СТАТЬЯ «Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики» | Статья:
СТАТЬЯ
«Наблюдение как метод
психолого-педагогической диагностики»
Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного, планомерного и целенаправленного сбора информации с последующей обязательной систематизацией полученных данных и формулированием возможных выводов.
Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.
Существенными недостатками метода наблюдения являются:
1) его длительность;
2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста;
3) невозможность статистической обработки результатов.
Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов фактов.
Принцип целенаправленности требует, чтобы наблюдение служило определенной цели, и не шло на поводу, подобно наивному наблюдению, у меняющихся раздражителей. Тот, кто собирается проводить научное наблюдение, должен вначале выдвинуть несколько гипотез, которые он будет проверять в процессе наблюдения.
Принцип константности требует не довольствоваться поверхностными впечатлениями, как при беглом осмотре, и не переоценивать значения случайных, кратковременных явлений. Тот, кто проводит наблюдение, знает, что он должен наблюдать. Он повторяет наблюдение в сопоставимых ситуациях или несколько наблюдателей следят за одной и той же ситуацией. Если одну и ту же ситуацию наблюдают несколько человек, то можно высчитать, насколько совпадают между собой их наблюдения. Если наблюдения повторяются достаточно часто, то можно сделать выводы о константности феноменов.
Принцип контроля, выходящий за рамки повторения наблюдении и совпадений наблюдений нескольких наблюдателей, требует, чтобы выводы, которые делаются на основании наблюдений над определенными группами лиц, проверялись в ходе контрольных наблюдений в других группах. Это необходимо для того, чтобы установить, не являются ли полученные результаты специфическими лишь для одной этой группы испытуемых.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения, с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Педагог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).
Эмпатия, как известно, характеризуется способностью к отображению внутреннего мира другого человека, его мыслей и чувств. Понимание и «эмоциональная сопричастность» являются не только результатом мышления или переживаемых чувств, но одновременно и результатом наблюдений. Именно поэтому при характеристике и развитии педагогической наблюдательности в качестве одного из компонентов нужно рассматривать способность к эмпатии. Педагог должен уметь становиться на точку зрения ребенка, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик воспринимает определенную ситуацию. Наблюдение служит тем источником, через который учитель может получить знания, необходимые для подобного отражения. В качестве самоконтроля правильности познания мира другого человека, могут служить рефлексивные суждения.
Метод наблюдения – главный и наиболее доступный для педагога. Кроме того, он обеспечивает не только сбор и фиксирование наблюдаемых фактов, но и анализ причин, их порождающих.
Выделяют стандартизированное и не стандартизированное наблюдение. Постановка вопроса при не стандартизованном наблюдении достаточно широка, но она присутствует. Например, при наблюдении за одной группой не требуется наблюдать за вербальными взаимодействиями и их участниками, но вхождение в ситуацию наблюдения начинается с вопросов: какие взаимодействия должны наблюдаться и с какой частотностью они возникают? Ведущий наблюдение следует всем методическим правилам, призванным исключить воздействие заблуждений и ложных установок, и тщательно ведет протокол.
Элементы поведения определяют содержание того, что должно наблюдаться. Элемент поведения — та составная часть поведенческого процесса, которая представляется исследователю мельчайшим, далее неделимым событием, необходимым для анализа поведения. Это может быть, к примеру, наставление перед игрой воспитательницы детского сада и последующая за этим реакция ребенка, но это может быть и реакция гимнаста после неудавшегося упражнения.
При установлении периодов наблюдения определение генеральной совокупности особенно важно, например, при установлении продолжительности языковой терапии. Так как постоянное наблюдение за всем процессом в целом чаще всего превышает возможности исследователя, то делается временная выборка. Частотность и продолжительность периодов наблюдения зависят от того, как часто ожидается интересующее исследователя поведение, и какого уровня точности выводов хотят достичь.
В своей практической работе педагоги чаще всего вынуждены обращаться к не стандартизованному, включенному наблюдению. Это негативно сказывается на генерализации результатов наблюдения, однако не должно соблазнять к отказу от соблюдения методических правил. Важнейшим в наблюдении является «непосредственное понимание ребенка, невольное проникновение в наблюдаемого ребенка, одновременное сопереживание ему и письменная фиксация всех этих моментов наблюдателем».
Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и не включенное; условий организации — открытое и скрытое; места проведения — полевое и лабораторное; регулярности проведения — систематическое и случайное.
Контролируемое наблюдение — наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.
Неконтролируемое наблюдение — наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.
Открытое наблюдение — оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.
Включенное наблюдение — непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.
Не включенное наблюдение — осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым. При не включенном наблюдении, наблюдающий регистрирует явление «снаружи». Он сам не участвует в процессах, которые наблюдает.
Полевое наблюдение — наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, парке и т.д.).
Лабораторное наблюдение — создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности.
Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.
Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.
При систематическом наблюдении большую роль играет выбор времени для проведения наблюдения. Наблюдать одних и тех же лиц поочередно в течение продолжительного времени удается редко. Поэтому, часто приходится обращаться к временным выборкам, когда в установленной последовательности наблюдаются первый, второй и так по порядку все остальные члены группы, каждый в течение 3 мин. В зависимости от цели наблюдения следует подумать над тем, сколько человек должны быть вовлечены в этот цикл, чтобы обеспечить репрезентативность наблюдения, и какой продолжительности должны быть временные отрезки, чтобы не слишком разрывать поведенческие процессы.
Важнейшим в наблюдении является «непосредственное понимание ребенка, невольное проникновение в наблюдаемого ребенка, одновременное сопереживание ему и письменная фиксация всех этих моментов наблюдателем».
Таким образом, в практике педагогической диагностики метод наблюдения рационально использовать посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных особенностей и их количественной оценки.
Научное наблюдение | PhD в России
Помощь для студентов, аспирантов, соискателей и докторантов. Реферат, курсовая, дипломная, диссертация, написание статьи ВАК, RSCI, Scopus. Клик!
Содержание
(выберите и нажмите пункт для быстрого перехода)
- Методы научного наблюдения
- Индуктивный и дедуктивный методы
- О дедукции Холмса
О методах научного наблюдения
Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Н.м. — это система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т.д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество.
Научный метод следует понимать как систему принципов и приёмов, с помощью которых достигается познание действительности. В свою очередь, методология как постановка проблем и стратегия научного поиска является системой норм и связанных с ними методов научного мышления.
Научный метод основан на концепции объективности мира, функционирующего по определённым законам, ожидающих своего открытия. Поэтому исследователь на основе собственных наблюдений или в результате изучения публикаций других исследователей выдвигает гипотезу (умозрительный закон) относительно отдельных аспектов действительности и затем подтверждает эту гипотезу. Данные процедуры превращают закон из умозрительного в установленный, общепринятый в научном сообществе.
Индуктивный и дедуктивный методы мышления и наблюдения
Существуют два способа научного объяснения действительности и наблюдения.
Первый способ, известный как «бэконовский» по имени английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг. ), или индуктивный (от лат. inductio – наведение), ведёт от наблюдений к обобщениям. сопряжён с опасностью ошибочного обобщения на основе частного случая. который также начинается с наблюдения ученым внешнего мира, однако затем исследователь организует эксперимент, служащий методом проверки тех объяснений, которые он предварительно вывел из наблюдения.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — метод, при котором частное положение логическим путём выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция — основное средство доказательства и в свлем построении противоположно индукции.
Пример простейшего дедуктивного умозаключения:
- Все люди смертны.
- Сократ — человек.
- Следовательно, Сократ смертен.
Дедуктивный метод Шерлока Холмса?
Вкратце, метод, используемый литературным героем Артура Конан Дойля, Холмсом, таков:
1. На основе всех фактов и улик строится полная картина преступления.
2. Отталкиваясь от полученной картины преступления, ищется единственно соответствующий ей обвиняемый.
С точки зрения терминологии, Холмс, скорее, пользовался «индуктивным методом» (общее суждение делается на основе частностей: окурок-оружие-мотив-личность, следовательно, мистер X — преступник). Дедукция, в этом случае, выглядела бы так: мистер Х — единственный человек с темным прошлым в окружении потерпевшего, следовательно, это именно он совершил преступление.
При составлении представления о картине преступления Холмс использует строгую логику, которая позволяет по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям восстановить единую картину так, как если бы он видел происшествие своими глазами.
«Наблюдатель, основательно изучивший одно звено в серии событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья — и предшествующие, и последующие. Но чтобы довести искусство мышления до высшей точки, необходимо, чтобы мыслитель мог использовать все установленные факты, а для этого ему нужны самые обширные познания…»
— «Пять апельсиновых зёрнышек»
Такой метод, в том числе, и в научной работе, подходит только для идеально упорядоченного мира или эсперимента, в котором всё логично и предсказуемо, работает, как и предусмотрено, и никогда не бывает сбоев. В реальной жизни такой допущение крайне самонадеянно…
© Hulio
Время размещения публикации:
Дата последнего изменения: 28 сентября, 2022 в 12:55
Вместе с этим читают:
• Методология научного исследования
• Методология построения теорий
• Основы научного исследования
Понравилась статья? $ Поблагодари автора!
Поделиться новостью в социальных сетях: просмотров: 569Методы наблюдения
Методы наблюденияРеклама
1 из 21
Верхний вырезанный слайдНаука
Методы наблюдения, используемые в социальных исследованиях.
Реклама
Реклама
Реклама
Методы наблюдения
- ТЕХНИКА НАБЛЮДЕНИЯ Семинар на Представлено Викаш Кумар, кандидат наук 1 курс Представлены Доктор К. Поннусами
- Методы наблюдения • Техника социального исследования, включающая непосредственное наблюдение явлений в их естественной обстановке. • Это отличает его от экспериментального исследование, в котором квазиискусственный среда создана для контроля ложных факторы, и где хотя бы одна из переменных манипулируют как часть эксперимента. • Связан с качественными исследованиями.
- … • Наблюдательные исследования, как правило, менее надежны. чем количественные и экспериментальные исследования, но часто более действительным. • Наблюдательные исследования измеряют поведение непосредственно, а не самоотчеты субъекта о поведение или намерения. • Основным преимуществом наблюдательных исследований является гибкость, т. е. исследователи могут изменить свои подход по мере необходимости. • Основным недостатком является то, что он ограничен поведенческие переменные. Его нельзя использовать для изучения когнитивные или аффективные переменные.
- Виды наблюдения 1. Контролируемые наблюдения 2. Наблюдения за природой 3. Наблюдения участников 4. явный/раскрытый 5. тайный/нераскрытый
- Контролируемое наблюдение • Обычно представляют собой структурированное наблюдение • Исследователь выбирает место наблюдения, время, тип участников, обстоятельства и использует стандартизированную процедуру. • Участники распределяются случайным образом по каждому группа независимых переменных. • Вместо подробного описания всех наблюдается поведение, часто легче закодировать поведение по шкале с использованием поведения расписание.
- …• Исследователь систематически классифицирует поведение, которое они наблюдают, в отдельные категории. • Мэри Эйнсворт изучала реакцию младенцев на периоды разлуки с матерью • Контролируемые наблюдения могут быть недостоверны из-за Эффект Хоторна/характеристики спроса.
- … • Контролируемые наблюдения обычно являются открытыми, поскольку исследователь объясняет цель исследования группе, чтобы участники знали, что за ними наблюдают. • Преимущества 1. Контролируемые наблюдения могут быть легко воспроизведены другие исследователи, используя то же наблюдение расписание. 2. Данные, полученные в результате структурированных наблюдений, проще и быстрее анализировать, так как он количественный (то есть числовой). 3. Контролируемые наблюдения проводятся достаточно быстро что означает, что многие наблюдения могут занять место за короткое время.
- Дизайн наблюдения: структурированный наблюдение • Поведение 1. Поведение операционализовано. 2. Наблюдается только исследуемое поведение и записано. • Процедура отбора проб 1. Выборка события: запись количества раз что-то происходит. 2. Выборка времени: регистрация поведения в заданном временные рамки напр. Что кто-то делает каждые 30 секунды.
- Пример схемы кодирования, известной как контрольный список поведения • Наблюдатель просто отмечает соответствующий категория, когда происходит одно из действий.
- Натуралистическое наблюдение • Это неструктурированное наблюдение, включающее изучение спонтанное поведение участников природных окрестности. • Исследователь просто записывает то, что он видит в как могут. • Кэти Сильва использовала его для изучения играющих детей. наблюдая за их поведением в игровой группе в Оксфордшир. • Маргарет Мид использовала этот метод для исследования образ жизни разных племен, проживающих на островах в Юг
- … • Сильные стороны 1. Имея возможность самостоятельно наблюдать за потоком поведения исследования сеттинга имеют большую экологическую ценность. 2. Как и в тематических исследованиях, натуралистическое наблюдение часто используется для генерировать новые идеи. • Ограничения 1. Эти наблюдения часто ведутся на микро(малом) масштаб и может не иметь репрезентативной выборки 2. Естественные наблюдения менее надежны, чем другие переменные. нельзя контролировать. 3. Исследователь должен быть обучен, чтобы уметь распознавать аспекты ситуации, которые являются психологически значимыми 4. С наблюдениями у нас нет манипуляций переменные (или контроль над посторонними переменными), которые означает, что причинно-следственные связи не могут быть учредил.
- Участник наблюдения • Это вариант естественного наблюдения, исследователь присоединяется и становится частью группы, которой они являются учиться, чтобы получить более глубокое представление о своей жизни. • Этот подход был использован Леоном Фестингером в известное исследование религиозного культа, который верил что конец света вот-вот наступит происходить. Он присоединился к культу и изучал, как они отреагировал, когда пророчество не сбылось. • Включенные наблюдения могут быть либо прикрытием, либо явный.
- … • Скрытность – это место, где реальная личность исследователя и цели скрыты от группы. • Оверт – это когда исследователь раскрывает свои истинную идентичность и цель группы и спрашивает разрешение наблюдать. • Ограничение 1. Может быть трудно найти время/уединение для запись. Это означает, что они должны ждать, пока они одни и отвечают на свою память. 2. Если исследователь становится слишком вовлеченным, он могут потерять объективность и стать предвзятыми. Таким образом снижение достоверности их данных.
- Тайное наблюдательное исследование • Исследователи не называют себя. Или они смешиваются с субъектами незамеченными, или они наблюдать на расстоянии. • Преимущества: 1. Не обязательно получать предметы сотрудничество. 2. Поведение субъектов не будет заражено в присутствии исследователя • Недостатки: 1. Поднимает этические вопросы. 2. Участники не получают согласия на наблюдение и их поведение записано.
- Открытое наблюдательное исследование • Исследователи идентифицируют себя как исследователи и объяснить цель своих наблюдений. • Они изображают свое «идеальное я», а не истинное «я» в так называемом эффекте Хоторна. • Преимущество открытого подхода перед скрытый подход заключается в том, что обмана нет и дано информированное согласие участника. • Проблема с этим подходом заключается в том, что испытуемые могут изменить свое поведение, когда они знают, что они наблюдают. • Напр. HOD наблюдает за учениками, сидящими сзади.
- Невключенное наблюдение • Наблюдатель наблюдает за поведением, но не участвует в этом. • Данные могут быть записаны в неструктурированном или структурированный способ. • Сила: данные могут быть собраны в точном и систематическим образом. • Слабые стороны: 1. Некоторые соответствующие модели поведения могут быть скрытым. 2. Понимание поведения наблюдаемое также может быть ограничено.
- Запись данных Во всех обсервационных исследованиях важным решением, которое должен принять исследователь, является как классифицировать и записывать данные. 1. Выборка событий. Наблюдатель заранее решает, какие типы поведения (события), которыми она интересуется, и записывает все события. Все остальные виды поведение игнорируется. 2. Выборка времени. Наблюдатель заранее решает, что наблюдение будет размещать только в определенные периоды времени (например, 10 минут каждый час, 1 час в день) и записывает возникновение указанного поведения в течение этого только период. 3. Мгновенная (целевое время) выборка. Наблюдатель заранее определяет заранее выбранные моменты, когда будет происходить наблюдение и запись того, что происходящее в этот момент. Все, что происходит до или после, игнорируется.
- Подготовка к обсервации • Выберите место. • Постарайтесь достичь богословского Насыщения (точка где новые собеседники очень похожи респонденты или ситуация, которую вы наблюдали до). • Чаще всего выполняется в неслучайном формате. • Целенаправленная выборка (на основе суждение о том, какой элемент будет способствовать диффузия) встречается чаще всего.
- …
• Исследователь должен решить, насколько
информация будет доведена до участников
о себе и своих исследованиях. (Раскрытие
ваш интерес может быть полезным).
• Общие рекомендации перед выполнением
наблюдение 1. Иметь хороший обзор литературы.
2. Попробуйте увидеть более ранние примеры участников и
внепартийное наблюдение.
• Получите доступ к тайным исследованиям и будьте осторожны
об этических опасениях респондентов.
- … • Как получить оценку и этические проблемы 1. Дайте правдоподобное и привлекательное объяснение исследований для потенциальных участников. 2. Постарайтесь иметь привратника (того, кто может перейти к настройке). • Соберите данные 1. (запишите это или запишите механически) потому что память наиболее распространена, но наименее заслуживающий доверия. 2. Используйте визуальную социологию (используйте изображение как данные). источник) и его приемы (предметное изображение изготовление и фото- и видеоэтнография).
- … • Опросите других участников, известных как информаторы. • Проанализируйте данные: найдите сходство и различия в поведении. Сходство приводит к обобщение, на котором основывается теория Grounded основанный на. Спасибо
Реклама
Методы наблюдения в маркетинговых исследованиях | Малый бизнес
Автор Chron Contributor Обновлено 13 ноября 2020 г.
Благодаря непосредственному наблюдению за людьми специалисты по маркетингу могут определять действия и наблюдать, как субъекты реагируют на различные раздражители. Для малого бизнеса наблюдательные маркетинговые исследования — один из самых простых способов узнать много нового о своих покупателях и клиентах.
Метод наблюдения Определение
Наблюдательное маркетинговое исследование — это качественный метод сбора и анализа информации, полученной путем прямого или косвенного наблюдения и наблюдения за другими людьми в естественной или запланированной среде, согласно Zoho. Часто это первый, а иногда и единственный шаг в разработке маркетингового плана или проекта. Методы социальных исследований и методы исследования с наблюдением могут применяться скрытно или открыто для получения наилучших и наиболее эффективных результатов. Кроме того, исследователи могут участвовать в опыте, чтобы предоставить более информированный отчет.
Преимущества методов наблюдения
Существует множество преимуществ использования методов наблюдения при проведении маркетинговых исследований для вашего малого бизнеса, сообщает Fuel Cycle. Только во время наблюдения субъекты часто ведут себя более естественно и не стремятся продемонстрировать свое «идеальное я» вместо своих истинных действий. Ошибка припоминания не является проблемой при проведении обсервационных исследований. В клинических условиях о поведении сообщают в связи с действиями или другими стимулами.
В наблюдениях, проводимых в естественных условиях, сообщается, что испытуемые ведут себя в точности так, как за ними наблюдают. Наблюдательное исследование может быть модифицировано для получения наилучших возможных результатов, если это необходимо. Например, если человек не может видеть достаточно ясно из определенного места, он может выбрать более близкое место наблюдения. Методы наблюдения часто являются единственным способом проведения определенного исследования, например, определения количества покупателей, посещающих магазин, или поведения детей.
Недостатки методов наблюдения
Несмотря на то, что методы наблюдения имеют много преимуществ, у них есть и некоторые недостатки. Исследователи не контролируют ситуации и среду, обычно используемые в наблюдательных исследованиях. Кроме того, наблюдательные исследования отнимают много времени. Нужно иметь терпение и время, чтобы посвятить наблюдению за определенным количеством людей или настроек, чтобы получить необходимую информацию. Исследователи также могут отвлекаться во время наблюдения, что может исказить результаты исследования. Аномалии могут казаться регулярными явлениями без высокой точности статистики, что затрудняет создание всеобъемлющего отчета о наблюдении за рынком.
Примеры методов наблюдения
Существует несколько общих примеров наблюдения за маркетингом, которые часто используются. Возможно, одним из наиболее распространенных способов использования исследователями методов наблюдения являются файлы cookie на компьютерах, которые используются для отслеживания просмотров и посещений пользователей в Интернете.
Фокус-группы используют методы наблюдения, как и рейтинги Нильсона, используемые для отслеживания популярных привычек просмотра телевизионных программ.