Наглядно образное мышление это: Наглядно-образное мышление — Психологос

Содержание

Развитие мышления человека | Упражнения на развития мышления

Содержание статьи

Высшей ступенью познания у человека считается мышление. Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека

Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).

Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.

Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки. Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Развитие разных видов мышления

 

0 0 votes

Рейтинг статьи


Мышление наглядно-образное | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

Мышление наглядно-образное — вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме. Психолого-генетические исследования показали, что переход от наглядно-действенного к М. н.-о. образуется при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуется также умение формировать представления в виде операторных эталонов, своеобразных средств оперирования образом и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов.

Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к воспринятому из реальных условий и тем самым создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию «картину» мира объектов и явлений для анализа и обобщения. Аналитические действия с содержанием представлений не ограничиваются, как правило, выделением ситуативно возникающих связей, а направлены в большей степени на обнаружение более глубоких, скрытых существенных свойств обобщаемого и устойчивых отношений, которые не представлены в непосредственном виде в наглядной ситуации.

В общем становлении образно-концептуальной модели отражения значительную роль играют первичные представления. По способу формирования и содержанию они выступают единичными понятиями, или концептуальными единицами, из которых формируются элементы модели. Такие понятия складываются еще при наглядно-действенном мышлении в результате анализа и синтеза отношений признаков и последующего их абстрагирования и перевода в предметно-понятийную форму. Это происходит г. о. в процессе хранения, актуализации и переработки представлений.

При Мышление наглядно-образное преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит, прежде всего, в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений. Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей (содержание вторичных представлений). Структура таких связей приобретает моделирующий характер. Образно-концептуальная модель служит основанием для формирования моделей проблемных ситуаций и для порождения структур нового знания. Выделение устойчивых отношений и структур взаимосвязей в виде закона позволяет перейти к более высокому уровню обобщенного отражения средствами мышления визуального. (В.М. Гордон)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления наглядно-образное наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью М. н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно образное мышление практически неразличимо с воображением. Мышление наглядно-образное — один иэ этапов онтогенетического (см.

Онтогенез) развития мышления.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Мышление наглядно-образное — умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются собственно мысли. Считается доминирующим у детей в возрасте от 2 до 4-5 лет. Дети ещё не отделяют свои мысли от предметов, мысли о них слиты с соответствующими предметами, отчего такое мышление называется также синкретическим (греч. synkretismos — соединение, объединение). Детям, прочно опирающимся на сенсорный опыт, становятся тем не менее доступными некоторые умственные операции, в частности, сравнение, обобщение, абстрагирование. У взрослых людей данная форма сохраняется, но в более развитом виде, проявляясь практическим мышлением, например, умением ориентироваться и действовать по ситуации, прекрасным овладением сложными предметными навыками, управленческими способностями.

Наглядно — образное мышление в историческом плане позволило человеку развить своё ручное мастерство на высочайшем уровне. Так, не располагая никакими научными сведениями об окружающем мире, он умел прекрасно охотиться, ловить рыбу, разводить огонь, делать несложные орудия труда, обрабатывать камни. Существует, повидимому, возможность регрессии мышления на уровень наглядно-образного мышления, о чём свидетельствуют достаточно сложные, хотя и неуместные предметные действия кататоников. Следует заметить и не упускать из виду также то обстоятельство, что формы мышления, развивающиеся в ходе индивидуального развития познавательной деятельности, не сменяют одна другую механически, они сосуществуют, постоянно взаимодействуют и видоизменяются в процесс взаимодействия.

Синонимы: Предоперационная стадия мышления,

Синкретическое мышление, Эгоцентрическое мышление.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Мышление наглядно-образное

Визуальное мышление | Innovación Docente

 

Методология Visual Thinking состоит в модели aprendizaje basado en la imagen, es decir, el pensamiento visual; mediante el cual es posible organizar yrepair идеи a partir de símbolos graficos, como dibujos, formas geométricas, flechas, pictogramas, etc.

, con el objetivo de potenciar la comprensión y la memorización.

Tal y como recoge el cono del aprendizaje Edgar Dale y Bruce Nylan, de la información que se consigue retener, un 10% procede de lo leído, un 20% de lo escuchado y un 30% de lo visto. Por esta razón, y también de acuerdo con la teoría de la curva del olvido, Formulada por Hermann Ebbinghaus en Memory; Вклад в экспериментальную психологию, sin el apoyo de contenidos visuales es привычный haber olvidado el 80% de lo aprendido en poco tiempo.

 

ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ:

 

Пункт 6W для определения релевантных значений: W шляпа, W хо, W курица, W здесь, W 9001 9 hy y Ho w , es decir, qué, quién, cuándo, dónde, por qué y cómo.

 

2. Определить, какие аспекты сына являются главными в материи, а затем cuestión y cuáles tienen un carácter secundario. A su vez, se ha de corregir progresivamente esta estructura concept mediante un lenguaje visual 🧐

 

3. Co mpletar el documento con más detalles gr áficos sobre la temática. En este sentido, es el momento de indicar las conexiones que existsent entre unas idea y otras, así como la jerarquía entre los conceptos.

 

4 . Revisa r el trabajo realizado, que loplasmado coincida con la imagen mental del usuario sobre los conceptos, y dar consencia al proyecto; por ejemplo, si se emplea el rojo para subrayar un concepto main y el azul para los secundarios, usar siempre esta formula en el resto de casos. Así, простая перспектива, я себе Interpretará ла jerarquía дие сено, грех ni siquiera conocer эль contenido дель тема.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА:

 

  • Визуальная информация, которую можно сохранить, а также упростить передачу информации, используя средний номер

————————————————————————————————

  • Разрешение на получение информации пунто-де-Виста Глобал.

————————————————————————————————

  • Involucra todos los sentidos en el proceso.

————————————————————————————————

  • Mejora la memoria, la atención y la концентрация.

————————————————————————————————

  • Colabora en el desarrollo creativo y emocional.

————————————————————————————————

  • Supone un papel protagonista y activo del alumno .

————————————————————————————————

  • Ayuda a ordenar y organizar las Ideas de Forma Lógica.

————————————————————————————————

  • Promueve la reflexión sobre el propio aprendizaje.

 


 

 

HERRAMIENTAS:

 

9001 8 🎫   Esquemas

🔵🔴   Mapas conceptes

💭    Mapas mentales

📃    Infografías

🕐   Líneas de tiempo

🕸   Telarañas 

🧮   Диаграмма Венна

 

БОЛЬШАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

DO CUMENTO JCyL Визуальное мышление

 

Что такое образное мышление? И почему это полезно?

Автор: Лиэнн Армстронг


Визуальное мышление, также известное как мышление картинками, стало возможным благодаря нашей способности подключаться к мощному центру обработки изображений мозга. Даже если вы не склонны к творчеству, визуальное мышление облегчает организацию ваших мыслей, формирование новых идей и запоминание важных деталей.

Хотя исследования показывают, что все мы генерируем визуальные образы, независимо от того, представляем ли мы концепцию или вербально думаем, широко распространено мнение, что две трети населения преимущественно видят слова и мысли в виде серии картинок.

Вы один из них?

Если нет, ничего страшного. Вербальное мышление не менее важно.

На самом деле, исследования показывают, что креативность вполне может быть результатом пересечения визуального и вербального мышления. И независимо от того, на что направлен ваш мыслительный процесс, наглядные пособия, такие как методы мозгового штурма и инструменты картирования разума, легко доступны, чтобы помочь вам обдумать свои идеи и поделиться ими.

Хотите узнать больше о том, как работает визуальное мышление?

Тогда давайте углубимся в эту увлекательную тему!

[Бесплатный веб-семинар] Использование визуальной панели для работы быстрее, лучше и на связи

Что такое визуальное мышление?

Несмотря на то, что наш мозг предрасположен к визуальному мышлению, до конца 1980-х считалось, что все мысли основаны на языке. С тех пор исследования поведения и образов подтвердили, что визуальное мышление не только реально, но и относительно широко распространено.

Учитывая его абстрактный характер, детализация до окончательного определения визуального мышления, понятного всем (особенно тем, кто мыслит вербально), может оказаться сложной задачей.

Однако для начала стоит признать, что мозг с визуальным мышлением умеет:

  • Организовывать идеи графически
  • Запоминание и воспроизведение информации в виде образов
  • Оценка числовых физических атрибутов

Вы можете знать людей, например, которые читают книги или слушают музыку только для того, чтобы визуализировать, которые способны запоминать инструкции, визуализируя заметки на странице, или которые всегда с первого взгляда понимают, подходит ли этот новый стол. пролезет в дверь их офиса!

Чтобы достичь этого, люди, которые мыслят визуально, полагаются на две отдельные группы навыков: визуализация объектов (способность изображать сцены в мельчайших деталях и обрабатывать их целостно) и пространственная визуализация (способность оценивать расстояния, размеры, и скорости).

Хотя они не обязательно работают одинаково или в тандеме у всех, было высказано предположение, что визуальные мыслители включают различные аспекты объектной и пространственной визуализации для анализа визуальных деталей и подготовки к действию.

Визуальное мышление делает информацию более ясной

Независимо от того, к какому типу мышления вы склонны, ваш мозг настроен на быстрое понимание и запоминание визуальной информации. Таким образом, применение визуального мышления к повседневным событиям и отношениям может внести большую ясность в информацию — независимо от того, даете вы или получаете.

Инструменты и приемы визуального мышления помогут вам:

  • Посмотрите или покажите, как данные и другая информация соединяются друг с другом, чтобы их можно было более эффективно группировать и сортировать.
  • Лучше объясняйте или понимайте сложные концепции, чтобы можно было установить и исследовать связи между идеями.
  • Обучайте или изучайте новые процедуры или информацию, связывая ее с образами, которые можно запомнить и применить более эффективно.

Использование таких инструментов, как инфографика, концептуальные карты, временные шкалы, диаграммы, рисунки и другие «изображения» для создания хорошо продуманных визуальных изображений, является гораздо более эффективным способом обмена опытом и знаниями, чем просто устная или текстовая информация.

Когда дело доходит до учебы и образования, например, методы визуального обучения улучшают все: от понимания прочитанного и навыков письма до долгосрочного запоминания и результатов тестов.

Тем временем на рабочем месте эксперты по бизнес-визуализации, такие как Дэн Роам (автор бестселлера «Обратная сторона салфетки: решение проблем и продажа идей с помощью изображений»), считают, что визуальная ясность — это то, что каждый может научиться выражать, если у него есть на это право. инструменты и техники.

Вам нужно написать рассказ, проинструктировать класс или спланировать рабочий проект? В одиночку или в составе команды вам будет значительно проще вводить, делиться и осмысливать новые знания, когда эта информация представлена ​​визуально.

Отличие визуального мышления от других типов мышления

Люди, которые мыслят визуально, используют ментальные образы на сознательном уровне для планирования, решения проблем или просто воображения. Однако интересно то, что многие люди не осознают, что не все думают так, как они.

С учетом многих оттенков серого между ними существует два типа мыслителей: визуальное и вербальное. Чтобы лучше понять, как выглядит их мыслительный процесс, вот упрощенное представление о визуальном и вербальном мышлении.

Визуально мыслящие:

  • Обдумывают информацию, видя картинки в голове (что-то вроде просмотра фильма).
  • Испытывайте абстрактные мысли, которые иногда нужно выразить словами, прежде чем они смогут полностью сформироваться.
  • Часто требуется время, чтобы ответить на вопрос или найти правильное слово или фразу, чтобы выразить то, что они думают.

Вербальные мыслители:

  • Думать об информации словами (что-то вроде разговора с самим собой).
  • Испытайте внутреннее повествование или монолог, который разыгрывается в предложениях, которые они слышат в своей голове.
  • Часто приходится отключать несколько словесных потоков, прежде чем они смогут полностью сосредоточить свое внимание на новой информации.

В то время как люди, обладающие хорошим вербальным мышлением, часто обладают лишь средними навыками визуализации объектов и пространства, описанными ранее, данные также свидетельствуют о том, что единого стиля визуального мышления не существует.

С когнитивной точки зрения «визуальное» и «вербальное» раньше занимали противоположные концы спектра мышления. Теперь понятно, что все не так просто.

Мало того, что навыки визуального и вербального мышления сосуществуют в уме каждого, некоторые из лучших творческих способностей достигаются, когда они взаимодействуют.

Итак, если вы хотите выявить в своей команде лучших с точки зрения бизнеса, начните с признания того, что на каждом рабочем месте есть разные типы мыслителей, а затем используйте проверенные инструменты и методы визуализации, чтобы упростить выявление и вовлечение каждого один из них.

Внедрение визуального мышления в работу

Представление о том, что когда люди могут видеть то, что им нужно делать, они с гораздо большей вероятностью смогут это сделать (и сделать это хорошо), безусловно, звучит правдоподобно в свете богатства исследований, посвященных стилям обучения и мозгу.

Ключ к пользе визуального мышления, однако, заключается в признании того, что это активный процесс, а не пассивный.

Вместо того, чтобы просто наблюдать за проплывающими мимо изображениями, визуальное мышление включает в себя:

  • Мозговой штурм абстрактных идей путем их графического представления
  • Сознательно создайте новую картинку, чтобы помочь другим
  • Манипулировать изображениями, чтобы лучше организовывать и отражать информацию, которую они предназначены для представления

Интеграция инструментов визуального мышления в качестве бизнес-профессионала может улучшить ваши презентации, способствовать более проницательным обсуждениям и повысить эффективность работы команды.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts