Наглядно образное мышление в психологии это: Наглядно-образное мышление — Психологос

Содержание

Наглядно-образное мышление | это… Что такое Наглядно-образное мышление?

Нагля́дно-о́бразное мышле́ние — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением. Ошибка: Наглядно-образное мышление и воображение — разные процессы. Наглядно-образное имеет дело с реальным предметом, процессом. А воображение — это воссоздание нужного образа из образной памяти.

За нагля́дно-о́бразное мышле́ние отвечает правое полушарие мозга (см. статью «Межполушарная асимметрия»). Ошибка: За образное мышление отвечает не то или другое полушарие, а первая сигнальная система, которая располагается в обоих полушариях и работает по сигналу «образ». Учение Павлова о сигнальных системах.

Нагля́дно-о́бразное мышле́ние приводит к мгновенному получению результата.

Исключительно нагля́дно-о́бразным мышле́нием мыслят животные и дети до 5 лет. Позже, с приобретением навыков общения, человек постепенно переходит на абстрактную (словесную) форму мышления. Ошибка: У детей вторая сигнальная система, лобные доли, находится в процессе роста и развития. Окончательно лобные доли сформировываются лишь к 17—18 годам у девушек и к 19—20 у юношей. Поэтому, дети, преимущественно, мыслят по первому сигналу. Но развитое образное мышление является обязательной частью психики любого нормально организованного человеческого мозга. Без этого человек ущербен. Активно развитым образным мышлением, всеми его видами, обладают творческие люди. Это не обязательно связано с искусством. Для того, чтобы хирург сделал операцию, он должен сначала «пройти» её в своём воображении. А уже во время операции будет и наглядное и образное. Всё, ведь, перед глазами.

Скорость нагля́дно-о́бразной памяти = 60 ± 5 бит/сек (для сравнения скорость абстрактной памяти = 7 ± 2 бит/сек).[источник не указан 926 дней] (Именно поэтому, органичное обучение, с использованием обеих сигнальных систем, позволяет быстро и качественно усваивать любой материал. Это путь к мыслящему, творческому мозгу.)

Около 30 % учащихся с 4-го по 6-ой класс пользуются преимущественно образным мышлением для запоминания правил и решения задач, около 25 % — преимущественно последовательно-логическим, 45 % — используют оба полушария.[1]

Источники

  1. Силверман Л. Одарённость вверх-ногами: наглядно-образный ученик. — 2005. (англ.)

Литература

  • Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М., 1990.

Ссылки

  • Упражнения для улучшения нагля́дно-о́бразного мышле́ния и образной памяти.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Наглядно-образное мышление

Определение 1

Наглядно-образное мышление берет свое начало внутри наглядно-действенного и является следующей после него стадией развития мышления. Для такого мышления характерно представление содержания мыслительной задачи в наглядной форме, при этом ее решение проводится посредством оперирования в уме образами/представлениями предметов (либо же их изображениями) за счет их полного или частичного преобразования.

Отсюда следует, что успешность решения задач наглядного типа напрямую зависит от уровня сформированности зрительных образов, а также мыслительных операций.

Как формируется наглядно-образное мышление. Основные принципы решения задач

Для изучения наглядно-образного мышления с последующей оценкой его сформированности активно применяется методика прогрессивных матриц Дж. Равена. Также в процессе исследования, которое проводила В. А. Лонина, при сравнении слабовидящих школьников с их сверстниками, видящими хорошо, использовался метод исследования, который разработала Т. В. Розанова, основывающийся на матрицах Дж. Равена.

Доказано, что интенсивный период развития наглядно-образного мышления приходится на весь период младшего школьного возраста и продолжается также в среднем школьном возрасте. Но младший школьный возраст считается сензитивным периодом в развитии наглядно-образного мышления. Это является закономерностью, так как этот возраст имеет прямую связь с развитием зрительных функций, продолжающееся до 13 лет (по Л. А. Новиковой, Д. А. Фарберу и прочим).

Эти закономерности в развитии мышления у школьников как младшего, так и среднего школьного возраста находят подтверждение в более высоком темпе увеличения количества правильных решений, выполненных самостоятельно к концу младшего школьного возраста в сравнении с окончанием среднего школьного возраста, а также в сокращении количества требующейся помощи и времени, которое было затрачено для нахождения решения.

Пример 1

Ученики 1 класса с нормальным зрением смогли самостоятельно найти верное решение в 72,6% заданий, ученики 4 класса — в 82,6%, ученики 7 класса — в 85,8%. Учащиеся со слабым зрением показали более низкие результаты: ученики 1 класса — 55,9%, 4 класса — 72,8% и 7 класса — 79,3%.

При сравнении этих показателей можно заметить, что у последней группы результаты ниже, чем у нормально видящих учеников. При этом более всего различаются ученики 1 класса — на 16,7%, в то время как семиклассники различаются всего лишь на 6,5%

Далеко не все задачи можно решить с одинаковой степенью успешности. Более легкими являются те задания, в которых присутствует простое тождество, несколько сложнее — где есть усложненное тождество, а также симметрия. При решении задач на аналогию школьники испытывают уже большие трудности. Но при этом к моменту перехода в старшие классы дети со слабым зрением справляются с ними вполне успешно.

Для процесса решения задач на наглядно-образное мышление необходим анализ, который заключается в распознавании отдельных элементов/частей фигуры или нескольких фигур, которые изображены на рисунке.

Одновременно с этим требуется производить соотнесение, сопоставление и синтез (то есть установление связей среди разных элементов слияния всех частей в одну фигуру/комплекс фигур).

Замечание 1

Анализ, используемый при решении таких задач, а также сравнение, дают возможность выделить существенные признаки, связи, пространственные отношения конкретных элементов и частей с одновременным абстрагированием общих существенных свойств/связей.

Нарушение единства между анализом и синтезом, неполный/бессистемный элементарный анализ, неверное абстрагирование, поверхностное сравнение, выделение несущественных признаков/связей — все это приводит к одностороннему проведению синтеза, а также к неверным обобщениям, в основном — к неверному решению задач.

Если решение проводится повторно (возможно также проведение и третьей попытки), то часть ошибок исчезает. Все дело в том, что при повторных попытках условия задачи дополняются полученной ранее информацией. Также в это время активизируются мыслительные процессы.

Более всего это характерно для школьников с нормальным зрением, так как они более быстро и успешно исправляют допущенные ранее ошибки.

Также большую роль в успешном выполнении задания играет достаточная степень четкости и устойчивости сформированных опытным путем зрительно-пространственных представлений. При замедленности и неточности процесса восприятия у учащихся со слабым зрением формируются представления нечеткие, неустойчивые, неполные и малодифференцированные.

При исследовании взаимодействия внутренней речи и наглядного мышления в процессе решения матриц Дж. Равена, Соколовым А. Н. было отмечено, что малые усложнения структуры таких задач приводят к необходимости в словесных определениях/умозаключениях. При этом наглядное мышление трансформируется в наглядно-словесное. В процессе наглядного мышления (например, при зрительном поиске похожих фигур) большая часть сложившейся ситуации в восприятии имеет образную форму, однако в случае необходимости проведения более детального анализа запускается механизм второй сигнальной системы, при котором:

  • осуществляется словесное фиксирование типичных признаков воспринимаемых фигур, с последующим переводом зрительной наглядности в систему знаков речи;
  • проводятся необходимые для нахождения решения умозаключения (в описываемом случае, в первую очередь, это разделительные и направленные на поиск аналогий умозаключения), которые принимают форму логических энтимем — то есть они имеют пропуски исходных посылок, так как те представлены наглядно (подробнее: Соколов А. Н. «Внутренняя речь и мышление». М., 1968).

При этом затруднения при решении одних и тех же задач испытывают школьники как с нормальным, так и со слабым зрением, однако показатели успешности решения этих задач у них различаются.

Основные типы ошибок в задачах на наглядно-образное мышление

Если в процессе решения задачи ее анализ был проведен недостаточно глубоко или же синтез был односторонним/частичным, то неизбежно появление ошибок. Это является следствием того, что школьники уделяют повышенное внимание только одному из признаков задачи, что и приводит их к неправильному решению.

Подобных ошибок существует большое разнообразие. Чаще всего встречаются следующие их виды:

  • те, которые являются следствием недостаточного учета признаков, присутствующих на рисунке, а также их поверхностного сравнения;
  • те, что являются следствием недостаточной оценки взаиморасположения различных компонентов или частей, из которых состоит фигура, в пространстве, а также того, как они относятся к общей структуре рисунка.

Все эти ошибки базируются на различных причинах, которые довольно сложно разграничить. Первый тип ошибок по большей части основывается на первоначальном зрительном анализе условий заданий — то есть зависит от выделения важных и не особо важных признаков/связей геометрической фигуры или композиции, которые воспринимаются на рисунке. Второй тип ошибок базируется на недостаточном владении операциями, направленными на восприятие пространственных отношений фигур/композиций, расположенных на плоскости листа.

Влияние плохого зрения на наглядно-образное мышление

Наглядное и понятийное мышление у детей с нарушениями зрения формируется и развивается согласно общим законам развития мышления для детского возраста. Так, в дошкольный период идет развитие наглядно-действенного мышления, в младший школьный период активно идет развитие наглядно-образного и конкретно-понятийного мышления, после чего происходит переход к абстрактно-понятийному мышлению, которое является высшей стадией развития.

Замечание 2

Плохое зрение способствует относительно большей детской пассивности, которая проявляется в сфере реализации практической/познавательной деятельности в сравнении с детьми, имеющими нормальное зрение.

Все недостатки предметно-практической деятельности, которые проявляются у дошкольников, являются своеобразным формированием конкретно-понятийного мышления в процессе неполноценного развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Дети, имеющие зрительные дефекты, имеют большие потенциальные возможности в развитии наглядно-образного и словесно-понятийного мышления, которые имеют опору на наглядно-действенное мышление, а также с использованием различных методов абстрагирования/обобщения. Своеобразие развития наглядно-образного и понятийного мышления у таких детей проявляется более всего в младшем и среднем школьном периоде. Старшеклассники с проблемами зрения проявляют особенности развития образного мышления только при выполнении заданий достаточной сложности.

Замечание 3

При сравнении ошибок первого и второго типа, которые были сделаны школьниками со слабым и обычным зрением, было отмечено, что дети без зрительных проблем совершали их в существенно меньшем количестве: первого типа в три раза меньше, второго — в четыре раза. При этом у хорошо видящих учеников первого класса ошибок выявлено гораздо меньше, чем у учеников 4 класса с проблемами зрения.

У детей со слабым зрением преобладают ошибки второго типа ( в сравнении со второй группой), что объясняется неполноценной четкостью, а также устойчивостью зрительно-пространственных представлений, которые формируются практически. Все это является следствием неточного зрительного восприятия на фоне плохого зрения.

Существенная часть ошибок обоих типов, которые были допущены младшеклассниками в процессе решения заданий на основе трех наборов матриц Равена, может быть исправлена лишь при однократной или двукратной стимуляции (например, «посмотри внимательно»). При этом учащиеся с нормальным зрением делают исправления быстрее и эффективнее, в то время как для детей с плохим зрением такая общая стимуляция часто не является достаточной.

В большей части решение заданий становилось возможным после помощи экспериментатора, который объяснял условия задач.

Рассмотрение характера и причин ошибок, которые наблюдаются при выполнении заданий трех наборов, дало следующую картину: дети с проблемным зрением задействуют при решении наглядных задач на аналогию точно такие же процессы, что и ученики с нормальным зрением. Но при наличии неполноценного зрения у детей имеются серьезные затруднения при выполнении зрительного анализа/синтеза большей сложности.

Также стоит обратить внимание на то, что плоховидящие ученики существенно отличаются по успешности решения задач наглядного типа внутри различных возрастных групп. При рассмотрении представителей одной группы часть из них вполне успешно справляется с заданиями, другая часть отличается средней успешностью, у третьей она на низком уровне.

В течение школьного возраста наглядно-образное мышление у детей со слабым зрением претерпевает значительное развитие. У них отмечается несколько ускоренный рост в период между 7-8 и 10-11 годами по сравнению с обычными школьниками. Однако далее, между 10-11 и 13-14 годами, этот темп замедляется, число верных решений при этом увеличивается, но в незначительной мере. Поэтому изначальные различия между двумя указанными группами нивелируется.

При этом множеством авторов (как отечественных, так и зарубежных) было отмечено, что развитие мышления не находится в зависимости от серьезности нарушения зрения (например, так считают Земнова М. И., Литвак А. Г., Фром В. и многие другие). Мышление также может быть высоко развито у слепых и слепоглухих (Костючек Н. С., Солнцева Л. И. и другие).

В качестве источника мыслительной деятельности выступает восприятие действительности, осуществляемое при помощи зрения, слуха, осязания и прочих разновидностей чувствительности. Слово в познании действительности играет обобщающую роль и имеет важное компенсаторное значение, которое помогает школьникам, даже тем, кто имеет серьезные нарушения зрения, выходить на границы непосредственного чувственного опыта. Во время обучения и целенаправленной практики у детей с любым видом зрения меняется соотношение между словесно-логическим и чувственным. При этом роль, которую выполняли непосредственные чувственные формы познания, сужается ввиду развития мыслительных операций и логической интерпретации фактических данных. Помимо этого, не менее важное компенсаторное значение имеют процессы интериоризации.

Замечание 4

Анализ решения задач, которое было выполнено школьниками, имеющими нарушения зрения, говорит о том, что усвоение содержания заданий, а также рассуждения/умозаключения у них не имеют отличий от школьников с нормальным зрением.

Большое значение для слабовидящих учеников имеет развитие дедуктивного мышления, опирающееся на индуктивные умозаключения, которые основываются на многообразии определенного наглядного опыта.

Для школьников важным компенсаторным значением обладает умение делать выводы, основанные на аналогии. В процессе формирования знаний, которые опосредствуют развитие понятий, существенное значение имеет речевое общение и применение коммуникативных технических средств. Речь, которая помогает усваивать знания, играет крайне важную роль в коррекции и компенсации проблемных зрительных функций.

Содержание понятий должно в полной мере раскрываться в наглядном материале, при условиях активной практической деятельности учеников. Чаще всего понятийные определения, которые дает учитель, должны сочетаться с демонстрацией определенного материала, в котором ученики должны выделять существенные признаки.

Вы визуальный мыслитель? — SmartDraw Blog

Знаете ли вы это или нет, вы, вероятно, мыслите визуально. Большинство из нас.

Что еще более важно, большинство людей, с которыми мы общаемся ежедневно, также мыслят визуально. Таким образом, визуальное общение дает значительное преимущество тем, кто это делает.

В психологии визуальное мышление — это то, что возникает в результате восприятия или обработки визуальных стимулов, форм или паттернов. Или, говоря простым языком, «картинка стоит тысячи слов».

Использование визуальных средств облегчает передачу, обработку и запоминание информации.

Но что это значит для вас? Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы определить, являетесь ли вы визуальным мыслителем.

Visual Thinker Пример № 1. Инструкции по визуализации

Что из следующего вам кажется более легким. Направления даны устно (или записаны) или показаны на карте?

В. Не подскажете, как добраться от станции Бродвей-Лафайет до Украинского музея с быстрой остановкой на кофе в The Bean?

А. Конечно. От станции вам нужно идти на восток по Хьюстон-стрит через Бауэри, затем повернуть налево на Второй авеню. Вы пройдете около трех кварталов до The Bean. Затем, чтобы добраться до Украинского музея, вам нужно продолжить движение на север по улице со второй по шестую, а затем налево. Музей будет примерно в середине квартала между Второй и Третьей справа.

Или вы можете использовать карту, которая позволит вам «увидеть», где вы находитесь и куда вы хотите попасть.

Visual Thinker Пример № 2. Визуализация понятий

Новый дом построен на пустом выровненном участке. Немногие из нас одарены художественными или творческими способностями, чтобы смотреть на него и представлять себе привлекательный пейзаж. Даже если ландшафтный дизайнер встретит нас на месте и даст такое описание:

я вижу перевернутую V-образную дорожку к парадному крыльцу, с большими камнями, японскими кленами и кустарниками в разделяющей дорожку. Мы будем использовать газон произвольной формы вдоль каждой стороны дорожки и вокруг дома. Вдоль фасада дома будут высажены разнообразные деревья и кустарники – черника, фатсия, летучая мышь. По периметру участка мы посадим более крупные деревья, такие как абелия, золотарник и чайные оливки. Рядом со столовой сделаем патио с беседкой.

Или вам проще визуализировать готовый продукт с помощью ландшафтного плана, такого как этот?

Visual Thinker Пример № 3. Визуализация процесса

Вы когда-нибудь пытались что-то кому-то объяснить, а затем в середине инструкции останавливались, чтобы найти карандаш и бумагу, чтобы вы могли нарисовать рисунок или диаграмму, чтобы сделать это яснее? Вот пример процесса, который может потребоваться объяснить новому сотруднику на работе.

При получении запроса на отчет сначала отправьте его инженеру. Инженер выполнит запрос к базе данных и создаст отчет. Вам нужно будет просмотреть и подтвердить отчет. Если он нуждается в доработке, отправьте его обратно инженеру. Не принимайте его, пока он не будет соответствовать всем требованиям. Как только он будет принят, вы можете отправить его обратно человеку, который запросил его для представления руководству.

Или вы можете вручить им схему рабочего процесса, вот так.

Просто для развлечения — головоломки на визуальное мышление

Вы, наверное, уже видели какую-то версию этих головоломок. Это взято из статьи, написанной Марселем Данези, доктором философии. в статье, опубликованной в Psychology Today. Это интересное чтение. Эти головоломки бросают нам вызов мышлением «целое-часть». Взглянем. Сколько прямоугольников и треугольников вы видите?

Как отмечает профессор Данези, это может быть неприятно, потому что каждый раз, когда вы подсчитываете меньшие части каждой диаграммы, вы получаете новый ответ. Эти типы головоломок заставляют нас не смотреть на очевидное, чтобы «не увидеть за деревьями леса».

Я включил эти головоломки, чтобы проиллюстрировать важный момент. Визуальное — это не обязательно просто картинка. Это форма общения, которая может принимать разные формы. Визуальный мыслитель не просто смотрит на картинку. Он или она обрабатывает информацию, содержащуюся в нем.

Но независимо от того, какую форму оно принимает, визуальное изображение является очень эффективным способом передачи практически любой информации. К счастью, современные технологии позволяют любому легко общаться, используя самые разнообразные визуальные эффекты.

Итак, вы визуальный мыслитель?

Эта статья является иллюстрацией, а не научным тестом. Но есть вероятность, что вы и окружающие вас люди думают и учатся визуально. Использование даже простых визуальных средств повысит ясность и эффективность информации, которую вы сообщаете.

Использование визуальных средств также делает передачу информации более интересной и приятной.

SmartDraw упрощает построение диаграмм

Попробуйте бесплатно Купить

Визуальное мышление | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью. или правополушарное обучение интуитивный и одновременный способ.

Мышление образами — одна из ряда других признанных форм невербального мышления, таких как кинестетическое, музыкальное и математическое мышление. Множественные стили мышления и обучения, включая визуальное, кинестетическое, музыкальное, математическое и вербальное мышление, являются общей частью многих текущих курсов подготовки учителей.

Хотя визуальное мышление и визуальное обучение не являются синонимами, те, кто думает образами, как правило, утверждают, что лучше всего обучаются визуально. Кроме того, хотя предпочтительные стили обучения и мышления могут различаться от человека к человеку, исключая перцептивные или неврологические нарушения или дефициты, уменьшающие использование некоторых типов мышления, большинство людей (включая тех, кто мыслит визуально) обычно используют некоторый диапазон различных стилей мышления и обучения, независимо от того, осознают они различия или нет.

Понятия, связанные с визуальным мышлением, сыграли важную роль в обучении искусству и дизайну за последние несколько десятилетий. Важная литература по этой теме включает « визуальное мышление » Рудольфа Арнхейма (1969), « опыт визуального мышления» Роберта МакКима (1971) и « рисунок правой стороны мозга Бетти Эдвардс» (1979). Современная литература включает In The Minds Eye (1997) Томаса Г. Уэста, Upside Down Brilliance 9.0101 (2002 г.) Линды Сильверман и Фактор Эйнштейна (2004 г.) Вин Венгер.

Содержание

  • 1 Теоретическая основа
    • 1.1 Эйдетическая память
    • 1.2 Дислексия
    • 1.3 Аутизм
    • 1.4 Пространственно-временное мышление или пространственная визуализация
  • 2 Исследования
  • 3 Обработка информации в образном мышлении
  • 4 Размеры образных мыслителей
  • 5 Характеристики образного мышления
  • 6 Немного статистики
  • 7 Смешанное благословение
  • 8 Список людей с визуальным процессором
  • 9 См. также
  • 10 Каталожные номера
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Теоретическая основа

Множество различных авторов, теорий и областей предполагают влияние языка и мышления. Многие указывают на кажущееся здравым смыслом понимание того, что при самоанализе мы, кажется, думаем на языке, на котором говорим. Ряд писателей и теоретиков экстраполировали эту идею.

Гипотеза Сепира-Уорфа в лингвистике

(i) сильная версия утверждает, что язык определяет мышление и что только лингвистические категории ограничивают и определяют когнитивные категории. В 1969 году эта предпосылка была отвергнута, когда в исследовании Брента Берлина и Пола Кея использовалось исследование цветовой терминологии, чтобы полностью дискредитировать сильную конструкцию Уорфа.

В своей книге The Language Instinct Стивен Пинкер предлагает следующее: если мы не рождаемся с языком, как мы можем быть сконструированы так, чтобы мыслить только словами? В 19В 81 году Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследование расщепленного мозга: он пришел к выводу, что правое [невербальное] полушарие действительно представляет собой самостоятельную сознательную систему — оно воспринимает, думает, запоминает, рассуждает, желает и испытывает эмоции, все на характерно человеческом уровне. Левое и правое полушарие могут одновременно осознавать разные, даже противоречащие друг другу психические переживания, протекающие параллельно. Исследование, основанное на нобелевском исследовании Сперри, получившему Нобелевскую премию, подкрепляется неофициальными данными, подтверждающими предположение о том, что различные архитектуры подходят для одного из каналов за счет других. Личная история Эйнштейна как академического аутсайдера с раннего возраста, самопровозглашенного визуального мыслителя и пожизненного сторонника образовательной реформы придает правдоподобности этой гипотезе.

Сегодня применение визуального мышления разнообразно. Они включают в себя фондовый рынок, закон и порядок, высшую математику, авиационную технику, архитектуру и дизайн, а также память и обучение. Говоря более прозаически, визуальное мышление способствует повседневным действиям, таким как вождение автомобиля, полеты, навигация, игра в шахматы, ловля мяча, вычисление времени траектории скорости и даже незначительные изменения в повседневном языке.

В области когнитивной терапии, основанной Аароном Т. Беком, утверждается, что человеческие эмоции и поведение вызываются внутренним диалогом. Мы можем изменить себя, научившись подвергать сомнению и опровергать собственные мысли, особенно ряд специфических ошибочных моделей мышления, называемых «когнитивными искажениями». В НЛП [лингвистическом программировании] умелое использование языковых «шаблонов» используется для воздействия не только на ваши собственные мысли и поведение, но и на мысли и поведение других людей. НЛП — дискуссионная дисциплина, и было бы справедливо сказать, что широкой публике не нравится то, что воспринимается как подсознательная манипуляция. Основанная Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером, НЛП опирается на гипнотические техники, чтобы сделать объекты внушаемыми. НЛП особенно популярно среди бизнес-сообщества и влиятельных групп. Как бизнес-инструмент, НЛП проводит параллели с исследованиями Павлова, Сарджента и Б. Ф. Скиннера в области контроля над сознанием, чья работа по условным реакциям в человеческих рефлексах и подкреплении не придает большого значения свободе воли.

Менее известен тот факт, что НЛП разветвлено. Изначально он был задуман для ускорения обучения. Человеческие системы разбиты на визуальные, активные и акустические каналы. Эти идеи НЛП были переработаны Флемингом, чья модель стилей обучения VAK непосредственно получена из НЛП. То, что вы видите, слышите и делаете, идентифицируется для каждого канала, а сообщения персонализируются.

Сторонники Гальтона, выдвинувшего идею наследственного интеллекта, не согласны. Гальтон повлиял на Берта, чья работа по стандартизации психологических тестов привела к введению тестирования IQ, благодаря чему Берт познакомился с евгеникой. Берт получил образование в Стратфорде-на-Эйвоне, на родине Шекспира, городе, пропитанном традициями письменного и устного слова. Его, возможно, мошенническое исследование подлило масло в мутную воду и без того расколотой области. Понятно, что интеллект — это интеллект, фиксированная константа, которую можно измерить с помощью одного теста, чтобы управлять ими всеми. Если вы хороши в одном аспекте теста, вы хороши во всех аспектах теста IQ. Теория множественного интеллекта Гарднера отвергает эту предпосылку: области компетенции могут быть взаимоисключающими с такой же вероятностью, как и подкрепляющие. Гарднер утверждает, что тест ошибочен. Более тонкий аргумент связан со стилями обучения и характером общения. Способность к языку, несомненно, дает системную предвзятость. Образование и работа, которая ведет к этому, создает петли обратной связи. В современном обществе, отличном от общества Берта, связь между IQ и образованием ослабла, но понятия образованный и умный стали синонимичными, взаимозаменяемыми; подкрепляется тем, что вербализаторы лучше усваивают информацию, защищают системы и разрабатывают рабочие места, которые в денежном выражении вознаграждают сильные стороны, цикл, который является самовоспроизводящимся.

‘Теоретик Линда Крегер Сильверман предполагает, что менее 30% населения сильно использует визуальное/пространственное мышление, еще 45% используют как визуальное/пространственное мышление, так и мышление в форме слов, а 25% думают исключительно словами. По словам Крегера Сильвермана, из 30% населения в целом, использующего визуальное / пространственное мышление, лишь небольшой процент будет использовать этот стиль сверх всех других форм мышления, и их можно назвать «настоящими» образными мыслителями, такими как Альберт. Эйнштейн.

Эйдетическая память

Эйдетическая память (фотографическая память) может проявляться как у людей с визуальным мышлением, так и у любого другого типа мышления, поскольку это функция памяти, связанная с наличием видения, а не стиля мышления. Эйдетическая память все еще может возникать у людей со зрительной агнозией, которые, в отличие от людей с визуальным мышлением, могут быть ограничены в использовании навыков визуализации для умственных рассуждений.

Психолог Э. Р. Йенш утверждает, что эйдетическая память, помимо визуального мышления, связана с исчезновением эйдетических образов между линией послеобраза и образом памяти. Предполагается, что между послеобразом и образом в памяти существует тонкая связь, из-за которой визуальные мыслители не видят эйдетический образ, а скорее опираются на восприятие и полезную информацию. Как указывалось ранее, люди с диагнозом агнозия могут быть не в состоянии выполнять умственные рассуждения. Возможно, это одна из причин того, что индивидуумы не в состоянии идентифицировать эйдетический образ настолько четко, насколько это возможно.

Дислексия

См. также: Дислексия

Люди используют различные стили или стратегии обучения, среди которых слуховое, кинестетическое и зрительно-пространственное обучение, которые связаны с органами чувств (рецепторами), сенсорной системой и чувство, соответственно уши со слухом, глаза со зрением, кожа, конечности и телесные движения с осязанием и жестами тела. Исследования показывают, что дислексия является симптомом преобладающего визуального/пространственного обучения из самых ранних исследований, около 189 г.6–1925 Моргана (1896 г.), Хинзелвуда (1900 г.) и Ортона (1925 г.). Морган использовал термин «словесная слепота» в 1896 году; Хинзелвуд расширил понятие «словесная слепота», чтобы описать переворачивание букв и подобное явление в 1900-х годах; В 1925 году Ортон предположил, что людям трудно ассоциировать визуальное изображение с вербальной формой слов. Дальнейшие исследования с использованием технологий (ПЭТ и МРТ) и более широких и разнообразных групп пользователей на разных языках подтверждают более ранние выводы. Зрительно-пространственные симптомы (дислексия, диспраксия, нарушение слуховой обработки (APD) и т.п.) возникают в невизуальных и непространственных средах и ситуациях; следовательно, визуальное / пространственное обучение усугубляется системой образования, основанной на информации, представленной в письменном тексте, а не на мультимедийном и практическом опыте.

Аутизм

Темпл Грандин утверждает, что визуальное мышление является причиной задержки речи у людей с аутизмом. [1] Однако образное мышление само по себе является лишь одной из форм «неязыкового мышления», которое включает в себя физический (кинестетический), слуховой (музыкальный) и логический (математический/системный) стиль мышления. [2] Среди тех, чья основная форма мышления и стиль обучения являются неязыковыми, образное мышление является наиболее распространенным, в то время как у большинства людей наблюдается сочетание стилей мышления и обучения. Было высказано предположение, что визуальное мышление имеет некоторую необходимую связь с аутизмом. Однако, учитывая текущую статистику Национального аутистического общества Великобритании, заболеваемость РАС составляет около 1 на 100 человек 9.0194 [3] и что до 60–65% населения думают образами, нельзя сделать вывод, что образное мышление имеет какую-либо необходимую связь с аутизмом. Более того, если у людей с аутизмом нет сенсорно-перцептивных расстройств, ограничивающих их способность к развитию визуального мышления, таких как зрительная агнозия или слепота с младенчества, многие люди с аутизмом, как и многие неаутичные люди, одинаково склонны думать образами. Поскольку визуальное мышление является наиболее распространенным способом мышления, можно ожидать, что распространенность визуального мышления в аутичном сообществе может отражать таковую среди населения в целом и составлять около 60–65% 9.0200 [ ] населения в целом.

Пространственно-временное мышление или пространственная визуализация

Визуальные мыслители описывают мышление в картинках. Поскольку примерно 60–65% 90 200 [ 90 100 необходима цитирования 90 101 ] 90 195 населения в целом, вполне возможно, что визуальный мыслитель с такой же вероятностью, как и любой человек, также обладает хорошим пространственно-временным мышлением или зрительно-пространственными способностями без любая необходимая прямая связь. Острые пространственные способности также являются чертой кинестетических учеников (тех, кто учится посредством движения, построения физических моделей и действий) и логических мыслителей (математических мыслителей, которые мыслят образами и системами), которые могут вообще не быть сильными визуальными мыслителями. Точно так же визуальное мышление было описано как видение слов как серии картинок, что само по себе не является точно таким же явлением, как пространственно-временное мышление.

Однако следует понимать, что используемые здесь рассуждения основаны на том факте, что эти 60-65% [ выделенных источников ] процентов людей — это люди, которые «сильно» или «иногда» используют образное мышление, но также использовать другие формы мышления. Они думают образами, почти исключая другие виды мышления. Такие люди, настоящие «мыслители-картинки», составляют лишь очень небольшой процент населения. Таким образом, описанное выше «противоречие» может быть спорным при рассмотрении этого вопроса.

Исследование

Исследование, проведенное специалистом по детскому развитию Линдой Крегер Сильверман, предполагает, что менее 30% населения активно используют визуальное/пространственное мышление, еще 45% используют как визуальное/пространственное мышление, так и мышление в форме слов, а 25% думают исключительно на словах. По словам Крегера Сильвермана, из 30% населения в целом, использующего визуальное / пространственное мышление, лишь небольшой процент будет использовать этот стиль сверх всех других форм мышления, и их можно назвать «настоящими» «мыслителями-образами». . [4]

Вопреки явному отсутствию интереса к визуальному мышлению в США, в Нидерландах наблюдается сильный и растущий интерес к феномену «истинного» «образного мышления», или «Beelddenken», как его называют. в Нидерландах [1]. В результате более широкого освещения в СМИ в течение последних нескольких лет широкая публика признает его существование, хотя некоторые голландские психологи и теоретики развития продолжают критиковать его. [6] С момента его открытия десять лет назад было обнаружено значительное количество эмпирических доказательств в пользу его существования, и проводится много исследований визуального мышления голландской некоммерческой организацией под названием «Maria J. Krabbe Stichting Beelddenken» [2]. Они также разработали тест под названием «Ojemann wereldspel» для выявления детей, которые в первую очередь полагаются на визуально-пространственное мышление, в котором детей просят построить деревню из игрушечных домиков, а затем воспроизвести ее через несколько дней.

Обработка информации при визуальном мышлении

Визуальное мышление часто связано с правой половиной мозга. Визуально-пространственная модель учащегося основана на новейших открытиях в области исследований мозга, касающихся различных функций полушарий. Левое полушарие является последовательным, аналитическим и ориентированным на время. Правое полушарие воспринимает целое, синтезирует и воспринимает движение в пространстве.

Образное мышление можно назвать «неязыковым мышлением», а людей, занимающихся такой обработкой информации, можно назвать «визуально мыслящими». Он предполагает мышление за пределами языковых определений и имеет много личных отсылок к смыслу, который не может быть переведен.

Образное мышление включает в себя иную категоризацию, чем вербальная или лингвистическая обработка. Лингвистическое мышление включает в себя категоризацию мысли в определенных, линейных формах. Он последовательный и концентрируется на подробных частях стимула. Визуальное мышление включает в себя категоризацию, которая является параллельной и целостной. Хотя мыслители-лингвисты часто считают, что люди с визуальным мышлением концентрируются на деталях, на самом деле это происходит из-за исключительной памяти людей, мыслящих образами. Большая часть мышления детей на предоперационной стадии (2-7 лет) является визуальной. Предполагается, что аутичные люди застревают на этом этапе обработки информации.

Размеры людей, мыслящих образами

В психологии образное мышление часто путают с дислексией, и это правда, что люди, которые «думают образами», часто испытывают трудности с обучением чтению, но не все люди, мыслящие образами, страдают от обычных симптомов, связанных с дислексией. с дислексией. Некоторые аутисты думают образами.

Симптомы, присущие большинству людей с образным мышлением:

  • Мышление со значением языка в терминах многомерных сценариев идей и понятий, в отличие от звучания языка.
  • Мышление с подсознательной скоростью 32 концепции в секунду, в отличие от 6-7 слов в секунду, которые испытывают типичные вербально-последовательные мыслители, таким образом, кажется, что они интуитивно приходят к выводам, к которым очень трудно прийти, используя типичное линейное мышление.
  • Проблемы с запоминанием абстрактных цепочек букв, таких как имена.
  • Трудности в объяснении концепций, которые они изобрели.
  • Пишет очень запутанным языком.
  • Врожденная способность «быстро читать» целые предложения, а не слово в слово, но когда их просят прочитать вслух то, что они прочитали, они часто используют другие слова, чем то, что на самом деле написано.
  • Способность точно помнить местоположение и относительное положение объектов, которые они где-то разместили.
  • Трудность измерения времени по мере его прохождения.

Характеристики визуального мышления

Вопрос о том, чем является и чем занимается образное мышление, все еще обсуждается, но в Нидерландах были проведены некоторые исследования, где образное мышление называется beelddenken . В частности, проводится исследование Maria J. Krabbe Stichting (см. ссылку ниже). Местные исследователи разработали метод выявления образного мышления у детей раннего возраста с помощью так называемой «игры в мир» (9). 0100 he werldspel ).

Люди, мыслящие образами, как следует из названия, думают образами, а не линейным способом, используя язык, который обычно ассоциируется с мышлением. Конечно, это упрощение, поскольку мыслитель с полной картиной не сможет использовать язык.

Люди, мыслящие образами, могут делать выводы интуитивно, без рассуждений на языке. Вместо этого они манипулируют логическими/графическими символами нелинейным образом; они «видят» ответы на проблемы.

Образные мыслители часто бывают изобретателями, архитекторами или инженерами-электронщиками.

В книге Рональда Д. Дэвиса и Элдона М. Брауна « Дар дислексии » описывается связь образного мышления с дислексией. Другая книга, Thinking in Pictures , написанная Темпл Грандин, посвящена роли образного мышления при аутизме.

В книге « Upside-Down Brilliance: The Visual-Spatial Learner » Линды Крегер Сильвеман говорится, что треть населения думает образами, и предлагается разработать соответствующие методы обучения, чтобы реализовать таланты визуально-пространственного мышления. учащиеся.

Некоторые статистические данные

Согласно исследованиям Л.К.Сильвермана за более чем два десятилетия, существует высокая достоверность (более 80%) того, что:

  • По крайней мере одна треть сильно зрительно-пространственная.
  • Одна пятая сильно аудиально-последовательная.
  • Остальные представляют собой баланс обоих стилей обучения.

Из тех остальных (кто не сильно зрительно-пространственный и не сильно аудиально-последовательный):

  • Еще 30% отдают предпочтение визуально-пространственному стилю обучения.
  • Еще 15% отдают предпочтение аудиально-последовательному стилю обучения.

Это означает, что более 60% учащихся в обычном классе учиться лучше всего с визуально-пространственными презентациями, а остальные учатся лучше всего с помощью слухо-последовательных методов.

Среди одаренных учащихся доля зрительно-пространственных учащихся может быть значительно выше. В одной небольшой выборке более трех четвертей одаренных студенты отдавали предпочтение визуально-пространственным методам.

Смешанное благословение

Хотя образное мышление предлагает множество уникальных возможностей, на практике многим образным мыслителям было трудно адаптироваться к требованиям мира, в котором преобладают лингвистические мыслители.

В Нидерландах большинство учителей постепенно осознают уникальные проблемы, с которыми сталкиваются мыслители, и начинают узнавать этих детей. Это важно, потому что этим детям нужна дополнительная помощь на некоторых уроках, а понимание проблем, с которыми сталкиваются эти дети, помогает оказать им правильную поддержку.

Список людей с визуальным процессором

  • Никола Тесла родился в Хорватии, сербский изобретатель и физик: подробно обсуждал образное мышление в его основополагающем документе Проблема увеличения человеческой энергии , его способности, включая работу с полнофункциональными моделями в в его уме, возможно, был синдром Аспергера;


Кроме того, вербальное мышление не является первостепенной помощью для людей, которые специализируются в профессиях, требующих мгновенной визуализации, таких как авиадиспетчеры или детективы, или других профессиях, требующих быстрой связи и пространственного восприятия, таких как архитекторы, инженеры и многие художественные отрасли, использующие изображения глаз и ушей.

См. также

  • Рудольф Арнхайм
  • Концептуальная карта
  • Когнитивные карты
  • Схема изображения
  • Интеллектуальная одаренность
  • Логографические реплики
  • Интеллект-карта
  • Словарь в картинках
  • Богатые изображения
  • Синестезия
  • Визуальный язык
  • Визуальное обучение

Ссылки

  1. ↑ МЫШЛЕНИЕ КАРТИНКАМИ: Аутизм и визуальное мышление
  2. ↑ Миру нужны разные умы, лекция Темпл Грандин на TED.com
  3. ↑ Национальное аутистическое общество — Статистика: сколько людей страдают расстройствами аутистического спектра?
  4. ↑ Upside-Down Brilliance: Визуально-пространственный ученик
  5. ↑ http://beelddenken.nu/
  6. ↑ В основном Н. ван Вурден и Р. Вирс.
  • Единая теория обучения. Меньшинство сообщает UK .

Дополнительная литература

  • Великолепие вверх ногами: зрительно-пространственный ученик ; Линда Сильверман, доктор философии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts