Мышления виды мышления их особенности: 37.Мышление. Виды мышления и их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.

37.Мышление. Виды мышления и их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей.

Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:

Самостоятельность мышления

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Оперативность мышления

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Индивидуальные особенности мышления и его основное качество

Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Виды мышления и их характеристика

Опубликовано:

Виды мышления и их характеристика: Unsplash

Мышление — важнейшая способность людей. Благодаря ему человек познает мир, приобретает опыт, планирует будущее. Мышление возникает вследствие практической и умственной деятельности и бывает нескольких типов.

Какие есть виды мышления? Доктор психологических наук Роберт Немов делит мышление на теоретическое и практическое. В теоретическом мышлении выделяются такие типы, как понятийное и образное, а в практическом — наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Наглядно-действенное мышление

В чем особенность наглядно-действенного мышления? Это способ познания мира через практическую деятельность. Исторически сложилось так, что человек знакомится с окружающим миром через действие:

  • Ребенок узнает о свойствах разных предметов через касания. Его желание потрогать все вокруг говорит о любознательности. Так он понимает, что батарея горячая, снег холодный. Стремление ломать игрушки — это не что иное, чем любопытство и желание заглянуть внутрь.
  • По такому же принципу знакомился с миром и первобытный человек. Сначала он выполнял действие руками и формировал так новые знания.

Современный взрослый индивид также пользуется наглядно-действенным мышлением. Особенно оно развито у людей, которые работают руками — хирургов, сантехников, инженеров.

Другими словами, человек сталкивается с реальной ситуаций, и она запускает его мыслительный процесс. Наглядно-действенное мышление развивается у человека еще в младенчестве. За него отвечает левое полушарие мозга.

Наглядно-действенное мышление: Unsplash

Наглядно-образное мышление

Вслед за наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление. Оно формируется у дошкольников в возрасте 4–7 лет и задействует правое полушарие мозга.

Чем отличается наглядно-образное мышление? Оно возникает, когда человек сталкивается с окружающей действительностью и может:

  • поверхностно проанализировать ее;
  • понять характеристики предмета, не касаясь его;
  • сравнивать разные предметы или явления.

Этот тип мышления тесно связан с воображением. Например, ребенок смотрит на объект Н. И. Козлов кратковременной памяти знания о похожих объектах и понимает его свойства, не прикасаясь к нему. У взрослых наглядно-действенное мышление проявляется во время ремонта. Видя голые стены квартиры, они представляют , как на них будут смотреться обои и куда лучше поставить мебель.

Наглядно-образное мышление: Unsplash

Понятийное мышление

Освоив практические виды мышления, человек учится рассуждать теоретически. На этом этапе появляется понятийное мышление.

Что характерно для понятийного мышления? Как отмечает доктор психологических наук Н. И. Козлов, оно не врожденное и не развивается само по себе, его формируют во время обучения. На этом этапе человек:

  • знакомится с понятиями и запоминает их свойства без личного контакта;
  • устанавливает общие закономерности и формирует логические классы;
  • учится строить логические цепочки.

Понятийное мышление не замещает практическое, а лишь дополняет его. Оно тесно связано с применением речи и определенных логических операторов. Поэтому в различных классификациях его называют словесно-логическим (вербально-логическим) мышлением.

Понятийное мышление: Unsplash

Теоретическое образное мышление

В чем особенность образного мышления? Этот тип отличается тем, что «материалом» для мышления становится не наглядный предмет или понятие, а образ. Он исходит из памяти или воссоздается воображением. К образному мышлению чаще всего прибегают люди творческих профессий, в частности писатели, сценаристы. Психолог Н. И. Козлов назвал этот тип сценарийным мышлением.

О людях с сильным образным мышлением говорят, что у них развита интуиция. На самом деле, видя ситуацию, они воссоздают возможные развороты событий из опыта. Оперируя логикой и воображением, они могут предугадать развитие даже незнакомой для себя ситуации.

Образное мышление: Unsplash

Согласно другим классификациям, кроме вышеперечисленных видов, выделяют также творческое, аналитическое, интуитивное мышление, пралогическое (способность составлять простейшие логические цепочки), альтернативное (способность выстроить несколько возможных сценариев развития событий и выбрать лучший), критическое, стратегическое мышление и пр.

Человек применяет все типы мышления, но наибольшего развития достигает тот, которого требует род деятельности. Определите, какое мышление дается вам лучше всего, и, вероятно, оно станет основой вашей профессии.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1791961-vidy-myslenia-i-ih-harakteristika/

Основные типы мышления и их понимание

Основными стилями мышления являются критическое мышление, аналитическое мышление, конкретное мышление, абстрактное мышление, творческое мышление, дивергентное мышление и конвергентное мышление. Это способы, которыми человек распознает обработку данных мыслей для построения своих действий и решений.


Понимание мыслительных процессов необходимо для создания умных планов, принятия правильных решений и выбора, изучения новых вещей, размышлений и сохранения как можно большего количества информации в памяти. Есть разные типы мыслителей. На пути к выяснению своего стиля мышления и обработки данных можно правильно организовать свой опыт. Этот процесс способствует точному и глубокому интуитивному пониманию. Ваши умственные и когнитивные процессы будут под вашим контролем. Таким образом, вы можете создать свой стиль обучения, взломать свое познание и расширить свою память. Это также позволяет понимать собственные чувства и выражать себя другим.


Типы мышления


Четкое понимание того, какой вы мыслитель, может помочь вам повысить эффективность обучения, обработки новой информации и запоминания сложных понятий. Итак, давайте рассмотрим распространенные типы более подробно и сравним некоторые из них.


Критическое мышление


Люди с критическим типом мышления стремятся учиться и получать новые знания и опыт. Широкий круг интересов позволяет стать свободомыслящим и терпимым к разнообразным взглядам. Это также означает, что ваш разум готов наблюдать, анализировать и синтезировать информацию. Существует множество признаков, которые помогут вам понять, критично ли ваше мышление. Один из них использует несколько источников при изучении одной темы, чтобы делать разумные выводы и формировать неограниченные мнения. Гибкость ума и способность распознавать собственные ошибки — это другие качества, которыми обладают критически мыслящие люди. Стремитесь всегда быть хорошо информированным, непредубежденным и уверенным в своих рассуждениях. Тогда человек более способен развиваться и расти в различных направлениях. Предположим, вы заметили какие-то барьеры, которые мешают вам разумно мыслить. Было бы здорово проверить упражнения на критическое мышление, чтобы укрепить навыки, необходимые для достижения впечатляющих успехов в карьере или учебе, отшлифовать рассуждения и развить творческий потенциал.


Аналитическое мышление


Аналитическое и связное мышление относится к числу распространенных типов мышления, которые каждый должен развивать и развивать. Это означает, что ваш разум способен собрать все необходимые детали и принять во внимание все переменные, прежде чем что-то решить или сделать выбор. Аналитические мыслители, столкнувшись с проблемой, легко придумают хорошо продуманный алгоритм действий, чтобы знать, какой шаг предпринять дальше, так как они любят, когда им бросают вызов. Большинство видов работ и профессий требуют сильных навыков применения логических рассуждений. Умение подходить к задачам и делать выводы непредвзято и непредвзято для учащихся также весьма полезно. Кроме того, чтобы достичь гармонии и последовательности мыслей, вы должны быть готовы к разным взглядам при рассмотрении вопросов. Кроме того, ваш мозг должен быть готов принять тот факт, что вы можете ошибаться. Наконец, вы должны воспринимать каждую неудачу и трудность как возможность расти и учиться.


Конкретное мышление против абстрактного мышления


Чтобы продвинуться дальше в раскрытии различных типов мышления, было бы полезно сравнить абстрактное и конкретное мышление. Абстрактный тип мышления относится к нашей способности формировать идеи и концепции, не привязываясь к физическим вещам. Это способ мышления, который включает в себя символизм и концептуальные формы. Многие авторы, писатели, живописцы и художники используют абстрактные мысли для создания оригинального произведения искусства. Абстрактные мыслители лучше работают и могут лучше усваивать знания благодаря превосходной гибкости ума. Конкретный тип означает полагаться на факты и физический мир, не воспринимая информацию за пределами существующих вещей. Целый ряд специалистов требует конкретного подхода, например, бизнес- и финансовые аналитики или инженеры-технологи. Но выигрышная ситуация состоит в том, чтобы объединить два типа мышления. Таким образом, вы будете эффективно использовать свои навыки абстрактного мышления без ограничений и в то же время сможете научиться использовать четкие факты, когда это необходимо.


Креативное мышление против дивергентного мышления


Что касается творческого мышления, это тип мышления, который можно подпитывать и развивать. Имея одну проблему, творческое мышление побуждает искать разные решения и выбирать то, которое обязательно принесет ожидаемые результаты. Это похоже на дивергентный мыслительный процесс, который включает в себя свободный и неограниченный метод решения проблемы. Следуя многим направлениям мысли, свежие и оригинальные идеи будут легко генерироваться. Однако дивергентное мышление — это лишь часть творческих процессов, происходящих в нашем мозгу. Креативное мышление охватывает гораздо больше процессов, позволяя вам легко выражать свои мысли и генерировать идеи. Любой может заниматься творчеством с помощью специально разработанного набора упражнений, чтобы оставаться умственно гибким и сохранять память острой. Внедрение техник для развития творческого мышления имеет множество далеко идущих преимуществ для вашего мозга. Так что будьте готовы обрести аналитический склад ума и нестандартное мышление, развивая свою творческую силу.


Конвергентное мышление


Способность придумывать более одной интерпретации является мощным навыком. Хотя иногда для получения работоспособного решения проблемы требуется точность. К конвергентным типам мыслителей относятся личности, способные обходить стороной ненужные вещи, отвлекающие внимание, и быстро находить правильное решение. Этот навык находится в авангарде каждого мощного организационного процесса, где для успеха необходимо быстрое принятие решений. Опираясь только на установленные стандарты, правила и критерии, а также логически обдумывая проблемы, конвергентные мыслители могут быть сосредоточены и принимать только твердые решения, не теряя времени на рассмотрение альтернатив. Однако должно быть ясно, что такое понятие противоположно творчеству и должно использоваться правильно.


Считается, что у большинства людей преобладает один образ мышления, в то время как другие способы используются в той или иной степени. Тем не менее, стили мышления определенно могут быть улучшены. Каждое когнитивное умение можно улучшить, будь то способность концентрировать внимание на чем-то одном за счет всего остального или более открыто и без границ анализировать ситуацию. Чтобы достичь многоуровневого мышления и получить больший контроль над когнитивными процессами, рекомендуется разработать индивидуальную стратегию стимуляции мозга. Правильно подобранные инструменты ума помогут вам избавиться от слабостей, улучшить интеллект и активировать различные типы мышления, когда это необходимо больше всего.


Проверенные способы развития мыслительных навыков и переосмысления шаблонов мышления


Самый ценный актив, которым мы все обладаем, — это наш мозговой потенциал и сила мышления. Таким образом, затраты времени и усилий на укрепление памяти, развитие различных типов мышления и оттачивание умственных способностей окупятся и принесут выдающиеся результаты. Бдительность ума и быстрая обработка информации являются ключевыми составляющими вашего успеха на работе или в университете. Борьба с признаками старения, повышение уверенности в себе и усиление любознательности также являются отличными бонусами, которые может получить любой человек, если он включит умные упражнения в свой ежедневный график.


Существует множество очевидных способов отточить свое мышление. Это может быть чтение, изучение нового языка, начало занятий йогой или корректировка диеты. Однако ничто не может сравниться с мнемоникой и техниками запоминания, такими как дворец разума. С помощью этого типа тренировки мозга вы не только значительно улучшите свои навыки памяти, снизите уровень беспокойства и улучшите настроение. И даже если на первый взгляд строительство дворца памяти кажется сложной задачей, регулярно занимаясь физическими упражнениями, каждый может раскрыть природную силу ума.


Откройте для мозга новые возможности с помощью набора методов, добавьте одновременно стимулирующие и развлекательные приложения и оставайтесь умственно активными. В результате вы измените свое мышление, улучшите скорость запоминания и восстановите мотивацию и вдохновение для достижения более выдающихся результатов.


Часто задаваемые вопросы


Каковы четыре состояния ума?


Ваш разум может находиться в критическом состоянии или в состоянии автопилота — это считается вредным режимом, который может помешать человеку быть разумным. Напротив, занятое или мыслящее состояние — это то, что позволяет вам оставаться умственно активным.


Каково высшее состояние ума?


Наши эмоции, мысли и более глубокое понимание, которые находятся за пределами нашего сознания, трудно раскрыть. Таким образом, наше состояние бессознательности является высшим уровнем ума.


Какой тип мышления лучше?


Лучший способ грамотно действовать в уме – тренировать и комбинировать несколько типов мышления.

Определение критического мышления

Критическое мышление… пробуждение интеллекта к изучению самого себя.

Критическое мышление — это богатая концепция, которая развивалась на протяжении последних 2500 лет. Термин «критическое мышление» уходит своими корнями в середину-конец 20 века. Ниже мы предлагаем пересекающиеся определения, которые вместе образуют содержательную и междисциплинарную концепцию критического мышления.


Критическое мышление согласно определению Национального совета по совершенствованию критического мышления, 1987 г.

Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения, в качестве руководства к убеждению и действию. . В своей примерной форме он основан на универсальных интеллектуальных ценностях, выходящих за рамки предметных разделений: ясность, точность, четкость, последовательность, актуальность, веские доказательства, веские причины, глубина, широта и справедливость.

Это влечет за собой изучение тех структур или элементов мысли, которые имплицитно присутствуют во всех рассуждениях: цель, проблема или рассматриваемый вопрос; предположения; концепции; эмпирическое обоснование; рассуждения, ведущие к выводам; последствия и последствия; возражения с альтернативных точек зрения; и система отсчета. Критическое мышление — будучи способным реагировать на различные предметы, проблемы и цели — включено в семейство переплетенных способов мышления, среди которых: научное мышление, математическое мышление, историческое мышление, антропологическое мышление, экономическое мышление, моральное мышление и философское мышление. мышление.

Критическое мышление можно рассматривать как состоящее из двух компонентов: 1) набор навыков формирования и обработки информации и убеждений и 2) привычка, основанная на интеллектуальной приверженности, использовать эти навыки для управления поведением. Таким образом, его следует противопоставлять: 1) простому получению и сохранению информации, поскольку оно включает в себя особый способ поиска и обработки информации; 2) простое владение набором навыков, потому что оно предполагает их постоянное использование; и 3) простое использование этих навыков («в качестве упражнения») без принятия их результатов.

Критическое мышление различается в зависимости от лежащей в его основе мотивации. Когда оно основано на эгоистичных мотивах, оно часто проявляется в искусном манипулировании идеями в угоду своим личным интересам или интересам своей группы. Как таковой, он, как правило, интеллектуально несовершенен, каким бы прагматически успешным он ни был. Когда оно основано на беспристрастности и интеллектуальной честности, оно, как правило, интеллектуально более высокого порядка, хотя и подвергается обвинению в «идеализме» со стороны тех, кто привык к его эгоистичному использованию.

Критическое мышление любого рода никогда не бывает универсальным у любого человека; каждый подвержен эпизодам недисциплинированного или иррационального мышления. Поэтому его качество, как правило, зависит от степени и зависит, среди прочего, от качества и глубины опыта в данной области мышления или в отношении определенного класса вопросов. Никто не является критическим мыслителем насквозь, но только до такой-то степени, с такими-то прозрениями и слепыми пятнами, подверженным таким-то склонностям к самообману. По этой причине развитие навыков критического мышления и предрасположенности — это дело всей жизни.0005

Еще одна краткая концептуализация критического мышления

Критическое мышление — это самоуправляемое, самодисциплинированное мышление, которое пытается рассуждать на самом высоком уровне качества беспристрастным образом. Люди, которые мыслят критически последовательно, пытаются жить рационально, разумно, эмпатически. Они прекрасно осознают изначально ошибочную природу человеческого мышления, если его не контролировать. Они стремятся уменьшить силу своих эгоцентрических и социоцентрических тенденций. Они используют интеллектуальные инструменты, которые предлагает критическое мышление, — концепции и принципы, которые позволяют им анализировать, оценивать и улучшать мышление. Они усердно работают над развитием таких интеллектуальных добродетелей, как интеллектуальная честность, интеллектуальное смирение, интеллектуальная вежливость, интеллектуальное сочувствие, интеллектуальное чувство справедливости и уверенность в разуме. Они осознают, что независимо от того, насколько искусны они как мыслители, они всегда могут улучшить свои мыслительные способности и время от времени будут становиться жертвами ошибок в рассуждениях, человеческой иррациональности, предрассудков, предубеждений, искажений, некритически принятых социальных правил и табу, личных интересов. , и личная заинтересованность. Они стремятся улучшить мир всеми возможными способами и внести свой вклад в более рациональное, цивилизованное общество. В то же время они осознают сложности, которые часто возникают при этом. Они избегают упрощенного мышления о сложных вопросах и стремятся должным образом учитывать права и потребности соответствующих других. Они осознают сложность развития мыслителей и посвящают себя пожизненной практике самосовершенствования. Они воплощают принцип Сократа: неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить, потому что они осознают, что множество неисследованных жизней вместе приводят к некритическому, несправедливому, опасному миру.

~ Линда Элдер, сентябрь 2007 г.
Реклама

Зачем нужно критическое мышление?

Проблема
Каждый думает; такова наша природа. Но большая часть нашего мышления, предоставленного самому себе, предвзята, искажена, пристрастна, неосведомлена или откровенно предвзята. Однако качество нашей жизни и того, что мы производим, изготавливаем или строим, зависит именно от качества нашего мышления. Дрянное мышление дорого обходится как в деньгах, так и в качестве жизни. Однако совершенство мышления необходимо систематически культивировать.

A Определение
Критическое мышление — это такой способ мышления — о любом предмете, содержании или проблеме, – при котором мыслитель улучшает качество своего мышления путем умелого управления структурами, присущими мышлению, и
навязывание им интеллектуальных стандартов.

Результат

Хорошо развитый критический мыслитель:

  • ставит насущные вопросы и проблемы, формулируя их ясно и точно;
  • собирает и оценивает соответствующую информацию, используя абстрактные идеи для ее эффективной интерпретации, приходит к аргументированным выводам и решениям, проверяя их на соответствие соответствующим критериям и стандартам;
  • мыслит непредвзято в рамках альтернативных систем мышления, признавая и оценивая, по мере необходимости, их предположения, последствия и практические последствия; и
  • эффективно общается с другими в поиске решений сложных проблем.

Критическое мышление — это, вкратце, самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление. Это предполагает согласие со строгими стандартами совершенства и осознанное владение ими. Это влечет за собой способность эффективно общаться и решать проблемы, а также стремление преодолеть наш врожденный эгоцентризм и социоцентризм.

(Взято из книги Ричарда Пола и Линды Элдер, The Miniature Guide to Critical Thinking Concepts and Tools, Foundation for Critical Thinking Press, 2008) мышление следующим образом: «Способность мыслить критически, как она понимается в этом томе, включает в себя три вещи: (1) отношение к вдумчивому рассмотрению проблем и предметов, которые входят в круг нашего опыта, (2) знание методов логического исследования и рассуждения и (3) некоторый навык в применении этих методов. Критическое мышление требует настойчивых усилий для проверки любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете подтверждающих его свидетельств и дальнейших выводов, к которым оно приводит.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts