Драйв
Что такое драйв
Драйв – 1) врожденное, биологически определенное побуждение достигнуть цели или удовлетворить потребность; 2) решимость и стремление человека достигнуть чего-то; 3) организованные действия группы людей, объединившихся для достижения определенной цели, например, сбора денег на благотворительные нужды.
Oxford Dictionaries | http://oxforddictionaries.com
В современном мире человеку не просто найти свое место. Все больше людей задумываются, как не остаться не у дел, как проявить себя в выбранной области и занять достойное положение в современном обществе. Старательное и прилежное исполнение своих обязанностей, несомненно, имеют большое значение, но для настоящего успеха необходимо проявлять такое качество характера, как драйв. Это понятие, применяемое к музыке, означает захватывающее, будоражащее представление, устраиваемое музыкантами. Оно «ведет» за собой публику, увлекая все дальше в мир, созданный музыкантами.
- Драйв – это тандем воли и настойчивости.
- Драйв – это стремление к цели, без всякого отвлечения на посторонние факторы.
- Драйв – это выполнение поставленных задач с максимальной отдачей.
- Драйв – это сила и твердость характера, позволяющая преодолевать все трудности на пути к совершенству.
- Драйв – это влечение, побуждение, внутренний импульс.
- Драйв — это осознание личностью цели, наличие стремления, средств и методов для получения результатов.
Преимущества драйва
- Благодаря драйву мы выполняем стоящие перед нами задачи наилучшим образом.
- Благодаря драйву мы заряжаем энергией всех людей, участвующих в проекте.
- Благодаря драйву мы используем все свои ресурсы для достижения цели.
- Благодаря драйву мы можем измерить глубину своих возможностей и открыть новые горизонты.
- Благодаря драйву мы не теряем интерес к цели, останавливаясь на половине пути.
Проявления драйва в повседневной жизни
- Драйв неотделим от таких качеств, как твердая воля и настойчивость. Ведь только благодаря этим качествам возможно «гореть» идеей до момента её воплощения.
- Вдохновение всегда идет рука об руку с драйвом. Каждое дело требует вдохновения, и только эти неуловимые импульсы способны побудить человека на создание шедевров и совершение великих поступков.
- Драйв невозможен без искренней увлеченности. Только она способна поддержать интерес человека или группу людей, создать необходимую атмосферу для творчества, созидания или чего бы то ни было.
Как развить драйв
- Определитесь с целью и начинайте двигаться к ней. Не упускайте цель из виду: как только вы отведете глаза, то сразу заметите большое количество непреодолимых препятствий.
- Найдите достойный пример для подражания: человека, который сумел не только поставить и достичь высокую цель, но и помочь другим в ее достижении.
- Стоит начать с малого. Задумав определенное дело, даже самое маленькое и повседневное, например, уборку квартиры или создание аккаунта в социальной сети, необходимо выполнить его с особенной тщательностью. Продумать мельчайшие детали и исполнить абсолютно все, что придет в голову. Даже если мелкие дела кажутся вам незначительными, их тщательное выполнение входит в привычку и впоследствии переносится на крупные проекты.
- Любую работу делайте радостно, креативно, с воображением. Вспомните, как Том Сойер красил забор!
- По завершению каждого дела стоит спросить себя: «Сделал ли я все что мог?» И честно ответить на этот вопрос. Даже если на первый взгляд дело было выполнено хорошо, в нем можно обнаружить моменты, которые могли быть лучше.
- Никогда не останавливаться на середине пути. Важно приучить себя к тому, что любая поставленная цель должна быть выполнена. Время, уходящее на сомнения и колебания, достойно лучшего применения.
Золотая середина
Безынициативность, скука, серость
Драйв
Беспринципность, фанатизм
Крылатые выражения о драйве
- Воля, рассматриваемая независимо от направления, есть не более как постоянство, твердость и настойчивость. Но очевидно, что при неправильном направлении крепкая воля может оказаться, в сущности, силой зловредною.
- — Сэмюэл Смайлс —
- Решительность и воля часто слабому разуму дают преимущество перед более сильным.
- — Уильям Верт —
- Одной стабильностью развиваться нельзя, должен быть драйв.
- — Из интервью Д. А. Медведева —
- Никогда не едь быстрее, чем летит твой ангел-хранитель.
- — Анонимный автор —
Что почитать?
- Леонид Изотович Рувинский / Как воспитать волю и характер
- В этой книге рассказывается о возможностях человека, о большом значении самовоспитания и нравственного самосовершенствования. Основная идея книги — воля развивается в работе.
- Наполеон Хилл / Думай и богатей
- В девятой главе этой книги автор раскрывает тему настойчивости и её значение в современной жизни.
- Джон Вон Эйкен / Драйв
- Аудиокнига помогает вести людей и компании вперёд, к достижению поставленной цели. Это новаторский и смелый подход к пробуждению духа инноваций и страсти в компании людей, объединенных общим делом.
Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».
Не стремитесь к абсолютному совершенству.
Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.
Доверяйте своей интуиции.
Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.
Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.
Два ученых из города Львова
Обсуждали значение слова:
«В просторечии «драйв»
Значит «внутренний кайф», ―
Как лингвист говорю, стопудово!».
If you were born without wings, do nothing to prevent them from growing. Coco Chanel
Статья «Эмоциональный интеллект. Тренируем состояние драйва» Ӏ Автор: Игорь Вагин
02.02.2015
Личная эффективность, Управление эмоциями, Эмоциональный интелект
Суфийский мудрец, который всю жизнь был счастливым, говорил о радости так: «Это же МОЙ выбор, МОЯ жизнь! Каждое утро, просыпаясь, я спрашиваю себя: ну, что ты выберешь сегодня — печаль или радость? И всегда выбираю радость, потому что радость – ЭТО ЖИЗНЬ!»
Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Сделать осознанный выбор в пользу радости – действительно, величайшая мудрость, доступная только тем, кто по-настоящему понимает и любит жизнь. Не случайно, для иллюстрации этого утверждение я привел притчу о суфийском мудреце.
Однако часто случается, что одного только решения быть счастливым недостаточно для того, чтобы стать им.Для достижения ровного и стабильного радостного самоощущения необходимо приложить определенные усилия, как физические, так и психологические. Какие? Прежде всего, нужно уяснить, что не все, конечно, но многие эмоции управляемы. У каждого человека, в зависимости от его психотипа, есть собственный термостат радости – своего рода механизм, удерживающий эмоциональное состояние человека в определенных пределах. Как правило, это довольно устойчивые показатели – как оптимальная температура электрической печи, позволяющая ей исправно функционировать. Наша задача – научиться управлять синусоидой своего настроения и, в случае необходимости, добиваться ее движения вверх. Для этого есть целая серия упражнений.
Прежде всего, следует позаботиться о фундаменте – нашем теле. Если вы здоровы, правильно и без перебоев работают все ваши органы и системы, упруги мышцы и подвижны суставы – у вас куда больше шансов почувствовать себя счастливым, чем у ослабленного, больного человека.
В процессе проведения тренингов по теме Эмоциональный интеллект я расспрашивал участников, с какими ощущениями у них ассоциируется радость. И вот что они обычно отвечают:
- Легкость в теле, особенно в груди.
- Приятная расслабленность.
- Желание смеяться.
- Состояние приподнятости.
- Желание общаться.
- Потребность петь и танцевать.
- Легко думается.
- Повышенная энергетика.
- Двигательная активность.
- Ощущение, что вокруг много света.
- Переживание любви к себе и близким.
- Ощущение радости бытия
- Гармония в душе
- Ощущение полезности ценности своего существования
- Ощущение связи со всем миром, с Вселенной
Радость, как любовь и многие другие человеческие чувства, многолика и многогранна. Ее можно измерить по многим параметрам – по величине и интенсивности, вызвавшим причинам и эмоциональной окрашенности, продолжительности, насыщенности и т.д.
Наиболее распространенные варианты радости:
- Ностальгия, приятные воспоминания о прошлом, детстве.
- Состояние глубокого удовлетворения.
- Интерес к тому, что происходит.
- Состояние «потока».
- Освоение навыка.
- Веселое общение.
- Любовные переживания.
- Экстатические переживания.
Нам хорошо, но немного грустно оттого, что это было и уже никогда не вернется. Такого рода тихую радость человек часто испытывает, рассматривая старые фотографии, общаясь со школьными друзьями или посещая места, где был счастлив в былые годы.
Мы закончили сложный проект, построили дом или отремонтировали квартиру – и удовлетворены тем, что сделали что-то важное, значительное. Мы довольны собой и результатами своей работы.
Мы разрабатываем новый проект или играем в футбол, пишем книгу или вышиваем крестом — нам интересно, чем закончится процесс, будет ли удачной наша работа, выиграем мы или проиграем. Мы испытываем подъем, некоторую окрыленность, не заботимся о потраченном времени. Сочетание куража и азарта делает человека счастливым.
Обычно это состояние мы испытывает в процессе увлекательной работы, при занятиях любимым видом спорта, особенно, остро ощущается, когда дело спорится. Оно знакомо музыкантам, писателям, артистам, художникам, ученым – то есть людям тех профессий, которые требуют увлеченности. Состояние «потока» характеризуется своего рода творческим восторгом, притоком энергии, вовлеченностью, удовольствием от самого процесса, безвременьем. Наиболее яркий и очевидный пример: человек на яхте в отрытом море — его буквально захватывает и наполняет радостью собственная власть над судном, ветер, надувающий паруса, легкость скольжения по морской глади. Это и есть то самое великолепное чувство «потока»!
Приведу пример из собственной жизни: несколько лет назад я решил научиться верховой езде. Тренер рассказала, как садиться на лошадь и держать поводья, как голенями подталкивать лошадь, как вести ее. Поначалу казалось, что я не справлюсь с таким сильным и своенравным животным, но я все-таки овладел необходимыми приемами, и лошадь начала повиноваться. Это очень приятное ощущение! Такой же восторг испытывает и тот, кто первый раз отважился заговорить на иностранном языке и его поняли, кто заключил свою первую сделку или провел самостоятельно переговоры. Неважен вид деятельности – важен навык владения им.
Оказавшись в хорошей компании, мы общаемся, шутим, вспоминаем интересные случаи из собственной жизни и жизни друзей. Такая радость характеризуется желанием смеяться, рассказывать, может быть даже петь и танцевать. При этом ощущение времени тоже исчезает – мы не замечаем его бег, и эмоциональный накал начинает спадать только по мере физической усталости.
Самый сложный, противоречивый и уязвимый вид радости, если речь идет о любви между мужчиной и женщиной. Его амплитуда может колебаться от полного восторга при взаимном чувстве до тихой благодарности друг другу, которую супруги испытывают у колыбели своего первенца, от счастья встречи после разлуки до тихой умиротворенности воскресного обеда в кругу семьи. Радость обладания любимым человеком может смешиваться с рвущей душу ревностью, восторг первой близости может быть испорчен неуверенностью в том, будет ли вторая и т.д. Любовь к родителям, детям, друзьям, богу, родине, работе – принципиально другого свойства. Она тоже может омрачаться определенными обстоятельствами, но и счастье, которое испытывает по-настоящему любящий человек, ни с чем не сравнимо.
Ощущение просветления, абсолютного чистого счастья. Достичь его не всегда удается даже продвинутым йогам. В таком состоянии человек испытывает не только максимальную приподнятость, легкость, энергию, но и свою связь с вселенной, Богом, чувство полной душевной гармонии и наполненности бытия.
Физиологам и психологам давно известно, что невостребованные функции угасают. Это касается и функций головного мозга, ответственных за те или иные навыки. Если пойти от противного и, например, начать заучивать стихи – активизировать те участки головного мозга, которые отвечают за запоминание информации, то память действительно улучшится.
Начнем решать головоломки – потренируем логическое мышление, разгадывание кроссвордов – неплохой способ обогатить словарный запас. Оказывается, и умение вызывать у себя нужное настроение, в нашем случае, чувство стабильной радости, тоже тренируется. Результаты таких тренировок прекрасно демонстрируют политики, спортсмены, артисты, разведчики, дипломаты – они умеют вызывать у себя нужные им в данный момент эмоции, поскольку это необходимо для их профессиональной деятельности.
Но и людям не публичным такой навык необходим – научившись по собственному желанию активизировать так называемый «центр удовольствий», мы сможем значительно улучшить собственную жизнь, сделаем ее более радостной и счастливой, более того, гораздо продуктивнее станут те усилия, которые мы прилагаем для достижения своих целей, а также для улучшения качества коммуникаций: ведения переговоров, публичных выступлений, совещаний, управление персоналом. Эмоциональный интеллект – важнейший ресурс эффективного общения с людьми.
Как мы уже говорили, состояние радости, прежде всего, характеризуется ощущением легкости, наполненности энергией – это фундамент любого переживания радости. Отмечали мы и тот факт, что во многом ощущение радости зависит от того, как мы чувствуем собственное тело. В доказательство этого утверждения проведем простой эксперимент. Допустим:
- Вам 40 лет, вы практически здоровы, в настоящий момент сидите в удобном кресле и читаете мою статью – жизнь совсем неплоха, согласитесь? А теперь отложите книгу, скрестите руки на груди, закиньте одну ногу на другую, согнитесь к коленям, опустите голову и задержите дыхание – если в таком положении вы проведете хотя бы несколько минут, то почувствуете, как начнет снижаться настроение, появится ощущение психологического дискомфорта, подавленности. Через полчаса вы почувствует себя на десять лет старше, к тому же человеком, которому необходима помощь врача. А теперь распрямитесь, закиньте руки за голову, расправьте плечи, поднимите подбородок, посмотрите наверх и глубоко вдохните-выдохните несколько раз. Почувствовали разницу? Настроение улучшилось, возраст вернулся к паспортному, мир обрел краски и прочие свои прелести.
Даже столь простой эксперимент убеждает нас в том, что уже через тело, через позу мы можем менять свои ощущения, управлять своими чувствами, а значит и эмоциональным интеллектом. Друзья, желаю вам высокого эмоционального интеллекта.
Тренировать чувства радости и счастья вы можете на тренинге Эмоциональный интеллект, а также прослушав аудиокниги Управление эмоциями, Радость. Как стать радостным, Драйв-менеджмент
© Вагин Игорь Олегович
Теория влечения в социальной психологии
Определение теории влечения
Побуждение относится к повышенному возбуждению и внутренней мотивации для достижения определенной цели. Психологи различают первичные и вторичные влечения. Первичные побуждения напрямую связаны с выживанием и включают потребность в еде, воде и кислороде. Вторичные или приобретенные влечения — это те, которые обусловлены культурой или усвоены, например, влечение к деньгам, близости или социальному одобрению. Теория побуждений утверждает, что эти побуждения побуждают людей уменьшать желания, выбирая наиболее эффективные ответы. Например, когда человек чувствует голод, он или она мотивированы уменьшить это стремление с помощью еды; когда есть задача, человек мотивирован на ее выполнение.
Предыстория теории драйвов
Кларк Л. Халл — наиболее выдающаяся фигура, на основании которой была постулирована всеобъемлющая теория драйвов обучения и мотивации. Сама теория была основана на очень простых исследованиях поведения крыс, проведенных учениками Халла, Чарльзом Т. Пермом и Стэнли Б. Уильямсом. Крыс приучили бежать по прямому переулку к еде. После этого две группы крыс были лишены пищи, одна группа на 3 часа, а другая на 22 часа. Халл предположил, что крысы, которые дольше всего оставались без еды, будут иметь большую мотивацию, таким образом, более высокий уровень стремления к получению пищевого вознаграждения. конец лабиринта. Кроме того, он предположил, что чем больше раз животное вознаграждается за бег по переулку, тем больше вероятность того, что крыса выработает привычку бегать. Как и ожидалось, Халл и его студенты обнаружили, что продолжительность лишений и количество вознаграждений приводили к более высокой скорости бега к вознаграждению. Его вывод заключался в том, что влечение и привычка в равной степени способствуют выполнению любого поведения, которое играет важную роль в снижении влечения.
Применение теории драйвов к социальной психологии
Когда человек голоден или испытывает жажду, он или она чувствует напряжение и мотивирован уменьшить это состояние дискомфорта с помощью еды или питья. Состояние напряжения может возникать и тогда, когда за человеком наблюдают другие люди или одновременно он придерживается психологически противоречивых убеждений или мыслей. Теория когнитивного диссонанса, предложенная социальным психологом Леоном Фестингером, предполагает, что когда человек сталкивается с двумя противоречащими друг другу убеждениями или мыслями, он или она испытывает психологическое напряжение. Это психологическое напряжение является состоянием негативного влечения, которое похоже на голод или жажду. Как только человек чувствует когнитивный диссонанс, у него возникает мотивация уменьшить это психологическое напряжение, модифицируя убеждения или мысли, чтобы они соответствовали друг другу.
Интересное приложение теории влечений к социальной психологии можно найти в объяснении Робертом Зайонцем эффекта социальной фасилитации, который предполагает, что при наличии социального присутствия люди склонны выполнять простые задачи лучше, а сложные хуже (социальное торможение), чем они бы если бы они были одни. Основа социальной фасилитации исходит от социального психолога Нормана Триплетта, который заметил, что велосипедисты ехали быстрее, соревнуясь друг с другом напрямую, чем в индивидуальных гонках на время. Зайонц рассудил, что это явление является функцией воспринимаемой людьми сложности задачи и их доминирующих ответов: тех, которые, скорее всего, обусловлены навыками, которыми обладают люди. Когда влечения активированы, люди, скорее всего, будут полагаться на свою легко доступную доминантную реакцию или, как предположил бы Халл, на свои привычки. Поэтому, если задача дается им легко, их основной реакцией будет хорошее выполнение. Однако, если задача воспринимается как сложная, доминирующая реакция, скорее всего, приведет к плохой работе. Например, представьте балерину, которая плохо тренировалась и часто делала несколько ошибок во время выступления. Согласно теории влечения, в присутствии других на ее концерте она будет демонстрировать свою доминирующую реакцию, которая заключается в том, чтобы делать ошибки еще чаще, чем в одиночестве. Однако, если она потратит значительное количество времени на оттачивание своего выступления, теория влечения предполагает, что у нее может быть лучшее выступление в ее танцевальной карьере (которое она может никогда не сравниться в одиночестве).
Поведенческие и социально-психологические подходы, хотя и касаются разных явлений, имеют важное сходство. Люди испытывают возбуждение (драйв) для достижения определенной цели; привычки (или доминирующие реакции) диктуют средства для достижения этой цели. При достаточной практике воспринимаемая сложность задачи уменьшится, и люди, скорее всего, будут работать лучше.
Как простое присутствие других людей в нашем окружении может повлиять на наше поведение? Мы никогда не можем быть уверены, как другие отреагируют на нас. Будут ли они оценивать, восхищаться или осуждать нас? С эволюционной точки зрения, поскольку мы не знаем, как люди отреагируют на нас, людям выгодно возбуждаться в присутствии других. Наше инстинктивное стремление замечать других социальных существ и реагировать на них составляет основу теории влечения Зайонца. Например, представьте, что вы идете по улице поздно ночью и видите приближающуюся к вам темную тень. Скорее всего, вы подготовитесь к этой неожиданной встрече. Ваш сердечный ритм будет увеличиваться, вы можете бегать или даже общаться. Тем не менее, Зайонц утверждает, что ваш порыв состоит в том, чтобы стать социально осведомленными о тех, кто находится рядом с вами, чьи намерения неизвестны.
Какие чувства вызывает у людей чужое присутствие? Одна теория, предложенная социальным психологом Николасом Б. Коттреллом, включает модель опасения оценки. Эта модель предполагает, что люди испытывают возбуждение в форме тревоги из-за страха быть оцененными или осужденными окружающими. В нескольких экспериментах было обнаружено, что стремление представить себя способным избежать негативной оценки отсутствовало, когда у аудитории были завязаны глаза; таким образом, они были невнимательны к поставленной задаче. Однако, когда аудитория внимательно относилась к задаче, инстинктивное стремление способствовало лучшему выполнению задания.
Значение теории драйвов
Теория влечений объединяет мотивацию, обучение, подкрепление и формирование привычек для объяснения и прогнозирования поведения человека. Он описывает, откуда берутся влечения, какое поведение является результатом этих влечений и как это поведение поддерживается. Теория влечения также важна для понимания формирования привычек в результате обучения и подкрепления. Например, чтобы изменить вредные привычки, такие как употребление наркотиков (что можно рассматривать как способ уменьшить стремление к эйфории), необходимо понимание того, как создаются привычки; теория влечения предлагает это понимание.
Кроме того, теория влечений как объяснение инстинктивного возбуждения в присутствии других проявляется в повседневной жизни людей. Поскольку люди не существуют в вакууме, крайне важно, чтобы они понимали, как другие влияют на них: их действия, их самооценка и впечатления, которые они производят на социальный мир.
Ссылки:
- Коттрелл, Н.Б., Вак, Д.Л., Секерак, Г.Дж., и Риттл, Р.Х. (1968). Социальная фасилитация доминирующих ответов присутствием аудитории и простым присутствием других. Журнал личности и социальной психологии, 9, 245-250.
- Халл, CL (1943). Принципы поведения. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
- Платания, Дж., и Моран, Г.П. (2001). Социальная фасилитация как функция простого присутствия других. Журнал социальной психологии, 141, 190-197.
- Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149, 269-274.
Теория снижения влечений и поведение человека
Теория снижения влечений основана на идее о том, что основной мотивацией всего человеческого поведения является уменьшение «влечений».
«Побуждение» — это состояние возбуждения или дискомфорта, вызванное физиологическими или биологическими потребностями человека, такими как голод, жажда и потребность в тепле.
Согласно теории, когда у человека возникает влечение, он будет находиться в неприятном состоянии напряжения, которое заставляет его вести себя так, что это напряжение снижается.
Чтобы уменьшить напряжение, которое они чувствуют, они будут искать способы удовлетворить свои биологические потребности.
Теория снижения влечения основана на концепции гомеостаза, которая заключается в том, что тело активно работает для поддержания состояния баланса или равновесия.
Согласно теории, как только в организме возникает неудовлетворенная потребность, человек начинает вести себя так, чтобы удовлетворить эту потребность, снизить влечение и достичь состояния равновесия.
Кто разработал теорию снижения влечения?
Теория снижения влечения была создана бихевиористом Кларком Халлом и развита его соавтором Кеннетом Спенсом.
Халл основал свою теорию на более ранних теориях, касающихся концепций мотивации, черпая вдохновение у выдающихся ученых, таких как Джон Б. Уотсон, Иван Павлов и Эдвард Торндайк.
Теория Халла стала популярной в 1940-х и 1950-х годах как способ объяснить поведение, обучение и мотивацию.
Хотя теория снижения влечений когда-то была доминирующей теорией в психологии, сегодня она в значительной степени игнорируется с развитием новых теорий.
Хотя эта теория больше не является общепринятой, все же полезно понять, как более ранние исследователи пытались объяснить человеческую мотивацию.
Содержание
Как теория снижения влечений объясняет поведение человека?
Теория уменьшения влечений предполагает, что человеческое поведение является результатом желания уменьшить имеющиеся у нас влечения. Считается, что есть первичный и вторичный приводы.
Первичные побуждения — это врожденные биологические потребности, такие как чувство голода или жажды. В то время как вторичные побуждения — это те, которые усваиваются посредством обусловливания или ассоциации с первичным побуждением, таким как деньги и общественное признание.
Чтобы свести к минимуму дискомфорт, вызванный первичными побуждениями, такими как голод, кто-то может пойти в магазин, купить еду, приготовить ее, а затем съесть.
Все эти действия вызваны дисками в соответствии с теорией снижения дисков. После того, как потребности человека удовлетворены, он снова достигает гомеостаза, и стремление удовлетворить свои потребности снижается.
Что такое бихевиоризм?
Бихевиоризм, также известный как поведенческая психология, – это убеждение в том, что действия человека формируются стимулами из окружающей среды.
Теория уменьшения влечений основана на бихевиористских принципах объяснения поведения. Ключевые понятия бихевиоризма включают возбуждение, гомеостаз, обусловливание и подкрепление.
Критическая оценка теории снижения влечений
Хотя теория снижения влечений была хорошо принята в 1940-х и 1950-х годах как объяснение мотивации, в настоящее время она не так популярна.
Его критиковали за то, что его нельзя было обобщить, и за то, что он не мог объяснить поведение, которое не снижает влечение. Некоторые основные критические замечания в отношении теории уменьшения влечений включают:
Она игнорирует роль вторичных подкрепляющих факторов
Проблема с теорией Халла в том, что она не может объяснить, как влечения также могут усиливаться вторичными влечениями.
Например, деньги и общественное признание являются вторичными побуждениями, которые не нужны для удовлетворения наших основных биологических потребностей, но деньги можно использовать для покупки еды, чтобы выжить и удовлетворить наши основные потребности.
Почему мы балуемся?
Теория снижения влечения не объясняет, почему мы можем чрезмерно потакать нашим основным потребностям, даже когда они удовлетворены.
Например, есть обед из трех блюд или есть еще один кусок пиццы, когда он уже сыт, или продолжать пить, когда нет особой жажды.
Как насчет стремления к острым ощущениям?
Теория снижения влечения подвергалась критике за то, что не объясняла, почему люди занимаются поиском острых ощущений.
Например, кто-то может покинуть уютный дом, чтобы отправиться в поход на гору или прыгнуть с тарзанки.
Такое поведение идет вразрез с общими идеями теории снижения влечения, поскольку люди будут целенаправленно искать поведение, которое отвлекает их от удовлетворения их биологических потребностей или делает их неудобными.
Другие виды поведения, которые не могут быть полностью объяснены теорией снижения влечения и могут быть объяснены другими факторами, включают:
Просмотр фильмов ужасов, в которых люди намеренно ставят себя в неловкое положение.
Кемпинг, который уносит кого-то из их уютного дома.
Поведение, связанное с голоданием, когда кто-то намеренно не удовлетворяет свою основную потребность.
Экстремальные тренировки, преднамеренно неудобные.
Быть возбужденным не всегда положительно
Теория снижения влечения не может объяснить, почему люди терпят неудачу при сильном возбуждении. В то время как волнение или нервозность могут помочь кому-то, есть момент, когда беспокойство становится слишком сильным и фактически мешает кому-то работать на высоком уровне.
Например, кто-то может так волноваться о сдаче экзамена, что спотыкается под давлением и не справляется так хорошо, как мог бы.
Как теория снижения влечений повлияла на наше представление о мотивации?
Хотя сегодня в психологии она не пользуется популярностью, в то время теория снижения влечений по-прежнему влияла на других психологов и способствовала более поздним исследованиям.
Многие мотивационные теории, появившиеся в 1950-х и 1960-х годах, были либо основаны на оригинальной теории Халла, либо были сосредоточены на предоставлении альтернатив теории снижения влечений.
Примером другой теории мотивации, возникшей как альтернатива теории снижения влечений, является иерархия потребностей Абрахама Маслоу.
Знаменитая иерархия Маслоу объясняет, что, хотя люди мотивированы на удовлетворение своих основных физиологических потребностей, они также мотивированы на удовлетворение своих психологических потребностей в любви, принадлежности и самоуважении.
Теория утверждает, что как только они будут достигнуты, люди будут стремиться к удовлетворению потребности в самореализации.
Теория мотивации Маслоу, таким образом, расширяет теорию снижения влечений, чтобы объяснить, почему мотивация людей выходит за рамки их основных потребностей.
Исследование, проведенное в 1956 году, показало, что, хотя снижение влечений действительно играет роль в мотивации, вознаграждение, по-видимому, не только снижает влечения, и что стимулы имеют эффект, аналогичный уменьшению влечений (Seward, 1956).
Это исследование проложило путь к теории стимулов, которая утверждает, что иногда люди мотивированы на действия из-за вознаграждения.
Часто задаваемые вопросы
Поощрения или вознаграждения могут играть большую роль при формировании привычки или поведения.
Если вознаграждение дается сразу после выполнения действия и повторяется последовательно, это приведет к развитию привычки.
Теория снижения влечения предполагает, что чем больше спортсмен возбужден, тем выше его производительность.
Это означает, что очень высокий уровень возбуждения приведет к более высокой производительности, однако это применимо только в том случае, если спортсмен обладает высокой квалификацией в своем виде спорта.
Опытные спортсмены, как правило, лучше работают под давлением благодаря своим превосходным навыкам. Если спортивные навыки спортсмена недостаточно развиты, производительность, скорее всего, ухудшится под давлением.
Часто уровень навыков новичка снижается, если он занимается спортом, используя новые навыки. Однако это объясняет, почему опытные спортсмены лучше работают под давлением.
Принципы теории снижения влечения можно применить к образованию, если рассматривать потребность в удовлетворении любопытства как влечение, необходимое для мотивации учащихся.
Халл свел искусство обучения к простому формированию привычки и ее закреплению.
Теория придавала достаточное значение потребностям, побуждениям, стимулам, подкреплениям и адекватной мотивации для достижения удовлетворительных результатов в процессе преподавания и обучения.
Согласно теории снижения влечения, организмы ищут пищу, когда испытывают влечение голода.
Любое поведение, снижающее влечение, может быть повторено как людьми, так и животными, поэтому они продолжают есть.
Уменьшение влечения с помощью еды служит положительным подкреплением (т. е. наградой) за поведение, вызвавшее такое снижение влечения.
Халл создал математическую «формулу» для объяснения своей теории человеческого поведения, которая выглядит следующим образом:
sEr = V x D x K x J x sHr – sIr – Ir – sOr – sLr
sEr: Возбуждающий потенциал или вероятность того, что организм вызовет реакцию (r) на стимул (ы).
V: Динамика интенсивности стимула, означающая, что одни стимулы будут иметь большее влияние, чем другие.
D: Сила влечения, определяемая количеством биологической депривации.
K: Побудительная мотивация, или размер или величина цели.
J: Задержка перед тем, как организму будет позволено искать подкрепление.
sHr: Сила привычки, определяемая количеством предшествующих условий.