Деятельностный подход в психологии
18.08.2012
Деятельностный подход в психологии является положением, в соответствии с которым психика человека развивается по общественно-историческим законам, нуждается в конкретизации. Отметим сначала, что понимание психики человека как социально обусловленного образования имеет свою историю. Французский психолог и психопатолог П. Жане (1859 — 1947) углубил это понимание формулировкой тезиса о том, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики. Более полно принцип культурно-исторической обусловленности человеческой психики был раскрыт в трудах отечественного психолога Л. С. Выготского (1899— 1934). По Л. С. Выготскому, особое значение приобретает факт существования низших и высших психических функций. Примером первых могут служить непроизвольные формы памяти и внимания. Низшие психические функции — основа, на которой в процессе воспитания и обучения формируются высшие психические функции, например произвольные память и внимание, мышление, воображение.
Сначала знаки используются во взаимодействии между людьми, затем становятся орудиями внутренней умственной деятельности. Например, речь сначала выполняет функцию внешнего общения, согласования своих действий и отношений с другими людьми. Постепенно она становится внутренней речью, орудием мышления. Этот процесс получил название интериоризации. Культурно-исторический подход заострил вопрос о роли деятельности в становлении личности и интериоризации в этом процессе.
Концепцию деятельности строил еще Г. Гегель, который рассматривал деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую внутренне присущей ему потребностью в самоизменении. Он показал также общественно-историческую обусловленность деятельности и ее конкретных проявлений, взаимодействие цели и средства деятельности.
Развивая положение об этой обусловленности, но преодолевая идеалистическое понимание деятельности, К.Маркс осуществил анализ процесса труда как исходной формы деятельности. В материалистической диалектике понятие деятельности выступило в качестве исходного относительно общественного бытия и его различных проявлений. Выявление общих закономерностей деятельности выступило здесь одной из основных задач психологии.Особый вклад в решение данной проблемы внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн (1889—1960) и А.Н.Леонтьев (1903 — 1979). Деятельность определяется сегодня как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целесообразное преобразование ими природной и социальной действительности. Наряду с этим деятельность выразительно трактуется как способ существования личности. Сознательность, целенаправленность отличают деятельность от различных форм поведения человека и животных.
С. Л. Рубинштейну принадлежит формулировка теоретически важного для психологии принципа единства сознания и деятельности. Сознание внутренним образом регулирует деятельность, при этом само сознание проявляется и формируется в деятельности. Деятельность и сознание оказываются категориями одного ряда, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Параллельно А. Н. Леонтьев и его сотрудники в контексте данных об интериоризации разрабатывали проблему общности строения деятельности и сознания.
Психологические исследования деятельности, в том числе вопроса о ее структуре, существенно расширили представления об объяснительных возможностях теории деятельности, об эвристическом потенциале самого понятия « деятельность». В результате оформился деятельностный подход в психологии как совокупность теоретико-методологических представлений о роли деятельности в развитии психики, сознания, личности, группы людей и др. Отчасти мы уже знакомы с деятельностным подходом. Ведь в предыдущей главе рассматривались психическое развитие животных в связи с додеятельностными формами их активности, а также возникновение сознания в трудовой деятельности человека. Другой пример: в социальной психологии есть теория деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского. Согласно этой теории, качество межличностных отношений в группе людей зависит от содержания деятельности, осуществляемой группой, от общественной ценности самой этой деятельности, от мотивов, под влиянием которых люди в нее включаются.
Обращаясь к педагогической психологии и имея в виду труды А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова, можно сказать так: развитие личности человека в первую очередь определяется тем, в какие виды деятельности он включается и под влиянием каких мотивов, на каком уровне эти деятельности осуществляются, какие переживания вызывают. Значит, решающую роль в становлении личности играют обучение и воспитание, а также то, в какой степени обучение и воспитание являются психологически обоснованным включением личности в различные виды деятельности. Большое значение имеет понятие о ведущей для того или иного возраста деятельности (А. Н. Леонтьев), которая определяет развитие личности на конкретном этапе ее жизни.
В психологии и педагогике советского периода под влиянием идеологического заказа гипертрофировалось значение термина « формирование». Речь шла не только о формировании навыков и умений, но и о формировании мышления, качеств личности, наконец, о формировании самой личности с заранее заданными свойствами. Разумеется, это «формирование» должно было происходить путем включения человека в ту или иную деятельность. При этом недооценивались его индивидуальные, генетически обусловленные особенности. Следует заметить, что деятельностный подход не имеет ничего против учета индивидуальных различий.
Относительно высказываний о гипертрофировании роли категории «деятельность» в психологии можно сказать следующее: придание особого значения данной категории — не то же самое, что гипертрофирование категории наблюдаемого поведения или категории бессознательного, ибо деятельность — способ существования личности.
Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Общение как деятельность Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка |
Состояние психологической готовности к деятельности … |
Биомеханика и физиология движений Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности |
Психологические источники и регуляторы деятельности Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008. |
Учитель как субъект педагогической деятельности Сластенин В.А. — «Педагогика» |
Формы игровой деятельности Новиков А. М., Методология образования |
Психика, поведение и деятельность Луковцева А.К., Психология и педагогика |
Распорядительная деятельность Самыгин С.И., Психология управления |
Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности и ее виды
- Главная ->
- Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат) ->
- Общая психология
План:
-
-
Сущность, принципы.
-
Строение и виды.
Понятие деятельность вбирает в себя и биологическую жизнедеятельность человека и его социокультурную, специфически человеческую, деятельность. Деятельность охватывает все стороны человеческой жизни, внутренние и внешние процессы, различные виды операций, совершаемых людьми: и интеллектуальные, и матерально-практические, и духовные; деятельность можно назвать и умственную работу, и физическую, и душевную, и духовную.
Сущность деятельностного подхода в психологии
Теоретики деятельностного подхода рассматривают деятельность как один из видов активного существования человека, который, в первую очередь, направлен на творческое преобразование, познание окружающей действительности. Так, принято считать, что деятельности присущи следующие характеристики:
-
От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его воспитания, а также обучения.
-
Осуществляя какую-либо деятельность личности удается выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности, что, соответственно, способствует историческому развитию, прогрессу.
-
Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные, жажду знаний пр.
-
Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.
В теории деятельности принято считать, что сознание неразрывно связано с человеческой деятельностью. Именно последнее определяет первое, но не наоборот. Так, психолог М. Басов предложил именно поведение, сознание включить в ее структуру. По его мнению, деятельность являет собой совокупность механизмов, отдельных актов, что неразрывно связаны посредством задачи. Главной проблемой данного подхода Басов видел как формирование, так и развитие деятельности.
Принципы деятельностного подхода в психологии
С. Рубинштейн, один из основателей советской школы деятельностного подхода, опираясь на философскую теорию Маркса и труды Выготского, сформулировал главный базовый принцип этой теории. Он гласит, что только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются. Иными словами, нет смысла анализировать, рассматривать психику изолированно. Рубинштейн считал ошибочным в учениях бихевиористов (которые также изучали деятельность) то, что к ней они выдвигали биологизированный подход.
Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С этого момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может осознаваться или нет. Именно теперь, считает А.Н. Леонтьев, возможно, говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность; деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом.
Действие – главная структурная единица деятельности. Действие осуществляется на основе определенных способов, эти способы называются операциями и представляют боле низкий уровень в структуре деятельности. Действие определяется как процесс, направленный на достижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.
Основные виды деятельности
Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Их различие заключается в конечном результате, то есть продукте деятельности, по организации и по особенностям мотивации.
Игра – это такая форма деятельности человека в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в социальных способах выполнения предметных действий.
Учение – это такая деятельность, одной из целей которой является получение знаний, навыков и умений человеком.
Первичным видом деятельности человека считается труд. Это не столько психологическая категория, сколько социальная.
Труд – это деятельность человека, направленная на создание продукта полезного для людей, который будет удовлетворять материальные или духовные потребности общества.
Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. (Пример со счетом)
Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя при этом образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.
Теория рутинной деятельности: определение и значение
Теория рутинной деятельности — это теория, которая пытается объяснить, почему происходят преступления. Он очень хорошо известен в области криминологии и социологии и первоначально был разработан Лоуренсом Коэном и Маркусом Фелсоном. В 1979 году они опубликовали ставшую теперь известной статью, в которой предложили центральную идею теории.
Содержание
Теория рутинной деятельности: определение и значение
Так что же говорит теория рутинной деятельности? Теория рутинной деятельности основана на идее о том, что правонарушители делают рациональный выбор в отношении совершения преступления. Идея состоит в том, что преступление является результатом повседневного поведения людей, того, как правонарушители и жертвы ведут свою повседневную жизнь. Преступление не является чем-то экстраординарным, требующим глубокого психологического анализа. Вместо этого теория говорит, что для совершения преступления должны присутствовать три элемента, а именно (1) мотивированный преступник, (2) подходящая цель и (3) отсутствие дееспособных опекунов. Когда эти три элемента сходятся вместе в одно и то же время в одном и том же пространстве, происходит преступление.
Элементы подхода к рутинной деятельности
Итак, давайте рассмотрим каждый из этих трех элементов. Во-первых, это мотивированный преступник. Хотя это один из трех центральных элементов, теорию рутинной деятельности он мало интересует. Коэн и Фелсон просто предполагают наличие мотивированного преступника. Их не интересует, чем мотивирован преступник. Именно в этом теория отличается от большинства криминологических теорий, которые сосредоточены на том, почему преступник хочет совершить преступление. Вместо этого теория рутинной деятельности больше интересуется стороной виктимизации, поэтому она очень влиятельна в виктимологии. Итак, теория рутинной деятельности не предполагает, что для совершения преступления необходимы глубокие психологические мотивы; вместо этого обычных людей можно относительно легко убедить совершить преступление. Решат ли люди совершить преступление, зависит от двух других элементов, а именно от наличия подходящей цели и опеки.
Подходящая цель Коэна и Фелсона
Второй элемент заключается в том, что должна присутствовать подходящая цель. Вопрос в том, что делает цель подходящей? Ряд факторов играет роль:
- Во-первых, есть значение цели. Это может относиться к деньгам, например, к тому, сколько что-то стоит в финансовом отношении, или, например, к тому, что это означает для чьего-то статуса, например, наличие определенного гаджета.
- Во-вторых, есть « инерция », в котором говорится о том, насколько сложно переместить или транспортировать объект. Например, очень большую бытовую технику, такую как морозильник, довольно сложно перевезти, а вот мобильный телефон перевезти гораздо проще.
- В-третьих, насколько подходит цель, зависит от видимости цели. Если, например, ценные вещи оставлены на виду, украсть их гораздо проще, чем когда они спрятаны.
- И, наконец, доступ к цели является важным фактором. Людей и объекты, которые находятся в публичном пространстве, куда может войти каждый, легче нацелить по сравнению с частным пространством.
На первый взгляд, эти факторы наиболее применимы к имущественным преступлениям и грабежам. На самом деле, теория рутинной деятельности изначально была разработана для объяснения хищнических преступлений с прямым контактом, то есть преступлений, при которых правонарушитель вступает в непосредственный физический контакт с жертвой. Но с тех пор он был применен ко многим другим видам преступлений, например, к торговле наркотиками, киберпреступности и преступности белых воротничков. Целевая пригодность относится не только к имуществу, но и к преступлениям против людей, поскольку она может также относиться к уязвимости людей перед тем, как стать жертвой. Например, некоторые жертвы менее способны защитить себя. Или некоторые жертвы выглядят так, как будто они могут нести более ценные предметы и, следовательно, могут быть более подходящими целями.
Дееспособный опекун в теории повседневной деятельности
Третий элемент, необходимый для совершения преступления, — это отсутствие дееспособного опекунства. Опека может трактоваться по-разному. Конечно, можно подумать о полиции, потому что она может предотвращать преступления, но опекунство понимается в гораздо более широком смысле. На самом деле часто именно присутствие обычных людей может предотвратить преступление. Например, если правонарушитель мотивирован на совершение преступления, он может не совершить его, если вокруг много людей. Эти люди действуют как опекуны, просто присутствуя, потому что они могут действовать, когда видят, что происходит преступление. С другой стороны, конечно, при отсутствии опекунов возрастает вероятность совершения преступления.
Итак, в целом теория рутинной деятельности говорит, что преступление происходит при наличии этих трех элементов. В этом смысле преступление — не что-то экстраординарное, а продукт повседневной жизни. Это происходит, когда повседневная рутина людей, например то, как они ходят в школу или на работу, создает возможности для совершения преступления, например, когда мотивированный преступник сталкивается с ситуацией, когда объект или жертва плохо защищены.
Теория повседневной деятельности и уровень преступности
Коэн и Фелсон первоначально разработали теорию рутинной деятельности, чтобы объяснить, почему уровень преступности во многих западных странах увеличился, а не снизился в период с 1950-х по 1970-е годы. Многие старые криминологические теории утверждали, что преступность связана с бедностью: если бедность снижается, то снижается и преступность. Но загадка заключалась в том, что между 1950-ми и 1970-ми годами бедность снизилась, а преступность выросла. Как это можно объяснить?
Коэн и Фелсон сказали, что причиной роста преступности была не столько мотивация преступников. Вместо этого они утверждали, что два фактора вызвали рост преступности. Во-первых, люди стали реже бывать дома. Все больше и больше женщин стали работать вне дома, а это означало, что в повседневной жизни в жилых районах находилось меньше людей. Кроме того, стало больше домохозяйств, состоящих из одного человека, и люди стали больше выходить на улицу, например, в отпуск. Это означало, что в целом меньше людей было дома, а опекунство по соседству уменьшилось. Другими словами, совершать преступления стало проще, потому что никто не смотрел: была низкая опека.
Пустые улицы, низкая опекаКроме того, в тот же период подходящих целей становилось все больше. Например, люди начали покупать телевизоры и стереосистемы, которые стоили дорого и их можно было легко украсть и перепродать. Подводя итог, стало проще совершать преступления, потому что меньше наблюдающих (меньше опекунов) и, одновременно, больше украсть, а именно больше подходящих целей.
Кредиты: Свен Шойермайер, UnsplashВклад теории рутинной деятельности в криминологию
Подводя итог, можно сказать, что теория рутинной деятельности отличается от традиционных криминологических теорий. В то время как они сосредоточены на том, почему правонарушители мотивированы на преступление, теория рутинной деятельности больше сосредоточена на двух других элементах, а именно на наличии подходящих целей и опеки. Это не означает, что она обязательно несовместима с традиционными теориями, но ее направленность иная, что сделало ее важной частью криминологической теории.
Ссылки
Коэн, Л. Э., и Фелсон, М. (1979). Социальные изменения и тенденции уровня преступности: подход к рутинной деятельности. Американский социологический обзор, 44 (4): 588-608.
Концепция посредничества [Теория деятельности]
Концепция посредничества важна для теории деятельности. Поскольку теоретические традиции имеют разные версии, концепция медиации также имеет разные версии. Чтобы понять сложную идею, лучше проследить историческое развитие понятия.
Опосредованное действие
В основе теории деятельности и ЧАТ в целом лежит идея Льва Выготского об «опосредованном действии».
Выготский утверждал, что человеческое действие и психологические функции опосредованы инструментами, которые относятся к техническим инструментам, воздействующим на объекты, и психологическим инструментам, которые опосредуют разум и окружающую среду. Идея «опосредованного действия» обычно представлена треугольником, состоящим из трех элементов: субъекта, опосредующего артефакта/инструмента и объекта.
Например, я начал проект Activity U 19 августа 2020 года. Сначала я просто сделал диаграмму под названием «Activity U», которая является тестом фреймворка «HERO U». Я написал пост, чтобы объяснить диаграмму «Активность U».
Первоначальное название поста: Activity U: The Landscape of Activity Theory . Позже я добавил «(Часть I)» в конце названия. Он расширился от одного поста до серии статей. В конце концов, диаграмма превратилась в проект по хранению знаний!
Если мы используем эту модель для объяснения первого этапа проекта Activity U, мы получим следующую диаграмму.
Хотя название «Деятельность U» относится к теории деятельности и ЧАТ (теории культурно-исторической деятельности), я также рассматриваю другие связанные теоретические подходы к моим учебным объектам. Например, культурно-историческая теория (КИТ) Выготского, марксизм и практические теории.
Посредническая деятельность
Лев Выготский не разрабатывал термин «Деятельность» как теоретическое понятие. Теория деятельности была инициирована А. Н. Леонтьевым.
По мнению Николая Вересова (2020), «и ЧАТ, и культурно-историческая теория подчеркивают важность культурного опосредования в процессе формирования идентичности как социокультурного феномена. Однако они предлагают разные точки зрения на то, что является основной единицей анализа. Для ЧАТ этой единицей является опосредованное действие ; культурно-историческая теория подчеркивает диалектические и динамические аспекты, вводя посредническая деятельность человека в меняющейся социальной среде. Иными словами, культурно-историческая теория сосредоточена не на опосредованных действиях, а на человеке, который использует или создает культурные орудия для того, чтобы реорганизовать социальную ситуацию и реорганизовать социальную ситуацию. преодолевать существующие трудности».
Следует обратить внимание на разницу между «опосредованным действием» и «посреднической деятельностью». По Выготскому, «человек сам определяет свое поведение с помощью искусственно созданных стимулов-приборов… поведение человека определялось не только имеющимися раздражителями, но и новой или измененной психологической ситуацией, созданной самим человеком. (Выготского 1977, стр. 49–54)». Таким образом, ключом проекта Activity U является действие по созданию и использованию структуры и диаграммы HERO U, которые можно рассматривать как «культурные инструменты».
В 2012 году Каптелинин и Нарди обобщили пять основных принципов теории деятельности Леонтьева:0024
По мнению Каптелинина и Нарди, «Поскольку в центре леонтьевского подхода стояла деятельность, понимаемая как целенаправленное взаимодействие активных субъектов с предметным миром, а не отдельные высшие психические функции и их онтогенетическое развитие, теория деятельности занимается именно орудиями как средствами, опосредующими деятельность в целом, а не знаками, т. е. средствами, опосредующими отдельные мыслительные операции». (стр. 31, 2012)
Понятно, что Леонтьев оторвался от рамок Выготского и разработал свой собственный подход, делающий упор на человеческий труд как деятельность. Для Леонтьева медиация означает технические инструменты.
Инструмент Посредничество и инструменты
Некоторые теоретики деятельности также используют термин «Инструменты» для замены термина «Инструменты» или «Инструмент посредничества».
Как пояснили Каптелинин и Нарди, «Опосредование орудий позволяет присвоить социально выработанные формы действия в мире. знание того, как следует использовать инструмент. Инструменты не только формируют внешнее поведение; как обсуждается ниже, посредством интернализации они также влияют на психическое функционирование людей. Например, когнитивная карта города человека может зависеть от того, человек — водитель автомобиля Разработчик программного обеспечения понимает абстракцию уровней архитектуры программного обеспечения Это понимание применимо к действиям, и ему или ей не нужно смотреть на диаграмму архитектуры, чтобы использовать знания в задаче проектирования. » (стр. 31, 2012 г.)
Следует заметить, что Каптелинин и Нарди говорили о Существующих инструментах из культурного контекста. Тем не менее, мы должны отметить, что член культурной группы может сделать Emergent Tools для своих собственных целей, чтобы справиться с проблемами в своем жизненном мире.
На индивидуальном уровне анализа следует обратить внимание как на Существующие инструменты , так и на Новые инструменты , поскольку первый относится к интернализации , а последний относится к экстернализации .
Двойное опосредование
Некоторые исследователи используют понятие опосредования в широком смысле. Например, Юрьё Энгестрём использовал метод «двойного посредничества» для разработки модели системы деятельности.
Система деятельности (Engestrom, 1987)Приведенная выше диаграмма имеет прозвище «Треугольник Энгестрёма». Первоначально он был разработан Энгестремом в его книге 1987 года Learning by Expanding .
Приведенный выше треугольник Энгестрема основан на представлении культурно-исторических психологов о посредничестве как индивидуальном действии (субъект — инструменты — объект) в верхней части диаграммы. Энгестрём (1987) считал, что «система человеческой деятельности всегда содержит подсистемы производства, распределения, обмена и потребления» (стр. 67), таким образом, он добавил основание треугольника к исходному индивидуальному треугольнику, чтобы включить другие люди (сообщество), социальные нормы (правила) и разделение труда между субъектом и другими.
Согласно Каптелинину и Нарди, «Модель является результатом двухступенчатого расширения исходной Леонтьевской концепции деятельности, т. е. деятельности, понимаемой как взаимодействие «субъект — объект», на случай коллективной деятельности… Второй было высказано предположение, что каждое из трех частных взаимодействий внутри структуры опосредовано особым типом средств.Конкретными опосредованными средствами для этих взаимодействий, по Энгестрему, являются: а) орудия/орудия субъект-объектного взаимодействия (как также постулировал Леонтьев), (б) правила взаимодействия субъекта и сообщества и (в) разделения труда для взаимодействия сообщества и объекта». (стр. 33-34, 2012 г.)
Посредничество в использовании
Для эмпирических исследований некоторые исследователи подразумевают многие вещи под понятием «опосредованные инструменты» или «инструменты».
Я полагаю, что существует различие между теоретическими концепциями и оперативными концепциями . Теоретические концепции заимствованы из метатеории или конкретной теории. Некоторые фреймворки не связаны ни с какими теориями, у них есть только операционные концепции. Операционные концепции — это концепции, зависящие от структуры, для направления исследований и размышлений. Например, модель системы деятельности Юрьё Энгестрёма представляет собой основу знаний. Его схема отображает семь операционных концепций.
Мы должны заметить, что структура знаний может напрямую принимать некоторые теоретические концепции в качестве своих операционных концепций. Например, на приведенной выше диаграмме показаны «Предмет» и «Объект», которые являются основными теоретическими концепциями теории деятельности. Однако некоторые исследователи используют «Актер» для замены «Субъект» той же диаграммой в своей работе. Понятие «Актер» следует понимать как операциональное понятие. Для реальных исследований разница между «Субъектом» и «Актером» не имеет значения, поскольку нам нужно видеть окончательные данные, которые относятся к человеку или нескольким людям.
В то время как Юрьё Энгестрём использует слово «Инструменты», другие исследователи используют «Инструмент посредничества» или подобные слова. Например, Марал Бабапур, Антонио Кобаледа-Кордеро и Мари-Энн Карлссон используют теорию деятельности для разработки основы для понимания взаимосвязей между пользователями и дизайном рабочего места. Они используют слово «инструмент посредничества».
Ресурсы и окружающая среда?
Создается впечатление, что теоретики деятельности не обращают внимания на понятие «Ресурсы» и понятие «Среда».
Как обращаться с такими данными в реальных исследованиях с точки зрения теории деятельности?
Некоторые типы «Ресурсов» могут пониматься как «Объект», в то время как другие типы «Ресурсов» могут пониматься как «Инструменты».