Эссе «Метод участвующее наблюдение » — Социология: участвующее наблюдение — важнейший
Социология: участвующее наблюдение — важнейший социологический метод
Процесс выявления значений вещей или идей предполагает активность наблюдателя,
который хотел бы понять эти значения. Отсюда следует неизбежность участвующего
наблюдения как важнейшего из социологических методов. Все наши исследования исходят
из того, что 1) действующие субъекты приписывают определенный смысл своим
действиям, 2) этот смысл определяет или, по крайней мере, участвует в определении этих
действий, 3) понимание этого смысла необходимо для объяснения социальных феноменов.
Венский социолог Роланд Гиртлер убедительно обосновывает преимущества
исследователя, использующего метод участвующего наблюдения для сбора данных
(Girtler, 1992:21-23). Путем постепенного сближения своего восприятия с
интерпретациями членов исследуемого сообщества исследователю удается «понять» и
«объяснить» их действия. Через «со-переживание» действий другого исследователь
становится в состоянии понимать те смыслы, которые приписывает своим действиям этот
другой. Аналогичным образом социолог знакомится с «запасом знаний» (правилами)
исследуемой общности, чтобы наблюдаемые им действия «понять» и «объяснить».
Здесь следует поставить важный методологический вопрос: как исследователь,
осуществляющий участвующее наблюдение, может убедиться в том, что он зафиксировал
«правильные» правила или адекватные интерпретации? Исследователь, обремененный
профессиональными знаниями, культурными стереотипами и идеологическими
установками, неизбежно приносит в поле какое-то априорное понимание, которое может
тормозить сам процесс познания. Разумеется, исследовательская ситуация не может быть
tabula rasa. Конечно, хорошо бы на время эмпирической работы «забыть» все, что мы
знали об объекте исследования до выхода в поле. Хотя полное исключение
предварительного понимания, разумеется, невозможно, но к этому, на мой взгляд, следует
стремиться. Наблюдающий, во всяком случае на время, должен отстраниться от своей
научной позиции, он должен контактировать в исследуемой группе как человек среди себе
подобных (Шютц, 2004).
На наш взгляд, это один из параметров борьбы с идолами, искажающими видение
социальной реальности, трансцендентной познающему субъекту 8 (Бэкон, 1977:73-74,
307-310).
В определенном смысле исследователь-полевик должен ресоциализироваться, чтобы
увидеть мир глазами тех, кого изучает. Такая задача доступна далеко не всем, и ее
окончательное выполнение, наверное, невозможно. Но для того чтобы достичь
профессиональной социологической цели, мы должны сохранить эпистемологическое
убеждение в возможности приближения к чужому жизненному миру. Участвующий
наблюдатель должен, в конце концов, овладеть конструктом общего ощущения обыденной
жизни, при помощи которого действующие интерпретируют свой мир, чтобы он мог
вообще использовать свое научное описание (Cicourel, 1974:80). Он начинает видеть
изучаемую культуру «изнутри». Понимание может быть достигнуто только при активном
участии в жизни наблюдаемых через внутреннее видение. Я часто слышу возражения
против интенсивного проникновения социолога в изучаемую среду. Скепсис связан с
проблемой сверхидентификации: участвующий наблюдатель пытается интериоризировать
образцы поведения субъектов в поле исследования. К минусам здесь, казалось бы, можно
отнести то, что исследователь теряет способность концентрироваться на задачах
наблюдения. Он утрачивает возможность отстранения, теряет познавательную дистанцию
в отношении объекта наблюдения и искажает этим результаты своих наблюдений. В связи
с этим они якобы теряют ценность, так как становятся несравнимыми с наблюдениями
других исследователей, к ним не применимы традиционные критерии достоверности и
НАБЛЮДЕНИЕ • Большая российская энциклопедия
НАБЛЮДЕ́НИЕ, метод эмпирич. исследования, целенаправленное, специально организованное восприятие исследуемых объектов, результаты которого описываются в принятой в данной области терминологии. Одним из требований к науч. Н. является возможность его повторения др. наблюдателями, в силу чего результат Н. может быть включён в систему науч. знания. Н. над объектом может проводиться учёным непосредственно или, когда это невозможно (как в случае объектов квантовой механики, микробиологии, многих объектов астрономии), с помощью разл. приборов и инструментов (микроскоп, телескоп и др.), при этом учёный непосредственно наблюдает лишь результат взаимодействия объекта с прибором. Такое косвенное Н. предполагает наличие закономерной связи между свойствами непосредственно не наблюдаемых объектов и наблюдаемыми проявлениями этих свойств. Об особенностях влияния прибора на состояние микрообъекта в квантовой механике см. в ст. Дополнительности принцип, Квантовая механика (раздел «Интерпретация квантовой механики»). В совр. науке косвенные Н. получают всё большее распространение по мере совершенствования приборов, используемых при наблюдении.
В психологии объектами наблюдения являются люди, малые группы социальные, животные (все осн. результаты в этологии получены с помощью Н. за животными в естеств. условиях обитания). Особый вид Н. – интроспекция. Наряду с непосредственным Н. используются также разл. технич. средства (фотографирование, видео- и аудиозапись, зеркало Гезелла, прозрачное со стороны наблюдателя, и др.). Во время Н. исследователь старается минимизировать своё вмешательство в наблюдаемый процесс, что часто проблематично; так, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, его поведение меняется (т. н. «эффект наблюдателя»). В некоторых случаях возможно только т. н. включённое Н., когда исследователь находится в естеств. общении, напр., с членами к. -л. закрытой группы. Систематическое Н., получившее распространение с кон. 19 в., проводится по заранее разработанному плану, с регистрацией условий среды и интересующих исследователя особенностей поведения наблюдаемых объектов. Несистематическое Н. часто применяется в ходе полевого исследования в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии и имеет целью не строгую фиксацию заранее известных особенностей поведения, а описание обобщённой картины.
По сравнению с такими науч. методами, как эксперимент, измерение и т. п., Н. имеет ряд ограничений, связанных с пристрастностью наблюдателя, с нередкой сложностью повторного Н., с нежелательностью вмешательства в наблюдаемый процесс, с рядом этич. проблем, возникающих, если испытуемые не знают, что являются объектами наблюдения.
методов наблюдения в маркетинговых исследованиях | Малый бизнес
Автор Chron Contributor Обновлено 13 ноября 2020 г.
Благодаря непосредственному наблюдению за людьми специалисты по маркетингу могут определять действия и наблюдать, как субъекты реагируют на различные раздражители. Для малого бизнеса наблюдательные маркетинговые исследования — один из самых простых способов узнать много нового о своих покупателях и клиентах.
Observational Technique Definition
Наблюдательное маркетинговое исследование — это качественный метод сбора и анализа информации, полученной путем прямого или косвенного наблюдения и наблюдения за другими людьми в естественной или запланированной среде, согласно Zoho. Часто это первый, а иногда и единственный шаг в разработке маркетингового плана или проекта. Методы социальных исследований и методы исследования с наблюдением могут применяться скрытно или открыто для получения наилучших и наиболее эффективных результатов. Кроме того, исследователи могут участвовать в опыте, чтобы предоставить более информированный отчет.
Преимущества методов наблюдения
Существует множество преимуществ использования методов наблюдения при проведении маркетинговых исследований для вашего малого бизнеса, сообщает Fuel Cycle. Только во время наблюдения субъекты часто ведут себя более естественно и не стремятся продемонстрировать свое «идеальное я» вместо своих истинных действий. Ошибка припоминания не является проблемой при проведении наблюдательных исследований. В клинических условиях о поведении сообщают в связи с действиями или другими стимулами.
В наблюдениях, проводимых в естественных условиях, сообщается, что испытуемые ведут себя в точности так, как за ними наблюдают. Наблюдательное исследование может быть модифицировано для получения наилучших возможных результатов, если это необходимо. Например, если человек не может видеть достаточно ясно из определенного места, он может выбрать более близкое место наблюдения. Методы наблюдения часто являются единственным способом проведения определенного исследования, например, определения количества покупателей, посещающих магазин, или поведения детей.
Недостатки методов наблюдения
Несмотря на то, что методы наблюдения имеют много преимуществ, у них есть и некоторые недостатки. Исследователи не контролируют ситуации и среду, обычно используемые в наблюдательных исследованиях. Кроме того, наблюдательные исследования отнимают много времени. Нужно иметь терпение и время, чтобы посвятить наблюдению за определенным количеством людей или настроек, чтобы получить необходимую информацию. Исследователи также могут отвлекаться во время наблюдения, что может исказить результаты исследования. Аномалии могут казаться регулярными явлениями без высокой точности статистики, что затрудняет создание всеобъемлющего отчета о наблюдении за рынком.
Примеры методов наблюдения
Существует несколько общих примеров маркетинговых наблюдений, которые часто используются. Возможно, одним из наиболее распространенных способов использования исследователями методов наблюдения являются файлы cookie на компьютерах, которые используются для отслеживания просмотров и посещений пользователей в Интернете.
Фокус-группы используют методы наблюдения, как и рейтинги Нильсона, используемые для отслеживания популярных привычек просмотра телевизионных программ. Транспортные департаменты используют наблюдательные исследования для подсчета трафика и моделей использования. Многие розничные маркетологи используют методы наблюдения, когда подсчитывают номерные знаки на парковках, регистрируют покупательское поведение с помощью транзакций со штрих-кодом и наблюдают за тщательностью и предпочтениями упаковки.
Ссылки
- Zoho: Проведение наблюдательных исследований для вашего бизнеса
- Топливный цикл: 3 наиболее распространенных метода наблюдательных исследований
Прямое наблюдение… Несколько практических советов — Jump
использовать методы прямого наблюдения. Но как на самом деле работают эти методы? Вот несколько рекомендаций для начинающих практиков.
Профессионалы по маркетингу уже давно играют роль следящих за «пульсом клиента». В командах по разработке продуктов эта роль включает в себя проведение маркетинговых исследований для выявления предпочтений и потребностей людей — информация, используемая для руководства командой при создании новых предложений.
Количественные методы, такие как опросы и совместный анализ, проверяют реакцию людей на новые концепции и прототипы, позволяя исследователям оптимизировать набор функций продукта в соответствии с предпочтениями людей. Фокус-группы обеспечивают более качественную обратную связь по концепциям продукта — в первую очередь, когда новые концепции достаточно просты или достаточно похожи на то, что существует в настоящее время, чтобы потребители могли понять их за обычно короткий период времени фокус-группы. Фокус-группы также можно использовать для изучения неудовлетворенных потребностей людей. Однако они полагаются на осведомленность, память и описательные способности людей вне контекста этих потребностей, что затрудняет понимание сложности вопросов.
В последнее время большое внимание уделяется методам прямого наблюдения, используемым при разработке продуктов. Такие компании, как Motorola, Gillette, Steelcase и Xerox, использовали наблюдательные исследования для выявления возможностей для совершенно новых продуктов. Исследователи посещают среду клиентов, чтобы наблюдать и брать интервью у людей в контексте. Непосредственное наблюдение за людьми и задавание вопросов, относящихся к объектам и действиям на сайте, дает исследователям глубокое понимание проблем, с которыми сталкиваются клиенты.
Hewlett-Packard, например, часто использует наблюдательные исследования для выявления неудовлетворенных потребностей клиентов. В одном случае подразделение медицинской продукции компании отправило исследователей в больницы, чтобы посмотреть, как работают хирурги. Во время операций хирурги наблюдали за движениями своего скальпеля на телевизионном мониторе, но другие сотрудники неоднократно проходили мимо монитора, выполняя свои обязанности, закрывая обзор врачей. Врачи не жаловались на проблему, но, основываясь на этом озарении, которое было бы трудно идентифицировать без непосредственного наблюдения, H-P разработал хирургический шлем с очками, которые отображали изображения прямо перед глазами хирурга.
Организациям, работающим над тем, чтобы лучше понять клиентов в процессе разработки продукта, следует использовать методы прямого наблюдения. Но как на самом деле работают эти методы? В приведенных ниже пунктах излагаются основные рекомендации по подходу к прямым наблюдательным исследованиям.
Смотреть сначала. Затем спроси. При изучении людей в полевых условиях может возникнуть тенденция засыпать их вопросами, чтобы получить как можно больше информации. Навязчивость этих вопросов может непреднамеренно заставить человека изменить свое поведение. Чтобы предотвратить это, начните с молчаливого наблюдения. После завершения действий задайте вопросы, чтобы понять, почему человек действовал определенным образом и что он/она чувствовал во время наблюдаемой ситуации.
Ищите потребности, а не решения. Клиенты часто выражают свои потребности, описывая решение, которое, как они надеются, может быть реализовано, исключая другие решения, которые, возможно, еще не существуют.
Поэтому всегда формулируйте потребность независимо от того, как эта потребность может быть удовлетворена. Один из способов достижения этой цели — формулировать потребности с помощью глагола, а не существительного. Например, было бы предпочтительнее отметить: «Пользователю нужно достать предметы на верхней полке», а не «Пользователю нужна лестница».Избегайте вторжений, чтобы поведение оставалось естественным. Люди меняют свое поведение, когда знают, что за ними наблюдают, меняют рабочий процесс и пересматривают свои действия. Чтобы свести к минимуму эти эффекты, ограничьте вторжение в их среду и действия. Держитесь подальше от людей, насколько это возможно, и не направляйте их действия. При съемке выключайте вспышку. Носите одежду и используйте язык, который соответствует тому, что типично для окружающей среды.
Ищите невербальные подсказки. Выражение лица и язык тела передают много информации об отношении и чувствах людей. Эти невербальные данные становятся особенно важными, когда люди не выражают свои эмоции — либо потому, что им неудобно обсуждать свои чувства, либо потому, что им трудно объяснить свои реакции.
Записывайте даже очевидное или кажущееся неважным. То, что очевидно для одного исследователя, может дать понимание другому. Казалось бы, неважные детали иногда оказываются ключом к потребностям человека. Не ждите просто «великих» наблюдений.
Остерегайтесь наводящих вопросов. Избегайте вопросов с множественным выбором или утверждений, сформулированных как вопросы. Они предполагают диапазон ответов, который может помешать увидеть совершенно новые ответы. Вместо этого используйте открытые вопросы, чтобы клиент мог сформулировать проблему своими словами.
Запишите информацию в терминах клиента. При документировании беседы с покупателем максимально записывайте высказывания человека его собственными словами. Их выбор слов может нести смысл, который был бы потерян, если бы его перефразировали.
Загляните за пределы непосредственно решаемой проблемы. Записывайте даже сложные проблемы, которые выходят за рамки текущего проекта или текущих возможностей команды. Распознавание и анализ этих более глубоких проблем позволяет компании планировать проблемы, которые должны быть исправлены в будущем, даже если в настоящее время они неразрешимы.