Мышление в психологии это кратко: Мышление (психология) | это… Что такое Мышление (психология)?

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Как слово наше отзовется

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130

Цукерман Г.А.

подробнееСкачать PDF

677

Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.119-125

Утробина В.Г.

подробнееСкачать PDF

700

Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.108-118

Лидская Э.В. Панов В.И.

подробнееСкачать PDF

650

Применение методики «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет» в клинической психологии и психиатрии

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.97-107

Трушкина С.В. Скобло Г.В.

подробнееСкачать PDF

666

Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.89-96

Собкин В. С. Калашникова Е. А. Лыкова Т.А.

подробнееСкачать PDF

487

От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и «директивной» педагогике

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.77-88

Абдулаева Е.А.

подробнееСкачать PDF

348

Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.69-76

Бурлакова И.А.

подробнееСкачать PDF

370

Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.60-68

Карабанова О.А.

подробнееСкачать PDF

370

Вклад Е.О. Cмирновой в практику образования

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.52-59

Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

подробнееСкачать PDF

351

Смешное и страшное в детских нарративах: когнитивный аспект

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.44-51

Шиян О.А.

подробнееСкачать PDF

456

Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.35-43

Рябкова И.А. Шеина Е.Г.

подробнееСкачать PDF

419

Художник в ребенке

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.26-34

Мелик-Пашаев А.А.

подробнееСкачать PDF

399

Детская игра как территория свободы

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.13-25

Юдина Е.Г.

подробнееСкачать PDF

426

Диалектическая структура игры дошкольника

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.4-12

Веракса Н.Е.

подробнееСкачать PDF

377

Вступительное слово

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.3

Зинченко Ю. П.

подробнееСкачать PDF

401

Мышление. Мышление как познавательный процесс

Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Если выразиться короче, то можно сказать, что мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автозаправочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание выстроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

  1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.
  2. Связь с практической деятельностью.
  3. Неразрывная связь с речью.
  4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений.

Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи на сложение нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» — это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, его правильность проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью. Оно оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а по сути — результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

В настоящее время в науке нет единой теории, объясняющей такой сложный психический процесс как мышление. Каждое крупное направление в психологии имеет свою точку зрения на этот познавательный процесс.

Так с точки зрения гештальт-психологии основа мышления — это способность психики формировать и преобразовывать образы («гештальты»). При этом мышление развивается в замкнутой сфере сознания, и представляет собой интуитивное нахождение нужного результата в виде озарения.

В бихевиоризме мышление есть субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией.

Ассоциативная психология сводит мышление к сложным ассоциациям между следами прошлого опыта.

Представители деятельностного подхода в психологии рассматривают мышление как особый вид познавательной деятельности, который постепенно формируется у детей в результате социализации и обучения.

С точки зрения ученых, работающих в рамках этого направления, мышление — прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности.

Качественные характеристики мышления

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Основные качества (свойства) мышления

Качество(свойство) мышленияСодержание качества мышления
БыстротаСпособность находить правильные решения в условиях дефицита времени
Гибкость Умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения
ГлубинаСтепень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи
Комплексный характерОптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления
КритичностьСпособность находить недостатки в собственном мыслительном процессе или способность адекватно реагировать на критику своего мышления со стороны
СамостоятельностьУмение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и разрешить ее своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов и авторитетов
ЦеленаправленностьСпособность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе мышления
ШиротаСпособность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности
Интуитивный характерСпособность решать задачи при недостатке исходных данных
ЭкономичностьЧисло логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность

Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то — при решении практических вопросов.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7

3 психологических стратегии для более глубокого погружения

Разум и тело

Выход за пределы настоящего.

Брюс Рольф/UIG/Collection Mix: Subjects/Getty Images

Пол Ван Ланге, Дэвид Рэнд и Knowable Magazine

убил миллионы; изменение климата приводит к наводнениям и пожарам, а грань между достоверной и ложной информацией становится все более размытой в эпоху социальных сетей.

Люди склонны думать об этих кризисах как о разных событиях, каждый со своими проблемами. Но у всех у них есть что-то общее. Это социальные дилеммы: ситуации, определяемые конфликтом между краткосрочными личными интересами и долгосрочными коллективными интересами.

Во время пандемии сильное желание общаться и жить как обычно идет вразрез с защитой здоровья как отдельных людей, так и общества в целом. Что касается изменения климата, то радость и удобство от путешествия на самолете, поедания мяса или вождения автомобиля угрожают благополучию будущих поколений, выделяя избыточный углекислый газ. В сети мгновенное возбуждение от публикации провокационных сообщений без проверки их правдивости может поставить под угрозу наш коллективный разум.

Очевидно, что большинство людей считают привлекательным действовать в своих непосредственных интересах. Краткосрочные искушения конкретны и приносят немедленное удовлетворение; долгосрочные выгоды более абстрактны и требуют самоконтроля или жертв. Хотя личный интерес является сильным мотивом, это не , а только мотив, который есть у людей. Люди также по своей природе просоциальны — они хотят действовать так, чтобы приносить пользу не только себе, но и другим людям. Действительно, люди склонны доверять и сотрудничать друг с другом, в том числе с незнакомцами.

«Заставляя причиненный вред и жертвы чувствовать себя более личными, можно активировать просоциальные импульсы людей».

Но группы разные. По сравнению с отдельными людьми, группы, как правило, не доверяют друг другу и гораздо чаще подходят к другим группам с конкурентным мышлением — они хотят получить для себя лучшую сделку и ожидают, что другие группы будут вести себя так же. Это может привести к несправедливому распределению вакцин против Covid-19, распространению «фейковых новостей» оппозиционными политическими партиями или странами, которые перекладывают на себя бремя сокращения выбросов. Такая конкуренция, например, привела к слабым международным соглашениям на переговорах ООН по изменению климата, в том числе на недавних переговорах в Глазго.

Как психологи и ученые-когнитивисты, мы разделяем сильное увлечение этими социальными дилеммами. Можно ли убедить людей действовать таким образом, чтобы способствовать поведению, которое служит долгосрочным коллективным интересам? К счастью, да. Вот три способа использовать человеческую психологию во благо.

3. Сокращение психологической дистанции к себе

В первые дни Covid-19 все последствия пандемии казались абстрактными для людей, не знавших лично никого, кто пострадал или умер. Молодые люди, в частности, часто испытывали лишь легкие симптомы и имели сильную мотивацию общаться с друзьями. Это помогло недооценить безотлагательность и серьезность пандемии.

«Родство… может быть мощной силой».

Один из способов, которым защитники здоровья сделали пандемию более актуальной для этих групп, заключался в подчеркивании несмертельных побочных эффектов, таких как потеря обоняния и вкуса или хроническая усталость, или в разъяснении графических деталей интубации — всего, что эти группы интересовали. скорее опыт, чем смерть. Еще одна стратегия для того, чтобы проблема ощущалась как насущная, — это продемонстрировать истории тех, кто действительно сталкивается с серьезными последствиями Covid-19.. Акцент на личных историях, а не на абстрактных данных — это хорошо известный способ сделать проблемы более конкретными и понятными.

Та же самая стратегия может быть применена к изменению климата и дезинформации: если причиненный вред и жертвы станут более личными, это может активировать просоциальные импульсы людей.

2. Сократите психологическую дистанцию ​​до будущего

Когда коллективные последствия кажутся очень далекими — как это иногда бывает, например, в случае изменения климата — людям может быть особенно легко отмахнуться от них. Один из способов изменить это восприятие — заставить будущее чувствоваться ближе. А это значит вызвать интерес тех, кто генетически связан с нами: наших детей, племянниц, племянников и внуков.

Эволюционная наука показывает, что родство является сильным и глубоко укоренившимся стимулом для просоциального поведения и, вероятно, было важной частью того, как люди пришли к сотрудничеству. Это может быть мощной силой. У многих из крупнейших источников выбросов углерода на планете, таких как руководители компаний, политики или семьи, которые каждый год берут многократные длительные отпуска, есть о детях или внуках, о которых нужно думать. Кампании по общественному просвещению могут использовать сигналы родства, чтобы сообщить о важности здорового будущего для «наших» детей и внуков.

Эту логику можно применить и к дезинформации — искаженная информационная среда подрывает наши демократические институты и угрожает миру, который унаследуют будущие поколения.

1. Используйте заботу о своей репутации

Большинство людей хотят хорошо выглядеть в глазах других. Такие репутационные проблемы являются мощным двигателем человеческого поведения и могут быть использованы для поощрения просоциального поведения.

Если общественность в значительной степени считает, что изменение климата, пандемия и дезинформация являются серьезными проблемами, то сделать поведение людей в этих областях наблюдаемым для других — например, с помощью электромобилей, Covid-19паспорта вакцины или значки качества информации в социальных сетях — могут повысить вероятность того, что люди будут действовать в соответствии с общественным благом.

Интересы общества также могут побуждать лидеров к проявлению конкурентного альтруизма. Например, такие награды, как European Green Capital Award, могут побудить политиков сделать все возможное.

Репутационные преимущества также могут помочь мотивировать пользователей социальных сетей проверять сообщения, которые они видят в Интернете. Исследования показали, что для этого не обязательно нужны профессионалы: всего лишь небольшое количество неспециалистов, оценивающих заголовок и вводное предложение статьи, дают приблизительное согласие с более тщательной проверкой фактов профессионалами. Задача состоит в том, чтобы заставить пользователей ставить оценки. Продвижение контента, который понравился или которым поделились те, кто ставит высокие оценки качества, может помочь решить эту проблему.

Огромные кризисы, связанные с изменением климата, Covid-19 и дезинформацией, возможно, являются величайшими социальными дилеммами нашего времени. Этот диагноз является первым шагом к поиску многообещающих, психологически обоснованных решений, которые могут быть использованы политиками и другими лицами, стремящимися изменить человеческое поведение. Наука и общество — близкие друзья, которые нужны друг другу — сейчас и в будущем.

Эта статья изначально была опубликована в Knowable Magazine , независимом журналистском0024 Ежегодные обзоры . Подпишитесь на рассылку новостей.

Примечание редактора: Это авторское эссе.

Похожие теги

  • Психология
  • Психическое здоровье

Поделиться:

Думать как психолог – Введение в психологию

Модуль 1. Как думают психологи

1.1 Понимание психологии

1.2 Думать как психолог о психологической информации

1.3 Наблюдение за ошибками в рассуждениях

Модуль 2: Как психологи узнают то, что они знают

2.1 Процесс психологического исследования

2.2 Методы исследования, используемые для описания людей и определения взаимоотношений

2. 3 Методы исследования, используемые для определения причины и следствия

2.4 Статистические процедуры для повышения значимости данных исследований

2,5 Этика в исследованиях

Модуль 3: Что психологи думают о области психологии

3.1 Подполя и перспективы психологии

3.2 Варианты карьеры для специальности психология                                                  

Модуль 4: Наука психологии: напряжение и конфликт в динамической дисциплине

Хотел бы я:

  • Вернитесь в прошлое и вспомните, каково это быть ребенком.
  • Заглянуть внутрь памяти людей.
  • Читать мысли людей.
  • Посмотрите, что видят другие.

— Дуг, 6 лет

К этому можно добавить и нас. Вот почему мы решили изучать психологию.

Вы когда-нибудь задумывались:

  • Почему вы можете запомнить одну важную информацию, но забыть другую, не менее важную информацию?
  • Почему одни люди любят школу и работу, а другие ненавидят?
  • Как работает мозг?
  • Действительно ли родители понимают непонятные звуки, исходящие изо рта их двухлетнего ребенка?
  • Останетесь ли вы тем же человеком через 15, 25 или 50 лет? А если вы будете другим, то как вы будете другим?
  • Почему одни люди счастливы в отношениях, а другие прыгают от одних плохих отношений к другим?
  • Почему некоторые люди ненавидят?
  • Почему люди влюбляются?
  • Действительно ли работает реклама и как?
  • Высыпаетесь ли вы, и что будет, если не выспаться?
  • Что такое депрессия, тревожные расстройства и другие психологические расстройства и почему у одних людей они развиваются, а у других нет?

Мы тоже. Вот почему мы решили изучать психологию.

  определяется как наука о поведении и психических процессах. Это широкое определение, потому что, как вы увидите в этом курсе, психология — очень широкая дисциплина. Двумя основными частями определения являются (1) предмет, а именно поведение и психические процессы, и (2) методы, используемые для их изучения, которые являются методами науки. Этот первый раздел книги посвящен роли науки в психологии, так что у нас будет возможность рассказать вам об этом очень скоро.

Однако сначала следует кратко описать другую часть определения, поведение и психические процессы.   — это любая наблюдаемая реакция организма, обычно человека (хотя некоторые психологи изучают и других животных). Если вы видите двух людей, которые вместе идут по коридору, держась за руки, вы наблюдаете за поведением (фактически за несколькими видами поведения). Точно так же человек, оскорбляющий или ранящий соперника, является поведением. Так же как и ответы на вопросы анкеты, бегство от дождя, еда, плач, сон и так далее. Короче говоря, все, что делает человек, является поведением и законной частью предмета психологии. Между прочим, поведение не всегда требует наблюдения невооруженным глазом. Пока реакцию можно надежно измерить, она считается поведением. Например, когда вы нервничаете, ваши ладони потеют. Пот увеличивает электропроводность вашей руки; это называется кожно-гальванической реакцией, и ее можно измерить. Электрическую активность мозга тоже можно измерить, поэтому она считается поведением.

В первой половине 20-го века в Соединенных Штатах психология была почти исключительно наукой о поведении. Современные психологи пытаются не только измерить поведение, но и выяснить, какие , или функции в мозге ответственны за возникновение наблюдаемого поведения. В качестве простого примера предположим, что вы наблюдаете двух человек, которые идут по коридору, держась за руки. Как сторонний наблюдатель, вы могли бы догадаться или сделать вывод из этого поведения, что они нравятся друг другу. Симпатия не может наблюдаться напрямую, но воспринимается как психический процесс, связанный с наблюдаемым поведением, держанием за руки. Хотя понятия, которые используют психологи, немного сложнее, а наблюдения, которые они делают, более тщательны и спланированы, их выводы о психических процессах в основном аналогичны тому, что мы делаем в нашей повседневной жизни.

Психология — это предмет, которому трое авторов этого учебника решили посвятить свою профессиональную жизнь несколько десятилетий назад. Мы выбрали его отчасти потому, что темы, которые мы изучали на наших курсах психологии для студентов, были очень значимы для нас. Проще говоря, мы стали замечать и даже использовать материал из курсов психологии в нашей повседневной жизни. В двух словах, это и есть наша самая важная цель в этой книге — подчеркнуть значимость психологии в вашей жизни. Таким образом, эта книга организована вокруг тем, которые, как мы надеемся, будут для вас лично значимыми. Мы познакомим вас с увлекательным и сложным миром психологии, разделив темы, которые изучают психологи, на шесть тем, относящихся к повседневной жизни, каждая из которых является разделом учебника:

  • Первый блок. Думай как психолог
  • Второй блок. Понимание и использование принципов памяти, мышления и обучения
  • Третий блок. Понимание человеческой природы
  • Четвертый блок. Развитие на протяжении всей жизни
  • Часть пять. Проживание в социальном мире
  • Блок шесть. Достижение физического и психического благополучия

Итак, первый раздел этой книги — «Думай как психолог». Почему это первая тема, рассматриваемая в этой книге? Действительно ли психологи думают лучше других людей? Возможно. Мы, безусловно, верим, что психологи могут что-то сказать о том, как мы можем лучше понять себя и других. Кроме того, психология глубоко привержена научным рассуждениям и критическому мышлению. Оба этих навыка помогут вам оценить исследования, аргументы и другие утверждения, с которыми вы столкнетесь в психологии и других дисциплинах. Короче говоря, если вы начнете мыслить как психолог, вы почти наверняка станете более проницательным наблюдателем за людьми и окружающим миром.

Устройство разделено на четыре модуля (рассмотрите модуль как короткую главу):

Модуль 1 «Как думают психологи» знакомит вас с ролью науки в психологии и описывает, как вы должны относиться к психологической информации, с которой вы сталкиваетесь в этом курсе и в других местах.

Модуль 2

«Как психологи узнают то, что они знают» содержит множество подробностей о методах, которые психологи используют для изучения человеческого поведения и психических процессов. Короче говоря, речь идет о дизайне исследования.

Модуль 3 «Как психологи думают о психологии» описывает, как подразделяется дисциплина психология, и дает вам информацию о возможностях карьеры для специалистов в области психологии.

В конце раздела и в конце каждого раздела книги находится специальный модуль, который будет немного отличаться от предыдущих. Целью этих модулей является объединение предыдущего материала и предоставление дополнительного исторического и психологического контекста прочитанному материалу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts