животные способны думать о большинстве вещей, о которых думаете вы, — точно так же, как вы думаете о них. На самом деле в вашем уме есть три разных животных мозга.
Обезьяний ум, который заставляет вас прыгать с одного на другое. Аллигаторный мозг, который заставляет задуматься о выживании. И слоновая привязь — что делает вас конформистом.
Есть два способа мышления: репродуктивный и продуктивный
Есть два способа думать о вещах: репродуктивный и продуктивный.
Идея репродуктивного мышления довольно проста: вы воспроизводите существующие паттерны. И сделать это можно одним из трех способов: неосознанно, намеренно или кайдзен. Вы бессознательно воспроизводите вещи, когда ведете машину; преднамеренно – когда вы выполняете процедуры; и метод кайдзен, когда вы улучшаете их путем повторения.
Продуктивное мышление означает производить что-то новое, революционизировать вещи, или «тэнкайдзен». Это, конечно, то, что делают оригинальные и творческие люди.
Продуктивное мышление состоит из творческого и критического мышления
Продуктивное мышление состоит из двух частей: творческой и критической. Творческая часть — это когда вы проводите мозговой штурм идей. Он более мощный, но и более простой. Критическая часть — это то, что сложно. Тим Херсон разработал шестиэтапный процесс, благодаря которому вы можете освоить его.
Все начинается с определения проблемы, а затем с представления идеального решения. Следующие два шага — задавать правильные вопросы и генерировать убедительные ответы. Вы переходите к решению только на шаге 5. А планируете, как это сделать – на последнем, шестом шаге.
Нравится это резюме? Мы хотели бы пригласить вас загрузить наше бесплатное 12-минутное приложение, чтобы получить еще больше потрясающих резюме и аудиокниг.