3.3. Взаимовлияние личности и социальной роли
Хотя в целом поведение каждой личности складывается из отдельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая роль, как таковая, существует отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность обычно привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения той или иной социальной роли. Ее интересы, установки, убеждения могут проявляться при этом явно или неявно. Порой индивид даже стремится подчеркнуть свою независимость от роли, демонстрируя так называемую ролевую дистанцию. Например, официант может своим поведением показывать посетителям ресторана, что он не только официант, а личность, вынужденно занимающаяся данной работой.
Проблема соотношения психических свойств личности и ее ролевого поведения сложна и мало изучена. Мы можем порой наблюдать непохожие образцы поведения различных людей, выступающих в одинаковой роли.
Однако не только личность со своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее Я-концепцию. Возьмем, например, человека, занимающего большой государственный пост, окруженного помощниками, секретарями, охраной и постоянно находящегося в центре внимания, где бы он ни оказался. Постепенно этот человек настолько привыкает к своему положению, знакам уважения со стороны других людей, что это отражается и на его самовосприятии, неадекватно завышает самооценку.
Вспомните героя повести М. Твена «Принц и нищий» мальчика Тома из бедной семьи, волею случая оказавшегося в роли английского принца. Писатель хорошо показывает, как бывший нищий постепенно привыкал к своему новому положению, и «королевское звание все больше нравилось ему». Том увеличил число слуг при дворе, заказал себе новые наряды и стал содрогаться при мысли о встрече с кем-либо из своих родных, пребывающих в нищете, потому что они могли узнать его.
Есть
основания полагать, что продолжительное
выполнение индивидом какой-либо роли
способствует более яркому проявлению
одних свойств личности и маскировке
других. Это особенно хорошо заметно на
примере профессиональных ролей. Имеется
ряд отечественных исследований,
показывающих, как свойства личности,
сформировавшиеся в процессе выполнения
ею профессиональной роли, становятся
чертами характера и начинают проявляться
во всех других сферах жизнедеятельности
данной личности. Так,
Важным показателем освоения той или иной профессионально-функциональной роли является степень адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи. Как показали исследования Е. А. Климова, в ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять с определенным успехом свою профессионально-функциональную роль (Климов, 1969).
Порой высокая степень интернализации профессиональной роли и ее продолжительное выполнение могут приводить к так называемой «профессиональной деформации» личности. Имеются в виду такие случаи, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям. Например, бухгалтер, который систематически составляет, учитывая буквально каждую копейку, бюджет своей семьи. Порой у следователя в такой степени развиваются недоверие к людям и подозрительность, что многие окружающие начинают казаться ему потенциальными преступниками.
Можно сказать, что в подобных случаях минимизируется ролевая дистанция между личностью и ее профессиональной ролью. Последняя в известном смысле «завладевает» личностью, определяя ее поведение и в других социальных ролях. Об этом свидетельствует, например, эксперимент М. Л. Гомелаури, в котором испытуемыми выступали прокуроры и адвокаты, т. е. лица, выполняющие в известном смысле противоположные профессиональные роли. Задача, поставленная перед ними, состояла в том, чтобы оценить различные поступки (правонарушения) сначала с позиции роли, присущей самому испытуемому, а затем с противоположной. Обнаружилось, что некоторые испытуемые не принимали заданий, заключающихся в оценке поступков с чуждых им позиций. Как видим, здесь сложившиеся профессиональные установки становились барьером для принятия новой роли даже в воображаемой ситуации (Гомелаури, 1976).
Деформирующее влияние профессиональной роли на личность порой наблюдается у педагогов. Так, И. С. Кон отмечает, что выработанная в школе дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко проявляется и в сфере их личных отношений. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их более понятными в процессе обучения детей, может порождать прямолинейность, негибкость мышления учителей (Кон, 1967).
Проблема «профессиональной деформации» почти не изучена, хотя представляет значительный интерес и в теоретическом, и в прикладном плане. Исследования этого феномена должны проводиться на стыке социальной и дифференциальной психологии и психологии труда, поскольку закономерно возникает вопрос о соотношении индивидуальных различий работников с их подверженностью «деформирующим» воздействиям профессиональной роли.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тестовые задания к текущему параграфу
выводы
Являясь членом тех или иных социальных групп, человек в каждом из этих случаев обладает тем или иным статусом (позицией) местом в конкретной системе социальных взаимосвязей. Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». В соответствии со своим статусом индивид вступает в различные взаимоотношения с другими людьми, выполняя те или иные социальные роли. Под социальной ролью понимается нормативная система действий, ожидаемых от индивида, в соответствии с его социальным статусом.
Выделяют социальные роли приписанные (например, гендерные) и достигнутые (директор, профессор), роли специфические (обусловленные рядом занятий кассир, официант, милиционер) и диффузные (мать, отец, друг, влюбленный).
Для успешного выполнения той или иной социальной роли необходимо: 1) информирование о требованиях к поведению в данной роли, 2) интернализация этой роли (согласие с ее требованиями), 3) соответствие особенностей Я индивида и требований социальной роли, 4) определенная мотивация.
Иногда личность при выполнении той или иной роли оказывается в конфликтной ситуации. Выделяется несколько типов ролевых конфликтов. Личностно-ролевой конфликт происходит, когда субъективное Я не соответствует требованиям социальной роли. Интерролевой конфликт происходит тогда, когда предписания различных социальных ролей, выполняемых личностью, препятствуют их успешной реализации.
Личность со всеми своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли. И наоборот, продолжительное выполнение индивидом какой-либо социальной роли (включая и профессиональную) влияет на проявление и формирование соответствующих свойств личности.
Взаимовлияние личности и социальной роли
Хотя в целом поведение каждой личности складывается из отдельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая роль, как таковая, существует отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность обычно привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения той или иной социальной роли.
Ее интересы, установки, убеждения могут проявляться при этом явно или неявно. Порой индивид даже стремится подчеркнуть свою независимость от роли, демонстрируя так называемую ролевую дистанцию. Например, официант может своим поведением показывать посетителям ресторана, что он не только официант, а личность, вынужденно занимающаяся данной работой.
Проблема соотношения психических свойств личности и ее ролевого поведения сложна и мало изучена. Мы можем порой наблюдать непохожие образцы поведения различных людей, выступающих в одинаковой роли.
При этом все эти люди могут достаточно успешно справляться с данной ролью. Иногда у человека доминируют одни и те же свойства при выполнении различных социальных ролей. В других случаях человек при выполнении какой-либо одной роли будет внешне полной противоположностью себе самому в другой роли. Так, человек серьезный и сдержанный на работе, среди своих сослуживцев, может оказаться балагуром и весельчаком в компании близких друзей.
Однако не только личность со своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее Я-концепцию. Возьмем, например, человека, занимающего большой государственный пост, окруженного помощниками, секретарями, охраной и постоянно находящегося в центре внимания, где бы он ни оказался.
Постепенно этот человек настолько привыкает к своему положению, знакам уважения со стороны других людей, что это отражается и на его самовосприятии, неадекватно завышает самооценку.
Вспомните героя повести М. Твена “Принц и нищий” мальчика Тома из бедной семьи, волею случая оказавшегося в роли английского принца.
Писатель хорошо показывает, как бывший нищий постепенно привыкал к своему новому положению, и “королевское звание все больше нравилось ему”. Том увеличил число слуг при дворе, заказал себе новые наряды и стал содрогаться при мысли о встрече с кем-либо из своих родных, пребывающих в нищете, потому что они могли узнать его.
Есть основания полагать, что продолжительное выполнение индивидом какой-либо роли способствует более яркому проявлению одних свойств личности и маскировке других. Это особенно хорошо заметно на примере профессиональных ролей.
Имеется ряд отечественных исследований, показывающих, как свойства личности, сформировавшиеся в процессе выполнения ею профессиональной роли становятся чертами характера и начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности данной личности.
Так, К.К. Платонов и К.М. Гуревич употребляют в своих работах такие понятия, как “профессиональный характер” и “профессиональный тип личности”, подчеркивая тем самым огромное формирующее влияние профессиональной роли на личность.
Важным показателем освоения той или иной профессионально-функциональной роли является степень адаптированности личности к социально-производственным условиям труда.
Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи. Как показали исследования Е.А. Климова, в ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволявшей выполнять с определенным успехом свою профессионально-функциональную роль.
Порой высокая степень интернализации профессиональной роли и ее продолжительное выполнение могут приводить к так называемой “профессиональной деформации” личности. Имеются в виду такие случаи, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям.
Например, бухгалтер, который систематически составляет, учитывая буквально каждую копейку, бюджет своей семьи. Порой у следователя в такой степени развиваются недоверие к людям и подозрительность, что многие окружающие начинают казаться ему потенциальными преступниками.
Можно сказать, что в подобных случаях минимизируется ролевая дистанция между личностью и ее профессиональной ролью. Последняя в известном смысле “завладевает” личностью, определяя ее поведение и в других социальных ролях.
Об этом свидетельствует, например, эксперимент М. Л. Гомелаури, в котором испытуемыми выступали прокуроры и адвокаты, т.е. лица, выполняющие в известном смысле противоположные профессиональные роли. Задача, поставленная перед ними, состояла в том, чтобы оценить различные поступки (правонарушения) сначала с позиции роли, присущей самому испытуемому, а затем — с противоположной. Обнаружилось, что некоторые испытуемые не принимали заданий, заключающихся в оценке поступков с чуждых им позиций. Как видим, здесь сложившиеся профессиональные установки становились барьером для принятия новой роли даже в воображаемой ситуации.
Деформирующее влияние профессиональной роли на личность порой наблюдается у педагогов. Так, И.С. Кон отмечает, что выработанная в школе дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко проявляется и в сфере их личных отношений. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их более понятными в процессе обучения детей, может порождать прямолинейность, негибкость мышления учителей.
Проблема “профессиональной деформации” почти не изучена, хотя представляет значительный интерес и в теоретическом, и в прикладном плане. Исследования этого феномена должны проводиться на стыке социальной и дифференциальной психологии и психологии труда, поскольку закономерно возникает вопрос о соотношении индивидуальных различий работников с их подверженностью “деформирующим” воздействиям профессиональной роли.
Взаимное влияние в поведении поиска и предоставления поддержки во время утешительных бесед: анализ на уровне очереди | Исследования человеческого общения
Фильтр поиска панели навигации Human Communication ResearchЭтот выпускICA JournalsInterpersonal and Intergroup CommunicationsOrganizational and Institutional CommunicationBooksJournalsOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Human Communication ResearchЭтот выпускICA JournalsInterpersonal and Intergroup CommunicationsOrganizational and Institutional CommunicationBooksJournalsOxford Academic Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Журнальная статья
Получить доступ Стивен Рейнс,Стивен Рейнс
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Джозеф Бонито,Джозеф Бонито
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Бетани Р.Бетани Р Лутовски
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Катерина Немцова,Катерина Немцова
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Эрик Цетси,Эрик Цетси
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Анджали Аштапутре,Анджали Аштапутре
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Кори А. Павлич,Кори Павлич
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Челси ЭйкерсЧелси Акерс
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Human Communication Research , том 49, выпуск 1, январь 2023 г. , страницы 1–12, https://doi.org/10.1093/hcr/hqac022
Опубликовано:
25 августа 2022 г.
9 0004 История статьиПолучено:
16 февраля 2022 г.
Получена редакция:
26 июля 2022 г.
Принято:
01 августа 2022 г.
Опубликовать ред:
25 августа 2022
Фильтр поиска панели навигации Human Communication ResearchЭтот выпускICA JournalsInterpersonal and Intergroup CommunicationsOrganizational and Institutional CommunicationBooksJournalsOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Human Communication ResearchЭтот выпускICA JournalsInterpersonal and Intergroup CommunicationsOrganizational and Institutional CommunicationBooksJournalsOxford Academic Введите поисковый запрос
Advanced Search
Мы проводим пошаговый анализ, чтобы исследовать взаимное влияние в характере развертывания разговоров между 334 незнакомыми парами, обсуждающими личную проблему. Мы изучаем, как типы сообщений, создаваемых лицами, обращающимися за поддержкой, влияют на немедленный ответ поставщиков услуг и как этот ответ поставщиков влияет на следующее сообщение, отправленное лицами, обращающимися за поддержкой. Поведение поиска и реабилитирующие оправдания были связаны с более высокими уровнями личностно-ориентированности в ответах поставщика, а поведение избегания было связано с более низким уровнем личностно-ориентированности поставщика. Более высокие уровни личностно-ориентированности поставщика были связаны с большей вероятностью поведения подхода, оправдывающих оправданий и инкриминирующих оправданий, а также с меньшей вероятностью поведения избегания со стороны ищущих. Результаты в совокупности свидетельствуют о добродетельных и порочных циклах в сообщениях, создаваемых искателями и поставщиками во время поддерживающих разговоров.© Автор(ы), 2022 г. Опубликовано Oxford University Press от имени Международной коммуникационной ассоциации. Все права защищены. Для получения разрешений обращайтесь по электронной почте: [email protected]
Раздел выпуска:
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯВ настоящее время у вас нет доступа к этой статье.
Скачать все слайды
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Вход с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Вход через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Стоимость подписки и заказ этого журнала
Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic
Кратковременный доступ
Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.
У вас еще нет личного кабинета? регистр
Взаимное влияние при поиске и оказании поддержки во время утешительных бесед: анализ на уровне очереди — круглосуточный доступЕВРО €36,00
32 фунта стерлингов
39 долларов США.
Реклама
Цитаты
Альтметрика
Дополнительная информация о метрикахОповещения по электронной почте
Оповещение об активности статьи
Предварительные уведомления о статьях
Оповещение о новой проблеме
Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic
Ссылки на статьи по телефону
Последний
Самые читаемые
Самые цитируемые
Тролли без границ: сравнительный анализ онлайн-пропагандистских кампаний шести зарубежных стран
Сообщение об усталости вне контекста сообщения о здоровье: повторение и дальнейшее расширение So et al. (2017)
Предыстория и последствия распространения фейковых новостей: двухпанельное исследование о том, как использование новостей и различные индикаторы распространения фейковых новостей влияют на доверие к СМИ
Убеждения как каузальные посредники при разработке коммуникативных вмешательств: изучение семантического и аффективного прайминга в параллельных схемах поощрения
(Неправильное) использование сообщества: критический анализ коммуникаций общественного здравоохранения в связи с COVID-19вакцинация в США
Реклама
Взаимное влияние поддержки семьи и адаптации молодежи
Алессандри С. М. и Возняк Р. Х. (1989) Восприятие семейного окружения и внутрисемейное согласие во мнениях относительно подростка. Журнал ранней юности , 9 , 67–81.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Эндрюс, Дж. А., Хопс, Х., Ари, Д., Лихтенштейн, Э., и Тилдесли, Э. (1991) Построение, проверка и использование шкалы Гутмана употребления психоактивных веществ подростками: исследование семьи отношения. Journal of Drug Issues , 21 , 557–572.
Google Scholar
Асарноу, Дж. Р., и Карлсон, Г. А. (1988) Попытки самоубийства в детских психиатрических стационарах до подросткового возраста. Самоубийство и опасное для жизни поведение , 18 , 129–136.
ПабМед Google Scholar
Асарноу, Дж. Р., Карлсон, Г. А., и Гатри, Д. (1987) Стратегии выживания, самовосприятия, безнадежность и воспринимаемое семейное окружение у депрессивных и суицидальных детей. Журнал консультирования и клинической психологии , 55 , 361–366.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Баер, П. Э., Гармези, Л. Б., Маклафлин, Р. Дж., Покорный, А. Д., и Верник, М. Дж. (1987) Стресс, преодоление, семейный конфликт и употребление алкоголя подростками. Журнал поведенческой медицины , 10 , 449–466.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Баррера, М., и Гаррисон-Джонс, К. (1992) Семья и социальная поддержка сверстников как специфические корреляты подростковых депрессивных симптомов. Журнал аномальной детской психологии , 20 , 1–16.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Биллингс А. и Моос Р. Х. (1983) Сравнение детей депрессивных и недепрессивных родителей: социально-экологическая перспектива. Журнал аномальной детской психологии , 11 , 463–485.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Биллингс А. и Моос Р. (1986) Дети родителей с униполярной депрессией: контролируемое годичное наблюдение. Журнал аномальной детской психологии , 14 , 149–166.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Бристоль, М. (1984). Семейные ресурсы и успешная адаптация к аутичным детям. В E. Schopler & G. Mesibov (Eds.), Влияние аутизма на семью (стр. 289–310). Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бристоль, М. (1987) Матери детей с аутизмом или коммуникативными расстройствами: Успешная адаптация и двойная модель ABCX. Журнал аутизма и нарушений развития , 17 , 469–486.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Кэмпбелл Н. Б., Миллинг Л., Лафлин А. и Буш Э. (1993) Психосоциальный климат семей с суицидальными детьми предподросткового возраста. Американский журнал ортопсихиатрии , 63 , 142–145.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Кейси Дж. , Гриффин М. и Гугинс Б. (1993) Роль работы для жен алкоголиков. Американский журнал о злоупотреблении наркотиками и алкоголем , 19 , 119–131.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Clair, D.J., & Genest, M. (1987) Переменные, связанные с приспособлением потомства отцов-алкоголиков. Journal of Studies on Alcohol , 48 , 345–355.
ПабМед Google Scholar
Клэр, Д. Дж., и Дженест, М. (1992) Скрининговый тест детей алкоголиков: надежность и отношение к семейному окружению, приспособление и связанные с алкоголем стрессоры подросткового потомства алкоголиков. Журнал клинической психологии , 48 , 414–420.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Конрад, М., и Хаммен, К. (1989) Роль материнской депрессии в восприятии детской дезадаптации. Журнал консалтинговой и клинической психологии , 57 , 663–667.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Корс С. Дж., Шмид К. и Трикетт П. К. (1990) Характеристики социальных сетей матерей в жестоких и нежестоких семьях и их отношение к родительским убеждениям. Журнал общественной психологии , 18 , 44–59.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Daniels, D., & Moos, R.H. (1988) Влияние экзосистемы на функционирование семьи и ребенка. Журнал социального поведения и личности , 3 , 113–133.
Google Scholar
Диннинг В.Д. и Берк Л.А. (1989) Отборочный тест детей алкоголиков: отношение к полу, семейное окружение и социальная адаптация подростков. Журнал клинической психологии , 45 , 335–339.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Диксон, Массачусетс (1986) Семьи подростков-клиентов и неклиентов: их окружение и поведение в поисках помощи. Достижения в области сестринского дела , 8 , 75–88.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Дауни Г. и Койн Дж. К. (1990) Дети депрессивных родителей: комплексный обзор. Психологический бюллетень , 108 , 50–76.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Эбата, А. Т., и Моос, Р. Х. (1991) Совладание и приспособление у проблемных и здоровых подростков. Журнал прикладной психологии развития , 12 , 33–54.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фельдман, С.С., Вентцель, К.Р., Вайнбергер, Д.А., и Мансон, Дж.А. (1990) Удовлетворенность браком родителей мальчиков предподросткового возраста и его связь с семьей и детским функционированием. Журнал семейной психологии , 4 , 213–234.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Fiese, BH, & Kline, CA (1993) Разработка анкеты по семейным ритуалам: первоначальные исследования надежности и проверки. Журнал семейной психологии , 6 , 290–299.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Файф, Б., Нортон, Дж., и Грум, Г. (1987) Адаптация семьи к детской лейкемии. Социальные науки и медицина , 24 , 159–168.
перекрестная ссылка пабмед Google Scholar
Филстед В., Макэлфреш О. и Андерсон К. (1981) Сравнение семейного окружения алкоголиков и «нормальных» семей. Journal of Alcohol and Drug Education , 26 , 24–31.
Google Scholar
Фокс, Р., Ротори, А., Маклин, Ф., Грин, Х., и Фокс, Т. (1983) Восприятие социально неприспособленными подростками своих семей. Психологические отчеты , 52 , 831–834.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Фридман, А. С., Томко, Л. А., и Утада, А. (1991) Характеристики клиента и семьи, которые предсказывают лучшие результаты семейной терапии для подростков, злоупотребляющих наркотиками. Family Dynamics of Addiction Ежеквартально , 1 , 77–93.
Google Scholar
Фридман А. С. и Утада А. (1992) Семейное окружение подростков, злоупотребляющих наркотиками. Family Dynamics of Addiction Ежеквартально , 2 , 32–45.
Google Scholar
Фридман, С. (1990) Оценка семейного окружения агорафобов. Журнал тревожных расстройств , 4 , 335–340.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фридрих, В. Н., Коэн, Д. С., и Уилтернер, Л. С. (1987) Семейные отношения и качество брака при наличии умственно отсталого ребенка. Психологические отчеты , 61 , 911–919.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Фридрих В. Н., Римс Р. и Джейкобс Дж. Х. (1982) Депрессия и суицидальные мысли в раннем подростковом возрасте. Журнал молодежи и подростков , 11 , 403–407.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Грич, Дж. Х., Сейд, М., и Финчем, Ф. (1992) Оценка супружеского конфликта с точки зрения ребенка: Шкала детского восприятия межродительского конфликта. Развитие ребенка , 63 , 558–572.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Халверсон, К.Ф., и Вамплер, К.С. (1993). Взаимное влияние экстернализирующего поведения ребенка и функционирования семьи: влияние мягкого врожденного фактора риска. В R. E. Cole & D. Reiss (Eds.), Как семьи справляются с хроническими заболеваниями ? (стр. 71–93), Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Google Scholar (19)90) Приверженность детей и подростков с инсулинозависимым сахарным диабетом в течение четырех лет продольного наблюдения: непосредственные и долгосрочные связи с семейной средой. Журнал детской психологии , 15 , 527–542.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Хед, С. Б., Бейкер, Дж. Д., и Уильямсон, Д. А. (1991) Характеристики семейного окружения и зависимое расстройство личности. Журнал расстройств личности , 5 , 256–263.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хетерингтон, Э. М. (1991). Роль индивидуальных различий и семейных отношений в переживании детьми развода и повторного брака. В PA Cowan & M. Hetherington (Eds.), Семейные переходы (стр. 165–194). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Google Scholar
Hibbs, E.D., Hamburger, S.D., Kruesi, MJP, & Lenane, M. (1993) Факторы, влияющие на выраженные эмоции у родителей больных и нормальных детей. Американский журнал ортопсихиатрии , 63 , 103–112.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Джейкоб Т. и Леонард К. (1994). Влияние семьи и сверстников на развитие алкогольной зависимости у подростков. В Р. Цукер, Г. Бойд и Дж. Ховард (ред.), Развитие проблем с алкоголем: исследование биопсихосоциальной матрицы риска . Вашингтон, округ Колумбия: NIAAA.
Google Scholar
Джармас, А. Л., и Казак, А. Е. (1992) Взрослые дети подросткового возраста отцов-алкоголиков: депрессивные переживания, стили выживания и семейные системы. Журнал консалтинговой и клинической психологии , 60 , 244–251.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Джейкокс, Л. Х. и Репетти, Р. Л. (1993) Конфликт в семье и психологическая адаптация детей предподросткового возраста. Журнал семейной психологии , 7 , 344–355.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Дженкинс, Дж. (1992). Отношения между братьями и сестрами в дисгармоничных домах: потенциальные трудности и защитные эффекты. В F. Boer & J. Dunn (Eds.), Отношения детей между братьями и сестрами: вопросы развития и клинические проблемы (стр. 125–138). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Google Scholar
Дженсен, Э. У., Джеймс, С. А., Бойс, У. Т., и Хартнетт, С. А. (1983) Перечень семейных рутин: разработка и проверка. Социальные науки и медицина , 17 , 201–211.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Райзер Л.Дж., Нанн В.Б., Миллсап П.А., Хестон Д.Д., Макдональд Д.К., Трапп К.А. и Прюитт Д.Б.88) Детский и подростковый дневной стационар: Профиль населения. Международный журнал частичной госпитализации , 5 , 287–305.
Google Scholar
Лейки Б. и Кэссиди П. Б. (1990) Когнитивные процессы в воспринимаемой социальной поддержке. Журнал личности и социальной психологии , 59 , 337–343.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Лейки Б. и Хеллер К. (1988) Социальная поддержка со стороны друга, воспринимаемая поддержка и решение социальных проблем. Американский журнал общественной психологии , 16 , 811–824.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
ЛеФлор, Л. (1988) Правонарушители и семья. Подростковый возраст , 23 , 629–642.
ПабМед Google Scholar
Лием Р. и Лием Дж. Х. (1988) Психологические последствия безработицы для рабочих и их семей. Журнал социальных вопросов , 44 , 87–105.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Маккоби, Э. Э., и Мартин, Дж. А. (1983). Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. В EM Hetherington (Ed.), Справочник по детской психологии , Vol. 4, Социализация: развитие личности и содай (стр. 1–102). Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Мартин, Б. (1987). Перспективы развития теории семьи и психопатологии. В T. Jacob (Ed.), Взаимодействие в семье и психопатология (стр. 163–202). Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
МакГи, Р., Сильва, П.А., и Уильямс, С. (1983) Восприятие родителями и учителями проблем поведения семилетних детей. Исключительный ребенок , 30 , 151–161.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
McGee, R., Silva, P.A., & Williams, S. (1984) Перинатальные неврологические, экологические и связанные с развитием характеристики семилетних детей со стабильными проблемами поведения. Журнал детской психологии и психиатрии , 25 , 573–586.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
McGee, R. , Williams, S., & Silva, P.A. (1984) Исходные характеристики агрессивных, гиперактивных и агрессивно-гиперактивных мальчиков. Журнал Американской академии детской психиатрии , 23 , 280–284.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
МакГи Р., Уильямс С. и Сильва П. А. (1985) Факторная структура и корреляты оценок невнимательности, гиперактивности и антиобщественного поведения в большой выборке девятилетних детей из общей популяции. Журнал консалтинговой и клинической психологии , 53 , 480–490.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Meneese, W.B., & Yutrzenka, B.A. (1990) Корреляты суицидальных мыслей среди сельских подростков. Самоубийство и опасное для жизни поведение , 20 , 206–212.
ПабМед Google Scholar
Минк, И. Т., и Нихира, К. (1987) Направление воздействия: Семейный образ жизни и поведение детей TMR. Американский журнал умственной отсталости , 92 , 57–64.
ПабМед Google Scholar
Моос Р. и Биллингс А. (1982) Дети алкоголиков в процессе выздоровления: семьи алкоголиков и контрольная группа. Аддиктивное поведение , 7 , 155–163.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Моос, Р. Х., и Моос, Б. С. (1994). Семейные экологические весы, руководство . Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.
Google Scholar
Моррис, П. В., Хоум, А. М., Джесселл, Дж. К., Пассмор, Дж. Л., Уокер, Дж. М., и Сайгер, Т. В. (1988) Поведенческие и когнитивные характеристики отцов агрессивных и хорошо воспитанных мальчиков. Журнал когнитивной психотерапии: международный ежеквартальный журнал , 2 , 251–265.
Google Scholar
Нихира, К., Мейерс, К.Э., и Минк, И.Т. (1983) Взаимная связь между домашней средой и развитием подростков с TMR. Американский журнал умственной отсталости , 88 , 139–149.
ПабМед Google Scholar
Нихира, К., Минк, И. Т., и Мейерс, К. Э. (1985) Домашняя среда и развитие медленно обучающихся подростков: взаимные отношения. Психология развития , 21 , 784–794.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Olson, DH (1991) Трехмерная (3-D) циркумплексная модель и пересмотренная оценка FACES III. Семейный процесс , 30 , 74–79.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Олсон, Д. Х., МакКаббин, Х. И., Барнс, Х., Ларсен, А., Муксен, М., и Уилсон, М. (1982). Описи семей: Описи, используемые в национальном обследовании семей на протяжении жизненного цикла семьи . Сент-Пол, Миннесота: Социальные науки о семье.
Google Scholar
Олсон, Д. Х., Спренкл, Д. Х., и Рассел, К. С. (1979) Циркумплексная модель брачных и семейных систем. I. Параметры сплоченности и приспособляемости, типы семьи и клиническое применение. Семейный процесс , 18 , 3–28.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Оксенфорд, К., и Новицки, С. (1982) Восприятие семейного климата студентов, решивших продолжить консультирование. Журнал Американского колледжа здоровья , 30 , 224–226.
ПабМед Google Scholar
Петерсен-Келли, А. (1985) Семейное окружение и алатины: примечание о потенциале злоупотребления алкоголем. Журнал общественной психологии , 13 , 75–76.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Сарасон, Б. Р., Ширин, Е.Н., Пирс, Г.Р., и Сарасон, И.Г. (1987) Взаимосвязь мер социальной поддержки: теоретические и практические последствия. Журнал личности и социальной психологии , 52 , 813–832.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Сарасон, И. Г., Сарасон, Б. Р., и Ширин, Е. Н. (1986) Социальная поддержка как переменная индивидуальных различий: ее стабильность, происхождение и аспекты отношений. Журнал личности и социальной психологии , 5 , 845–855.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Scalf-Mclver, L., & Thompson, K. (1989) Семейные корреляты булимических характеристик у студенток колледжа. Журнал клинической психологии , 45 , 467–472.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Шефер, М. Т., и Олсон, Д. Х. (1980) Оценка близости: инвентаризация PAIR. Журнал супружеской и семейной терапии , 7 , 47–60.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Шнивинд, К.А. (1987). Die Familienklimaskaien. В M. Cierpka (Ed.), Familiendiagnostik (стр. 320–342). Гейдельберг: Спрингер.
Google Scholar
Шнеевинд, К., Бекман, М., и Энгфер, А. (1983). Eltern und Kinder: Umwelteinflüsse auf das familiäre Verhalten . Штутгарт, Федеративная Республика Германия: Кольхаммер.
Google Scholar
Scoresby, A.L., & Christensen, B. (1976) Различия во взаимодействии и условиях окружающей среды в клинических и неклинических семьях: последствия для консультантов. Журнал консультирования по вопросам брака и семьи , 2 , 63–71.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Зильберайзен, Р. К., и Уолпер, С. (1988). Подход «человек-процесс-контекст». В M. Rutter (Ed.), Исследования психосоциального риска: сила лонгитюдных данных (стр. 96–113). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Смит, П.Д., Риверс, П.С., и Шталь, К.Дж. (1992) Семейная сплоченность и конфликты как предикторы моделей употребления алкоголя: Помимо демографии и ожиданий от алкоголя. Family Dynamics of Addiction Ежеквартально , 2 , 61–69.
Google Scholar
Стерн М. и Зевон М. А. (1990) Стресс, совладание и семейное окружение: реакция подростка на естественные стрессоры. Журнал исследований подростков , 5 , 290–305.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Стюарт, М. А., и Браун, С. А. (1993) Семейное функционирование после лечения подростков от наркомании. Journal of Substance Abuse , 5 , 327–339.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Тартер, Р. Э., Кабене, М., Эскалье, Э. А., Лэрд, С. Б., и Джейкоб, Т. (1990) Отклонение темперамента и риск алкоголизма. Алкоголизм: клинические и экспериментальные исследования , 14 , 380–382.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Томпсон К.Л., Варни Дж.В. и Хэнсон В. (1987) Комплексная оценка боли при ювенильном ревматоидном артрите: эмпирическая модель. Журнал детской психологии , 12 , 241–255.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Тимко С., Баумгартнер М., Моос Р. Х. и Миллер Дж. Дж. (1993) Родительские факторы риска и резистентности у детей с ювенильным ревматическим заболеванием: четырехлетнее прогностическое исследование. Журнал поведенческой медицины , 16 , 571–588.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Тимко С., Стовел К., Баумгартнер М. и Моос Р. Х. (1995) Острые и хронические стрессоры, социальные ресурсы и функционирование подростков с ювенильным ревматическим заболеванием. Журнал исследований подросткового возраста , 5 , 361–385.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Тимко С., Стовел К. и Моос Р. Х. (1992) Функционирование матерей и отцов детей с ювенильным ревматическим заболеванием: лонгитюдное исследование. Журнал детской психологии , 17 , 705–724.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Тимко С., Стовел К., Моос Р. Х. и Миллер Дж. Дж. (1992a) Адаптация к ювенильному ревматическому заболеванию: контролируемая оценка функциональной нетрудоспособности с последующим наблюдением в течение одного года. Психология здоровья , 11 , 67–76.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Тимко С., Стовел К., Моос Р. Х. и Миллер Дж. Дж. (1992b) Продольное исследование факторов риска и резистентности среди детей с ювенильной ревматической болезнью . Журнал клинической детской психологии, 21 , 132–142.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Толан, П. Х., и Лорион, Р. П. (1988) Многомерные подходы к выявлению склонности к правонарушениям у подростков мужского пола. Американский журнал общественной психологии , 16 , 547–561.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Тайерман А. и Хамфри М. (1981) Размеры семейной среды в подростковом возрасте. Журнал подросткового возраста , 4 , 353–361.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Валентинер Д. П., Холахан С. Дж. и Моос Р. Х. (1994) Социальная поддержка, оценка управляемости события и преодоление: интегративная модель. Журнал личности и социальной психологии , 66 , 1094–1102.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Варни, Дж. В., Бабани, Л., Валландер, Дж. Л., Роу, Т. и Фрейзер, Д. (1989) Влияние социальной поддержки и самооценки на психологическую адаптацию у детей и подростков с инсулинозависимым сахарным диабетом. Детская и семейная поведенческая терапия , 11 , 1–17.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Варни Дж. В., Уилкокс К. Т. и Хэнсон В. (1988) Опосредующее влияние социальной поддержки семьи на психологическую адаптацию ребенка при ювенильном ревматоидном артрите. Психология здоровья , 7 , 421–431.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Varni, JW, Wilcox, KT, Hanson, V, & Brik, R. (1988) Хроническая мышечно-скелетная боль и функциональное состояние при ювенильном ревматоидном артрите: эмпирическая модель. Боль , 32 , 1–7.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Уоринг Э.М., МакЭлрат Д., Лефко Д. и Вайс Г. (1981) Размеры близости в браке. Психиатрия , 44 , 169–175.
ПабМед Google Scholar
Уильямс С.М., Андерсон Дж., МакГи Р. и Сильва П.А. (1990) Факторы риска поведенческих и эмоциональных расстройств у детей предподросткового возраста. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии , 29 , 413–419.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Волин, С.Дж., Беннетт, Л.А., и Нунан, Д.Л. (1979) Семейные ритуалы и рецидив алкоголизма в поколениях. Американский журнал психиатрии , 136 , 589–593.