Наглядно образное: Наглядно-образное мышление | это… Что такое Наглядно-образное мышление?

Наглядно-образное мышление | это… Что такое Наглядно-образное мышление?

Нагля́дно-о́бразное мышле́ние — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением. Ошибка: Наглядно-образное мышление и воображение — разные процессы. Наглядно-образное имеет дело с реальным предметом, процессом. А воображение — это воссоздание нужного образа из образной памяти.

За нагля́дно-о́бразное мышле́ние отвечает правое полушарие мозга (см. статью «Межполушарная асимметрия»). Ошибка: За образное мышление отвечает не то или другое полушарие, а первая сигнальная система, которая располагается в обоих полушариях и работает по сигналу «образ». Учение Павлова о сигнальных системах.

Нагля́дно-о́бразное мышле́ние приводит к мгновенному получению результата.

Исключительно нагля́дно-о́бразным мышле́нием мыслят животные и дети до 5 лет. Позже, с приобретением навыков общения, человек постепенно переходит на абстрактную (словесную) форму мышления. Ошибка: У детей вторая сигнальная система, лобные доли, находится в процессе роста и развития. Окончательно лобные доли сформировываются лишь к 17—18 годам у девушек и к 19—20 у юношей. Поэтому, дети, преимущественно, мыслят по первому сигналу. Но развитое образное мышление является обязательной частью психики любого нормально организованного человеческого мозга. Без этого человек ущербен. Активно развитым образным мышлением, всеми его видами, обладают творческие люди. Это не обязательно связано с искусством. Для того, чтобы хирург сделал операцию, он должен сначала «пройти» её в своём воображении. А уже во время операции будет и наглядное и образное. Всё, ведь, перед глазами.

Скорость нагля́дно-о́бразной памяти = 60 ± 5 бит/сек (для сравнения скорость абстрактной памяти = 7 ± 2 бит/сек).[источник не указан 926 дней] (Именно поэтому, органичное обучение, с использованием обеих сигнальных систем, позволяет быстро и качественно усваивать любой материал. Это путь к мыслящему, творческому мозгу.)

Около 30 % учащихся с 4-го по 6-ой класс пользуются преимущественно образным мышлением для запоминания правил и решения задач, около 25 % — преимущественно последовательно-логическим, 45 % — используют оба полушария.[1]

Источники

  1. Силверман Л. Одарённость вверх-ногами: наглядно-образный ученик. — 2005. (англ.)

Литература

  • Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М., 1990.

Ссылки

  • Упражнения для улучшения нагля́дно-о́бразного мышле́ния и образной памяти.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

упражнения для развития образного мышления

Автор: Eкaтepина Евгeньевна Bacильeвa, доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук.

 

Наглядно-образное мышление — это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

Такое мышление позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением.

Наглядно-образное мышление и воображение — разные процессы. Наглядно-образное имеет дело с реальным предметом, процессом. Воображение же — это воссоздание нужного образа из образной памяти.

Как у вас обстоят дела с образным мышлением? Посмотрите на ладонь вашей левой руки. Тщательно изучите ее. Обратите внимание на линии, трещинки и родинки, на узоры на коже. Полюбуйтесь, как игра света и тени образует неуловимые перемены в цвете. Примерно через минуту, когда вы будете иметь ясное представление о том, как выглядит ваша ладонь, закройте глаза и постарайтесь воспроизвести ее вид в уме, создайте четкий мысленный образ ладони.

Через некоторое время откройте глаза, посмотрите на ладонь и сравните ее с картиной, которую вы нарисовали в воображении. Отметьте, что присутствовало, а что отсутствовало в созданном вами образе.

Затем закройте глаза и вновь представьте вашу ладонь. Вообразите, как она выглядела бы, если бы вы смотрели на нее открытыми глазами. Еще через полминуты откройте глаза и посмотрите на ладонь. Повторите весь цикл не менее шести раз. С каждым разом старайтесь добавлять еще больше ясности созданному вами образу.

Если образ будет не таким ясным, как хотелось бы, не заставляйте его стать четче силой воли, лучше попробуйте без напряжения пройтись по признакам, визуализируя последовательно форму, текстуру, размер, цвет.

Чтобы усилить яркость мысленного «изображения», надо отключить вербальное (словесное) мышление, просто смотреть, но не описывать его словами.

Вы можете привлечь свое воображение для избавления от стресса, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия с деловым и личным окружением — лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. Предлагаем вам далее несколько упражнений для развития образного мышления.

 

Минуту или две мысленно нарисуйте картину последнего праздничного ужина, на котором вы присутствовали: представьте людей, с которыми вы были, окружающую обстановку, убранство стола, вкус пищи, слова и звуки, которые до вас доносились.

Итак, прежде чем продолжить чтение, прервитесь на некоторое время и попробуйте создать образ, стараясь не упустить из виду детали. Начинайте прямо сейчас.

Затем ответьте на следующие вопросы:

  • Созданный вами образ получился четким или расплывчатым?
  • Скажите, картина получилась более тусклой, чем реальная сцена, или нет?
  • Детали выбранной вами конкретной сцены видны отчетливо все как одна или же некоторые из них выделяются больше, чем другие?
  • Возникающая в вашем воображении картина цветная или просто сероватых оттенков?
  • Если картина цветная, точны ли цветовые оттенки?
  • Можете ли вы создать цельный зрительный образ всего помещения?
  • Можете ли вы сохранить в воображении устойчивый образ вашей тарелки? Если это реально, скажите, становится ли он четче по истечении времени?
  • Можете ли вы мысленно увидеть вашу тарелку, ваши руки, держащие нож и вилку, лицо сидящего напротив человека — и все это в одно и то же время?
  • Можете ли вы почувствовать вкус блюд, которые вы ели?
  • Можете ли вы обрисовать, как были одеты люди?

 

Представьте каждый из перечисленных далее предметов:

  • лицо человека;
  • друг детства;
  • бегущая собака;
  • ваша спальня;
  • закат;
  • летящий орел;
  • журчащий ручей;
  • капля росы;
  • перистые облака;
  • клавиатура компьютера;
  • дубрава;
  • снежная вершина;
  • зубная щетка;
  • ваша любимая пара обуви.

 

Если возникающие образы не так ярки, как вам бы хотелось, не пытайтесь насильно улучшить их. Вместо этого сосредоточьтесь на самой идее созерцания образа. Помните: все, что вы пытаетесь представить, имеет форму, качество, цвет и размер. Сфокусируйтесь сначала на форме, а затем погрузитесь в детали. Дайте время образу стать устойчивым и резким.

 

Какая разница между образами предметов, которые вы видели, и образами предметов, которые вы никогда не видели? Нарисуйте в уме следующие картины:

  • единорог;
  • шоколадная река;
  • шестирукий бог;
  • говорящий жираф;
  • тридцатиногий муравей;
  • хор ангелов;
  • четырехмерная сфера;
  • хоббит;
  • пятилистный клевер.

 

Сохраняя взгляд неподвижным, постарайтесь обозреть периферию вашего поля зрения. Используйте боковое зрение,чтобы увидеть как можно больше. Затем закройте глаза и попробуйте воссоздать образ увиденного. Мысленно разбейте обозреваемое пространство на четыре части.

Выберите квадрат и проанализируйте каждую деталь в этом квадрате, потом мысленно воссоздайте его. Повторите это с каждым квадратом.

 

  • Представьте себе пять голубых предметов (голубика, небо, обложка книги…)
  • Проделайте то же самое с другими красками: красной, желтой, зеленой, пурпурной…
  • Отчетливо представьте себе пять предметов, начинающихся с буквы «А» (артишок, амфора…)
  • Проделайте то же самое с каждой буквой алфавита.
  • Представьте пять предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина, нервная клетка…)
  • Представьте пять предметов больше автобуса (кит, поезд…)
  • Представьте себе пять предметов, находящихся под землей (корни, дождевые черви…)
  • Представьте пять вещей, доставляющих вам радость (катание на лыжах, плавание в море, мороженое, прогулка по лесу…)

 

Если, посмотрев на некий объект, вы закроете глаза, то его образ автоматически сохранится в вашей памяти еще на какое-то время. Постарайтесь соединить зрительную память с вашим мысленным представлением. Например, посмотрите на ручку, закройте глаза и полюбуйтесь картиной, сохраненной в памяти.

Когда образ потускнеет, откройте глаза, посмотрите на ручку, снова закройте глаза и снова посмотрите на ее образ в вашей памяти. Повторите это несколько раз в удобном для вас темпе, пока у вас хотя бы на секунду не вырисуется четкая картина. После этого постарайтесь уже сознательно воспроизвести мысленный образ ручки.

 

Мысленно представьте ручку, расположенную прямо перед вами. Затем также мысленно начинайте медленно перемещать ее в пространстве — так, чтобы она вначале была слева от вас, затем за вами, затем справа от вас и, наконец, опять перед вами. Одновременно с передвижением ручки воображайте, что вы используете периферическое зрение, чтобы следить за ней.

 

Вспомните всех людей, с которыми вы сегодня разговаривали. Как они выглядели? Какого цвета у них волосы и глаза? Какого они роста и возраста? Во что они были одеты? Можете ли вы представить их манеры и привычки? Нарисуйте портреты людей, которых вы видели вчера; в прошлые выходные; во время последнего отпуска; на последнем дне рождения.

 

Большая часть математических операций выполняется с воображаемыми объектами. Представьте каждое из перечисленных далее трехмерных тел:

  • сфера;
  • куб;
  • призма;
  • тетраэдр;
  • пирамида;
  • додекаэдр;
  • октаэдр;
  • икосаэдр.

 

Не старайтесь сразу же создать образ: вначале подробно изучите пространственное взаиморасположение плоских граней. Мысленно манипулируйте телами, рассматривая их со всех сторон, в том числе и изнутри. Постарайтесь получить ощущение объемности тела.

 

Вообразите положительную эмоцию. Представьте чувство изумления, не имея при этом в виду никакого конкретного объекта или воспоминания. Попытайтесь представить желание, ничего конкретно не желая. Насколько наглядно вы можете мысленно воспроизвести следующие переживания: надежду, радость, удовольствие, любовь, гнев, апатию?

 

Выберите какой-нибудь определенный объект, например ватрушку с черникой, и постарайтесь мысленно создать ее четкий образ. Вообразите, что можете регулировать качество внутреннего изображения — так же, как, нажимая на кнопки, вы настраиваете телевизор.

Сначала сформируйте устойчивый образ ватрушки и увеличьте резкость. Можете ли вы различить крошки? Можете ли вы разглядеть оттенок ягод? Можете ли вы определить цвет теста? Затем поверните регулятор резкости так, чтобы изображение получилось расплывчатым и неясным.

Затем снова поверните ручку в обратном направлении, чтобы изображение стало четким — насколько это возможно. Сколько деталей вы можете рассмотреть в крошках ватрушки? Является ли возникающий образ объемным? Далее вновь поверните регулятор резкости в противоположную сторону и сделайте изображение опять расплывчатым.

Попеременно формируйте то четкую, то расплывчатую картину, пока эта смена не станет для вас технически элементарно выполнимой. Таким же образом постарайтесь отрегулировать и другие переключатели.

 

Вообразите себе идею Красоты. Скажите, вы видите определенный образ чего-то очень красивого или способны создать абстрактный образ Красоты, не представляя себе ничего конкретного, частного? Связываете ли вы с вашей идеей Красоты звуки, запахи, вкусовые ощущения?

Насколько велика или мала эта идея? Приведем еще несколько абстрактных понятий, образ которых вам предлагается создать: измена, порядок, энергия, мир, гармония, общение, реальность, иллюзия.

 

Какие творческие навыки вам пригодились бы в ближайшие дни? При обучении по индивидуальной программе вы можете учиться только тому, что вам интересно и нужно.

Изучите сегодня

Также смотрите

Краткое руководство по образам, символизму и изобразительному языку

 

и изобразительный язык

Андреа Кларк говорящие используют слова или фигуры речи для создания яркой мысленной картины или физическое ощущение. Много хороших примеров образов и образного языка можно найти в «Грешниках в руках Разгневанный Бог , проповедь, произнесенная пуританским священником Джонатаном Эдвардсом. Например, Эдвардс создает мощный образ образный язык, когда он говорит:

 

Нам легко наступить и раздавить червя, которого мы видим ползает по земле; поэтому Богу легко, когда Ему угодно, бросить враги в ад.

 

Образ, который Эдвардс создает здесь, — это яркая мысленная картина. кто-то раздавил червя. Эдвардс также используя образный язык, потому что он сравнивает легкость, с которой Бог может низвергнуть своих врагов в ад с легкостью, с которой мы раздавили червя под наши ноги. Суть его в том, что люди так же малы и бессильны в глазах Бога, как черви для нас; точно так же, как червь находится в нашей милости за свое существование, так и мы во власти богов за наше существование. существование. Самая важная причина анализировать использование писателем образов и фигуративных средств — значит признать, как они способствует тому, что он пытается донести, или эффекту, который он пытается произвести. создать . Это правда, будь то писатель Джонатан Эдвардс пытается вселить ужас в сердца своих собрание или спортивный обозреватель газеты, пытающийся помочь своим читателям испытать азарт футбольного матча, которого они не смогли увидеть. Если писатели просто выбрасывают излишек изображений и фигур речи в их письме, это кажется искусственным и дилетантским, и это может раздражать.

 

Типы образов

образы, образность не всегда наглядна; он может воздействовать на любое из пяти чувств. Вот список некоторых типов образов, которые воздействуют на разные органы чувств:

  • Слуховые образы воздействуют на чувства слух.

Вкусовые образы обращаются к чувству вкуса.

Кинетическое изображение передает ощущение движения.

Обонятельные образы обращаются к обонянию.

Тактильные образы взывают к осязанию.

Зрительные образы создаются с помощью изображений (многие визуальные образы являются изображениями). предметов, представляющих известные высказывания или фразы).

Символизм

Писатели часто создают образы с помощью символика. Карл Юнг определил символ как термин, имя или даже изображение, которое может быть знакомо в повседневной жизни, но который обладает особыми коннотациями в дополнение к своему обычному и очевидному значение. Символы могут быть основаны на культура, такая как флаг страны (звезды и полосы = США) или религия ( крест = христианство) или другие вещи. Культурные символы могут варьироваться от одной культуры к другой. Например, для большинства представителей нашей культуры белый — символ невинности и чистоты, но это не во всех культуры. Другие символы кажутся почти универсальны в разных культурах. Например, в литературе многих земли, свет символ для знание, а тьма связана с неизвестным. Точно так же змеи часто представляют искушение, любопытство и ловушки, с которыми мы, люди, должны столкнуться, чтобы учиться, расти и меняться. Мы видим это в мифы, такие как история создания в Бытие и В поисках вечной жизни в году Эпос о Гильгамеше.

 

Типы изобразительного языка

Когда писатель сравнивает что-то с чем-то другим, это не действительно буквально, он использует метафору . Люди не буквально черви, но Эдвардс использует их, чтобы доказать свою точку зрения. Когда автор проводит сравнение, используя слова like или as, он используя образный язык, называемый сравнением . Сравнение точно такое же, как метафора , за исключением того, что оно должно иметь слова как или как. Например, если Эдвардс сказал: «Нас 9».0041 как черви Богу или Бог может раздавить нас как легко, как червяк, он создал бы подобие .

 

Другим распространенным типом фигур речи является гипербола , очевидная преувеличение. Например, во время первую неделю занятий я монополизировал ксерокс для преподавателей в CYP для длительные периоды времени, к большому огорчению других инструкторов, которые также нуждались делать копии. Причина, по которой я должен был сделать так много экземпляров, что книжный магазин ACC не заказал достаточное количество экземпляров учебники для большинства моих классов. Как и я пытался сделать копии около 40 страниц из учебника для моего мира литературы I класса, я извиняющимся тоном объяснила одному из своих коллег, что книжный магазин не заказал достаточное количество экземпляров вашего текста. Так ты делаешь копии вся книга ? — раздраженно спросила она. Нет, ответил я в ответ на ее гиперболу , это всего лишь Эпос о Гильгамеше.

 

Когда я был подростком, посещая Первого миссионерского баптиста церкви Буна, я был вынужден терпеть проповеди брата Дрю Шеффилда, пастор, воображавший себя ответом Джонатану Эдвардсу из Восточного Техаса. Однако пока этот проповедник равнялся на Эдвардса что касается частоты упоминаний адского огня и серы в его проповеди, он, к сожалению, не был равным Эдвардсу в отношении образования. В то время как Эдвардс окончил Йельский университет до Перед тем, как начать свое служение, брат Шеффилд водил грузовик с пивом. начиная его. В то время как Святой Павел увидел свет и был обращен на Путь в Дамаск брат Шеффилд проехал на красный свет пробуя слишком много продукции своего работодателя по дороге на пивоварню. Это может показаться странным путем к министерство, но я отвлекся. Несмотря на из-за отсутствия формального образования брат Шеффилд мог создать образ так же, как эффективным, хотя и не таким отточенным, как Эдвардс. Любимой фразой брата Шеффилда был сернистый запах тел. гореть в аду. Каждое воскресенье на двоих лет я вздрогнул и заерзал на скамье рядом с матерью, когда эти слова одновременно напал на мои уши и мой нос. По сей день я не могу зажечь серную спичку, не вздрогнув. Брат Шеффилд делал очень эффективные использование обонятельных образов, которые обращаются к обонянию. Он также получал немного в аллитерация , тип образного язык, который автор использует, когда он повторяет звуки для поэтического эффекта. запахи и горящие тела.

 

Другим распространенным типом фигур речи является олицетворение . Писатель использует персонификацию, когда дает человеку качества, чувства, действия или характеристики нечеловеческим сущностям. Нечеловеческие сущности могут быть животными или неодушевленные (неживые) предметы. Здесь некоторые примеры употребления персонификация в поэзии Эмили Дикинсон. В стихотворение № 712, Я не мог остановиться из-за смерти, Эмили представляет Смерть как водителя карета. В стихотворении № 986 «Узкий Товарищ по траве Дикинсон наделяет змею человеческими качествами. когда она называет его товарищем и одним из людей природы.

 

Перейдите по этой ссылке, если хотите узнать больше информация об образах и образном языке:

http://www.pfmb.unimb.si/eng/dept/eng/text/figlang.htm.

.

 

В чем разница между образным языком и образным

Основное различие между образным языком и образным языком заключается в том, что образный язык — это язык, в котором используются слова или выражения со значениями, отличными от буквальной интерпретации; между тем, образы — это использование описательного языка, который задействует человеческие чувства.

Большинство людей склонны считать, что термины образный язык и образность означают одно и то же. Потому что эти два понятия очень похожи. Кроме того, оба они построены на фигурах речи. Однако это не одно и то же. Лучший способ определить разницу между ними — помнить, что образы всегда обращаются к нашим чувствам, но образный язык не обязательно обращается к нашим чувствам.

Ключевые области, охватываемые

1. Что является фигуративным языком
— Определение, характеристики, примеры
2. Что такое изображение
— определение, типы, примеры
. Образный язык и образы
     – Общие черты
4. В чем разница между образным языком и образами
     – Сравнение ключевых различий

Ключевые термины

Образный язык, фигуры речи, образы

Что такое образный язык

Образный язык, в котором используются фигуры речи для большей эффективности и убедительности. В этом типе языка используются слова или выражения со значениями, отличными от буквального толкования. Кроме того, противоположностью образному языку является буквальный язык или обычный язык. Это то, что мы используем в нашей повседневной речи. В обычном языке мы обычно используем слова, которые полностью соответствуют их первоначальному значению.

Образный язык более сложен, чем обычный язык, и этот тип языка обычно используется в литературных произведениях. Кроме того, писатели используют фигуры речи, такие как сравнения, метафоры, гиперболы, олицетворения, парадоксы, идиомы и т. д., чтобы сделать язык более сложным и образным.

Similes – сравните две вещи

Пример: Он ел как свинья, она занята как пчела

Метафоры – сравните

Пример: У тебя каменное сердце, ты мое солнышко

Олицетворение – придает человеческие качества неживому

Пример: Солнце играло в прятки с облаками, случай постучал в меня дверь

Гипербола – преувеличение

Пример: Она была напугана до смерти, он храпит громче товарного поезда или идеи. Писатель использует свой язык, чтобы ярко описать эпизоды истории, обращаясь к нашим чувствам. Кроме того, у человеческого тела есть пять основных чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Поскольку есть пять чувств, есть и пять типов образов.

Зрительные образы : взывает к нашему зрению.

Пример: Проход был темным и мрачным, но она могла видеть слабый свет, исходящий из дальнего конца прохода .

Слуховые образы : обращается к нашему слуху.

Пример: Раскат смеха, доносившийся с улицы, нарушил тишину в комнате.

Обонятельные образы : обращается к нашему обонянию.

Пример: Стоячая вода в баке пахла тухлыми яйцами, поэтому он заткнул нос.   

Вкусовые образы : обращается к нашему чувству вкуса.

Пример:  Теплый, сладкий шоколадный напиток сделал его счастливым.

Тактильные образы : обращается к нашему осязанию.

Пример: Затем она перевернулась на мягком как перышко матрасе и закрыла глаза.

Связь между образным языком и образами

  • И образный язык, и образность построены на фигурах речи.
  • Более того, образы могут быть созданы из образного или буквального языка.

Разница между образным языком и образным языком

Определение

Образный язык — это язык, в котором используются слова или выражения со значениями, отличными от буквального толкования. Напротив, образы — это использование яркого или образного языка для представления объектов, действий или идей и обращения к нашим чувствам.

Чувства

Более того, образный язык может обращаться к нашим чувствам, а может и нет, но образы обращаются к нашим чувствам.

Заключение

Вкратце, основное различие между образным языком и образным языком заключается в том, что образный язык — это язык, который создает значение, отличное от буквальной интерпретации слов, а образы — это использование описательного языка, который задействует человеческие чувства.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts