Наглядно-действенное мышление
19.02.2019
Наглядно-действенное мышление
Что это такое и как оно работает у детей
Наглядно-действенное мышление – это первая ступень в развитии мозговой активности. В основе его реальные действия, которые ребёнок совершает с предметами. Оно начинается уже с простого касания, которое помогает осознать структуру предмета и прийти к простым заключениям: плюшевый мишка мягкий и приятный на ощупь, кастрюля холодная и тяжёлая, вода жидкая, снег холодный и так далее.
Раннее развитие мышления
С самого раннего возраста ребёнок начинает контактировать с окружающим миром через предметы, которые оказываются рядом с ним. И задача родителей на начальном этапе – это познакомить ребёнка с разными предметами, дать ему возможность взаимодействия с ними.
Касание переходит в более активную форму. Дети стремятся разъединить части одного предмета. Они могут ломать игрушки или рвать бумажные страницы. Это этап исследования, который помогает понять, как устроен мир вокруг.
Пока ещё ребёнок не способен делать сложные выводы или мыслить теоретически. Мышление основывается на практике и методе проб и ошибок. Именно поэтому ребёнок часто повторяет одно и то же действие несколько раз. Например, сбрасывает игрушку со стола и наблюдает за её падением. Когда одно и то же действие приводит к одинаковому результату, мозг записывает его как ожидаемую модель действительности. И если в этот момент заменить машинку, звонко падающую на пол, на мячик, который подпрыгивает обратно, можно увидеть, что ребёнок удивится и будет стремиться повторить эксперимент ещё и ещё, чтобы закрепить результат.
Углубленное познание мира
После того, как ребёнок научился ползать, мир вокруг расширяется вместе с количеством предметов доступных для взаимодействия. Когда он начинает ходить, то контакт с предметами переходит на следующий уровень, ведь теперь он может переносить предметы и пытаться понять, как они взаимодействуют друг с другом.
Всё чаще ребёнок прибегает к опосредованному воздействию вместо прямого контакта с ним. Например, вначале малыш играет с ложкой. Для него это просто один из ряда предметов. Но когда он, повторяя движения взрослого, старается зачерпнуть ложкой кашу, то она становится средством достижения цели. Мозг ребёнка закрепляет за разными предметами определенные функции, которые они выполняют. Происходит формирование орудийной деятельности.
Навык замещения
Важный этап – это овладение навыком замещения, когда ребёнок в отсутствии привычного предмета-средства использует похожий на него по каким-то признакам, чтобы получить результат. При этом, он вскоре понимает, что замещение не всегда работает в обе стороны. Например, омлет можно съесть и ложкой вместо вилки, но суп вилкой не поешь.
Развитие по возрасту
Наглядно-действенное мышление активно развивается в период с 6-7 месяцев и до 3-х лет. Вместе с ним формируется навыки построения причинно-следственных связей, на основании которых ребенок сможет перейти на следующий этап развития мозговой деятельности: наглядно-образное мышление. Варианты решения проблемы перебираются в уме без необходимости проверять каждый из них на практике. Наглядно-образное мышление преобладает у ребенка в возрасте 4-5 лет. После этого идёт освоение логического мышления как завершающего типа мозговой активности ребёнка.
Важность наглядно-действенного мышления
Наглядно-действенное мышление – это первая ступень развития мозговой активности, поэтому полноценное прохождение этого этапа имеет большое значение в дальнейшем развитии мозга.
Хоть наглядно-действенное мышление и называют начальным этапом, этот вид мышления активно используется многими и во взрослой жизни. Речь прежде всего идёт о профессиях производственного труда: механик, ремонтник и так далее. Конечно, в этом случае это не чистый наглядно-действенный тип мышления, а его смесь с другими типами мозговой деятельности. Отличительная черта взрослого мозга – это умение переключаться между разными типами мышления в зависимости от поставленных задач.
Наглядно-образное мышление — это что?
Наглядно-образное мышление – это необыкновенная способность творческого человека видеть нестандартное в обыденных вещах. Благодаря умению мыслить креативно в мире рождаются новые проекты, свершаются открытия и жизнь становится не шаблонной, а уникальной у каждого, кто умеет видеть в ней не обыденный цикл событий, действий и предметов.
Почему важно развитие нестандартного мышления?
Каждый из нас рождается уникальным человеком. Социум и рамки личностного роста когда-то в прошлом веке делали людей единым и сплоченным коллективом, рабочий и средний класс жил в рамках режима и минимальных требуемых проявлений своих потребностей, но творческие люди всегда выделялись из толпы – в XIX веке этот тип людей был вхож в высшее общество, затем творческая братия (бомонд) перестала быть аристократической ячейкой в силу того, что каждый стихоплёт рвался туда же. Но сегодня наглядно-образный тип мышления – это особое состояние души, присущее людям, в которых нуждается мир. В настоящее время умение видеть мир в собственных проекциях не ограничивается живописью, переводами и писательским талантом, хотя в должной степени и эти качества очень ценятся. Компьютерные технологии и развитие разнообразных сфер деятельности, где свобода стиля и самовыражения только приветствуется, повлекли за собой развитие качеств нестандартного мышления. Что это значит? Какие качества для успешно развивающейся креативной компании сделают ваше резюме выдающимся и не имеющим конкурентов?
Наглядно-образное мышление
Наглядно-образное мышление – это:
• В первую очередь креативность. Такой подход к любому заданию позволяет найти способы художественного, нестандартного, творческого восприятия. Спонтанность и необычность сопутствуют творческому мышлению.
• Немаловажное значение имеет и способность полностью погрузиться в процесс создания новых и разных идей. Это и терпение, чтобы довести начатое до конца, и упорство противостоять всем невзгодам. История знает примеры великих, которых не признавали и считали самыми средними, а века спустя весь мир пользуется их изобретениями или любуется их шедеврами: Эдисон, Моцарт, Рембрандт, Пикассо, Шекспир – гении своего времени.
• Динамичность. Это и отличает креативность живого человека от генерации вариантов компьютером. Мозг творческого человека представляет собой динамическую систему, с собственной системой закономерностей деятельности. Он развивается вместе с миром и его потребностями, а значит, ему известно, какие именно тенденции в данный момент времени популярны. Революционные решения придумывает не компьютер, а человек, и поэтому наглядно-образное мышление – это один из факторов, который для человека творческой профессии (дизайнера, кутюрье, художника, поэта, музыканта и т. д.) открывает огромное количество возможностей и перспектив.
Как развить нестандартное мышление?
• Развиваться постоянно, интересоваться новинками и внутренними технологиями процессов, получать глубокие познания от вещей, которые составляют сферу ваших интересов.
• Практикуйтесь изображать на бумаге мысли, которые невозможно воплотить в формы: как выглядит любовь, страх, как происходит фотосинтез, что такое движение и т. д.
• Не ищите правильности или обоснования своих решений. Реальность неоднозначна. Одна и та же вещь может выглядеть:
— так;
— не так;
— иначе: миллионы других версий.
• Не зацикливайтесь на одной форме выражения мыслей – это первый шаг назад. Не отчаивайтесь, если вы не поняты: ищите другие пути. Уолт Дисней, сегодня известный в любом уголке земного шара, когда-то был уволен из журнального агентства за отсутствие воображения. Дерзайте и не прекращайте развиваться.
• Формула самовыражения: «Вы не видите вещи правильно или неправильно. Вы видите их так, как видите вы». Учитесь видению мира и интерпретации событий и предметов у детей.
Дети – гении нестандартных решений
Творческие способности ребёнка не нужно развивать. Важно другое – не загубить их. Ни аналитика, ни логика не присутствуют в детских поступках и решениях, их ответы на каверзные вопросы чаще всего искренние и прямые, но каждый из них – истина и креатив чистейшей воды.
Как устроен механизм детского восприятия? Приходя в мир, маленький человек бесконечно и постоянно познает все окружающее его пространство. Огромное количество информации для новорожденного и темпы развития мозга в течение нескольких лет охватывают одновременно все области жизнедеятельности. Развивающееся наглядно-образное и наглядно-действенное мышление – это неминуемые процессы самосознания и познания окружающего мира. Психологи считают, что детское нестандартное мышление до четырех лет имеет наглядно-действенный тип (когда ребенок ломает игрушку, чтобы узнать, что внутри, почему она лёгкая или мягкая), а после четырех, когда малыш становится личностью и может предположить, что издает шум внутри автомобиля или пылесоса, начинает развиваться наглядно-образное мышление.
Мнение психологов
Среди детей младшего и дошкольного возраста наглядно-образное мышление – это в психологии процесс, позволяющий ребенку, который не умеет изъясняться на равных со взрослым, оперировать другими средствами, чтобы удовлетворить свои потребности. Позже, когда его начальный лексикон и понятия уже достаточны для того, чтобы не объясняться жестами, детское воображение становится одновременно и интуитивной энциклопедией знаний, и генератором идей решения вопросов.
Творческий ребенок – успешная и многогранная личность
Любопытство, живой интерес, удивление и развивающийся интеллект нельзя втискивать в рамки, если вы хотите увидеть в ребенке творческую личность, а не трафарет своих собственных убеждений. Фундамент этого опыта впоследствии неоднократно станет основой для успеха во взрослой жизни. Головоломки, ребусы, рисование и загадки – дети очень любят такие игры, а суть этого проста: благодаря им они получают навыки пространственного и наглядно-образного мышления, связей причин и следствий событий и действий.
Наглядно-образное мышление дошкольников – это способность решать задачи в уме благодаря возможности применять образы накопленных схем и алгоритмов. Это начало формирования абстрактно-логического мышления, а затем – способности рассуждать, понимать, воспринимать, помнить, анализировать и т. д.
Вы визуальный мыслитель? — SmartDraw Blog
Знаете ли вы это или нет, вы, вероятно, мыслите визуально. Большинство из нас.
Что еще более важно, большинство людей, с которыми мы общаемся ежедневно, также мыслят визуально. Таким образом, визуальное общение дает значительное преимущество тем, кто это делает.
В психологии визуальное мышление — это то, что возникает в результате восприятия или обработки визуальных стимулов, форм или паттернов. Или, говоря простым языком, «картинка стоит тысячи слов».
Использование визуальных средств облегчает передачу, обработку и запоминание информации.
Но что это значит для вас? Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы определить, являетесь ли вы визуальным мыслителем.
Visual Thinker Пример № 1. Инструкции по визуализации
Что из следующего вам кажется более легким. Направления даны устно (или записаны) или показаны на карте?
В. Не подскажете, как добраться от станции Бродвей-Лафайет до Украинского музея с быстрой остановкой на кофе в The Bean?
А. Конечно. От станции вам нужно идти на восток по Хьюстон-стрит через Бауэри, затем повернуть налево на Второй авеню. Вы пройдете около трех кварталов до The Bean. Затем, чтобы добраться до Украинского музея, вам нужно продолжить движение на север по улице со второй по шестую, а затем налево. Музей будет примерно в середине квартала между Второй и Третьей справа.
Или вы можете использовать карту, которая позволит вам «увидеть», где вы находитесь и куда вы хотите попасть.
Visual Thinker Пример № 2. Визуализация понятий
Новый дом построен на пустом выровненном участке. Немногие из нас одарены художественными или творческими способностями, чтобы смотреть на него и представлять себе привлекательный пейзаж. Даже если ландшафтный дизайнер встретит нас на месте и даст такое описание:
я вижу дорожку в форме перевернутой буквы «V» к парадному крыльцу, с большими камнями, японскими кленами и кустарниками в разделяющей дорожку. Мы будем использовать газон произвольной формы вдоль каждой стороны дорожки и вокруг дома. Вдоль фасада дома будут высажены разнообразные деревья и кустарники – черника, фатсия, летучая мышь. По периметру участка мы посадим более крупные деревья, такие как абелия, золотарник и чайные оливки. Рядом со столовой сделаем патио с беседкой.
Или вам проще визуализировать готовый продукт с помощью ландшафтного плана, такого как этот?
Visual Thinker Пример № 3. Визуализация процесса
Вы когда-нибудь пытались что-то кому-то объяснить, а затем в середине инструкции останавливались, чтобы найти карандаш и бумагу, чтобы вы могли нарисовать рисунок или диаграмму, чтобы сделать это яснее? Вот пример процесса, который может потребоваться объяснить новому сотруднику на работе.
При получении запроса на отчет сначала отправьте его инженеру. Инженер выполнит запрос к базе данных и создаст отчет. Вам необходимо просмотреть и подтвердить отчет. Если он нуждается в доработке, отправьте его обратно инженеру. Не принимайте его, пока он не будет соответствовать всем требованиям. Как только он будет принят, вы можете отправить его обратно человеку, который запросил его для представления руководству.
Или вы можете вручить им схему рабочего процесса, вот так.
Просто для развлечения — головоломки на визуальное мышление
Вы, наверное, уже видели какую-то версию этих головоломок. Это взято из статьи, написанной Марселем Данези, доктором философии. в статье, опубликованной в Psychology Today. Это интересное чтение. Эти головоломки бросают нам вызов мышлением «целое-часть». Взглянем. Сколько прямоугольников и треугольников вы видите?
Как отмечает профессор Данези, это может быть неприятно, потому что каждый раз, когда вы подсчитываете меньшие части каждой диаграммы, вы получаете новый ответ. Эти типы головоломок заставляют нас не смотреть на очевидное, чтобы «не увидеть за деревьями леса».
Я включил эти головоломки, чтобы проиллюстрировать важный момент. Визуальное — это не обязательно просто картинка. Это форма общения, которая может принимать разные формы. Визуальный мыслитель не просто смотрит на картинку. Он или она обрабатывает информацию, содержащуюся в нем.
Но независимо от того, какую форму оно принимает, визуальное изображение является очень эффективным способом передачи практически любой информации. К счастью, современные технологии позволяют любому легко общаться, используя самые разнообразные визуальные эффекты.
Итак, вы визуальный мыслитель?
Эта статья является иллюстрацией, а не научным тестом. Но есть вероятность, что вы и окружающие вас люди думают и учатся визуально. Использование даже простых визуальных средств повысит ясность и эффективность информации, которую вы сообщаете.
Использование визуальных средств также делает передачу информации более интересной и приятной.
SmartDraw упрощает построение диаграмм
Попробуйте бесплатно Купить
Определение визуального мышления. Что такое визуальное мышление?
При проведении сеанса мозгового штурма одними из наиболее успешных методов обычно являются визуализация информации, ее набросок или создание диаграммы для объяснения концепции. Это не просто инструменты мозгового штурма, а на самом деле стратегии визуального мышления. В этой статье мы дадим определение визуальному мышлению, рассмотрев некоторые распространенные примеры и способы его применения в реальном мире.
Визуальное мышление Определение
Визуальное мышление — это уникальный стиль обучения, который собирает и сортирует идеи, изображая их визуально. Альтернативно называемое обучением по картинкам, оно помогает нам графически сортировать мысли. В своей наиболее существенной структуре важность визуального мышления заключается в способности передавать идеи и концепции через визуальную среду, а не через текст.
Наш разум готов создавать образы, независимо от того, думаем ли мы вербально или представляем себе идею. Эта перспектива также помогает стимулировать инновации, которые исходят как от визуального, так и от вербального мышления. Соответственно, визуальное мышление может вызвать более впечатляющий и примечательный опыт, чем просто вербальное мышление, и хорошо известно, что люди лучше всего учатся с помощью наглядных пособий.
Примеры визуального мышления
Мозговой штурм
Мозговой штурм с помощью ментальных карт или паукообразных диаграмм — хороший пример того, как визуальное мышление можно применять с помощью интерактивных досок. Эти диаграммы — одни из самых известных визуальных упражнений, которые обычно приходят на ум.
Мозговой штурм — это метод, с помощью которого мы можем изолировать мысли по темам и увидеть невиданные ранее ассоциации. Многие люди обращаются к надежной ручке и бумаге, чтобы концептуализировать, но еще один подход к мозговому штурму заключается в использовании интернет-платформы, особенно при совместной работе многих людей. Fresco — это платформа, которая позволяет нескольким людям работать вместе на одном экране и использовать эти популярные методы мозгового штурма.
Слайды презентации
Еще один регулярно используемый вид визуального мышления — слайды презентации. Они позволяют нам гарантировать, что наша толпа понимает нас разумно, и обеспечивают общее понимание для нескольких людей, а не индивидуальные обсуждения. В центре внимания здесь не выступающий, а то, как люди воспринимают презентацию.
Использование визуального мышления во время презентации может помочь исключить возможные ошибки в потоке. Гарантия того, что презентации будут четкими и компактными, — это еще один способ, с помощью которого визуальные рассуждения могут быть полезны при представлении материала. Вы можете использовать библиотеку слайдов и творческий дизайн, чтобы ваша презентация всегда была четкой.
Флэш-карты
Использование визуального мышления также может быть отличным методом закрепления небольшого обучения ощущениям в вашей повседневной жизни. Обучение ощущениями — это процесс запоминания вещей путем выполнения реальной деятельности. Обучение ощущениями — это еще один способ, с помощью которого наш разум может просматривать данные, и визуальное мышление — важная часть этого процесса.
Добавив к карточкам наглядные пособия или создав отдельные визуально значимые версии, вы, скорее всего, запомните их значение, даже не читая определения. Это показывает, как визуальное мышление может быть невероятно эффективным при изучении нового материала, особенно карточек с мыслями.
Характеристики визуального мышления
- Визуальное мышление организует идеи графически.
- Помогает вспоминать и запоминать данные более четко.
- Добавляет визуальное понимание к деталям.
Визуальные вдохновители также зависят от нескольких устройств, таких как карандаш, бумага, карточки для записей, доски и устройства программирования. Они экстернализируют свое внутреннее взаимодействие, то есть трансформируют его в субстанциальную визуальную конфигурацию, чтобы оно было безошибочно узнаваемым и заслуживающим внимания.
Важность визуального мышления
Независимо от того, являетесь ли вы студентом или владельцем бизнеса, визуализация информации имеет основополагающее значение для сортировки ваших мыслей и анализа информации. Независимо от бизнеса или работы, которую вы выполняете, визуальное мышление является чрезвычайно важным качеством для всех, особенно в отношении инноваций. Независимо от того, работаете ли вы свободно или в группе, эта методология визуализации может помочь вам в оценке мыслей и участии в важных встречах для генерации новых идей. Это поможет вам нарисовать более четкое изображение для внутренних или внешних партнеров, таким образом предлагая творческие и впечатляющие идеи.
Преимущества визуального мышления:
Мы уже обсудили некоторые причины, по которым визуальное мышление полезно, но вот несколько явных преимуществ его внедрения в повседневную жизнь.
Стратегии визуального мышления богаты воображением, они предложат новые ценные точки зрения и помогут найти новаторские ответы.
Когда люди думают визуально, они проводят мозговой штурм, изображая их графически, что еще больше способствует сотрудничеству и совместным усилиям.
Уточнение целей или задач проекта становится более простым, если они визуализируются графически (через слайды презентации).
С развитием цифровых технологий визуальное мышление становится важным процессом для всех ассоциаций. Организации, вероятно, акцентируют внимание на плановом мышлении и структурном мышлении, среди прочего.
Как применяется визуальное мышление
Если вы бизнес-лидер или руководите командой, визуальное мышление становится навыком выживания на рабочем месте. Это не только делает вашу работу увлекательной и увлекательной, но и помогает эффективно решать критические проблемы. Вы можете использовать следующие инструменты, чтобы более эффективно применять свои навыки визуального мышления в работе:
Интеллект-карты
Интеллект-карты или паутинные диаграммы очень полезны в процессе мозгового штурма, то есть в плавном потоке мыслей, мнений и идей. Это один из самых распространенных инструментов, которые вдохновляют на критическое мышление. Вы и члены вашей команды можете связывать разные мысли и идеи, чтобы создать сеть идей. Онлайн-доска может быть использована для легкого создания ментальной карты вместе с карандашом и бумагой.
Слайды презентации
Вы можете использовать слайды презентации, чтобы представить идею на встречах с внутренними и внешними работниками. Это гарантирует, что аудитория разумно воспримет материал и держит всех в полном согласии.
Блок-схемы
Еще один тип визуального мышления, блок-схемы, позволяют вам ясно представлять свои мысли. Это ограничивает недопонимание, поскольку вы можете подробно представить свою идею, нарисовав ее в виде блок-схемы. Этот пошаговый подход создает подробный набросок, а также разбивает проблемы с большей эффективностью. Визуальное мышление может помочь вам лучше сортировать данные, размышления и мысли. Кроме того, это вдохновляет на изобретательность и дает новые точки зрения.
Как развивать визуальное мышление
Чтобы добиться максимальной эффективности, важно выполнять упражнения на визуальное мышление при правильных обстоятельствах. Хотя они могут быть полезны множеством разных способов, если они не применяются должным образом, они не будут такими эффективными. Вот несколько упражнений, которые помогают получить доступ к визуальному мышлению и творчеству. Для справки, это в основном способы, с помощью которых команды и отдельные лица могут развить творческое мышление и с помощью этих упражнений повлиять на результат своей работы в будущем.
Завершение теста «Неполная фигура»
Тест творческого мышления Торранса считается одним из лучших тестов на креативность. Пользователям даются неполные изображения и их просят завершить. Более высокие оценки были даны тем, чьи ответы включали в себя богатые образы, неясное повествование и фантазию. Это упражнение можно выполнять дома, используя онлайн-доски, а не участвовать в исследовательской группе, чтобы получить пользу от этого мысленного эксперимента.
Это упражнение очень полезно для того, чтобы открыть ваш разум для альтернативных возможностей и может помочь увеличить ваши новаторские способности как на работе, так и в личной жизни.
Упражнение «Творчество вслепую»
Это метод прямого наблюдения, представленный Марком МакГиннессом, тренером по маркетингу и творчеству. Цель этого упражнения на визуальное мышление — поработать над рисунком, который действительно можно увидеть, а не то, что вы думаете, что видите. Для этого упражнения все, что вам нужно сделать, это взять карандаш и немного бумаги. Позвольте себе 5 минут. Теперь НЕ смотрите на страницу во время рисования, повернитесь и поднимите руку и смотрите на свою руку только во время рисования, а не на бумагу. Ваша задача — нарисовать складки, складки и отметины на руке, а не на всей руке.
Задача этого упражнения состоит в том, чтобы не терять концентрацию во время выполнения. В конце концов, у вас будет уникальное изображение, которое неизбежно будет отличаться от желаемого рисунка, но будет иметь некоторые уникальные и знакомые аспекты, которые вы сможете проанализировать.
Предложение Лори МакНи
По словам Лори МакНи, один из способов развить визуальное мышление — это буквально перевернуть свой мир с ног на голову (рисовать вверх ногами). Для этого сфотографируйте лицо человека, переверните его вверх ногами и попробуйте нарисовать его таким. Забудьте, что вы рисуете человеческое лицо. Вместо этого сосредоточьтесь на формах, линиях и пятнах света и тьмы.
Это упражнение основано на концепции из книги Бетти Эдвард «Рисование правым полушарием мозга». Это упражнение позволяет нам избавиться от условной перспективы, чтобы искать узнаваемые формы, составляющие лицо, а не видеть: «О, это куда должен идти нос, это место для глаз», начинаем рисовать более реалистично.
Используйте случайные предметы для создания полезных вещей
Это блестящее и веселое упражнение, в котором вы собираете ненужный материал и используете его в своем проекте. Обычно мы видим предметы по назначению, а ребенок видит картонную коробку как ракету. Попробуйте сделать полезные вещи из мусора. Это предназначено для повышения вашей способности создавать результаты и проекты из, казалось бы, неважных объектов, что может быть очень полезно на рабочем месте.
Заключение
Визуальное мышление — это процесс понимания через визуальную обработку, и его часто изображают как рассматривание слов как последовательности изображений. Для визуалов картинка или диаграмма могут дать значительно более впечатляющую и существенную возможность для роста, чем словесно выраженные слова или составные сообщения.