Наблюдение в психологии виды: 3 Наблюдение,его виды и характеристика

Содержание

Виды и процедуры наблюдения в психологии

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Виды и процедуры наблюдения в психологии

ВИДЫ И ПРОЦЕДУРЫ
НАБЛЮДЕНИЯ В
ПСИХОЛОГИИ
Методы профессиональной
деятельности психолога

2. Тема 8. Виды и процедуры наблюдения в психологии

ТЕМА 8. ВИДЫ И ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1. Виды наблюдения и их характеристика
2. Процедуры наблюдения
3. Качественные оценки наблюдения
4. Количественные оценки наблюдения

3. 1. Виды наблюдения и их характеристика Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие психических процессов и

1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАБЛЮДЕНИЕ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ И ПЛАНОМЕРНОЕ
ВОСПРИЯТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ,
РЕЗУЛЬТАТЫ КОТОРОГО ФИКСИРУЮТСЯ НАБЛЮДАТЕЛЕМ
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ:
1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ
2. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ
3. ПЛАНОМЕРНОЕ
4. ПРЕДНАМЕРЕННОЕ
5. АКТИВНОЕ
6. АНАЛИТИЧЕСКОЕ
7. КОМПЛЕКСНОЕ
8. ФИКСИРУЕМОЕ
ЖИТЕЙСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

4. 1. Виды наблюдения и их характеристика

5. 1. Виды наблюдения и их характеристика

6. 1. Виды наблюдения и их характеристика

7. 1. Виды наблюдения и их характеристика

8. 1. Виды наблюдения и их характеристика

9. 1. Виды наблюдения и их характеристика

10. 1. Виды наблюдения и их характеристика

11. 1. Виды наблюдения и их характеристика

12.

1. Виды наблюдения и их характеристика

13. 1. Виды наблюдения и их характеристика

14. 2. Процедуры наблюдения

Этапы проведения
наблюдения
I. Этап подготовки к
наблюдению
III. Этап проведения
наблюдения
II. Этап разработки
программы наблюдения
IV. Этап обработки и
интерпретации
результатов
наблюдения

15. 2. Процедуры наблюдения

Требуется выделить:
1. Цель наблюдения
2. Объект и предмет наблюдения
3. Ситуации, в которых будет проводиться
наблюдение
4. Временные рамки и график
5. Форма регистрации данных
6. Возможность сопоставления наблюдаемых
фактов

16. 2. Процедуры наблюдения

Отдельные записи – форма
записи при однократных
наблюдениях или
использовании наблюдения
как вспомогательного приема
Протокол – форма
записи при
периодических
наблюдениях и чаще
всего ведется
непосредственно в
ходе наблюдения
Дневник – форма
записи при
лонгитюдном
наблюдении
3. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
1)ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА С
ПОМОЩЬЮ
ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА
2)РАЗРАБОТКА СИСТЕМ
УСЛОВНЫХ НАЗВАНИЙ,
ЗНАКОВ, КОДОВ
СЛОВО

18. — описания — Тексты — рассказы — создание или уточнение теорий

3. Качественные оценки наблюдения
— ОПИСАНИЯ
— ТЕКСТЫ
— РАССКАЗЫ
— СОЗДАНИЕ ИЛИ УТОЧНЕНИЕ ТЕОРИЙ

19. 3. Качественные оценки наблюдения

3. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
Достоинство:
глубинное, богатое
повествовательное описание
выборки
Недостаток:
маленькая выборка, трудно сделать
выводы и прогнозы на будущее
состояние наблюдаемых
4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
ХРОНОМЕТРАЖ

21. 4. Количественные оценки наблюдения — числа — значения — переменные — проверка готовых теорий

4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
— ЧИСЛА
— ЗНАЧЕНИЯ
— ПЕРЕМЕННЫЕ
— ПРОВЕРКА ГОТОВЫХ ТЕОРИЙ

22. 4. Количественные оценки наблюдения

4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
Достоинство:
большая выборка, статистическая
валидность (полное соответствие
реальности)
-Недостаток:
искусственность понимания
мыслей и чувств респондентов

English     Русский Правила

Лекции по психологии — Наблюдение как вид научно-исследовательской деятельности

Наблюдение как вид научно-исследовательской деятельности

Наблюдение – это метод опосредованного исследования реальности, направленный на идентификацию наименования, сравнения, описание и классификацию частных явлений и их совокупности.

Объектом наблюдения являются: человек или группа людей.

Предметом наблюдения выступают поведение, вербальная и невербальная активность, эмоциональная сфера.

Виды наблюдения

I. В зависимости от организации:

1. свободное наблюдение. Несет в себе минимум ограничении касающихся предмета и организационных методов.

2. целенаправленное наблюдение. Спланировано в соответствии стандартизированным требованиям, относительно целей, предмета наблюдения и особенности организации.

II. В зависимости от уровня обобщенности единиц исследования:

1. систематическое наблюдение. С высоким уровнем структурирования и обобщения единиц наблюдения. Предполагает наличие системы категории (параметры наблюдения).

2. несистематическое наблюдение. С низким уровнем систематизации единицы наблюдения. Предполагает избирательность параметров наблюдения.

III. В зависимости от позиции наблюдателя:

1. внешнее наблюдение. Наблюдатель не взаимодействует с предметом наблюдения. Регистрирует его проявления со стороны.

2. включенное наблюдение. Наблюдатель непосредственно включен в круг лиц, за поведенческими проявлениями которых он наблюдает.

IV.

В зависимости от способа наблюдения:

1. скрытое наблюдение (этологический подход). Наблюдатель не сообщает участникам о процедуре наблюдения.

2. открытое наблюдение (этнологический подход). Наблюдатель сообщает участникам о процедуре наблюдения.

V. В зависимости от места наблюдения:

1. полевое наблюдение проводится в обычной для жизни и деятельности участников.

2. лабораторное наблюдение проводится в специально организованных условиях.

VI. В зависимости от продолжительности наблюдения:

1. лонгитюдный. Продолжительное наблюдение с одними и теми же участниками.

2. периодический. На протяжении четко заданных промежутков времени с неоднократными повторными срезами.

3. одноразовые. Описание частного случая.

VII. В зависимости от способа отчета:

1. стандартизированный. Целенаправленное наблюдение, когда отчет готовится по стандартизированной форме с описанием всех возможных параметров.

2. не стандартизированный. Наблюдение может быть целенаправленной, но не иметь четких параметров.

Процедура наблюдения

I этап – подготовительный.

1.1. выбор объекта и предмета наблюдения.

1.2. выбор параметров наблюдения, система из кодирования, способов регистрации, выбор технических средств, выбор контролируемых параметров.

II этап – проведение наблюдения. Исследователь получает эмпирические материалы, ведет протокол наблюдения.

III этап – обработки и интерпретации результатов. Исследователь осуществляет количественный и качественный анализ результатов, обобщает полученные данные, разрабатывает разнообразные объяснительные схемы, типологии и классификации. Интерпретирует полученные данные.

Глава 1.3: Типы исследований

Психология 101 Содержание1: Как изучать психологию — 1.1: Влияние исследований на психологию — 1.2: Экспериментальные исследования — 1.3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и нервная система3 : Введение в теории развития, личности и стадий — 3.1: Моторное и когнитивное развитие — 3.2: Эриксоновские стадии психосоциального развития — 3.3: Фрейдовские стадии психосексуального развития — 3.4: Структурная и топографическая модель Фрейда — 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.6: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.7: Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию обучения и поведенческую психологию — 4.1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и схемы подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2: Восприятие6: Память, Интеллект и состояния ума — 6.1: Память и забывание — 6.2: Интеллект — 6.3: Релаксация и гипноз7: Мотивация и эмоции — 7.1: Мотивация — 7.2 : Эмоции8: Социальная психология — 8. 1: Наш взгляд на себя и других8.2: Послушание и власть8.3: Роль групп9: Психопатология — 9.1: Классификация психопатологии — 9.2: Психические расстройства — 9.3: Стигма, стереотипы и психически больные10: Психотерапия — 10.1: Типы психотерапии10.2: Терапевты Ссылки


То, на чем мы сосредоточились, называется экспериментальными методами. , настоящий эксперимент. Он включает в себя рандомизированное распределение испытуемых, стандартизированные инструкции и, по крайней мере, одну внутривенную и одну DV. Есть несколько других типов исследований, которые не столь строги, но о которых вы должны знать.

Натуралистическое наблюдение

Возможно, самой простой формой исследования является Натуралистическое наблюдение.

Наблюдение за поведением в их естественной среде

Часто включает подсчет поведения, такого как количество агрессивных действий, количество улыбок и т. д.

Преимущества: поведение происходит естественным образом, исследователем не манипулируется, и оно может предоставить более качественные данные в отличие от просто количественной информации.

Ограничения: даже присутствие наблюдателя может заставить наблюдаемых изменить свое поведение. Убеждения исследователя также могут изменить его наблюдения. Кроме того, очень сложно координировать работу нескольких наблюдателей, поскольку наблюдаемое поведение должно быть определено операционально (например, что представляет собой агрессивное действие)

Пример из практики

После одного случая, как правило, в течение длительного периода времени

Может включать натуралистические наблюдения, включая психологическое тестирование, интервью, интервью с другими людьми и применение лечения или наблюдения

Преимущества: Может собирать обширная информация, как качественная, так и количественная, может быть полезна для лучшего понимания редких случаев или очень специфических вмешательств. Может занимать очень много времени и может включать другие проблемы, характерные для используемых методов, включая предвзятость исследователя.

Опрос

Все, наверное, слышали об этом, и многие из вас участвовали в исследованиях, связанных с опросами. Они часто используются в новостях, особенно для сбора мнений зрителей, например, во время президентской гонки

Преимущества: Может собирать большие объемы информации за относительно короткое время, особенно сейчас, когда в Интернете проводится множество опросов.

Ограничения: Данные опроса основаны исключительно на ответах испытуемых, которые могут быть неточными из-за откровенной лжи, непонимания вопроса, эффекта плацебо и даже манеры, в которой задается вопрос.

Корреляционные исследования

Корреляция означает взаимосвязь, поэтому цель корреляционного исследования состоит в том, чтобы определить, существует ли взаимосвязь, в каком направлении она направлена ​​и насколько она сильна.

Преимущества: Может оценить силу отношений. Популярен среди непрофессионалов, потому что его относительно легко объяснить и понять.

Ограничения: Не может делать каких-либо предположений о причине и следствии (объяснять, как может быть задействована третья переменная или как переменные могут влиять друг на друга).

Психологическое тестирование

Использование тестирования для сбора информации о группе или отдельном человеке

Преимущества: Большинство тестов нормированы и стандартизированы, что означает, что они дают очень надежные и достоверные результаты. Популярен среди предприятий, которые ищут данные о сотрудниках и о сложных или специфических терапевтических случаях

Ограничения: Тесты, которые не строго нормированы и не стандартизированы, могут легко привести к неточным результатам.

Наблюдение за поведением людей помогает понять

Каждый человек уникален; все ведут себя по разному. Что может быть веселее, чем сидеть где-нибудь — на скамейке в парке, на пляже или на террасе — и смотреть, как мимо проходят люди? Позы, движения, невербальное и вербальное поведение — все это можно наблюдать.

Наблюдать за людьми, за их поведением, за их работой интересно по многим причинам. Это весело, но также очень показательно. Знание того, что мотивирует людей, почему они делают то, что делают, и как они реагируют на окружающие факторы, приведет к улучшению качества жизни.

Если вы хотите контролировать как можно большую часть окружающей среды, чтобы ваше наблюдение не было прервано ливнем или лаем собаки, лучшее место для проведения наблюдений — лаборатория, где у вас есть полный контроль.


БЕСПЛАТНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ: Как создать лабораторию AV

Хотите узнать больше о том, как создать лабораторию AV? Читайте дальше для идеальных советов и трюков!

  • Какие требования вам нужны?
  • Какое оборудование необходимо?
  • Загрузите это бесплатное практическое руководство!

 


Наблюдательное исследование

Одним из типов контролируемой среды, часто используемой исследователями, является лаборатория наблюдения. Например, наблюдение — очевидный метод проведения исследования в психологии. В случае контролируемых наблюдений исследователь решает, где будет происходить наблюдение, в какое время, с какими участниками, при каких обстоятельствах и использует определенную процедуру со всеми участниками.

Кодирование поведения

Вместо подробного описания всего наблюдаемого поведения часто бывает проще закодировать поведение в соответствии с заранее согласованной шкалой, используя схему кодирования (т. е. провести структурированное наблюдение).

Часто видео собираются в лаборатории наблюдения, что упрощает кодирование поведения, а также предоставляет исследователю резервную копию, которая может возвращаться к этим видео так часто, как это необходимо после сбора.

Загрузите здесь БЕСПЛАТНЫЙ информационный документ «Как настроить поведенческое кодирование — 7 советов»

Приближение к реальным жизненным ситуациям

Приведем пример: Лаборатория «Возможности понять детскую боль» (O.U.C.H.), которой руководит доктор Ребекка Пиллаи Ридделл, фокусируется на понимании того, как воспитатели и дети взаимодействуют в контексте боли. Их исследования проводятся в самых разных условиях, от их собственной лаборатории в кампусе Йоркского университета до отделений интенсивной терапии новорожденных крупных больниц Торонто.

Для исследователей O.U.C.H. В лабораторных условиях наблюдения максимально приближены к реальным жизненным ситуациям, но с преимуществом более простого и эффективного сбора данных. Полученные данные носят в высшей степени количественный (то есть числовой) характер, поэтому анализ может быть выполнен быстро.


БЕСПЛАТНАЯ ПРОБНАЯ ВЕРСИЯ: Попробуйте Observer XT сами!

Запросите бесплатную пробную версию и убедитесь сами, насколько простыми могут быть исследования поведения!

  • Работать быстрее
  • Сократить расходы
  • Получить более качественные данные

 


Кроме того, многие наблюдения могут быть проведены за короткий промежуток времени, что гарантирует, что использование лаборатории является менее трудоемким методом как для исследователя, так и для ребенок.

При контролируемых наблюдениях результаты могут быть легко воспроизведены другими исследователями, использующими тот же график наблюдения. Это обеспечивает достоверность результатов, что является отличительной чертой психологических исследований.

Хотите узнать больше о наблюдениях? Посетите наш блог поведенческих исследований или подпишитесь на блог, чтобы каждый месяц получать все новые сообщения блога в свой почтовый ящик.

Оценка удобства использования продукта путем его тестирования на пользователях

Еще один тип наблюдения, который можно проводить в лаборатории, — тестирование удобства использования. Эта методология является обязательной, если вы хотите оценить использование своего приложения, веб-сайта или продукта. С помощью этих юзабилити-тестов вы можете оценить степень успеха в юзабилити — используют ли люди ваш продукт так, как вы задумали, и повышает ли это их пользовательский опыт?

При необходимости данные этих тестов можно использовать для улучшения удобства использования. Если продукт не повышает ценность того, как пользователь обычно выполняет задачи, то пользователю вообще не нужно использовать продукт. При юзабилити-тестировании основное внимание всегда уделяется пользователю.

Обычно во время юзабилити-теста участников просят выполнять задания, пока наблюдатели смотрят, слушают и делают заметки. Цель состоит в том, чтобы выявить любые проблемы юзабилити, собрать качественные и количественные данные и определить степень удовлетворенности участников продуктом.

Сделайте тест максимально реалистичным

Одним из способов проведения юзабилити-тестирования является лаборатория User eXperience (UX). Пользователи выполняют различные задачи в смоделированной среде; как и в лабораториях наблюдения, преимущество тестирования в лаборатории состоит в том, что исследователь может контролировать окружающую среду.

Отвлекающие факторы (звук, близлежащие объекты, экраны и т. д.) можно свести к минимуму, а аксессуары можно добавить по желанию в любом месте: камеры, айтрекеры, одностороннее зеркало и даже устройства для физиологического мониторинга. Кроме того, программное обеспечение для анализа выражения лица можно использовать для оценки эмоций, возбуждения и валентности участников.

Тестовое пространство всегда доступно, если у вас есть собственная лаборатория, и оно может быть оборудовано для различных учебных сценариев: например, кабинет, гостиная или групповое обсуждение.

Пример: лаборатория высоких технологий

В Tech4Lab в HEC Montréal профессор Пьер-Мажорик Леже и его коллеги изучают, что на самом деле испытывают пользователи при взаимодействии с технологиями, такими как мобильные телефоны или планшеты.

Они используют инструменты нейронауки, чтобы определить, когда и где необходимы модификации пользовательского дизайна, чтобы сделать его более оптимальным. Посмотрите видео, чтобы узнать подробности.



Создание хорошо оборудованной лаборатории

Заинтересованы в создании лаборатории наблюдения или практического использования для ответов на ваши исследовательские вопросы? Пожалуйста, посетите наш веб-сайт, чтобы узнать больше о различных возможностях, которые предоставляет Noldus. Совершите экскурсию по лабораториям некоторых наших клиентов: вы увидите, как мы помогали проектировать помещения для наших клиентов, какое оборудование они выбирали и какие программные инструменты использовались для сбора и анализа данных, такие как The Observer XT и FaceReader.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts