Определите что относится к пассивным формам научения: 8. Формы научения

Классификация научения. Пассивное научение — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Научение – это совокупность процессов, обеспечивающих приобретение и запоминание в онтогенезе индивидуальных приспособительных форм поведения, в том числе и навыков физического и умственного труда. Научение обеспечивает постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также приобретение новых навыков и умений. Научение неразрывно связано с памятью, которая обусловливает не только усвоение информации, но и ее сохранение и воспроизведение. Память необходима для научения, т.к. она представляет собой механизм, с помощью которого накапливается прошлый опыт, который может стать источником приспособительных изменений поведения. Научение требует определенного времени, условий и реализуется с помощью нейрофизиологических механизмов на молекулярном, внутриклеточном и молекулярном уровнях.

Существует несколько классификаций научения. Наиболее часто выделяют неассоциативное, или простое, и ассоциативное научение. Иногда из ассоциативного выделяют еще сложное научение. В результате

неассоциативного научения организм приобретает способность реагировать или не реагировать на раздражитель без использования сигнала, без ассоциации (связи) с каким-то сигналом. Ассоциативное научение происходит при совпадении вначале безразличного раздражителя (сигнала) с деятельностью организма. При этом формируется связь (ассоциация) между сигналом и последующей деятельностью организма (подкреплением).

Все формы научения в зависимости от степени активности животного или человека в ходе научения объединяют в четыре основные группы:

1) пассивное (реактивное) научение;

2) оперантное научение;

3) когнитивное научение:

4) научение путем инсайта.

Пассивное (реактивное) научение происходит во всех случаях, когда организм пассивно, т.е. не прилагая целенаправленных усилий, реагирует на какие-то внешние факторы и когда в нервной системе формируются новые следы памяти.

Пассивными формами научения являются привыкание, сенситизация, импринтинг и классические условные рефлексы по И.П. Павлову.

Привыкание – это угасание ориентировочной реакции. Если раздражитель многократно повторяется и не имеет особого значения для организма, то организм прекращает на него реагировать. В результате развивается привыкание, а ориентировочная реакция угасает. Привыкание возникает не вследствие утомления, а в результате особого приспособительного нервного процесса. Так, у человека и животных новый раздражитель вызывает разнообразные сдвиги: изменение частоты и глубины дыхания, частоты сердечных сокращений, десинхронизацию ЭЭГ, двигательные реакции и др. Если же раздражитель оказался безразличным для организма, то при последующих его повторениях реакции на него угасают.

Привыкание – это самая простая и, вероятно, самая распространенная форма научения у человека и животных. Оно имеет важное значение для формирования поведения у молодого организма, т.к. помогает ему распознавать нейтральные элементы окружающей среды.

За счет привыкания организму удается игнорировать раздражители, не несущие никакой новизны и не имеющие для него значение. При этом внимание сосредотачивается на более важных явлениях.

Сенситизация (сенсибилизация) – это усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения. Например, многократно повторяющееся жужжание назойливой мухи становится неприятным и непереносимым. В основе этого вида научения лежит механизм посттетанической потенциации, или синаптического облегчения. Значение синаптического облегчения заключается в том, что оно способствует улучшению процессов переработки информации в нейронах нервных центров. Например, это очень важно для обучения в ходе выработки условных рефлексов. Повторное возникновение явлений облегчения в нервном центре может вызвать переход этого центра из обычного состояния в доминантное.

Импринтинг – это простая специализированная форма научения, которая проявляется во время критического (чувствительного) периода развития организма. Приобретаемое поведение становится относительно стойким и с трудом поддается изменению. Различают несколько разновидностей проявления импринтинга.

1) Запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т.д.

2) Усвоение поведенческих актов, или так называемое имитационное поведение (дети повторяют действия родителей).

3) Реакция следования – «слепое», автоматическое следование новорожденного за родителями. Эта реакция хорошо изучена у выводковых птиц австрийским этологом Конрадом Лоренцом (привязанность гусят к Лоренцу). Импринтинг состоит в том, что в мозгу только что появившегося на свет детеныша (или птенца) запечатлевается образ другого индивидуума (зрительный импринтинг), обычно родителя, или какого-то крупного объекта и создается особая «привязанность» к нему. Когда первым движущимся объектом, который видели гусята в момент вылупливания из яйца, была не их мать, а К. Лоренц, то гусята следовали за ним по пятам и вели себя так, как если бы он был их матерью (рис.

103). На свою настоящую мать они не обращали никакого внимания и стремились под защиту К. Лоренца.

В естественных условиях импринтинг имеет приспособительное значение, помогая детенышам быстро перенимать необходимые навыки от родителей (например, учиться летать) и запоминать характерные особенности окружающей среды (например, для лососей это может быть «запах» реки (обонятельный импринтинг), в которой они вывелись и куда они будут возвращаться для нереста).

Считают, что моторным эквивалентом реакции следования животных у ребенка является улыбка, постоянная смена мимики, появление комплекса оживления уже на 2-м месяце жизни.

Импринтинг имеет сходство с безусловным и условным рефлексами и в то же время отличается от них. Сходство с безусловным рефлексом заключается в том, что импринтинговые реакции сохраняются, как правило, всю жизнь и являются врожденными. Сходство же с условным рефлексом выявляется в том, что для проявления реакций импринтинга нужны определенные условия. Отличие импринтинга и от безусловных и от условных рефлексов заключается в том, что, во-первых, импринтинг проявляется в определенные критические периоды (чаще сразу после рождения, причем в короткие сроки, только иногда сроки могут быть отдалены). Во-вторых, запечатление происходит очень быстро, иногда, как например реакция следования, с первого раза.

Наблюдение за развитием детей свидетельствует о том, что важную роль в нервно-психическом развитии ребенка имеет импринтинг, влияющий на будущее поведение, предопределяя его на долгие годы. Существует мнение, что возраст от шести недель до шести месяцев является критическим для формирования отношений ребенка с матерью.

У новорожденных детей первых месяцев жизни определяющим фактором в возникновении привязанности к матери является чувство комфорта и ощущение безопасности. Существенное значение имеют кормление матерью своего ребенка, гигиенический уход, интонация голоса и звуки речи, обязательные при общении с бодрствующим ребенком грудного возраста.

Приобретенный в раннем онтогенезе опыт по механизму импринтинга, являясь чрезвычайно прочным, может оказать решающего влияние на дальнейшее поведение человека, определяя его отношение ко всем сторонам жизни, включая бытовые и социальные аспекты.

Вот почему с точки зрения педагогики, чрезвычайно важным для ребенка является его окружение в детстве и, прежде всего, семейные взаимоотношения. Вполне понятно, что ранний опыт может быть как позитивным, так и негативным, формирующим соответственно весь психический склад ребенка и его дальнейшую жизнь. В этом смысле ранние условные рефлексы, сформированные по механизму импринтинга, являются вектором, определяющим, в конечном счете, судьбу человека. Негативный опыт, приобретенный в раннем онтогенезе, может подчас служить ключом к разгадке асоциального поведения человека.

Многие исследователи считают, что импринтинг – это особая, третья форма реагирования (кроме условного и безусловного рефлексов) на окружающую среду.

Классические условные рефлексы по И.

П. Павлову являются одним из видов ассоциативного научения. Они характеризуются сигнальностью: безразличный вначале раздражитель при выработке условного рефлекса приобретает роль предупреждающего фактора, который сигнализирует о наступлении последующих событий и подготавливает организм к взаимодействию с ними. Сам организм при этом не может кардинально изменить последовательность событий и пассивно ожидает подачи условного и подкрепляющего безусловного раздражителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Авторизация

Размер:

AAA

Цвет: C C C

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

Сведения об образовательной организации Контакты Старая версия сайта Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

Южно-Уральский государственный медицинский университет

  • Университет
    • События
    • Новости
    • ЮУГМУ сегодня
    • Историческая справка
    • Руководство
    • Выборы ректора
    • Лицензия, аккредитация и сертификаты
    • Организационная структура
    • Противодействие коррупции
    • Первичная профсоюзная организация ЮУГМУ Профсоюза работников здравоохранения РФ
  • Абитуриенту
    • Новости для абитуриентов
    • Центр довузовской подготовки
    • Поступающим на специалитет
    • Поступающим в ординатуру
    • Поступающим в аспирантуру
    • Поступающим в медицинский колледж
    • Документы на право ведения образовательной деятельности
    • Положения о приемной, экзаменационной и апелляционной комиссиях
    • Информация об общежитиях
    • Часто задаваемые вопросы
    • Результаты приема студентов
    • Информация для инвалидов
  • Обучающемуся
    • Факультеты
    • Кафедры
    • Медицинский колледж
    • Ординатура
    • Аспирантура
    • Научная библиотека
    • Образовательный портал
    • Расписание
    • Совет обучающихся ЮУГМУ
    • Этический кодекс студентов медицинских вузов
    • Совет студентов Минздрава России
    • О допуске студентов к работе в медицинских организациях
    • Иностранным обучающимся
    • Медицинское обслуживание
    • Информация об общежитиях
    • Стипендиальное обеспечение
    • Порядок перехода обучающихся с платного на бесплатное обучение
    • Часто задаваемые вопросы
    • Анкетирование
    • Студенческие отряды
    • Противодействие терроризму и экстремизму
  • Специалисту
    • Институт дополнительного профессионального образования
    • Аккредитация специалистов
  • Пациенту
    • Клиника ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России
    • Профилактика новой коронавирусной инфекции, гриппа, ОРВИ, вакцинация
    • Здоровый образ жизни
    • Нет наркотикам!
  • Научная работа
    • Управление по научной и инновационной работе
    • Экспериментально-биологическая клиника (виварий)
    • Отдел международных связей
    • НИИ иммунологии
    • Центральная научно-исследовательская лаборатория
    • НОЦ «Проблемы фундаментальной медицины»
    • НОЦ «Клиническая фармакология»
    • Конференции и другие мероприятия
    • Диссертационные советы
    • Журнал «Непрерывное медицинское образование и наука»
    • Студенческое научное общество
    • Совет молодых ученых и специалистов

Пассивное обучение против активного обучения

Каждый день мы используем разные формы обучения, включая чтение, письмо, ведение заметок и т. д. У всех нас есть разные ресурсы и способы обучения. Двумя наиболее распространенными стратегиями являются пассивное обучение и активное обучение. Были долгие споры о том, кто лучше другого, почти битва двух. Хотя они различаются по стилю и процессам, у обоих есть свои недостатки и преимущества. У них также есть методы, которые помогают разным людям. Поскольку есть два процесса, есть также два разных типа учащихся: активные учащиеся и пассивные учащиеся. Также считается, что каждый из них преуспевает в разных категориях. Посмотрим, кто победит.

Что такое пассивное обучение?

Во-первых, прежде чем мы перейдем к недостаткам и преимуществам; что такое пассивное и активное обучение? Давайте сначала разберем более традиционный способ обучения: пассивный. Пассивное обучение определяется как «метод обучения или обучения, при котором учащиеся получают информацию от преподавателя и усваивают ее». Проще говоря, это означает, что учащийся будет слушать и читать материал, а также внутренне размышлять без дальнейшего обдумывания или повторения. Некоторые методы для дальнейшего объяснения этого определения включают прямые инструкции, смоделированное обучение, лекции и подкасты. Пассивное обучение подвергалось резкой критике, но пассивное обучение имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества, отмеченные некоторыми, включают в себя знакомство с новым материалом, больший контроль со стороны инструктора над классной комнатой, что может привести к более структурированной классной комнате, что выгодно для некоторых более медленных студентов и учащихся, возможность для структурированного и увлекательного формата; возможность пояснить учебный материал для студентов; представление большого объема информации за короткое время, что полезно, особенно в онлайн-среде; учебные материалы (конспекты лекций, раздаточные материалы и т. д.) можно подготовить заранее, а важные концепции и содержание можно определить и представить в организованном, структурированном и осмысленном виде. Недостатки пассивного обучения были освещены ярче благодаря новым прогрессивным способам обучения, привлекающим внимание; многие люди критикуют эти аспекты пассивного высказывания, оно ориентировано на учителя и менее интерактивно для учащихся, поэтому они не могут использовать полученные навыки в реальной ситуации. Меньше обратной связи, а также навыков обсуждения и анализа; эти учащиеся также считаются менее способными понимать и использовать материалы для чтения. Пассивное обучение предполагает, что учащиеся становятся губками, которые впитывают учебные материалы и усваивают их, а не сразу размышляют о преподавателе или других одноклассниках.

Что такое активное обучение?

Активное обучение находится в полной противоположности спектру. Он определяется как «метод обучения, при котором учащиеся активно или на основе опыта участвуют в процессе обучения». Это практика обучения, ориентированная на учащихся, где есть более интерактивное двустороннее обучение. Это означает, что учащиеся участвуют в изучении новых материалов друг с другом и со своим инструктором, прежде чем усвоить. Они участвуют в многочисленных дискуссиях, интерактивных беседах и мероприятиях. Они также могут использовать активные стили заметок, такие как карточки и онлайн-заметки. Учителя, использующие активный стиль обучения, обычно заставляют учащихся объяснять учебные материалы и проверять их основные знания. Примеры активного обучения в классе или дома включают в себя обзоры коллег, круговое обсуждение, аннотации к материалам для чтения и обучения, упражнения с карточками, разговорные занятия, групповое чтение текста и т. д. Основная идея активного обучения заключается в том, что учащийся постоянно вовлечен в процесс. в процессе и является фокусом каждого урока. Некоторые наблюдаемые преимущества активного обучения : закрепление важного материала, концепций и навыков; дает учащемуся более частую и немедленную обратную связь со сверстниками и учителями, дает учащимся возможность обдумывать, обсуждать и обрабатывать материал курса на месте, что улучшает коммуникативные навыки, позволяет учащимся практиковать важные навыки, такие как сотрудничество, в паре групповая работа и т. д. Несмотря на то, что существует так много преимуществ, активное обучение также вызывает скептицизм. Многие люди видят недостатки активного обучения, такие как то, что оно мешает слушать старших и учителей, может отвлекать внимание, если не контролируется должным образом, требует запоминания, что сложно для некоторых учащихся, требует очень много времени, что бесполезно в обычной классной среде. и онлайн-среды, экспертные оценки могут быть суровыми и обескураживающими для некоторых учащихся, а без надлежащего руководства учащиеся могут легко отвлечься, что ограничивает возможности обучения.

Сравнение двух

Итак, что лучше? Это не мнение с моей точки зрения, но мой вклад по этому вопросу заключается в том, что это зависит от ученика. Вы, вероятно, читали это, думая, что это важный момент, когда делается вывод, но это не может быть универсальная система обучения, подходящая для всех. Многие учащиеся предпочитают традиционный стиль обучения, возможно, потому, что они застенчивы, напуганы, умственно неполноценны, имеют заболевание, которое замедляет процесс их мышления, или просто обрабатывает определенные материалы медленнее, чем другие. В любом случае, пассивное обучение имеет так много преимуществ, особенно потому, что занятия должны быть сжатыми, а иногда усвоение информации до реакции может быть надежным навыком обучения. Несмотря на то, что пассивные учащиеся и среда так же активно стимулируют и могут быть менее двусторонним взаимодействием, это полезно для учащихся, которые не умеют работать на месте и которым нужно время для подготовки. Подготовка – очень хороший навык обучения в реальном мире, особенно сегодня. Активное обучение — полная противоположность, как видно из двух приведенных выше объяснений, но оно предоставляет свои активы для обучения. Активное обучение предназначено для более спонтанных и экстравертных учеников, которым нравится подпитываться от других людей. Сюда могут входить люди, которые любят групповые проекты, очень красноречивы, могут быстро думать на ходу, часто говорят без колебаний и лучше учатся в более интерактивной учебной ситуации. Этот стиль обучения не так распространен, но в настоящее время растет. Активное обучение очень увлекательно, но также требует много времени и немедленных размышлений. Это поможет учащимся развить разговорные навыки, а также сможет быстро соображать в таких ситуациях, как дебаты или интервью. Активное обучение также может привести к тому, что учащиеся станут слишком разговорчивыми и могут привести к мышлению «говорить, прежде чем думать», что вызывает множество проблем, особенно в нынешнем состоянии мира. Кроме того, это отнимает очень много времени, что усложняет планирование урока для учителей, которые не могут планировать так много, как в ситуации пассивного обучения. Так что лучше? Это ни то, ни другое; у них обоих есть свои хорошие и свои плохие, и никто не может судить, что лучше для всех студентов. Тем не менее, учителя должны приложить усилия, а также ученики, чтобы определить, какой процесс обучения лучше для каждого человека. Студенты, которые более интровертированы и нуждаются в большем количестве времени для усвоения и планирования, должны использовать пассивное обучение, чтобы быть так называемой «губкой», в то время как спонтанные учащиеся, которые преуспевают в более напряженной и активной учебной ситуации, должны использовать активное обучение.

Активное и пассивное обучение | Академическая поддержка

В старшей школе мне часто было достаточно делать заметки во время занятий и перечитывать их несколько раз, чтобы хорошо сдать экзамены. Однако использование той же стратегии в колледже не дало таких же результатов. Слишком много информации было выброшено на меня за короткий промежуток времени, и я был не в состоянии отфильтровать важную информацию, не говоря уже о том, чтобы сохранить ее. Сам того не зная, я попал в ловушку пассивного обучения, а не гораздо более эффективного 9026 обучения.0025  активно  обучение.

Что такое пассивное и активное обучение?  

Пассивное обучение ориентировано на инструктора. Это означает, что вы, как студент, будете посещать лекцию профессора, а затем усваивать материал, перечитывая заметки или выделяя большие куски информации при просмотре. Однако это часто приводит к очень поверхностному пониманию ключевых понятий, создавая «иллюзию знания». Это означает, что вы думаете, что знакомы с материалом, потому что сталкивались с ним несколько раз. На самом деле вы практически не анализировали то, что только что узнали, и информация не сохраняется в вашей долговременной памяти, чтобы вы могли ее вспомнить во время экзамена.

Активное обучение, с другой стороны, ориентировано на ученика. Другими словами, вы, как учащийся, будете усваивать материал посредством практического и интерактивного взаимодействия, например, преподавая материал кому-то или используя метод Anki (карточки). Исследования показывают, что учащиеся с более высокими показателями успеваемости не обязательно могут учиться дольше, чем их сверстники, вместо этого, скорее всего, они будут учиться по-другому, используя активный обзор и повторяющиеся повторения для сохранения информации в долговременной памяти.

Пассивные и активные стратегии обучения  

Ниже приведено сравнение некоторых стратегий пассивного обучения, которых следует избегать, и стратегий активного обучения, которые нужно попробовать!

Материал для изучения Пассивная стратегия Активная стратегия
PowerPoint Slides Распечатать и следуйте во время класса. Выделяйте ключевые слайды по мере их просмотра преподавателем. Распечатайте и прочитайте перед занятием. Делайте дополнительные заметки своими словами во время урока. Сконцентрируйте каждый слайд на карточке, чтобы неоднократно проверять себя.
Конспект лекций  Запишите точные слова, которые профессор произносит во время занятий. Просмотрите записи несколько раз перед экзаменом. Обобщайте ключевые моменты своими словами во время урока. Напишите вопросы, которые у вас есть, на полях и как можно скорее обратитесь в рабочее время для уточнения. Перепишите одни и те же понятия другими словами при повторении.
Проблемы с учебниками/домашним заданием  Просматривайте примеры из класса, когда решаете задачи. Запишите, что ТА говорит вам писать в рабочее время. Попробуйте решить задачи самостоятельно, не глядя на примеры, и обратите внимание на то, где вы застряли или допустили ошибку. Переработайте проблему самостоятельно после обращения за помощью к ТА.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts