Уровень сензитивности. Психология стресса и методы коррекции
Уровень сензитивности. Психология стресса и методы коррекцииВикиЧтение
Психология стресса и методы коррекции
Щербатых Юрий Викторович
Содержание
Уровень сензитивности
Уровень сензитивности (чувствительности) человека имеет небольшое значение при биологическом стрессе, но чрезвычайно важен при стрессе психическом. Сензитивность зависит от следующих факторов:
1) чувствительности рецепторов;
2) типа высшей нервной деятельности;
3) легкости образования условно-рефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга;
4) повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта;
5) наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки.
Первый фактор из этого списка определяется врожденными анатомо-физиологическими особенностями и мало подвержен изменениям.
Второй и третий факторы формируются в течение первых лет жизни и могут подвергаться незначительным модификациям.
Четвертый фактор зависит от объективных жизненных обстоятельств, которые влияют на развитие сензитивности. Например, у настройщика роялей и взрывника горнорудного карьера чувствительность к звуковым воздействиям будет значительно различаться.
Пятый фактор связан с сознательной тренировкой сензитивности. Например, у психотерапевта, использующего методы нейролингвистического программирования или эриксоновского гипноза, чувствительность к проявлению эмоций у клиента будет выше, чем у стоматолога или травматолога.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
5.6. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности
5. 6. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности Для подготовки к межкультурному взаимодействию широкое распространение во многих странах мира получили так называемые культурные ассимиляторы, хотя это и не самое удачное наименование,Уровень –800
Уровень –800 Состояние, когда человек приближается к полной деградации. Выхода уже нет, остается только постепенно падать все ниже и ниже. Индивид понимает, что до окончательной деградации осталось недолго. Он еще надеется выбраться из своего положения, но
Уровень –600
Уровень –600 Уровень частичной деградации, когда еще остается какой-то выбор спастись и изменить свою жизнь. Однако изменения настолько сложны, что у человека не хватает сил для изменения ситуации. Шанс небольшой есть, однако без огромной поддержки со стороны не обойтись.
Уровень –500
Уровень –500 Уровень, на котором человеку предоставляется выбор: или деградировать окончательно, или найти выход и пойти выше по шкале уровней. Выбор сложен, индивида затягивает вниз, но он чувствует, что у него есть силы и время вернуться к нормальной жизни.Данный уровень
Уровень –300
Уровень –300 Уровень глубокого духовного кризиса. В некоторых случаях психическое расстройство, сильное переживание потери близкого человека, родителей, ребенка, мужа или жены и т. д. Пристрастие к наркотикам и алкоголю, неправильное использование духовных
Уровень –200
Уровень –200 Возможны сильные кризисы, психологические потрясения, травмы, неудачи, переживание одиночества, сложная социально-психологическая ситуация. Состояние сопровождается отсутствием надежды и чувством
Уровень –100
Уровень –100 Уровень неопределенности и сложного выбора. Что делать дальше? Куда пойти? Что верно? Кажется, что нет выхода из положения. На данном уровне человек решает, куда ему пойти по шкале вверх или вниз, в состояния плюс или минус, и возможная ошибка может повлечь за
Уровень +100
Уровень +100 Уровень обывателя, человека со средним интеллектом, но при этом достаточно успешного в жизни. Уровень обывателя находится в диапазоне от +10 до +100. Особенно много здесь не скажешь, однако большинство людей в обществе, пребывающих на уровне +100, строят свою
Уровень +200
Уровень +200 Уровень +200 предполагает интеллектуальное и духовное развитие. К этому уровню относятся педагоги, врачи, ученые, т. е. те, кто занимается интеллектуальным трудом, а также люди творческие – актеры, художники, писатели, люди, которые серьезно занимаются духовными
Уровень +300
Уровень +300 Уровень можно определить как продвижение по духовному пути. К нему относятся люди одаренные, гении, великие писатели, художники, изобретатели, ученые, духовные наставники и т. д. Данный уровень приближается уже к уровню перехода, когда начиная с +300 можно пойти
Уровень +500
Уровень +500 Уровень перехода. На нем человек получает ключ к просветлению. Он может полностью поменять свой образ жизни, если хочет, и достигнуть отметки +1000, или просветления.Дэвид Хокинс, доктор медицины и философии, духовный учитель, определял уровень +500 так:«На этом
Уровень +600
Уровень +600 По Дэвиду Хокинсу, этот уровень определяется как энергетическое поле и соотносится с опытом, который определяется такими понятиями, как выход за пределы ограничений, самореализация и осознание Бога. Это состояние встречается крайне редко, у одного человека из
Уровень +800
Уровень +800 Уровень близок к просветлению. На нем человек ощущает себя близко к Богу, к божественной благодати. Очень немногие достигли этого уровня. Опасность уровня состоит в том, что на нем легко «упасть вниз», на этом пути много ловушек, таких как различные человеческие
4. Уровень убеждений
4. Уровень убеждений Под убеждениями мы понимаем те самые «Как правильно». Предполагается, что убеждения могут как расширить возможности (и мы знаем, как это правильно делается), так и сузить возможности.Нельзя наступать на тень соседа. Это жестокое оскорбление. И человек
5. Уровень «Я»
5. Уровень «Я» Убеждение — это про то, как правильно для всех, а уровень «Я» — это про то, как правильно для меня лично. За кого я себя считаю, что мне можно или нельзя, какой Я.Иногда этот уровень называют самоидентичностью или просто идентичностью. И чтобы не говорить «Сам
Уровень фантазии
Уровень фантазии Можно даже расклассифицировать и технические, и художественные открытия — изобретения. Скажем, отнести к высшему уровню создание новых жанров или видов искусства. В этом смысле создатель симфоний Гайдн, изобретатели первых опер Галилей (старший) и
Сензитивный период — сенситивные периоды развития ребенка
Обучение ребенка будет даваться легко, если вы согласуете уроки с природными программами развития, заложенными в человеке.
Психологи обратили внимание, что в конкретном возрасте мы быстрее усваиваем знания, формируем полезные навыки, привычки. Сензитивные (или сенситивные) периоды — вспышки чувствительности, восприимчивости, высокой обучаемости. Ребенок способен гибко реагировать на условия окружающей среды и успешно проходить адаптацию.
Почему родителям нужно знать об этом?
Можно заранее подготовиться к наступлению нового сензитивного периода, учесть особенности психики ребенка. Есть время, чтобы разработать персональную программу занятий.
Значит ли это, что потом будет поздно приступать освоению новых знаний? Нет, но выбор верного сензитивного периода благотворно влияет на общее развитие малыша. Можно выучить иностранный и в 30 лет, но в детстве будет гораздо проще. В этой статье мы разбираем, какие периоды были выделены педагогами.
Сензитивные периоды по Монтессори
Итальянский врач Мария Монтессори разработала систему, в которой сензитивные периоды напрямую связаны с биологическим ростом организма в целом. Они универсальны, не соотносятся с культурой, в которой воспитываются дети, социальными и семейными условиями. Если ребенка заставляют учить что-то, к чему он не готов, результат будет посредственным.
Разберем главные этапы.
Сензитивный период развития речи (от 0 до 6 лет)
Самый продолжительный этап развития. Речь совершенствуется вплоть до первого класса школы, поэтому не беспокойтесь, если ребенок в 3 года не может говорить бегло.
Дети обогащают словарный запас, находят соответствия между предметами, явлениями, чувствами. Учатся описывать внутреннее состояние, пересказывать сюжеты историй. Можно разделить период на несколько этапов.
- От 1 года до 3 лет. Малыш стремительно учит новые слова, осваивает грамматические основы родного языка. Необходимо общаться с ним без искажения слов, следить за чистотой речи.
- От 3 до 6 лет. Детям хочется писать и читать, иногда они сами просят научить их этому. В доме появляется больше канцелярских принадлежностей, ребенок пытается печатать на ноутбуке или планшете, складывает буквы из пластилина.
Родителям нужно запастись терпением и включить в расписание занятия с детьми на регулярной основе. Чтение вслух, пересказы, обсуждения помогут сделать речь малыша образной и логичной.
Сензитивный период восприятия порядка (от 0 до 3 лет)
Дети остро реагируют на нарушение привычного хода вещей: им сложно ориентироваться в хаотичном мире без помощи взрослых. Беспорядок в комнате, плавающий режим дня, противоречивые отношения со взрослыми приводят к дисгармонии внутреннего мира ребенка.
Следите за упорядоченностью предметов в квартире (особенно в детской) — это создает в сознании чувство безопасности, относительной предсказуемости будущего. Распишите для членов семьи правила поведения, от которых можно отступать в исключительных случаях. Если ваши реакции будут логичными и последовательными, ребенок быстро научится контролировать собственные эмоции, наведет порядок в ощущениях, переживаниях.
Несносное поведение в этот период объясняется тем, что малыш не ощущает стабильности в мире, теряет опору и паникует. Важно наладить связь с ребенком и дать ему почувствовать родительскую поддержку — это укрепляет интеллект и психику.
Сензитивный период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)
Дети начинают познавать мир с помощью органов чувств. Заметно, что ребенок стремится не только осмотреть заинтересовавший его предмет, но и понюхать, потрогать, узнать, какой звук он может издавать. Появляются представления о форме, цвете, ароматах, материалах, тактильных ощущениях, текстуре. С возрастом один из каналов восприятия начинает доминировать.
Система Монтессори предлагает упражнения, направленные на улучшение сенсорных навыков. Детям вручают непрозрачный пакет и предлагают на ощупь определить, что находится внутри; завязывают глаза и дают послушать аромат, а затем угадать, что его издает. Ребенок научится ориентироваться в ощущениях и без тренировок, но дополнительные занятия расширяют диапазон восприятия.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)
Дети обожают играть с мелкими фигурками, заставляя родителей ради безопасности прятать маленькие детали подальше. Но не лишайте малышей возможности перебирать их. Таким образом развивается мелкая моторика, отвечающая за беглую речь, координацию, письмо. В будущем благодаря этому навыку ребенок сможет ловко управляться с ножом и вилкой, быстрее научится правильно держать ручку и карандаш.
Соберите набор предметов разной формы, длины и размера. Пусть ребенок описывает их. Также пригодятся пазлы, конструктор, мозаика. Под присмотром взрослых можно вырезать фигуры из бумаги (например, снежинки). В более раннем возрасте малыша заинтересуют гирлянды, бусы, украшения.
Сензитивный период развития движений и действий (от 1 до 4 лет)
Движение — путь к активной, слаженной работе мозга. Нельзя запрещать ребятам бегать, заставляя сидеть за столом целый день. Это ухудшит успеваемость, и толк от занятий будет минимальным.
Ребенок познает и тестирует возможности своего тела, определяет границы, учится координации, выносливости. Ему хочется гулять, карабкаться, прыгать, быть на свежем воздухе, участвовать в подвижных играх, балансировать на одной ноге.
Занимаясь с малышом в домашних условиях, старайтесь делать перерывы для разминки. Пусть она длится хотя бы 5 минут: даже маленькая тренировка будет полезна для когнитивных способностей. Во время выполнения физических упражнений кровь начинает циркулировать активнее, снабжая мозг кислородом. Не относитесь к зарядке с пренебрежением: для детей она так же важна, как и обучение грамоте.
Сензитивный период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)
Приходит время, когда дети начинают быть членами общества. Надо усваивать социальные паттерны, нормы поведения и этикета. Учить может не только старшее поколение: гуляя с ровесниками, дети узнают огромное количество новой лексики.
Важно, чтобы ребенок умел сотрудничать, договариваться, просить помощи у друзей. От 2,5 до 6 лет формируются навыки самопрезентации.
Объясняйте каждое значимое действие: «Мы заходим в лифт, не забудь поздороваться с соседями», «Поблагодари бабушку за подарок, который она принесла». Разбирайте поведение других людей, если оно противоречит нормам: расскажите, что если все переходят на красный свет, не нужно делать то же самое.
Больше полезных советов о развитии социальных навыков у дошкольников вы найдете в нашей статье.
Сензитивный период развития самостоятельности (от 0 до 5 лет)
Человек учится самообслуживанию, обретает автономность: как есть без посторонней помощи, правильно держать вещи, одеваться. Темп развития индивидуален, но к 5 годам ребенок вполне может позаботиться о себе в быту, изредка обращаясь за помощью.
Главное правило — не прерывать инициативу. Родители не всегда это понимают, торопят детей или делают все за них. Пусть вы опоздаете, но малыш своим умом поймет, как завязывать шнурки или закрывать дверь ключом. Личный опыт навсегда сохраняется в памяти, превращаясь в уверенный навык.
Сензитивные периоды по Выготскому
Отечественный психолог Л. С. Выготский был первым, кто выделил сензитивные периоды и описал их особенности. В отличие от Монтессори, которая дополнила его классификацию, он полагал, что этапы развития ребенка объясняются социальными факторами, а не биологическими.
Также он обозначил иные возрастные рамки.- От 1,5 до 3 лет. Лучшее время для пополнения словарного запаса, восприятия интонации. Ребенок способен понимать сразу несколько языков, развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Именно в этом возрасте малыши любят разбрасывать вещи по дому, кидать их, открывать дверцы.
- От 3 до 4 лет. Ребенок складывает слова в осмысленные предложения, рассказывает о простейших ситуациях, выражает ощущения вербально. Можно учить алфавит, готовиться к изучению письма, уверенному чтению текста. Дети лучше понимают происходящее, активнее реагируют на внешние импульсы. Это связано и с обостренной восприимчивостью органов чувств, достигающей высшего уровня.
- От 4 до 5 лет. Ребенок окончательно включается в жизнь социума, привыкает быть частью общества, коллектива. Интересуется точными и естественными науками, математикой, цифрами, формой предметов, их положением в пространстве. Неплохо усваиваются основы музицирования.
- От 5 до 6 лет. Чтение и письмо становятся приоритетными направлениями для изучения. Дети понимают психологию взаимоотношений: умеют общаться со старшими и сверстниками, осознают семейные модели поведения. Присматриваются к окружающим, чтобы определить границы дозволенного.
- От 8 до 9 лет. Как утверждает Выготский, лингвистическая восприимчивость человека в указанном возрасте достигает самой высокой отметки. Ученики легко осваивают новые иностранные языки, общаются. Творческие способности тоже находится на пике: дети охотно фантазируют, придумывают креативные игры.
Пропущенный сензитивный период не означает, что ребенок безнадежен. В будущем он сможет наверстать упущенное, но потребуется больше времени и сил. Конечный результат зависит от учителей, системы обучения, внимания со стороны родителей и психологического состояния малыша.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
О чувствительности — Исследование чувствительности
Легко заметить, что некоторые люди более чувствительны, чем другие. Исследователи определяют чувствительных людей как тех, на кого сильнее влияет то, что они переживают.
Это может включать влияние физической среды, а также социальных отношений, условий работы и воспитания, и это лишь некоторые примеры. Хотя все в той или иной степени чувствительны, исследования показали, что люди, как правило, делятся на три разные группы по спектру чувствительности: около 30% относятся к низкой, 40% — к средней и 30% — к высокой чувствительности.
Важно отметить, что хотя высокочувствительные люди более склонны к трудностям в стрессовых обстоятельствах, они также особенно восприимчивы к положительному и поддерживающему опыту. С другой стороны, люди с низкой чувствительностью, как правило, более устойчивы при столкновении с невзгодами, но также меньше извлекают пользу из положительного опыта.
Теория чувствительности
Для описания таких различий в чувствительности было разработано несколько психологических теорий.
Ведущие теории недавно были объединены в всеобъемлющую концепцию Экологической чувствительности, которая объединяет существующие термины, такие как Высокочувствительный человек (СЧЛ), Орхидеи и одуванчики и Дифференциальная восприимчивость.
Согласно теории чувствительности к окружающей среде, люди различаются по своей способности воспринимать и обрабатывать информацию об окружающей среде из-за нейробиологических различий в их мозгу, что частично объясняется генетическими различиями. Хотя это означает, что чувствительность имеет генетическую основу, исследования показали, что на нее в равной степени влияет окружающая среда людей и их жизненный опыт.
Измерение чувствительности
Чувствительность можно легко и надежно измерить с помощью ряда коротких опросников, разработанных и проверенных исследователями.
После более чем 20 лет академических исследований стало ясно, что чувствительность является установленной, признанной и эмпирически подтвержденной чертой человека.
Однако, несмотря на то, что к настоящему времени мы многое узнали из исследований, необходимы дополнительные исследования. Дополнительная работа над ключевыми областями, такими как нейробиологические механизмы, лежащие в основе этой черты, существование гендерных, культурных и других различий, а также ее роль в развитии психологических расстройств, и это лишь некоторые из них, поможет нам более полно понять чувствительность.
Часто задаваемые вопросы
Что такое чувствительность? Collapse
Чувствительность — это основная черта человека, описывающая способность воспринимать и обрабатывать информацию об окружающей среде.
Чувствительность состоит из двух основных компонентов. Во-первых, восприятие сенсорной информации из окружающей среды, такой как звук, запах, вкус и осязание.
Во-вторых, когнитивная обработка воспринятой информации об окружающей среде, например, глубокое осмысление и отражение опыта.
Хотя все в той или иной степени чувствительны, некоторые люди более чувствительны, чем другие. Исследования показывают, что очень чувствительные люди больше подвержены негативному влиянию невзгод, но также особенно сильно выигрывают от положительного опыта. Проще говоря, чувствительные люди — это те, на кого сильнее влияет то, что они переживают.
Тот факт, что сходные различия в чувствительности наблюдались у многих других видов, например, у собак, рыб и птиц, позволяет предположить, что чувствительность имеет биологическую основу и законсервировалась в ходе эволюции из-за ее важной роли для приспособления к окружающая среда. Действительно, чувствительность у людей была связана с нейробиологическими различиями в мозге, а также с генетическими факторами.
Является ли чувствительность генетической чертой? Expand
Как и большинство других общих черт человека, чувствительность частично является генетической. Около 50 % различий в чувствительности между людьми можно объяснить генетическими факторами, тогда как остальные 50 % приходится на влияние окружающей среды.
Хотя в нескольких исследованиях изучались и идентифицировались отдельные гены, которые, по-видимому, связаны с чувствительностью, очень маловероятно, что генетическая основа чувствительности является результатом действия только одного или нескольких генов.
Было обнаружено, что наиболее сложные и распространенные черты человека связаны с большим количеством генов, обычно с несколькими тысячами, и каждый из них обычно оказывает очень незначительное влияние.
Следовательно, скорее всего, не существует единого «гена чувствительности», и любой ген, связанный с чувствительностью, объяснит лишь небольшую долю различий в чувствительности.
В результате исследователи сосредоточились на добавлении от сотен до тысяч генетических вариантов, связанных с чувствительностью, в общую оценку генетической чувствительности.
Это исследование показало, что дети, которые генетически более чувствительны, действительно больше подвержены влиянию качества воспитания, которое они испытывают, а взрослые, которые генетически более чувствительны, больше выигрывают от психологического вмешательства.
Как развивается чувствительность? Expand
Чувствительность является результатом сложного взаимодействия между нашими генами и опытом, которое начинается в утробе матери и продолжается на протяжении всей жизни.
Интересно, что различия в чувствительности можно наблюдать уже во время беременности. Например, исследования внутриутробного развития показывают, что некоторые зародыши явно более чувствительны к звукам и физиологическому и психологическому стрессу матери, чем другие.
В младенчестве различия в чувствительности были связаны с определенными чертами темперамента. Согласно исследованиям, чувствительные дети, как правило, легче расстраиваются, чаще плачут, им требуется больше времени на восстановление, они более реактивны, их легче перевозбуждать, они больше боятся незнакомцев и незнакомых ситуаций и более осторожны в новых условиях.
Важно отметить, что одной из причин того, что чувствительность связана с этим негативным поведением, является то, что многие показатели темперамента не отражают более положительные аспекты чувствительности.
Исследования также показывают, что неблагоприятный опыт в раннем детстве может способствовать развитию повышенной чувствительности в подростковом и взрослом возрасте, особенно у лиц с повышенной генетической предрасположенностью к чувствительности.
Это означает, что различия в чувствительности являются частично генетическими, но также формируются типом и качеством нашего воспитания и окружающей среды. Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, как развивается и изменяется чувствительность на протяжении всей жизни.
Кто чувствителен? Expand
Учитывая, что чувствительность является основной человеческой чертой, все в той или иной степени чувствительны. Однако исследования показали, что люди, как правило, делятся на три разные группы по спектру чувствительности: низкая, средняя и высокая. 30% населения относятся к группе высокой чувствительности, 40% — к средней и 30% — к низкой.
Людей из группы очень чувствительных называют «орхидеями», так как они требуют оптимального ухода, но особенно красивы в цветущем состоянии. Людей в группе с низкой чувствительностью сравнивают с «одуванчиками», которые, как правило, крепкие и растут где угодно. 40%, которые попадают в среднюю группу, были описаны как «тюльпаны», чтобы отразить то, что они менее хрупкие, чем «орхидеи», но не такие крепкие, как «одуванчики».
Важно отметить, что различия в чувствительности между этими тремя группами следует понимать как отражение спектра от низкой до высокой. Люди, попадающие в группу низкой чувствительности, по-прежнему чувствительны к окружающей среде, но в меньшей степени, чем другие группы.
Женщины более чувствительны, чем мужчины? Expand
Ни одна из ведущих теорий не предполагает, что женщины более чувствительны, чем мужчины, а эмпирические исследования неубедительны.
В исследованиях взрослых, где чувствительность измерялась с помощью анкет, женщины часто сообщали о более высоком уровне чувствительности. Это также наблюдалось в исследованиях чувствительности у детей, даже когда чувствительность оценивалась психологами, а не самими детьми.
Наоборот, крупномасштабное исследование близнецов не обнаружило каких-либо генетических гендерных различий в чувствительности, предполагая, что повышенная чувствительность, обнаруживаемая у взрослых женщин и девочек, может отражать социальные и культурные влияния, а не биологические. Например, во многих обществах чувствительность считается скорее женской чертой, и поэтому женщины и девочки с большей вероятностью будут ее принимать и выражать.
Интересно, что, хотя женщины и девушки часто сообщают о более высокой чувствительности в анкетах, несколько исследований показывают, что на поведение чувствительных мужчин больше влияет окружающая среда. Это еще раз говорит о том, что дело не в том, что женщины обязательно более чувствительны, а в том, что женщины чаще сообщают о чувствительном поведении.
Необходимы дополнительные исследования, чтобы понять гендерные различия, включая ключевую роль социализации.
Почему высокая чувствительность иногда считается слабостью? Expand
Высокая чувствительность в определенных ситуациях может восприниматься как вызов или затруднение. Теория предполагает, что люди с высокой чувствительностью сильнее подвержены влиянию негативного опыта, такого как некачественная родительская забота и стрессовые жизненные события. В этом смысле высокочувствительные люди иногда могут быть менее крепкими и устойчивыми.
Однако важно признать, что одна из причин, по которой высокая чувствительность часто воспринимается негативно, заключается в том, что большая часть ранних исследований чувствительности была сосредоточена на негативных последствиях, а многие меры чувствительности были чрезмерно смещены к негативным аспектам чувствительности. черта, маскирующая известные положительные стороны чувствительности.
Тем не менее, исследования показали, что у высокочувствительных детей чаще развиваются поведенческие проблемы, когда они подвергались негативному воспитанию.
Кроме того, поскольку чувствительные люди обрабатывают информацию более глубоко, они, как правило, легче перегружаются в сильно стимулирующей или хаотичной среде. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на их энергии и производительности в таких условиях.
Наконец, то, считается ли такая черта, как чувствительность, слабостью, также зависит от культурных предпочтений. Например, хотя застенчивость обычно считается нежелательной в Соединенных Штатах, такое же поведение более уважаемо и ценится в Китае.
Каковы преимущества высокой чувствительности? Expand
Высокая чувствительность дает множество преимуществ. Согласно теории, эти преимущества являются результатом повышенного восприятия и более глубокой обработки чувствительными людьми.
Например, чувствительные люди, как правило, имеют особенно хорошо развитое понимание отношений и чувств и мыслей других людей из-за их повышенного уровня эмпатии.
Они также оказались более творческими, чем менее чувствительные люди, и часто глубоко ценят красоту.
И они, как правило, лучше разбираются в тонкостях окружающего мира и поэтому легче воспринимают детали.
Благодаря этим качествам из чувствительных людей получаются отличные советники, художники, консультанты, тренеры и ученые.
Кроме того, чувствительные люди, как правило, получают больше пользы от позитивного опыта, чем их менее чувствительные коллеги.
Например, исследования показали, что высокочувствительные дети развивают лучшие социальные навыки и лучше учатся в школе по сравнению с менее чувствительными детьми, когда они растут в заботливой и поддерживающей среде. Точно так же было обнаружено, что чувствительные дети получают больше пользы от психологических программ и вмешательств, чем менее чувствительные.
Как чувствительность связана с другими чертами личности? Expand
Чувствительность имеет некоторое сходство с другими общими чертами личности. В психологии личность обычно описывается и измеряется в пяти измерениях. Как и в случае с чувствительностью, которая может варьироваться от низкой до высокой, каждое из этих измерений также измеряется в спектре. Это:
- Экстраверсия (общительный и общительный)
- Нейротизм (легкий стресс и тревога)
- Открытость опыту (непредубежденность и воображение)
- Приятие (быть добрым и готовым к сотрудничеству)
- Добросовестность (самодисциплинированность и аккуратность).
Исследования показали, что высокочувствительные люди, как правило, имеют более высокие показатели невротизма и открытости опыту и более низкие показатели экстраверсии, в то время как связь между чувствительностью и доброжелательностью, а также добросовестностью незначительна.
Нейротизм отражает склонность чувствительных людей к более негативному влиянию негативного опыта. Открытость опыту отражает их повышенную чувствительность к положительным аспектам окружающей среды. Нижняя экстраверсия описывает тенденцию чувствительных людей быть немного менее общительными (более интровертными).
В целом следует отметить, что эти общие черты личности объясняют лишь небольшую часть чувствительности. Кроме того, развитие личности также зависит от жизненного опыта людей. Например, чувствительные люди, у которых было трудное детство, более склонны к развитию сильного невротизма по сравнению с чувствительными людьми, выросшими в благоприятной среде.
Является ли высокая чувствительность психическим расстройством? Expand
Повышенная чувствительность не является психологическим расстройством. Исследования показывают, что каждый человек чувствителен и что люди различаются по степени своей чувствительности, так же как люди различаются по другим общим человеческим чертам, таким как личностные характеристики.
Тот факт, что сходные различия в чувствительности наблюдались у видов животных, позволяет предположить, что чувствительность имеет биологическую основу и что она сохранилась в ходе эволюции из-за ее важной роли в адаптации к окружающей среде.
Тем не менее, как и в случае с другими личностными чертами, нахождение на крайних границах спектра чувствительности может быть связано с повышенным риском развития психологических проблем.
Например, исследования показывают, что люди с высокой чувствительностью подвержены большему риску развития тревоги и депрессии, но только при неблагоприятных обстоятельствах.
С другой стороны, люди с очень низкой чувствительностью могут подвергаться повышенному риску развития других проблем из-за их низкого уровня эмпатии, таких как расстройство поведения или психопатия. Однако последнее основано только на теории и еще не исследовано и не подтверждено эмпирически в научных исследованиях.
Важно отметить, что хотя некоторые известные расстройства (например, расстройство аутистического спектра, расстройство сенсорной обработки) характеризуются повышенной сенсорной чувствительностью, следует отметить, что эти расстройства коренным образом отличаются от общего признака чувствительности.
Связана ли чувствительность с аутизмом и другими нарушениями развития? Expand
Хотя на первый взгляд кажется, что есть некоторые сходства, чувствительность значительно отличается от расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
В то время как РАС и СДВГ являются общепризнанными и диагностируемыми нарушениями развития, чувствительность представляет собой распространенную и здоровую человеческую черту.
Что общего у чувствительности с (легким) аутизмом, так это повышенная сенсорная чувствительность и тенденция отстраняться от занятых и хаотичных ситуаций или больших собраний.
Однако, в то время как уход чувствительных людей из таких ситуаций происходит из-за чувства чрезмерной стимуляции, люди с аутизмом склонны избегать их также из-за их ограниченных социальных навыков. В отличие от социальных проблем, характерных для аутизма, у высокочувствительных людей особенно хорошо развито понимание отношений и высокая степень эмпатии.
Что общего у чувствительности с СДВГ, так это то, что чувствительные люди также более склонны отвлекаться в очень стимулирующих ситуациях. Однако в тихой и спокойной обстановке чувствительные люди особенно хорошо концентрируются, в то время как люди, страдающие СДВГ, все еще испытывают трудности с концентрацией внимания.
Учитывая потенциальный риск того, что у высокочувствительных людей может быть неправильно диагностирован аутизм или СДВГ, необходимы дополнительные исследования, чтобы установить четкую дифференциацию между чувствительностью и этими нарушениями развития нервной системы.
Доступные меры чувствительности не подходят в качестве диагностических инструментов, и важно, чтобы любой человек, обеспокоенный РАС или СДВГ, был осмотрен специалистом, чтобы обеспечить правильный и профессиональный диагноз и возможное лечение.
Как можно измерить чувствительность? Expand
Как и в случае с большинством личностных качеств, типичным подходом к оценке чувствительности является анкетирование.
На основе обширных исследований была разработана и усовершенствована серия опросников для измерения чувствительности у детей (шкала «Высокочувствительный ребенок») и взрослых (шкала «Высокочувствительный человек»). Для детей об этом может сообщить либо ребенок, либо родитель. Эти шкалы неоднократно тестировались в эмпирических исследованиях, и было обнаружено, что они отражают чувствительность к окружающей среде.
Анкеты имеют много преимуществ и отражают субъективный опыт человека. Однако они могут быть предвзятыми. Более объективный способ измерения чувствительности может быть достигнут путем оценки наблюдаемого поведения подготовленными специалистами. Такая рейтинговая система была разработана для 3-летних детей, и было доказано, что она точно измеряет чувствительность.
Учитывая, что чувствительность частично объясняется генетикой, можно также измерить чувствительность, учитывая генетическую структуру человека.
Однако текущий уровень знаний еще не позволяет проводить точную индивидуальную оценку. Необходимы дополнительные исследования, чтобы лучше понять генетическую основу чувствительности. Также может быть полезно сосредоточиться на физиологических аспектах чувствительности, таких как гормоны и мозг, чтобы более объективно оценить чувствительность.
Хотя существующие вопросники и рейтинговые шкалы уже обеспечивают действенный способ измерения чувствительности, необходимы дополнительные исследования, чтобы сделать оценку более объективной, точной и надежной.
Как быть культурно чувствительным Работая с клиентами с разными идентичностями
Культура определяет почти каждый аспект нашей жизни: то, как мы кормим наши семьи, как мы реагируем на травму, как мы строим наши общественные сети. Путешествуя за границу, легко увидеть, как культурные границы формируются через географические барьеры. Но эти различия также проявляются в сообществах с разнообразным населением — людьми самого разного происхождения, живущими в общей среде.
Делить пространство с людьми из других культур — это больше, чем терпеть обычаи друг друга; это ценить и подтверждать то, как люди из разных слоев общества обогащают жизнь друг друга.
Это может показаться очевидным, но когда мы сталкиваемся с реальностью сообществ, обремененных преступлениями на почве ненависти и дискриминационным уходом со стороны поставщиков, многое нужно решить в плане социальной дистанции и культурной чувствительности.
Отсутствие учета культурных особенностей привело к «воплощенному неравенству». Эпидемиолог Нэнси Кригер объясняет, что люди, которые чувствуют себя маргинализированными или подверженными риску дискриминации, могут иметь более плохие результаты в отношении здоровья на протяжении всей своей жизни не по своей вине.
— Элизабет Брондоло, доктор философии, в выпуске APA.
Фактически, угрозы со стороны социальных и культурных групп в отношении цветных сообществ исторически приводили к опасным для жизни и часто смертельным исходам, разрушающим чувство безопасности и принадлежности.
В отчете Американской психологической ассоциации указывается, что люди с низким доходом и представители расовых или этнических меньшинств чаще испытывают сильный стресс, чем люди с высоким доходом или белые. Этот стресс приводит к ухудшению психического и физического здоровья людей, которые затем с меньшей вероятностью обратятся за медицинской помощью из-за финансового доступа или опасения дискриминации со стороны поставщика услуг.
«Различия как в уровне стресса, так и в состоянии здоровья могут быть незаметны для тех, у кого больше преимуществ или кто имеет относительно ограниченный прямой контакт с пострадавшими», — сказала Элизабет Брондоло, доктор философии, в выпуске APA. «Хорошо информированное сообщество имеет решающее значение для улучшения здоровья расовых/этнических и бедных сообществ».
Поэтому для провайдеров важно выйти за рамки собственного опыта и точки зрения, рассмотреть причины, по которым эти примеры культурной нечувствительности могут привести к ухудшению здоровья:
- Отсутствие доверия между поставщиками и получателями помощи.
- Несоответствие представлений разных людей в качестве поставщиков медицинских услуг.
- Исследования неравномерно фокусируются на различных группах населения.
- Люди без разнообразного опыта не всегда обучены распознавать и решать комплексные проблемы.
- История дискриминации со стороны поставщиков по отношению к получателям помощи.
Что такое учет культурных особенностей и как он может помочь?
Культурная чувствительность требует набора навыков для подтверждения разнообразия и принятия ценностей людей из разных социальных или культурных слоев.
Ранее многие клиницисты называли это понятие «культурной компетенцией», но эволюция языка и инклюзивности потребовали более внимательного описания. Проще говоря, подход к заботе о человеке просто как к уровню компетентности может быть бесчеловечным.
Люди — это не списки, и забота об их уникальных потребностях — это не просто выполнение задачи или установка флажка. Их потребности и переживания сохраняются еще долгое время после того, как они покидают социальную работу или медицинский кабинет. Выражение культурных особенностей является частью непрерывной заботы.
Знакомство с различными культурами может помочь поставщикам ставить более точные медицинские диагнозы или диагнозы психического здоровья и строить долгосрочные доверительные отношения с клиентами или пациентами.
Как поставщики услуг могут разработать стратегии учета культурных особенностей?
Когда культура организации построена на принципах разнообразия, включения и самоутверждения, легче привлечь сотрудников и клиентов, которые ценят эти качества. Поставщики услуг и лица, обеспечивающие уход, могут активно участвовать в поведении, которое показывает клиентам, что их ценят, слышат и понимают. Согласно отчету о культурной осведомленности, опубликованному в Журнал медицинской этики .
Вопросы для самоанализа, которые поставщики услуг должны задать себе
- Каким образом я привилегирован ?
- Чем мой объектив отличается от объектива моего клиента?
- Определил ли я конкретные потребности моего клиента ?
- Делаю ли я какие-либо предположения о моем клиенте?
- Как я могу встретить своего клиента там, где он ?
- Как бы так я физическое взаимодействие с людьми влияет на моего клиента?
- Откуда мне знать, что мой клиент понял то, что я сказал?
- Чему я могу научиться от каждого человека, которого встречаю?
- Где мне есть куда расти в моем культурном понимании моих клиентов?
- Как я могу лучше понять клиентов, у которых личность отличается от моей?
Стратегии построения доверительных отношений с клиентами
Клиницисты также могут использовать стратегии расширения прав и возможностей, чтобы помочь клиентам почувствовать себя понятыми и принятыми. Набор инструментов по вопросам разнообразия Национальной ассоциации образования предлагает полезные советы:
- Используйте инклюзивный язык в письменных и устных обсуждениях.
- Спросите у каждого клиента его предпочтительные местоимения , даже если вы уверены в его поле. Нормализация концепции предпочтительных местоимений может помочь сообществам лучше узнать и принять гендерно-неконформных людей.
- Найдите время, чтобы выучить правильное произношение имени каждого человека. Если вы не знаете, как произносится имя, попросите клиента произнести его за вас, а не угадывать.
- Спрашивайте разрешения , прежде чем прикасаться к или обнимать каждого человека, независимо от возраста, пола или способностей. Это помогает клиентам чувствовать, что у них есть свобода действий и защита в отношении личного пространства и физического контакта.
- Изучите культурные обычаи о зрительном, физическом контакте и жестах рук, поскольку они относятся к любому сообществу или группе, с которой вы тесно сотрудничаете.
- Поощряйте клиентов или пациентов приводить с собой члена семьи , который будет сопровождать их в отдельной палате или офисе.
- Предложите перевести информацию или переписать ее на более легком для чтения уровне для тех, у кого могут возникнуть трудности с чтением или пониманием сложной медицинской информации.
- Знайте названия культурных или связанных с разнообразием организаций в вашем сообществе, чтобы связывать других с другими или направлять клиентов для получения дополнительной помощи.
Ловушки, которых поставщики должны избегать
. Не обороняйся при исправлении культурных терминов, обычаев или ожиданий.
. Не требуйте и не ждите клиентов, чтобы рассказать вам об их культуре или обычаях. Старайтесь изо всех сил исследовать и узнавать о членах вашего сообщества и их потребностях.
. Не принимайте оборонительную позицию клиентов на свой счет Во многих клинических сценариях клиенты или пациенты могут чувствовать себя менее уверенными или неудобными, открываясь.
В любой профессиональной организации всегда общайтесь с менеджерами и специалистами по кадрам, чтобы лучше понять лучшие практики, одобренные компанией.
- The Cleveland Clinic Diversity Toolkit [PDF] (3,7 МБ) – это подробный справочник по сотням культурных, религиозных и этнических групп. Этот ресурс включает руководство по уходу за пациентами и культурному общению, а также глоссарий полезных терминов.
- Инструментарий Национальной ассоциации образования по вопросам разнообразия фокусируется на различных областях разнообразия, включая класс и доход, пол и сексуальность, расу и этническую принадлежность и многое другое. Ресурс включает стратегии для педагогов и школьных администраторов по созданию инклюзивной среды в классе.