§ 4. Методы психологии
Каким же образом психология добывает факты и устанавливает закономерности? Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология применяет определенные методы (приемы, способы) исследования. Знакомство с ними имеет и практическое значение для непосредственных организаторов учебно-воспитательного процесса — учителей. Дело в том, что многие из этих методов пригодны не только для собственно-научного исследования,- но и для организации углубленного изучения детей в практических учебно-воспитательных целях. Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, своеобразия их личности, что является предпосылкой для нахождения наиболее целесообразных и эффективных методов, приемов и форм воспитательного воздействия на школьников,
Методы психологического изучения должны быть объективны ми, давать достоверный, надежный материал свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов.
Основные методы психологии — наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовый метод и некоторые другие.
Наблюдение. Наблюдение как метод изучения психики человека широко применяется в психологии. Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя. Толь¬ко в деятельности, в действиях и поступках в широком смысле слова (когда и воздержание от определенного действия психологически рассматривается как своеобразное действие, своеобразный поступок) выражается личность человека, его психика.
Метод наблюдения и предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Иначе говоря, по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), о психическом состоянии школьника, о чертах его личности, темперамента, характера. Характерная особенность метода наблюдения та, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Таким образом, и изучение школьников производится не в отрыве от учебно-воспитательной работы, а в процессе ее.
Каким же должно быть наблюдение, чтобы не превратиться в пассивное созерцание, а отвечать своему назначению?
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Отсюда следует, что психологическое наблюдение обязательно проводится по определенному плану, схеме или программе, что обеспечивает наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он заранее наметил. Без определенного плана или программы теряется основная линия наблюдения, в результате чего можно упустить главное и существенное в психической деятельности человека.
Суждения о личности человека, школьника должны опираться на объективно выраженные показатели, точные, проверенные факты, которые следует сопоставлять друг с другом. Недопустимы предвзятость и пристрастность при истолковании, объяснении и оценке этих показателей, поспешность в определении психических особенностей ребенка, школьника на основании поверхностного анализа незначительного числа фактов, первых впечатлений, безотчетной симпатии или антипатии. Важно, чтобы человек не знал, что за ним специально и внимательно наблюдают (так как в этом случае поведение его может стать неестественным).
Чтобы наблюдение дало полноценные результаты, необходимо принять во внимание многообразие проявлений психики человека, наблюдать эти проявления в различных условиях. Решить, например, выдержанный ли тот или иной ученик, можно с уверенностью лишь в том случае, если наблюдать его поведение не только в школе, но и дома, на улице, в общественных местах. Психолог тщательно учитывает ситуацию, обстановку, в которой школьник совершает определенные поступки, а также его состояние. Оказавшись в необычной ситуации, ученик может проявить совершенно несвойственные ему черты. Надо учитывать и такие моменты, как состояние здоровья, самочувствие, степень утомления ребенка,— это также может влиять на его психические проявления.
Эксперимент. Очень важную роль в психологических исследованиях играет эксперимент. В эксперименте экспериментатор, т. е. человек, который проводит опыт, также осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами у испытуемого (человека, с которым проводится опыт). Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого.
Создавая необходимые условия и тщательно контролируя их, экспериментатор имеет возможность обеспечить их постоянство. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.
Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно повторять опыт, а также вмешиваться в протекание психических процессов. Экспериментатор по своему усмотрению может варьировать (изменять, пробовать разные варианты) условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, дает возможность находить наиболее рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Поочередно меняя одно и сохраняя неизменными все другие условия проведения опыта, экспериментатор тем самым получает возможность оценить влияние на протекание психических процессов каждого из этих условий (например, установить, как влияют различного рода помехи на процесс мышления или каков эффект заучивания учебного материала в зависимости от распределения повторений его во времени).
В психологии применяют два типа эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Часто, хотя и не всегда, его проводят в специально оборудованных для этой цели помещениях (лабораториях) с применением сложной аппаратуры. В случае лабораторного эксперимента испытуемый, конечно, знает, что над ним проводят какой-то опыт, но обычно не знает ни цели, ни задач эксперимента. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания
психических процессов, например быстроту реакций человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях, например при изучении чувствительности органов чувств, при изучении процесса узнавания, процессов памяти (запоминания и воспроизведения), мышления, внимания. Примером лабораторного эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки (рис; 1), которая позволяет на особом экране (типа телевизионного) постепенно предъявлять испытуемому разное количество зрительной информации (от нуля до показа предмета во всех его деталях), чтобы выяснить, на каком этапе человек узнает изображаемый предмет.
Более ограниченное применение имеет пока лабораторный эксперимент при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь очень сложен и многогранен- объект исследования, с другой — известная искусственность лабораторной ситуации представляет немалые трудности. Например, исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественно-жизненных обстоятельствах.
Лабораторный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей. Успехи современной научной психологии были бы невозможны без применения этого метода. Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода — его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам. И действительно, одно дело, когда ученик запоминает важный и интересный для него учебный материал, другое дело, когда ему предлагают запомнить экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребенка реального интереса, да еще в необычных условиях. Поэтому лабораторное исследование психической деятельности должно быть -тщательно организовано и по возможности сочетаться с другими, более естественными методами.
Указанные недостатки лабораторного эксперимента до известной степени устраняются при организации естественного эксперимента, который проводится в обычных, естественных условиях поведения и деятельности человека.
Естественный эксперимент сочетает в себе, положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность эксперимента. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые (в частности, дети, школьники) не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию,— это обеспечивает естественность их поведения. Такой естественной экспериментальной обстановкой, предназначенной для изучения психической деятельности школьников, могут быть игры, специально организованные уроки, общественные поручения, выполнение домашних заданий. При организации естественного эксперимента также возможно применение технических средств (но при условии, что испытуемые не знает об этом). Можно записывать урок с помощью системы магнитофонов, которые должны быть замаскированы и не видны учащимся. Возможна киносъемка урока с помощью специально установленных, но невидимых учащимся киноаппаратов.
Для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту. В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.
Если перед исследователем стоит задача изучить такие особенности детей, как сообразительность, находчивость, смелость, то, организуя с этой целью игру детей, экспериментатор включает в нее соответствующие требования, правила и создает для детей такие затруднения, которые выявляют степень развития у детей этих психических качеств. Желая выявить отношение ученика к себе и товарищам, экспериментатор подбирает (или создает) вариант коллективной спортивной игры, обращая внимание на то, как испытуемый школьник относится к своим успехам и неудачам в игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, как относится к товарищам но команде и соперникам, как. воспринимает похвалу и упреки, какую роль (руководителя или рядового игрока) предпочитает, кому приписывает победу, как относится к побежденному.
Анализ решения учащимися на уроке специально подобранных задач дает возможность изучить возрастные и индивидуальные особенности мышления, установить уровни развития обобщенного и причинно-следственного мышления и т. д.
Вот пример естественного эксперимента. Воспитанники одного из детских домов обычно участвовали в заготовке топлива. В этих естественных условиях подросткам (в порядке индивидуального дежурства) предлагали принести дрова для кухни по выбору — из дровяного склада или из оврага. Дровяной склад был расположен в 300 м от кухни между жилыми домами, к нему вела удобная, хорошая дорога, но дрова там были сырые. В овраге лежали сухие дрова, и расположен он был намного ближе, но зато находился в стороне, был темным и считался «страшным». Эксперимент ставили тогда, когда в детском доме в это же время проводилось нечто интересное (показ кинофильма, коллективное чтение книги). За поведением подростков вели незаметное для них наблюдение. Какой путь выберет испытуемый — короткий, позволяющий быстро доставить сухие дрова и скорее вернуться к интересному занятию, или втрое более длинный, отдаляющий приятную перспективу возвращения и связанный с некачественным выполнением поручения (сырые дрова), но зато спокойный и вполне «безопасный»? Эксперимент позволял отмечать и случаи колебания, перемены решения, наблюдать проявления своеобразной борьбы различных побуждений у школьника.
Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение имеют и методы психологического исследования, связанные со сбором
и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых, метод беседы со школьником (равно как и о нем с хорошо знающими его людьми — родителями, учителями, воспитателями, товарищами), анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения школьника к жизненным фактам и явлениям, другим людям, собственным поступкам.
Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает (устно — в случае беседы или письменно — при применении анкетного метода). Содержание и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением магнитофона). Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также за поведением, выражением лица, мимикой испытуемых. Беседа должна быть живой и непринужденной, проводиться в атмосфере доверия, доброжелательности и искренности, в обстановке максимальной естественности, не настораживающей школьников.
Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство это го метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой — отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможности варьировать характер вопросов в зависимости от ответов, а также не всегда позволяет сопоставить ответы с деятельностью и поведением изучаемых людей. Здесь также важно правильно подобрать вопросы. Они должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ. Для обеспечения достоверности показателей ответы на один вопрос необходимо контролировать «ответами на скрыто-аналогичные вопросы (при расхождении такие ответы не принимают во внимание, так как они не могут быть признаны достоверными). Анкетный метод обычно не применяют по отношению к младшим школьникам, так как они не в состоянии точно сформулировать письменный ответ.
Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением за поведением школьников.
В последние годы большую популярность в возрастной и педагогической психологии приобрел специфический вариант анкетного метода — так называемая социометрическая методика. Ее специально используют при изучении детских коллективов и групп — их направленности, внутриколлективных и внутригрупповых отношений, при изучении микрогрупп в коллективе, положения в коллективе отдельных его членов (проблема популярности и непопулярности в коллективе, проблема лидерства, «вожачества»). Методика эта несложна. Например, каждый член коллектива индивидуально письменно отвечает на следующие вопросы: «Назови по порядку трех человек в своем классе, с которыми ты хотел бы, и трех человек, с которыми ты не хотел бы: 1) сидеть за одной партой; 2) жить в лагере в одной палатке; 3) выполнять вместе общественные поручения; 4) кого ты пригласил и не пригласил бы на своей день рождения; 5) к кому ты обратился бы за помощью в учебной работе (если бы такая нужда возникла) и к кому никогда не обратился бы; 6) хотел или не хотел бы иметь их звеньевыми». Статистическая обработка полученных ответов дает возможность выявить в составе коллектива наличие малых групп и их взаимоотношения, определить наиболее и наименее популярных в классе учеников — с одной стороны, своего рода «вожаков», с другой — учеников, которых коллектив не любит и не принимает, игнорирует.
Тесты. Широко применяют в современной психологии метод тестов (английское слово «тест» означает «проба», «испытание»). Тест — это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют не только для получения каких-либо новых психологических данных и закономерностей, но чаще для оценки уровня развития какого-либо психологического качества у данного человека в сравнении со средним уровнем (установленной нормой или стандартом). Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития учащихся, Навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучений индивидуальных особенностей протекания психических процессов.
Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (час то это просто бланк с текстами задач). Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает Возможность математической обработки.
Тесты широко практикуются за рубежом. Буржуазная тестология подвергалась и подвергается очень серьезной критике как со стороны советских, так и со стороны прогрессивных зарубежных психологов прежде всего за неопределенность или прямую подмену предмета исследования. Легко показать, например, что тесты способностей, которые применяют буржуазные психологи, фактически направлены на исследование не способностей, а наличных знаний, уровня культуры.
Вот здесь и кроется возможность оправдания классового, расового, национального неравенства в буржуазном обществе, потому
что дети привилегированных слоев населения находятся в более благоприятных условиях и, естественно, у них уровень культуры, общеобразовательных знаний обычно выше, чем у детей представителей эксплуатируемых классов. Делая ложный вывод о боль фей одаренности представителей состоятельных классов и «высших» рас, буржуазные психологи служат классовым интересам буржуазии. Кроме этого, тесты зарубежных психологов отличаются рядом других серьезных недостатков. Например, тестовые исследования предполагают только оценку результата решения тестовой задачи. Процесс же достижения этого результата буржуазного тестолога не интересует. Но известно, что один и тот же результат может быть достигнут совершенно различными психологическими путями. И анализ процесса поисков решения может дать очень важные материалы для характеристики мышления человека, его способностей. Разве все равно, например, как решена задача — оригинальным или стандартным способом, рациональным или неэкономным путем?
Отметим и то, что в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты,— настроения испытуемого, его само чувствия, отношения к тестированию. Неприемлемыми являются и попытки с помощью тестов установить предел, «потолок» возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.
Тесты, которые применяют советские психологи, строятся на широкой научной основе, базируются на принципах, в корне отличных от принципов буржуазной тестологии. Советские психологи добиваются, чтобы тесты были свободны от тех недостатков, на которые указано выше. Вот некоторые тесты, применяемые советскими психологами: «Часовая стрелка часов передвинулась на 45 °. Сколько прошло времени?» (Исследуются пространственные представления.) «Кирпич весит килограмм и еще плюс полкирпича. Сколько весит кирпич?» (Исследуется соотношение абстрактных и наглядно-образных сторон мышления.) А вот тест на оценку внимания и умственной работоспособности: ученику дают бланк с напечатанными в случайном порядке буквами (30 строк, по 60 букв в строке). Задание — вычеркнуть всюду букву «О», кроме тех случаев, где перед ней стоят бук вы «Г» и «К», Учитывают время решения и количество ошибок.
Психологический анализ процесса и продуктов творческой деятельности. О психической жизни, об особенностях человека, и в частности ребенка, можно судить также косвенно — по продуктам его деятельности, т. е. по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения (стихи, проза), технические поделки, тематические альбомы, коллекции и т. д.
Когда изучают творческую деятельность ребенка, очень важно анализировать не только продукт, но и проследить сам процесс создания им этого продукта, выяснить, как ребенок добился определенных результатов. Помимо содержательной стороны этих продуктов деятельности (тематика, сюжет, содержание), некоторое значение для познания личности школьника имеет и их оформление, в частности стиль письменной речи, манера рисования и т. д. Все это позволяет раскрыть не только особенности творческой деятельности, интересов и способностей ребенка, школьника, но и получить дополнительные данные о его отношении к тем или иным явлениям окружающей жизни.
Самонаблюдение. Самонаблюдением называют наблюдение и описание человеком протекания у себя самого тех или иных психических процессов и переживаний (например, когда ученик рассказывает о том, как он мыслил при решении математической задачи). Самостоятельного значения как метод непосредственного исследования психики на основе анализа собственных психических проявлений метод самонаблюдения не имеет. В советской психологии его используют как вспомогательный прием, требующий проверки материалами, полученными другими методами. Причина ограниченного его применения — явная возможность непроизвольного искажения и субъективного истолкования наблюдаемых явлений. Дело в том, что очень трудно одновременно осуществлять какую-либо психическую деятельность и наблюдать за ней (например, решать задачу и одновременно наблюдать за ходом ее решения, переживать чувство радости или страха и наблюдать за тем, как они проявляются). Человек обычно может делать либо то, либо другое. Попробуйте специально понаблюдать за тем, как у вас проявляется чувство гнева, и оно немедленно пройдет. Психологи обычно говорят: либо «некому наблюдать», либо «нечего наблюдать» (т. е. если у человека протекает какой-либо психический процесс, то ему самому трудно одновременно быть в позиции наблюдателя этого процесса, а когда он переключается на позицию наблюдателя, то обычно нарушается течение наблюдаемого процесса). Поэтому при самонаблюдении отчет дается обычно уже после, по воспоминаниям, а это не очень надежный источник. К тому же школьники младшего, да и под росткового возраста часто не умеют анализировать свои мысли и переживания и испытывают серьезные затруднения, пытаясь подобрать точные словесные формулировки. Тем не менее некоторая польза самонаблюдения несомненна, так как словесные отчеты испытуемых, сопровождающие эксперимент с ними, дают порой весьма интересный материал.
Психолого-педагогический эксперимент. В советской детской и педагогической психологии широко применяют психолого-педагогический эксперимент. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей. Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не собственно изучение, а активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности. Соответственно различают два его вида — обучающий и воспитывающий психолого-педагогический эксперимент.
С помощью психолого-педагогического эксперимента выясняют зависимость между характером тех или иных педагогических воздействий на ученика и результатом этих воздействий — сдвигами в психическом развитии ребенка. Так выявляют наиболее рациональные способы обучения и воспитания. Исследователь, например, изучает, в каких условиях обучения быстрее всего формируются умственные приемы или навыки самоконтроля в учебной работе или какие воспитательные мероприятия наиболее эффективны для формирования выдержки у учащихся. Причем в отличие от педагогического эксперимента психолог выясняет, по чему и каким образом именно эти условия закономерно приводят к определенному результату, или, иначе говоря, изучает психологический механизм влияния указанных условий.
Приведем пример такого эксперимента. В практике школьного обучения орфографии некоторые орфографические правила усваивались вне связи друг с другом, изолированно друг от друга. Исследователь сравнил эффективность такого обучения с обучением по другому принципу — правила изучались одновременно, путем их сопоставления — сравнения и различения. В обоих случаях после объяснения этих правил они заучивались испытуемыми школьниками и закреплялись одинаковым количеством упражнений. В результате успешность выполнения контрольных диктантов при обучении первым способом была 7,2 процента, при обучении вторым способом — 94 процента, т. е. повысилась почти на 1/3 и приблизилась к стопроцентной. Исследователь при этом показал, какое конкретно значение имеет подобное сопоставление, сравнение при усвоении орфографических правил и почему результат является закономерным.
Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.
Вопросы для повторения
1. Что такое психология и что она изучает?
2. В чем сущность материалистического понимания психики в отличие от идеалистического ее толкования?
3. Расскажите об основных задачах психологии. В чем значение пси¬хологии?
4. Какие требования предъявляют к наблюдению как методу изучения психической жизни людей?
5. Каковы сущность и значение эксперимента в психологии?
6. Какова роль методик сбора и анализа словесных показаний?
7. Что такое тесты? Охарактеризуйте условия их научного применения.
8. Что понимается под психолого-педагогическим экспериментом?
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ — Реферат — Наблюдение как метод детской психологии
Реферат — Наблюдение как метод детской психологии
Скачать все файлы (30.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx | 31kb. | 19.02.2014 00:01 | скачать |
НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Изучение психики ребенка составляет сложную задачу ученых, а также воспитателей детских учреждений. Средствами психологического исследования выступают методы — определенные пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа. Проблема метода в любой науке является центральной, поскольку от методологии исследований и совершенства применяемых методов зависят достоверность и глубина получаемого знания. А.Н.Леонтьев [1] подчеркивал, что “нет ничего более трудного, чем методологические проблемы наук, и среди них может быть самыми трудными являются методологические проблемы психологии”. Л.С.Выготский в связи с проблемой изучения развития ребенка писал: “Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение – значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем детской психологии” [2].
Психический факт имеет внутреннюю сущностную составляющую и внешнее проявление, производное от внутреннего своего существа. Воспринимать мы можем только внешние составляющие психического факта, а внутренние остаются для окружающих скрытыми. Исследователь должен охватывать и изучить психический факт в его целостности, раскрывая внутренние (ненаблюдаемые) его составляющие, опираясь на внешние их проявления (С. Л. Рубинштейн, С. Костюк, Г. А. Люблинская, А. В. Петровский).
Так, исследователь может зафиксировать вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребенка, в которых преимущественно и выявляются (уточняются) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления выступают показателями внутренних ненаблюдаемых составляющих психических фактов.
Дополнительными показателями служат выразительные движения: мимика, жесты, интонации речи.
К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности.
Ведущим методом в дошкольном психологии является наблюдение, которое предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.
Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов. Широко использовал наблюдения в исследовании детей дошкольного возраста известный психолог М. Я. Басов. Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли как испытуемых.
Они воспринимают исследование как обычные общения, беседы, задачи вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт ребенка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.
Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран психологами в результате наблюдения за развитием собственных детей. М.Я.Басов рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии [3]. В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании поведения. Им была составлена специальная схема, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются [4].
Различают несколько видов наблюдения. По систематичности различают:
Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях.
Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.
По фиксируемым объектам различают:
Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.
Благодаря наблюдениям исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и раскованностью. Во время наблюдения ребенок ведет себя свободно и непринужденно, занимаясь привычными для себя делами, что облегчает для исследователя решения задачи получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о ребенке. Вместе этого не достаточно для обеспечения объективности наблюдения, на его результаты и выводы значительно влияет позиция самого исследователя. Первое попавшееся проявление поведения может быть интерпретировано как закономерное и устойчивое. Чтобы избежать такой ошибки, наблюдения следует проводить систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем встает сложная и разнообразная палитра фактов и очень трудно отделить характерное, существенное, от случайного и второстепенного.
Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается есть, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует сделать вывод о том, что малыш капризный? Конечно, нет. Ведь причинами описанной поведения могут быть, например:
— Требовательность как устойчивая характеристика личности ребенка;
— Переутомление или болезнь ребенка;
— Переживание обиды, если ребенку не дали желанную игрушку;
— Неудовлетворенность ребенка стилем общения воспитателя с ней (резкие окрики, несправедливые замечания и др.).
Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения ребенка.
Для объективности результатов наблюдения важна непредвзятая позиция исследователя. Он должен до максимально возможного уровня освободиться от социальных стереотипов и собственных установок, в результате которых воспринимает и интерпретирует психологические факты искажены, искривлено. Важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного или отрицательного. Как известно, ребенок, который вызывает у взрослого симпатию оценивается им более снисходительно, чем тот, который «не нравится». Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления четко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать фактами. Повысить объективность исследования помогает прием, названный «стереоскопичность взгляда» на ребенка, предусматривающий обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с ним.
Проведение наблюдений за поведением ребенка требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности при выполнении задания фиксации проявлений детского поведения в протоколах различных видов. Одна из возможных форм ведения протокола — «фотографическая запись», которая, по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические проявления эмоций; дословно, без изменений передает речи ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп. Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. «Фотографическая запись» раскрывает целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики и действия взрослых, сверстников, направленные на него.
Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений. При этом следует широко использовать математическую обработку полученных результатов.
Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2-5 человек). При наблюдении исследователь занимает пассивную выжидательную позицию, ибо не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, что также замедляет динамику исследования.
В период становления детской психологии существовали научные учреждения, в которых метод наблюдения был основным. Так, Н.М.Щелованов в Ленинграде в 1925 г. организовал клинику нормального развития детей [5]. Наблюдение специалистов за поведением детей велось в этой клинике круглосуточно. Именно там были открыты основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка (появление комплекса оживления, становления ходьбы и хватания) [6].
По мере развития детской психологии и детского психоанализа удельный вес использования методологии наблюдений в них изменялся. Постепенно в детской психологии стали использовать экспериментальные исследования, появились нормативы развития, отраженные в нормах выполнения тестовых заданий, появились и лонгитюдинальные исследования детского развития. Методы эксперимента и срезовых измерений стали центральными в области академической психологии развития, а метод наблюдения стал использоваться все реже.
В современной психологии развития метод наблюдений используется не часто. “В настоящее время большинство психологов к методу наблюдения как основному способу исследования детей относятся скептически” [7]. Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Леонтьев А.Н. О системном анализе в психологии [Текст] / Психологич. журнал, 1991- №12 (4). с 17–20.
Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. [Текст] / Л.С.Выготский. Том 3 — История развития высших психических функций, М.: 1983
Басов М.Я. Опыт методики психологических наблюдений над детьми дошкольного возраста. [Текст] / М.Я. Басов. Избранные психологические произ ведения. М., 1975. с 103.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005.
Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца. [Текст] / Н.М. Щелованов. Лишенные родительского попечения. Хрестоматия. Под ред. В.С.Мухиной. М.: 1991. с18–21.
Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей от рождения до одного года [Текст] / Н.Л. Фигурин. Этапы развития поведения детей от рождения до одного года. М., 1949.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст] / Л.Ф. Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1996.
Методы наблюдения — А. П. Грейсон
Методы исследования в психологии
Этот пост был опубликован в Psychology Review
Все науки основаны на наблюдении в самом широком смысле этого слова. В этом смысле «наблюдение» — это не то же самое, что «наблюдение за вещами». Оно относится к любым средствам сбора данных об окружающем нас мире, в том числе с помощью специального оборудования, которое позволяет нам «наблюдать» самые дальние уголки Вселенной или «наблюдать» за поведением нейронов в человеческом мозгу.
Все исследования в области психологии по определению основаны на наблюдении. Мы наблюдаем за ответами, которые наши участники дают на наши анкеты, ответы респондентов на наши полуструктурированные интервью и действия участников в наших экспериментах (зависимая переменная часто измеряется путем наблюдения). Но когда мы говорим о «методах наблюдения», мы на самом деле имеем в виду набор методов, которые в буквальном смысле основаны на наблюдении (и прослушивании) того, что происходит, и на записи информации об этих вещах.
Вообще говоря, и исключительно в целях объяснения, может быть полезно разделить мир методов наблюдения на два лагеря: неструктурированные и структурированные.
Неструктурированное наблюдение
Когда мы говорим о неструктурированных методах наблюдения, мы обычно имеем в виду методы исследования, которые включают наблюдение за социальной средой, институтом, организацией, «кейсом» и т. п. с целью написания подробного описания. счет наблюдаемой вещи. Включенное наблюдение — это одна из специфических традиций исследования, которая склонна опираться на неструктурированные наблюдения. При включенном наблюдении исследователи стремятся стать членами социальной группы в определенной обстановке, чтобы наблюдать за этой группой целостно, «изнутри».
Например, в известном исследовании Розенхана (1973) исследователей помещали в психиатрические больницы в качестве пациентов, чтобы они могли тайно наблюдать за тем, что происходит в качестве сотрудников учреждения, которое они намеревались изучать. Такие методы обычно связаны со сбором и анализом качественных данных. Они, как правило, приводят к увлекательным и проницательным рассказам об изучаемом предмете, хотя проблема заключается в том, что такие методы не поддаются легкому воспроизведению.
Совместное наблюдение, как правило, сложно с этической точки зрения. По самой своей природе это делается «скрытно», так что люди, за которыми наблюдают, не знают, что за ними наблюдают. Скрытое наблюдение может быть оправдано только при определенных обстоятельствах и чаще связано с журналистикой под прикрытием, чем с академической психологией, потому что польза от наблюдения должна явно перевешивать этические издержки.
Скрытые и явные наблюденияСкрытое наблюдение имеет место, когда люди, за которыми наблюдают, не знают, что за ними наблюдают. При явном наблюдении, напротив, не предпринимается особых усилий, чтобы скрыть процесс наблюдения. Многие из классических включенных наблюдений, таких как наблюдения Розенхана, являются скрытыми. Однако как участвующие, так и неучаствующие наблюдения могут быть открытыми или скрытыми.
Одним из наглядных примеров пользы наблюдения за участниками является расследование Panorama 2016 года о пренебрежении и жестоком обращении в доме престарелых в Корнуолле. Из-за того, как люди «реагируют» на то, что за ними наблюдают, трудно понять, как такое наблюдение можно было бы эффективно осуществить каким-либо другим способом. Без особых оснований наблюдение за теми, кто не знает, что за ними наблюдают, должно ограничиваться ситуациями, в которых люди находятся «на людях», и подвергаться повседневным наблюдениям других (см. кодекс поведения и этические принципы Британского психологического общества). , 2009 г.).
Структурированное наблюдение
Методы структурированного наблюдения, напротив, используют более «редуктивный» (то есть упрощенный) подход к сбору данных. Структурированные методы основаны на графиках наблюдений — контрольных списках, — которые определяют, что следует (и, что особенно важно, что не следует) фиксировать. Структурированные наблюдения обычно включают сбор количественных данных, которые говорят нам о частоте, продолжительности и/или последовательности наблюдаемых явлений.
Например, Бейкман и Браунли (1980) наблюдал последовательность различных видов игр («без занятий», «одинокая», «вместе», «параллельная», «групповая»), в которых участвовали 3-летние дети. Они смогли сделать вывод, что параллельная игра (дети, играющие рядом друг с другом) действует как «мост» к групповой игре (дети, играющие друг с другом).
Методы структурированного наблюдения придают большое значение важности повторения. В частности, большие усилия в любом структурированном наблюдательном исследовании направлены на то, чтобы продемонстрировать, что независимые наблюдатели могут использовать один и тот же график наблюдения, наблюдать за одними и теми же последовательностями поведения и получать одни и те же результаты. Это известно как процесс установления «надежности между наблюдателями».
Процесс и результат
Одной из отличительных особенностей методов наблюдения является то, что они хорошо подходят для того, чтобы помочь нам понять «процесс», в отличие от многих психологических исследований, которые имеют тенденцию сосредотачиваться на «результате». Возьмем, к примеру, коммуникативные вмешательства для решения проблем, с которыми сталкиваются дети в спектре аутизма, дети с синдромом Дауна и дети с задержкой развития. Исследования результатов показывают, насколько эффективным может быть (или не быть) вмешательство. Но исследования систематического наблюдения, такие как Brown and Woods (2016), могут показать как работает вмешательство, и предоставьте более подробную информацию о том, какие аспекты процесса связаны с результатами. Например, Браун и Вудс смогли показать, что родители с большей вероятностью использовали коммуникативные стратегии, которым они научились сразу после определенных видов коуч-сессии, и что использование детьми полученных навыков было связано с определенными типами родительских взаимодействий. . Таким образом, изучение процесса вмешательства похоже на определение его «активных ингредиентов» (Браун и Вудс, 2016, стр. 121).
Эффекты наблюдателя
Один ключевой вопрос, который следует задать в отношении всех видов наблюдения, звучит так: «Какое влияние оказывает наблюдение на объект наблюдения?» физический мир, где квантовая физика говорит нам, что чем больше мы уверены в том, где что-то находится, тем меньше мы уверены в его скорости, и наоборот. Однако этот эффект наблюдателя относительно легко понять с точки зрения человека. Люди «реагируют» (поэтому эффект называется «реактивностью») на то, что за ними наблюдают, и ведут себя соответственно. Как только вы наводите камеру на кого-то, чтобы сделать снимок, они меняют свое поведение и делают свое «картиночное лицо». Простое наблюдение за ними меняет момент, поэтому наши фотографии представляют собой не запись нашей жизни, а серию постановочных изображений. Таким образом, когда мы наблюдаем за людьми, мы можем регистрировать данные об их поведении, когда за ними наблюдают, а не данные об их поведении в повседневной жизни. И это могут быть две довольно разные вещи.
И еще есть проблема предвзятости наблюдателя. Невозможно уйти от проблемы, что мы склонны видеть то, что хотим видеть, и слышать то, что хотим слышать. В наших наблюдениях мы сосредотачиваемся на вещах, которые наиболее важны или наиболее интересны для нас, и мы с большей вероятностью зафиксируем их и даже исказим записи. Просто попросите фанатов противоположных футбольных команд описать один и тот же матч, и вы увидите проблему.
Ссылки
Бейкман Р. и Браунли Дж. Р. (1980) Стратегическое использование параллельной игры: последовательный анализ. Развитие ребенка, Том. 51, № 3, стр. 873-878.
Би-би-си Панорама. (2016) Дома престарелых под прикрытием . Лондон: Би-би-си.
Браун, Дж. А. и Вудс, Дж. Дж. (2016) Коммуникационное вмешательство, осуществляемое родителями. Темы специального образования детей младшего возраста, Vol. 36, № 2, стр. 115-124.
Комитет по этике Британского психологического общества (2009 г.) Кодекс этики и поведения: руководство, опубликованное комитетом по этике Британского психологического общества . Лестер: Британское психологическое общество.
Розенхан, Д.Л. (1973) О том, как быть в здравом уме в безумных местах. Наука, Том. 179, № 4070, стр. 250-258.
Первоначально опубликовано как:
Grayson, A. (2018). Наблюдательные методы. Psychology Review , 24 (2), 9–11.
Очерк метода наблюдения в психологии
РЕКЛАМА:
Статьей поделились
Психология — это наука о поведении. Ум, а также поведение составляют предмет психологии. Психология, как и другие науки, использует определенные методы установления причинно-следственных связей.
источник изображения: Chronicpaincrps.com/wp-content/uploads/2015/03/Psychology-word-cloud.jpg
С помощью запланированной процедуры мы пытаемся обнаружить причины явлений, которые мы наблюдаем, а также мы пытаемся узнать последствия этих явлений.
Таким образом, методы, применяемые в психологии, представляют собой попытки найти ответы на данные стимулы и стимулы на данные реакции. Методы психологии: (1) наблюдение, (2) эксперимент, (3) самоанализ и (4) психоанализ.
РЕКЛАМА:
Наблюдение
Основным методом психологии, как и всех наук, является наблюдение. Наблюдение – это регулируемое восприятие. Наблюдать — значит внимательно смотреть на вещь и тщательно замечать несколько частей и деталей.
Наблюдение за поведением других — важный метод психологического исследования. Наблюдая за их поведением, мы знаем, что происходит у них на уме.
Мы наблюдаем за поведением тела — движением конечностей, выражением лица, сердцебиением, дыханием и т.п. О гневе человека можно узнать по его сжатому кулаку, громкому голосу, очерченному лицу, скрежету зубов и дрожащим губам.
РЕКЛАМА:
Преимущества
1. Мы должны изучать ум в целом, и это мы можем сделать посредством наблюдения. Мы изучаем психические процессы других людей, наблюдая за их поведением, когда они злятся, или счастливы, или грустны, или поражены.
Полезен при изучении психической жизни и поведения дикарей, детей, животных, ненормальных людей, людей, языка которых мы не понимаем, и неграмотных людей, подходящими словами для передачи адекватного представления об их психических процессах.