Мышление рождение новой идеи характеристика явления: 📖 ГЛАВА 8. НЕШАБЛОННОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ. Рождение новой идеи. де Боно Э. Страница 10. Читать онлайн

Содержание

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Рождение новой идеи

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Книга Эдварда де Боно знакомит читателя с некоторыми важными особенностями творческой деятельности человека. Избранный автором жанр — популярный очерк — освобождает, естественно, его от необходимости систематического анализа философских, психологических и социологических концепций творчества. Однако в неявном виде они все же представлены в книге, поэтому читателю, возможно, будет полезно включить описываемые автором факты и формулируемые положения в более широкий теоретический контекст.

Одна из трудных проблем, которая возникает при изучении творческой деятельности, — это проблема критерия дифференциации творческой и нетворческой деятельности. В существующей литературе часто не различают, например, психологические и социологические критерии творчества, описывая его как процесс создания нового, социально ценного продукта. Возникает вопрос: нового и ценного для кого? Для общества или для индивида? Если без малейшего колебания каждый назовет открытие ученым нового физического закона актом творчества, то как назвать деятельность ученика, решающего школьную задачу нешаблонным методом, или шутку, имеющую смысл лишь в случаях межличностного ситуативного общения?

Автор книги решил эту проблему путем использования терминологических разграничении. Творчество понимается им сравнительно узко — только как “серьезное занятие”, заканчивающееся получением социально значимого продукта. Кроме творческого, автор выделяет более широкий класс процессов, названный им “применением латерального (lateral) мышления”. Термин “латеральный” не имеет эквивалента в нашей литературе и потому в переводе был передан термином “нешаблонное” мышление. В отечественной психологической литературе понятие “творческая деятельность” используется иногда в более широком смысле; основными признаками этой деятельности считаются новообразования, возникающие в ходе самой интеллектуальной деятельности (цели и подцели, оценки, смыслы и др.). Это более широкое толкование термина “творческая деятельность” очень близко к употребляемому автором термину “нешаблонное мышление”.

Каковы же конкретно-психологические характеристики творческих (“нешаблонных”) процессов? Автор справедливо отмечает широкое использование визуализации, оперирование “малыми вероятностями”, “сдвиг внимания”, изменение подхода к задаче. Решение творческой задачи часто считается “невозможным” до ее решения и “тривиальным” после решения; само же решение может быть найдено неожиданно. За этими беглыми описаниями стоят сложные теоретические проблемы и дискуссии между разными психологическими школами.

Одним из первых конкретно-психологических учении об умственных процессах было учение ассоцианистов, которые в чувственных образах и связях между ними (ассоциациях) усматривали психологическую структуру умственной деятельности. Позднее представители Вюрцбургскои школы психологии мышления, напротив, считали одним из основных признаков подлинного мышления его безобразность. Затем в контексте исследования интеллектуального поведения высших животных и детей младшего возраста, а также некоторых видов профессиональной деятельности человека интерес к анализу образных компонентов мышления вновь усилился. Таким образом, проблема визуализации, роли образных компонентов в мышлении относится к числу классических, хотя проблема дифференциации образов восприятия и образных компонентов мышления во многом остается нерешенной и по сей день.

“То временное и как бы предварительное объяснение, которое дают на первых порах большинству ситуаций, со временем превращается в единственно возможное, в особенности если ему сопутствует успех”,—пишет автор (стр. 64). Здесь также в неявном виде формулируется важная психологическая закономерность — образование и фиксация установки. В нашей стране вопросы образования и проявления установки особенно тщательно изучаются школой грузинских психологов.

С проблемой применения вероятностных и информационных мер связаны использованные в книге выражения “оперирование малыми вероятностями”, “оперирование большими вероятностями”. Информационно-вероятностный подход сталкивается с наибольшими трудностями именно при изучении творческих процессов. Например, часто используемое в контексте этого подхода выражение “вероятность достижения цели” трудно наполнить конкретным содержанием, так как имеют место процессы целеобразования, а не просто достижения готовых целей; цели достигаются однократно, в то время как само понятие “вероятность” связано с отношением множества случаев наступления некоторого события к множеству наблюдений.

В книге значительное внимание уделено проблеме управления творческой деятельностью. Рассматривая вопрос о возможности сознательного управления творческим процессом, автор затрагивает, хотя и бегло, важные механизмы соотношения осознаваемых и неосознаваемых процессов в мышлении человека. Интересна мысль автора о необходимости в некоторых случаях намеренно устранять преднамеренность действия. Дело в том, что действие в психологической литературе иногда характеризуотся слптпком однопланово: наличие осознанного предвосхищения будущих результатов считается необходимым и желательным признаком действия. Есть основания считать, что в некоторых случаях, в частности в структуре творческой деятельности, желательным признаком может быть уменьшение сознательного регулирования деятельностью.

Тезис автора в том, что большая часть идей возникла или развилась под влиянием предметов, которые активно не искались, может быть, излишне категоричен, но он также отражает некоторую реальность и перекликается с развиваемой в отечественной литературе (Я.

А. Пономарев) идеей о превращении побочного (неосознаваемого) продукта действия в прямой (осознаваемый), которое рассматривается как механизм творческого процесса.

Сформулированные принципы управления творческим процессом (осознание господствующих, или поляризующих, идей, поиски различных подходов к явлениям, высвобождение из-под жесткого контроля шаблонов) не являются, конечно, исчерпывающими, по могут использоваться и реально используются при сознательном регулировании творческих процессов.

Представления автора книги о творческих способностях сводятся к различению “естественной склонности к нешаблонному мышлению” и “навыков”. Автор делает акцент на “навыках”, подчеркивая их “доступность каждому”. Природа же “естественной склонности” по существу не разбирается. Вместе с тем автор излишне категорично устанавливает связь между “естественной склонностью к применению нешаблонного мышления” и некоторыми профессиями. Если под “естественной склонностью” понимать врожденную склонность к творчеству, то необходимо иметь в виду, что современный уровень разработки проблемы соотношения врожденного и приобретенного в структуре творческой деятельности таков, что по существу мы можем говорить об отсутствии строгих научных доказательств врожденной склонности к творчеству.

Важным является вопрос о соотношении логики и психологии мышления. За соотношением “шаблонного” и “нешаблонного” мышления нужно видеть классическую проблему соотношения логики и интуиции в познании. В отечественной философской и психологической литературе после работ В. Ф. Асмуса стало почти общепринятым положение, согласно которому критика интуитивизма как идеалистического философского направления не должна приводить к отрицанию фактов интуиции.

По мнению де Боно, логика — это крайняя форма “шаблонного мышления”. По существу речь идет о формальной логике, диалектическая же даже не упоминается.

Интересна мысль автора о разной включенности логических компонентов в шаблонное и нешаблонное мышление: при шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает. Следовательно, творческое мышление не следует противопоставлять логическому, но учитывать своеобразие логических правил необходимо.

Интерес к логическим процессам и даже известное преувеличение их роли в реальном процессе человеческого мышления значительно усилился в последнее время в связи с созданием и использованием электронных вычислительных систем. Иногда значительно больше усилий и времени тратится па то, чтобы расширить возможности “искусственного интеллекта”, чем на попеки путей лучшего использования интеллекта человека. Автор книги избежал этого модного увлечения.

В ряде случаев в оценке творческой деятельности сказывается влияние социальных условий, в которых работает автор: “Страх перед расходами на реализацию новой идеи подчас преодолевается только страхом еще больших расходов от ее потери по вине конкурента”,—читаем мы на стр. 125–126. Излишне категорично утверждение автора о том, что цель образования информативная, но не творческая. Не свободны от влияния прагматической философии и рассуждения автора о том, что практическое применение нешаблонного мышления имеет больший смысл, нежели «пустое философствование” и что самый лучший способ рассказать о процессах нешаблонного мышления — это показать его в действии (стр. 102). Дело в том, что “философствование” не обязательно должно быть пустым. Весь опыт истории познания природы человеческого мышления показывает, что такое познание без серьезного теоретического анализа и обобщения не может быть продуктивным.

Читателю, который впервые знакомится с проблемами психологии мышления и творчества по книге Эдварда де Боно, и у которого возник интерес к этой области знания, мы рекомендуем познакомиться с более специальной литературой. Список рекомендуемых книг прилагается.

О.К. Тихомиров

Послесловие

Послесловие Историк Н. Гришина считает, что человек совершил семь величайших социальных открытий: слово, письмо, число (счет), измерение, деньги, прибавочная стоимость и рынок. Именно эти средства заставляют мозг работать и создавать главный информационный продукт –

Послесловие

Послесловие Когда я писала эту книгу, Пол (в тринадцать лет) и я стали Клирами (очередь Ли наступит через несколько лет).Состояние Клира — вещь очень личная. Мы — индивидуальны, каждый со своими талантами, опытом, знаниями. Клирование устраняет нежелательные мысли и

Послесловие

Послесловие Дорогая читательница!Пришло время прощаться, и я хочу сказать несколько слов о том, почему я выбрала именно эту тему и построила книгу именно таким образом. В моих книгах «Мужские измены» и «Поединок с изменой» в основном говорила жена, в книге «Любимая или

Послесловие

Послесловие Моя любовь – это поэзия и музыка ощущений. Картина, созданная из мозаики противоречивых чувств. Пестрят разноцветьем камушки и звуки, из которых Творец усидчиво выкладывал именно мою картину любви.Серебряные – это грусть.Хрустальные – слезы.Жемчужные –

Послесловие

Послесловие Само понятие Личности у каждого из нас складывается в результате борьбы и слияния множества непростых составляющих – характера, интеллекта, творчества, отношения к вере и другим людям. Ослабла вера в себя и Творца, и рассыпался характер, как песок и битое

Послесловие

Послесловие Психонетика задумывалась как технология порождения принципиально новых технологий. Идея проста — в основе каждого крупного технологического или культурного явления лежит активизация определенной зоны сознания, а в основе любого класса технологических

Послесловие

Послесловие В заключительной лекции я принужден был так упростить свою мысль, что опасаюсь, не стала ли моя общая философская позиция непонятной для читателя. Поэтому я решаюсь приложить в конце своей книги это короткое послесловие, чтобы по мере сил моих рассеять

Послесловие

Послесловие Возможно, кому-то покажется странным, что писать послесловие к настоящей книге приходится экономисту. Для этого у меня есть достаточно оснований и знаний, и тем не менее, ответственность за предложение написать настоящее послесловие лежит на Клаудио

Послесловие

Послесловие Участники моих курсов и читатели моих книг постоянно присылают мне благодарности. Но парадокс в том, что прежде всего они должны благодарить себя. Успехов добились они сами, благодаря собственному мышлению. Я только подсказал, как можно думать

Эдвард де Боно «Рождение новой идеи» (1967)

Шаблонное и нешаблонное мышление

Шаблонное мышление

Прямолинейный поиск среди высоких вероятностей. Шаблонно мыслящий человек всегда классифицирует вещи, ибо только так он может избежать неясностей.

Прямые усилия в рамках шаблонного мышления не приводят к возникновению новых идей. Шаблонное мышление по самой своей природе не только совершенно неэффективно при выработке новых идей, но даже вредно.

Нешаблонное мышление

Обходной поиск малых вероятностей. Нешаблонное мышление не является какой-то магической формулой, которую, заучив однажды, можно с успехом применять в дальнейшем. Оно является лишь привычкой, складом ума.

Обладая нешаблонным мышлением, вы никогда не теряете способности удивляться. Многое вы замечаете просто из любопытства, не предпринимая ни малейшей попытки объяснить увиденное или же придать ему какое-то значение. Вы просто замечаете, и все.

Если в результате этого рождается идея — хорошо, если же нет, не пытайтесь выжать ее из увиденного — возможно, оно пригодится впоследствии. Причем вы замечаете явления в чистой форме, не искажая их соображениями об их важности или соответствии какой-то среде.

Непредубежденное сознание способно усваивать все, что ему предлагается, без ежеминутной необходимости объяснять, классифицировать, конструировать.

Простота и эффективность — две главные цели нешаблонного мышления. Стремление к простоте — попытка противодействовать тенденции ко все возрастающей сложности, однако на деле оно в значительной степени продиктовано леностью и недостатком технических навыков.

Мыслить нешаблонно — значит сойти с проторенной дороги в грязь и искать в ней наугад до тех пор, пока не найдется естественная дорога.

Возникновение новых идей носит исключительно спорадический характер даже в тех случаях, когда технические предпосылки для их появления уже давно созданы. Однако техника сама по себе не рождает новых идей.

Если новая идея появилась, ее уже нельзя отбросить. В этом и состоит бессмертие новой идеи.

Основные принципы нешаблонного мышления могут быть подведены под четыре очень общие, но далеко не единственно возможные рубрики. Эти рубрики следующие:

  1. осознание господствующих, или поляризующих, идей;
  2. поиски различных подходов к явлениям;
  3. высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления;
  4. использование случая.

Приемы нешаблонного мышления

1) Тщательно выделить, точно определить и даже записать на бумаге идею, которая кажется господствующей в данной ситуации. Как только идея выделена, сразу становится легче ее опознать, избежав тем самым ее влияния. Нечеткое осознание господствующей идеи не принесет никакой пользы.

2) Постепенно извращать господствующую идею до тех пор, пока она в конце концов не будет дискредитирована. Извратить идею можно либо путем доведения се до абсурда, либо же путем крайнего преувеличения одной из ее черт.

3) Мыслить на основе наглядных образов, не пользуясь словами вообще. Опираясь на эти образы, человек вполне способен мыслить последовательно. Трудности возникают лишь тогда, когда мысль нужно выразить словами. Зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают слова.

4) Даже незначительное изменение подхода к явлению может привести к серьезным последствиям. Одно из наиболее поразительных открытий в области медицины было сделано в результате того, что Эдвард Дженнер вместо вопроса о том, почему люди заболевают оспой, попытался выяснить, почему доярки не подвержены этому заболеванию.

5) Можно вообще переворачивать явления с ног на голову, сознательно меняя некоторые соотношения. Так, вместо того, чтобы рассматривать стены дома в качестве опоры для крыши, можно рассматривать их как подвешенные к ней. Можно умышленно перенести акцент с одной части проблемы на другую.

6) Перенос соотношений, связывающих части одной ситуации, на ситуацию, более легко управляемую. Так, любую абстрактную ситуацию можно превратить в какую-то конкретную аналогию.

7) Умышленно подвергнуть себя действию множества возбуждающих средств. Для этого нужно бывать в таких местах, где полно случайных вещей. Магазин, выставка или даже библиотека — вот примерно те места, которые могут создать соответствующую обстановку. Особенно полезно, когда окружающая обстановка не имеет непосредственного отношения к решаемой проблеме.

8) Каждый имеет право все подвергать сомнению, и столько раз, сколько ему заблагорассудится, но сделать это хотя бы один раз он просто обязан. Ни один из избранных способов подхода к ситуации не может считаться священным и неприкосновенным, ибо нет такой вещи на свете, которую нельзя было бы усовершенствовать. Признание и чувство долга, свойственные шаблонному мышлению, прямо противоположны безграничным возможностям хаоса нешаблонного мышления.

Анти-приемы нешаблонного мышления

1) Объяснять чрезвычайную неуловимость новых идей тем, что их рождение является делом чистого случая, значит признать свою несостоятельность. Согласно этой теории, новая идея не может возникнуть до тех пор, пока ее составные ингредиенты не будут объединены в одно время, особым образом и в сознании одного человека. Выходит, надо ждать, пока случай преподнесет нам такой плодотворный сгусток информации. И хотя существует масса доказательств в поддержку подобного подхода, он крайне пассивен.

2) В момент выбора какого-то конкретного способа рассмотрения ситуации наблюдатель отдает себе отчет о произвольности этого выбора, поскольку есть возможность предпочесть этому способу любой другой. Но с течением времени и по мере того, как удобство выбранного пути становится все более очевидным, эта произвольность забывается и приобретается уверенность, что избранный подход — единственно возможный.

Таким образом, единицы, которые были созданы произвольно, благодаря своей полезности становятся настолько устойчивыми, что уже нельзя усомниться в их реальном существовании. Эта убежденность может стать тормозом на пути дальнейшего развития.

Чтобы избежать этого, следует постоянно помнить о произвольной природе многих понятий, и не следует допускать, чтобы они продолжали существовать и после того, как их полезность отпала.

Тот факт, что какую-то конструкцию можно расчленить на определенные составные элементы, еще не значит, что она была составлена из этих элементов.

3) Наличие слов и названий фиксирует способ, с помощью которого конкретная ситуация может быть рассмотрена. В результате динамическая неопределенность нешаблонного мышления, которое непрерывно образует, раскладывает и перестраивает части ситуации в самые разнообразные формы, исчезает, а вместе с ним исчезает и возможность найти лучший способ подхода к ситуации.

4) Зафиксировать идею сразу же после ее возникновения — значит убить ее. Преждевременное и слишком ретивое логическое внимание либо замораживает идею, либо заставляет ее излиться в старые формы.

Концентрация внимания на какой-то идее изолирует ее от окружающей среды, препятствуя плодотворному полубессознательному процессу, который должен развивать идею дальше.

5) Необходимость быть правым на каждой стадии, всегда и во всем является, по-видимому, одним из самых серьезных препятствий на пути к новым идеям. Часто важные открытия могут быть сделаны в конце цепи рассуждений, которые наверняка были ложны с точки зрения господствующих идей во всех предшествующих стадиях.

6) Весьма распространено мнение, согласно которому никто не имеет права подвергнуть сомнению какое-то объяснение, если сам не предлагает более конструктивного. Это один из наиболее действенных способов подавления новых идей. Как можно по-новому соединить факты, когда старый метод должен оставаться неприкосновенным вплоть до полного завершения нового?

Искать новую идею в рамках старой — пустая трата времени, а сравнивать новый метод со старым бесполезно и даже вредно.

7) Релевантность предполагает уже некоторым образом определенную идею, и потому собранная информация, естественно, будет направлена на поддержание этой идеи.

Вы никогда также не получите новой идеи, если будете изучать только ту информацию, которая соответствует старой идее. Уж само определение релевантности предполагает заранее сложившиеся идеи.

8) Цель нешаблонного мышления состоит не в блуждании по бесформенному хаосу, а в нахождении в этом хаосе плодотворной новой идеи. Так творческое мышление слишком легко останавливается на полпути — на стадии хаоса.

По сути, у малоталантливого человека нет иного выхода. В искусстве сам по себе уход от старых идей возводится в ранг добродетели. Оригинальность — вот к чему стремится искусство. Здесь всегда живо желание выйти из границ укоренившегося порядка в безграничную возможность хаоса, и нередко один только этот шаг рассматривается уже как достижение, в то время как он — лишь первая стадия на пути к достижению.

9) Гротеск и эксцентричность являются наиболее элементарными и доступными формами новизны. Однако подлинно новая идея никогда не будет причудливой потому, что она независима и совершенна сама по себе.

Причудливые идеи не представляют собой ничего нового, они просто являются искажением старых. Мы уже говорили о намеренном искажении старой идеи как о способе получения новой, но это только метод, а не конечная цель, не само достижение.

Ценность случайности

Основополагающий принцип нешаблонного мышления — использование элемента случайности при выработке новых идей. Предположение о том, что на случайность можно как-то воздействовать, покажется парадоксальным, ибо, согласно определению, случайные явления нельзя вызвать преднамеренно. Именно в этом и заключается их ценность при получении новых идей.

Наиболее ценный вклад в дело прогресса был произведен на основе случайных событий, то есть событий, не вызванных преднамеренно.

Примеры случайности

1) Игра в водное поло, определившая выбор госпиталя святой Марии и приведшая Александра Флеминга к сэру Алмроту Райту; неожиданное наследство, война и военно-хирургическая практика; открытие лизоцима, чашка Петри, загрязненная случайно самой сильной антибиотической плесенью; решение исследовать химическую стабилизацию пенициллина — вот та цепь случайных событий, которая никогда бы не составилась под действием каких бы то ни было логических построений.

2) Открытие радиоволн последовало в результате того, что Герц заметил крошечную искру, возникшую в одном из узлов аппаратуры, стоявшей на достаточном отдалении от агрегата, который он в это время испытывал. Рентгеновские лучи были обнаружены в результате того, что Рентген, проводя опыты с катодно-лучевой трубкой, забыл убрать со стола специально приготовленный флуоресцентный экран.

3) Луи Пастер работал во многих областях знания. Он исследовал такие вопросы, как самопроизвольное зарождение жизни, процесс брожения вин, болезни тутового шелкопряда, куриная холера, сибирская язва и бешенство (для предупреждения которого он предложил эффективную вакцину) и множество других. И на протяжении всей его деятельности случай ему благоволил. Так, по вине одного из его помощников выращиваемая в лаборатории культура куриной холеры утратила свою вирулентность. Пастор заметил, что введение ослабленной культуры этих микробов не вызывает гибели птиц и в то же время делает их совершенно невосприимчивыми к болезни.

Ценность игры

Почему дети перестают играть? Возможно, потому, что таинственный мир, в котором происходят чудеса, превращается в обыденный мир, где каждая вещь имеет объяснение.

Скучая от поверхностной осведомленности, дети прекращают игру. Если же ребенок не довольствуется поверхностными объяснениями, то вещи никогда не станут настолько известными, чтобы игра с ними стала скучной.

Возможно, что игра активно не одобряется логически мыслящими взрослыми, которые уверены в её бесполезности и определяют время возмужания как обязанность заниматься полезной деятельностью.

Во время игры идеи возникают сами собой и, возникнув, порождают новые. Идеи не следуют одна за другой в логической последовательности, однако если разум не предпринимает никаких попыток управлять ими и в то же время достаточно любопытен, чтобы следовать за ними, то идей будет более чем достаточно.

Полезность идеи может проявиться не сразу; как правило, это происходит спустя некоторое время. Даже если никакой конкретной идеи в голову не приходит, тем не менее общее знакомство с ситуацией, возникающей в процессе игры, может оказаться весьма ценной предпосылкой для дальнейшего развития идей.

Джеймс Максвелл, один из величайших научных и математических гениев, любил играть. Он мог в разгаре званого обеда, забыв об окружающих, заняться игрой со столовыми приборами, лучом света, отраженным от стакана или капли воды. Максвелл знал цену игре; еще будучи подростком, он услышал лекцию одного художника, который добился успеха именно с помощью игры. С этого и началась его научная карьера.

Как играть на примере рулетки
  1. Знать, что у вас есть возможность играть и о том, какого рода выигрыш вам предстоит получить.
  2. Научиться играть.
  3. Ставить как можно чаще и суметь отвлечься от любых обстоятельств, мешающих игре.
  4. Научиться определять момент выигрыша и без промедления забрать свой выигрыш.

Обработка информации

Теоретически надо предоставить разуму возможность получать какую угодно информацию из любого источника. Эту информацию не следует сортировать и раскладывать по полкам или папкам с различными заголовками, напротив, ей нужно дать возможность свободного взаимодействия.

Внимание быстро и свободно охватывает всю область наблюдения, но не приводит её в порядок, а развлекается какой-то появившейся идеей достаточно долго, чтобы проследить за ее развитием, но не настолько долго, чтобы втиснуть ее в соответствующую форму.

В идеале разум должен стать гостеприимным домом для информации, где охотно принимают каждого входящего независимо от того, был ли он приглашен заранее или оказался случайным гостем.

Конечно, на практике такое положение невозможно.

Количество информации растет с такой ужасающей скоростью, что общая масса печатного слова удваивается через каждые десять лет. Даже по одной области знания количество высокорелевантной информации столь огромно, что охватить ее всю даже с помощью сложнейших методов машинного поиска почти невозможно.

Единственный выход из создавшегося положения состоит во все большем сужении круга интересов и увеличении уровня специализации. В этих условиях необходимо учитывать степень релевантности информации: существует наиболее релевантная информация, за ней следует менее релевантная и т. д.

Результат тот же, что и при шаблонном мышлении, следующем по пути наибольшей степени вероятности. В итоге теряется всякая надежда на зарождение новых идей за счет получения информации из других областей знания.

Вы еще не успели дочитать одну статью в научном журнале, как уже появилась следующая, еще более соответствующая интересующему вас вопросу. В любом взятом наугад медицинском журнале всегда есть одна-две крайне нужные вам статьи.

Занимаясь в Гарвардском университете, я имел обыкновение брать наудачу журналы с полки, стоящей при входе в библиотеку. Не было случая, чтобы журнал, выбранный таким образом, не содержал по крайней мере одну интересную и полезную статью. Даже если такой случайный выбор дает подобный результат, то что же будет при тщательном, всеохватывающем поиске?

К сожалению, положение гораздо серьезней, чем кажется. По мере роста значения идей необходимость их взаимоотношения с другими областями знания становится все более очевидной; соответственно область релевантности не только не сужается, а, скорее, наоборот — становится все шире.

От рецензента

Читателю, который впервые знакомится с проблемами психологии мышления и творчества по книге Эдварда де Боно, и у которого возник интерес к этой области знания, мы рекомендуем познакомиться с более специальной литературой. Список рекомендуемых книг:

  • Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, М., 1965
  • Брушлинский А. В., Психология мышления и кибернетика, М., 1970
  • Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, М., 1956
  • Исследования мышления в советской психологии, под ред. Е. В. Шороховой, М., 1966
  • Кулюткин Ю. Н., Эвристические методы в структуре решений, М., 1970
  • Леонтьев А. Н., Мышление, «Вопросы философии», 1964, № 4
  • Матюшкин А. М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении, М. , 1972
  • Пономарев Я. А., Психология творческого мышления, М., 1960
  • Проблемы научного творчества в современной психологии, под ред. М. Г. Ярошевского, М., 1971
  • Психологические исследования творческой деятельности, под ред. О. К. Тихомирова, М., 1975
  • Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958
  • Теплов Б. М., Ум полководца. Проблемы индивидуальных различий, М., 1961
  • Тихомиров О. К., Структура мыслительной деятельности человека, М., 1969

Научная революция | History of Western Civilization II

19.3.1: Истоки научной революции

Научная революция, сделавшая акцент на систематическом экспериментировании как наиболее действенном методе исследования, привела к развитию математики, физики, астрономии, биологии и химии. Эти события изменили взгляды общества на природу.

Цель обучения

Описать изменения, произошедшие во время научной революции, которые привели к разработке новых средств для экспериментов

Ключевые моменты

  • Научная революция – это появление современной науки в период раннего Нового времени, когда развитие математики, физики, астрономии, биологии (включая анатомию человека) и химии изменило представления общества о природе.
  • Смена средневекового представления о науке произошла по четырем причинам: сотрудничество, создание новых экспериментальных методов, способность опираться на наследие существующей научной философии и институты, которые позволяли академические публикации.
  • При научном методе, который был определен и применен в 17 веке, естественные и искусственные обстоятельства были отвергнуты, и научное сообщество постепенно приняло исследовательскую традицию систематических экспериментов.
  • Во время научной революции изменение представлений о роли ученого по отношению к природе и ценности экспериментальных или наблюдаемых данных привело к научной методологии, в которой эмпиризм играл большую, но не абсолютную роль.
  • Поскольку научная революция не ознаменовалась ни одним изменением, в нее внесли вклад многие новые идеи. Некоторые из них были революциями в своих областях.
  • Наука стала играть ведущую роль в дискурсе и мысли эпохи Просвещения. Многие писатели и мыслители эпохи Просвещения имели опыт работы в науке и связывали научный прогресс с ниспровержением религии и традиционных авторитетов в пользу развития свободы слова и мысли.

Основные термины

научный метод
 Совокупность методов исследования явлений, приобретения новых знаний или исправления и интеграции предыдущих знаний посредством применения эмпирических или измеримых доказательств с учетом определенных принципов рассуждения. Он характеризует естествознание с 17 века и состоит в систематическом наблюдении, измерении и эксперименте, а также в формулировании, проверке и модификации гипотез.
Метод Бэкона
Метод расследования, разработанный сэром Фрэнсисом Бэконом. Он был выдвинут в книге Бэкона Novum Organum (1620), (или Новый метод ) и должен был заменить методы, изложенные в Organon Аристотеля. Этот метод оказал влияние на развитие научного метода в современной науке, а также, в более общем плане, на ранний современный отказ от средневекового аристотелизма.
Галилео
Итальянский мыслитель (1564-1642) и ключевая фигура научной революции, усовершенствовавший телескоп, проведший астрономические наблюдения и выдвинувший основной принцип относительности в физике.
эмпиризм
Теория, утверждающая, что знание приходит только или в первую очередь из чувственного опыта. Особое внимание уделяется доказательствам, особенно доказательствам, полученным в результате экспериментов и с использованием научного метода.
Британское королевское общество
Британское научное общество; возможно, самое старое из существующих подобных обществ, основанное в ноябре 1660 года.

 

Научная революция – это появление современной науки в период раннего Нового времени, когда развитие математики, физики, астрономии, биологии (включая анатомию человека) и химии изменило представления общества о природе. Научная революция началась в Европе к концу периода Возрождения и продолжалась до конца 18 века, оказывая влияние на интеллектуальное общественное движение, известное как Просвещение. Хотя его даты оспариваются, публикация в 1543 году Николая Коперника De Revolutionibus orbium coelestium  ( Об обращениях небесных сфер ) часто называют началом научной революции.

Научная революция была построена на фундаменте древнегреческой учености и науки в Средние века, поскольку она была разработана и развита римско-византийской наукой и средневековой исламской наукой. Аристотелевская традиция все еще была важной интеллектуальной основой в 17 веке, хотя к тому времени естествоиспытатели отошли от большей ее части. Ключевые научные идеи, восходящие к классической древности, сильно изменились за прошедшие годы и во многих случаях были дискредитированы. Сохранившиеся идеи (например, космология Аристотеля, помещавшая Землю в центр сферического иерархического космоса, или птолемеевская модель движения планет) коренным образом трансформировались в ходе научной революции.

Изменение средневекового представления о науке произошло по четырем причинам:

  1. Ученые и философы семнадцатого века могли сотрудничать с членами математических и астрономических сообществ для достижения прогресса во всех областях.
  2. Ученые осознали непригодность средневековых экспериментальных методов для своей работы и поэтому почувствовали необходимость разработать новые методы (некоторые из которых мы используем сегодня).
  3. Академики имели доступ к наследию европейской, греческой и ближневосточной научной философии, которую они могли использовать в качестве отправной точки (путем опровержения или построения теорем).
  4. институтов (например, Британское королевское общество) помогли утвердить науку как область, предоставив возможность для публикации работ ученых.

 

 

Новые методы

При научном методе, который был определен и применялся в 17 веке, естественные и искусственные обстоятельства были отвергнуты, а исследовательская традиция систематического экспериментирования постепенно принялась во всем научном сообществе. Философия использования индуктивного подхода к природе (отказ от предположений и попытка просто наблюдать непредвзято) резко контрастировала с более ранним аристотелевским подходом к дедукции, с помощью которого анализ известных фактов приводил к дальнейшему пониманию. На практике многие ученые и философы считали, что необходимо здоровое сочетание того и другого — готовность как подвергать сомнению предположения, так и интерпретировать наблюдения, которые, как предполагается, имеют некоторую степень достоверности.

Во время научной революции изменение представлений о роли ученого по отношению к природе, ценности доказательств, экспериментальных или наблюдаемых, привело к научной методологии, в которой эмпиризм играл большую, но не абсолютную роль. Термин «британский эмпиризм» стал использоваться для описания философских различий между двумя его основателями — Фрэнсисом Бэконом, которого называли эмпириком, и Рене Декартом, которого называли рационалистом. Работы Бэкона установили и популяризировали индуктивные методологии научных исследований, часто называемые бэконовским методом, а иногда просто научным методом. Его требование плановой процедуры исследования всего естественного ознаменовало новый поворот в риторических и теоретических рамках науки, большая часть которых до сих пор окружает концепции правильной методологии. Соответственно, Декарт различал знание, которое может быть достигнуто одним разумом (рационалистический подход), как, например, в математике, и знание, требующее переживания мира, как в физике.

Томас Гоббс, Джордж Беркли и Дэвид Юм были основными представителями эмпиризма и разработали сложную эмпирическую традицию как основу человеческого знания. Признанным основателем этого подхода был Джон Локк, который в «Эссе о человеческом понимании» (1689) предположил, что единственное истинное знание, доступное человеческому разуму, — это то, что основано на опыте.

Новые идеи

Многие новые идеи способствовали тому, что называется научной революцией. Некоторые из них были революциями в своих областях. К ним относятся:

  • Гелиоцентрическая модель, предполагающая радикальное смещение Земли на орбиту вокруг Солнца (в отличие от того, что она рассматривается как центр Вселенной). Работа Коперника 1543 года над гелиоцентрической моделью Солнечной системы была попыткой продемонстрировать, что Солнце является центром Вселенной. Открытия Иоганна Кеплера и Галилея придали теории достоверность, и кульминацией работы стали « Principia, » Исаака Ньютона, в которых были сформулированы законы движения и всемирного тяготения, доминировавшие в представлениях ученых о физической вселенной в течение следующих трех столетий.
  • Изучение анатомии человека на основе вскрытия человеческих трупов, а не вскрытия животных, как это практиковалось веками.
  • Открытие и изучение магнетизма и электричества, а значит, и электрических свойств различных материалов.
  • Модернизация дисциплин (превращение их в то, чем они являются сегодня), включая стоматологию, физиологию, химию или оптику.
  • Изобретение инструментов, углубивших понимание наук, включая механический калькулятор, паровой варочный котел (предшественник паровой машины), преломляющие и отражающие телескопы, вакуумный насос или ртутный барометр.

Шеннон Портрет достопочтенного. Роберт Бойль Ф. Р. С. (1627–1691) Роберт Бойль (1627–1691), английский ученый ирландского происхождения, был одним из первых сторонников научного метода и основателем современной химии. Бойль известен своими новаторскими экспериментами над физическими свойствами газов, авторством книги «Скептический химик», своей ролью в создании Лондонского королевского общества и своей благотворительной деятельностью в американских колониях.

Научная революция и Просвещение

Научная революция заложила основы Эпохи Просвещения, в центре которой был разум как основной источник авторитета и легитимности, и подчеркивалась важность научного метода. К 18 веку, когда процветало Просвещение, научный авторитет начал вытеснять религиозный авторитет, а дисциплины, которые до этого считались законно научными (например, алхимия и астрология), потеряли научное доверие.

Наука стала играть ведущую роль в дискурсе и мысли эпохи Просвещения. Многие писатели и мыслители эпохи Просвещения имели опыт работы в науке и связывали научный прогресс с ниспровержением религии и традиционных авторитетов в пользу развития свободы слова и мысли. Вообще говоря, наука Просвещения высоко ценила эмпиризм и рациональное мышление и была связана с идеалом Просвещения о продвижении и прогрессе. В то время в науке доминировали научные общества и академии, которые в значительной степени заменили университеты в качестве центров научных исследований и разработок. Общества и академии также были основой становления научной профессии. Еще одним важным событием стала популяризация науки среди все более грамотного населения. В этом веке произошли значительные успехи в медицине, математике и физике; развитие биологической таксономии; новое понимание магнетизма и электричества; и созревание химии как дисциплины, заложившей основы современной химии.

Принципы Исаака Ньютона разработали первый набор единых научных законов

Ньютон Принципы сформулировали законы движения и всемирного тяготения, которые доминировали в взглядах ученых на физическую вселенную в течение следующих трех столетий. Выведя законы движения планет Кеплера из своего математического описания гравитации, а затем используя те же принципы для объяснения траекторий комет, приливов, прецессии точек равноденствия и других явлений, Ньютон рассеял последние сомнения в справедливости теории гравитации. гелиоцентрическая модель космоса. Эта работа также продемонстрировала, что движение объектов на Земле и небесных тел можно описать одними и теми же принципами. Его законы движения должны были стать прочной основой механики.

Атрибуция

  • Истоки научной революции
    • «Эпоха Просвещения». https://en.wikipedia.org/wiki/Age_of_Enlightenment. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Рене Декарт». https://en.wikipedia.org/wiki/Ren%C3%A9_Descartes. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Научный метод». https://en.wikipedia.org/wiki/Научный_метод. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Метод Бэкона». https://en.wikipedia.org/wiki/Baconian_method. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Королевское общество». http://en.wikipedia.org/wiki/Royal_Society. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Галилео Галилей». https://en.wikipedia.org/wiki/Галилео_Галилей. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Наука в эпоху Просвещения». https://en.wikipedia.org/wiki/Science_in_the_Age_of_Enlightenment. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Научная революция». https://en. wikipedia.org/wiki/Научная_революция. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Джо Кент, Влияние научной революции: краткая история экспериментального метода в 17 веке. 12 июня 2014 года». http://cnx.org/content/m13245/1.1/. OpenStax CNX CC BY 2.0.

    • «NewtonsPrincipia.jpg». https://en.wikipedia.org/wiki/Scientific_revolution#/media/File:NewtonsPrincipia.jpg. Википедия CC BY-SA 2.0.

    • «Шеннонский портрет достопочтенного Роберта Бойля». http://en.wikipedia.org/wiki/File:The_Shannon_Portrait_of_the_Hon_Robert_Boyle.jpg. Википедия Общественное достояние.

Рождение современной науки

Стивен Л. Голдман, доктор философии, Университет Лихай

Одной из непреходящих загадок современной науки является

, почему  она разработала там, где и когда  разработала. Если бы современная наука возникла в эпоху поздней греко-римской античности, в исламе XI или XII веков или в Китае после династии Тан, не было бы никакой тайны. Но то, что оно появилось в христианской культуре Западной Европы 17-го века, в ретроспективе было удивительным. Астрономическая карта 17 века, используемая для навигации. (Изображение: Фредерик де Вит/Общественное достояние)

Насколько можно судить, научная революция не должна была произойти в 17 веке; это не было неизбежным и не было предсказано. Нельзя было предсказать, что это произойдет именно тогда или в Западной Европе, но современная наука не упала с неба просто так, как какой-нибудь deus ex machina  в греческой пьесе.

Узнайте больше о разнице между классической и современной физикой

Современная наука явно не свалилась с неба, как какой-нибудь deus ex machina в греческой пьесе.

Как только он появился, мы можем видеть, что он представляет собой интеграцию и синтез множества элементов, существовавших со времен Древней Греции и Рима, средневекового периода, особенно университетского контекста, и всего динамизма Ренессанс. Кусочки все были на месте. Что произошло в 17 веке, так это то, что клей был добавлен, чтобы скрепить эти части вместе: идея метода.

Изобретение научного метода

Изобретения первых ученых, таких как Готфрид Лейбниц, способствовали развитию современной науки. (Изображение: Кристоф Бернхард Франке/общественное достояние)

Существует типичная характеристика подъема современной науки, который является результатом открытия или изобретения научного метода. Как только люди освоили научный метод, все доступные инструменты объединились таким образом, что породили теории, характерные для подъема современной науки, особенно работы таких людей, как Декарт, Галилей, Христиан Гюйгенс в Голландии, Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц. . Затем мы маршируем в 18 век, в 19 век.20-го числа, и вот мы, наследники богатства, полученного научным методом.

Это стенограмма из серии видео Великие научные идеи, изменившие мир . Смотрите прямо сейчас на The Great Courses.

Метод был решающим фактором в объединении всех ранее существовавших частей, которые вносят вклад в современную науку: греческие идеи знания и природы; греческая идея математики как языка природы; идея техно-науки, возникшая в греко-римский период. Средневековый университет, возродивший греческую и римскую натурфилософию, продвинулся дальше, сосредоточив внимание на экспериментировании и использовании математики для описания явлений природы, с его глубокой приверженностью идее о том, что природа является замкнутой системой и что все явления природы естественные, а не сверхъестественные объяснения.

Унаследовав греческую математику и исламскую алгебраическую математику, европейские математики XVI века смогли начать с довольно высокого уровня.

Ренессанс — с его восстановлением древних знаний, особенно великих математических текстов классической древности — позволил европейской математике, так сказать, не изобретать числа заново. Унаследовав греческую математику и исламскую алгебраическую математику, европейские математики XVI века смогли начать с довольно высокого уровня. То, что произошло в 17 веке, было огромным расцветом математики, предоставляя людям инструменты для применения математики к природным явлениям.

Узнайте больше о великих изобретениях, которые изменили нашу повседневную жизнь

Современная наука: как мы можем понять природу?

Важно признать, что не существует такой вещи, как научный метод. Метод был центральным элементом натурфилософии 17-го века — интеллектуальной деятельности, которая превратилась в то, что мы признаем современной наукой, — но не было единого метода, который использовали бы все основатели современной науки. Что интересно и важно, так это то, что чувствительность к методологическим проблемам была общим знаменателем основоположников современной науки — тенденция, согласующаяся с идеей знания как центральной идеи науки, а теперь и идеи современной науки.

То, чем занимались основатели современной науки, было представлением о познании природы, проблемой, которую признавал Аристотель, а средневековый университет признавал в проблеме универсалий: как мы можем иметь универсальное, необходимое и достоверное знание природы если наш единственный доступ к природе есть опыт, а опыт особенный, конкретный и постоянно меняющийся? Это становится явным и осознанным вопросом, над которым боролись основатели современной науки, даже когда они настаивали на возможности познания природы, понимая теперь, что именно она стоит за опытом. Это не могло бы произойти без осознания того, что они основывались на том, что сделали их предшественники.

Узнайте больше о трении, скрытой силе, скрывающей простоту законов Ньютона

Подготовка сцены для революции в современной науке

зарождение современной науки. Его идея о движущейся земле была важна для мышления современной науки — 1543 год, научная революция 16 века.

Андреас Везалий изменил изучение анатомии человека, опубликовав первую научную книгу по анатомии человеческого тела. (Изображение: Пьер Понсе (1574-1640)/общественное достояние)

В том же году Андреас Везалий, находившийся в то время в Падуе в Падуанском университете, преобразовал изучение анатомии человека, опубликовав первую «научную» анатомию человеческого тела с прекрасными иллюстрациями, систематически разбирая человеческую форму от кожи вниз скелету и раскрывая всю структуру человеческого тела.

Везалий, вскоре покинувший Падуанский университет из-за славы, которую он приобрел, инициировал направление исследований и исследований в Падуанском университете, которые продолжались по крайней мере столетие или более, потому что Уильям Харви — британский врач, открывший полная циркуляция крови, перекачиваемой сердцем, — изучал в Падуанском университете. Он специально пошел в Падуанский университет, потому что это место славилось «научными медицинскими исследованиями». Ученики Везалия, а затем и их ученики сделали фундаментальные открытия. В период с 1543 г. произошел огромный рост объема биологической и ботанической «информации».

Узнайте больше о том, как оптическая технология привела к научной революции

Основатели современной науки многое унаследовали и построили на этих краеугольных камнях. Называть это революцией в корне неверно: это упускает из виду эволюцию, в которой чувствительность к методу и идее знания играли ключевую роль, позволив людям интегрировать все эти части. Они, так сказать, валялись, и их стягивали люди, основавшие современную науку.

Общие вопросы о современной науке

В: Что такое современная наука?

Современная наука – это способ изучения события или определенного аспекта творения и всестороннего изучения рассматриваемого предмета, чтобы его можно было предсказуемо классифицировать, а если это процесс, то его можно смоделировать математически. Это называется научным методом, и он должен дать некоторые ответы на вопросы, а также породить новые вопросы.

В: Кто создал современную науку?

Хотя считается, что наука началась с Аристотеля и Гиппократа, именно Галилео Галилей считается отцом современной науки, а сэр Исаак Ньютон полностью изменил методологию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts