Наблюдение как метод исследования в бизнес-психологии
Бизнес
Расскажем про один из методов бизнес-психологии, его достоинства и недостатки.
04.07.2022
4 минуты чтения
Методы психологии бизнеса очень разнообразны. Они основаны на общих принципах психологии, а также принципах смежных наук, таких как экономика, социология, менеджмент и т.д.
Среди методов бизнес-психологии можно выделить следующие группы: исследовательские, диагностические, коррекционные, консультационные.
Источник фото: hse.ruНаблюдение – один из основных методов, используемых для диагностики деятельности предпринимателя, изучение его как личности, а также его поведения, взаимоотношений в коллективе и т.д. Важно использовать этот метод для исследований только в той среде, в которой человек проводит в жизни. Именно тогда результат исследования будет достоверным для дальнейшей работы. Ведь зачастую невозможно повторить ту же ситуацию в искусственно созданных условиях.
Метод наблюдение актуален не только в теоретической части работы психолога, но и в практической. Например, при работе в качестве «тайного покупателя» или оценке реакции сотрудников на нововведения в компании и т.д.
Достоинства и недостатки метода
У наблюдения как метода есть свои достоинства и недостатки. Среди положительных качеств можно выделить: возможность наблюдения процессов и явлений со стороны, при этом в стандартных, привычных условиях для испытуемого. В этом же есть и свой недостаток. Иногда человек, за которым наблюдают, может менять своё поведение и влиять на процессы не стандартным образом. А также возможно влияние настроения, симпатии или эмпатии к человеку или событию.
Источник фото: s9.travelask.ruНо все же метод важен и необходим для получения общего представления происходящего и изучения поведения индивидов в различных ситуациях.
Наблюдение можно разделить на следующие разновидности:
- открытое – исследуемый субъект знает о наблюдении со стороны;
- закрытое – наблюдение со стороны, но при этом тот, за кем наблюдают, не знает об этом;
- включенное – исследователь участвует в событии или процессах деятельности компании, но субъект наблюдения не знает об этом;
- стороннее – наблюдение со стороны со стороны без вмешательства в ситуацию.
Первоначально может показаться, что наблюдение – это простой и понятный метод, который не требует подготовки. На деле это далеко не так. Для получения максимально достоверных исследований необходимо тщательно подготовиться к наблюдению:
- разработать программу с учётом специфики и условий работы;
- отметить наиболее важные объекты и этапы;
- определить параметры, по которым оно будет проводиться;
- подготовить протоколы для фиксации исследований или фото-, аудио-, видеоаппаратуру.
Наблюдение может проводиться не одним человеком, а несколькими. В этом случае полученные в результате исследования данные сопоставляются и обобщаются. Это позволяет изучить и оценить действия с разной стороны.
Для применения данной методики Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association) создана этический кодекс. В соответствии с ним для проведения наблюдения необходимо соблюдать определённые правила. Среди них:
- При проведении исследования в общественном месте, получение обоснованного согласия участников не считается необходимостью. В другом же случае, необходимо его получить.
- Исследователь должен исключить причинение вреда и максимально снизить возможный ущерб.
- Необходимо проводить исследование без вторжения в личную жизнь субъекта.
- Конфиденциальность информации об исследовании и данных субъекта.
Оцените статью
Больше статей
Точки контакта с клиентом, или «сервис в мелочах» Самопрезентация: как быстро и эффективно себя пропиарить? Конфликтологическое мышление в персональном управленческом искусстве Ошибки в системе продаж. Реальные истории из реальных отделов продаж Как работают продажи товаров и услуг в 2023 году? Как принимать оплаты всегда и везде? Выбираем между мобильным эквайрингом и смарт-кассой📖 1.1. Роль наблюдения в развитии психологии, Глава 1. Наблюдение в психологии. Практикум по наблюдению и наблюдательности 2-е издание. Регуш . А. Страница 3. Читать онлайн pdf
В этой главе речь пойдет о наблюдении как методе психологического исследования. Такое пояснение необходимо в связи с тем, что наблюдение не только метод исследования, но и один из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение больного, вести следственное наблюдение или наблюдать за развитием ребенка, но при этом не проводить исследования.
Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность.
Можно предположить, что наблюдение с целью познания людьми друг друга возникло с появлением человека, поскольку необходимость во взаимодействии и получение от него желаемого результата во многом зависели от того, насколько правильно через наблюдение удавалось понять намерения и ожидания другого. Постепенно с развитием языка люди научились передавать в слове результаты своих наблюдений, где четко давалась характеристика человеческой сущности. В пословицах, поговорках фиксировались характеристики разных типов людей. Дело это не было праздным, поскольку подобные знания оказывались чрезвычайно важны для устройства общества, распределения ролей, развития взаимоотношений, а иногда для сохранения жизни. Вчитайтесь в пословицы, и вы поймете, сколь наблюдательны были наши предки: «Простота хуже воровства»,
«Встречают по одежке, провожают по уму», «Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет», «Несчастен тот, кто не в силах перенести несчастье», «Только больная душа может быть глуха к чужой беде», «Не советуй угодное, советуй лучшее» и т. д.
Обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, также являются свидетельствами прекрасной наблюдательности, благодаря которой развивалась связь времен и поколений, выделялись устойчивые, особые группы людей, а в конечном счете складывались этносы. Соответствующая литература содержит достаточно таких свидетельств. В качестве примера приведем наблюдения древних греков, на основе которых они стали культивировать занятия «гимнасиями»:
У соседних с греками народов вызывали недоумение увлеченность, самозабвенность и даже самопожертвование, с которыми обитатели Эллады занимались физическими упражнениями. В диалоге грека Солона и скифа Анахарсиса грек дает такое объяснение: «Ты понимаешь, насколько хороши с оружием будут те, кто и нагой внушил бы ужас противнику, не обнаруживая ни дряблой белизны и тучности, ни бледности и худобы… Наши же юноши румяны и смуглы от горячего солнца, сильны и полны жара и мужества, и благодаря тому, что наслаждаются отменным здоровьем, они не худы до сухости и не тучны до полноты, но сложены вполне соразмерно. Ненужное и лишнее выходит из их тела вместе с потом…» (цит. по: Винничук Л. С. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. – М.: Высш. школа, 1988. – С. 386, 388).
Приведем другой пример, говорящий о том, что институт брака в Греции также складывался на основе многолетних наблюдений. В результате появились законы, обязывающие каждого мужчину вступать в брак:
Объяснялось это так: «Новые дети станут родителям утешением, а город наш получит от этого двойную пользу: не оскудеет число граждан и сохранится безопасность» (цит. по: Винничук Л. С. Указ. соч. – С. 140).
К донаучному периоду развития психологии относится использование людьми наблюдения для передачи из поколения к поколение способов и приемов деятельности. В период, когда отсутствовала письменность, и даже с ее развитием, одним из механизмов присвоения опыта остается подражание. Что оно в себя включает? «Смотри и делай, как я!» Если перевести этот призыв на язык психологии, то нужно вначале внимательно наблюдать, при этом запоминая содержание и последовательность действий, затем сохранить их в памяти, а когда показ закончится, воспроизвести. Успешность подражания зависит в первую очередь от того, насколько точно, правильно, до мельчайших деталей и подробностей человек разглядел все, что происходило. Яркие описания этого процесса находим в работе Э. Б. Тайлора «Первобытная культура»:
Способ изготовления каменных орудий теперь почти вполне ясен для археологов. Для них служат объектом наблюдения и подражания различные приемы, употребляемые для этого ныне существующими дикарями. Джон Эванс, например, успел воспроизвести самые тонкие образцы каменных орудий посредством ударов камня, нажима куском оленьего рога, распиливания пластинкой из кремня, сверления посредством палки и песка и трения о поверхность камня (Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989. – С. 61).
Множество фактов передачи опыта от старшего поколения младшему описано в исследованиях М. Мид (20). Наблюдая процесс воспитания на Самоа, на Новой Гвинее у горных арапешей, она почти везде находила примеры воспитания детей на основе подражания. Вот один из них:
На Новой Гвинее у народа манус, живущего в основном на воде, уже младенец большую часть времени проводит в каноэ с родителями. Основные моторные навыки, позволяющие ему жить на воде, он усваивает к трем годам; иногда, еще не умея говорить, он уже может управлять каноэ. Естественно, что основной способ обучения подражание. Даже плаванию детей не учат, они «подражают здесь своим не намного более старшим братьям и сестрам и после барахтанья в воде по пояс начинают делать нужные движения сами. Уверенность движений на земле и в воде приходит почти одновременно» (Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – С. 181).
Психология, как известно, приобрела статус науки в XIX в. с развитием в ней эксперимента, обеспечивающего объективность, воспроизводимость фактов и дающего возможность устанавливать закономерности. Позже появились тесты, анкеты и другие методы.
Несмотря на развитие различных методов психологии, наблюдение не потеряло своего значения, поскольку в психологии есть задачи, которые лучше всего решаются с помощью наблюдения, а некоторые только благодаря наблюдению. В частности, в феноменологических исследованиях, где стоит цель выявить все многообразие признаков, присущих изучаемому феномену, очень часто единственным может стать метод наблюдения. Так были изучены застенчивость, честность, тревожность, саморегуляция и другие психические явления. Возникновению таких понятий, как «авторитарная личность», «успешный лидер», «стиль общения» и других, как правило, предшествовали многочисленные наблюдения за поведением людей.
Для примера можно привести исследование Л. И. Уманского (38), посвященное организаторским способностям. Автор идет через наблюдение к выделению различных признаков успешного/неуспешного организатора, затем к характеристике различных типов организаторских способностей и к их определению.
Благодаря обобщению фактов, собранных в наблюдении, психология существенно продвинулась в раскрытии сущности различных психических явлений. Кроме уже упоминавшихся можно перечислить ряд феноменов, в характеристику которых благодаря наблюдению внесен существенный вклад. Это эмпатия, ответственность, общительность, страх, стыд и др.
Психология bookap
Наблюдение является едва ли не единственным методом изучения психики детей в младенческом и раннем преддошкольном детстве. Именно результаты наблюдения позволили дать некоторые нормативные характеристики психического развития в этот период: движений и действий, моторной речи, средств общения и др. Приведем один из примеров, где полученные в наблюдении за моторной речью младенца данные обобщены и представляют собой некоторую нормативную характеристику развития (см. с. 11).
Наблюдение существенно дополняет информацию, получаемую с помощью других методов. Эти дополнения могут иметь характер уточнения, объяснения, новизны фактов и т. п. Так, при изучении патологии развития важным является не только результат эксперимента или теста, но и поведение больного в процессе этих обследований.
Методы наблюдения за поведением — IResearchNet
Наблюдение за поведением — это широко используемый метод оценки поведения. В отличие от других методов оценки поведения, большинство из которых основано на восприятии поведения людьми, наблюдение за поведением включает наблюдение и запись поведения человека в типичной среде (например, в классе). Таким образом, предполагается, что собранные данные более объективны, чем представления. Большинство методов наблюдения за поведением предоставляют количественные и объективные данные, которые можно использовать для определения текущих уровней поведения, постановки целей по улучшению поведения и измерения изменений после планов вмешательства.
В зависимости от характера поведения, вызывающего озабоченность, наблюдателей может интересовать любая одна или комбинация нескольких характеристик, связанных с поведением. Наиболее распространенной наблюдаемой характеристикой является частота, или как часто происходит поведение. Другие характеристики включают величину (насколько интенсивно поведение) и продолжительность (продолжительность поведения). Агент по изменению поведения может быть заинтересован в уменьшении частоты проблемного поведения, уменьшении его интенсивности или сокращении его продолжительности. Независимо от того, какая характеристика наблюдается, важно последовательно измерять эту характеристику на протяжении всего процесса поведенческого вмешательства.
Анекдотическая запись (ABC)
Единственным исключением из предположения о том, что методы наблюдения за поведением дают объективную и измеримую информацию о поведении, является запись отдельных случаев. Анекдотическая запись включает в себя запись и интерпретацию повествования о поведении в течение периода наблюдения с использованием формата предшествующее поведение-последствие (ABC) для интерпретации поведения. Чтобы провести анекдотическое наблюдение, наблюдатель записывает все наблюдаемое поведение, а также то, что наблюдалось до и после поведения. Для этого типа наблюдения важно регистрировать только наблюдаемое поведение. Никаких выводов о поведении делать не следует. Например, если замечено, что учащийся захлопывает книгу, наблюдатель должен записать «захлопнула книгу», а не «ученик расстроен». Либо во время периода наблюдения, либо после него полезно организовать наблюдения в виде диаграммы, которая определяет поведение, предшествующие события (то, что произошло до поведения) или последствия (что произошло в результате поведения). Также полезно отслеживать время, когда наблюдалось поведение.
Анекдотическая запись является предпочтительным методом, когда поведение, вызывающее озабоченность, неясно. Другими словами, если кто-то не уверен в точном характере поведенческого беспокойства, анекдотическая запись позволяет наблюдателю включить наблюдения за всем поведением. Часто это необходимый первый шаг в нацеливании на конкретное поведение для более целенаправленного или структурированного наблюдения. Однако после того, как поведение, вызывающее озабоченность, выявлено, субъективный и пространный характер анекдотических записей делает их непригодными для дальнейшего использования. В этот момент предпочтение отдается методам, которые обеспечивают более количественные и объективные данные. Эти методы обсуждаются ниже.
Методы записи интервалов
Методы записи интервалов производят запись количества интервалов, в течение которых наблюдается поведение. Существует три основных варианта записи интервалов — запись частичного интервала, запись всего интервала и мгновенная выборка времени, — но все они сосредоточены на наблюдении за частотой поведения, и все они используют простые подсчеты «да» или «нет» того, было ли поведение замечено или нет. происходят в течение каждого интервала.
Частичная интервальная запись
Запись с частичным интервалом начинается с того, что наблюдатель определяет размер необходимого интервала. Размер интервала зависит от характера поведения, но обычно выбирают 30 секунд. Затем наблюдатель создает на листе бумаги сетку ячеек, каждая из которых соответствует одному интервалу. Если наблюдение проводится без помощи компьютерной программы, для измерения интервалов обычно используется секундомер. Наблюдатель начинает наблюдать за студентом или клиентом на наличие целевого поведения. По истечении интервала наблюдатель записывает, происходило ли поведение в течение интервала. Если наблюдения записываются на бумаге, в соответствующем поле будет отмечен X, если поведение имело место. Затем наблюдатель наблюдает за оставшимися интервалами, пока период наблюдения не закончится.
Наблюдатели могут выбрать один из двух вариантов фактической регистрации того, происходило ли поведение в течение интервала. Один из вариантов — выделить заранее определенное количество времени для фактической записи поведения. Например, если продолжительность интервала составляет 30 секунд, последние 5 секунд этого интервала могут быть посвящены записи. В течение этих 5 секунд никакое поведение не записывается. Второй вариант — наблюдать и записывать одновременно. В этом варианте поведение будет наблюдаться в течение всех 30 секунд, и наблюдатель записывает, продолжая наблюдать. Преимущество первого варианта заключается в том, что при записи не пропускается ни одно поведение. Это особенно важно, если одновременно наблюдается более одного поведения. Недостатком, однако, является то, что 5 секунд каждого интервала недоступны для сбора данных. Если наблюдается только одно поведение, если желательно максимальное время наблюдения и если наблюдатель имеет опыт наблюдения за поведением, может быть предпочтительнее вариант наблюдения и записи одновременно.
Запись с полным интервалом
Запись с полным интервалом аналогична записи с частичным интервалом во всех аспектах, кроме одного. При записи с неполным интервалом поведение записывается как имевшее место (т. е. в поле ставится X), если оно наблюдалось в любой момент в течение интервала. Например, если поведение, представляющее интерес, бьется головой, оно будет зарегистрировано как имевшее место, даже если оно длилось всего 3 секунды. При записи всего интервала поведение должно иметь место на протяжении всего интервала, чтобы быть записанным как имевшее место. Удары головой в предыдущем примере будут отмечены как произошедшие, только если они продолжались в течение всего 30-секундного интервала.
Интерпретация данных одинакова, независимо от того, используется запись частичного или полного интервала. По окончании периода наблюдения собранные данные агрегируются, чтобы их было легко понять. Это включает в себя добавление количества интервалов, в течение которых происходило поведение, деление суммы на количество наблюдаемых интервалов и умножение на 100. Полученное произведение указывает процент интервалов, в течение которых наблюдалось поведение. Преобразование в проценты позволяет сравнивать интервалы различной длины.
Интервальная запись является предпочтительным методом, когда целевое поведение происходит с умеренной, но постоянной скоростью. Следует отметить, что интервальная запись имеет тенденцию завышать или занижать фактическую частоту поведения, в зависимости от того, используется ли частичная или полная интервальная запись. При записи с неполным интервалом частота поведения имеет тенденцию к завышению. Например, если целевое поведение происходит один раз каждые 30 секунд в течение 5-минутного наблюдения, но каждый экземпляр длится всего 2 секунды, наблюдатель запишет X в каждом поле. Полученный процент равен 100, что интерпретируется как означающее, что поведение имело место в течение 100% наблюдаемых интервалов. Хотя это правда, «100%» завышает фактическое время, которое человек потратил на поведение (которое в данном случае составляет всего 20 секунд из 5-минутного наблюдения). При полноинтервальной записи возможны недооценки. Например, при использовании тех же данных, представленных выше, крестики не будут расставлены ни в одном поле, потому что поведение никогда не длилось весь 30-секундный интервал. Наблюдатель интерпретировал бы эти данные как указывающие на то, что поведение имело место в течение 0% наблюдаемых интервалов. Хотя это верно, это занижает фактическую частоту. Как правило, запись всего интервала используется только тогда, когда важна продолжительность поведения.
Одним из существенных преимуществ использования интервальной записи является то, что она проще, чем некоторые другие методы. В частности, поскольку поведение само по себе не учитывается, наблюдателю нужно только отметить, имело ли место поведение в течение интервала. Независимо от того, сколько раз поведение происходит в течение интервала, в поле отмечен только один X.
Мгновенная временная выборка
Вторым основным типом интервальной записи является мгновенная временная выборка. Как и интервальная запись, временная выборка начинается с того, что наблюдатель определяет размер желаемого интервала. Интервалы обычно короче при выборке по времени, чем при записи с частичным или полным интервалом.
Создана сетка, в которой каждый квадрат представляет один интервал. Наблюдатель начинает наблюдение, запуская таймер, а затем на мгновение наблюдает за студентом или клиентом в конце интервала. Если наблюдаемое поведение имело место в момент наблюдения, в поле ставится X. Сразу следует следующий интервал. Основное различие между интервальной записью и временной выборкой заключается в том, что при интервальной записи записываются все действия, наблюдаемые в течение интервала. При временной выборке записываются только те действия, которые происходят в конце интервалов. Вполне возможно, что какое-то поведение может иметь место в течение каждого интервала, но никогда не будет зарегистрировано как имевшее место, если поведение не происходит в конце интервала. По этой причине временная выборка не является предпочтительным методом для поведения, которое проявляется только кратковременно (например, удары). Это относительно просто, как запись интервала, потому что наблюдатель должен отметить только то, происходило ли поведение в конце интервала. Чтобы интерпретировать данные временной выборки, наблюдатель складывает количество выборок, в течение которых наблюдалось поведение (т. е. количество X), делит сумму на количество наблюдаемых интервалов, а затем умножает это число на 100. результирующая цифра представляет собой процент выборок, в течение которых наблюдалось поведение.
Преимущества временной выборки заключаются в ее относительной простоте (как отмечалось выше) и в том, что между точками выборки наблюдатель может выполнять другие задачи (например, наблюдать за другими поблизости). Основным недостатком временной выборки является то, что очень небольшая часть общего времени наблюдения тратится на реальное наблюдение за студентом или клиентом. Например, если предположить, что «мгновенный» означает 1 секунду, 5-минутное наблюдение, разделенное на 10-секундные интервалы, будет означать, что наблюдатель будет наблюдать 30 раз (т. е. 6 раз в минуту в течение 5 минут) или в течение 30 секунд из 5 минут. Многие виды поведения, которые можно было бы записать в течение этого времени, не записываются, если только они не происходят в конце интервала.
Запись событий или частот
Запись событий или частот включает в себя запись количества раз, когда какое-либо поведение наблюдается в течение периода наблюдения. Этот тип записи включает в себя подсчет количества отдельных случаев поведения. Наблюдатель, использующий запись событий, записывает время начала наблюдения. Затем наблюдатель отмечает каждый раз, когда поведение либо начинается, либо заканчивается, обычно используя отметки на листе бумаги (если компьютер не используется). В конце периода наблюдения наблюдатель добавляет количество контрольных отметок. Данные можно интерпретировать как количество раз, когда поведение имело место. Если желательны сравнения наблюдений разной продолжительности, данные могут быть записаны как скорость. Например, если за 10-минутное наблюдение произошло 10 действий, частота будет равна 1 поведению в минуту.
Хотя запись события или частоты кажется простой, на самом деле это сложнее, чем интервальная запись или временная выборка. В последних двух методах наблюдатель должен отметить только, имело ли место поведение во время наблюдения. При записи событий наблюдатель должен знать, когда поведение начинается или прекращается. Поэтому крайне важно, чтобы поведенческие определения были написаны достаточно всесторонне, чтобы сделать это определение. Например, если человек занимается самоповреждающим поведением в течение 3 секунд, делает паузу на 1 секунду, а затем возобновляет поведение, считается ли это одним событием или двумя? Ответ должен быть доступен в определении поведения, используемого для целей наблюдения.
Иногда можно использовать запись событий без необходимости в том, чтобы наблюдатель действительно видел, как происходит поведение. Многие модели поведения производят постоянные продукты, которые можно сосчитать. Примеры включают количество выполненных задач по математике и количество дней, когда учащийся опаздывает в школу (используя данные о посещаемости). Использование постоянных продуктов предпочтительнее живого наблюдения из-за их эффективности и проверяемости. Это особенно верно для поведения, которое происходит очень редко. Редкое поведение очень трудно «уловить» во время наблюдения. С постоянными продуктами поведение можно «наблюдать» постфактум.
Запись событий легко понятна тем, кто не обучен наблюдению за поведением, поскольку она включает в себя подсчет поведения. Предполагая, что определения поведения написаны для различения экземпляров поведения, запись событий является хорошим выбором для регистрации частоты поведения. Его недостатки включают, как упоминалось выше, требование очень точных поведенческих определений и тот факт, что ему не хватает полезности для поведения, которое нелегко подсчитать (например, невнимательность), а также для поведения, которое происходит очень редко (если нет постоянных результатов). от поведения).
Запись продолжительности
Запись продолжительности дает оценку количества времени, которое человек тратит на определенное поведение. Это единственный обсуждаемый до сих пор метод, который позволяет делать утверждения, связанные с процентом времени, затраченного на поведение (хотя данные интервальной записи и временной выборки часто неправильно интерпретируются как означающие это). Запись продолжительности — сложный метод записи, потому что наблюдатель должен отметить, когда поведение начинается и заканчивается. Таким образом, специфичность определения поведения является обязательной для этого метода.
Запись продолжительности начинается с момента, когда наблюдатель наблюдает за началом поведения цели. Секундомер запускается в это время, а затем останавливается, когда поведение заканчивается. Прошедшее время записывается, и секундомер сбрасывается. Эта процедура продолжается до конца периода наблюдения. После наблюдения общее количество времени, затраченное на поведение, вычисляется путем сложения каждого из количества времени для отдельных случаев поведения. Как правило, эта сумма делится на количество экземпляров поведения, чтобы получить среднюю продолжительность каждого поведения. Поскольку каждое записанное количество времени также соответствует одному поведению, запись длительности также предоставляет данные записи событий или частоты.
Запись продолжительности предоставляет очень полезную информацию, но ее сложно использовать. Кроме того, это рекомендуется только в том случае, если продолжительность поведения вызывает беспокойство. Например, такое поведение, как курение или удары, не особенно поддается регистрации продолжительности, потому что больше всего беспокоит частота курения или ударов (а не то, как долго они длятся). Однако для такого поведения, как истерики или мечтательность, целью может быть уменьшение их продолжительности.
Запись с задержкой
Запись задержки — это очень специфический метод наблюдения, который предоставляет информацию о количестве времени, прошедшем между событием окружающей среды и началом или завершением целевого поведения. Чаще всего этот метод используется для определения времени, необходимого человеку для выполнения команды. В этом случае событие среды — это команда, а целевое поведение — соответствие этой команде. Этот метод очень сложен в использовании, потому что не только «соответствие» должно быть очень четко определено, но и событие (то есть команда) также должно быть идентифицируемым.
При записи с задержкой наблюдатель запускает секундомер при подаче команды и останавливает его, когда клиент либо начинает подчиняться, либо полностью выполнил команду. Это выбор наблюдателя, измерять ли время до начала соблюдения или завершения задачи, но любой выбранный метод должен использоваться последовательно. Решение, скорее всего, будет основано на самих командах (т. е. запрашиваемом поведении) и характеристиках клиента. Например, если клиент, как правило, сразу начинает подчиняться, когда его просят почистить зубы, но затем отвлекается и так и не заканчивает задачу, наблюдатель, скорее всего, зафиксирует время до завершения задачи.
Независимо от метода, как только клиент выполнил условие, наблюдатель отмечает прошедшее время и сбрасывает секундомер до следующей команды. Эта процедура повторяется в течение периода наблюдения. После этого наблюдатель добавляет прошедшее время для каждой команды и делит на количество команд. Это дает среднее количество времени для соблюдения. Следует отметить, что для некоторых команд может не выполняться соответствие. В таких случаях наблюдатель замечал, что не было соответствия, и перезапускал секундомер при подаче следующей команды. При интерпретации результатов важно отметить, сколько случаев несоответствия было отмечено.
Другие методы наблюдения
За исключением записи продолжительности и задержки, каждый из рассмотренных выше методов касается поведенческой частоты. Как обсуждалось ранее, наблюдения могут производиться по частоте, величине/интенсивности и продолжительности. Запись продолжительности и запись задержки являются примерами методов измерения продолжительности поведения. Как правило, поведенческая величина/интенсивность оценивается путем присвоения рейтинга величине поведения (иногда это называется поведенческой записью на основе производительности). Оценочные шкалы могут быть разработаны для измерения величины поведения во время конкретного наблюдения.
Допустимость этого метода может быть неизвестна, поскольку достоверность обычно не определяется для мер, созданных для использования с одним клиентом. Некоторые опубликованные процедуры доступны для определенных видов поведения (например, членовредительства), но чаще всего шкалы создаются для использования с конкретными клиентами. Измерение величины/интенсивности поведения может быть затруднено, поскольку необходимо определить разные уровни величины. Например, если величина/интенсивность социальной изоляции измеряется по шкале от 1 до 4, необходимо записать определения того, какие конкретные модели поведения или характеристики составляют каждый из этих рейтингов.
Помимо измерения частоты поведения, постоянные продукты также могут использоваться для измерения интенсивности поведения. Например, величину или интенсивность трихотилломании (то есть навязчивого выдергивания волос) можно оценить путем измерения размера участков вырванных или тонких волос. Количество ночного недержания мочи можно наблюдать, измеряя размер мокрых пятен на кровати. Такое поведение оставляет постоянные продукты, которые делают ненужным фактическое наблюдение за поведением.
Наблюдение с помощью опубликованных инструментов
Несколько имеющихся в продаже шкал оценки поведения включают формы для наблюдения за поведением. Два из наиболее широко используемых включают Систему оценки поведения детей — 2-е издание (BASC-2) и Систему эмпирически обоснованной оценки Ахенбаха (ASEBA). Система наблюдения за учащимися BASC-2 использует формат моментальной выборки времени для оценки различных неадекватных и адаптивных форм поведения, которые также включены в другие компоненты BASC-2 (например, формы оценки родителей и учителей). ASEBA включает форму прямого наблюдения, которая включает 96 проблемных моделей поведения, которые также представлены в других формах ASEBA. В отличие от системы наблюдения за учащимися BASC-2, форма прямого наблюдения включает в себя наблюдение за учащимся и запись поведения в течение 10-минутного периода, а затем оценку проблемного поведения, наблюдаемого в течение этого времени.
Технология и наблюдение за поведением
Наблюдение за поведением все чаще проводится с использованием различных компьютерных инструментов и программ. Программное обеспечение для персональных компьютеров и портативных устройств часто используется для наблюдений. Эти программы уменьшают количество ошибок наблюдателя (например, наблюдателям предлагается записывать поведение, устраняя необходимость для наблюдателей отслеживать время во время наблюдения), собирают данные, собранные в формате, легко интерпретируемом участвующими специалистами, и позволяют использовать более сложные стратегии наблюдения. Например, некоторые программы позволяют оценивать последовательные условия поведения. Эта возможность позволяет наблюдателю измерить вероятность возникновения определенного поведения с учетом поведения, которое имело место до него. Другими словами, он позволяет прогнозировать поведенческие вероятности.
Проблемы при наблюдении за поведением
Реакция на оценку
Поскольку наблюдатели находятся в физическом присутствии клиента во время сбора данных наблюдения за поведением, сама процедура может изменить поведение клиента. Это называется оценочной реактивностью. Реактивность оценки может значительно повлиять на достоверность данных наблюдения, поэтому необходимо предпринять шаги, чтобы свести к минимуму ее влияние. Наиболее распространенный шаг, описанный в литературе, — дать клиенту время привыкнуть к присутствию и действиям наблюдателя. Привыкание относится к процессу, при котором человек при длительном воздействии раздражителя перестает реагировать на этот раздражитель. В случае поведенческого наблюдения стимулом является наблюдатель, а реакцией является изменение типичного поведения. Привыкания можно добиться, позволив клиенту привыкнуть к присутствию наблюдателя до того, как будут собраны какие-либо данные. Привыкания добиться легче, если наблюдатель максимально ненавязчив. Иногда бывает полезно сесть немного позади, но сбоку от наблюдаемого человека.
Надежность
Надежность относится к согласованности результатов, полученных в результате процедуры оценки, и важна для целей наблюдения за поведением. Существует несколько типов надежности, включая внутреннюю согласованность, повторное тестирование и межэкспертную надежность. Первые два менее применимы, чем третий, для наблюдения за поведением. Что касается надежности повторного тестирования, например, не ожидается, что поведение будет оставаться стабильным с течением времени, поэтому низкая надежность повторного тестирования зависит не столько от используемого инструментария, сколько от оцениваемых характеристик. Однако межэкспертная надежность является важным понятием в поведенческой оценке. Важно, чтобы два наблюдателя договорились о том, имеет ли место целевое поведение. Сильная межоценочная надежность в значительной степени зависит от четких поведенческих определений и всестороннего обучения поведенческих наблюдателей.
Определение поведения
Определения поведения должны иметь несколько характеристик. Они должны быть объективными, четкими и полными. Объективность означает, что определение должно включать только наблюдаемые аспекты поведения. При использовании определения не требуется никаких выводов или суждений. Определение должно быть четким, то есть понятным любому человеку, который захочет проводить наблюдения, используя это определение. Наконец, определение должно быть полным. Он должен очерчивать границы поведения, чтобы можно было принять решение о том, представляет ли конкретное поведение экземпляр наблюдаемого целевого поведения.
Использование результатов наблюдения за поведением
Результаты наблюдения за поведением обычно используются для трех целей, связанных с планированием вмешательства. Во-первых, они используются в качестве основы текущих уровней поведения. Исходный уровень сообщает участвующим специалистам, чего ожидать в будущем, если в отношении человека не будет вмешиваться. Исходные данные также используются для второй цели, а именно для формулирования целей. Цели должны основываться на текущем уровне поведения. Не использовать базовые данные при формулировании целей — значит ставить перед собой нереалистичные или слишком мягкие цели. Третья цель, для которой используются результаты наблюдения за поведением, заключается в измерении результатов. Если первоначальные данные наблюдения используются для определения базовых уровней поведения и постановки целей, то более поздние данные можно использовать в качестве меры успешности вмешательств. Если данные о проблемном поведении собираются, то при успешном вмешательстве частота, масштабы или продолжительность поведения должны уменьшаться. И наоборот, если данные о соответствующем поведении собираются, число случаев такого поведения должно увеличиваться.
Наблюдения за поведением также проводятся в исследовательских целях. Эти данные могут быть использованы для описания поведения отдельного человека или группы, или они могут быть использованы для измерения изменений в поведении, зависящих от некоторых манипуляций со средой или индивидуального обращения. Иногда в исследованиях используются сложные схемы кодирования для категоризации или описания наблюдаемого поведения, но обычно они включают использование одного или нескольких методов, описанных выше.
Каталожные номера:
- Купер, Дж. О., Херон, Т. Е., и Хьюард, В. Л. (2007). Прикладной анализ поведения (2-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.
- О’Нил, Р. Э., Хорнер, Р. Х., Альбин, Р. В., Спраг, Дж. Р., Стори, К., и Ньютон, Дж. С. (1997). Функциональная оценка и разработка программ проблемного поведения: практическое руководство (2-е изд.). Пасифик-Гроув, Калифорния: Брукс/Коул.
- Томпсон, Т., Фелс, Д., и Саймонс, Ф.Дж. (ред.). (2000). Наблюдение за поведением: технологии и приложения при нарушениях развития. Балтимор, Мэриленд: Пол Х. Брукс.
- Уотсон, Т.С., и Стидж, М.В. (2003). Проведение функциональной поведенческой оценки в школе: практическое руководство. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
См. также:
- Консультативная психология
- Оценка личности
Психология: метод опроса и естественное наблюдение
Метод опроса включает раздачу анкет, чтобы попытаться получить представление об отношении, убеждениях и поведении людей.
У вас есть интересующая вас группа населения; кого вы заинтересованы в опросе.
Вы хотите узнать у канадских подростков об их отношении к легализации марихуаны
В идеале вы должны опросить каждого подростка; однако это непрактично.
Что делать вместо этого? Выберите выборку из населения, надеясь, что результаты, которые вы получили из выборки, будут верны для всего подросткового населения.
Вы хотите обобщите ваши выводы из выборки на популяцию . Чтобы обобщить выборку на совокупность, выборка должна быть репрезентативной изучаемой совокупности. Это очень важно. Ваша выборка должна включать широкий круг подростков, в зависимости от их возраста и места проживания, 90–140, и только тогда вы сможете обобщить свои выводы.
Если бы вы обследовали население только из Торонто, это была бы смещенная выборка . Эти данные не будут репрезентативными для всего канадского подросткового населения, потому что подростки из Торонто могут иметь другое отношение к легализации марихуаны, чем подростки из Ванкувера или Калгари.
Как убедиться, что ваша выборка репрезентативна? Вы делаете то, что называется случайным выбором/выборкой . Вы хотите случайным образом выбрать свою выборку из популяции, чтобы каждый человек в популяции имел равные шансы попасть в выборку .
Этот метод используется, когда вы хотите описать или измерить поведение людей , поскольку они ведут себя естественно в естественной обстановке .
Это когда вы хотите точно измерить, что происходит, и/или описать то, что вы на самом деле видите, и сделать собственные выводы.
Преимущество:
- В натуралистическом наблюдении вы можете обобщить свои результаты. Как правило, когда вы наблюдаете за людьми в естественной обстановке, субъекты не подозревают, что за ними наблюдают. Следовательно, вы можете разумно заключить, что то, как они ведут себя в своей реальной среде, — это то, как они вели бы себя естественно, независимо от того, наблюдаете вы за ними или нет.
Недостаток:
- Вы не можете вывести причину и следствие — вы не можете пойти дальше в объяснении того, почему что-то происходит или почему люди ведут себя определенным образом. Вы не можете сказать, что вызывает такое поведение, потому что вы мало контролируете происходящее.
- Вы также можете неверно истолковать ситуацию. Как вы можете предотвратить это?
2 ребенка на детской площадке, и один держит голову другого, и вы предполагаете, что происходит агрессивное поведение, но на самом деле дети могут говорить о том, что они видели по телевизору прошлой ночью; опять же, вы не можете вывести причину и следствие.
- Это также отнимает много времени; вы мало контролируете ситуацию.
Вы хотите изучить издевательства на школьном дворе, но уже несколько дней ничего не происходит. Вы не можете сказать ребенку напасть на другого ребенка, чтобы получить реакцию, чтобы получить какие-то данные. Вы не можете заставить вещи произойти, если они не происходят. Это отнимает много времени, и это может разочаровать исследователя.
- Экспериментатор может устать и потерять внимание.
- Вы можете получить то, что называется эффектом ожидания . Это может быть проблематично для многих различных методов исследования.
Вы проводите исследование и пытаетесь доказать свою гипотезу, поэтому ожидаете увидеть результаты. Из-за ваших ожиданий то, что вы ожидаете, может повлиять на то, как вы будете видеть и интерпретировать свои данные. Ожидания могут влиять и влияют на ваше поведение, даже если вы исследователь.
- Другим потенциальным недостатком натуралистического наблюдения является реактивность субъекта . Вы не хотите, чтобы субъекты знали, что за ними наблюдают. Вы не хотите, чтобы объект реагировал на ваше присутствие, потому что вы хотите, чтобы он вел себя естественно.