Н а рыбников акмеология: 3.4. Акмеология . Психология. Основные отрасли

3.4. Акмеология . Психология. Основные отрасли

Акмеология (от аkme – в переводе с древнегреческого – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия – от греческого lоgos – учение), наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие «акмеология» ввел в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы акмеологии как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др.

Основная область исследований акмеологии связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект акмеологии – профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет акмеологии – объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, – с другой.

Акмеология выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

Акмеология исследует целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности и факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин социального успеха и профессионального мастерства.

Акмеология как наука делится на классическую акмеологию, фундаментальную (базовую) акмеологию и прикладную (отраслевую) акмеологию (классификация Н.В. Кузьминой).

Классическая акмеология, у истоков которой стоят Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией.

Фундаментальная (базовая) акмеология рассматривает человека как целостную систему.

Ее предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессиональной деятельности субъекта.

Фундаментальная (базовая) акмеология – новая междисциплинарная наука, интегрирующая знания философии, психологии, математики, педагогики и других наук, ведущих к вершинам познания и достижения результата в каждой из них. Если центральным понятием психологии является «отражение», то акмеологии – «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека.

В психологии предметом исследований были виды деятельности, как игра, учение, труд, (по С.Л. Рубинштейну), а также общение, познание, труд (по Б.Г. Ананьеву), но никогда не рассматривался конечный результат – продукт труда.

В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта, ориентированной на развитие своего профессионального мастерства. В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъектного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культуральный. Системообразующим фактором относительно взаимодействия всей категориальной системы как базальных, так и производных от них акмеологических аспектов является рефлексивный аспект мастерства.

Возрастной аспект исследования нацелен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда). Образовательный аспект – на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования. Профессиональный аспект – на определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспект – на определение затрачиваемых усилий и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим, обеспечивая оптимальное взаимосогласование выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.

Прикладная (отраслевая) акмеология рассматривает пути достижения результата в конкретных отраслях научного знания, таких как профессиональная, управленческая, политическая, военная акмеология акмеология образования, педагогическая и другие.

Возникновение прикладной акмеологии было обусловлено поиском путей интеграции психологии педагогики и преподаваемой областью специальных знаний, предъявляющей свои требования, как к преподавателям, так и учащимся, их усваивающим.

Акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов, когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников). Если социокультурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX века, как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.

В целях изучения и анализа акме-форм, успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.

Полученное в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.

В настоящий период активно формируются методологические принципы, концептуальные подходы и исследовательские стратегии, разрабатываются практически ориентированные акмеологические технологии, которые призваны встроить акмеологию в систему современных наук и обеспечить внедрение полученного ею знания в социальную практику.

Акмеологическим исследованиям присущи три основные ориентации: естественнонаучная, технологическая и гуманитарная.

Естественнонаучная ориентация выражается в том, что, во-первых, она, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе рядов акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т.  п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.

Гуманитарная ориентация проявляется еще более многообразно. Разумеется, и до возникновения акмеологии психологи, социологи, педагоги исследовали вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, которые во многом сходны с акмеологической проблематикой. Однако именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных акме-форм привел сначала к зарождению специфически акмеологической проблематики, а затем к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических технологий и, далее, – к возникновению и оформлению особой науки со своими специфическими предметом и методами.

Технологическая ориентация – это не столько непосредственное взаимодействие с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.), сколько использование присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисциплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая направлена на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.).

Особенно многообразны связи акмеологии с другими областями современного обществознания – как прикладными, социальными, так и фундаментальными, философскими. Сопряженность с философским знанием осуществляется по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой – вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства. В качестве таких средств можно признать методологические принципы: оперирование философскими категориями и научными понятиями; выделение объектов и разработка предмета и стратегий исследования; анализ феноменологии и синтеза знаний о ней; построение концептуальных моделей и акмеологических методов, их эмпирическая верификация; проведение экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных; осуществление их акмеологической интерпретации и создание технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера.

Кроме того, философия задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т. п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции; гуманистические и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности; цивилизованного правосознания и рациональной организации; экологической целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.

Акмеология также тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Центральной линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологическом в экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно осмысленного труда – основная во взаимодействии акмеологии с общественными науками, она определяет различные социальные аспекты трактовки ее ключевых понятий – деятельности, профессионализма, организации и управления.

Ближайшая к акмеологии, естественно, – психология как центральная дисциплина, изучающая человека. В свою очередь общая психология (кроме того, что является дисциплинарным ядром) представляет весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: фундаментальных (изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество) и прикладных (психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т. п.).

Разумеется, разные знания (накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях) постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики профессионального мастерства человека. С этой точки зрения, основной системой психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.

Акмеология и кибернетическая акмеология в Украине и НТУУ «КПИ»

Наука акмеология существует с 1928 года. Она изучает закономерности и феномены развития зрелого человека в процессе личностно-профессионального роста. Основные принципы этой науки заложил академик В.М.Бехтерев, а название предложил проф. Н.А.Рыбников. Термин «акмеология» происходит от греческого слова «акме», что означает «вершина», «пик», «высшая степень», «расцвет». Акме рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека и связана с его профессиональными, личностными и социальными достижениями.

Объектом исследования акмеологии являются: 1) человек как индивид, личность, субъект деятельности, который достигает своего наивысшего уровня развития; 2) малые и большие социальные группировки, совокупные субъекты, что достигают своей высшей степени развития — акме; 3) народы, культуры, цивилизации, мировые группировки, человечество, достигающие акме.

В 1991 году термин «акмеология» был зарегистрирован в ГКНТ СССР. В 1995г. изданы первые пособия по акмеологии, в 1998 г.. подготовлены материалы для Минобразования России о введении новой специальности «Акмеология». В 1998 г. разработано проект положения и программу психолого-акмеологической службы для внедрения в образовательные учреждения России (лаборатории, кафедры, университеты, академии и т.д.). Открыто научную специальность — 19.00.13 («Психология развития, акмеология»), по которой можно получить степени кандидата и доктора педагогических или психологических наук (с акмеологии).

Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности имеется в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (1992), кафедры акмеологии создано в ряде российских университетов. В 1995 году создано Санкт-Петербургскую акмеологическую академию. С 2001 года действует аспирантура по специальности «Акмеология» в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Развивается акмеология и в Украине. Психолого-акмеологическая служба создана в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. Исследуют и изучают акмеологию также в Управлении организации профобучения при Главгосслужбе Украины; в Севастопольском национальном университете ядерной энергии и промышленности; в Украинском центре культурных исследований при НПУ им. Драгоманова и др. В 2007 году создана Украинская академия акмеологических наук.

Проводится такая работа и в нашем университете — на теплоэнергетическом факультете. Здесь осуществляется акмеологическая диагностика (диагностика развития) студентов, то есть комплексный анализ их индивидуального состояния с учетом физиологических, психофизиологических; социально-психологических и других факторов с целью исследования динамики развития студента и разработки технологий достижения им высокого уровня профессионализма и самореализации. При этом рассматривается «Я-концепция студента» — система отношений студента к себе, окружающей среде, которая имеет сложный, динамичный, многокомпонентный, интегративный характер.

В процессе реализации предлагаемого подхода используется понятие «Профессиография» — технология изучения требований профессии к качествам студента: его психологических характеристик; социально-психологических показателей; природно-генетических способностей; приобретенных навыков; деловых качеств; профессиональных знаний и умений; состояния здоровья и тому подобное. Все это обобщается в виде профессиограмм.

В 2005 году автором организована новая дисциплина в рамках акмеологии — кибернетическая акмеология (см: vant.ho.com.ua). Сейчас она используется для компьютерного исследования качества обучения и трудоустройства студентов.

Задача киберакмеологии заключается в исследовании, реализации и моделировании потенциально ресурсных (внутренних) способностей человека, его генотипа на компьютере средствами современных информационных технологий с помощью киберакмеологичной информационной системы. С помощью этой системы осуществляется: компьютерная диагностика и тестирование студентов (здоровье, интеллект, профориентация) проектирование и внедрение информационных систем по проблемам здоровья, интеллекта, качества обучения, профориентации и тому подобное; лекции, семинары, практические занятия, мастер-классы (глазные, дистанционные) консультирование и подготовка к защите курсовых, дипломных работ по вопросам современных информационных технологий; распространение информационных материалов с соответствующей тематики.

Апробация предложенного подхода в настоящее время осуществляется на кафедре АПЕПС теплоэнергетического факультета НТУУ «КПИ».

В.М.Антонов, руководитель Центра «Проблемы киберакмеологии»

Akmeology는 과학이란 무엇인가? 전문 акмеология

인류가 수집 한 지식의 경계믿을 수 없게 확장하십시오. 우리를 둘러싼 모든 것의 의미를 이해하고 삶의 질을 향상시키는 데 도움이되는 새로운 젊 은 과학이 있습니다. 우리는이 기사 중 하나에 대해 이야기 할 것입니다. акмеология 의 과학은 다양한 삶의 영역에서 봉우리의 성취에 관한 지식의 한 부분입니다. 다른 수사관들 — акмеологи 는 우리 기사에서 흥미로운 빛을 보여 주려고 노력할 것입니다.

Акмеология 는 과학이란 무엇인가?

«акмеология». — 가르침의 두 가지 가치가 있습니다. 오늘날 «акмеология».

새로운 과학은 심리학의 구성 요소로 간주됩니다.개발. акмеология 의 연구에서 특별한 방향은 그것이 성인이 성취 한 업적뿐만 아니라 이것에 기여하는 요 인을 조사한다는 것입니다. Рыбникова Н.А. 있다고 제안했다.

결과의 큰 실용적인 중요성문자 그대로의 의미에서의 결론은 어떤 조건으로 사람 을 지적, 육체적, 영적 활동의 높이로 이끌 었는지에 대한 정보를 나타냅니다. 여러 측면에서 이것은 삶의 의미를 이해하는 데 더 가까워집니다.

과학 연구의 양상

Акмеология 는 다차원 개발 연구입니다.권리. 그녀는 성인 생애 동안 가능한 한 인간 발달과 관련된 모든면을 다루려고합니다. 이 과학은 다음과 같은 순간을 다룹니다.

  1. 창의적 활동에서 성인의 창조적 잠재력을 실현하는 데 드러내는 패턴.
  2. 성인 교육의 특징과 프로로서의 과정.
  3. 성숙한 성격의 자기 조직, 자기 교육, 그리고 이러한 과정에서의 자기 통제.
  4. 활동 의 을 수반 하여 다른 순서 (객관 적, 주관 적) 의 요소 (부수 적 이며 주관 적 임).
  5. 성인 발달의 특징,새로운 환경의 출현 (직업의 요구 사항, 과학적, 기술적, 문화적 진보의 변화), 자기 조직, 자기 교정에 대한 반응. 여기에서 우리는 또한 사람의 내적, 개인적 이익의 변화 (활동의 장점과 단점, 능력과 능력 의 인정에 대한 검토)를 고려합니다.

따라서 현대의 인공 지능학은 인간의 성공과 그것으로 이끄는 구성 요소를 포 괄적으로 지점입니다.

업계의 초기 단계 및 개발

1928 년에 과학으로서의 초자연 학이 시작되었 습니다.Рыбников Н.А. 는 성인의 삶의 단계에서 인간 발달의 과학의 이름으로 그 자체를 제안했다. 그러나 젊은 과학의 길은 막 시작되었습니다.

지식의 분명한 구분심리학은 20 세기 중반에 시작되었다. 그리고 잘 알려진 러시아 과학자 Ананьев Б.Г. 고 결정했다. 가장 가까운 심리학 서서 심리학에 서있다.

최고 수준의 인정은성숙한 나이는 지난 세기의 90 년 동안에 만 발견됩니다. 그들은 акмеология, Деркач А.А. 및 Бодалев А.А. 러시아 연방 대통령의 러시아 행정 관리원 (AC Academy of Public Administration)에서 акмеология (정식 명칭 — 전문 활동 심리학과 부 서)의 첫 번째 부서가 개설되었습니다. 1992 년에, Акмеологическая Академия 가 열렸고 Санкт-Петербург 에 공식적으로 등록되었습니다. 이 행사는 러시아 심리학자 Кузьмина Н.В. , Деркач А.А., Зимичев А.М.

오늘날의 심리학은 교육학 및 심리학 연구의 목표와 주제에 매우 가깝습니다.

초기 단계에서는 새로운 과학이어른들이 어떤 종류의 활동 (관리, 의학, 법학, 스포 츠 액서학을 포함)에서 높은 성취를 얻을 수있게 해주는 요인에 대한 연구. 점차적으로, 연구자들은 성인기에 인간이 얻은 최고의 업적의 기초가 어린 시절에 놓여 있 다는 결론에 도달했습니다. 삶의 시작 단계에서 새로운 기술이 활발하게 발전하고, 축적 된 경험, 하나 또는 다른 유형 동기 부여의 준비가됩니다. 이러한 모든 자질, 내가 그렇게 말할 수 있다면, 성숙한 시대에 모든 영역에서 개인의 성공 을 건설하십시오.

세인트 피터 스 버그의 Акмеология 연구소

다.과학. 그래서, 외국의 과학자들은 그것을 심리학에 기인한다고했습니다. 그러나 러시아는 새로운 지식을 국가 차원에서 인정하고 중시했다.

1995 년 심리학 연구소상트 페 테르 부르크 (Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия)의 학술 학술지입니다. 그것은 젊은 지식 분야에 대한 깊은 연구에 초점을 둔 최초의 기관이었습니다.

акмеология가 그들의 학문의 결과를 축적 한 시간 동안에, 다수 동향은 나왔다. 이 기사의 뒷부분에서 설명 할 것입니다.

акмеология의 방향

이와는 별도로 고려중인 교리의 범위 안에서는 전문적인 기법 이있다. 차례 차례로, 그것의 하위 지시 사항이 있습니다 :

— 교육 акмеология;

— 학교;

— 신체 문화의 Акмеология;

— 사회적;

— 군대;

— 의료.

성인 발달 과학의 다른 방향은 시너지 효과, 창조적, 민족적, 교정 적 акмеология뿐 아니라 관리와 교육의 акмеология입니다.

된 성격을 형성하고 형성되는 특성을 가지고 있습니다.

과학은 성숙한 성격의 신호를줍니다. 최대 성취에 이르게 모두 — 또한, 필요가 자신의 기술과 능력을 사용하여, 적극적으로 공공 생활에 참여하는 사람들에게 심리적 근접 것으로, 다른 사람을 위해 신경 책임, 건설적인 삶 의 복잡한 작업을 해결하기 위해 욕망 의 감각을 개발했다.

개인이 성숙한 사람이라는 지표,사회적 그룹에서의 자질과 중요성에 대한 인식이 다. 사회 에서 개인 의 평가 에 따라, 자신 의 성공 에 대한 그 에 대한 실패 가 형성 됩니다. 즉, 개인 수준에서 인정이 있습니다. 인식이 이루어지지 않으면, 사람은 심리적 인 불편 함을 경험합니다.

사람이 사회 환경이나 개인 수준에서 자백을받지 못하면 심리적 인 성격 의 위기로 그를 위협합니다.

 

이 가능한 한 길게 애 크미 기간을 갖는 것이 매우 중요하다는 것을 보증합니다. 그건 그렇고, acme은 인생에서 가장 생산적인시기입니다.

성숙한 성격 형성 조건

다양한 활동 영역에서 최고점 달성은 특 정 조건 하에서 가능합니다. Акмеология 또한 이것을 연구합니다. 그리고 여기에 법률, 필요한 조건들이 있습니다.

— 정확한 시간 체계;

— 삶의 길을 선택할 때 적극적인 자세를 취한다.

— 전문 및 민족 문화;

— 사람의 개인 재산과 민족 심리학 환경의 조건의 조화, 후자의 성격 형성에 대한 영향

— 환경과 개인 간의 모순을 극복하기에 유리한 조건;

— 성인의 문제와 임무를 생산적으로 해결합니다.

— 자신의 능력에 대한 인식, 자기 개선 및 삶의 창조자로서의 자신에 대한 태도.

결론

따라서, 우리 대화 중에, 우리는 알아 냈습니다, 누구가 acmeology이고 인간 발달에있는 그것의 진짜 의미는 무엇인가.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts