Наблюдение метод: Недопустимое название | Наука | Fandom

Эссе «Метод участвующее наблюдение » — Социология: участвующее наблюдение — важнейший

Социология: участвующее наблюдение — важнейший социологический метод

Процесс выявления значений вещей или идей предполагает активность наблюдателя,

который хотел бы понять эти значения. Отсюда следует неизбежность участвующего

наблюдения как важнейшего из социологических методов. Все наши исследования исходят

из того, что 1) действующие субъекты приписывают определенный смысл своим

действиям, 2) этот смысл определяет или, по крайней мере, участвует в определении этих

действий, 3) понимание этого смысла необходимо для объяснения социальных феноменов.

Венский социолог Роланд Гиртлер убедительно обосновывает преимущества

исследователя, использующего метод участвующего наблюдения для сбора данных

(Girtler, 1992:21-23). Путем постепенного сближения своего восприятия с

интерпретациями членов исследуемого сообщества исследователю удается «понять» и

«объяснить» их действия. Через «со-переживание» действий другого исследователь

становится в состоянии понимать те смыслы, которые приписывает своим действиям этот

другой. Аналогичным образом социолог знакомится с «запасом знаний» (правилами)

исследуемой общности, чтобы наблюдаемые им действия «понять» и «объяснить».

Здесь следует поставить важный методологический вопрос: как исследователь,

осуществляющий участвующее наблюдение, может убедиться в том, что он зафиксировал

«правильные» правила или адекватные интерпретации? Исследователь, обремененный

профессиональными знаниями, культурными стереотипами и идеологическими

установками, неизбежно приносит в поле какое-то априорное понимание, которое может

тормозить сам процесс познания. Разумеется, исследовательская ситуация не может быть

tabula rasa. Конечно, хорошо бы на время эмпирической работы «забыть» все, что мы

знали об объекте исследования до выхода в поле. Хотя полное исключение

предварительного понимания, разумеется, невозможно, но к этому, на мой взгляд, следует

стремиться. Наблюдающий, во всяком случае на время, должен отстраниться от своей

научной позиции, он должен контактировать в исследуемой группе как человек среди себе

подобных (Шютц, 2004).

На наш взгляд, это один из параметров борьбы с идолами, искажающими видение

социальной реальности, трансцендентной познающему субъекту 8 (Бэкон, 1977:73-74,

307-310).

В определенном смысле исследователь-полевик должен ресоциализироваться, чтобы

увидеть мир глазами тех, кого изучает. Такая задача доступна далеко не всем, и ее

окончательное выполнение, наверное, невозможно. Но для того чтобы достичь

профессиональной социологической цели, мы должны сохранить эпистемологическое

убеждение в возможности приближения к чужому жизненному миру. Участвующий

наблюдатель должен, в конце концов, овладеть конструктом общего ощущения обыденной

жизни, при помощи которого действующие интерпретируют свой мир, чтобы он мог

вообще использовать свое научное описание (Cicourel, 1974:80). Он начинает видеть

изучаемую культуру «изнутри». Понимание может быть достигнуто только при активном

участии в жизни наблюдаемых через внутреннее видение. Я часто слышу возражения

против интенсивного проникновения социолога в изучаемую среду. Скепсис связан с

проблемой сверхидентификации: участвующий наблюдатель пытается интериоризировать

образцы поведения субъектов в поле исследования. К минусам здесь, казалось бы, можно

отнести то, что исследователь теряет способность концентрироваться на задачах

наблюдения. Он утрачивает возможность отстранения, теряет познавательную дистанцию

в отношении объекта наблюдения и искажает этим результаты своих наблюдений. В связи

с этим они якобы теряют ценность, так как становятся несравнимыми с наблюдениями

других исследователей, к ним не применимы традиционные критерии достоверности и

НАБЛЮДЕНИЕ • Большая российская энциклопедия

НАБЛЮДЕ́НИЕ, ме­тод эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния, це­ле­на­прав­лен­ное, спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ное вос­при­ятие ис­сле­дуе­мых объ­ек­тов, ре­зуль­та­ты ко­то­ро­го опи­сы­ва­ют­ся в при­ня­той в дан­ной об­лас­ти тер­ми­но­ло­гии. Од­ним из тре­бо­ва­ний к на­уч. Н. яв­ля­ет­ся воз­мож­ность его повто­ре­ния др. на­блю­да­те­ля­ми, в си­лу че­го ре­зуль­тат Н. мо­жет быть вклю­чён в сис­те­му на­уч. зна­ния. Н. над объ­ек­том мо­жет про­во­дить­ся учё­ным не­по­сред­ст­вен­но или, ко­гда это не­воз­мож­но (как в слу­чае объ­ек­тов кван­то­вой ме­ха­ни­ки, мик­ро­био­ло­гии, мно­гих объ­ек­тов ас­тро­но­мии), с по­мо­щью разл. при­бо­ров и ин­ст­ру­мен­тов (мик­ро­скоп, те­ле­скоп и др.), при этом учё­ный не­по­сред­ст­вен­но на­блю­да­ет лишь ре­зуль­тат взаи­мо­дей­ст­вия объ­ек­та с при­бо­ром. Та­кое кос­вен­ное Н. пред­по­ла­га­ет на­ли­чие за­ко­но­мер­ной свя­зи ме­ж­ду свой­ст­ва­ми не­по­сред­ст­вен­но не на­блю­дае­мых объ­ек­тов и на­блю­дае­мы­ми про­яв­ле­ния­ми этих свойств. Об осо­бен­но­стях влия­ния при­бо­ра на со­стоя­ние мик­ро­объ­ек­та в кван­то­вой ме­ха­ни­ке см. в ст. До­пол­ни­тель­но­сти прин­цип, Кван­то­вая ме­ха­ни­ка (раз­дел «Ин­тер­пре­та­ция кван­то­вой ме­ха­ни­ки»). В совр. нау­ке кос­вен­ные Н. по­лу­ча­ют всё боль­шее рас­про­стра­не­ние по ме­ре со­вер­шен­ст­во­ва­ния при­бо­ров, ис­поль­зуе­мых при на­блю­де­нии.

В пси­хо­ло­гии объ­ек­та­ми на­блю­де­ния яв­ля­ют­ся лю­ди, ма­лые груп­пы со­ци­аль­ные, жи­вот­ные (все осн. ре­зуль­та­ты в это­ло­гии по­лу­че­ны с по­мо­щью Н. за жи­вот­ны­ми в ес­теств. ус­ло­ви­ях оби­та­ния). Осо­бый вид Н. – ин­трос­пек­ция. На­ря­ду с не­по­сред­ст­вен­ным Н. ис­поль­зу­ют­ся так­же разл. тех­нич. сред­ст­ва (фо­то­гра­фи­ро­ва­ние, ви­део- и ау­дио­за­пись, зер­ка­ло Ге­зел­ла, про­зрач­ное со сто­ро­ны на­блю­да­те­ля, и др.). Во вре­мя Н. ис­сле­до­ва­тель ста­ра­ет­ся ми­ни­ми­зи­ро­вать своё вме­ша­тель­ст­во в на­блю­дае­мый про­цесс, что час­то про­бле­ма­тич­но; так, ес­ли ис­пы­туе­мый зна­ет, что за ним на­блю­да­ют, его по­ве­де­ние ме­ня­ет­ся (т. н. «эф­фект на­блю­да­те­ля»). В не­ко­то­рых слу­ча­ях воз­мож­но толь­ко т. н. вклю­чён­ное Н., ко­гда ис­сле­до­ва­тель на­хо­дит­ся в ес­теств. об­ще­нии, напр., с чле­на­ми к. -л. за­кры­той груп­пы. Сис­те­ма­ти­че­ское Н., по­лу­чив­шее рас­про­стра­не­ние с кон. 19 в., про­во­дит­ся по за­ра­нее раз­ра­бо­тан­но­му пла­ну, с ре­ги­ст­ра­ци­ей ус­ло­вий сре­ды и ин­те­ре­сую­щих ис­сле­до­ва­те­ля осо­бен­но­стей по­ве­де­ния на­блю­дае­мых объ­ек­тов. Не­сис­те­ма­ти­че­ское Н. час­то при­ме­ня­ет­ся в хо­де по­ле­во­го ис­сле­до­ва­ния в эт­ноп­си­хо­ло­гии, пси­хо­ло­гии раз­ви­тия, со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии и име­ет це­лью не стро­гую фик­са­цию за­ра­нее из­вест­ных осо­бен­но­стей по­ве­де­ния, а опи­са­ние обоб­щён­ной кар­ти­ны.

По срав­не­нию с та­ки­ми на­уч. ме­то­да­ми, как экс­пе­ри­мент, из­ме­ре­ние и т. п., Н. име­ет ряд ог­ра­ни­че­ний, свя­зан­ных с при­стра­ст­но­стью на­блю­да­те­ля, с не­ред­кой слож­но­стью по­втор­но­го Н., с не­же­ла­тель­но­стью вме­ша­тель­ст­ва в на­блю­дае­мый про­цесс, с ря­дом этич. про­блем, воз­ни­каю­щих, ес­ли ис­пы­туе­мые не зна­ют, что яв­ля­ют­ся объ­ек­та­ми на­блю­де­ния.

методов наблюдения в маркетинговых исследованиях | Малый бизнес

Автор Chron Contributor Обновлено 13 ноября 2020 г.

Благодаря непосредственному наблюдению за людьми специалисты по маркетингу могут определять действия и наблюдать, как субъекты реагируют на различные раздражители. Для малого бизнеса наблюдательные маркетинговые исследования — один из самых простых способов узнать много нового о своих покупателях и клиентах.

Observational Technique Definition

Наблюдательное маркетинговое исследование — это качественный метод сбора и анализа информации, полученной путем прямого или косвенного наблюдения и наблюдения за другими людьми в естественной или запланированной среде, согласно Zoho. Часто это первый, а иногда и единственный шаг в разработке маркетингового плана или проекта. Методы социальных исследований и методы исследования с наблюдением могут применяться скрытно или открыто для получения наилучших и наиболее эффективных результатов. Кроме того, исследователи могут участвовать в опыте, чтобы предоставить более информированный отчет.

Преимущества методов наблюдения

Существует множество преимуществ использования методов наблюдения при проведении маркетинговых исследований для вашего малого бизнеса, сообщает Fuel Cycle. Только во время наблюдения субъекты часто ведут себя более естественно и не стремятся продемонстрировать свое «идеальное я» вместо своих истинных действий. Ошибка припоминания не является проблемой при проведении наблюдательных исследований. В клинических условиях о поведении сообщают в связи с действиями или другими стимулами.

В наблюдениях, проводимых в естественных условиях, сообщается, что испытуемые ведут себя в точности так, как за ними наблюдают. Наблюдательное исследование может быть модифицировано для получения наилучших возможных результатов, если это необходимо. Например, если человек не может видеть достаточно ясно из определенного места, он может выбрать более близкое место наблюдения. Методы наблюдения часто являются единственным способом проведения определенного исследования, например, определения количества покупателей, посещающих магазин, или поведения детей.

Недостатки методов наблюдения

Несмотря на то, что методы наблюдения имеют много преимуществ, у них есть и некоторые недостатки. Исследователи не контролируют ситуации и среду, обычно используемые в наблюдательных исследованиях. Кроме того, наблюдательные исследования отнимают много времени. Нужно иметь терпение и время, чтобы посвятить наблюдению за определенным количеством людей или настроек, чтобы получить необходимую информацию. Исследователи также могут отвлекаться во время наблюдения, что может исказить результаты исследования. Аномалии могут казаться регулярными явлениями без высокой точности статистики, что затрудняет создание всеобъемлющего отчета о наблюдении за рынком.

Примеры методов наблюдения

Существует несколько общих примеров маркетинговых наблюдений, которые часто используются. Возможно, одним из наиболее распространенных способов использования исследователями методов наблюдения являются файлы cookie на компьютерах, которые используются для отслеживания просмотров и посещений пользователей в Интернете.

Фокус-группы используют методы наблюдения, как и рейтинги Нильсона, используемые для отслеживания популярных привычек просмотра телевизионных программ. Транспортные департаменты используют наблюдательные исследования для подсчета трафика и моделей использования. Многие розничные маркетологи используют методы наблюдения, когда подсчитывают номерные знаки на парковках, регистрируют покупательское поведение с помощью транзакций со штрих-кодом и наблюдают за тщательностью и предпочтениями упаковки.

Ссылки

  • Zoho: Проведение наблюдательных исследований для вашего бизнеса
  • Топливный цикл: 3 наиболее распространенных метода наблюдательных исследований

Прямое наблюдение… Несколько практических советов — Jump

использовать методы прямого наблюдения. Но как на самом деле работают эти методы? Вот несколько рекомендаций для начинающих практиков.

Профессионалы по маркетингу уже давно играют роль следящих за «пульсом клиента». В командах по разработке продуктов эта роль включает в себя проведение маркетинговых исследований для выявления предпочтений и потребностей людей — информация, используемая для руководства командой при создании новых предложений.

Количественные методы, такие как опросы и совместный анализ, проверяют реакцию людей на новые концепции и прототипы, позволяя исследователям оптимизировать набор функций продукта в соответствии с предпочтениями людей. Фокус-группы обеспечивают более качественную обратную связь по концепциям продукта — в первую очередь, когда новые концепции достаточно просты или достаточно похожи на то, что существует в настоящее время, чтобы потребители могли понять их за обычно короткий период времени фокус-группы. Фокус-группы также можно использовать для изучения неудовлетворенных потребностей людей. Однако они полагаются на осведомленность, память и описательные способности людей вне контекста этих потребностей, что затрудняет понимание сложности вопросов.

В последнее время большое внимание уделяется методам прямого наблюдения, используемым при разработке продуктов. Такие компании, как Motorola, Gillette, Steelcase и Xerox, использовали наблюдательные исследования для выявления возможностей для совершенно новых продуктов. Исследователи посещают среду клиентов, чтобы наблюдать и брать интервью у людей в контексте. Непосредственное наблюдение за людьми и задавание вопросов, относящихся к объектам и действиям на сайте, дает исследователям глубокое понимание проблем, с которыми сталкиваются клиенты.

Hewlett-Packard, например, часто использует наблюдательные исследования для выявления неудовлетворенных потребностей клиентов. В одном случае подразделение медицинской продукции компании отправило исследователей в больницы, чтобы посмотреть, как работают хирурги. Во время операций хирурги наблюдали за движениями своего скальпеля на телевизионном мониторе, но другие сотрудники неоднократно проходили мимо монитора, выполняя свои обязанности, закрывая обзор врачей. Врачи не жаловались на проблему, но, основываясь на этом озарении, которое было бы трудно идентифицировать без непосредственного наблюдения, H-P разработал хирургический шлем с очками, которые отображали изображения прямо перед глазами хирурга.

Организациям, работающим над тем, чтобы лучше понять клиентов в процессе разработки продукта, следует использовать методы прямого наблюдения. Но как на самом деле работают эти методы? В приведенных ниже пунктах излагаются основные рекомендации по подходу к прямым наблюдательным исследованиям.

Смотреть сначала. Затем спроси. При изучении людей в полевых условиях может возникнуть тенденция засыпать их вопросами, чтобы получить как можно больше информации. Навязчивость этих вопросов может непреднамеренно заставить человека изменить свое поведение. Чтобы предотвратить это, начните с молчаливого наблюдения. После завершения действий задайте вопросы, чтобы понять, почему человек действовал определенным образом и что он/она чувствовал во время наблюдаемой ситуации.

Ищите потребности, а не решения. Клиенты часто выражают свои потребности, описывая решение, которое, как они надеются, может быть реализовано, исключая другие решения, которые, возможно, еще не существуют.

Поэтому всегда формулируйте потребность независимо от того, как эта потребность может быть удовлетворена. Один из способов достижения этой цели — формулировать потребности с помощью глагола, а не существительного. Например, было бы предпочтительнее отметить: «Пользователю нужно достать предметы на верхней полке», а не «Пользователю нужна лестница».

Избегайте вторжений, чтобы поведение оставалось естественным. Люди меняют свое поведение, когда знают, что за ними наблюдают, меняют рабочий процесс и пересматривают свои действия. Чтобы свести к минимуму эти эффекты, ограничьте вторжение в их среду и действия. Держитесь подальше от людей, насколько это возможно, и не направляйте их действия. При съемке выключайте вспышку. Носите одежду и используйте язык, который соответствует тому, что типично для окружающей среды.

Ищите невербальные подсказки. Выражение лица и язык тела передают много информации об отношении и чувствах людей. Эти невербальные данные становятся особенно важными, когда люди не выражают свои эмоции — либо потому, что им неудобно обсуждать свои чувства, либо потому, что им трудно объяснить свои реакции.

Записывайте даже очевидное или кажущееся неважным. То, что очевидно для одного исследователя, может дать понимание другому. Казалось бы, неважные детали иногда оказываются ключом к потребностям человека. Не ждите просто «великих» наблюдений.

Остерегайтесь наводящих вопросов. Избегайте вопросов с множественным выбором или утверждений, сформулированных как вопросы. Они предполагают диапазон ответов, который может помешать увидеть совершенно новые ответы. Вместо этого используйте открытые вопросы, чтобы клиент мог сформулировать проблему своими словами.

Запишите информацию в терминах клиента. При документировании беседы с покупателем максимально записывайте высказывания человека его собственными словами. Их выбор слов может нести смысл, который был бы потерян, если бы его перефразировали.

Загляните за пределы непосредственно решаемой проблемы. Записывайте даже сложные проблемы, которые выходят за рамки текущего проекта или текущих возможностей команды. Распознавание и анализ этих более глубоких проблем позволяет компании планировать проблемы, которые должны быть исправлены в будущем, даже если в настоящее время они неразрешимы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts