На самом нижнем уровне пирамиды располагаются потребности: Пирамида Маслоу. 5 ступеней, 7 уровней. Теория потребностей по Маслоу – Пипсик

Иерархия человеческих потребностей — Энциклопедия по экономике

Существует определенная иерархия человеческих потребностей, согласно которой есть потребности низшего и высшего порядка. Люди стремятся удовлетворить прежде всего потребности самого низкого порядка, потребности более высокого порядка удовлетворяются во вторую очередь, в последнюю очередь удовлетворяются потребности самого высокого порядка. Удовлетворение потребностей более высокого порядка откладывается, пока не удовлетворены потребности более низкого порядка.  [c.102]
Теория иерархии человеческих потребностей А. Маслоу предполагает, что в основе мотивации человека лежит комплекс потребностей, причем нужды конкретного индивида располагаются в иерархическим порядке. А. Маслоу выделил пять основных типов мотивирующих потребностей (в порядке возрастания)  [c.114]

Основные мотивы к стандартизации следует искать в потребностях рынка, отношениях к рынку и динамике рыночных процессов. Если исходить из иерархии человеческих потребностей Мас-лоу, то они, как кажется, применимы к так называемой цивилизованной части мира.

А цивилизация в настоящее время сильно тяготеет к стандартизации все принадлежащие нам материальные вещи, например, транспортные средства, бытовая аппаратура и бытовая электроника имеют тенденцию к тому, чтобы быть сходными во всех странах. Отношение к рынку, как кажется, все больше и больше склоняется в пользу общества потребителей. Потребление и динамика поведения при совершении покупок все больше направлено к экономии рабочей силы, механизации рас-  [c.236]


Теория иерархии потребностей Маслоу. Одна из самых известных теорий принадлежит Абрахаму Маслоу, выдвинувшему идею об иерархии человеческих потребностей. А. Маслоу делит потребности на низшие физиологические побуждения (жажда, голод), потребности в безопасности (жилище), аффективные потребности (любовь) и потребности высшего порядка — в самооценке и самовыражении (по сути, это потребность человека выразить лучшее, что в нем есть).  [c.131]

Теория мотивации, в основе которой лежат труды одного из ее основоположников Абрахама Маслоу, описывает человека как мыслящий организм с высокоразвитой психикой, который стремится к удовлетворению своих потребностей с. целью полной реализации своих способностей и возможностей Маслоу выдвинул предположение, что существует иерархия человеческих потребностей, в основе которой лежат физиологические нужды, а вершиной являются социальные и духовные потребности. Эта теория повлекла ЗУ собой глубокие выводы, в частности о том, что организации, построенные по бюрократическому принципу и стремившиеся мотивировать эффективный труд своих работников только лишь деньгами и гарантией занятости, ограничивали развитие человеческой личности нижним уровнем иерархии потребностей. Многие теоретики управления быстро сообразили, что рабочие места ц межличностные отношения можно перестроить так, чтобы возникли условия для личностного роста, что помогало бы организации быстрее достигать своих целей и эффективней выполнять  [c.47]

При этом Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархии и появление новой потребности основывается на предварительном удовлетворении предыдущей — более существенной или более сильной. Иными словами, характер поведения большинства людей, с некоторыми исключениями, соответствует предложенному в классификации порядку потребностей.  [c.201]

Первый, кто осознал конституцию и законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама по себе потребность стимулирует человека, а степень ее удовлетворения (т. е. актуальность ее для индивида). Абрахам Маслоу правильно указал критерий, благодаря которому потребности выстраиваются в иерархию. Это доминирование неудовлетворенных потребностей над удовлетворенными. Благодаря своим уникальным возможностям пирамида потребностей А. Маслоу послужила основой практически для всех позднейших теорий мотивации, нашла воплощение в ряде организационных нововведений (например в проектах обогащения труда ). А. Маслоу считал порядок потребностей иерархическим на основании того, что их расположение определяется по восходящей линии — от низших (материальных) до высших (духовных)  [c.356]


Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархии, и появление новой основывается на предварительном удовлетворении предыдущей — более существенной или более сильной. Предложенная им пирамида потребностей , начиная с физиологических потребностей, выглядит как представлено на Рис. 26.  [c.146]

Иерархия Маслоу представляет собой очень удобный способ классификации человеческих потребностей. Однако было бы ошибкой предполагать, что они возникают поодиночке. Обычно поступки людей мотивируют комбинации из двух и более потребностей.  [c.96]

Теория мотивации Маслоу пытается объяснить, почему одни люди тратят массу времени на самосохранение, а другие на завоевание уважения окружающих Он разработал иерархию потребностей (рис. 5.3.), в которой человеческие потребности располагаются в порядке значимости от наиболее до наименее настоятельных. Как только человеку удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом и появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.  [c.30]

Американский психолог А. Маслоу еще в 1949 г. предложил основы теории человеческих потребностей с выделением главных мотива-ционных факторов [26]. Ученый подчеркивал, что человек после удовлетворения очередной потребности перестает учитывать ее при выработке той или иной линии поведения. Для того чтобы последующий, более высокий уровень иерархии (пирамиды) потребностей (рис. 16) начал влиять на поведение человека, совсем не обязательно удовлетворять полностью потребность более низкого уровня. Человек начинает искать свое место в сообществе задолго до того, как будут удовлетворены его физиологические потребности или потребности в безопасности и защищенности. Какая-то из этих потребностей может доминировать, но деятельность в целом определяется не только ею.  [c.79]

При этом Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархии и появление новой потребности основывается на предварительном удовлетворении предыдущей — более существенной или более сильной.  [c.70]

В начале 1940-х годов школа человеческих отношений серьезно обогащается за счет знаменитой теории мотивации Абрахама Маслоу, сформулировавшего постулат, согласно которому потребности носят иерархический характер.

Вначале люди стремятся удовлетворить низкий уровень потребностей, затем переходят к более высокому. Эта иерархия включает а) физиологические потребности (еда, питье, крыша над головой) б) потребность в безопасности в) социальные потребности г) потребность в признании д) потребность в самовыражении. Иерархия потребностей Маслоу впервые дала объяснение, почему одна и та же система мотивации может в разное время оказывать различное воздействие на личность (в зависимости от степени удовлетворенности в этот момент ее иерархических потребностей).  [c.11]

Одним из следствий, вытекающих из концепции двух факторов мотивации Ф. Герцберга, является управление карьерой. Но ранние теоретические корни этого направления менеджмента лежат в концепции Альфреда Адлера о мотивации преобладания и достижения, который считал стремление к преобладанию над другими людьми одним из базовых побудителей человеческой деятельности. Поэтому неучет карьерных устремлений подчиненных ведет к негативным результатам.

Так, даже самый квалифицированный специалист, остающийся на своем месте более 5—6 лет, начинает терять интерес к работе и постепенно снижает как продуктивность деятельности, так и ее качество. Он лишается одной из самых плодотворных потребностей из числа включенных А. Маслоу в иерархию потребностей — потребности в развитии и признании заслуг.  [c.489]

После описания Теории X Мак-Грегор задался вопросом соответствует ли такое понимание человеческой природы действительности и соответствует ли менеджмент, основанный на такой концепции, сегодняшним потребностям Разве люди в демократическом обществе с возрастающим уровнем образования и стандартов потребления не способны на более разумное поведение Опираясь на иерархию потребностей Маслоу, Мак-Грегор пришел к выводу, что Теория X применительно ко всему человечеству зачастую не точна и что управленческие подходы, которые развиваются из этих предположений, могут провалиться. Мак-Грегор утверждает, что управление посредством указания и контроля может не увенчаться ус-  [c.

13]

Полезность блага, служащая в П. п. т. конечным источником ценности, рассматривалась сторонниками этой теории как некая совершенно реальная психологич. категория, определяемая в каждом конкретном случае иерархией потребностей участников обмена, степенью удовлетворения этих потребностей и др. факторами. У мн. представителей П. п. т. не возникало сомнений в возможности точного измерения полезности, напр. с помощью субъективных ощущений (интроспективным путём). Их теоретич. построения обычно предполагали возможность математич. описания этих величин. В работах основоположников П. п. т. неизменно присутствовали утверждения об убывающем характере функции полезности, причём закон убывающей полезности в ряде случаев наделялся универсальной сферой действия. Визер распространял его на все проявления человеческих эмоций — от голода до любви . В теоретич. схемах ценообразования закон убывающей полезности служил условием обеспечения (единственности) рыночного равновесия. (Более подробный анализ модели ценообразования, основанной на II.

п. т., приведён в ст. Австрийская школа.) Решающую роль в регулировании равновесий цены в таких схемах играли предельные изменения суммарной функции полезности. Предельная полезность чаще всего интерпретировалась как полезность той единицы запаса данного блага, к-рая предназначается для наименее интенсивной из удовлетворяемых потребностей. В основе цен средств произ-ва ( производительных благ ), к-рые не обладают непосредственной полезностью с точки зрения конечного потребителя, лежит ценность, носящая производный характер. Общая ценность благ, участвующих в произ-ве, согласно П. и. т., регулируется предельной полезностью конечного продукта, используемого для удовлетворения личных потребностей. С кон. 19 в. характеристика полезности факторов произ-ва получает дальнейшую конкретизацию в связи с развитием теории предельной производительности (см. в ст. Производительности теории).  [c.315]

Иерархия потребностей Маслоу. В 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу в своей классической работе Теория человеческой мотивации в общих чертах наметил целостную теорию мотивации, целью которой было выяснение того, какие мотивы и в какой зависимости от степени удовлетворения потребностей являются действенными. Основываясь главным образом на своем клиническом опыте, он считал, что мотивирующие  [c.293]

Абрахам Маслоу опубликовал в 1943 г. книгу Психологический анализ , в 1954 г.— работу Мотивация и личность . Существенным элементом теории Маслоу является утверждение, что человек никогда не может полностью реализовать свои цели, ибо, удовлетворив одну потребность и достигнув одной цели, он стремится к другим. Развивая эту мысль, Маслоу сделал три допущения относительно человеческой природы 1) люди — это социальные животные, потребности которых постоянно растут 2) состояние неудовлетворенности или ощущение неудовлетворенных потребностей побуждает человека к действию 3) потребности образуют иерархию с элементарными потребностями на нижнем уровне (физиологические потребности и потребность в безопасности, защищенности) и потребностями более высоких уровней (в причастности к социальной группе, самореализации). Удовлетворение потребностей первой группы происходит за счет внешних факторов (пища, благоприятная окружающая среда, друзья и пр. ), тогда  [c.21]

Маслоу сформулировал три фундаментальных допущения относительно человеческой природы, которые составляют основу его теории 1) люди суть нуждающиеся животные, потребности которых никогда не могут быть удовлетворены 2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждает человека к действию (согласно Маслоу, «лучший способ побудить кого-нибудь к поиску любви — отказать ему в ней») 3) существует иерархия потребностей, в которой основные потребности более низкого уровня находятся на нижних ступенях, а потребности более высокого уровня — на самом верху.  [c.134]

Рис. Л. Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу Источник Maslow, 1943 370-396.
Теория мотивации Маслоу. Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности14. Почему один человек тратит массу времени и энергии на самосохранение, а другой-на завоевание уважения окружающих Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных. Разработанная Маслоу иерархия представлена на рис. 33. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоутверждении. Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.  [c.199]

Подход Маслоу1 рассматривает агентов не просто как продукт их прошлого опыта и обучения, но как развивающихся и самоуправляющихся индивидуумов, способных формировать собственную жизнь и поведение. Этот подход, который также называют методом «иерархии потребностей», утверждает, что человеческие потребности представляют собой своего рода иерархическую систему и расположены в следующем порядке (начиная с нижней ступени) психологические, безопасность и надежность, чувства зависимости и любви, чувство собственного достоинства и потребность самовыражения (самореализации). Тогда и только тогда, когда потребность низшего порядка удовлетворена, приобретает вес потребность более высокого порядка, и внимание человека обращается к удовлетворению этой высшей потребности. Подход Маслоу предполагает, что мотивом для любой формы поведения может служить только неудовлетворенная потребность. Это означает, что управляющий по сбыту должен знать, на какой ступени шкалы Маслоу находится агент, для того чтобы действовать в соответствии с мотивирующими потребностями.  [c.138]

ТЕОРИЯ ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ Млспоу. Американский социолог Абрахам Маслоу выдвинул теорию, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации (превращения в потребность,  [c.32]

Абрахам Маслоу и теория человеческих потребностей. Если спросить любого студента-младшекурсника, изучающего бизнес, педагогику, искусство или науки, что он помнит из вводного курса психологии, то вряд ли он не назовет иерархию потребностей, автором которой является Маслоу. Это и не удивительно, ибо данная иерархия, вероятно, обсуждалась в свое время на каждом из четырех курсов, которые студент прошел в университете. Тем не менее тот простой факт, что иерархия потребностей хорошо известна, не делает ее менее основательной.  [c.134]

Проблема потребностей также побуждает нас смотреть на организацию как на процесс взаимодействия разных составляющих, который требует балансировки как внутри, так п по отношению к внешней среде Таким образом, перед нами ряд подсистем, организованных в единое целое со своими потребностями, которые необходимо удовлетворять на взаимоприемлемой основе, к обладающее такими аспектами, как стратегия поведения, структура, технологии, человеческий фактор, управленческий аппарат. Причем если потребности не удон-летворять, то пострадает здоровье всей системы в целом. Представим себе социотехничсскую систему, в которой человеческие потребности достигают самых высоких уровней иерархии потребностей по Маслоу, сталкиваются с технологией, предоставляющей жестко упорядоченную, утомительную, не допускающую свободы действий работу. Результат — скука, отчуждение и потеря самоуважения, вернуть которое можно только развлечениями на рабочем месте и саботажем, что часто и происходит. Попытки притереть две эти столь разные подсистемы друг к другу, и это очевидно, ни к чему другому, кроме постоянных конфликтов между рабочими и начальством, прогулов, высокой текучести кадров, выпуска товаров низкого качества и низкой организационной и самооценки, не приведут Социально-технический подход предполагает, что, подгоняя друг к другу и регулируя проблемы, связанные с основными потребностями, стратегический менеджмент способен создать гораздо более гармоничную л продуктивную рабочую среду.  [c.83]

ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, соц. группы, общества в целом внутренний побудитель активности. Различают биол. П. человека, обусловленные обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма, и П. соц. субъектов (личности, соц. групп) и общества в целом, которые формируются в зависимости от уровня развития данного общества и специфических соц. условий их деятельности. Источник развития последних — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение относительно элементарных, витальных П. ведет к порождению новых П. и это отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и соц. среду, от животного, приспосабливающегося к среде. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой — витальные П., а последующие ее уровни — соц. П., высшее проявление которых — П. в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. При изучении человеческих П. различают следующие их виды по сферам деятельности — П. труда, познания, общения, отдыха по объекту — П. материальные и духовные, этические, эстетические и т.д. по их функциональной роли — П. доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные по субъекту — П. групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.  [c.265]

Школа человеческих отношений ориентирована на менеджмент как систему социально-психологических факторов. Основоположники этой школы Ф. Тэйлор и Элтон Мейо (1880-1949), Абрахам Маслоу (1908-1970), Фредерик Херцберг, Дуглас Макгрегор (1906-1964), П. М. Керженцев (1881-1940), Д. Карнеги (1888-1945). В 1880 г. Ф. Тейлор начал свои систематические исследования менеджмента. Он сформулировал следующие первоначальные допущения человек — это рациональное животное , озабоченное максимизацией своих экономических доходов люди реагируют на экономические ситуации индивидуально люди, как и машины, могут подвергаться стандартизированной моде. Э. Мейо отказался от принципов Тейлора, он считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента — развивать неформальную структуру управления с целью воздействия на результаты деятельности. А. Маслоу сформулировал иерархию потребностей человека и расположил их в виде пирамиды из пяти уровней. В простейшем случае потребности удовлетворяются последовательно, и это выступает мотивацией человека. Развивая идеи Маслоу, Ф. Херцберг ввел двухмерную модель мотивирующих факторов (гигиенические и мотивирующие), каждая из координат которой подразделяется на ступени.  [c.13]

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Она объективно обусловлена прежде всего тем, что условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Схема Маслоу часто излагается так, будто потребности в творчестве и других факторах самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями жительницы С1ПА Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила, свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проис-  [c. 56]

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ [hierar hy of needs] — подразделение потребностей по их важности (настоятельности) для человека. Различают элементарные потребности (физиологические, основанные на биологических функциях человеческого организма) и социальные —  [c.114]

МАСЛОУ АБРАХАМ (Maslow, Abraham) — американский психолог, автор книги «Мотивация и личность» [152], посвященной проблемам мотивации и удовлетворения потребностей человека. Существенным элементом теории М. является утверждение, что человек никогда не может полностью реализовать свои цели, ибо, удовлетворив одну потребность и достигнув одной цели, он стремится к другим. Развивая эту мысль, М. сделал три допущения относительно человеческой природы.- 1) люди — это вечно нуждающиеся животные, потребности которых никогда не удовлетворяются 2) состояние неудовлетворенности, или ощущение неудовлетворенных потребностей, побуждает человека к действию 3) потребности образуют иерархию с элементарными потребностями на нижнем уровне и потребностями более высоких уровней на вершине. Всю совокупность потребностей М. разделил на две большие подгруппы дефицитные — на нижнем уровне (физиологические и в безопасности) и потребности развития роста — на верхнем уровне (в причастности и самореализации). Удовлетворение потребностей первой подгруппы происходит при этом за счет внешних факторов (пища, благоприятная окружающая среда, друзья и прочее), тогда как потребности развития и роста присущи самой личности, имеют внутреннюю природу. Отсюда следуют важное значение благоприятных условий в организации, на рабочем месте, вероятность возникновения серьезных психологических проблем, когда человек лишен возможностей удовлетворить свои насущные потребности.  [c.238]

Эти идеи послужили прочной основой для развития нового направления теории и практики менеджмента, которое сегодня принято называть управлением человеческими ресурсами В рампах итого направления считается, что всякий работник способен внести посильный вклад в деятельность организации, но юлько тогда, когда ему будут созданы для этого надлежащие условия. Теория Маслоу предлагает широкий набор средств (рис. 3.1), мотивирующих творческий труд работников, исходя из любой ступени иерархии потребностей. Многие идеи этой теории приобрели чрезвычайную популярность в кругах руководителей высшего эшелона, поскольку они открыли способы мотивации сотрудников посредством потребностей высшего уровня , в результате чего предоставляюсь возможность повысить заинтересованность в труде и преданность работников своему делу к своей организации, не увеличивая их зарплату.  [c.48]

описание ступеней, применение в быту

Известный гуманистический психолог Абрахам Маслоу разработал концепцию человеческих потребностей. В 1954 году он представил ее в своем исследовании «Мотивация и личность». Согласно Маслоу, все потребности располагаются в виде пирамиды – от простых в основании к сложным на вершине. Ученый выдвинул предположение, что каждая из них является врожденной, преобладают в тот или иной момент жизни.

Итак, пирамида включает 5 ступеней:

  • Потребность в удовлетворении физических, естественных нужд: в воде, еде, сне и т. п.
  • Безопасность: обеспечение порядка, сохранности жизни, стабильности, исключение стрессовых ситуаций, избегание страха
  • Желание быть любимым и любить — создание семьи, крепких дружеских связей, своего близкого круга общения
  • Уважение и признание: принятие самого себя, уважение от других, одобрение заслуг. Определенный статус, внимание со стороны, репутация
  • Самоактуализация – потребность состояться в том, в чем хорош, к чему есть способности, таланты.

Позднее Маслоу также отдельными уровнями выделял потребности: в познании и эстетическом наслаждении.

Перейдем к рассмотрению каждой ступени подробнее.

Пять ступеней

Первый уровень: физиологические потребности

Каждому человеку, как и любому другому живому организму, заложено природой испытывать потребности в еде, воде и остальным естественным нуждам. Без их удовлетворения индивид погибнет, у него не будет шансов развиваться. Допустим, если его мучает жажда, то он не сможет продолжать чтение и самой увлекательной книги, или предаваться наслаждению красивыми видами. Без полноценного сна, стабильного дыхания человек никогда не справится ни с какой серьезной деятельностью и работой.

Второй уровень: потребности в безопасности

Наступает, когда пройден первый уровень. К примеру, новорожденный, еще не осознавая себя, тем не менее, после того, как получил необходимое питание, стремится ощутить защиту. Лишь мама способна удовлетворить эту его потребность и дать ребенку чувство безопасности.

Во взрослом состоянии индивид избегает ситуаций, связанных с его страхами, идет к врачу, когда чувствует угрозу здоровью, пользуется услугами страхования жизни, ставят крепкие замки на входные двери своих домов, сигнализацию. Всеми силами он защищает себя от опасностей – реальных и возможных.

Третий уровень: потребность в любви

Эту группу можно назвать социальной. Человек хочет быть понятым и делиться своим опытом, переживаниями с другим, заботиться о ком-то, принадлежать к компании. Иными словами, каждый желает любить и быть любимым. В социуме это проявляется в том, что личность чувствует свою нужность, причастность к чему-то важному. Что и стимулирует ее к общению, новым знакомствам или поддержанию, укреплению старых отношений.

Четвертый уровень: потребность в признании

Когда индивид ощутил свою полезность в обществе, примкнул к какой-либо социальной группе или создал семью, обрел друзей, он стремится получить от них признание и уважение. Человек хочет достичь определенного статуса. Получать одобрение со стороны за свои достоинства, таланты или поступки. Быть заслуженно оцененным в своем кругу общения и не только. Удовлетворение данной потребности напрямую влияет на самооценку, уверенность личности.

Например, новичок в сложившемся коллективе редко проявляет активность, но, если (и только в этом случае) его благодушно принимают, он ощущает себя «своим», то и в работе стремится быть усерднее, старательнее, чтобы заслужить одобрение коллег, не отставать.

Пятый уровень: самоактуализация

Она считается последней и вершиной человеческого развития. На ней реализуются духовные устремления личности. Личность не просто выполняет свою работу, а находит в ней творческие элементы, уже не исполняет, а создает нечто свое. Кроме того, активно посещает культурные мероприятия, испытывает в них потребность и, соответственно, необходимость. Поддерживает развитие своего таланта. Такой человек ищет ответы на вопросы о смысле бытия, познает мир вокруг себя с целью его улучшения, формирует свое особое мировоззрение. Происходит многогранное, всестороннее развитие личности.

Маслоу считал, что невозможно перепрыгнуть с одной ступени на другую, пока какая-либо потребность нижнего уровня не удовлетворена. Тогда сама по себе возникнет следующая. Ученый отмечал, что при реализации более простых желаний, индивид всегда будет стремиться к высшим. Но сам же добавлял замечание, согласно которому личность может испытывать гораздо больше стремлений к самореализации, нежели к любви. А большая часть обывателей и вовсе довольствуются лишь первыми уровнями. Психолог предполагал, что эти отклонения от пирамиды потребностей вызваны невротическим состоянием, либо происходят из-за постоянных окружающих человека неблагоприятных условий.

Немного критики теории

Концепция потребностей, безусловно, имеет под собой логические основания. Но нашлось немало психологов, что отнеслись к пирамиде Маслоу критически. Они подчеркнули, что потребность актуальна в зависимости от конкретных обстоятельств, а не уровня развития субъекта.

Действительно, например, сытый индивид не станет отбирать кусочек хлеба. А личность интровертивного типа или просто уставший человек не хотят общаться и добиваться чьего-либо расположения. Не всякий желает достигать высокого статуса, менять свои привычки или подстраивать поведение, если не испытывает потребности в признании. Но при этом человека могут занимать вопросы бытия и мироздания.

Как использовать концепцию в жизни?

Пирамида Маслоу четко структурирована, но большая часть исследователей сходится во мнении, что в жизни ее применять не всегда целесообразно и просто. Дело может дойти до выявления крайностей. Возникнет вопрос, так ли безнадежен человек в условиях недоедания? Или страдающий бессонницей? Неужели такие люди не способны творить или размышлять о чем-то высоком? Статистика может подтверждать выводы Маслоу, но единичные случаи – опровергать. Например, безответно влюбленный человек способен пойти на немыслимые поступки ради достижения взаимности. А тюремный заключенный при всех своих лишениях вдруг начнет читать книги или заниматься творчеством ради сохранения рассудка.

Известны случаи, когда гениальные шедевры создавались писателями и художниками, живших в абсолютной нищете, забвении, одиночестве. Или массовые примеры из военного периода, когда измучанные голодом, климатическими условиями солдаты или партизаны вели свою деятельность ради общей победы, сражались, следуя за высокими идеалами.

Применение в маркетинге

Деятельность маркетолога направлена на удовлетворение потребностей своего покупателя. Неудивительно, что они пробовали адаптировать теорию Маслоу под свои нужды, хотя она явно того не подразумевала. Маркетинговым исследователям не удалось применить психологическую концепцию на торговые отношения, и они поспешили объявить ее несостоятельной, устаревшей и абсурдной.

На самом деле все же теория потребностей иногда применяется педагогами и психологами в своих деятельностях. Они говорят о том, что концепция Маслоу направлена, прежде всего, на:

  1. Осознание людьми того, что помимо удовлетворения физических нужд, а также развлекательных целей, у них есть возможность развивать свои интересы в иных сферах жизни. Расширять свой кругозор и тому подобное.
  2. В педагогическом смысле усвоение простого принципа того, как строится любое обучение: пока не объяснишь материал, жизненного правило на доступных ребенку примерах, не получишь стабильных результатов и не пробудишь интереса к чему-то более возвышенному.
  3. Признание того, что самоактуализация – высшая ценность для человека, но для развития его личности вовсе не ведущая.

Достоинства и недостатки

Итак, пора подводить итоги.

Маслоу не просто выдал классификацию потребностей, а изобразил их в четко подчиняющейся иерархии, что является не вполне правомерным. Хотя и правильно определил, что они бывают базовыми, основанными на инстинктах, и духовными, высшими. Человек испытывает все уровни, представленные в его пирамиде, но не всегда удовлетворение одних ведет за собой появление других, как и в обратном случае. Личность может акцентировать внимание на потребности, что стоит выше базового уровня. Что свойственно любой ступени.

Человек стремится познавать себя и свои желания, правильно выбирать свои приоритеты, иначе он будет пребывать в ситуации неудовлетворения, недовольства собой.

Маслоу считал, что самоактуализация свойственна только двум процентам людей. Что, на наш взгляд, слишком малый показатель.

Наше поведение обычно строится, исходя из устремлений. Для того, чтобы гармонично развиваться, человек должен принимать во внимание потребности, относящиеся к разным ступеням пирамиды Маслоу.

Новое состояние у основания пирамиды

Версия этой статьи появилась в весеннем выпуске журнала Strategy+Business за 2019 год.

Почти 20 лет назад в статье стратегия + бизнес мой отец, С.К. Прахалад и его коллега Стюарт Л. Харт представили простую, но радикальную идею. Они утверждали, что 4 миллиарда бедняков во всем мире представляют собой динамично развивающийся потребительский рынок, что лучше всего этот рынок можно освоить с помощью коммерческих организаций 9 . 0004, и что сами бедняки должны быть партнерами в этом процессе. Это поставило под сомнение многие устоявшиеся представления о роли правительства и бизнеса в борьбе с бедностью. В то время их мышление (которое в течение четырех лет отвергалось научными журналами) вызывало в лучшем случае вежливый скептицизм. Большая часть нерешительности по поводу их идей была связана с верой в то, что помощь бедным является прерогативой правительства и некоммерческих организаций или что это просто слишком рискованно. Большинству предприятий не хватало понимания и структуры затрат, чтобы охватить бедных потребителей. Существовало стойкое убеждение, что такие потребности, как кров и питание, должны быть удовлетворены, прежде чем бедняки смогут понять и заплатить за желательные продукты и технологии. К сожалению, этот пессимизм был так же распространен среди элит развивающихся рынков, как и на Западе.

Тем не менее, идея слияния прибыли и цели в том, что мой отец и Харт назвали основанием пирамиды и которое многие теперь называют основанием пирамиды, захватила воображение как корпораций, так и сообщества разработчиков. То, что началось в стратегия + бизнес как план возможного, переросло в два издания книги «Фортуна на дне пирамиды », написанной моим отцом, профилирующей компании и организации социального сектора, которые создали успешные бизнес-инициативы в развивающихся странах. И в отличие от многих управленческих идей, которые приходили и уходили, концепция основания пирамиды продолжает вызывать оживленные дискуссии и сегодня. Я думаю, причина в том, что это говорит об устремлениях как менеджеров, так и потребителей. Он представляет собой фундаментально оптимистичный взгляд на способность бедных и людей внутри организаций сотрудничать и делать мир лучше.

К настоящему времени укоренилась идея бизнеса как силы добра, и дискуссия о бедности также изменилась. После смерти моего отца в 2010 году я снова посетил многие организации и людей, о которых он рассказал в своей книге. Я консультировал предпринимателей, работал в некоммерческих организациях и работал над инновациями в нижней части пирамиды. Мне ясно, что на бедных во всем мире и на их роль потребителей влияют три фундаментальных изменения:

• Самое главное, резкое сокращение крайней бедности во всем мире создало возможности для предпринимательских решений многих социальных проблем и сократило разрыв между развитыми и нижние рынки пирамиды.

• Технологии, в том числе широкое использование сотовых телефонов бедняками во всем мире, значительно снижают стоимость связи и обучения. Это позволяет компаниям разрабатывать, предоставлять и масштабировать многие важные услуги, такие как банковские платежи на мобильные телефоны.

• Мало того, что промышленность и гражданское общество готовы принять нарратив об инновациях как противоядии от бедности, но и растет ожидание того, что бизнес должен попытаться сделать мир лучше.

Решения сегодняшних насущных социальных проблем не могут быть решены путем дебатов; они должны быть обнаружены путем экспериментов. Возможности огромны: сейчас компании находятся в прекрасном положении, чтобы улучшить жизнь бедных людей во всем мире, а также улучшить свои финансовые результаты.

Быстрые изменения означают, что цели тоже меняются

По оценкам Всемирного банка, с 1990 года 1,1 миллиарда человек вышли из крайней нищеты. Одна из основных причин заключается в том, что Цели в области устойчивого развития Программы развития Организации Объединенных Наций дали многим заинтересованным сторонам, занимающимся проблемой бедности, стратегическую ясность, необходимую им для успешного сотрудничества в достижении перемен. Данные Международного валютного фонда показывают, что самые быстрорастущие экономики в мире находятся на развивающихся рынках. Это мощное сочетание реформ и быстрого экономического роста демонстрируется в таких странах, как Индия, где Мировые часы бедности World Data Lab показывают, что около 40 человек в минуту преодолевают крайнюю бедность. Переход происходит и во многих частях Африки (хотя уровни бедности на континенте сильно различаются), при этом китайские инвестиции лидируют в экономическом росте. Представление о том, что бедняки мира являются активными потребителями, больше не вызывает сомнений. В настоящее время они покупают ряд товаров и услуг, в том числе потребительские товары и тарифные планы сотовых телефонов.

Из-за этого общего сокращения крайней бедности разговор о нижней части пирамиды переместился с того, как уменьшить бедность, на то, как решить проблему глубокого неравенства — и не только в развивающихся странах. Сравнение мировой экономической пирамиды из оригинальной статьи моего отца с цифрами за 2017 год рассказывает интересную историю (см. «Повесть о двух пирамидах»). В 2017 г. в нижней части пирамиды оказалось меньше людей (3,5 млрд по сравнению с 4 млрд в 2002 г.). К 2017 году уровни доходов также выросли настолько значительно, что теперь трудно напрямую сравнивать их на двух диаграммах. В 2000 году на самые богатые 20 процентов населения мира приходилось около 85 процентов мирового дохода. К 2017 году произошла новая концентрация богатства наверху. Отчет Credit Suisse Global Wealth Report (pdf) за этот год показал, что примерно 86,3 процента мирового богатства контролировалось 8,6 процентами населения. Oxfam сообщает, что 42 человека в настоящее время обладают таким же совокупным богатством, как и беднейшие 3,6 миллиарда человек на планете. Бедность уменьшилась, а доступ к технологиям ускорился, но когда-то широко распространенная идея о том, что пирамида доходов превратится в ромб с концентрацией богатства в середине, еще не стала реальностью.

Тем не менее, на дне был достигнут значительный прогресс, и его двигали как транснациональные корпорации, так и местные новаторы. В оригинальной статье стратегия + бизнес «информационная бедность» называлась основным препятствием на пути развития и указывалось, что «половина человечества еще не сделала ни одного телефонного звонка». Это заявление больше не имеет силы, поскольку местные компании — кенийская Safaricom, индийская Reliance, китайская Alibaba и многие другие — выросли в размерах и усложнились как в предложениях продуктов, так и в услугах, породив более предпринимательскую культуру и сделав технологии доступными для всего мира. бедный. В некоторых случаях технология даже более доступна, чем недорогие продукты. Например, в 2009 г.Индийская Tata выпустила Nano, названный «самым дешевым автомобилем в мире», по цене 2500 долларов США. Но то, как автомобиль продавался, мешало его привлекательности среди предполагаемых потребителей, и Tata остановила производство в 2017 году. Между тем, приложения для совместного использования, такие как Uber и местная индийская альтернатива Ola, быстро росли, и Ola теперь расширяется за границу. Каждый может использовать эти платформы и найти на них работу, а в будущем некоторые из этих сервисов могут также помочь в решении задач доставки «последней мили». И такие компании, как Amazon, которая обучает многих мелких поставщиков по всему миру масштабироваться и становиться самостоятельными брендами, также помогают стимулировать рост.

Доступ к технологиям обеспечивает рост для потребителей и бизнеса. И в наши дни состояние многих технологических компаний в значительной степени зависит от их результатов на рынках, находящихся в нижней части пирамиды. Китайская компания Xiaomi, например, несколько лет назад продала 100 000 телефонов менее чем за 10 секунд на индийской платформе электронной коммерции и является пятым по величине производителем сотовых телефонов в мире, несмотря на отсутствие продаж в США на сегодняшний день. (Apple — единственная западная компания в первой пятерке.) Индийская компания Reliance запустила сеть 4G Jio, которая насчитывает 215 миллионов абонентов и стимулирует рост электронной коммерции в стране. А Уоррен Баффет сделал свои первые инвестиции в Индию в августе 2018 года, купив долю в One9.7 Communications, владеющая платежной фирмой Paytm.

Эволюция технологий сильно повлияла на жизнь в нижней части пирамиды и создала новые возможности. Бедняки во всем мире теперь имеют сотовые телефоны. Компаниям больше не нужно гадать о предпочтениях и мнениях нижней части пирамиды, когда они внедряют инновации — они могут спросить напрямую. Большие данные и платежная инфраструктура существуют для потребителей с любым уровнем дохода.

Однако статистика никогда не сможет адекватно отразить ощутимые изменения на местах или дать полное представление о новой динамике в действии. По данным Всемирного банка, в Кении, например, в 2017 году доход на душу населения составлял всего 1507 долларов. Тем не менее, в число 10 самых ценных брендов Кении входят Safaricom (телекоммуникации), M-Pesa (денежные переводы), местные радио- и телекомпании, Facebook, а также банковские и энергетические компании, многие из которых обслуживают потребителей с разными категориями доходов. Традиционный взгляд на потребности очень мало объясняет того, что принимается и закупается в больших количествах на развивающихся рынках. Картина в большинстве стран отражает эту тенденцию — покупки среди бедных являются отражением стремления, а не чистой потребности. Сообразительные компании и социальные новаторы сегодня часто используют это явление.

Нижняя часть пирамиды, сближающаяся с другими уровнями

Первоначальная концепция нижней части пирамиды предполагала, что компании, успешно внедряющие инновации для самых бедных рынков, смогут привлечь потребителей и в развитых странах. С тех пор разрыв между этими рынками сократился, что означает, что компании всех размеров должны быть в состоянии охватить оба типа потребителей, учитывая их общие потребности в пяти конкретных областях:

Компании с более высокой целью. Бизнес-лидеры сегодня сталкиваются с необходимостью получать прибыль, одновременно внося вклад в развитие общества. Изменение отношения потребителей показывает, что людям нравятся компании, занимающиеся социальными вопросами. И многие сотрудники, особенно миллениалы, хотят работать в компаниях, которые используют инновации как движущую силу добра в мире. Лидеры все чаще формулируют видение того, как их компании могут способствовать достижению более высокой цели. Ларри Финк из BlackRock использовал свое ежегодное письмо генеральным директорам за 2018 год, чтобы призвать компании из портфолио внести непосредственный вклад в сообщество. Мукеш Амбани из Индии, председатель и управляющий директор Reliance, заручился общественной поддержкой сети 4G Jio, заявив, что «цифровая жизнь больше не будет привилегией немногих богатых». Учитывая всю эту поддержку целеустремленного бизнеса, делать большие ставки на незнакомой территории может быть менее рискованно, чем когда-то.

Доверие и сообщество перед транзакциями. Доверие является центральным предшественником масштабирования. Например, создание возможностей для потребителей попробовать продукты и привлечение местных продавцов имеет решающее значение для успеха предприятий личной гигиены, закусок и моющих средств. Многие компании вложили значительные средства в разработку продукта, но им не хватает обслуживания клиентов. Усиление конкуренции, вынуждающее компании обеспечивать лучшее обслуживание клиентов, и новые платформы для обратной связи, доставки и совместного творчества, которые помогают компаниям понять, чего хотят клиенты, могут помочь устранить этот пробел и установить и поддерживать доверие.

Дизайн за небольшую часть стоимости. Большие данные позволяют компаниям использовать аналитические данные и предлагать продукты и услуги по радикально сниженным ценам. Вместо того, чтобы полагаться на ограниченные образцы или неофициальные свидетельства, компании могут отслеживать фактическое покупательское поведение и транзакции, чтобы получить представление об элементах и ​​атрибутах дизайна, которые ценят потребители. Компании по всему миру уже могут получить доступ к новым рынкам через такие платформы, как Amazon. А новая линейка Target из 70 предметов первой необходимости и средств личной гигиены, получившая название Smartly, предлагается по привлекательной цене для мировых рынков (большинство товаров стоит менее 2 долларов США). Линия может бросить вызов известным брендам в США и понравится потребителям на многих различных рынках. Новые функциональные телефоны от Reliance доступны в Индии по цене, эквивалентной 20 долларам. Кроме того, новые способы потребления, особенно совместное владение, открывают людям доступ к ранее недоступным товарам и опыту.

Сочетание роскоши и экономичности. Если вы посмотрите на список 100 ведущих мировых брендов на сегодняшний день, то увидите, что в нем хорошо представлены как секторы роскоши, так и массовые товары. Исключением являются технологические компании, привлекающие потребителей с самым разным уровнем дохода. Однако многие компании на развивающихся рынках никогда не имели возможности обслуживать только один сектор или другой. Нестабильный мир потребует от компаний создания продуктов и услуг, которые нравятся клиентам с гораздо более широким диапазоном уровней дохода. Tata, например, пользуется доверием в категории предметов роскоши, а также на рынках среднего и нижнего уровней пирамиды. Его бренд требует дизайна с одинаковыми стандартами — хотя и с разной эстетикой — для всех категорий потребителей.

Создание социальных кодексов и норм. Роль бизнеса в содействии установлению социальных кодексов и норм лежит в основе его способности преобразовывать общество. Независимо от дохода или профессии человека, ежедневное выживание требует ряда транзакций — наличными, бартерными или кредитными. То, как построены эти транзакции, влияет на то, насколько легко люди могут переключаться между профессиями, местами и образом жизни. Необходимость быть услышанным и уважаемым универсальна, и участие фирм помогает добиться этого для гораздо большего сообщества, чем когда-либо прежде. Например, из-за того, что многие дороги в Кении не имеют названий, а здания не имеют номеров, даже получение письма было для многих стрессовым и обременительным процессом, пока Mpost не разрешил людям использовать номер своего мобильного телефона в качестве почтового адреса.

Наконец-то кажется, что дебаты о том, как создать социальное влияние, становятся громче, чем споры о том, обязан ли бизнес делать это.

По мере того, как определение достойного уровня жизни продолжает развиваться, предприятия и правительства пытаются выяснить, как справиться с тем, что я считаю «хорошими плохими новостями». Например, Всемирная организация здравоохранения сообщает (pdf), что на неинфекционные заболевания, такие как диабет, в настоящее время приходится 80 процентов смертей в странах с развивающейся экономикой. Эта цифра указывает на то, что экономический рост привел к прогрессу в некоторых областях, включая инфекционные заболевания, материнское здоровье и ожидаемую продолжительность жизни, и все они обусловлены экономическим ростом. Но это изменение также ложится огромным бременем на общество, которое теперь вынуждено справляться с голодом и диабетом одновременно. Это закономерность, которая носит глобальный характер — прогресс, даже если он создает преимущества в одних областях, создает новые трудности и проблемы в других областях. Проблемы устойчивого развития потребуют от компаний уравновешивания стремления новых клиентов к потреблению с заботой об окружающей среде. Богатые и бедные страны столкнутся с одинаковыми проблемами, но потенциал для хороших масштабных решений велик.

Размышления о путешествии

Задолго до того, как история о дне пирамиды стала частью моей жизни и разговоров за обеденным столом, она стала частью моей жизни. Наблюдение за тем, как она развивалась за эти годы, научило меня тому, что даже если жизнь несправедлива, компании и отдельные лица могут стремиться сделать ее еще более справедливой. Для меня воздействие этой идеи измеряется моментами. Это во взаимодействиях, которые у меня есть сегодня, некоторые из которых были немыслимы, когда я был ребенком.

 

Получите информационный бюллетень «Стратегия + бизнес » на ваш почтовый ящик

(образец)

Электронная почта

 

Когда-то в Индии мороженое облагалось налогом как предмет роскоши. Когда он у меня был, я действительно чувствовал себя виноватым, потому что он был недоступен для многих. Мой отец поставил перед местными предпринимателями задачу создать мороженое, которым мог бы наслаждаться каждый. Сегодня есть популярный бар-мороженое, которое продается по 7 рупий (около 10 центов), и теперь, когда я нахожусь в Индии, я вижу поденщиков в очереди рядом со мной, чтобы купить угощения для своих детей. Некоторые аспекты моей идентичности, такие как мой американский акцент, больше не создают барьера, а вместо этого открывают диалог. Продавец магазина однажды заметил мой акцент и попросил меня прочитать список слов, чтобы он мог записать его и поделиться им со своим классом по исправлению акцента. Когда я спросил его, что он хочет делать с этим обучением, он терпеливо объяснил, что планирует несколько лет работать в сфере обслуживания клиентов и, возможно, когда-нибудь начать свой собственный бизнес. В моем общении с людьми, традиционно находящимися внизу пирамиды, я постепенно смог перейти от сочувствия к взаимодействию и дружбе. В мой список контактов в WhatsApp теперь входят портные, лесничие и водители — многим из людей, которым я мог только вежливо улыбаться в прошлые годы. Сегодня мы делимся семейными фотографиями, шутками и идеями.

Но это только половина дела. Вернувшись домой в США и на управленческие форумы, разговор тоже изменился. Наконец-то кажется, что дебаты о том, как оказывать социальное воздействие, становятся громче, чем споры о том, обязан ли бизнес делать это. Мое волнение по поводу основания пирамиды больше не связано с ее обещанием. Она постоянно обновляется в беседах с предпринимателями и при наблюдении за реальными предприятиями, вдохновленными идеей основания пирамиды. В осознании того, что скептицизм уступил место вдумчивым вопросам. Основные деловые журналы теперь рассказывают о многонациональных корпорациях, стремящихся завоевать симпатии сельских потребителей. Среди инвесторов существует конкуренция и страх упустить возможности роста на развивающихся рынках. Число моих приглашений в LinkedIn с годами также увеличилось, в основном за счет добавления людей с бизнес-идеями, которые служат — или, по крайней мере, стремятся вовлечь — потребителей в нижней части пирамиды. Люди, которые когда-то были уволены, изучаются и обсуждаются, постепенно втягиваются в разговор. Местные новаторы наконец-то получают заслуженное признание. Самое главное, разговор о том, как поднять положение бесправных и решить проблему неравенства в богатых странах, теперь стал частью общественного дискурса.

Впереди еще долгий путь, и ответы на многие неотложные социальные вопросы остаются неясными. Я считаю, что влияние идеи основания пирамиды заключалось в том, что она привнесла в дебаты как прагматизм, так и оптимизм, тем самым помогая направить инновационный потенциал бизнеса туда, где он больше всего был нужен. По мере того, как бизнес-лидеры борются с пугающими проблемами, они могут и должны продолжать непосредственно заниматься социальными проблемами с верой в то, что их усилия могут изменить ситуацию — потому что они уже это сделали. Бизнес уже сделал мир лучше, создав общий опыт и устремления. Задача, стоящая перед нами, будет заключаться в внедрении инноваций для обеспечения всеобщего процветания.

  • Дипа Прахалад — спикер, дизайнер-стратег и эксперт по инновациям на развивающихся рынках. В соавторстве с Рави Соуни она написала книгу «Предсказуемое волшебство: раскройте потенциал стратегии дизайна для преобразования вашего бизнеса » и консультирует корпоративных клиентов и стартапы. Прахалад является наставником ведущих социальных предпринимателей и входит в несколько международных некоммерческих советов.
Поделиться: Темы: взгляды потребителей, потребительские товары, потребители, потребительские тенденции, глобальная перспектива, социальная ответственность, технологии

Основание пирамиды | экономика

Похожие темы:
бедность распределение богатства и доходов рыночная экономика

Просмотреть весь связанный контент →

дно пирамиды (BOP) , также называемое основанием пирамиды , термин в экономике, который относится к беднейшим двум третям экономической человеческой пирамиды, группе из более чем четырех миллиардов человек, живущих в условиях крайней нищеты. . В более широком смысле, ПБ относится к рыночной модели экономического развития, которая обещает одновременно уменьшить масштабы широко распространенной бедности и одновременно обеспечить рост и прибыль для многонациональных корпораций (ТНК).

Эта концепция все чаще используется фирмами в различных отраслях (например, товары для дома, энергетика). Борьба с бедностью во всем мире была определена в качестве главного приоритета в Целях развития тысячелетия Организации Объединенных Наций. В отличие от традиционных моделей экономического развития, основанных на помощи, BOP рассматривает переосмысленную бедность как экономическую возможность для ТНК. Основной аргумент состоит из трех предпосылок: (1) бедное население мира представляет огромные возможности роста и потенциал прибыли для ТНК, (2) ТНК должны играть ведущую роль в раскрытии экономического потенциала таких труднодоступных рынков и (3) включение бедных в глобальную экономику одновременно принесет состояние ТНК и решит проблему глобальной бедности.

Критики подходов ПБ отмечают две важные проблемы: управление и устойчивость; ни одна из проблем в настоящее время не решается должным образом. Эффективные механизмы и органы управления необходимы для регулирования, мониторинга и надзора за развитием рынков и эффективной конкуренцией (а также с коррупцией в полиции), и, как и ТНК, они должны выходить за рамки национального суверенитета. Резкое повышение уровня потребления бедных слоев населения мира требует радикально новых бизнес-моделей и технологий, чтобы избежать катастрофических последствий для экосистем Земли; механизмы управления необходимы для обеспечения принятия радикальных мер по эффективному использованию ресурсов и чистых технологий на многонациональном игровом поле. Однако некоторые исследователи предположили, что последствия загрязнения и другие экологические проблемы во всем мире можно уменьшить, используя такие слаборазвитые страны в качестве недорогих площадок для испытаний экологически устойчивых технологий.

Четыре миллиарда бедняков представляют собой ошеломляющие рыночные возможности, но без покупательной способности (дохода) и способности совершать сделки (кредит, инфраструктура, системы распределения и другие институциональные структуры) бедняки заперты в нищете.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts