Мышление виды мышления: Виды мышления: классификация, характеристики

7.6.Понятие о мышлении. Виды. Формы. Операции.

Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Виды мышления выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида: 1) наглядно-действенное мышление; 2) наглядно-образное мышление; 3) словесно-логическое (или понятийное) мышление. Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило – и онтогенеза.

Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств. В процессе филогенеза люди решали встающие перед ними задачи сначала именно в рамках практической, предметной деятельности.

Только потом из нее выделилась деятельность теоретическая. Это касается и мышления. Лишь по мере развития практической деятельности теоретическая мыслительная деятельность выделяется как относительно самостоятельная. Аналогичный процесс наблюдается не только в ходе исторического развития человечества, но и в онтогенезе. Формирование мышления у ребенка происходит постепенно. Сначала оно развивается внутри практической деятельности и в большой степени определяется тем, как развивается умение обращаться с предметами.

Следующий вид мышления, появляющийся в онтогенезе, – наглядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане.

Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

Переход на понятийную стадию сопряжен с формированием следующего вида мышления – словесно-логического. Оно представляет собой наиболее поздний этап развития мышления в фило – и онтогенезе. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь.

Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные.

Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму. Суждение – это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе». Суждения могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи

умозаключений. Таким образом, умозаключение – это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого. Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения. На основе подобных способов рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности. Таким образом, для продуктивного протекания мыслительной деятельности необходимы логические формы мышления. Ими обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следовательно, и адекватность мышления. Представление о логических формах мышления перешло в психологию из формальной логики. Эта наука также изучает процесс мышления.
Но если предметом формальной логики являются прежде всего структура и результат мышления, то психология исследует мышление как психический процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индивидуальных особенностей человека, как он связан с другими психическими процессами.

Формы мышления. Реалистическое мышление

Как упоминалось, индивид может отрываться от реальности в силу разных причин: влияния эмоций, желаний, из-за неспособности разграничивать воображаемое и действительное или потому, что принять чью-то другую точку зрения он оказывается не в состоянии. Другими словами, в зависимости от того, насколько и каким образом индивид покидает пределы реальности, могут быть разграничены разные формы мышления. Такие формы, действительно, описывались ранее многими исследователями как в плане исторического, так и индивидуального умственного развития. Эти формы мышления как бы ограничены некоей умственной установкой, заданы определённой программой, в соответствии с которой и совершаются мыслительные операции. В этом вопросе остаётся много неясного, и пока он не привлекает к себе большого внимания, но попытаемся тем не менее представить некоторые более или менее известные на этот счёт сведения. Опишем основные признаки таких форм мышления, как реалистическое, эгоцентрическое, религиозное, архаическое, аутистическое и некоторые другие. Полагаем, что учитывать их в плане психопатологии не менее важно, чем упомянутые выше виды мышления.

Реалистическое мышление — умственная деятельность, ориентированная на познание как природной, так и социальной действительности. В последнем случае имеется в виду социальное мышление.

Основными правилами реалистического мышления, как свидетельствуют биографии выдающихся деятелей прошлого и настоящего, можно, по-видимому, считать следующие. Принцип реальности указывает на то, что в своём мышлении индивид руководствуется исключительно объективными ценностями и по возможности стремится свести к минимуму влияние субъективных факторов, то есть своих желаний, предпочтений, ожиданий.

Из всех таких ценностей на первое место он ставит истину: «Платон мне друг, но истина дороже». В соответствии с этим индивид ничего не принимает на веру, как бы ни хотел он этого сам, ему нужны только твёрдые доказательства того, что речь идёт именно об истине. Истина, полагает он, есть одна на всех, она не подвержена конъюнктуре, интересам пользы, выгоды, морали или красоты, в природе и в обществе нет безнравственных, неэстетичных, выгодных или бесполезных законов. Она, по его мнению, самоценна: «Истина светит сама для себя».

Вторым является принцип каузальности: всякое явление действительности, в том числе психическое, имеет свои естественные причины. Это не то же самое, что принцип детерминизма З.Фрейда, согласно которому в человеке всё предопределено потребностями его организма, а психологу остаётся, в сущности, только понять, что индивида ждёт впереди. Третьим является принцип достоверности. Он гласит: ни одно положение не может быть принято во внимание, пока оно не будет доказано практическими действиями, а в некоторых случаях — и точностью прогнозов.

Всё, что не проходит горнило такой проверки, не может быть признано истинным. Реалистическое мышление может быть представлено на разных его уровнях: от ручного до концептуального.

К сказанному можно, пожалуй, добавить, что индивиду с реалистической установкой мышления свойственна весьма развитая критическая способность, его главный враг — всякое отступление от действительности. Отсюда как бы напрямую вытекает чувство ответственности индивида за свои суждения и действия, а в конечном итоге и по большому счёту — ответственность за судьбы природы и общества, за будущее, а также вполне оправданное опасение, что люди в силу своего антропоцентризма слишком уж рано решили, что именно они являются хозяевами положения в этом мире. Таково, по-видимому, главное нравственное убеждение реалистически мыслящего индивида. Изучать, полагает реалист, нужно решительно всё, что неизвестно, запретных или постыдных проблем для него не существует.

Но это правило имеет одно исключение: есть вещи, которые лучше не знать и не делать, пока люди и общество в целом не готовы к адекватному их восприятию. Знания — сила, но только если знанию сопутствует разум. Так, по крайней мере, думают некоторые выдающиеся исследователи. Перспективы глобального потепления и ядерной зимы вполне в этом убеждают и многих других людей. Реалист убеждён также в том, что ещё не пришло время думать, будто можно безошибочно просчитать все последствия вмешательства человека в природные и общественные процессы. «Не навреди» — с этим посланием Гиппократа он как будто совершенно согласен.

Указанные нормы реалистического мышления в разной степени свойственны мышлению большинства людей. Сравнительно немногие из них, однако, придерживаются этих норм более или менее твёрдо и на протяжении значительной части своей жизни. Эта категория людей представляет большой интерес не только для психологии, но и психопатологии. Потому, гипотетически, что, во-первых, их психопатология может существенно отличаться от таковой среднестатистического человека, а во-вторых, потому, что отношение к психическому расстройству у реалиста может быть несколько иным в силу высокого уровня развития критической способности.

Наиболее развитой формой реалистического мышления является научное мышление исследователей фундаментальных проблем бытия. Социальное мышление — мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных ситуаций. Рассматривается здесь как одна из сторон реалистического мышления, поэтому далее мы кратко представим известную научную позицию социальных психологов. Как выглядит социальное мышление в рамках других форм мышления, сказать достаточно сложно. Очевидно, разумеется, что человек с архаическим мышлением иначе воспринимает людей, чем индивид с эгоцентрическим или аутистическим мышлением. Систематическими сведениями подобного рода автор, к сожалению, не располагает.

Современные представления о социальном мышлении покоятся на следующих основаниях (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002).

1. Существует два главных мотива социального мышления: а) стремление быть «точным», то есть объективным и б) стремление «воспринимать себя хорошо», то есть иметь позитивную самооценку. Предполагается, что последнее стремление является преобладающим, иначе человека ожидают «катастрофические последствия» в плане самоуважения.

2. Индивид реагирует не на объект или ситуацию как таковые, а на то, как он их себе представляет. «Змея ли подползает к человеку или он только так думает, в обоих случаях он поведёт себя одинаковым образом», — так формулирует это А.Адлер. Субъективная вероятность события или его интерпретация индивидом определяется термином конструал.

3. Социальное влияние на мысли, чувства и действия индивида обычно является более значимым, нежели индивидуальные детерминанты его мышления и поведения.

4. Восприятие и интерпретация социальной информации реализуются посредством соответствующих когнитивных структур, в первую очередь процессов автоматического мышления. По этой причине то, что первым приходит в голову индивиду, кажется ему наиболее верным и значимым, даже если это нечто ошибочное — эвристика доступности. Те же мысли, которые возникают позже и с трудом, оцениваются им как скорее сомнительные и менее значимые — эффект новизны.

5. Люди стараются не думать о том, что им неприятно, то есть стремятся подавлять неприятные мысли. Предполагается, что вытеснение последних осуществляет особый механизм мышления, который включает два процесса. Первый, мониторинговый процесс отслеживает появление мыслей, готовых проникнуть в сознание. Второй, операционный процесс, получая сигнал о появлении неприятных мыслей, немедленно реагирует на это тем, что переключает внимание на что-то другое, более привлекательное. Само же сознательное стремление не думать о плохом может иметь обратный результат. В известном опыте «не думать о хромой обезьяне» часто получается так, что мысли об обезьяне не только не исчезают, напротив, они принимают навязчивый характер. Возможно, поэтому, хотя бы отчасти, борьба пациентов с собственно навязчивостями последние только усиливает.

6. Люди стремятся трактовать социальные события и ситуации в угоду своей позитивной самооценке. Это явление получило название бенэффектанс. Со своей стороны отметим, во-первых, что люди, которых имеют в виду упомянутые психологи, в большинстве своём совершенно не готовы мыслить реалистически, поэтому основывать на наблюдениях за ними общие для всех людей выводы, полагаем, не следует. Во-вторых, социальное влияние вряд ли является одинаковым на людей с разным характером. Очевидно, к примеру, что индивиды с аутистическими или паранойяльными характерологическими особенностями не так уж легко и близко к себе принимают социальное влияние. К тому же многие люди обладают негативной самооценкой, отчего они не так, как другие, воспринимают как позитивное, так и негативное отношение к себе со стороны окружающих. В-третьих, и это главное, авторы явно склонны деперсонализировать людей, то есть недооценивать фактор индивидуальности в их социальном взаимодействии. Попутно заметим также, что авторы излагают как твёрдо доказанный факт, а в действительности лишь предположение о том, что существуют неосознаваемые мысли, которые будто бы ничем не отличаются от осознанных, кроме одного: индивид их всего лишь не замечает.

Что касается конкретных методов познания других людей, то их существует несколько.

1. Оценка внешности (красота, одежда, украшения и т. д.). Внешне красивый индивид большинству людей в начале знакомства кажется привлекательным и автоматически наделяется позитивными внутренними качествами — эффект внешности. Это первое и нередко ошибочное впечатление может оставаться неизменным длительное время, особенно если при этом недооценивается роль реальных душевных качеств индивида — эффект сохранения. Замечено также, что антисоциальные психопаты нередко обладают красивой внешностью. Индустрия красоты ныне столь развита, что это вполне может быть причиной частых ошибок социального восприятия.

Столь же обманчивыми могут быть впечатления от одежды и украшений, чем издавна и не без успеха пользуются жулики. Татуировки, вошедшие в моду, могут указывать на то, что их обладатель является конформистом либо истериком; татуировки с уголовным содержанием, особенно если их много, нередко свидетельствуют, что перед нами антисоциальный психопат. Некрасивый человек, напротив, невольно наделяется негативными внутренними качествами. Сократу, например, в глаза говорили, что он, должно быть, ужасный человек, с чем он сам, впрочем, охотно соглашался. Неопрятность, запущенность нередко ассоциируются с представлением о психическом нездоровье, социальной деградации, депрессии, низком социальном статусе.

2. Длительное изучение индивида — «чтобы узнать человека, нужно съесть пуд соли», то есть наблюдать за ним около пяти лет. Метод сложный, не слишком популярный и вовсе не гарантирующий успеха.

3. Наблюдение за невербальным поведением. Может быть ценным источником сведений о чувствах индивида.

4. Наблюдение за индивидом в разных социальных ситуациях. Обычно наблюдению доступно внешнее поведение индивида, и при этом мало что бывает известно о том, как лично он воспринимает ту или иную ситуацию. Отсюда возникает распространённое стремление объяснять его поведение личностными качествами, а не влиянием ситуации — фундаментальная ошибка атрибуции.

5. Тенденция оценивать личностные качества индивида, опираясь на собственный недавний опыт, — прайминг. Прайминг касается не только социального восприятия. Описан, например, случай, когда врач поставил диагноз чрезвычайно редкой болезни, чего не смогли сделать самые авторитетные специалисты. Выяснилось, что незадолго перед тем он прочёл случайно попавшее ему на глаза описание этой болезни.

6. Восприятие других людей существенным образом зависит от имплицитных личностных теорий, согласно которым определённым образом группируются качества личности. Такие теории позволяют реконструировать личность индивида по одному-двум внешним признакам. Индивид, включённый в какую-то группу, невольно наделяется определёнными личностными качествами. Например, полному человеку приписываются такие качества, как добродушие, весёлость, потребность вкусно поесть и т. д. С этим, по крайней мере, отчасти связаны модные течения на внешнюю атрибутику: причёски, одежду и т. д. Люди моды хотят возместить недостающие им внутренние качества изменениями внешности, некоторые из них даже думают, что им вполне это удаётся.

7. Восприятие других людей с позиций собственной групповой идентичности. «Другие» — это часто «плохие», они «хуже, чем мы», они враждебны, не заслуживают ни уважения, ни снисхождения. «Свои», напротив, всегда «лучше», с ними надо считаться, они могут «защитить» и т. п. Во многом поэтому, например, вспыхивают ожесточённые драки между спортивными фанатами. Когда СМИ объективно информируют о чём-либо, игнорируя групповые предпочтения, то могут оказаться под огнём критики с обеих сторон — феномен враждебных СМИ.

8. На восприятие других людей влияют и такие факторы:

  • эффект нахождения в поле зрения — индивиду обычно больше нравятся люди, с которыми он чаще встречается. «С глаз долой — из сердца вон» — знали уже в Древнем Риме;
  • эффект близости — чаще вызывают симпатию люди, с которыми постоянно приходится взаимодействовать;
  • положение в социальной иерархии — более высокими качествами личности наделяются люди, занимающие более высокое положение в обществе — «место красит человека». Свергнутый с пьедестала человек немедленно лишается прежних достоинств.

Методы восприятия социальных ситуаций также бывают разными.

1. Тщательный анализ таких ситуаций является наиболее эффективным, но редко используемым людьми в их повседневной практике.

2. Информационное социальное влияние. Конформист обычно желает знать мнение большинства и присоединяется к нему, нонконформист — мнение меньшинства и разделяет его. Реальное положение дел нередко мало интересует как того, так и другого.

3. Влияние поведения большинства. Индивид, не располагая конкретной информацией, вывод о происходящем может делать, смотря по тому, как ведёт себя большинство людей:

«раз все бегут, значит, существует какая-то опасность». В массовой драке в «Тихом Доне» у М.А.Шолохова, например, казаки на вопрос, за что они бьют людей, отвечают: «Об этом передние знают». Поведение индивида в толпе часто определяется примером большинства, а не какими-то индивидуальными и осознанными факторами.

4. Ориентация на мнение эксперта. Ориентация на это мнение может быть связана с уверенностью индивида в том, что эксперт по своему положению должен что-то знать лучше других, что бы там последний ни говорил на самом деле.

5. Ориентация на мнение официального авторитета. Начальству, как считает индивид, виднее, что происходит, хотя бы на самом деле оно выражало некий клановый интерес.

6. Ориентация на мнение «своих». Индивид заранее присоединяется к какому-то мнению, исходя из своей принадлежности к какой-то группе людей.

7. Влияние личного опыта. Имеется в виду влияние воспоминаний, которые легче других воспроизводятся в памяти.

Всё вышесказанное о социальном мышлении в значительной степени справедливо, вероятно, и для психиатрических пациентов. В какой-то степени это объясняет, например, природу госпитализма, когда длительная госпитализация влечёт привыкание к обстановке отделения и растущее отчуждение от условий нормальной жизни. Вероятно, это делает более понятными факты зависимости пациента от врача, которые психоаналитики объясняют, как известно, с позиции теории трансфера. Может быть, это несколько проясняет природу болезненной привязанности подростков к группе сверстников. Возможно, что у пациентов существуют такие феномены социального восприятия, которые представляют диагностический интерес или требуют медико-психологической коррекции. Можно предположить также, что психические нарушения, в частности расстройства эмоций, мотивации, существенно искажают процессы социального мышления, создавая тем самым определённые проблемы в межличностных контактах пациентов. Проблема эта, однако, систематически не изучена.

Зрелая модель социального мышления в основных своих проявлениях идентична, по-видимому, реалистическому мышлению, её характеризуют те же принципы мышления: каузальность, объективность, достоверность и ответственность.

К содержанию

11 типов мышления Максвелла

Вы когда-нибудь задумывались, не соответствует ли ваш уровень жизненного успеха тому уровню, о котором вы думаете? Чувствуете ли вы иногда, что если бы вы подтолкнули свой образ мыслей и раскрыли истинный потенциал своих мыслей, вы бы добились большего успеха в жизни? Вы, вероятно, задавались этим вопросом, потому что знаете, что это правда. Хорошая новость заключается в том, что каждый может раскрыть истинный потенциал своих мыслей, если знает наилучшие методы превращения своих мыслей в реальность. Как и все остальное, чтобы стать хорошим мыслителем, нужно время и практика.

В книге Джона К. Максвелла «Как думают успешные люди» (ссылка на превью книги на Amazon) он объясняет, что после 40 лет изучения успешных людей он обнаружил, что все они похожи в одном: в том, как они думают. В своей книге он описывает 11 различных типов мышления, как их использовать и почему они полезны и приведут к успеху. Он подчеркивает тот факт, что его описания каждого типа мышления «не пытаются сказать вам, что думать; они пытаются научить вас думать». Кроме того, он объясняет, что «по мере знакомства с каждым навыком вы обнаружите, что некоторые из них преуспевают, а другие — нет. Научитесь развивать каждый из этих видов мышления, и вы станете мыслить лучше».

Наряду с каждым типом мышления, перечисленным ниже, приводится краткое изложение предложений Максвелла о том, как использовать каждый из них, и вопросы, которые он предлагает для каждого из них.

«Развивайте масштабное мышление»
Масштабное мышление требует дисциплины, терпения и немного смелости. Чтобы мыслить масштабно, вы должны быть готовы иметь дело со сложными, разнообразными и неоднозначными идеями, учиться на каждом опыте (хорошем и плохом), слушать и учиться у разных людей и осмелиться расширить свой мир. Согласно Максвеллу, «мышление в целом придает человеческому мышлению целостность и зрелость», и это достигается за счет расширения кругозора.
Когда дело доходит до того, чтобы стать масштабным мыслителем, зависит от того, насколько вы позволяете себе идти против течения мира. Многие люди видят непосредственную или краткосрочную сторону вещей, поэтому, если вы научитесь смотреть на вещи с целостной точки зрения, вы будете на шаг впереди них. В конечном счете, ключ в том, чтобы не смотреть на вещи только с одной точки зрения.
«Думаю ли я за пределами себя и своего мира, чтобы обрабатывать идеи с целостной точки зрения?»

«Занимайтесь сфокусированным мышлением»
Сосредоточенное мышление — это настоящее испытание преданности делу, которое требует жертв и самоотверженности. Чтобы заниматься целенаправленным мышлением, вы должны сначала осознать, что вам нужно быть готовым отказаться от некоторых вещей. Сосредоточенного мышления можно достичь, только сузив поле мысли и сосредоточив внимание на тех областях, которые приносят плоды. По словам Максвелла, «быть готовым отказаться от некоторых вещей, которые вы любите, чтобы сосредоточиться на том, что оказывает наибольшее влияние, — это нелегкий урок. Но чем раньше вы примете это, тем скорее сможете посвятить себя совершенству в самом важном».
Как только вы это сделаете, вы сможете постоянно поддерживать сфокусированное мышление, устраняя отвлекающие факторы, выделяя время для непрерывного сосредоточенного мышления, устанавливая четкие, достижимые, но сложные цели и выделяя время, чтобы сделать шаг назад и оценить свой прогресс.
«Посвятил ли я себя устранению отвлекающих факторов и мысленного беспорядка, чтобы я мог ясно сосредоточиться на реальной проблеме?»

«Используйте творческое мышление»
Хотя верно то, что некоторые люди более склонны к творческому мышлению, чем другие, творческое мышление все же может быть изучено и усовершенствовано каждым. В то время как креативность чаще всего ассоциируется с оригинальностью, Максвелл утверждает, что «творческое мышление не обязательно является оригинальным мышлением… Чаще всего творческое мышление представляет собой совокупность других мыслей, обнаруженных по пути». Когда творческое мышление рассматривается с этой точки зрения, оно, вероятно, становится немного менее пугающим для нетворческого человека.
Итак, каковы практические способы открыть для себя острые ощущения от творческого мышления? Во-первых, вы должны удалить убийц креативности. Лучший способ сделать это — поместить себя в творческую среду, которая поощряет творчество, индивидуальность, инновации и свободу мечтать или выходить за рамки, и поместить себя в компанию других творческих людей. По словам Максвелла, «творчество заразительно», и «чем больше времени вы будете проводить с творческими людьми, занимаясь творческой деятельностью, тем более творческим вы станете».
Вы также можете улучшить свое творческое мышление, задавая правильные вопросы. Тренер по менеджменту сэр Энтони Джей сказал об этом лучше всего: «Нетворческий ум может находить неправильные ответы, но требуется творческий ум, чтобы находить неправильные вопросы». Наконец, творческого мышления можно достичь, просто выйдя из собственной зоны комфорта. Путешествуйте по новым местам, читайте на новые темы и знакомьтесь с новыми людьми. Творческие прорывы, скорее всего, произойдут, когда вы выйдете из своей коробки.
«Работаю ли я над тем, чтобы вырваться из своей «коробки» ограничений, чтобы исследовать идеи и варианты для творческих прорывов?»

«Используйте реалистичное мышление»
В то время как творческое мышление следует использовать, когда вы можете позволить себе неудачу, реалистичное мышление следует использовать перед лицом неудачи. Поскольку реалистичное мышление требует объективности, способ мыслить реалистично — это искать истину и быть честным с самим собой. Чтобы улучшить реалистичное мышление, Максвелл подчеркивает важность представления наихудшего сценария. Он говорит: «Если вы представляете наихудший случай и честно исследуете его, то вы действительно пережили проверку реальностью. Ты готов ко всему».
Максвелл также советует привести свое мышление в соответствие с вашими ресурсами. Вы можете загнать себя в тупик, если у вас не будет достаточно ресурсов, чтобы приспособиться к своим мыслям. Когда все сказано и сделано, реалистичное мышление требует истинной оценки истины.
«Строю ли я прочный умственный фундамент на фактах, чтобы я мог думать с уверенностью?»

«Используйте стратегическое мышление»
Если вы способны сформулировать планы, которые помогут достичь желаемой цели, значит, вы мыслите стратегически. Согласно Максвеллу, на пути к достижению цели посредством стратегического мышления первым шагом является разбиение проблемы на более управляемые части для повышения эффективности. Как сказал Генри Форд, «нет ничего особенно сложного, если разделить его на небольшие задачи». 9Затем 0011 Максвелл объясняет, что при реализации плана вы должны спросить «почему», прежде чем «как», чтобы вы могли определить реальные цели, тщательно проанализировать свои ресурсы и поставить нужных людей в нужное место. Самое главное, стратегическое мышление должно быть непрерывным. Чтобы по-настоящему мыслить стратегически, вы никогда не должны отказываться от цели.
«Выполняю ли я стратегические планы, которые задают мне направление на сегодня и повышают мой потенциал на завтра?»

«Исследуйте возможности мышления»
Чтобы научиться думать о возможностях, все, что вам действительно нужно сделать, это обуздать свое внутреннее «я» семилетнего ребенка. Когда вы были ребенком, вы мечтали о большем и игнорировали невозможное. Вот что значит быть мыслителем возможностей. Мыслители возможностей — это такие люди, как Уолт Дисней и Джордж Лукас, которые давали волю своему воображению и никогда не поддавались популярной критике. Согласно Максвеллу, самый простой способ изучить возможности мышления — это держаться подальше от «экспертов», искать позитивные возможности, несмотря на обстоятельства, мечтать о большем, подвергать сомнению статус-кво и черпать вдохновение у некоторых великих деятелей.
«Высвобождаю ли я энтузиазм мысли о возможностях, чтобы найти решения даже для кажущихся неразрешимыми проблем?»

«Учитесь на рефлексивном мышлении»
Подобно сосредоточенному мышлению, рефлексивное мышление требует, чтобы вы выделяли время. Наша культура сегодня такова, что не многие люди принимают участие в рефлексивном мышлении. Рефлексивное мышление требует времени и усилий, которые могут быть трудными в условиях нашей напряженной жизни. Максвелл советует вести календарь или журнал, чтобы отслеживать свои прошлые мысли или переживания. Затем, когда вы найдете время для размышлений, задайте себе ценные вопросы и запишите все хорошие мысли, которые приходят вам в голову. По словам Максвелла, «мысленно посещая прошлые ситуации, вы можете мыслить с большим пониманием».
«Регулярно ли я возвращаюсь к прошлому, чтобы обрести истинную перспективу и мыслить с пониманием?»

«Вопрос популярного мышления»
Максвелл утверждает, что критика популярного мышления требует «готовности быть непопулярным и выходить за рамки нормы». Этот тип мышления приобретается в основном благодаря вашему мышлению, а не действенным методам. По словам Максвелла, один из лучших способов эффективно подвергнуть сомнению популярное мышление — это остановиться и подумать, прежде чем следовать ему, оценить мышление, отличное от вашего собственного, и принять идею о том, что вам некомфортно.
Также полезно попробовать что-то новое по-новому и выйти из своей рутины, например, выбрать другой маршрут на работу, посетить новый ресторан или пообщаться с разными людьми. Когда вы начнете пробовать что-то в первый раз, вам будет намного легче начать подвергать сомнению популярное мышление.
Сознательно ли я отказываюсь от ограничений обычного мышления, чтобы достичь необычных результатов?»

«Выгода от совместного мышления»
Чтобы быть хорошим мыслителем, а также хорошим лидером, жизненно важно понимать ценность совместного мышления. Смирение — ключевое качество человека, успешно использующего совместное мышление. Это требует, чтобы вы больше сосредотачивались на мыслях окружающих вас людей, чем на своих собственных мыслях. По словам Максвелла, отличный способ добиться успеха в совместном мышлении — это перейти от мышления конкуренции к мышлению сотрудничества.
С более практической точки зрения, совместное мышление также можно значительно улучшить, собрав за столом нужных людей (выбрав лучших людей с объективной точки зрения) и имея повестку дня при встрече. Но, как уже говорилось ранее, совместное мышление начинается со смирения и сотрудничества.
«Последовательно ли я включаю головы других, чтобы думать «не по своей голове» и достигать сложных результатов?»

«Практикуйте бескорыстное мышление»
Имеет смысл только то, что Максвелл поместил бескорыстное мышление сразу после совместного мышления в свой список. В конце концов, он решительно подразумевал, что совместное мышление требует бескорыстного мышления. На первый взгляд бескорыстное мышление кажется довольно резким и сухим, но все же может быть трудно найти способы активно им заниматься.
Максвелл предлагает несколько советов, которые помогут вам погрузиться в бескорыстные мысли. Он советует активно подвергать себя ситуациям, когда у людей есть потребности. Бескорыстное мышление может быть трудным, если вы постоянно находитесь в ситуациях, когда нет возможности отдавать или заботиться о других. Он также предлагает постоянно проверять свои мотивы и брать пример с Бенджамина Франклина, который спрашивал себя утром: «Что хорошего я собираюсь сделать сегодня?», а вечером спрашивал: «Что хорошего я сделал сегодня?»
«Обдумываю ли я постоянно других и их путь, чтобы мыслить с максимальным сотрудничеством?»

«Положитесь на итоговое мышление»
Максвелл описывает практический результат как желаемый результат или вывод. В некотором смысле, итоговое мышление похоже на масштабное мышление в том смысле, что оно охватывает более широкую перспективу. Например, чтобы организация преуспела в мышлении о результатах, она должна сосредоточить большую часть своего внимания на своем общем видении или цели. То же самое касается вас как личности.
Теперь, чтобы достичь итогового мышления, Максвелл утверждает, что «первый шаг — отложить в сторону свои «хотения». Получите результаты, которые вы действительно ищете, истинную суть цели». Максвелл также подчеркивает важность подготовки стратегии для достижения конечного результата. Кроме того, он советует придерживаться одной системы для отслеживания результатов, потому что «смешивание разных систем или постоянный переход от одной к другой приводит к неудаче». В конце концов, итоговое мышление помогает сосредоточиться на общей цели и действительно поможет вам полностью раскрыть потенциал вашего мышления.
«Сосредотачиваюсь ли я на конечном результате, чтобы получить максимальную отдачу и использовать весь потенциал своего мышления?»

 Публикация написана Коди Прюиттом, менеджером по работе с клиентами в CXRE.

Какие существуют 3 типа мышления?

Три типа мышления — это конвергентное, дивергентное и критическое мышление.

Конвергентное мышление относится к типу мышления, при котором человек сосредотачивается на одном конкретном решении проблемы. Это предполагает, что человек сужает свои варианты, пока не найдет оптимальное решение.

Этот тип мышления часто используется при решении проблем, так как он хорошо подходит для поиска подходящего решения.

Дивергентное мышление предполагает, что человек исследует множество идей и предлагает несколько решений проблемы. Вместо того, чтобы стремиться к одному «правильному» ответу, человек с навыками дивергентного мышления лучше способен исследовать различные потенциальные решения.

Этот тип мышления особенно полезен при мозговом штурме идей и поиске творческих решений.

Наконец, критическое мышление относится к способности рационально и аналитически мыслить о предмете. Это требует объективной оценки представленных доказательств и рассмотрения различных точек зрения.

Навыки критического мышления необходимы для принятия здравых суждений и логических выводов, основанных на фактических данных.

Содержание

Что такое мышление Системы 2 в психологии?

Система 2 мышления в психологии — это более аналитический, логичный и требующий усилий тип мышления. Это связано с рассуждениями, принятием решений и использованием информации, чтобы делать выводы. Его обычно противопоставляют мышлению Системы 1, которое более автоматическое, рефлексивное и не требующее усилий.

Система 2 мышления обычно включает более сознательные мыслительные процессы, требующие больших когнитивных усилий, таких как решение проблем, принятие решений и абстрактное мышление. Примеры мышления Системы 2 включают преднамеренное решение проблем, взвешивание «за» и «против» и обдумывание решения.

Это связано с более вдумчивой, логичной и «медленной» обработкой сложной информации, а не просто с опорой на инстинкт или интуицию. Утверждается, что мышление Системы 2 связано с большей точностью решения проблем, а также с улучшенным принятием решений.

Какие 2 когнитивных процесса?

Два когнитивных процесса — это внимание и память. Внимание — это умственный процесс, который позволяет нам сосредоточиться на представленной нам сенсорной информации, такой как образы или звуки, чтобы получить более детальное понимание представленной информации.

Память — это когнитивный процесс, включающий хранение и воспроизведение информации. Память также может включать формирование ассоциаций между различными элементами, которые можно использовать для расширения и повторения знаний, известных как ассоциативная память.

Внимание и память являются важными компонентами когнитивных процессов, поскольку они работают вместе, помогая обрабатывать и интерпретировать информацию. Без надлежащего внимания и памяти наша способность обрабатывать и понимать информацию была бы значительно затруднена.

Что такое рассуждения типа 2?

Рассуждения типа 2 — это тип критического мышления, который предполагает более глубокое изучение вопроса или проблемы. Это выходит за рамки поверхностного уровня понимания и требует от человека изучения основных принципов, следствий, предположений и множества точек зрения.

Рассуждения типа 2 включают в себя способность распознавать, анализировать и решать сложные отношения, компромиссы и компромиссы. Это включает в себя способность оценивать аргументы, формировать правдоподобные контраргументы и выявлять ошибки как в собственных рассуждениях, так и в рассуждениях других.

Кроме того, эта форма критического мышления требует способности генерировать и излагать сложные аргументы, разрабатывать потенциальные решения проблем и учитывать последствия. В конечном счете, рассуждения типа 2 являются важным инструментом для решения проблем и обдумывания сложных вопросов и решений.

Каковы распространенные стили мышления?

Общие стили мышления можно разделить на две большие категории: аналитический и холистический.

Аналитическое мышление сосредоточено на отдельных объектах, событиях или идеях и включает их разбиение на более мелкие части для более тщательной оценки и понимания. Аналитические мыслители, как правило, хорошо решают проблемы и принимают решения, поскольку они логичны и организованы в своем подходе.

Целостное мышление носит более глобальный характер и рассматривает «картину в целом», а не отдельные элементы. Целостные мыслители обычно используют более интуитивный или творческий подход к решению проблем, полагаясь не только на логику, но и на интуицию и чувства.

Интуитивные подходы могут быть ценными, поскольку они позволяют быстро принимать решения и могут учитывать точки зрения, которые может упустить из виду аналитическое мышление.

Каждый стиль мышления имеет свои сильные и слабые стороны. Аналитическое мышление может быть чрезмерно упрощенным или слишком жестким в подходе, в то время как интуитивное мышление не всегда может быть подкреплено обоснованными аргументами.

Уравновешенность и способность переключаться между обоими типами мышления могут помочь обеспечить принятие взвешенных и обоснованных решений.

Какой тип мышления у людей?

Люди обладают как конвергентным, так и дивергентным мышлением. Конвергентное мышление — это тип мышления, который включает в себя поиск единственного правильного ответа на проблему. Этот тип мышления характеризуется сужением на одной идее или решении.

Напротив, дивергентное мышление — это тип мышления, который включает в себя поиск нескольких возможных решений проблемы. Этот тип мышления характеризуется взглядом на проблему с разных точек зрения и рассмотрением множества возможных решений.

Люди также могут мыслить творчески, выдвигая инновационные идеи или комбинации идей, которые нестандартны и могут привести к новому изобретению или концепции.

Как избавиться от поляризованного мышления?

Поляризованное мышление возникает, когда вы используете черно-белый подход к определенным ситуациям и не в состоянии распознать сложности и нюансы своего опыта. Чтобы сломать эту тенденцию, важно сделать шаг назад и оценить свои мысли и чувства.

Начните определять лежащие в основе убеждения и предположения, которые движут вашими мыслями. Вы можете обнаружить, что делаете предположения или преувеличиваете реальность.

Как только вы определили эти лежащие в основе убеждения и предположения, бросьте себе вызов, попробовав взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. Постарайтесь определить несколько точек зрения и бросьте себе вызов, чтобы найти какие-либо доказательства, подтверждающие альтернативные точки зрения.

Спросите себя, могут ли быть какие-либо другие объяснения или интерпретации ситуации, и откройте свой разум для других возможностей.

Кроме того, найдите время, чтобы сосредоточиться на уходе за собой и поищите занятия, которые помогут вам справиться со стрессом и восстановить равновесие. Изучение того, как практиковать осознанность и помнить о своих мыслях и эмоциях, может помочь вам создать более здоровое отношение и общее мировоззрение.

Также важно проявлять сострадание к себе и доброту, чтобы позволить себе простить себя и быть менее осуждающим.

Применяя более непредубежденный подход и осознавая свои мысли и эмоции, вы можете уменьшить поляризованное мышление и стать менее экстремальными в своих мыслях и реакциях. Со временем и практикой вы научитесь быть открытыми для разных точек зрения и видеть сложные ситуации такими, какие они есть на самом деле.

Что такое реалистическое мышление?

Реалистическое мышление — это когда кто-то применяет рациональное и разумное мышление к любой ситуации. Вместо того, чтобы позволять эмоциям диктовать ваши решения, он включает в себя изучение фактов и логическую оценку плюсов и минусов каждого доступного варианта.

Реалистическое мышление требует понимания того, что в настоящее время возможно при данных ресурсах и ограничениях, а также четкой оценки рисков и выгод, связанных с различными вариантами.

При анализе ситуации реалистично мыслящие люди взвешивают положительные и отрицательные стороны различных вариантов. С точки зрения реалистического мышления, решения должны приниматься только после тщательной оценки ситуации, включая изучение как потенциальных плюсов, так и минусов.

Реалистично мыслящие люди пытаются определить любые потенциальные проблемы, прежде чем принимать решение, и убедиться, что принятое решение является наилучшим из возможных с учетом доступной информации. Этот тип мышления помогает людям принимать обоснованные решения и сохранять ожидания в реалистичных пределах.

Кто такие мыслители 3-го уровня?

Мыслители 3-го уровня, называемые «системными мыслителями», — это люди, придерживающиеся системного взгляда на решение проблем. Это означает, что они могут принимать во внимание все аспекты проблемы — от индивидуального до группового и от более широкой среды, из которой возникает проблема.

Они ищут закономерности между компонентами и рассматривают сложные взаимозависимые отношения между ними.

Мыслители 3-го уровня разрабатывают интегрированные решения, т. е. решения, направленные на благо как отдельного человека, так и коллектива, если это возможно. Мыслитель 3-го уровня понимает, что индивидуальные решения проблем могут иметь серьезные непредвиденные последствия для коллектива, и стремится избежать таких последствий.

Мыслящие на стадии 3 используют системный взгляд на решение проблем, признавая и включая различные факторы, влияющие на проблему, в процесс построения решения. Это означает, что они рассматривают первопричины проблемы, возможные последствия различных решений и потенциальные выгоды, которые может принести каждое решение.

Эти мыслители также признают важность сотрудничества, доверия и общения в усилиях по решению проблем.

Мышление стадии 3 основано на разработке творческих решений, которые могут предложить значимые изменения и улучшения в данной ситуации. Они понимают, что некоторые проблемы требуют более чем одного решения, и стремятся создать результаты, которые лучше, чем текущая ситуация.

В конечном счете, этот тип мышления требует непредвзятости и способности оставаться гибким и любопытным в процессе решения проблем.

Что является 3 характеристикой хороших мыслителей?

Хорошие мыслители обладают тремя ключевыми характеристиками: непредубежденность, критическое мышление и креативность.

Непредубежденность означает готовность подвергать сомнению и бросать вызов предвзятым представлениям и убеждениям. Хорошие мыслители способны искать альтернативные точки зрения и рассматривать различные возможности.

Это позволяет им принимать решения, основанные на рациональном мышлении, а не на предубеждениях или предубеждениях.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts