Читать Практикум по наблюдению и наблюдательности онлайн (полностью и бесплатно) автор Людмила Регуш
Второе, переработанное и дополненное, издание книги (предыдущее вышло в 2001 г.) посвящено одному из древнейших способов познания людьми друг друга – наблюдению. Возрождение интереса к нему связано с развитием практической психологии, успехи которой часто определяются тем, насколько специалист-практик владеет техниками наблюдения и в какой мере развито его профессионально важное качество – наблюдательность.
Книга адресована специалистам, работающим в системе «человек-человек». Это прекрасное учебное пособие для тех, кто изучает курс «Наблюдение и наблюдательность», осваивая профессии психолога, консультанта, психотерапевта, педагога, врача, следователя, менеджера.
Содержание:
Предисловие 1
Введение 1
Глава 1. Наблюдение в психологии 1
Глава 2. Методики наблюдения 9
Глава 3. Наблюдательность как профессионально важное качество человека 17
3. 1. Понятие наблюдательности 17
3.2. Индивидуальные особенности наблюдательности 19
3.3. Система упражнений для развития наблюдательности 20
Описание рисунков 30
Программа учебной дисциплины (психолого-педагогический практикум) «Наблюдение и наблюдательность» 31
Литература 32
Примечания 33
Людмила Александровна Регуш
Практикум по наблюдению и наблюдательности
Предисловие
Книга автора «Наблюдение в практической психологии» была опубликована в 1996 г. Развитие психологической практики в различных областях жизни показало, что книга востребована, получила положительные отклики.
За прошедший период апробированы многие из предложенных в книге методик наблюдения, в соответствии с полученными рекомендациями в них внесены уточнения. Появились новые методики наблюдения, которые разработаны практикующими психологами и психологами-исследователями. Ими дополнено предлагаемое читателю второе издание практикума (первое вышло в 2001 г.).
При подготовке психологов, учителей широкое распространение получил тренинг профессиональной наблюдательности. В практике его использования разработаны новые упражнения и новый иллюстративный материал. Появились технические возможности не только для описания тренинга наблюдательности, но и для публикации его в полном объеме, включая иллюстративный материал.
Практикум по наблюдению и наблюдательности отражает развитие этого метода, обогащен новыми методиками и приемами развития наблюдательности.
Введение
Психологи все чаще обращаются к наблюдению как способу познания психики людей. Был период (1960-1980-е гг.), когда наблюдение практически не использовалось в психологических исследованиях. Основное место занимали методы, обеспечивающие массовый сбор данных и возможность их стандартизированной оценки. В некоторых учебниках того времени наблюдение характеризовалось даже как вспомогательный метод, хотя в действительности все методы психологии можно рассматривать как производные от наблюдения. Однако в 1920-1930-е гг. о наблюдении были написаны книги, а многие психологические открытия тех лет сделаны на основе наблюдения (Ш. Бюллер, В. Штерн, А. А. Люблинская, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и др.). Вероятно, приоритет того или иного метода в психологии связан с теми задачами, которые она призвана решать в определенный исторический период. Сейчас, когда активно развивается практическая психология, которая обращена к конкретному человеку, к его проблемам, нуждам, которая не может обойтись без познания его уникальности и неповторимости, началось возрождение метода наблюдения.
Конечно, развитие методов психологии, которое произошло за последние 50 лет, не может не оказывать влияния на постановку и технику метода наблюдения. Развитие экспериментальной психологии и тестологии, способы создания и воплощения экспериментальных, тестовых, анкетных методик – все это, безусловно, повлияло на метод наблюдения сегодняшних дней. Поэтому, несмотря на то что в психологии есть фундаментальные работы о методе наблюдения (А. П. Болтунов (6), М. Я. Басов (3), Б. Г. Ананьев (2)), характеристика наблюдения может быть дополнена, а его техника усовершенствована.
Сегодня внимание специалистов-практиков привлекает и наблюдательность как одно из профессионально важных качеств людей, работающих в системе «человек-человек». Это вполне объяснимо. Во многих профессиях (учитель, врач, следователь, практический психолог, посредник, страховой агент, менеджер и др.) важен не только результат проявления наблюдательности, но и то, что она становится основанием для интуиции и предвидения. На это обстоятельство указывает Э. Фромм: «Интуиция тесно связана со способностью предсказывать будущее. Предсказание развития событий в будущем основывается на наблюдениях над направлением и интенсивностью сил, действующих в настоящем. Всякое глубокое знание, знание не поверхностных, видимых, а глубинных движущих сил, позволяет предсказывать будущее» (41, с. 198).
В наших исследованиях (12, 29–31) также установлена связь между развитием наблюдательности и способностью прогнозировать педагогические явления.
Поскольку наблюдение является основой для развития наблюдательности, в книге они рассматриваются в единстве.
Книга адресована людям, которые в своей профессиональной деятельности должны опираться на наблюдение и как на метод познания людей, и как на свою способность наблюдать. Это учителя, эксперты, консультанты, диагносты, следователи, т. е. все те, кто работает в системе «человек-человек».
Поскольку круг задач, которые решают эти специалисты с помощью наблюдения, очень разнообразен, они часто сами становятся создателями программ наблюдения, конкретных методик наблюдения. Именно поэтому в данной работе излагаются некоторые теоретические вопросы, связанные с раскрытием возможностей наблюдения. Основываясь на знании теории, можно достаточно успешно самостоятельно разрабатывать методики наблюдения.
Кроме того, в книге есть раздел, который посвящен конкретным методикам наблюдения. Цель этого материала – познакомить с программами, схемами, критериями обработки, бланками регистрации и другими особенностями методик наблюдения. Приводимые методики могут являться определенными образцами при самостоятельной разработке методик наблюдения. Представленная подборка методик наблюдения в какой-то мере компенсирует отсутствие в психологии сборников, справочников, содержащих рассматриваемые методики.
Последний раздел книги посвящен наблюдательности как способности человека. Здесь дана не только характеристика этого свойства, но и система упражнений для тренинга наблюдательности в самостоятельном режиме или через тренинг в учебной группе.
Глава 1. Наблюдение в психологии
1.1. Роль наблюдения в развитии психологии
В этой главе речь пойдет о наблюдении как методе психологического исследования. Такое пояснение необходимо в связи с тем, что наблюдение не только метод исследования, но и один из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение больного, вести следственное наблюдение или наблюдать за развитием ребенка, но при этом не проводить исследования.
Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность.
Можно предположить, что наблюдение с целью познания людьми друг друга возникло с появлением человека, поскольку необходимость во взаимодействии и получение от него желаемого результата во многом зависели от того, насколько правильно через наблюдение удавалось понять намерения и ожидания другого. Постепенно с развитием языка люди научились передавать в слове результаты своих наблюдений, где четко давалась характеристика человеческой сущности. В пословицах, поговорках фиксировались характеристики разных типов людей. Дело это не было праздным, поскольку подобные знания оказывались чрезвычайно важны для устройства общества, распределения ролей, развития взаимоотношений, а иногда – для сохранения жизни. Вчитайтесь в пословицы, и вы поймете, сколь наблюдательны были наши предки: «Простота хуже воровства»,
«Встречают по одежке, провожают по уму», «Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет», «Несчастен тот, кто не в силах перенести несчастье», «Только больная душа может быть глуха к чужой беде», «Не советуй угодное, советуй лучшее» и т. д.
Обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, также являются свидетельствами прекрасной наблюдательности, благодаря которой развивалась связь времен и поколений, выделялись устойчивые, особые группы людей, а в конечном счете складывались этносы. Соответствующая литература содержит достаточно таких свидетельств. В качестве примера приведем наблюдения древних греков, на основе которых они стали культивировать занятия «гимнасиями»:
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке
Отзывы о книге
Людмила Регуш — Практикум по наблюдению и наблюдательности читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …41
Людмила Александровна Регуш
Практикум по наблюдению и наблюдательности
Предисловие
Книга автора «Наблюдение в практической психологии» была опубликована в 1996 г. Развитие психологической практики в различных областях жизни показало, что книга востребована, получила положительные отклики.
За прошедший период апробированы многие из предложенных в книге методик наблюдения, в соответствии с полученными рекомендациями в них внесены уточнения. Появились новые методики наблюдения, которые разработаны практикующими психологами и психологами-исследователями. Ими дополнено предлагаемое читателю второе издание практикума (первое вышло в 2001 г.).
При подготовке психологов, учителей широкое распространение получил тренинг профессиональной наблюдательности. В практике его использования разработаны новые упражнения и новый иллюстративный материал. Появились технические возможности не только для описания тренинга наблюдательности, но и для публикации его в полном объеме, включая иллюстративный материал.
Практикум по наблюдению и наблюдательности отражает развитие этого метода, обогащен новыми методиками и приемами развития наблюдательности.
Введение
Психологи все чаще обращаются к наблюдению как способу познания психики людей. Был период (1960-1980-е гг.), когда наблюдение практически не использовалось в психологических исследованиях. Основное место занимали методы, обеспечивающие массовый сбор данных и возможность их стандартизированной оценки. В некоторых учебниках того времени наблюдение характеризовалось даже как вспомогательный метод, хотя в действительности все методы психологии можно рассматривать как производные от наблюдения. Однако в 1920-1930-е гг. о наблюдении были написаны книги, а многие психологические открытия тех лет сделаны на основе наблюдения (Ш. Бюллер, В. Штерн, А. А. Люблинская, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и др.). Вероятно, приоритет того или иного метода в психологии связан с теми задачами, которые она призвана решать в определенный исторический период. Сейчас, когда активно развивается практическая психология, которая обращена к конкретному человеку, к его проблемам, нуждам, которая не может обойтись без познания его уникальности и неповторимости, началось возрождение метода наблюдения.
Конечно, развитие методов психологии, которое произошло за последние 50 лет, не может не оказывать влияния на постановку и технику метода наблюдения. Развитие экспериментальной психологии и тестологии, способы создания и воплощения экспериментальных, тестовых, анкетных методик – все это, безусловно, повлияло на метод наблюдения сегодняшних дней. Поэтому, несмотря на то что в психологии есть фундаментальные работы о методе наблюдения (А. П. Болтунов (6), М. Я. Басов (3), Б. Г. Ананьев (2)), характеристика наблюдения может быть дополнена, а его техника усовершенствована.
Сегодня внимание специалистов-практиков привлекает и наблюдательность как одно из профессионально важных качеств людей, работающих в системе «человек-человек». Это вполне объяснимо. Во многих профессиях (учитель, врач, следователь, практический психолог, посредник, страховой агент, менеджер и др.) важен не только результат проявления наблюдательности, но и то, что она становится основанием для интуиции и предвидения. На это обстоятельство указывает Э. Фромм: «Интуиция тесно связана со способностью предсказывать будущее. Предсказание развития событий в будущем основывается на наблюдениях над направлением и интенсивностью сил, действующих в настоящем. Всякое глубокое знание, знание не поверхностных, видимых, а глубинных движущих сил, позволяет предсказывать будущее» (41, с. 198).
В наших исследованиях (12, 29–31) также установлена связь между развитием наблюдательности и способностью прогнозировать педагогические явления.
Поскольку наблюдение является основой для развития наблюдательности, в книге они рассматриваются в единстве.
Книга адресована людям, которые в своей профессиональной деятельности должны опираться на наблюдение и как на метод познания людей, и как на свою способность наблюдать. Это учителя, эксперты, консультанты, диагносты, следователи, т. е. все те, кто работает в системе «человек-человек».
Поскольку круг задач, которые решают эти специалисты с помощью наблюдения, очень разнообразен, они часто сами становятся создателями программ наблюдения, конкретных методик наблюдения. Именно поэтому в данной работе излагаются некоторые теоретические вопросы, связанные с раскрытием возможностей наблюдения. Основываясь на знании теории, можно достаточно успешно самостоятельно разрабатывать методики наблюдения.
Кроме того, в книге есть раздел, который посвящен конкретным методикам наблюдения. Цель этого материала – познакомить с программами, схемами, критериями обработки, бланками регистрации и другими особенностями методик наблюдения. Приводимые методики могут являться определенными образцами при самостоятельной разработке методик наблюдения. Представленная подборка методик наблюдения в какой-то мере компенсирует отсутствие в психологии сборников, справочников, содержащих рассматриваемые методики.
Последний раздел книги посвящен наблюдательности как способности человека. Здесь дана не только характеристика этого свойства, но и система упражнений для тренинга наблюдательности в самостоятельном режиме или через тренинг в учебной группе.
Глава 1. Наблюдение в психологии
1.1. Роль наблюдения в развитии психологии
В этой главе речь пойдет о наблюдении как методе психологического исследования. Такое пояснение необходимо в связи с тем, что наблюдение не только метод исследования, но и один из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение больного, вести следственное наблюдение или наблюдать за развитием ребенка, но при этом не проводить исследования.
Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность.
Можно предположить, что наблюдение с целью познания людьми друг друга возникло с появлением человека, поскольку необходимость во взаимодействии и получение от него желаемого результата во многом зависели от того, насколько правильно через наблюдение удавалось понять намерения и ожидания другого. Постепенно с развитием языка люди научились передавать в слове результаты своих наблюдений, где четко давалась характеристика человеческой сущности. В пословицах, поговорках фиксировались характеристики разных типов людей. Дело это не было праздным, поскольку подобные знания оказывались чрезвычайно важны для устройства общества, распределения ролей, развития взаимоотношений, а иногда – для сохранения жизни. Вчитайтесь в пословицы, и вы поймете, сколь наблюдательны были наши предки: «Простота хуже воровства»,
Читать дальше12 3 4 5 6 7 …41
Какие характеристики психолога наиболее полезны?
Какие характеристики психолога наиболее полезны? Кристен 2023-03-02T18:04:01+00:00Что делает хорошего психолога ? Будущие психологи должны задаться вопросом: « Могу ли я стать хорошим психологом ?» Когда вы думаете о психологе, вы сразу же представляете себе человека терпеливого, умеющего слушать и обладающего большим состраданием. Хотя это важно психологических характеристик , которыми нужно обладать, чтобы быть хорошим психологом, есть много других важных качеств психолога , которыми нужно обладать, чтобы стать успешным психологом. Итак, каковы наиболее важные черты личности для продолжения этой карьеры? Согласно профессиональному справочнику Бюро труда США, существует семь качеств психолога и наборов навыков, необходимых для того, чтобы стать отличным психологом.
Аналитические навыки
Одним из важных качеств психолога являются аналитические способности. Чтобы любой консультант по психическому здоровью мог помочь своим клиентам, психологам необходимо делать выводы, анализировать и изучать собранную информацию. Быть психологом — это больше, чем просто выслушивать проблемы людей. Специалист в области психического здоровья должен собирать данные о человеке или семье, обращающихся за помощью, и использовать эту информацию, чтобы помочь найти решения для изменений.
Навыки общения
Одним из наиболее важных навыков, которыми должен обладать психолог, являются хорошие коммуникативные навыки. Психологам необходимо общаться с клиентами, другими специалистами в области психического здоровья и медиками, сотрудниками и другими важными людьми. Они должны быть в состоянии эффективно излагать свои мысли и планы действий. Им также необходимо проводить время, слушая, чтобы собрать информацию и определить наилучшее лечение.
Навыки наблюдения
Наблюдательность — хорошее качество для психолога. Большая часть психологической практики состоит не только в разговоре, но и в остром наблюдении. Большинство психологов могут собрать много информации о человеке или семье, просто наблюдая за их взаимодействием. Такие вещи, как язык тела, выражение лица и манеры, могут рассказать гораздо большую историю, чем слова. Клинические психологи оценивают клиента, используя несколько источников информации.
Терпение
Терпение — еще одно из качеств хорошего психолога . Чтобы быть эффективным психологом, вы должны обладать большим терпением. Во многих случаях вы помогаете людям решать сложные вопросы, которые могут занять много времени. Клиентам может потребоваться поделиться подавленными мыслями. Важно, чтобы клиенты работали в своем собственном темпе, и это может быть трудной задачей без большой настойчивости.
Навыки работы с людьми
Наличие необходимых навыков общения с людьми является одним из важных качеств психолога . Поскольку область психологии включает в себя ежедневную работу с людьми, крайне важно обладать хорошими и эффективными навыками общения с людьми. Стать практикующим психологом — это карьера для людей, которым нравится работать напрямую с другими.
Навыки решения проблем
Решение проблем — черты хорошего психолога . Часто люди и семьи обращаются за помощью к психологу, потому что им не хватает навыков для самостоятельного решения проблем, с которыми они сталкиваются. Именно из-за этого психолог должен уметь решать проблемы. Иногда решения проблем просты, но во многих случаях поиск решения требует творчества и изобретательности.
Надежность
Последняя необходимая характеристика психологов — надежность. Если клиент чувствует, что не может доверять своему психологу, хорошего взаимопонимания никогда не будет. Построение взаимопонимания между клиентом и практикующим врачом — единственный способ построить доверительные и эффективные терапевтические отношения.
Психологи и консультанты
Существует много видов психологов и консультантов. В то время как каждая из этих областей может иметь определенные качества, которые будут выделяться по важности, есть много характеристик, которые важны в каждой области психологии. Типы психологов и связанных с ними профессий включают в себя:
- клинические психологи
- промышленные организационные психологи
- психологи-исследователи
- консультации психологов
- психологи развития
- судебные психологи
- организационные психологи
- школьные психологи
- семейный психолог
- реабилитационные психологи
- семейный терапевт
- консультанты по психическому здоровью
- специалисты в области психического здоровья
Эти психологи работают в таких учреждениях, как:
- реабилитационные центры
- система уголовного правосудия
- школы
- центры психического здоровья
- настройки службы здравоохранения
- агентства социального обслуживания
- учреждения здравоохранения
- частная практика
Обычно в обязанности психологов могут входить:
- проведение тестов интеллекта
- программ модификации поведения проекта
- проводить научные исследования
- проводить исследования расстройств
- выявить поведенческие проблемы
- провести тест на эмоциональные паттерны
- предложить профессиональную экспертизу
- делать логические выводы
- продемонстрировать навыки межличностного общения
- проводить диагностические тесты
- выписать лекарство
- опрос пациентов
- лечить психические расстройства
- написать исследовательскую работу
- оценить поведение
- смягчить психические и поведенческие проблемы
- продемонстрировать профессиональный опыт
- пройти курсы повышения квалификации
Часы работы и заработная плата
Как психологу вы часто будете работать в вечерние смены или в выходные дни. Согласно Справочнику по профессиональным перспективам Бюро трудовой статистики (BLS), средняя годовая заработная плата психологов составляет 81 040 долларов. Перспективы работы для консультирования и клинических психологов выше среднего на 10%. Большим спросом пользуются клинические и консультационные психологи. Психологи в целом имеют хорошие перспективы работы на уровне 6%. Во многих штатах действуют разные требования к лицензированию. Законы о лицензировании различаются по штатам. Существуют определенные государственные требования, в зависимости от того, где вы хотите практиковать.
Заключение
Хотя эти характеристик психолога необходимы, есть много других, которые делают его выдающимся практиком. Такие вещи, как эмпатия, уважение, хорошая интуиция и навыки воспитания — все это делает идеального кандидата на роль психолога. Если это навыки и характеристики, которыми вы обладаете, вы можете изучить множество различных путей, которыми вы можете следовать со степенью в области психологии. Работа над этими навыками поможет вам в как быть хорошим психологом .
Связанные ресурсы:
- 30 лучших программ для выпускников по психологическому консультированию
- Пять характеристик, необходимых аспирантам-психологам
- Пять удивительных особенностей судебных психологов
- Карьерные ресурсы для студентов бакалавриата психологии, которые планируют стать профессиональными психологами
- Рейтинг 30 самых доступных докторских программ по психологии
10 главных навыков, которые нужны каждому психологу
Быть психологом может быть полезной, но сложной областью. Психологу требуется разнообразный набор навыков и качеств, чтобы добиться успеха в своей работе и улучшить результаты для своих клиентов. Вот 10 навыков, которыми должен обладать каждый психолог.
Навык №1. Общение
Общение важно в любой области, но в психологии оно имеет первостепенное значение и является отличительной чертой деятельности психолога. Психология занимается пониманием человеческого поведения и того, что может предрасполагать людей к определенным действиям. Есть множество клиентов с различными условиями, и знание того, как общаться с ними, важно для сбора информации. Этот навык также важен для изображения своих чувств и практического применения увиденных наблюдений.
Навык №2. Терпение
Несмотря на то, что вы можете быть вооружены степенью бакалавра психологии, есть определенные вещи, которым она не может вас научить. Один — терпение. Как вы понимаете, общение с пациентами в этой области может быть особенно трудным, потому что их поведение отличается от того, что мы считаем «нормальным». Поэтому важно быть терпеливым с этими клиентами, а также продолжать быть мотивированным.
Навык №3. Этика
Если вы занимаетесь какой-либо профессией, связанной с заботой о людях в любом качестве, этика играет важную роль. Будь то одинаковое отношение ко всем пациентам, информирование их об их правах или просто честность с ними, этика руководит профессиональной гуманистической практикой.
Это также имеет первостепенное значение для установления взаимопонимания с клиентами, поскольку они имеют право принимать непосредственное участие в принятии важных решений. К сожалению, в этой области также распространена предвзятость. Этика гарантирует его отсутствие.Навык №4. Решение проблем
Одно дело иметь план действий и пытаться реализовать его так, как вы задумали. Однако что, если все пойдет не так, как планировалось? Одним из важнейших навыков, которыми должен обладать психолог, является способность решать проблему, когда она возникает. Часто от вас потребуется вмешаться и найти решение, которое принесет пользу всем вовлеченным сторонам.
Навык # 5. Исследования
Когда дело доходит до реальной практики, нет ничего, что не было бы подтверждено научно обоснованной практикой и исследованиями. Причина, по которой это важно, заключается в том, что существуют испытания и данные, необходимые для полного понимания того, может ли что-то быть полезным для пациентов или нет.
Навык №6. Приверженность обучению
Любая область, непосредственно связанная с заботой о других, постоянно развивается. Публикуются новые исследования, проводятся исследовательские испытания и публикуется новая информация. Если вы собираетесь войти в эту область, обязательным условием является приверженность обучению на всю оставшуюся жизнь. Хотя может быть сложно быть в курсе всего, вам все же необходимо иметь хотя бы общее представление о том, что меняется в вашей области, чтобы вы могли добиться лучших результатов для тех, кто доверяет вам руководство.
Навык №7. Организация
Когда дело доходит до расшифровки и анализа данных исследований, которые в определенных случаях могут быть очень сложными, вам необходимо понимать, как быть организованным. Вам будет подброшено много информации, от новых исследований до данных ваших клиентов. Наличие способа организовать все облегчит это потенциальное бремя. Это также необходимо для эффективного выполнения вашей работы.
Навык №8. Эмоциональная стабильность
Лучшие психологи контролируют свои эмоции и обладают глубокой эмоциональной стабильностью. Каждый день вы можете слышать очень тревожные истории. Определенные психологические расстройства могут приводить к суицидальным наклонностям, тревожным мыслям и другим потенциально пугающим сценариям у некоторых людей. Очень важно сохранять остроумие, чтобы вы могли профессионально вести свою практику.
Навык №9. Умение слушать
Умение слушать, особенно активное слушание, чрезвычайно важно, особенно когда речь идет о консультировании и выработке терапевтических вмешательств, чтобы помочь клиентам, находящимся на вашем попечении. Любая информация, поступающая от клиента, имеет отношение к поиску способа улучшить его состояние.