Урок 5. Иррациональное мышление
Предыдущий урок мы закончили на утверждении, что одной из самых серьезных преград на пути развития критического мышления является иррациональное мышление.
Но что же это такое? Почему оно свойственно многим людям? Какое влияние оно оказывает на жизнь и деятельность человека? Как от него избавиться и нужно ли это делать? На эти и некоторые другие вопросы мы ответим в пятом уроке.
Содержание:
- Иррациональное и его характеристика
- Типология иррациональных мыслей и их влияние
- Причины иррационального мышления
- Как бороться с иррациональным мышлением?
- Преимущества рационального мышления
Начать стоит с характеристики иррационального.
Иррациональное и его характеристика
Если попытаться объяснить понятие «иррациональное» с позиции философии, то охарактеризовать его можно как определенное начало человеческой натуры, противоположное свойству рационально, т. е. разумно постигать этот мир. Иррациональное допускает, что существуют такие области мировоззрения, которые разум не в состоянии понять, но все же они приемлемы благодаря вере, чувствам, интуиции. Таким образом, иррациональное – это одна из характеристик особого характера действительности. На протяжении многих лет вопросы иррационального изучались такими известными философами, как Бергсон, Дельтой, Ницше, Шопенгауэр и многие другие.
Безусловно, такая позиция имеет место быть, но в случае с критическим мышлением она совершенно не подходит. Иррациональные люди стремятся познать законы бытия, нарушая все общепринятые законы, а люди рациональные, напротив, мыслят критически, не доверяя тому, что нельзя проверить, опираясь только на достоверные и подтвержденные факты. И, беря это в расчет, мы должны сказать, что даже в том случае, если иррациональное вам свойственно, при желании развивать умение мыслить критически вы хотя бы на время должны отбросить все, что может ему противоречить.
Что же именно отбрасывать? Давай постараемся уточнить этот момент, ведь иррациональные мысли могут быть разных типов.
Типология иррациональных мыслей и их влияние
Иррациональные мысли – это мысли, мешающие объективному и адекватному восприятию окружающей действительности, а с позиции поведенческой психологии – даже служащие причиной появления необоснованной тревоги.
Всего можно выделить три категории иррационального мышления и соответствующие им
1 |
Преувеличение. Сюда относятся мысли типа: «Она заметила, что я был не уверен в себе», «Они точно подумали, что со мной что-то не так», «Он видит меня насквозь» и т.д. |
2 |
Сверхобобщение. Сюда относятся мысли типа: «Если я струсил тогда, значит, струшу и сейчас», «Он со всеми так общается – и меня не обойдет стороной», «Этот экзамен не сдал никто – у меня нет шансов» и т.д. |
3 |
Чтение мыслей. Сюда относятся мысли типа: «Она считает, что я злой и конфликтный», «Я знаю, что ты обо мне думаешь», «Он понял, что я плохо о нем подумал» и т.д. |
Есть и другие типы подобных мыслей, но в той или иной степени они будут относиться к одной из категорий иррационального хода мыслей. Самая же большая их опасность в том, что они продуцируют запуск катастрофического мышления: человек с головой погружается в безосновательные волнения и панику, а его способность принимать решения и действовать полностью парализуется. Ни о каком критическом мышлении здесь не может быть и речи.
Злободневные наглядные примеры иррационального мышления вы можете найти в книгах, посвященных работе с ним. Вот несколько вариантов:
- «Думай медленно… Решай быстро» Канеман Даниэль
- «Эмоциональный интеллект» Гоулман Дэниел
- «Эмоциональная гибкость» Дэвид Сьюзен
- «Решение проблем по методикам спецслужб» Джонс Морган
- «Триггеры.
Здесь же будет логично поговорить немного и о том, как влияет иррациональное мышление на то, что делает человек.
Как уже стало ясно, иррационально значит нелогично, ненаучно и без какой-либо критики. Иррациональные действия направлены на получение результата, однако сами поступки никак заранее не обдумываются и не оцениваются. Здесь нет осмысленных заблаговременно возможных вариантов развития хода событий, разрешения вопросов или решений задач.
Все это, как правило, имеет самую прямую связь со спонтанным проявлением чувств и эмоциями, раздражающими или успокаивающими мысли. Иррациональные личности могут наблюдать проявления действительности вне пределов их логических объяснений, а также склонны верить неподтвержденным фактам просто потому, что они довлеют над другими.
Такие люди пренебрегают использованием так называемых жизненных инструкций, т.е. продуманных стратегий поведения и алгоритмов действий.
Основой такого поведения в большинстве случаев служит вера человека в положительный исход, даже если он совершенно не понимает практические основы и причины успеха в случае его достижения. Чаще всего успех объясняется удачей или благосклонностью судьбы.Но с практической и тем более с критической позиции позволить себе так себя вести может либо очень духовный человек, либо ребенок. К тому же, размышляя или делая выводы, эффективно руководствоваться правилом сохранения энергии, и мыслить иррационально, просто опираясь на шаблоны и первую поступившую информацию, менее затратно с точки зрения расхода времени и сил. Но если основанные на воспитании или полученном опыте знания иррациональны, ничего хорошего из этого не выйдет.
Вот лишь небольшой перечень факторов, препятствующих эффективному мышлению и правильным действиям –
- Спонтанно и безосновательно.
- Уводит человека в сторону от правильных мыслей.
- Может помешать человеку в процессе ежедневной деятельности.
- Снижает эффективность в профессиональной и других сферах.
- Часто активизируется тогда, когда это не нужно.
- Служит причиной раздражительности, депрессии и тревоги.
- Нарушает адаптацию к внешнему миру.
- Не отличается гибкостью.
- Служит причиной развития перфекционизма.
- Продуцирует страх публичных выступлений.
- Продуцирует страх общения с авторитетами и более осведомленными людьми.
- Снижает мотивацию к достижению новых результатов.
- Может погрузить человека в одиночество.
- Служит причиной проблем в личной, социальной и профессиональной жизни.
- Порождает зависимость от других людей и общественного мнения.
- Способствует развитию вредных привычек.
Поведенческая психология, да и банальный житейский опыт говорят о том, что чем скорее человек осознает иррациональность и нелогичность своих мыслей и действий, тем быстрее в его жизни начнут происходить благоприятные перемены: сократится количество негативных событий и ошибок, станет более крепкой психика и повысится устойчивость к стрессам, повысится личная продуктивность и эффективность, сформируется критический подход к обработке информации.
Мыслить иррационально для здравомыслящего человека неправильно. Но одолеть эту помеху на пути развития критического мышления можно только тогда, когда известны причины ее появления. И о них стоит поговорить детальнее.
Причины иррационального мышления
Для начала стоит сказать о том, что зачастую поведенческие стереотипы закладываются еще в раннем детстве. Они необходимы, т.к. не просто экономят энергию и время на принятие решений, но и способствуют первоначальной адаптации к жизни и обществу, обеспечивая выживание индивида. Но по достижении взрослого возраста человек начинает сталкиваться со «сбоями», т.е. с проблемами иррационального мышления. Основными причинами тому служат следующие:
- Не все мыслительные схемы и механизмы, сформированные в детском возрасте, оказываются верны.
- Не все мыслительные схемы и механизмы, подходящие для ребенка, подходят для взрослого человека.
Иррационализм является нарушением мышления. Впоследствии это приводит к проблемам адаптации к окружающей действительности. Кроме того, в сознании человека формируются деструктивные базовые установки, а именно:
✔ | Завышенная требовательность к себе (я должен то-то, я не должен того-то). |
✔ | Завышенные требования к окружающему миру (они должны то-то, они не должны того-то). |
✔ | Катастрофизация (если это случится – это конец, ужас, смерть, катастрофа, все пропало и т.д.) |
✔ | Низкая фрустрационная толерантность (я не смогу этого пережить, для меня это конец и т.п.) |
Сложив все мысли, приведенные выше, на выходе мы получим нечто вроде: «Я ни в коем случае не должен запнуться во время своего выступления. Если я вдруг запнусь, они не должны поднимать меня на смех. Но если это случится – это означает конец для меня, я этого не переживу».
В действительности многообразие мыслей может быть намного шире, но если отбросить все лишнее, всегда можно увидеть стандартный механизм иррационального мышления, срабатывающий каждый раз в разных ситуациях в измененной форме. Кстати, подобная схема нередко служит причиной всевозможных человеческих страхов.
Любая проблема, любое явление или процесс, при столкновении с которым у человека возникает психологический дискомфорт, можно разобрать на элементы, чтобы найти основную иррациональную схему, вызывающую страх, тревогу, панику и прочие проявления и нарушающие взаимодействие с окружающим миром.
Говоря простым языком, тот, кто не способен различать вымысел и правду, а также находить причинно-следственные связи, использует иррациональное мышление. Оно никогда не поможет предугадать события или просчитать результаты своих действий, отчего и возникают спонтанные поступки и ненужные переживания.
Но и рациональное и критическое мышление в какой-то мере включает в себя иррациональную, можно сказать духовную составляющую.
К примеру, люди искусства, создавая уникальные произведения, часто противоречат логическим законам, хотя и действуют обдуманно. Однако иррациональное не должно владеть умом здравомыслящей личности, и с его проявлениями можно и нужно бороться.Как бороться с иррациональным мышлением?
Преодолеть иррационализм непросто, но при должном усердии и систематических тренировках это вполне возможно. Важно лишь знать, что делать. Способов же существует немало, и сейчас мы с ними вас познакомим.
1
Определение иррациональных мыслей
Определять иррациональные мысли сложно только на первом этапе. Часто они появляются в голове очень быстро и автоматически, берутся, словно из ниоткуда, и уловить их осознанно почти нереально. По этой причине задачу можно упростить: заведите себе блокнот, куда в течение дня и ежедневно вы будете записывать мысли, способные вызвать у вас негативные эмоции, тревогу и переживания. С практикой определять их появление станет легко, т.к. ваш мозг будет натренирован и адаптирован к этому.
2
Установление объективности мыслей
Когда вы спокойны, расслаблены и ничто вас не тревожит, задайте себе вопрос: «Насколько объективны мои мысли?». К примеру, кто-то сегодня не захотел с вами общаться, а вы сразу начали себе надумывать не бог весть что. Но посмотрите на ситуацию критически: быть может, он просто устал и был не в духе? А если вы при общении с кем-то проявили немного робости, на самом ли деле этот кто-то составит о вас негативное мнение?
Чтобы лучше осознавать необъективность своих мыслей, воспользуйтесь простым приемом: посмотрите на ситуацию с новой стороны. Т.е. если вы видите, что человек проявляет ту же робость, вы сразу думаете об этом человеке плохо? А если вы не хотите в данный момент с кем-то общаться, это означает, что он вам не нравится? Скорее всего, все обстоит совсем не так. Всегда оценивайте ситуацию с нескольких сторон, и жизнь станет намного проще и интереснее.
3
Подмена иррационального рациональным
Еще один метод – планомерная замена иррациональных мыслей рациональными, более объективными. Но ощутимого результата тут можно ждать лишь через некоторое время. На первых шагах может чувствоваться психологический дискомфорт, но его нужно смело преодолевать ежедневными тренировками. Постепенно новая привычка закрепится и войдет в вашу зону комфорта.
Вот пример хороших мыслей, которыми можно подменить иррациональные: «Вполне возможно он не заметил моей робости», «Мне вообще могло показаться, что она не хочет общаться», «Да они, скорее всего, обо мне даже и не думали» и т.п.
Если обобщить три этих способа, можно сделать такой вывод: например, вам предстоит через несколько минут выйти на контакт с малознакомым человеком. Времени до встречи становится все меньше, а ваша тревога становится все сильнее. И как раз сейчас самое время спросить у себя, почему же вам страшно. Скорее всего, страх связан с тем, что ваш будущий собеседник может заметить какие-то особенности в вашем поведении: слегка неуверенный голос, небольшая дрожь рук и т.д., отчего у него сложится отрицательное представление о вас. Вот здесь-то и стоит применить навыки критического мышления:
- Мысли собеседника могут быть заняты чем-то другим в момент общения.
- Собеседник может не заметить особенностей вашего поведения.
- Даже если собеседник что-то заметит, он вряд ли будет это анализировать, и через несколько минут уже забудет о вас.
Вы и сами видите, что ничего страшного на самом деле нет. Злую шутку играет иррациональное мышление. Но при регулярном проведении подобной процедуры тревожные состояния постепенно начнут отступать и терять силу.
А вот еще несколько хороших приемов борьбы с иррациональным, которые предлагает нам поведенческая психология:
4
Не впадать в крайности
Оценивая какую-то ситуацию, старайтесь избегать крайностей вроде «это точно плохо», «только это – хорошо», «это конец», «так или никак вообще» и т.д. Преодолеть подобные мысли можно несколькими путями:
1 | Исключить из своего лексикона слова, выражающие крайности, такие как «никогда» или «всегда». Перестаньте использовать эти термины в отношении себя, окружающих людей и мира, в котором живете. |
2 | Принять тот факт, что нет плохих или хороших людей, плохих или хороших ситуаций. В любом человеке и любой ситуации при желании можно найти плюсы и положительные стороны. |
3 | Отказаться от категоричного мышления. Иногда полезно принять себя вместе со своими недостатками и слабостями, чем убеждать себя и других в их отсутствии. Нередко это помогает оправдать свое поведение и мышление. |
Помните, что крайности всегда идут только во вред.
5
Избегать катастрофичности в мыслях
Преувеличивая масштаб и значимость проблемы, вы делаете хуже самому себе. Говоря о чем-то неприятном, не стоит придавать «не очень хорошо» форму «кошмарно». Отношение к проблемам и неприятностям легко изменить:
- Задумайтесь над тем, что проблемная ситуация пусть и не хороша, но вовсе не ведет к неминуемой гибели и краху всех надежд.
- Попробуйте сравнить проблемную ситуацию с чем-то по-настоящему страшным, к примеру, со смертью кого-то из близких, или тем, что чувствуют бездомные или несправедливо заключенные люди.
Также можно попытаться самому успокоить себя:
- «На самом деле в этом нет ничего страшного, чтобы так переживать».
- «Да, неприятно, но на этом жизнь не заканчивается».
- «В любом случае все образуется».
- «От этого еще никто не умирал».
Такие вещи на самом деле работают. Проверьте на себе.
6
Размышлять объективно
Если вы замечаете, что вам свойственны преувеличения и иррационализм, и вы часто рисуете себе картины страшных последствий даже при незначительных проблемах, тренируйтесь думать объективно:
✔ | Жизнь преподносит не только испытания, но и радостные события, и за черной полосой всегда последует белая. |
✔ | Даже если исход какой-то ситуации и может быть плохим, его вероятность крайне низка. |
✔ | Зачем переживать из-за того, что не случилось? Скорее всего, ничего плохо не произойдет, а тревога – лишь пустая трата энергии. |
Моделируйте разные варианты развития событий, а затем прогнозируйте вероятность наступления каждого из них.
7
Психически расслабляться
Многих часто посещает мысль «я больше так не могу». Но это свойственно иррациональным и неуверенным в себе людям. Чтобы побороть иррациональные мысли, нужно переформулировать свое убеждение и убедить себя в том, что, несмотря на сложности в текущий момент, через некоторое время вам станет легче и вы решите свои проблемы.
И, подытоживая этот раздел, осталось сказать только, что самым эффективным способом преодолеть иррационализм и негативные переживания является критический подход: ставьте под сомнение свои чувства и ощущения и анализируйте нелогичные и иррациональные мысли, лежащие в их основе.
Иррациональное мышление порождается желанием человека верить в свои фантазии. Это почти бессвязные рассуждения, не имеющие никаких логических обоснований и основанные на чувствах и предположениях. Рациональное и критическое мышление, напротив, состоит в том, что за основу размышлений и будущих действий берутся только обоснованные логикой и причинно-следственными связями факты и свидетельства. Польза и эффективность такого подхода очевидна и неоспорима, но вы все-таки скажем о ней несколько слов.
Преимущества рационального мышления
Рациональное мышление помогает делать выводы и принимать решения, используя для этого логические цепочки. Желание мыслить критически и рационально способствует работе над своими недостатками. Когда в расчет берутся логические размышления, человек перестает совершать спонтанные поступки, а это минимизирует возникновение неприятных неожиданностей.
Когда мы мыслим рационально, мы начинаем видеть вещи такими, какие они есть, можем объяснить то, что раньше казалось необъяснимым, становимся более спокойными и находим наиболее короткие и эффективные пути достижения своих целей, получаем возможность фокусироваться на наиболее приоритетных в данный момент вещах.
Научиться рационально мыслить не составляет никакого труда. Все, что нужно – следовать небольшому ряду простых правил и советов:
1 |
Все размышления должны начинаться с поиска достоверной информации. Не всегда это бывает просто, но выстраивать логические цепочки, ведущие к правильным выводам и действиям, без проверенных данных невозможно. |
2 |
Размышляя о чем-то, всегда брать в расчет то, что неверной может быть не только позиция другого человека, но и ваша собственная. Интересуйтесь у окружающих, что они думают о предмете ваших мыслей. Это позволит взглянуть на ситуацию с разных ракурсов. |
3 |
Не берите за основу своих суждений о действиях и поведении окружающих лишь внешние проявления. Вы уверены, что человек не желает с вами общаться? На чем основывается такой вывод? На домыслах или логике? Догадки еще ничего не значат. Вы должны стремиться к выяснению правды. Когда хотите убедиться в чем-то, ищите подтверждающие это факты. |
4 |
Никогда не додумывайте за человека и не принимайте за него решения, не пытайтесь прочитать его мысли. Одно из правил эффективного общения – внимательно слушать своего собеседника и воспринимать только то, что он говорит. |
5 |
Если при общении с человеком у вас возникают сомнения в искренности его поступков и слов, просто задайте ему несколько прямых вопросов, выскажите беспокоящие вас мысли и попробуйте пообщаться доверительно. |
Преимущества рационального мышления можно наглядно продемонстрировать на таком примере: вы пообщались с человеком и он озвучил вам свои недовольства и упреки, объяснил, что ваши взгляды и действия для него неприемлемы. Первое, что хочется сделать в ответ, – это отплатить той же монетой. Однако что будет в результате, кроме недопонимания, ссор и неприязни? Возможно, еще больше душевного дискомфорта и долгосрочный разрыв отношений.
Намного эффективнее будет постараться сохранить спокойствие, равновесие и собственное достоинство. И рациональное мышление предлагает в этом случае поступить гораздо проще: проанализировать свои действия и слова, вызвавшие критику и недовольство собеседника, и принять критическое мнение со стороны. Нужно приходить к компромиссу – искать взаимопонимания и согласия по вопросу, на который у вас имеются разные взгляды. Одновременно с этим следует дать понять другому человеку, что проблемные ситуации могут быть разрешены без унижений, скандалов и обид, и для вас это приемлемо.
Рациональный подход и развитие критического мышления будут способствовать тому, что вы вернете себе спокойствие и психологический комфорт. В любой ситуации, когда вы оказываетесь во власти иррациональных мыслей, вызванных эмоциями, усталостью, переутомлением или стрессами, как можно скорее прогоняйте их от себя.
Не важно, кто вы: химик, физик, математик, военный, бизнесмен, простой работник фирмы или студент, рациональное и критическое мышление может стать для вас эффективным средством для достижения целей, решения повседневных и профессиональных задач, улучшения общения с людьми и взаимодействия с окружающим миром, самопознания и развития своих способностей.
Чтобы повысить свой иммунитет к иррациональным мыслям, мы рекомендуем вам вести здоровый образ жизни, больше отдыхать, правильно спать, развивать мозг и культивировать в себе хорошее настроение и позитивный настрой. И, конечно, читайте соответствующую литературу: Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро», Кейт Станович «Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей», Дайана Халперн «Психология критического мышления», Роберт Бертон «Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» и другие книги.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
В заключительном уроке нашего курса мы коснемся еще одного важного вопроса, касающегося критического мышления – работы с информацией. Именно с ней нам приходится сталкиваться каждый день, и от ее достоверности зависят наши выводы и суждения, эффективность принимаемых решений и грамотность действий.
Кирилл Ногалес← 4 Препятствия6 Работа с информацией →
1.5. Иррациональная психология
Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными, и вообще рациональными методами.
Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. Наука и религия – два принципиально разных пути познания внутреннего душевного мира человека. Религиозное познание души основано на вере и сопереживании. Термином “религиозная психология” может быть обозначен круг психологических знаний, накопленных за многовековую историю в разных верованиях, религиях и философско-религиозных учениях: язычество, буддизм, христианство, ислам. В силу сложности и неоднозначности психического мира, многие явления не находят рационального объяснения в научной психологии, поэтому в них остается только верить. Более того, религиозно-психологические знания не нуждаются в объяснении, иррациональность, необъяснимость – их характерная черта.
К иррациональной психологии относятся эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей. “Эзотерическое знание” буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных.
К эзотерическому познанию относятся астрология, йога, нумерология, хиромантия, а также мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера.
Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.
Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Принципы логичности и эмпиричности, на которые опирается научная психология, здесь не используются. Для людей, непосвященных в тайное знание, главный критерий истинности этих психологических знаний — вера и опыт переживания соответствующих состояний знания.
Особенностью этих знаний является их целостность, взаимосвязанность. Они всегда предполагают опору на особое иррациональное мировоззрение. Без принятия этого целостного мировоззрения как жизненной позиции, как утверждается, невозможно понять способы их получения. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и доступными для конкретизации на многие частные случаи жизни. Наглядный пример тому – предсказания Нострадамуса, прогнозы астрологов, цыганские гадания. Именно по этой причине они часто сбываются.
Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность. Они, как правило, содержат советы и рекомендации по определенным жизненным ситуациям (встречи, разлуки, дальняя дорога, казенный дом и т.п.). И потому несмотря ни на что интерес к ним велик, поскольку устроены так люди, что желают знать свое будущее и получить совет более компетентного специалиста. От специалистов по эзотерической психологии люди чаще всего ждут чуда и готовы в него поверить.
К иррациональному типу психологических знаний может быть причислена и трансперсональная психология Станислава Грофа. Предметом ее изучения являются “мистические переживания”, “космическое сознание”, т. е. особые форму духовного опыта. В центре внимания трансперсональной психологии (т.е. “психологии за пределами личности”) – так называемые измененные состояния сознания. Согласно идеям представителей этого направления в психологии проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания ведет к выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.
Фантастичность представлений, описываемых Грофом, делает их очень привлекательными, но достоверность этих знаний не имеет рациональных объяснений и может быть принята только на веру. Опыт ощущений и переживаний измененных состояний сознания предлагается в качестве критерия истины. В этом трансперсональная психология очень похожа на религиозное сознание.
К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения. Отсутствие убедительных эмпирических фактов, которые могли бы быть основанием для объяснения и доказательства достоверности этих знаний, не позволяют относиться к ним с доверием. Трудно выяснить, что имеет большее значение в парапсихологических опытах: особые экстрасенсорные способности или просто “ловкость рук”. Многие парапсихологические факты не удовлетворяют научным критериям проверки.
Поэтому на протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами как заслуживающая внимания, и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по Леонтьев, 1995, с. 170-172).
Научная проверка достоверности эзотерических психологических знаний также могла бы существенно дополнить наши знания о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (В.Н. Дружинин, 1995). Идеи, содержащиеся в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается порой в качестве важного направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127).
Однако представители эзотерической психологии не склонны к экспериментальной или любой другой опытной проверке своих знаний. Они предлагают просто верить тому, что они очень убеждающе и, порой очень убедительно рассказывают. И убедительность речи, образов, используемые такими учителями, черпает учеников на психологические курсы другого рода. На них Учитель учит тайным знаниям, которыми он владеет, в то время как при изучении научной и практической психологии учащиеся учатся знаниям под руководством преподавателя (учителя).
Вывод: особенности знаний иррациональной психологии
Невозможность использования научных методов |
Опора на тайное знание |
Отсутствие рационального объяснения |
Недоступность для логического обоснования |
Вера и опыт переживания как критерий истинности |
Целостность |
Неопределенность выводов |
Практичность |
Причины, почему мы делаем иррациональные вещи
Иррациональные мысли проникают в наш мозг и влияют на наши действия чаще, чем нам хотелось бы признать. От сладкого пончика, о котором вы сожалели, прежде чем откусить первый кусочек, до обиды на других за то, что они совершают те же ошибки, что и вы — иррациональность проявляется во многих формах и, кажется, имеет множество недостатков.
Тем не менее, исследователи отмечают, что такое поведение также дает отдых нашему перегруженному мозгу и даже может стимулировать новые инновации.
Выживание и безопасность
«Люди нелогичны, мы — рассказчики, больше всего заинтересованные в эмоциональном комфорте и безопасности», — говорит Говард Рэнкин, автор книги «Я думаю, поэтому я ошибаюсь: руководство по предвзятости, политкорректности, фейковым новостям и Будущее человечества. «Мы можем убедить себя и оправдать что угодно».
Отчасти это связано с тем, что наш мозг не претерпевал значительных изменений в течение миллионов лет, говорит Рэнкин, доктор клинической психологии.
«В основном мы все еще неандертальцы», — отмечает он. «Сосредоточены на выживании и безопасности и жизни в настоящем. Наш мозг не адаптировался к гораздо более сложному миру».
Кроме того, человеческий мозг потребляет 20 или более процентов нашей энергии, говорит Рэнкин, а критическое мышление может истощать его больше. «В результате этого мы полагаемся на упрощенные пути, — говорит Рэнкин.
Ярлыки могут привести к принятию вероятностей как фактов, склонности к предвзятости подтверждения и убеждению себя в том, что мы способны по-настоящему выполнять несколько задач одновременно. Рэнкин говорит, что мы не можем работать в режиме многозадачности, мы просто переключаемся между задачами и думаем, что так и есть.
Силы времени и определенности контролируют «сиюминутные» решения, такие как побуждение съесть пирожное на завтрак вместо обычной утренней овсянки, говорит Оксана Хагерти, психолог в области образования и развития, работающая директором Центра студенческого успеха в Колледж Бикон в Лисбурге, Флорида.
«Что-то непосредственное и определенное воспринимается как более ценное, чем отдаленное и неопределенное», — говорит Хагерти. Мгновенное удовольствие от поедания торта имеет приоритет над возможными последствиями для здоровья в будущем.
Хагерти обращается к пословице о «синица в руке против двух в кустах», чтобы проиллюстрировать эту концепцию дальше.
«Хотя «синица в руке» действительно лучше, чем «двое в кустах», что, если бы в уравнении было четыре зайца в небе?» — спрашивает Хагерти. Она предполагает, что рациональным ответом будет выбор четырех зайцев, в то время как мозг, ищущий комфорта, предпочитает придерживаться того, что у него есть.
«Этот [рациональный] вывод должен исходить от рационального мозга, который, как известно, медленно срабатывает», — говорит Хагерти.
Топливо для инноваций
Хотя иррациональность иногда может сбить нас с толку, она также может стимулировать творчество и инновации, говорит Парин Сехат, зарегистрированный клинический консультант из Ванкувера, Канада.
«Если бы мы без причины не потерли два кремня друг о друга, мы бы не обнаружили огонь», — отмечает Сехат. Людям естественно становится скучно и они разочаровываются в рутине, даже если она приносит им пользу.
«Наше иррациональное поведение связано с нашим желанием делать что-то другое, […] это можно считать неотъемлемой частью нашего выживания и прогресса», — говорит Сехат.
И, может быть, однажды люди тоже смогут жить более разумно.
«В готовящейся к выходу книге я предполагаю, что могут существовать виды, обладающие гораздо большими возможностями мозга, гораздо большей энергией [и] гораздо большей способностью смотреть на вещи одновременно, чем мы», — говорит Рэнкин. «Мы думаем, что мы самые умные животные, которых мы знаем. Мы думаем: вот и все. Но это все еще очень ограничено».
Границы | Здравый ум, иррациональное поведение?
Джонатан Сент-Б.Т. Эванс в своей увлекательной статье «Рациональность и иллюзия выбора» (Evans, 2014) утверждает, что ошибочные ответы на вопросы, поставленные в рамках исследования рассуждений и принятия решений (RDM), не следует рассматривать как иррациональным , точно так же, как ошибки в других областях познания не рассматриваются как иррациональные. Он приписывает неправильное использование термина отчасти использованию нормативных моделей, заимствованных из экономики или математики, но даже в большей степени допущению RDM о сознательной, контролируемой рациональности. Наше намерение состоит в том, чтобы ответить на основные принципы аргумента Эванса и вместо этого предположить, что правильно приписывать ошибки RDM иррациональности.
Эванс (2014 г.); Эванс (параграф 12) пишет: «Как мы можем одновременно предполагать рациональность и затем из ошибок делать вывод о иррациональности? Исследователи ни в одной другой области когнитивной психологии не делают этого, вместо этого делая выводы о когнитивных ограничениях из ошибок». Таким образом, неточность восприятия описывается на языке иллюзии восприятия; неоптимальная производительность памяти — забывание или искажение. Однако в экспериментальных задачах, общих для RDM, термин «рациональный» относится конкретно к нормативным предписаниям для оптимальной работы. Работа, которая систематически нарушает эти предписания, даже если результаты постоянно не соответствуют стандартам или даже отрицательны, помечается как «иррациональная». См., например, Ариели (2008).
Далее, Эванс (2014, абзац 5) говорит: «В большей части когнитивной психологии практически не ведется дискуссий о том, что считать ошибкой. Сигнал присутствует или нет и, следовательно, обнаруживается или нет по мнению участников…» Язык Эванса безошибочно заимствован из теории обнаружения сигналов (SDT) (Tanner and Swets, 1954), и поучительно исследовать SDT дальше. В SDT ошибки — это не случайные ошибки или невнимательность. Вместо этого они являются систематическим результатом стратегии решения проблем (основанной на формальной нормативной модели), которая не может обеспечить безошибочную работу. Хотя это не оптимизировано, как в SDT, многие ошибки в RDM происходят из-за того, что люди, которые обращают внимание, мотивированы, образованы и не скомпрометированы каким-либо иным образом когнитивно, систематически нарушают нормативные предписания для поведения (например, эффект кадрирования или игнорирование базовой скорости). Используя стандартные словарные определения, слово «иррациональный» подходит ко многим типам ошибок в области RDM, но, возможно, не в других когнитивных областях. Забывчивость, например, не является недостатком рассуждений, логики или здравого суждения; но опять же, формальных, нормативных правил запоминания не существует. Однако большая часть исследований в области RDM наблюдает за поведением, когда оптимальные нормативные предписания доступны, но участники либо игнорируют их, либо злоупотребляют ими.
В дополнение к своему тезису Эванс ссылается на свою теорию старого/нового разума, теоретические движущие силы которой (инструментальное обучение, гипотетическое мышление и их конфликты) сами по себе не характеризуются как рациональные или иррациональные. Подразумевается, что эта и подобные теории (Stanovich, 2011) устраняют необходимость использования термина «иррациональность». Но нет необходимости в том, чтобы движущие силы теории напоминали предсказанные ошибки выполнения, так же как теория памяти не обязательно должна иметь в качестве теоретического движущего фактора механизм, который забывает. Кроме того, это новый компонент разума гипотетического мышления, уникально человеческий, с точки зрения Эвана, к которому применяются нормативные принципы рассуждения и логики, тем самым смягчая опасения Эвана о том, что только люди-животные характеризуются использованием различия между рациональным и иррациональным.
Не все ошибки в домене RDM должным образом помечены как иррациональные. Часто они возникают в результате ограничений когнитивных способностей, таких как ограниченная рабочая память, концентрация внимания и конкуренция между стимулом и реакцией. Ограничения возможностей, вероятно, ответственны за срыв аспектов силлогистических рассуждений, например, и иногда приводят к использованию эвристик, которые могут работать, по крайней мере, удовлетворительно, например, когда люди предполагают, что в знакомых городах много населения (Goldstein and Gigerenzer, 2002). Тем не менее, даже когда оптимальные стратегии доступны и не являются когнитивно обременительными, люди придерживаются субоптимальных стратегий, которые постоянно приводят к систематическим ошибкам, как это наблюдается, например, в эффекте фрейма и заблуждении азартной игры.
Хотя это и не совсем ясно, центральный тезис Эванса состоит в том, что характеристика неоптимальной работы RDM как «иррациональной» является специфически уничижительной , в отличие от таких характеристик в других когнитивных областях. Что касается ошибок в других когнитивных задачах, он пишет (Evans, 2014, параграф 3): « человек ни в коем случае не считается ответственным и не осуждается как иррациональный». Называть людей забывчивыми не оскорбительно, но навешивать на них ярлык иррациональных кажется недобрым. Эванс утверждает, что источником уничижительного ярлыка «иррациональный» является широко распространенное, но ошибочное убеждение, что сознательное «я» отвечает за наши действия, и что вера в такого рода «свободную волю» (наша резюмирующая фраза для описания Эвана) вызывается в области RDM, особенно в принятии решений, но не в таких областях, как память или восприятие. Что неудобно для его утверждения, мы не находим доказательств того, что исследователи в RDM используют или подразумевают такую свободную волю в своих теоретических объяснениях. Более того, стратегическая основа мышления, называемая иррациональной, обычно понимается как находящаяся за пределами сознательного понимания.
Если слово «иррациональный» является уничижительным, то исследователи РДМ должны найти для него другое название, как в случае с людьми с когнитивным дефицитом, которых теперь называют «когнитивно отсталыми», но которых раньше называли «слабоумными». К несчастью для уничижительного аргумента, неясно, является ли ярлык «иррациональный» таким же оскорбительным, учитывая его использование в контексте характеристики систематических показателей , которые могут быть достаточными, но не оптимальными, и явно не делят людей на категории, в которых некоторые из них рациональны, а другие иррациональны. В области RDM иррациональна стратегия, а не человек, но винить стратегию не в том, чтобы «осудить» человека.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ссылки
Ариели, Д. (2008). Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, формирующие наши решения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper-Collins.
Эванс, JSBT (2014). Рациональность и иллюзия выбора. Перед. Психол . 5:104. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00104
Полный текст CrossRef
Goldstein, D.