Эта ужасная «домашка»: как родителям перестать делать её за детей
Представьте: идёте домой с работы, предвкушая ужин и пару часов блаженного ничегонеделания, и тут словно обухом по голове: «Уроки! Надо делать уроки!» При воспоминании, как это было в прошлый раз, по телу пробегает нервная дрожь. Делать нечего, глотаем валерьянку, и в бой. Но каждый раз мелькает мысль: неужели нельзя по-другому?
Специалисты сервиса по подбору репетиторов Tutor.ru попытались найти свет в конце тоннеля и выяснить, нужно ли родителям помогать школьнику в выполнении домашнего задания и как это устроено в других странах.
Как делают «домашку» в России и за рубежом
Школьники Европы и США занимаются домашними заданиями значительно меньше российских детей. Наши укладываются в 10 часов в неделю, ближе всех Италия — там «домашку» делают около 9 часов в неделю. В Хорватии, Нидерландах, Болгарии и в США — около 6 часов в неделю. В Финляндии, Словакии, Чехии и Южной Корее вообще рай: дети тратят на домашние задания всего по 3 часа в неделю. Российских школьников обогнали только китайцы: на домашние задания у них уходит 14 часов в неделю.
Время на «домашку» во многих зарубежных странах входит в школьную программу. Например, в некоторых государствах Европы на первый взгляд нет домашних заданий, однако это не так. В основное учебное время дети занимаются теорией, а в дополнительное — практикой, что очень хорошо влияет на успеваемость и психологический климат в семьях учеников.
В России на выполнение домашних заданий существуют законодательно установленные санитарные нормы. СанПиН гласит, что:
- школьники 2–3 классов должны тратить не более полутора часов в день;
- школьники 4–5 классов — не больше двух часов;
- школьники 6–8 классов — не больше 2,5 часов;
- школьники 9–11 классов — не больше 3,5 часов.
Если ваш ребёнок проводит за домашними заданиями больше времени — это повод не умиляться его работоспособности, а задуматься.
Если дети делают задания намного дольше
- Четвероклассник Никита садится за уроки в 17:00, а заканчивает почти в 20:00. С 17 до 19 часов он успевает выполнить только треть заданий. В 19:00 с работы приходит мама и начинает его контролировать, поэтому Никита доделывает всё очень быстро. Причина — излишняя расслабленность и постоянные отвлечения на смартфон: звонки друзей, игры, соцсети.
- Девятиклассница Рита хорошо учится и старается делать все задания на 5+. За учебниками она проводит по 4–6 часов после школы, охватывая не только основную программу, но и дополнительные материалы. Такое усердие наверняка принесёт плоды в будущем, однако ценой может стать испорченное здоровье и пробелмы с социализацией.
- Игорю в седьмом классе каждый день задают столько уроков, что их никак не выполнить за отведённое время. Пообщайтесь с другими родителями: если у них такая же ситуация, поговорите с учителями и администрацией, в крайнем случае стоит поискать школу с адекватной нагрузкой.
- Шестиклассник Костя начал резко «тупить», на задания стало уходить в два раза больше времени. Ни попытки помочь, ни объяснения, ни крики не помогают — ребёнок категорически не хочет заниматься. Так может проявиться нехватка витаминов, гормональные скачки, неврологические или психологические проблемы.
Если дети делают задания намного быстрее
- Варя пошла в пятый класс и количество уроков, судя по электронному дневнику, увеличилось. Однако Варя делает уроки по-прежнему очень быстро. Родителям стоит проверить, выполняет ли дочь все задания или «филонит», а также последить за успеваемостью: небрежность или лень обязательно проявятся со временем.
- Оле в восьмом классе задают немало, но она играючи справляется с домашним заданием на «отлично» и говорит, что ей всё очень легко дается. Родители рады, но стоит задуматься: судя по всему, у ребёнка есть потенциал, которой не используется.
- Семиклассница Маша решила, что уроки не так важны, как отношения. У неё появились новые друзья и парень, с которыми она активно общается лично и онлайн, а отсутствие родительского контроля до позднего вечера позволяет ей расслабиться. На уроки Маша тратит только час в день — для седьмого класса очень мало. Оценки ползут вниз.
Каждый из примеров требует внимания родителей: где-то достаточно помочь ребёнку и направить его, где-то придётся подключать специалистов — репетиторов и психологов.
Делать или не делать домашние задания вместе
Можно:
- помогать в начальных классах, чтобы научить думать самостоятельно и выстроить тайминг;
- разово помогать в более старших классах, если ребёнок всё делает сам, но иногда обращается за помощью;
- помогать с организацией работы, а не с заданиями.
Нельзя:
- сидеть за уроками со старшеклассником;
- решать за ребёнка все домашние задания, в любом классе;
- считать, что вы ответственны за его оценки.
Как научить ребёнка делать уроки самостоятельно
Если вам надоело делать уроки вместе с ребёнком или за него, запомните несколько правил:
1. Сначала научите, потом требуйте. Нельзя сразу сказать: «ДЗ — твоя ответственность», — а потом ругать за плохие отметки. В начальных классах детей нужно обучать тайм-менеджменту (но не школьным предметам, это забота школы), в более старших — помогать по запросу и поддерживать. Не ждите от ученика начальной школы идеальной усидчивости: в этом возрасте двум третям детей можно поставить СДВГ. Понаблюдайте за тем, как ребёнок схватывает информацию и постарайтесь давать её так, чтобы её было легче воспринять. Старшекласснику помогайте не поучениями, а советами, делитесь опытом, а не указывайте как поступить.
2. Главное — регулярность и организованность. К режиму нужно начинать приучать задолго до школы. Со временем в распорядок дня будут добавляться всё новые дела, и организованного ребёнка не придётся заставлять делать уроки.
3. Освойте детский тайм-менеджмент. Научите ребёнка оптимизировать затраты сил на домашние задания. Покажите, что с выключенным на смартфоне интернетом он потратит на уроки не два часа, а час и двадцать минут и сэкономленное время сможет провести как пожелает.
4. Организуйте удобное рабочего места: комфортный стол, эргономичный стул по возрасту, правильное освещение — это основа, в остальном — спросите ребёнка, каким он хочет видеть свой рабочий уголок.
5. Покажите ребёнку, что «домашка» так же важна, как ваша работа: во время её выполнения ученика нельзя отвлекать, говорить: «Потом доделаешь, а сейчас сходи за хлебом» или «Подумаешь, какая важность!»
6. Никогда не заставляйте, как бы ни хотелось: так вы убиваете ответственность ребёнка и показываете, что учеба важнее для вас, чем для него самого.
7. Ни в коем случае не делайте уроки наказанием за провинность.
8. Не смейтесь над ошибками. Наоборот, ищите во всём хорошее и хвалите за каждую мелочь. Например: «Сегодня ты решил пример на три минуты быстрее, молодец!»
Если отрицательная модель уже сформировалась, может потребоваться помощь специалистов. Например, привлеките репетитора: пусть он занимается с ребёнком, пока вы морально отдохнёте. С чужим человеком дети часто ответственнее и внимательнее. Опытный педагог может сам увидеть проблему и помочь её решить, или обратите его внимание и попросите помощи. На сервисе Tutor.ru запросы на репетитора для помощи в подготовке домашних заданий делят второе место с запросами «подтянуть по программе» (лидируют запросы на подготовку к ЕГЭ).
Делать уроки… без стресса | PSYCHOLOGIES
АнтистрессРодителям
Как это организовать?
Ежедневно дети возвращаются домой, нагруженные всем тем, что надо выучить, выполнить, написать… Первый вопрос – время, чтобы окончательно покинуть школьный мир и войти в домашний, – объясняет школьный психолог Наталья Евсикова. – Детям младше 13 лет для этого необходимо от 45 минут до 2 часов (на обед, игры, в том числе и подвижные). Пока отложите разговоры о школе: ребенку вряд ли удастся переключиться, если прямо с порога ему придется отвечать на расспросы о контрольной по математике».
Золотое правило: превратить выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал, происходящий в определенный час, в одном и том же месте. Такие рамки помогают упорядочить процесс обучения. «Лучшее время для выполнения домашних заданий – с 15 до 17–18 часов, – говорит доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. – Что делать, если уже поздно, а ребенок еще чего-то не сделал? Сегодня – ничего: вы этого просто не успели. Можно попробовать вернуться к недоделанному с утра, встав пораньше или повторив задание по дороге в школу». А вот длительность занятий может быть разной: у каждого ребенка свой ритм; разным бывает и объем заданий. «Школьникам трудно сделать все в один присест, – продолжает Марьяна Безруких. – В 8–12 лет идеальное время для работы – полчаса без перерыва. Сверх этого времени детям трудно концентрироваться». Поэтому необходимы перерывы – 5–10 минут, за которые ребенок может расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада.
Нужен ли взрослый?
Да, потому что без его присутствия детям еще трудно организовать свою работу. «Им требуется несколько лет, чтобы научиться самостоятельно работать и управлять своим расписанием, – говорит Наталья Евсикова. – Оставаясь с заданиями один на один, ребенок рискует «застрять» на одном упражнении, полчаса перечитывать условие задачи, не двигаясь дальше…» Кроме того, детям необходимо одобрение сделанного. Присутствие взрослого (не обязательно папы или мамы – важно, чтобы это был человек, которому ребенок доверяет) успокаивает их и подпитывает веру в собственные силы. Если у вас нет возможности быть рядом каждый день, договоритесь о правилах выполнения домашних заданий. Например, ребенок самостоятельно делает чтение и простые упражнения, а вы, вернувшись с работы, проверите сделанное и будете рядом, пока он доделает остальное. «Не заставляйте ребенка переписывать все, если в работе обнаружились какие-то непринципиальные ошибки, – предостерегает Марьяна Безруких. – Просто научите его аккуратно их исправлять в уже выполненном задании». В некоторых семьях принято делать всю работу на черновике: родители проверяют ее вечером, и ближе к ночи полусонный ребенок переписывает задания набело. И, конечно же, делает новые ошибки. «Нет ничего хуже тупого механического переписывания, – уверена Наталья Евсикова. – На черновике можно потренироваться в написании отдельных букв и слов, посчитать в столбик или решить задачу. Но не нужно, например, выполнять начерно все упражнение по русскому языку, чтобы потом переписывать его в тетрадь».
- Фото
- Dreamstime.com
Сколько нужно помогать?
Когда родители рядом, ребенку может показаться, что они полностью в его распоряжении. «Ему необходимо знать, что взрослые присутствуют не для того, чтобы за него делать уроки, – объясняет Марьяна Безруких. – Вы можете вместе посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь ее начать и… заняться своими делами, уточнив, что будете рядом, если ему понадобится помощь. Позже вы сможете вместе проверить выполненное задание». Не стоит сидеть с ребенком и следить за каждым движением его руки. «Контролируя любой его шаг, мы лишаем его возможности стать самостоятельнее, снимаем с него ответственность, – продолжает Марьяна Безруких. – Именно поэтому так много 11–12-летних детей не умеют делать домашние задания без участия взрослых».
Еще одно правило: не решайте за него, а учите ставить правильные вопросы, чтобы продвигаться в своих рассуждениях и решать задачи самому. Например: «Что нужно сделать, чтобы разделить это число на два?»; «Ты хочешь проспрягать этот глагол, а знаешь, к какому спряжению он относится?» В результате ребенок почувствует радость и подъем от того, что смог выполнить задание сам. Одновременно он учится находить собственный метод работы, быть самостоятельным.
Как общаться с учителем?
Некоторые родители считают домашние задания слишком тяжелыми или даже бесполезными. Другие требуют от учителя дополнительных упражнений. И в том, и в другом случае, настаивая на своем, они… мешают развитию ребенка! Первый подход отрицает его способности и снижает желание прилагать усилия; второй излишне давит и может привести к тому, что ребенок вообще откажется выполнять домашние задания. Обе позиции возникают, когда у родителей не складываются нормальные, доверительные отношения с учителем и школой вообще. «Сотрудничайте с учителями, – призывает Марьяна Безруких. – Если у вас есть вопросы, связанные с выполнением домашних заданий, обсуждайте их. Методики меняются очень быстро, и ваш ребенок наверняка учится уже не по тем программам, по которым учились вы. Учитель может дать точный совет, как комфортнее и продуктивнее заниматься дома». Стоит ли настаивать на том, чтобы ребенок сам выяснил в классе непонятные вопросы? «Дети часто не знают, как попросить учителя объяснить, не умеют сформулировать, что именно им не ясно, – объясняет Марьяна Безруких. – Ребенка нужно специально этому учить, и это задача родителей».
Нужны ли дополнительные упражнения?
Иногда после завершения обязательной работы может оказаться полезным предложить ребенку один-два дополнительных вопроса, чтобы убедиться, что он действительно хорошо усвоил тему. Чтобы эти вопросы не воспринимались как наказание, объясните ему: «Тебе было непросто справиться с этой задачей; попробуй для проверки решить еще одну, чтобы в школе чувствовать себя совсем уверенно и свободно». Еще эффективнее предложить сыну или дочери практическое и одновременно игровое применение полученных знаний. «Например, решив задачку по математике, можно прочитать кулинарный рецепт и рассчитать количество продуктов, а написав диктант, поискать определения слов в словаре или интернете», – советует Наталья Евсикова. Но не стоит впадать и в другую крайность, превращая в уроки все интересное. Требовать от ребенка слишком многого – верный способ внушить ему отвращение к учебе.
Об этом
- Уильям Глассер. Школы для неудачников. Прогресс, 1991.
- Марьяна Безруких, Светлана Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? Академия, 1997.
- Хайм Жинот. Учитель и ребенок. Феникс, 1997.
Как справиться с кризисом?
Если вы вдвоем сидите над тетрадью уже битый час, а ребенку все никак не удается не только усвоить, но и даже повторить простейшее правило; если вы раздражаетесь, не можете сдержаться, выходите из себя и повышаете голос – значит, в вашей совместной работе над домашними заданиями наступил кризис. В такой ситуации не стоит настаивать на своем – не кричите и не требуйте повторить все снова и снова. Просто закройте учебник или тетрадь и займитесь чем-нибудь другим – вы сможете вернуться к заданиям чуть позже или следующим утром. «Когда родители все время раздражаются и негодуют, домашние задания рискуют превратиться в источник всеобщего напряжения. А дети в результате станут испытывать постоянное чувство вины и могут вообще потерять желание работать, потому что будут бояться вновь нас разочаровать», – поясняет Наталья Евсикова. Если, помогая ребенку с уроками, родители постоянно чувствуют нетерпение и выходят из себя, стоит перепоручить эту ежедневную обязанность другому взрослому, например студенту-репетитору или кому-то из родственников – им будет проще держать дистанцию, необходимую для рабочих отношений.
Стоит ли взять репетитора?
Сегодня все больше родителей-перфекционистов стремятся предвосхитить учебные проблемы своих детей, а потому обращаются за помощью к специалистам по разным предметам. Естественно, речь не идет о подготовке к поступлению в институт. Другой вполне законный повод для звонка репетитору – действительно явное отставание. «О дополнительных занятиях стоит подумать, если пробелы в знаниях были замечены учителем, – считает Наталья Евсикова. – В противном случае у ребенка может появиться чувство, что вы слишком беспокоитесь («Значит, со мной не все в порядке?») и не доверяете ему. В такой ситуации он ощущает постоянную тревогу, замыкается в себе. Только реальные потребности оправдывают использование частных уроков». Важно обсудить с ребенком идею дополнительных занятий, чтобы он не воспринял их как наказание: «Я надеюсь, что в школе, на обычных уроках, тебе станет легче».
Когда можно «отпустить вожжи»?
Рано или поздно в жизни каждого родителя должен наступить долгожданный момент, когда его ребенок начнет самостоятельно делать большую часть домашних заданий. Это означает, что он уже научился учиться, самостоятельно планировать работу и свое время. Но этот момент приходит у каждого в свой срок. Каким образом его определить? Единственный способ – быть внимательными к индивидуальному ритму ребенка и ни в коем случае не сравнивать его с одноклассниками. Вы можете вспомнить, как он учился ходить: сначала вы помогали ему найти равновесие, поддерживая за обе руки, потом ему стало хватать одного вашего пальца, а вскоре он решился отпустить и его. Так и с домашними заданиями: самостоятельность приобретается постепенно. Сначала начните проверять домашние задания через день, затем – раз в три-четыре дня. «Если у ребенка получается самостоятельно работать, если он умеет ставить вопросы, позволяющие ему продвигаться в своих рассуждениях, вам уже не нужно «сидеть над уроками» вместе с ним», – считает Марьяна Безруких. Но родительское присутствие и доброжелательный взгляд на законченную работу – пусть проверка и обсуждение заданий происходят хотя бы раз в неделю – еще будут оставаться необходимыми примерно до возраста 13 лет. К этому времени определенный этап можно считать завершенным: либо ваш ребенок осознал цели обучения и стал самостоятельным, и тогда вы можете дать ему полную свободу, либо он бунтует против домашних заданий. .. и вам будет необходимо искать новые способы совместных занятий – в группе, вместе с кем-нибудь из его друзей, со старшим братом или же другими родственниками… Во всяком случае, лет через пять-шесть совместной работы над домашними заданиями можно надеяться увидеть свет в конце туннеля… не забывая, впрочем, о своей роли родителя, всегда внимательного к успехам своего ребенка.
«Не завышайте ваши ставки!»
Психолог Татьяна Бедник рассказывает о тех подводных камнях, которые подстерегают детей и родителей в процессе работы над домашними заданиями. И о ролях, которые принадлежат каждому члену семьи.
Psychologies: Почему домашние задания нередко становятся настоящим кошмаром для родителей?
Татьяна Бедник: Чаще уроками занимается мама. Она чувствует, что выполняет свой долг, если умеет заставить ребенка работать; когда этого не выходит, ей кажется, что она плохая мать. И его оценки она воспринимает как оценку своей родительской успешности, особенно если мама не работает. Позиция отца более отстраненная, но и его самоуважение зависит от школьных успехов сына или дочери. Школьные годы детей возвращают нас и к собственным школьным воспоминаниям. Если мама была отличницей, ей трудно понять, почему так мучается ребенок. Если же она училась плохо, то вновь переживает свой негативный опыт. В обоих случаях она чувствует тревогу. На ребенка ложится груз двойной ответственности – за себя и за
Что чувствует ребенок в этот момент?
Ему кажется, что он не нравится своим родителям, что они не верят в него – и теряет самоуважение. А когда домашние задания превращаются в мучение, ребенок нередко перестает находить смысл и в школьной работе.
Как выйти из этой ситуации?
Объясните ребенку, что вы его не обвиняете. Скажите прямо: «Я нервничаю, потому что наши занятия вызывают у меня плохие воспоминания». Расскажите о своих школьных проблемах и о том, как вы их преодолели; детям необходимо знать: с этим можно справиться. Это важный момент и для того, чтобы подумать о месте каждого в семье, об отношениях между родителями и детьми.
Какова роль отца?
Его слова должны приносить умиротворение. Он должен быть тем, кто пресекает конфликт, дает и матери, и ребенку ощущение уверенности в том, что они справятся с этими временными трудностями.
Какие советы вы бы дали родителям?
Не делайте слишком большие ставки на школьные успехи ребенка! Завышенные ожидания приводят лишь к гигантским разочарованиям. Тот, кого переоценивают, тяжело переживает испытание реальностью. И не шантажируйте детей будущим. Нет смысла говорить 8-летнему ребенку о поступлении в университет или пугать безработицей. Для него это слишком далекая перспектива. Ваша цель – помочь ребенку стать самостоятельным. Это достигается через удовольствие. Ребенок, работающий с удовольствием, видит смысл в том, что делает. Лучшая помощь – это искренний интерес к тому новому, что он узнал, а не к его оценкам. Не забывайте напоминать детям, что ваши чувства не зависят от времени, затрачиваемого на приготовление домашних заданий, или от оценок, которые он приносит из школы.
Текст:Дарья МихееваИсточник фотографий:PantherMedia
Новое на сайте
«Думать — правильно»: психотерапевт Андрей Курпатов о своих жизненных ценностях
3 уровня финансовых отношений — проверьте вашу пару
«Как понять, что отношения с подругой себя изжили?»
«Не могу принять себя таким, какой я есть, — неидеальным человеком»
8 признаков настоящей влюбленности
Ирина Старшенбаум: «Мой выбор — не быть жертвой»
«Сын-подросток начал пересказывать новости из интернета — кто и где пострадал»
Нездоровые отношения: как нарушаются связи с телом — 4 причины селфхарма
6 простых способов вдохнуть новую жизнь в усталые уроки
Вы видели телепередачи, в которых берут старый, устаревший дом и ремонтируют его? Конечный результат всегда великолепен! На днях я подумал: «Почему мы не можем сделать то же самое с нашими старыми, устаревшими планами уроков?»
Они есть у всех нас: хорошие, которые нравятся детям, соответствуют стандартам и их интересно учить… но им нужно что-то новое.
1. Измените формат.
Хотя этот совет прост, он может оказать большое влияние. Сделайте бумагу очень большой или очень маленькой, или просто очень странного размера. Этот городской горизонт совершенно другой на бумаге размером 6 x 12 дюймов.
2. Замените носитель.
Если вы всегда выполняли определенный проект пастелью, перейдите на краску. Если последние несколько лет это была картина, замените ее цветными карандашами. Выйдите на конечность, чтобы увидеть, можете ли вы сделать это даже в цифровом виде. Вот тот же урок о радиальном дизайне, сделанный маркером, рельефной печатью и в цифровом виде.
3. Добавьте современного исполнителя.
Сегодня так много талантливых художников, которые создают интересные и актуальные работы. Сосредоточьтесь на одном из них, чтобы восстановить урок. Посмотрите, как ученики Дона Массе создали эти формы и цветные изображения абстрактных персонажей «Улицы Сезам ». Один из моих любимых блогов для поиска новых исполнителей — BOOOOOOOM, и я размещаю ссылки на многих их исполнителей прямо на своей странице в Pinterest.
4. Растяните его на два урока.
У вас есть урок, который может стать отправной точкой для более масштабного и лучшего урока? Вот пример из моей арт-комнаты. Недавно мои ученики слепили цветы из глины. Затем они сфотографировали свои готовые изделия, загрузили их и использовали эти изображения, чтобы узнать о манипуляциях с фотографиями.
5. Сделайте это совместным.
Этот реабилитационный центр может создать самый большой вау-фактор. Найдите урок (или два), который вы могли бы превратить во что-то совместное. Некоторые идеи включают в себя обмен произведениями искусства между школами, сотрудничество между классами или даже большое наследие. Совместная работа оставит неизгладимое впечатление.
6. Попробуйте новую философию.
Последний способ вдохнуть новую жизнь в старые уроки – это взглянуть на них через новую призму, подобно тому, как это делают учащиеся нашего класса Rethinking Kindergarten с философией образования Реджио.
Каким бы старым и утомительным не казался урок, надежда не потеряна! Если вы воспользуетесь одним из этих советов, вы можете просто найти новую жемчужину.
Какими другими способами вы заменили старый фаворит?
Есть ли уроки, которые вы преподаете, в которых вы ничего не изменили бы?
Журнальные статьи и подкасты представляют собой мнения участников профессионального образования и не не обязательно представляют позицию Университета искусства образования (AOEU) или его академические предложения. Авторы используют термины так, как о них чаще всего говорят в рамках своего образовательного опыта.
Когда вы устали от попыток: уроки внимательности от дятла
«Противоядие от истощения — это не отдых. Это искренность». ~Дэвид Уайт
Пригнувшись в холодных зарослях листьев в лесу, я наблюдаю за дятлом. Настойчивый, беззаботный, двигающийся вверх и вниз по дереву рядом со мной. Он методично постукивает клювом в поисках еды. Смотрю и удивляюсь… Вам не надоела эта неустанная погоня? Устали разбивать себе лицо снова и снова, когда шансы против вас? Каким мимолетным должно быть для вас разочарование.
Не я. Я принимаю один удар, и разочарование накатывает на меня. Я отчаянно ищу облегчения, мои глаза всегда наполовину смотрят куда-то в поисках облегчения, задаваясь вопросом, когда я смогу перестать так сильно стараться.
Моя мать говорила о своих постоянных трудностях, например, «бить головой о кирпичную стену».
Но ты, мой друг-дятел, похоже, не борешься и не расстраиваешься. Вы просто движетесь в погоне за моментом, не беспокоясь о повторении попыток снова и снова. Не беспокоясь о том, что будет дальше, каков будет результат каждого удара по дереву. Это ваша жизнь, настойчивая погоня за пищей мгновение за мгновением.
Тук-тук-тук — ищи еду. Нажмите, нажмите, нажмите — попробуйте еще раз. Тап, тап, тап — нет времени на разочарования. Тап, тап, тап — это было бы глупо, контрпродуктивно для жизни.
Сегодня я сижу и смотрю на тебя. Раннее утро, и мое тело уже гудит от стресса. Мой ребенок плачет, дети дерутся, еще одна ночь без сна.
У меня шесть месяцев после родов, у меня третий ребенок, и я изо всех сил пытаюсь приспособиться к своей новой жизни. Вся моя энергия ушла на то, чтобы справиться с ситуацией, обеспечить и прокормить мою растущую семью.
На данном этапе моей жизни я должен быть вместе, я уже должен был добиться некоторого прогресса. Я не должен был так стараться. Я учу людей справляться со стрессом с помощью искусства, ежедневная рутина — моя муза! Но сегодня я не могу выйти из собственного тумана. Я не могу назначить себе время для творчества и дыхания, я просто слишком устал.
В наши дни мы часто слышим слово «шлифовать». Коллективное признание того, что повседневная жизнь в западном мире полна ударов, ссадин и искр. Представление о том, что не весь стресс возникает из-за больших драматических жизненных моментов жизни и смерти, боли и страданий. Большая часть этого исходит из сиюминутной энергии, которую мы вкладываем в попытки сформировать и выжить в нашей повседневной жизни.
Подробности о моих жизненных проблемах специфичны и специфичны для меня, но большинству из нас может быть знакомо это ощущение точки кипения, когда мы больше не можем терпеть, когда стресс слишком велик, и мы устали от пытающийся. Каждый из нас танцует между нашими собственными крошечными историями борьбы и радости за день.
Иногда кофе недостаточно.
Иногда больше сна не помогает.
Иногда мне кажется, что все мои попытки только усугубляют ситуацию. Как будто нет никакого влияния, никакого следа, который я могу оставить в этом мире или в своей жизни.
Иногда вся моя терапия, книги по самопомощи и хорошие советы просто недоступны для меня.
Иногда я застреваю в моменте, когда выражение благодарности кажется мне валуном, который я просто не могу поднять.
Так трудно прийти в себя, когда все, что ты хочешь сделать, это закрыть глаза и найти тишину.
Обычно я из тех людей, которые думают, что перемены возможны всегда, что моя боль мимолетна, что всегда можно сделать улучшения. Что мой долг — попытаться сделать мир лучше.
Мы с мужем шутим, что постоянно что-то подправляем в поисках лучшего течения жизни. Мы всегда информируем друг друга о том, что что-то изменили в нашем доме, переместив кастрюлю из старого ящика в новый, пытаясь создать новые системы для управления хаосом стирки, детьми и нашей жизнью. Мы просто продолжаем пытаться.
Каждый из нас искренне верит, что с каждой новой настройкой он улучшит нашу жизнь. Это одно из наших лучших качеств как пары, мы оба постоянно заинтересованы в улучшении себя, своей жизни и нашего общества. Мы знаем, что у нас есть свобода действий и влияние в нашем мире, поэтому мы стараемся использовать это во благо.
Но это тоже ловушка. Настрой на разочарование. Назовите это привязанностью, назовите это тем, что трава всегда зеленее. Как бы вы это ни называли, результат один и тот же: вы увлечетесь поиском чего-то лучшего, большего или просто другого. Все эти попытки, подъемы и действия могут быть подставой, которая еще больше отягощает нас.
И затем, прежде чем вы это осознаете, вы оказываетесь на грани слез, убегая от своей жизни, скорчившись в холодных зарослях листьев в лесу без решимости или унции стойкости. И это утро, когда я нашел дятла, утро, когда я в изнеможении сбежал из дома. Устал от ощущения, что не могу догнать.
В этот день я устал терпеть муку желания большего. Итак, я нашел убежище на обрыве за своим домом. Я закрыл дверь и ушел от своей семьи и стресса, настроив намерение найти место, чтобы просто побыть в лесу, надеясь, что это даст мне немного покоя.
И это утро, когда все изменилось для меня, когда дятел пришел ко мне, показывая мне, как быть между каждым ударом своего клюва. Ты, мой настойчивый друг-дятел, пришелся как раз вовремя…
Тук-тук-тук, зовет меня настойчивый дятел. Я смотрю и слушаю. Он показывает мне, как это делается. Продолжать появляться в каждом моменте. Нажмите, нажмите, нажмите, подлинное присутствие. Нажмите, нажмите, нажмите, просто попробуйте еще раз. Тап, тап, тап каждый момент рождается заново.
Что, если я никогда не сделаю это правильно, никогда не достигну цели, никогда не доработаю ее? Но что, если на самом деле нужно просто появляться снова и снова, находить маленькие сокровища в данный момент и продолжать двигаться дальше? Никаких прошлых обид, никаких будущих желаний. Просто готовность появляться каждый день и пробовать, и пробовать, снова и снова и снова.
Я смотрю и слушаю дятла. Я смотрю и вижу, что оно не останавливается и не погрязает в разочаровании, когда так усердно работает без вознаграждения. Он движется вперед, упорно пытаясь, потому что должен, потому что это и есть жизнь. Нажмите, нажмите, нажмите.
Мне казалось, что дятел пришел показать мне, как быть. Напоминая мне, что с каждым моментом я чувствую себя не в своей тарелке, что все, что мне нужно сделать, это снова появиться в следующий раз. Что эта рутина временна, что я могу ее чувствовать, замечать и в следующий момент приходить свежим и продолжать пробовать. Мне не нужно терпеть мучения; Я могу использовать свое влияние и свободу действий в этом мире и продолжать пытаться найти питание, необходимое мне для процветания. Каждый момент — это новое начало, новый шанс снова изменить мой мир.
Итак, я вздохнул и решил сделать то, что, как я знаю, помогает мне присутствовать и быть цельным — я творил. Я шел некоторое время, а затем спрыгнул с тропы… и тут-то и началось все волшебство (и просто для протокола, это всегда происходит, в тот момент, когда мы спрыгиваем с обычного маршрута и движемся в страну любопытства. )
Я нашел то, что хотел найти все лето и осень. Осиная бумага. Птица нашла старое осиное гнездо и разорвала его. Вокруг валялись обтрепанные кусочки бывшего улья. Это было похоже на золотую жилу. Это был кусочек магии прямо в моих руках.
Итак, я вздохнул. Я возился. Я сделал несколько инсталляций со всеми чудесами вокруг меня. Я попытался. Я появился в этом маленьком кармане в лесу. Я позволил своим мыслям и стрессу выйти на передний план, и я нашел свое дыхание.
Я снова попытался найти тишину. Я избавился от желания размышлять, валяться, цепляться за беспокойство, занимавшее все мое утро. Я отдышался и просто попытался оказаться в лесу с этими сокровищами. Я провел с ними время, замедлился и поиграл с их аранжировками, сделав несколько фотографий.
Когда я начал творить с присутствием, я почувствовал, как внутри меня происходят изменения. Я формировал мир вокруг себя, и при этом я чувствовал, как формируется мой внутренний ландшафт. Я почувствовал облегчение. Я почувствовал, как мой туман рассеивается. Я начал успокаиваться, но мой взгляд уже манил перейти к тому, что должно было произойти дальше.