В школу в 6 лет или в 7: В каком возрасте отдать ребенка в школу — в 6,5 или 7,5 лет?

В каком возрасте отдать ребенка в школу — в 6,5 или 7,5 лет?

Многие родители задаются вопросом о том, когда отдавать ребенка в школу: дождаться семи лет или начинать школьные годы уже в шесть? Однозначного ответа на этот вопрос нет, судить нужно по уровню развития и желаниям каждого ребенка индивидуально.

Но есть несколько критериев и рекомендаций, которые помогут определить, готов малыш к поступлению в первый класс или еще нет.

1. Уровень интеллектуального и психологического развития ребенка

Есть дети, которые в шесть лет уже читают классиков русской литературы или умножают и делят в уме многозначные числа. Это действительно высокий уровень развития интеллекта, но это не значит, что дошкольник уже готов идти в первый класс.

Основной критерий оценки уровня готовности к школе — умение удерживать внимание, сосредотачиваться, соблюдать правила поведения на уроке, не терять интерес к занятию через несколько минут после начала. Но не стоит муштровать шестилетку и заставлять его высиживать 45 минут урока без перерывов.

Дети в возрасте 6–6,5 лет могут легко удерживать внимание в течение 15 минут. После этого нужно делать перерыв в занятии, а в школе урок не прерывается от начала до конца.

Год между шестью и семью годами ребенка нужен ему, чтобы стать усидчивее и по-настоящему захотеть на школьные уроки. На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат легко воспринимать временны́е промежутки и правильно себя вести на уроке. Им постепенно повышают нагрузку, чтобы не делать переход от дошкольной системы обучения к школьной резким.

Тем не менее, если ваш ребенок в шесть лет хорошо и с интересом читает (примерно 40–60 слов в минуту), считает и пишет, а еще сам хочет пойти в школу и просит вас его туда отправить — не отказывайте ему. Потому что моральная готовность — это одно из достаточных условий для начала учебы в школе. Лучше всего перед принятием этого решения проконсультироваться с детским психологом. Он сможет сказать, действительно ли ребенок готов к школе психологически.

2. Здоровье ребенка

Самое главное в любом возрасте ребенка — следить за его здоровьем и иммунитетом. Если он часто болеет и не воодушевлен физическими нагрузками, то и умственные нагрузки он будет воспринимать тяжелее, чем остальные.

Еще один год здорового питания, прогулок на свежем воздухе, получения всех нужных витаминов и укрепления иммунитета точно не повредит малышу. Наоборот, здоровое и активное состояние ребенка — гарант его уверенности в своих силах и интереса к получению новых знаний.

3. Уровень социального развития

Школа — это прежде всего коллектив. Коллектив, состоящий из таких же непосед, каждый из которых активно пробует разные социальные роли, учится общаться вежливо и чутко, уважительно и достойно — и со сверстниками, и с учителями. Все учатся на основе той базы социальных навыков, которую приобрели в дошкольный период.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще недостаточно социализирован и не всегда правильно реагирует на других детей или взрослых в процессе общения, если он испытывает смущение или наоборот слишком смело и активно вступает в диалог, отпугивая сверстников, то лучше учить его общаться и действовать в легкой и непринужденной форме, а не кидать на амбразуру. Не стоит торопиться внедрить ребенка в социум, лучше органично окружить его социумом и позволить самому сориентироваться без спешки и страха.

Все эти критерии очень объемны, и всегда есть риск неправильно понять ребенка, поспешить и усложнить ему процесс начала учебы в школе. Поэтому предлагаем вам небольшой чек-лист тех параметров, по которым можно определить готовность ребенка к школе.

1. Хорошо читает, пишет, правильно держит карандаш, умеет считать, складывать и вычитать.

2. Хорошо говорит, не запинается, не тушуется, выговаривает все буквы и звуки.

3. Хорошо понимает, как устроен мир вокруг него: знает свои имя и фамилию, имена родителей и родственников, в каком городе и стране он живет, свой адрес, телефоны родителей, правила дорожного движения и так далее.

4. Обладает социальными навыками: здоровается, прощается, просит с «волшебным» словом, умеет извиняться и вежливо обращаться с просьбой, умеет благодарить и так далее.

5. Уверен в себе, самостоятелен, с адекватной самооценкой.

6. Здоров, радуется жизни, активен, утомляется не быстро.

Поступление в первый класс — это большое дело в любом возрасте. О том, во сколько отдавать ребенка в школу, есть масса мнений. Универсальный совет один: не торопитесь отдать ребенка в серьезную жизнь, прислушивайтесь к его желаниям и мечтам, помните, что и в 6,5, и в 7 лет ребенок может быть не полностью готов к школе и ему нужно помочь — подготовить, поддержать и похвалить за успехи.

 

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Советы, какие документы обязательны

Во сколько лет отдать ребёнка в школу

Вопрос, в каком возрасте стоит отдавать ребёнка в школу, рано или поздно задаёт себе каждая мама. Иногда родителям самим действительно очень сложно оценить готовность ребёнка к школе, понять, какими начальными знаниями должен обладать будущий первоклассник. Попробуем разобраться, когда можно отдать ребёнка в школу, а когда торопиться не стоит.

Что гласит закон

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» чётко объясняет, что в 1 класс берут детей с 6,5 до 8 лет*. Школа может принять в ряды первоклассников тех, кто выходит за эти возрастные рамки, но только по заявлению родителей, с разрешения администрации школы и после комиссии, которая определит готовность ребёнка к обучению. Словом, вполне возможно, что за одной партой в первом классе окажутся 6-летка и 8-летка. Для родителей эти 1,5–2 года кажутся целой пропастью, ведь ещё живы воспоминания о том, как они ходили гулять на детскую площадку со своим новорождённым, а его нынешний сосед по парте уже вовсю бегал и катался с горок.

Самый старший, самый младший – это страшно?

«А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других. Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости. Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками. Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте. И всё это – вариант нормы.

Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе.

С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника. А вот у мам и пап «зимних» детей есть выбор: отвести малыша в 1 класс в 6,5 лет или подождать ещё годик до 7,5. И то и другое вписывается в законодательные рамки, и подходящий вариант выбрать бывает непросто. Пораньше или попозже? Придётся смотреть на критерии готовности самого ребёнка к школе.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Как понять, что мой ребёнок готов к школе?

Интеллектуальное развитие

Должен ли ребёнок иметь начальные знания, поступая в первый класс? Нет, неумение читать и писать не станет основанием для отказа в приёме.

Не нужно нанимать дошколёнку репетиторов. Он может знать алфавит, писать печатными буквами, но это необязательно. Однако есть ряд навыков, которые он должен продемонстрировать. Например, что он умеет запоминать и анализировать материал. Может прочитать стихотворение по возрасту, пересказать короткий текст. Знает, в какой стране, в каком городе, по какому адресу он живёт, как зовут маму и папу – полным именем, а не домашним. Важно, чтобы на вопросы он отвечал не односложно, а развёрнуто, предложениями из 3–5 слов, и умел использовать обобщающие понятия. Описать предмет, рассказать о домашнем животном, назвать автора любимого стихотворения – всё это говорит о том, что ребёнок обладает хорошим «багажом знаний».

+ Лучше раньше: ребёнок развит не по годам и с лёгкостью цитирует любимые произведения – пора в первый класс, вне зависимости от того, исполнилось ему 7 или нет.

Лучше позже: малыш испытывает сложности в общении, из него даже пару слов вытянуть сложно, он «путается в показаниях»? Оставьте его дома или в дошкольном коллективе ещё на годик, позанимайтесь с ним дополнительно. Иначе проблемы в обучении будут накапливаться как снежный ком.

Речевое развитие первоклассника

Развитие речи очень тесно связано с интеллектуальной готовностью к школе. Хорошая речь во многом формирует школьную зрелость ребёнка, его готовность или неготовность к обучению – и позволяет предположить, что читать и писать он научится легко.

+ Лучше раньше: ребёнок не знает, кто такой «логопед», чётко и правильно выговаривает звуки, умеет их различать на слух, находить в словах. У него хороший словарный запас, соответствующий возрасту, он знает значения слов. Речь его связная, выразительная.

Лучше позже: если звуки ребёнку не даются. Словарный запас скудный. Он не умеет подбирать синонимы и антонимы (смелый – храбрый, хороший – плохой), или ему требуется больше времени на ответ, чем другим детям. Испытывать сложности в обучении могут и застенчивые, стеснительные дети.

Психологическая готовность к обучению

Психологическая зрелость ребёнка – фактор во многом индивидуальный: кто-то готов психологически к школе уже в 5,5 лет, а кому-то и в 8 рановато. Конечно, шансов, что у ребёнка старше 7 лет психологическая готовность соответствует норме, гораздо больше. Школьную зрелость демонстрирует понимание, как себя нужно вести в школе, умение работать по образцу, соблюдать правила и т.п. Подобное понимание ситуации (так называемая произвольность поведения) формируется у детей как раз к 6,5–7 годам, и даже в 7 лет она ещё несовершенна, поэтому при выборе школы будет уместно обратить внимание на возможность мягкой адаптации (что позволяют современные системы учебников, например «Начальная школа  XXI века» – одна из основных образовательных систем, рекомендованных к использованию). Это позволит детям с разным уровнем психологической готовности чувствовать себя комфортно в первом классе.

+ Лучше раньше: ребёнок усвоил социальные нормы, понимает указания, умеет следовать правилам, понимает причинно-следственные связи. У него хорошая работоспособность, он усидчив, обладает навыками самоконтроля. Не состоит на диспансерном учёте у невролога и психиатра. Спокоен, не страдает бессонницей, головокружениями, гипервозбудимостью и т.п. Он активный, общительный, умеет легко знакомиться и дружить.

Лучше позже: у малыша «слабая», истощённая нервная система, есть неврологическое заболевание. Он страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Также если он тревожен, замкнут, у него всё валится из рук (значит, мелкая моторика тоже отстаёт), неразговорчив, конфликтен, неусидчив и выказывает плохие навыки социализации.

Состояние здоровья будущего первоклассника

Все будущие первоклассники обязательно проходят полное медицинское обследование и получают заключение врача о готовности к обучению в общеобразовательной школе. Да, по сравнению с детским садом учёба в школе – настоящая работа: вместо прогулок и дневного сна – сидение за партой, вместо игр – чтение учебников и необходимость вглядываться в надписи на доске. Школьное питание не каждому ребёнку придётся по вкусу. Непривычная обстановка, строгие школьные правила заставляют понервничать, а стресс обостряет хронические заболевания.

+ Лучше раньше: если ребёнок полностью здоров, не страдает хроническими заболеваниями, а простудными болеет от силы 4–5 раз в год. Его физическое развитие соответствует возрастным нормам или слегка опережает их. 

Лучше позже: у ребёнка есть какие-либо хронические заболевания (аденоиды, диабет и т.п.), он болеет по 10–12 раз в год, его называют «часто болеющим». Лучше лишний год посвятить закаливанию, повышению иммунитета и общему оздоровлению.

Мотивация учиться и готовность к обучению

Пытаясь ответить на вопрос, когда вести ребёнка в первый класс, мама и папа часто забывают спросить самого ребёнка: а сам-то он хочет учиться? Любознательность очень влияет на то, в каком возрасте отдать ребёнка в школу и будет ли ему там легко. Ведь если учиться интересно, в школу бежишь, а если нет – обучение равно мучению. Если к 6–7 годам ребёнок не проявляет интерес к учёбе, родителям и воспитателям стоит объединить свои усилия в этом направлении: поддерживать ребёнка в его желании учиться, беседовать с ним про то, какая школьная жизнь интересная, как много новых друзей у него появится и как увлекательно каждый день узнавать что-то новое.

Можно играть – «репетировать» уроки и перемены, ответы у доски, можно сходить на экскурсию в школу и посмотреть на реакцию ребёнка. И помнить, что желание ребёнка, а не амбиции родителей в данном случае в приоритете.

Чем не нужно руководствоваться родителям будущих школьников:

  • мнением окружающих – «А бабушка считает, что уже пора»,

  • своими родительскими амбициями – «Другие в школу пошли, а мой чем хуже?,

  • тем, что класс набирает хороший учитель, – если ученик не готов, даже хороший учитель не будет отвечать родительским ожиданиям,

  • своими представлениями о детской дружбе – «Ой, ну все его друзья же ушли в первый класс, ему будет скучно!»,

  • нежеланием заниматься ребёнком – «В школе всему научат, поскорей бы отдать».

Свою помощь родителям в вопросах готовности ребёнка к школе предлагают детские психологи, дефектологи, логопеды. Специалистами в области детской возрастной психологии на сегодня разработано множество тестов, при помощи которых можно оценить уровень развития ребёнка дошкольного возраста в разные возрастные периоды. Предложите ребёнку пройти онлайн-тест на нашем сайте, и вы узнаете уровень готовности своего ребёнка к школе, получите рекомендации экспертов по дошкольному и начальному общему образованию.

Самый главный вывод

Не стоит отдавать ребёнка в школу, ориентируясь исключительно на мнение подруг, рейтинг школы, разрозненные рекомендации на форумах в Интернете. Помните, что вы отвечаете перед ребёнком в своём выборе, доверяете его самому лучшему, на ваш взгляд, первому учителю, выбираете «правильную» учебную программу, по которой предстоит учиться первокласснику. Малышу должно быть комфортно и интересно учиться. Врождённая любознательность ученика, его познавательные интересы нуждаются в постоянной и регулярной поддержке и развитии, и родителям очень важно понимать это, записывая ребёнка в первый класс. Ведь именно в начальной школе закладывается будущее образовательных успехов ребёнка.

*Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», статья 19. Общее образование, пункт 2.

Чему США могут научиться у Финляндии, где школа начинается в 7 лет: NPR

Чему США могут научиться у Финляндии, где начинается школа в 7 лет Финляндия, страна размером с Миннесоту, превосходит США по математике , чтение и наука. Главный чиновник образования страны говорит, что инвестиции в дошкольные учреждения и детские сады являются ключевыми.

Образование

Слушали в выпуске выходного дня, воскресенье,

Чему США могут научиться у Финляндии, где школа начинается в возрасте 7 лет

Финляндия, страна размером с Миннесоту, превосходит США по математике, чтению и естественным наукам, хотя финские дети не ходят в школу до 7 лет. . К 15 годам финские учащиеся превосходят все страны, кроме нескольких, по международным оценкам.

Криста Киуру, министр образования и науки Финляндии, которая недавно встретилась с представителями системы образования в Вашингтоне, объясняет успех тем, что она называет «финским путем». Каждый ребенок в Финляндии в возрасте до 7 лет по закону имеет право на уход за детьми и дошкольное учреждение, независимо от дохода семьи. Более 97 процентов детей в возрасте от 3 до 6 лет посещают программы того или иного типа. Но, по словам Киуру, ключ к универсальной системе дошкольного образования в Финляндии — это качество.

«Прежде всего речь идет о высококлассных учителях, — говорит Киуру. «Учителя детских садов имеют степень бакалавра. Поэтому мы доверяем нашим учителям, и это очень, очень важно. И третий фактор: у нас есть сильные ценности на политическом уровне».

Политический консенсус и помощь в поддержке, говорит Киуру.

Автор Аманда Рипли говорит, что не очень-то верила в это, поэтому она поехала в Финляндию и несколько других стран с самыми высокими показателями, чтобы убедиться воочию. Она написала Самые умные дети в мире: как они к этому пришли . По ее словам, по сравнению с Сингапуром, Южной Кореей или Японией подход Финляндии довольно непринуждённый, несмотря на то, что её стандарты — например, что должны знать и уметь дошкольники — установлены Национальными рекомендациями по учебной программе Финляндии для ухода за детьми младшего возраста.

Президент Барак Обама сидит с учениками во время экскурсии по классу Pre-K в начальной школе Пауэлла в Вашингтоне, округ Колумбия, на этой неделе. Сол Лоэб/AFP/Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Сол Лоэб/AFP/Getty Images

Президент Барак Обама сидит с учениками во время экскурсии по классу Pre-K в начальной школе Пауэлла в Вашингтоне, округ Колумбия, на этой неделе.

Сол Лоэб/AFP/Getty Images

«Почти все дети находятся в каком-то детском саду, и все они работают по одному и тому же учебному плану, который соответствует тому, чему они будут учиться в школе», — говорит она. «Это уровень согласованности, которого большинство американских детей никогда не испытают, потому что у нас нет согласованной системы с высококвалифицированными людьми почти в каждом классе».

Это уровень согласованности, к которому неоднократно призывал президент Обама. Рипли говорит, что до тех пор, пока не будет достигнут национальный консенсус в отношении стандартов и того, каким должно быть качественное дошкольное образование, дошкольное образование в США останется фрагментарным.

Тогда есть проблема с деньгами. В Финляндии, конечно, дошкольные учреждения и детские сады в основном бесплатны, потому что люди платят гораздо больше налогов, чтобы финансировать эти программы. Еще одно яркое отличие — уровень детской бедности, который в США составляет почти 25 процентов — в пять раз больше, чем в Финляндии.

«В большинстве стран, в которых я побывала, бедность и образование рассматриваются как неразрывные связи. Их невозможно разделить», — говорит Рипли.

Если вы инвестируете в дошкольное образование, в дошкольные учреждения и детские сады, это приведет [к] лучшим результатам

Криста Киуру, министр образования и науки Финляндии

В Финляндии дети из бедных семей имеют доступ к высококачественным дошкольным учреждениям. В США большинство бедных детей посещают дошкольные учреждения плохого качества, если вообще получают.

«Исследования, проведенные в США, совершенно ясно показывают, что наши проблемы с неравенством [и] школьной неуспеваемостью возникают, когда дети входят в школьную дверь», — говорит Стив Барнетт, директор Национального института исследований в области раннего образования при Университете Рутгерса. Шестьдесят процентов самых бедных четырехлетних детей в США не посещают дошкольных учреждений. Большинство, говорит Барнетт, начинают ходить в школу на 18 месяцев позже.

«Эти дети будут по спирали неудач, и мы устроили это, не инвестируя должным образом, прежде чем они попадут в детский сад», — говорит Барнетт. «Мы, безусловно, можем учиться у таких стран, как Финляндия».

Киуру говорит, что она не может сказать, почему США так много борются с этой проблемой, но если ее страна может преподать урок, то он заключается в следующем: «Если вы инвестируете в дошкольное образование, в дошкольные учреждения и детские сады, приведет [к] лучшим результатам», — говорит Киуру.

Это, говорит она, «финский путь».

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Слишком много, слишком рано: следует ли начинать обучение в школе в возрасте 7 лет?

(Изображение: Анджей Краузе)

В КАКОМ возрасте дети должны начинать формальное школьное образование? Англия — одна из немногих стран, где ответ — всего 4 года.

Давние дебаты по этому вопросу возобновились после письма, подписанного примерно 130 экспертами в области дошкольного образования. Он призвал расширить неформальное дошкольное образование, основанное на играх, и отложить начало формального школьного образования в Англии до 7 лет, с нынешнего фактического начала в возрасте 4 лет9.0007

Это привело бы его в соответствие с неопровержимыми данными, свидетельствующими о том, что начинать школу лучше позже, и с практикой во многих странах, таких как Швеция и Финляндия. В этих странах лучше успеваемость и благополучие детей, несмотря на то, что дети не ходят в школу до 7 лет.

Реклама

Есть опасения, что английская система, которая была введена в 1870 году для того, чтобы вернуть женщин к работе, а не на основе какой-либо образовательной выгоды для детей, теперь наносит огромный ущерб. Аналогичная история наблюдается и в остальной части Великобритании, и в других странах, таких как США, в дошкольных учреждениях существует потребность в большей формальности.

Опасение состоит в том, что английская система, введенная в 1870 году, теперь наносит серьезный ущерб

Почему новый призыв к переменам сейчас? Министр образования Великобритании Майкл Гоув и его команда продолжают выступать за более раннее формальное обучение грамоте и счету и более раннее формальное оценивание детей. Глава британского Управления по стандартам в области образования, детских услуг и навыков (Ofsted) также предположил, что школы могут принимать детей в возрасте 2 лет. Стиль обучения в этом предложении не был прописан, но критики быстро предостерегали от формальных методов.

Если принять во внимание вклад игры в развитие детей как обучающихся и вред, причиняемый началом формального обучения в возрасте 4–5 лет, доказательства более позднего начала очень убедительны.

Эти данные получены в результате антропологических, психологических, нейробиологических и педагогических исследований. Например, исследования детских игр в существующих сообществах охотников-собирателей и исследования эволюционной психологии других молодых млекопитающих определили игру как адаптацию, которая позволила ранним людям стать сильными учениками и решать проблемы.

Нейробиологические исследования подтвердили этот взгляд на игру как на центральный механизм обучения. Книга 2009 года Игривый мозг: Выходя за пределы нейронауки, , например, проанализировал множество исследований, показывающих, что игровая деятельность приводит к росту большего количества связей между нейронами, особенно в лобной доле — части мозга, ответственной за уникальные высшие психические функции человека.

Экспериментальная психология последовательно демонстрировала превосходное обучение и мотивацию, возникающие в результате игрового, а не инструктивного подхода к обучению в раннем возрасте.

Еще одно исследование, проведенное в 2002 году, показало, что к концу шестого года обучения в школе дети в США, чье дошкольное обучение было академическим, получили значительно более низкие оценки по сравнению с теми, кто посещал игровые программы.

Психологи, занимающиеся вопросами развития, определили два психических процесса, лежащих в основе взаимосвязи между игрой и обучением. Во-первых, большая часть детских игр включает в себя представление о том, что одна вещь представляет другую, например, что картонная коробка — это космический корабль. Эта способность считается уникальной для людей и лежит в основе языка, рисования и других способов, которыми мы передаем смысл.

Джеймс Кристи из Университета штата Аризона и Кэтлин Роскос из Университета Джона Кэрролла в Огайо проанализировали доказательства того, что такой подход к изучению языка, в отличие от формального обучения, предлагает наиболее мощную поддержку для раннего развития фонологических навыков и навыков грамотности.

Во-вторых, посредством всех видов физической, конструкторской и социальной игры дети лучше осознают и лучше контролируют свою физическую и умственную деятельность. Это позволяет им постепенно меньше полагаться на поддержку взрослых и становиться более «саморегулируемыми» как интеллектуально, так и эмоционально. Все большее число эмпирических исследований показывают, что поощрение игры в раннем возрасте усиливает эту способность, а поддерживающие ее образовательные вмешательства являются наиболее сильными предикторами развития детей как учащихся.

Есть еще одно важное доказательство. В 2004 году исследование 3000 детей, финансируемое Министерством образования Великобритании, показало, что продолжительный период дошкольного образования, основанного на игре, существенно повлиял на обучение и благополучие в начальной школе.

В Новой Зеландии несколько ключевых исследований сравнивали детей, которые начали формальные уроки грамотности в возрасте 5 лет, с теми, кто начал формальные уроки грамотности в возрасте 7 лет.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts