ПОЗИТИВИЗМ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. П. Филатов
ПОЗИТИВИ́ЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный), филос. направление 19–20 вв., подчёркивающее надёжность и ценность опирающегося на опыт науч. познания по сравнению с метафизикой и иными формами духовной деятельности. Термин «П.» впервые использовал А. Сен-Симон для обозначения метода науки, который должен распространиться и на философию. В своём развитии П. прошёл три этапа, сохраняя при этом некоторые осн. установки, которые придают ему черты единого направления филос. мысли. Ядро П. составляют следующие положения: сциентизм – подлинное знание дают только конкретные (позитивные) науки; тезис о единстве наук – все науки, как естественные, так и социально-гуманитарные, должны использовать единые науч. методы наблюдения и обобщения данных, выдвижения гипотез и их эмпирич. проверки; отрицание причинности, в природе её нет, есть лишь регулярности, с которыми события одного рода следуют за событиями другого рода; учёные в своих объяснениях не должны стремиться ответить на вопросы «почему», они должны лишь устанавливать законы того, «как» ведут себя явления и вещи; наблюдения и факты как твёрдое основание знания обладают приоритетом перед теоретич. положениями, которые являются гипотетическими; жёсткая антиметафизич. установка: спекулятивные рассуждения, объяснения через «сущности», «конечные причины» и т. п. являются устаревшим и бесплодным типом мышления, от которого нужно очистить как науку, так и человеческое мышление в целом.
Родоначальником П. явился О. Конт, который в своём «Курсе позитивной философии» (1830–42) сформулировал его осн. положения. С сер. 19 в. П. стал многочисленным интернациональным движением. В Англии его сторонниками были Дж. С. Милль и У. Джевонс, логико-методологич. работы которых заложили основы философии науки. Г. Спенсер соединил позитивистский подход с эволюционным учением Ч. Дарвина, эта линия развивалась затем в работах Э. Геккеля, В. Вундта и др. Во Франции преобладал социальный П., связанный с идеями Конта о социальном прогрессе и необходимости разработки социологии как позитивной науки (Э. Ренан, И. Тэн, Э. Дюркгейм). Значит. влияние П. оказал на рус. философию и науч. мысль. Последовательным приверженцем П. был рус. учёный и философ Г. Н. Вырубов (1843–1913), ставший в 1867 соиздателем (совм. с франц. лексикографом и философом Э. Литтре, 1801–81) франц. ж. «Позитивная философия» («La philosophie positive»). В. В. Лесевич разрабатывал теорию познания, стремясь соединить П. с некоторыми идеями неокантианства. Наиболее сильным был вклад П. в рус. социологию, где его представителями были Н. К. Михайловский, Е. Де Роберти, М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев и др.
В кон. 19 – нач. 20 вв. возник т. н. второй П., лидером которого был австр. физик и философ Э. Мах. В его учении, получившем назв. «эмпириокритицизм», был дан критич. анализ оснований классич. науки. Наряду с ним, видными фигурами этого этапа П. были Р. Авенариус, ученик Маха нем. философ И. Петцольд (1862–1929) и его англ. последователь К. Пирсон.
Третий этап П. отсчитывается с сер. 1920-х гг., когда сформировался и быстро завоевал широкую популярность логич. П., или неопозитивизм Венского кружка (см. Аналитическая философия). Его отличит. характеристика состояла в том, что при сохранении осн. установок позитивистской философии он перенёс акцент на анализ языка науки и использование средств совр. логики для формулировки и решения филос. -методологич. проблем. В 1950-е гг. столетнее развитие П. завершилось, и он практически сошёл с филос. сцены, вытесненный разл. концепциями постпозитивизма. Однако разработанный в П. язык и методы анализа продолжают сохранять известное значение в совр. философии науки и в аналитич. философии.
Позитивизм | это… Что такое Позитивизм?
Позитивизм |
---|
Основные понятия |
Верификация, Опыт, Факт Индукция, Конвенционализм |
Тексты |
Основные начала Логико-философский трактат |
Течения |
Эмпириокритицизм, Махизм Венский кружок, Неопозитивизм |
Люди |
Конт, Тэн, Милль, Спенсер Мах, Авенариус |
У этого термина существуют и другие значения, см. Позитивизм (значения).
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Содержание
|
История позитивизма
Основоположником позитивизма является Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.
Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей Милля[1] и Спенсера[2]. Этот позитивизм получил название Первого или классического. В России его последователями были Н. Михайловский, В. Лесевич.На немецких землях позитивизм впитал некоторые элементы кантианства и приобрел свою специфику. Поэтому его стали различать от первого позитивизма и называть вторым позитивизмом[3] или Эмпириокритицизмом. Его представителями были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Согласно Ленину, к взглядам второго позитивизма были близки взгляды Пуанкаре и Дюэма[4]. В августе 1900 года Пуанкаре руководил секцией логики Первого Всемирного философского конгресса, проходившего в Париже. Там он выступил с программным докладом «О принципах механики», где изложил свою конвенционалистскую философию. В России ко второму позитивизму примыкает эмпириомонизм А. Богданова, а в США — прагматизм Ч. Пирса:
Прагматизм — сугубо американская форма развития позитивизма[5]
Со вторым «немецким» позитивизмом тесно связан неопозитивизм или логический позитивизм Венского кружка, поскольку его лидер Мориц Шлик был непосредственным преемником Маха[6]. Помимо Шлика центральными фигурами кружка были Карнап и Нейрат. Принимал участие в работе кружка и Людвиг Витгенштейн. Этот кружок нашел в Англии своего активного сторонника и пропагандиста в лице Айера, а в США в лице Куайна. С 1930 Венский кружок издает совместно с берлинской группой Рейхенбаха журнал «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма. Неопозитивисты созвали ряд конгрессов: в Праге (1929), Кенигсберге (1930), Праге (1934), Париже (1935), Копенгагене (1936), Париже (1937), Кембридже (1938). В результате Второй мировой войны Вена перестала существовать как центр неопозитивизма, а его представители эмигрировали в англоязычные страны.
«Англоязычный» неопозитивизм обыкновенно называют аналитической философией, поскольку англоязычная философия была уже подготовлена как многовековыми традициями номинализма и эмпиризма, так и непосредственно предшествующими идеям утилитаризма, прагматизма (Моррис) и неореализма (Рассел, Мур). Основное отличие аналитической философии от австрийского неопозитивизма в смещении внимания с логического анализа на лингвистический анализ естественного языка. Если философия логического позитивизма считала себя философией науки и представляла линию сциентизма, сторонники аналитической философии выступали против какого-либо культа научного знания и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке. Например, Людвиг Витгенштейн считается одновременно и австрийским неопозитивистом и представителем аналитической традиции. Под влиянием Витгенштейна находился британский философ Рассел, которого считают представителем не только неореализма, но и неопозитивизма
После Второй мировой войны в англоязычных странах появился Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.
Позитивизм Огюста Конта | Второй позитивизм:Эмпириокритицизм+Махизм | Неопозитивизм: Венский кружок+Львовско-варшавская школа ______________|_____________ | | Постпозитивизм Аналитическая философия
Основные положения позитивизма
Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»[8].
Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики[9]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки[10].
Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О.Конту)
- Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
- Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
- Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
- Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
- Метафизическая
- Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.
Идея эволюции с позиции позитивизма
Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так и идеалисты и мистики.
Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями
Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания»[11].
См. также
- Логический позитивизм
- Философия науки
- Органицизм
Примечания
- ↑ Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля
- ↑ Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера
- ↑ «Второй позитивизм»
- ↑ Материализм и эмпириокритицизм
- ↑ Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии
- ↑ Логический позитивизм («Третий позитивизм»)
- ↑ Неопозитивизм — Б. Рассел, Л. Витгенштейн
- ↑ Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — венский кружок // Логос, 2005, № 2 (47). — С. 20.
- ↑ Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М.: Гардарики, 2007, с. 15
- ↑ Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) — М.: Академический проект, 2008, с. 88
- ↑ Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. — М., 1993. — С. 34.
Литература
- Михаленко Ю. П. Философия Давида Юма — теоретическая основа английского позитивизма XX века. — М., 1962.
- Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. — М., 1980. — 416 с.
- Русский позитивизм. / В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С. С. Гусев. — СПб., 1995. — 362 с.
- Schlick, M. Positivismus und Realismus. In: Erkenntnis 3, 1932, S. 1-31.
Ссылки
- Значение слова «Позитивизм» в Большой Советской Энциклопедии
- позитивизм в Новой философской энциклопедии
- Позитивизм // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
- Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм
Что такое наука позитива? — The Montana Institute
Наука позитива — это исследование того, как позитивные факторы влияют на культуру и опыт. Он фокусируется на том, как измерять и развивать позитив, и на протяжении десятилетий применяется в агентствах, сообществах и компаниях. Он основан на основном предположении, что позитив реален и заслуживает развития — в нас самих, в наших семьях, на наших рабочих местах и в наших сообществах (Linkenbach, 2007).
Те из нас, кто работает специалистами по охране труда и технике безопасности, иногда могут быть настолько сосредоточены на опасностях и проблемах, которые мы пытаемся уменьшить, что забываем эту основную истину. Наука Позитивного переворачивает эту ориентированную на проблему структуру и сосредотачивается на росте здоровых, позитивных, защитных факторов, которые уже существуют в наших сообществах. Когда мы начинаем смотреть на мир через эту позитивную, обнадеживающую линзу, это оказывает глубокое влияние на вопросы, которые мы задаем, данные, которые мы собираем, и то, как мы решаем вопросы здоровья и безопасности.
Науку позитива не следует путать с простым «позитивным мышлением». Это строгий процесс, который работает во всех культурах. И хотя наука о позитиве основана на основном предположении, что позитив существует в каждом сообществе и культуре, она признает, что страдание, боль и вред вполне реальны. Одним из основных результатов является уменьшение страданий в наших семьях, наших сообществах и в нас самих.
Четыре основных этапа – Дух, Наука, Действие и Возвращение – составляют трансформационный процесс Науки Позитивного. Эти этапы, когда они полностью задействованы, работают вместе, чтобы создать синергетический цикл позитивной трансформации.
Spirit First
Мы застряли в двумерном подходе к нашей работе, при котором наука ведет к действию. Наука Позитивного направляет наши усилия уникальным образом, включая и интегрируя дух в этот процесс. Восстанавливаясь с духом и возрождая надежду, наша работа продолжается, руководствуясь основными ценностями, которые позволяют нам задавать разные вопросы, достигать людей с большей искренностью и действительно создавать пространство для культурной трансформации.
…Затем наука
После того, как мы определили наши основные ценности и цель, мы должны стремиться к точному пониманию окружающего мира. Наука заключается в том, чтобы задавать правильные вопросы, строго отвечать на эти вопросы и искать наилучшее понимание сообществ, в которых мы работаем. Наши представления о том, что происходит как в наших сообществах, так и в наших собственных организациях, часто неточны. Эти неправильные представления заставят нас застрять в нашей работе.
…Возглавить действие
Специалисты по укреплению здоровья всегда готовы вмешаться и принять меры. Мы хотим начать улучшать здоровье наших сообществ немедленно и начать видеть результаты уже вчера. Но Действие должно быть последним. Без четкого понимания нашей цели и сообщества, в котором мы работаем, мы не можем участвовать в значимых действиях, которые способствуют как изменениям, так и преобразованиям.
…Для желаемой отдачи
Важнейшей и часто упускаемой из виду частью работы по укреплению здоровья является элемент Возврата: время отдыха, восстановления и обновления перед тем, как цикл начнется снова. Наша доминирующая культура зациклена на действии. Но размышления, требуемые «Возвращением», — это тяжелая работа. Спокойствие требует огромной энергии. Этот последний шаг цикла «Дух-Наука-Действие-Возвращение» — место смирения и подлинности. Мы установили наши намерения, использовали наши лучшие научные данные и предприняли действия, чтобы внести изменения. Мы выросли, узнали и прошли испытания, и теперь у нас есть мудрость, полученная в путешествии. И именно из-за этой аутентичности у нас есть что-то ценное, что мы можем вернуть сообществу.
1.3 Позитивная и нормативная наука Является ли экономика наукой или предметом гуманитарные науки; и является ли она положительной или предписывающей наукой является часто обсуждаемым вопросом. Все материальных наук таких как физика, химия, биология, математика чисты, абстрактны и позитивные науки. Хотя ученые-экономисты всегда стремясь поставить его на положительную научную основу, предел, в пределах которого это возможно. На начальном этапе экономическая как тема была введена в атмосферу невмешательство в котором преобладали свободное предпринимательство и индивидуализм. Но в 20 веке после двух мировых войны (1914-18 и 1939-44) и период Великой депрессии (1929-33) значительно уменьшилось значение индивидуализма. Его частично заменили масштабные общественные и правительственные Мероприятия. Сегодня во всем мире органы государственной власти выделяя от 30 до 35 процентов национального дохода ( Валовой внутренний Продукт — ВВП) и национальные ресурсы на государственные расходы один. Поскольку большая часть государственных расходов должна следовать за основным критерием экономической эффективности, это привело к растущий интерес к анализу экономической политики. Немного из целей, на достижение которых направлена экономическая политика, можно перечислить следующим образом:
Разнообразие таких целей экономической политики четко предполагают, что критерий максимизации рыночной прибыли не достаточно для достижения этих целей. Поэтому государственная власть должен проводить эгалитарных мер: таким образом, процесс определения нормы хозяйственной деятельности вносят нормативных соображений. Помимо вопросов политики, экономисты часто занимаются ценностными суждения. Именно потому, что сами экономисты являются экономическими агентов или акторов, и у них есть свои собственные идеологические обязательства. Исследователь-экономист сам вовлечен в деятельность, которая он должен наблюдать и анализировать. Например, если он стоит перед выбором между ростом инфляции на несколько процентов уровень и рост уровня безработицы, то он менее вероятен предпочесть рост уровня безработицы. Даже иначе, различные заявления экономического значения содержат элемент оценочное суждение. Это можно проиллюстрировать следующими утверждениями:
|