Наблюдения это в психологии: 3. Метод наблюдения в психологии.

Что такое естественное наблюдение? — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Психологические эксперименты и исследования Последнее обновление: 04/05/2016

Естественное наблюдение — довольно часто используемый психологами метод исследования. Этот метод подразумевает наблюдение за субъектами в их естественной среде. Он используется в ситуациях, когда провести адекватное исследования в лаборатории представляется нереальной задачей, повлечет за собой непомерные расходы или будет чрезмерно влиять на поведение субъекта.

Естественное наблюдение отличается от других методов наблюдения тем, что подразумевает отсутствие вмешательства со стороны исследователя.

Например, исследователи, заинтересованные в изучении конкретных аспектов поведения объектов в учебных условиях — взаимодействие между студентами или даже динамику отношений между преподавателем и студентами, — скорее предпочтут использовать естественное наблюдение в своих исследованиях.

Проведение таких исследований в лаборатории затруднительно, так как предполагало бы воссоздание обстановки в классе, и, скорее всего, повлияло бы на поведение участников исследования. Наблюдая за субъектами в естественной для них обстановке (в аудитории, где они учатся каждый день), исследователи могут получить больше информации об их поведении, поскольку они демонстрируют его в реальных условиях.

Преимущества и недостатки наблюдения за людьми в естественных условиях

Естественное наблюдение позволяет изучать явления, которые невозможно перенести в лабораторные условия из-за вопросов этики. Например, заинтересовавшись поведением человека в условиях лишения свободы, исследователи фактически ограничены в возможностях, поскольку по-настоящему воссоздать такие условия в лаборатории нельзя. Так что единственный выход — собирать информацию в реальных местах лишения свободы.

Это может поддержать валидность исследования. Конечно, результаты исследования, проведенного в лабораторных условиях, в большинстве случаев можно обобщить для населения в целом, но совсем другое дело — получить реальные данные.

Необходимо, однако, учитывать и потенциальные недостатки этого метода. Прежде всего, исследователям трудно установить точную причину того или иного поведения. Да и экспериментатор не в силах контролировать внешние факторы.

Проблема заключается еще и в том, что люди могут вести себя иначе, если знают, что за ними следят. Иногда люди стараются вести себя лучше, чем обычно, чтобы соответствовать социальным критериям. Или ожиданиям специалистов, проводящих исследование.

Кроме того, став свидетелями одного и того же явления, два наблюдателя могут сделать абсолютно разные выводы, поскольку интерпретация поведения во многом зависит от профессиональных убеждений каждого исследователя.

Теги: Исследования, методы исследований

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Методы социальной психологии

< Лекция 11 || Лекция 3: 123456

Ключевые слова: ясность, поиск, анализ, информация, ПО, поле, связь, переменная, коэффициент корреляции, целый, универсальность, коэффициенты, Личность, вывод, отношение, выборка, очередь, опрос, шумы, опыт, печать, полнота, достоверность, основное средство, значение, программа, группа, ВС, прямой, контроль, деление, значимость, совместная работа, Произведение, слово, параграф, единица, объект

3.

1. Этапы социально-психологического исследования

Начинать социально-психологическое исследование необходимо с составления его программы, включая и соответствующий план работы. Первый шаг на данном пути состоит в выборе темы исследования.

Желательно определить тему предстоящей работы как можно более четко. Выбор той или иной темы бывает обусловлен собственным опытом исследователя или его контактами с коллегами, а также чтением специальной литературы. Порой исследователь задумывается над какой-либо теорией, которая, как ему кажется, недостаточно объясняет определенные факты, и принимает решение внести большую ясность.

Теория — это система положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления связаны между собой. Как отмечает американский психолог С. Франзой, самый главный вопрос для исследователя состоит здесь в том, насколько точно данная теория может предсказать поведение. Во-вторых, необходима «внутренняя согласованность» теории, т.е. не должно быть никаких логических несоответствий или необъясненных странностей среди теоретических идей. Третья черта хорошей теории заключается в том, что она должна быть экономичной, иначе говоря, содержать только те принципы или положения, которые необходимы для объяснения рассматриваемого феномена, но не более. Наконец, четвертым и самым важным свойством хорошей теории является ее фертильность (плодородие) — способность захватывать воображение ученых в такой степени, что идеи этой теории находят проверку и распространение при объяснении широкого разнообразия социального поведения (Franzoi, 1996).

Следующий этап работы исследователя — поиск соответствующей научной литературы и ее анализ. Это делается для того, чтобы получить информацию об исследованиях или содержании научных трудов, посвященных рассматриваемой проблематике. Анализ этих данных позволяет наметить ход предстоящего исследования. Во многих случаях первый и второй этапы исследовательской работы трудно отделить друг от друга. Так, порой психолог не может точно сформулировать тему своего исследования, пока не осуществит соответствующий литературный поиск.

Когда информация, относящаяся к изучаемой проблематике, освоена исследователем в достаточной степени, он обращается к формулированию гипотез. Под гипотезой имеется в виду вытекающее из теории предположение для предварительного объяснения каких-либо явлений. Гипотезы являются логическими следствиями определенной теории. Исследователю необходимо формулировать такие гипотезы, которые затем можно проверить эмпирически.

Следующий этап — выбор исследовательского плана. Обычно выделяют два основных типа исследований, используемых в социальной психологии, — корреляционный и экспериментальный. Они различаются по характеру организации исследования. Корреляционное исследование направлено на выявление взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов. При этом исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации эксперимента исследователь собирает данные с целью проверки своих гипотез в условиях, которые им контролируются. Таким образом, он имеет возможность манипулировать некоторыми факторами этой ситуации.

Выбор между корреляционным и экспериментальным планом зависит от того, где исследователь намерен проводить сбор информации: в обстановке естественной среды (в «поле») или в лаборатории, где окружающая среда контролируется. Большая часть лабораторных исследований проводится с помощью экспериментального метода. Большая же часть полевых исследований — корреляционные. По данным американских авторов, эксперимент сейчас используется примерно в 75% социально-психологических исследований. Подавляющая часть оставшихся 25% исследований приходится на долю корреляционного метода. Заметим, что в отечественной социальной психологии, по сравнению с американской, соотношение между экспериментальными и корреляционными исследованиями выглядит на сегодняшний день, скорее всего, противоположным образом.

Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к сбору первичной информации. Есть три основных метода сбора данных. Это наблюдение, опросы и анализ различного рода документации (контент-анализ). Прямое наблюдение за различными поведенческими реакциями людей широко используется в экспериментальных исследованиях. Применение корреляционного метода обычно основано на данных опросов в форме анкет или интервью, а также документальной информации, содержащейся, например, в газетных и журнальных статьях, материалах судебных дел, переписей населения.

После того как собраны первичные данные, исследователь обращается к их обработке и анализу. В современной социальной психологии этот этап требует от исследователя знания статистических процедур и компьютерных программ. Итогом всей указанной выше работы является научный отчет.

Дальше >>

< Лекция 11 || Лекция 3: 123456

методологических вопросов прямого наблюдения за взаимодействием родителей и детей: отражают ли результаты наблюдения естественное поведение участников?

  • Арнольд Д. , О’Лири С., Вольф Л. и Акер М. (1993). Шкала воспитания: мера дисфункционального воспитания в дисциплинарных ситуациях. Психологическая оценка , 5 , 137-144.

    Google Scholar

  • Бейкман Р. и Готтман Дж. (1997). Наблюдение за взаимодействием : Введение в последовательный анализ . (2-е изд.) Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

    Google Scholar

  • Баркер, Р. (1963). Поток поведения . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google Scholar

  • Баркли, Р. А. (1989). Гиперактивные девочки и мальчики: влияние стимулирующих препаратов на взаимодействие матери и ребенка. Журнал детской психологии и психиатрии , 30 , 379-391.

    Google Scholar

  • Баркли, Р. А., Карлссон, Дж. , Поллард, С., и Мерфи, Дж. (1985). Изменения в развитии взаимоотношений матери и ребенка у гиперактивных мальчиков: эффекты двух уровней доз риталина. Журнал детской психологии и психиатрии , 26 , 705-717.

    Google Scholar

  • Бефера, М.С., и Баркли, Р.А. (1985). Гиперактивные и нормальные девочки и мальчики: взаимодействие матери и ребенка, психический статус родителей и детская психопатология. Журнал детской психологии и психиатрии

    , 26 , 439-453.

    Google Scholar

  • Бельский, Дж. (1980). Взаимодействие матери и ребенка дома и в лаборатории: сравнительное исследование. Журнал генетической психологии , 137 , 37-47.

    Google Scholar

  • Бернал, М.Е., Гибсон, Д.М., Уильям, Д.Е., и Пессес, Д.И. (1971). Устройство для автоматической записи звука на магнитную ленту. Журнал прикладного анализа поведения , 4 , 151-156.

    Google Scholar

  • Блартон-Джонс (ред.) (1972). Этологическое исследование детского поведения . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

    Google Scholar

  • Кэмпбелл, С. Б. (1995). Проблемы поведения у детей дошкольного возраста: обзор последних исследований.

    Журнал детской психологии и психиатрии , 36 , 113-149.

    Google Scholar

  • Капальди, Д., Чемберлен, П., и Паттерсон, Г. (1997). Неэффективная дисциплина и проблемы с поведением у мужчин: ассоциация, поздние подростковые результаты и профилактика. Агрессия и агрессивное поведение , 2 , 343-353.

    Google Scholar

  • Конус, Дж. Д. (1982). Валидность процедур оценки прямого наблюдения. В DP Hartmann (Ed.), Использование наблюдателей для изучения поведения (стр. 67-79). Сан-Франциско: Джосси Басс.

    Google Scholar

  • Крокенберг С. и Литман С. (1990). Автономия как компетентность у 2-летних: материнские корреляты детского неповиновения, уступчивости и самоутверждения.

    Психология развития , 26 , 961-971.

    Google Scholar

  • Дитер-Декард, К., Додж, К.А., Бейтс, Дж.Е., и Петтит, Г.С. (1996). Физическая дисциплина среди афроамериканских и европейско-американских матерей: ссылки на внешнее поведение детей. Психология развития , 32 , 1065-1072.

    Google Scholar

  • Дишон, Т.Дж., Беррастон, Б., и Ли, Ф. (в печати). Мультиметодный и мультипризнанный анализ методов управления семьей: конвергентная и прогностическая достоверность. В B. Bukowski & Z. Amsel (Eds. ) Справочник по теории профилактики злоупотребления наркотиками , науке , и практике . Нью-Йорк: Пленум.

  • Дишон, Т.Дж., Френч, округ Колумбия, и Паттерсон, Г.Р. (1995). Развитие и экология асоциального поведения. В Д. Чиккетти и Д. Коэн (ред.), Психопатология развития (Том 2, стр. 421-470). Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Даудни Л., Мразек Д., Куинтон Д. и Раттер М. (1984). Наблюдение за взаимодействием родителей и детей с детьми в возрасте от двух до трех лет. Журнал детской психологии и психиатрии , 25 , 379-409.

    Google Scholar

  • Дюма, Дж. Э. (1987). INTERACT-Компьютерная система кодирования и управления данными для оценки семейных взаимодействий. В RJ Prinz (Ed.), Достижения в поведенческой оценке детей и семей , 3 , 177-203.

  • Дюма, Дж. Э., ЛаФреньер, П. Дж.

    , и Серкетич, В. Дж. (1995). «Баланс сил»: транзакционный анализ контроля в парах мать-ребенок с участием социально компетентных, агрессивных и тревожных детей. Журнал Аномальной Психологии , 104 , 104-113.

    Google Scholar

  • Данн, Дж., Стокер, К., и Пломин, Р. (1990). Оценка отношений между молодыми братьями и сестрами: исследовательская записка. Журнал детской психологии и психиатрии , 31 , 983-991.

    Google Scholar

  • Данн, Дж., и Кендрик, К. (1982). Братья и сестры : Любовь , зависть и понимание . Лондон: Грант Макинтайр.

    Google Scholar

  • Данн, Дж., и Кендрик, К. (1980). Появление брата или сестры: изменение моделей взаимодействия между матерью и первенцем. Журнал детской психологии и психиатрии , 21 , 119-132.

    Google Scholar

  • Эдди, Дж. М., Дишион, Т., и Стулмиллер, М. (1998). Анализ изменения вмешательства в детях и семьях: Методологические и концептуальные вопросы, заложенные в интервенционных исследованиях. Журнал аномальной детской психологии , 26 , 53-71.

    Google Scholar

  • Эдди, Дж. М., Лев, Л., и Фагот, Б. (2000). Принудительные семейные процессы: воспроизведение и расширение модели принуждения Паттерсона. Агрессивное поведение , в печати .

  • Фергюссон, Д., Лински, М., и Хорвуд, Л. (1993). Влияние материнской депрессии на материнские оценки поведения ребенка. Журнал аномальной детской психологии , 21 , 245-271.

    Google Scholar

  • Форхенд и МакМахон (1981). Помощь непослушному ребенку . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

    Google Scholar

  • Форхенд, Р., Уэллс, К.С. , и Стерджис, Э.Т. (1978). Предикторы неуступчивого поведения ребенка в семье. Журнал консалтинга и клинической психологии , 46 , 179.

    Google Scholar

  • Гарднер, Ф. (1987). Позитивное взаимодействие между матерями и детьми с проблемами поведения: есть ли обучение гармонии, а не борьбе? Журнал аномальной детской психологии , 15 , 283-293.

    Google Scholar

  • Гарднер, Ф. (1989). Непоследовательное воспитание: есть ли доказательства связи с проблемами поведения детей? Журнал аномальной детской психологии , 17 , 223-233.

    Google Scholar

  • Гарднер, Ф. (1994). Качество совместной деятельности матерей и их детей с проблемами поведения. Журнал детской психологии и психиатрии , 35 , 935-948.

    Google Scholar

  • Гарднер Ф. , Сонуга-Барке Э. и Саял К. (1999а). Родители, ожидающие плохого поведения: наблюдательное исследование стратегий, которые родители используют для предотвращения конфликтов с детьми с проблемами поведения. Журнал детской психологии и психиатрии , 40 , 1185-1196.

    Google Scholar

  • Гарднер, Ф., Бертон, Дж., Уилсон, К. (1999b). Позитивный стиль воспитания: как он влияет на раннее развитие проблем с поведением? Доклад представлен на собрании Международного общества исследований детской и подростковой психопатологии, Барселона, 19 июня.99.

  • Гарднер, Ф., Бертон, Дж., Уилсон, К., и Уорд, С. (2000). Взаимодействие родителей и детей и проблемы поведения в дошкольных учреждениях: насколько последовательно наблюдается поведение в различных условиях дома? Рукопись в подготовке.

  • Харрис, Ф. К., и Лахи, Б. Б. (1982). Реактивность субъекта в прямой наблюдательной оценке: обзор и критический анализ. Clinical Psychology Review , 2 , 523-538.

    Google Scholar

  • Хартманн, Д. П., и Вуд, Д. Д. (1990). Наблюдательные методы. В: А. С. Беллак, М. Херсен и А. Е. Каздин, (ред.), Международный справочник по модификации поведения и терапии (стр. 107-138). Нью-Йорк: Пленум.

    Google Scholar

  • Хиншоу, С.П., Зиммель, К., и Хеллер, Т.Л. (1995). Мультиметодическая оценка скрытого асоциального поведения у детей: лабораторные наблюдения, оценки взрослых, самоотчет ребенка. Психологическая оценка , 7 , 209-219.

    Google Scholar

  • Холден, Г. В. (1983). Как избежать конфликта: матери как тактики в супермаркете. Развитие ребенка , 54 , 233-240.

    Google Scholar

  • Хопс, Х., Дэвис, Б., и Лангория, Н. (1995). Методологические вопросы при непосредственном наблюдении: иллюстрации с системой кодирования «Жизнь в семейной среде» (LIFE).. Журнал клинической детской психологии , 24 , 193-203.

    Google Scholar

  • Хопс, Х., Биглан, А., Шерман, Л., Артур, Дж., Фридман, Л., и Остин, В. (1987). Домашние наблюдения за семейными взаимодействиями женщин с депрессией. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 55 , 341-346.

    Google Scholar

  • Хьюз М., Кармайкл Х., Пинкертон Г. и Тизард Б. (1979). Запись детских разговоров дома и в детском саду: методика и некоторые методические соображения. Журнал детской психологии и психиатрии , 20 , 225-232.

    Google Scholar

  • Хьюз, Х.М., и Хейнс, С.Н. (1978) Структурированное лабораторное наблюдение при поведенческой оценке взаимодействия родителей и детей: методологическая критика. Поведенческая терапия , 9, 428-447.

    Google Scholar

  • Хатт, С.Дж., и Хатт, К. (1970). Прямое наблюдение и измерение поведения . Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз К. Томас.

    Google Scholar

  • Джейкоб Т., Тенненбаум Д., Сейлхамер Р. А., Баргель К. и др. (1994). Эффекты реактивности при натуралистическом наблюдении за бедствующими и не бедствующими семьями. Журнал семейной психологии , 8 , 354-363.

    Google Scholar

  • Джонсон, С. М., и Болстад, О. Д. (1975). Реакция на домашнее наблюдение: сравнение аудиозаписи поведения с присутствием или отсутствием наблюдателей. Журнал прикладного анализа поведения , 8 , 181-185.

    Google Scholar

  • Джонсон С. М. и Болстад О. Д. (1973). Методологические вопросы натуралистических наблюдений: некоторые проблемы и пути решения полевых исследований. В L.A. Hamerlynck, LC Handy, & EJ Mash (Eds.), Изменение поведения : Методология , концепции и практика . (стр. 7-67). Шампейн, Иллинойс: Research Press.

    Google Scholar

  • Каздин А.Е. (1982). Эффекты наблюдателя: реактивность прямого наблюдения. В DP Hartmann (Ed.), Использование наблюдателей для изучения поведения . (стр. 5-19). Сан-Франциско: Джосси

    Google Scholar

  • Кир, К. (1996). Насколько естественно «натуралистическое» домашнее наблюдение? Реактивность наблюдателя при взаимодействии младенца и брата и сестры. Труды Британского психологического общества , 4 , 79.

    Google Scholar

  • Книскерн, Дж. Р., Робинсон, Э. А., и Митчелл, С. К. (1983). Взаимодействие матери и ребенка в домашних и лабораторных условиях. Журнал детских исследований , 13 , 23–39.

    Google Scholar

  • Кочанска Г. и Аксан Н. (1995). Взаимоположительный аффект матери и ребенка, качество подчинения ребенка требованиям и запретам, материнский контроль как корреляты ранней интернализации. Развитие ребенка , 66 , 236-254.

    Google Scholar

  • Кочанска, Г., Кучински, Л., и Радке-Ярроу, М. (1989). Соответствие между самооценкой матерей и наблюдаемой практикой воспитания детей. Развитие ребенка , 60 , 56-63.

    Google Scholar

  • Льюис, К., Кир, К., Хайдер, К., Прендервиль, Н., Пуллен, Дж., и Стивенс, А. (1996). Влияние наблюдателя на отцов и матерей: экспериментальное манипулирование структурой и функцией разговора между родителями и детьми. Раннее развитие и воспитание детей , 5 , 57-68.

    Google Scholar

  • Лебер, Р. , и Хэй, Д. (1994). Развивающие подходы к агрессии и проблемам поведения. В: ML Rutter & D. Hay (Eds.), Развитие через жизнь : справочник для клиницистов (стр. 488-516). Оксфорд, Великобритания: Блэквелл

    Google Scholar

  • Марголин, Г., Оливер, П. Х., Гордис, Э. Б., О’Хирн, Х. Г., Медина, А. М., Гош, К. М., и Морланд, Л. (1998). Основы поведенческого наблюдения за супружескими и семейными взаимодействиями. Обзор клинической детской и семейной психологии , 1 , 195-213.

    Google Scholar

  • Маш, Э. Дж., и Баркли, Р. (1986). Оценка взаимодействия семьи с матрицей класса ответа. В RJ Prinz (Ed.), Успехи в поведенческой оценке детей и семей , 2 , 29-67.

  • Митчелл, С. К. (1979). Согласованность между наблюдателями, надежность и обобщаемость данных, собранных в обсервационных исследованиях. Психологический бюллетень , 36 , 376-390.

    Google Scholar

  • Олсон Р.Л. и Фостер С.Л. (1991). Оценка неподчинения в детстве запросам родителей: текущее состояние и дальнейшие направления. В RJ Prinz (Ed.), Успехи в оценке поведения детей и семей , 5 , 139-170.

  • Партен, М. (1932). Социальное участие детей дошкольного возраста. Journal of Abnormal and Social Psychology , 27 , 243-269.

    Google Scholar

  • Паттерсон, Г. Р. (1982). Принудительный семейный процесс . Юджин, Орегон: Касталия. (Глава 3: Наблюдения за семейным процессом).

    Google Scholar

  • Паттерсон. Г. Р. и Банк Л. (1986). Прокладывая свой путь в номологических дебрях. Оценка поведения , 8 , 49-73.

    Google Scholar

  • Паттерсон. Г. Р. и Форгатч М. С. (1995). Прогнозирование будущей клинической корректировки на основе результатов лечения и переменных процесса. Психологическая оценка , 7 , 275-285.

    Google Scholar

  • Паттерсон. GR, Reid, JB, & Dishion, TJ (1992). Антисоциальные мальчики . Юджин, Орегон: Касталия.

    Google Scholar

  • Пид С., Робертс М. и Форхенд Р. (1977). Оценка эффективности стандартизированной программы обучения родителей в изменении взаимодействия матерей и их непослушных детей. Модификация поведения , 1 , 323-350.

    Google Scholar

  • Пеплер, Д. Дж., и Крейг, В. М. (1995). Заглянуть за забор: натуралистические наблюдения агрессивных детей с дистанционной аудиовизуальной записью. Психология развития , 31 , 548-553.

    Google Scholar

  • Петт, Массачусетс, Вамполд, Б. Е., Воан-Коул, Б., и Ист, Т.Д. (1992). Согласованность поведения в естественной обстановке: изучение влияния контекста и повторных наблюдений на взаимодействие матери и ребенка. Оценка поведения , 14 , 367-385.

    Google Scholar

  • Прескотт, А., Бэнк, Л., Рейд, Дж., Кнутсон, Дж., Беррастон, Б., и Эдди, М. (2000). Правдивость карательных детских переживаний, о которых сообщают подростки и молодые люди. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность , 24 , в печати.

  • Рапопорт, Дж. Л., и Бенуа, М. (1975). Связь непосредственных домашних наблюдений с клинической оценкой гиперактивных мальчиков школьного возраста. Журнал детской психологии и психиатрии , 16 , 141-147.

    Google Scholar

  • Рид, Дж. (1993). Профилактика расстройств поведения до и после поступления в школу: связь вмешательств с результатами развития. Развитие и психопатология , 5 , 243-262.

    Google Scholar

  • Рихтерс, Дж. (1992). Матери в депрессии как информаторы о своих детях: критический обзор доказательств искажения. Психологический бюллетень , 112 , 485-499.

    Google Scholar

  • Робертс М.В. и Пауэрс С.В. (1988). Тест на соответствие. Оценка поведения , 10 , 375-398.

    Google Scholar

  • Робинсон, Э.А., и Эйберг, С.М. (1981). Диадическая система кодирования взаимодействия родителей и детей: стандартизация и проверка. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 49 , 245-250.

    Google Scholar

  • Рассел А., Рассел Г. и Мидвинтер Д. (1992). Влияние наблюдателя на матерей и отцов: самооценочное влияние во время домашнего наблюдения. Merrill-Palmer Quarterly , 36 , 263-283.

    Google Scholar

  • Сакетт, Г. (Эд) (1978). Наблюдение за поведением (Том 2): Методы сбора и анализа данных. Балтимор: University Park Press.

    Google Scholar

  • Шоу, Д. С., Кинан, К., и Вондра, Дж. И. (1994б). Предвестники развития экстернализирующего поведения: возраст от 1 до 3 лет. Психология развития , 30 , 355-364.

    Google Scholar

  • Шоу, Д.С., Уинслоу, Э.Б., Оуэнс, Э.Б., Вондра, Дж.И., Кон, Дж.Ф., и Белл, Р.К. (1998). Развитие ранних экстернализации проблем у детей из малообеспеченных семей: трансформационная перспектива. Журнал аномальной детской психологии , 26 , 95-107.

    Google Scholar

  • Стулмиллер М., Эдди Дж. М. и Рид Дж. Б. (2000). Выявление и описание эффектов превентивного вмешательства в универсальном рандомизированном испытании на базе школы, нацеленном на правонарушения и агрессивное поведение. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 68 , 296-306.

    Google Scholar

  • Стормшак, Э. А., Спелц, М. Л., ДеКляйен, М., и Гринберг, М. Т. (1997). Взаимодействие семей, наблюдаемое во время клинических интервью: сравнение семей, содержащих мальчиков дошкольного возраста с деструктивным поведением и без него. Журнал аномальной детской психологии , 25 , 345-357.

    Google Scholar

  • Валер, Р., Хаус, А., и Стамбо, Э. (1976). Экологическая оценка проблемного поведения ребенка . Нью-Йорк: Wiley

    Google Scholar

  • Васик, Б. (1989). Систематическое наблюдение за детьми: новые открытия и успехи. Оценка поведения , 11 , 201-217.

    Google Scholar

  • Webster-Stratton, C. (1985). Сравнение поведенческих транзакций между детьми с расстройствами поведения и их матерями в клинике и дома. Журнал аномальной детской психологии , 13 , 169-184.

    Google Scholar

  • Webster-Stratton, C., Kolpacoff, M., & Hollinsworth, T. (1989). Долгосрочная эффективность и клиническая значимость трех рентабельных обучающих программ для семей с детьми с проблемами поведения. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 57 , 550-553.

    Google Scholar

  • Webster-Stratton, C., & Spitzer, A. (1991). Развитие, надежность и валидность ежедневного телефонного интервью о дисциплине. Оценка поведения , 13 , 221-239.

    Google Scholar

  • Webster-Stratton, C. (1994). Продвижение обучения родителей с помощью видеозаписи: сравнительное исследование. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 62 , 583-593.

    Google Scholar

  • Webster-Stratton, C. (1998). Предотвращение проблем с поведением у детей с опережением: укрепление родительских компетенций. Journal of Consulting and Clinical Psychology , в печати.

  • Zahn-Waxler, C., Iannotti, R.J., Cummings, E.M., & Denham, S. (1990). Предшественники проблемного поведения у детей депрессивных матерей. Развитие и психопатология , 2 , 271-291.

    Google Scholar

  • Зангвилл, В. М., и Книскерн, Дж. Р. (1982). Сравнение проблемных семей в клинике и дома. Поведенческая терапия , 13 , 145-152.

    Google Scholar

Скачать ссылки

Оценка методологии наблюдения в психологических исследованиях.

Исследователи часто предпочитают непосредственно наблюдать за поведением человека, а не задавать ему вопросы о нем. Предпочтительным методом, позволяющим исследователю сделать это, является натуралистическое наблюдение. Это относится к ученым, наблюдающим за людьми в их обычном естественном окружении и вовлеченными в их повседневное поведение (Pellegrini, 19).96). Исследователи не манипулируют переменными и не вмешиваются во что-то; вместо этого они стараются оставаться незаметными. Исследователь не манипулирует ситуацией и не контролирует ее, и ситуация не была создана или инициирована исследователем, поэтому этот метод исследования также называют наблюдением без вмешательства.

Специально для психологии развития это наблюдение включает посещение дома ребенка, школы, детского сада, общественного парка или игровой площадки и тщательную запись поведения ребенка. Исследователь редко записывает каждое происходящее событие, вместо этого он проверяет конкретную гипотезу, касающуюся одного типа поведения. Примером может быть агрессия, и исследователи сосредоточат свое внимание и соберут данные об актах агрессии, таких как удары и пинки.

Исследователи могут использовать несколько дифференциальных методов для сбора данных естественных наблюдений. Это может включать в себя запись частоты определенного поведения, имевшего место в течение определенного периода времени, или съемку видеозаписи интересующих субъектов. Используются следующие три основных метода:

  • Счетная диаграмма – наблюдатель отмечает, когда и сколько раз происходит определенное поведение.
  • Рассказ наблюдателя — наблюдатель может делать записи во время наблюдения, а затем обращаться к ним позже для сбора данных о поведенческих моделях.
  • Аудио/видеозапись – в зависимости от типа записываемого поведения наблюдатель может записывать видеозапись сеанса наблюдения.

Поскольку невозможно наблюдать за каждым моментом или аспектом жизни субъекта, исследователи-наблюдатели часто используют выборку для сбора информации посредством естественных наблюдений. Конечная цель состоит в том, чтобы убедиться, что выборка данных репрезентативна для общего поведения субъекта. Существует два основных метода получения репрезентативной выборки:

  • Выборка по времени – это отбор проб через разные промежутки времени. Это может быть систематическим или случайным.
  • Ситуационная выборка – включает в себя наблюдение за поведением человека в различных условиях.

Один из примеров натуралистического наблюдения взят у Гинзбурга и Миллера (1982). Они исследовали половые различия в рискованном поведении детей из-за распространенного мнения, что мужчины более склонны к риску, чем женщины. Исследователи хотели изучить это поведение в реальном мире, а не в лаборатории, и поэтому наблюдали за детьми в зоопарке. Они оперативно определили принятие риска и измерили его четырьмя способами:

  1. катание на слоне
  2. гладить ослика
  3. кормление животных
  4. подъем по крутому деревянному мосту

Исследователи зафиксировали количество мальчиков и девочек, занимающихся поведением, классифицируемым как рискованное. Они обнаружили, что мальчики чаще, чем девочки, проявляли рискованное поведение.

Основное преимущество натуралистических наблюдений заключается в том, что они иллюстрируют, как человек на самом деле ведет себя в своей естественной среде как часть повседневной жизни (Willems & Alexander, 19). 82). Другими словами, он позволяет наблюдать за поведением так, как оно происходит в реальном мире. Кроме того, это наблюдение сохраняет элемент экологической достоверности, поскольку наблюдаемая ситуация существует в пределах естественной экологии человека. Естественные наблюдения также помогают установить внешнюю достоверность выводов. Поскольку наблюдаемое поведение является реальной жизнью, исследователям легче обобщить свои выводы на население в целом. Кроме того, они предоставляют богатую информацию по сравнению с другими методами исследования, такими как лабораторные эксперименты, поскольку человека можно наблюдать в различных социальных условиях, а не в искусственной лаборатории.

В предпоследнем и более специфичном для психологии развития натуралистическом наблюдении можно применять к особым группам населения, таким как младенцы и дети ясельного возраста, которые еще не развили вербальный репертуар, необходимый для других методов исследования, включая интервью и анкетирование. Наконец, этические принципы могут запрещать манипулирование конкретными переменными; можно наблюдать такие состояния, как они возникают естественным образом, такие как реакции на травматический стресс. Было бы неэтично вызывать такие события в целях эксперимента, однако вы можете наблюдать результаты событий, когда они происходят естественным образом.

Однако против этого метода исследования существует множество возражений. Во-первых, некоторые типы поведения встречаются настолько редко (например, героическое спасение) или настолько социально нежелательны (кражи), что наблюдатель вряд ли станет свидетелем такого поведения во время наблюдения. Во-вторых, в естественной среде обычно одновременно происходит несколько событий, и любое из этих событий может повлиять на поведение человека. Это ослабляет внутреннюю валидность, поскольку существует проблема точного определения причин поведения участника или любых тенденций развития. Проблема с натуралистическим наблюдением заключается в том, что нет экспериментального контроля над обстоятельствами, поэтому корреляция не может быть показана; причину и следствие установить невозможно. Проблема присвоения кредита предполагает, что только потому, что переменная X коррелирует с переменной Y, это не означает, что X является причиной Y. Джентиле и Андерсон (2003) предполагают, что может существовать третья неизмеряемая переменная, которая является причиной наблюдаемого поведения. Также есть проблема с направленностью. Трудно сделать вывод, какая переменная вызывает какое поведение. Вместо X, вызывающего Y, может оказаться, что Y на самом деле является причиной X.

Ученые неохотно полагаются на натуралистические наблюдения, поскольку присутствие наблюдателя может привести к тому, что люди будут вести себя не так, как обычно, это относится к проблеме реактивности. Например, дети могут хвастаться перед публикой, а родители могут по-разному вести себя со своими детьми. Крайне вероятно, что реактивность возникнет, когда ожидания участников относительно того, о чем идет речь в эксперименте, могут изменить их реакцию на требования ситуации. Примером может служить эффект Хоторна (Хоманс, 19 лет). 65). Работницы фабрики участвовали в изучении производительности труда и конкретных условий труда, в которых достигнут самый высокий уровень производительности. Производительность измерялась количеством телефонных реле, которые собирались каждый день. Исследователи собрали базовый показатель производительности перед изменением условий труда и измерением изменения производительности. Каждый раз, когда менялись условия работы, производительность возрастала. Было высказано предположение, что такие результаты были обнаружены, поскольку рабочие знали, что их изучают, и что они знали, что исследователи ищут методы повышения производительности. Рабочие изо всех сил старались сделать все возможное, чтобы дать исследователям результаты, которые они искали.

Орн (1962) определил тип реактивности участников, известный как характеристики спроса. Эти посторонние переменные возникают, когда люди делают все возможное, чтобы соответствовать тому, что они считают требованиями наблюдения, и пытаются угадать, что от них ожидается. Напротив, некоторые участники делают противоположное тому, что, по их мнению, ожидается. Орн также определил другую реактивность участников, известную как боязнь оценки, когда обеспокоенность участников тем, что их оценивают, может изменить их поведение.

Вебер и Кук (1972) выделили четыре социальные роли участников наблюдений, которые угрожают достоверности.

  1. Хороший субъект Роль — субъект пытается подтвердить ожидаемый результат (например, дать эксперименту результат, на который он надеется).
  2. Роль верного субъекта — участник пытается быть абсолютно честным и верным, несмотря на то, что ожидает ожидаемого результата.
  3. Негативистская роль субъекта — субъект намеренно производит реакции или поведение, противоположное ожидаемому результату.
  4. Роль опасающегося субъекта: участник испытывает чувство дискомфорта, так как опасается оценки экспериментатором. В результате этого опасения оценки субъект делает сознательное усилие вести себя социально желательным образом, избегая предстать в плохом или неблагоприятном свете.

Эти социальные роли подчеркивают угрозу внутренней достоверности, поскольку эти характеристики спроса не позволяют исследователям-наблюдателям измерять то, что они намеревались измерить. Кроме того, было высказано предположение, что люди имеют предрасположенность к самосовершенствованию и сохранению позитивного отношения к себе ценой нереалистичности (Fiske & Taylor, 19).99).

Чтобы преодолеть огромный недостаток такой реактивности, исследователи разработали стратегии, обеспечивающие их достоверность. Одна из попыток свести к минимуму влияние наблюдателя заключается в видеосъемке участников из скрытого места, такого как одностороннее зеркало, как показано в «Странной ситуации Эйнсворт» (Ainsworth, Blehar, Waters & Wall, 1978).

Во-вторых, наблюдатели могут провести некоторое время в обстановке, прежде чем проводить наблюдение и собирать реальные данные, чтобы участники привыкли к присутствию наблюдателей и это не повлияло на их поведение.

Исследователи-наблюдатели также могут использовать одиночную слепую процедуру для снижения характеристик спроса. Участникам дают ложное представление о цели наблюдения, чтобы те, за кем наблюдают, не обнаружили ключей к природе эксперимента. Однако это может быть проблематично, поскольку полное информированное согласие не может быть получено. Например, Шериф (1935) объяснял участникам, что они, тем не менее, участвуют в аутокинетическом тесте; они фактически участвовали в эксперименте по социальному влиянию, поэтому участники не давали согласия на эксперимент. Важно помнить, что если бы участники знали об истинной гипотезе, результаты не были бы достоверными, поэтому исследователи сочли уместным прибегнуть к обману.

Ожидание от имени наблюдателя также может непреднамеренно повлиять на результаты, полученные в результате наблюдений. Основной проблемой является ожидание наблюдателя, когда ожидания наблюдателя изменяют поведение участников, как продемонстрировал Розенталь (1966). Предложение к этой проблеме представляет собой двойную слепую процедуру, при которой ни наблюдатель, ни испытуемые не знают, какая гипотеза проверяется, однако это часто непрактично в рамках наблюдений. Еще одна проблема со стороны наблюдателя заключается в том, что разные исследователи могут делать разные выводы из одного и того же наблюдаемого поведения, поэтому важно, чтобы поведение было операционализировано (четко классифицировано, чтобы исследователи знали о типах поведения).

Как обсуждалось ранее, исследователи могут записывать видеозапись наблюдения за участниками. Однако при этом могут возникнуть некоторые этические проблемы, и исследователи должны обеспечить конфиденциальность участников исследования и гарантировать, что такие данные могут быть уничтожены, если участник пожелает выйти из эксперимента.

Что касается ограничений естественных экспериментов, исследователи могут проводить структурированные наблюдения для изучения необычного или нежелательного поведения, которое вряд ли произойдет в естественной среде. Структурированное наблюдение проводится в лаборатории (искусственной обстановке), и участникам представляются ситуации и условия, которые могут спровоцировать исследовательское поведение, а затем за ними наблюдают с помощью скрытой камеры или одностороннего зеркала, чтобы увидеть, выполняет поведение. Например, Кучинский (1983) заставил младенцев пообещать помочь ему в скучной задаче, а затем оставил детей одних работать в комнате, где имелись нужные игрушки. Эта конкретная исследовательская процедура позволила исследователям определить, нарушат ли дети свое обещание.

Преимущество структурированного наблюдения заключается в том, что оно гарантирует, что каждый участник эксперимента подвергается воздействию одних и тех же вызывающих стимулов, поэтому каждый участник имеет равные возможности для выполнения определенного поведения, а это не всегда возможно при естественном наблюдении. Однако основным недостатком этого типа наблюдения является то, что участники не всегда могут вести себя в лаборатории так же, как в условиях повседневной жизни, поэтому это угрожает внутренней валидности. Кроме того, из-за искусственной и контролируемой среды результаты трудно распространить на остальную часть населения.

В заключение, несмотря на то, что наблюдательные исследования предоставляют богатый и подробный отчет о поведении людей (вместо того, чтобы сказать, как они себя ведут), они могут быть предвзятыми как участниками, так и ожиданиями исследователей, которые оказываются угрозой для внутренней валидности. данного метода исследования. Кроме того, из-за отсутствия контроля в натуралистических наблюдениях трудно установить причину и следствие.

Ссылки

  1. Пеллегрини, А. Д. (1996). Наблюдение за детьми в их естественном мире: методологический учебник. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  2. Половые различия в рискованном поведении детей. Гинзбург, Х.Дж., и Миллер, С.М. (1982). Детское развитие, 53, 426-428
  3. Виллемс, Э.П. и Александр, Дж.Л. (1982). Натуралистический взгляд на исследования. В BB Wolman (Ed.), Справочник по психологии развития. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  4. Джентиле, Д.А. и Андерсон, К.А. (2003). Жестокие видеоигры: новейшая угроза насилия в СМИ. В DA Gentile (Ed.) Насилие в СМИ и дети.
  5. http://www.forskarskolan-mit.nu/mit/files/documents/forskning/pub/pub_hansson%20&%20wigblad%202003.pdf
  6. Орн, М.Т. (1962). О социальной психологии психологического эксперимента: С частности
  7. ссылка на характеристики спроса и их значение.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts