Понятие и основные особенности представления
12.06.2020
На основе создания, конструирования конкретных образов предметов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств и которые мы когда-либо воспринимали, формируется представление.
Представление — наглядный образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Таким образом, представление — это наглядный образ предмета, явления или события, возникающий на основе прошлого опыта (или. в результате ощущения и восприятия) путем его воспроизведения в памяти или в воображении.
Сравнивая образ представления с образами ощущения и восприятия, можно сказать, что представления — вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти. Как и восприятия, представления чаще всего наглядны, поскольку представления — это образы. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью. Кроме того, представления отличаются некоторой (то большей, то меньшей) фрагментарностью. При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Вместе с тем у нас может быть единое общее представление об очень сложном целом, например общий образ какого-нибудь художественного произведения или конструкторского решения какой-либо машины.
По отношению к первичным образам представление обладает рядом особенностей. Попробуем мысленно представить дом, в котором мы когда-то жили, или событие, очевидцами которого были. Мысленный образ будет более бледным, фрагментарным (отдельные черты предмета, события выпадают) и неустойчивым.
Способность к представлениям, например зрительным, у людей различна: одни видят в сознании образ отчетливо, ярко, как в галлюцинациях, другие с трудом могут вызвать его в сознании. Однако наличие представлений может быть объективно проверено.
Каждый человек может что-то нарисовать по представлению. Понятно, что люди обладают различной способностью к рисованию, но у одного и того же человека одинаковые по сложности рисунки будут неодинаковыми по качеству: одни будут точнее передавать основные свойства предмета, другие будут значительно искажены. В первом случае можно говорить о наличии более полных, ясных, четких представлений, чем во втором.Представления очень неустойчивы и непостоянны. Исключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессиональной деятельностью. Так, например, у музыкантов это слуховые представления, у художников — зрительные, а у дегустаторов — обонятельные.
Представления — это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятия представления не могли бы сложиться. Так, у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений. Отличие представлений от восприятия состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов.
Представления обычно не бывают только слуховыми или только зрительными. Будучи представлением какого-либо предмета или явления, в восприятии которого обычно участвуют разные сферы ощущений, каждое представление включает компоненты разных сенсорных сфер. Однако представления, относящиеся к разным сенсорным областям, у одного и того же человека могут значительно отличаться друг от друга: например, быть очень яркими, устойчивыми, отчетливыми зрительными представлениями и, наоборот, бледными, нечеткими слуховыми представлениями.
Представление — изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающееся и отражающее сложную жизнь личности. Из всех многообразных отношений, в которые входит представление и которыми оно определяется, самым существенным является отношение представления к предмету. Оно в первую очередь регулирует те преобразования, которым представление подвергается.
Возникновение представлений имеет большое значение для всей сознательной жизни человека. Если бы у нас существовали только восприятия и не было представлений, мы были бы всегда прикованы к наличной ситуации, а воздействующие на наши рецепторы предметы управляли бы нашим поведением. Наши мысли, как и наши действия, были бы в исключительной власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не существовало бы для нас: все отошедшее в прошлое навсегда исчезало бы, будущее было бы закрыто. Внутренней жизни у нас не существовало бы; ведь представления создают тот план, на котором она развертывается.
Основная особенность представления заключается в том, что это — образ предмета, который на основе предшествовавшего сенсорного воздействия воспроизводится в отсутствие предмета. Представление точнее называть представлением памяти, так как оно связано с работой образной памяти. По сравнению с образами восприятия, образы представлений отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью, обобщенностью и динамичностью. Благодаря участию процессов памяти именно в представлении делаются первые шаги на пути к абстракции и обобщению. В то же время представления — это не механическая репродукция образов восприятия, а изменчивое образование. Образ представления определяется как целями и задачами создания этого образа, так и индивидуальными особенностями человека, его интересами, направленностью. Создание образов представлений сопровождается микродвижениями, которые получили название идиомоторные.
Ключевые слова: Представление
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме |
---|
Метамодель Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Память и представление Мясищев В. Н., Основы общей и медицинской психологии |
Определение представления и его основные характеристики Маклаков А. Г. — Общая психология |
Виды представлений Маклаков А. Г. — Общая психология |
Расстройства ощущений, восприятий, представлений Коркина М.В., Практикум по психиатрии |
Представления и их характерные особенности Теплов Б.М., Психология |
Преобразование представлений в воображении Теплов Б.М., Психология |
Восприятие и представление Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
1. Представления. Восприятие, представление, мышление в психологии
Восприятие, представление, мышление в психологии
контрольная работа
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
Наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представления памяти и представления воображения.
Поскольку представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в представлении м. б. разной; в связи с этим различают единичные и общие представления.: единичные представления более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, чем общие, но и в единичных представлениях содержится известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная роль представления как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В то же время представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятия закономерные связи и отношения, как это имеет место в абстрактных понятиях. Произвольное оперирование представлениями в процессах памяти, воображения и мышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы. Вместе с тем посредством языка происходит дальнейшая переработка представления в абстрактные понятия.
Еще во II веке до н.э. величайший мудрец античности Аристотель подметил в процессах памяти закономерное и, позднее получившую название «закон ассоциации». Само слово «ассоциация» означает «присоединение», «связь», «союз» В данном случае имеется в виду связь между психическими явлениями, между представлениями, т.е. образами прошлого. Представления могут связываться на основании трех принципов. Согласно первому, восприятия или представления могут вызывать картины, которые когда-то переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними (ассоциации по смежности). Так, человек вспоминая улицу, на которой он жил, и здание школы в се конце, невольно возвращается мыслью к своей старой учительнице, которая учила его в начальных классах и которой давно уже нет на свете.
Согласно второму, восприятия или представления вызывают образы, на них в чем-либо похожие (ассоциации по сходству). Так, в рассказе А.П. Чехова «Мальчики» один из героев Чечевицын вызывает у маленькой Маши преимущественно гастрономические ассоциации. Маша при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила: «А у нас чечевицу вчера готовили». И наконец, существуют ассоциации по контраст. Восприятия или представления могут вызывать образ, в чем-либо противоположный, более или менее контрастирующий с имеющимся. В том же рассказе Чехова сообщник и друг Чечевицына Володя, сидя за чаем, вдруг указал пальцем на самовар и сказал: «А в Калифорнии вместо чая пьют джин». Это типичная ассоциация по противоположности.
Ассоциации играют важную роль в процессе запоминания и воспроизведения. Вообще, запомнить что-либо, по существу, значит связать запоминаемое с чем-то, включить то, что подлежит запоминанию, в контекст уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Чтобы ассоциация закрепилась, необходимо совпадение во времени действия двух психических процессов, они должны переживаться одновременно и вместе с тем иметь определенное значение для человека. Именно в силу этого в дальнейшем возникновение одного из этих процессов как бы тянет за собой другой, в прошлом в чем-то совпадавший с ним процесс (мы говорим «по ассоциации»).
В соответствии с гипотезой, выдвинутой И.П. Павловым, объяснения этому дает механизм условного рефлекса. Как известно, для того чтобы образовался условный рефлекс, необходимо, чтобы два раздражителя (условный и безусловный) совпали во времени действия. После нескольких таких совпадений образуется временная нервная связь и условный раздражитель сам по себе вызывает рефлекторную реакцию.
В настоящее время гипотеза Павлова не опровергается, однако физиологические механизмы запоминания и вообще физиология памяти представляет собой гораздо более сложную систему взаимодействия мозговых механизмов. Она не может быть сведена к простому условному рефлексу, который исследовался великим физиологом при изучении поведения животных. Ассоциациями по смежности, сходству и контрасту не исчерпывается изучение механизмов мнемической активности. Важную роль играю; смысловые связи.
Делись добром 😉
Выявление креативности у детей в старшем школьном возрасте
§ 1.1 Представления о креативности
Понятие креативности (от лат. creatio — создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца…
Гендерные различия в проявлениях тревожности у лиц, страдающих хроническим алкоголизмом
1. Cовременные представления об алкоголизме
…
Гендерные стереотипы в семье
1.1 Представления о гендерных стереотипах
Наша галактика необъятна. С каждым годом ученные все дальше продвигаются в ее изучении. Но мало кто знает, что в ней есть такая замечательная планета, которая называется Гендер. На этой планете очень много стран, например Идентичностия, Ролия…
Движущие силы и условия развития личности
1.1 Общие представления о личности
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека — от его телесного бытия до духовного — как живого тела…
Динамика «Я» в ситуации частичной сенсорной депривации
1.1.1 Представления о «Я» в философии
Несмотря не то, что современная формулировка проблемы определения природы «Я» появилась относительно недавно, её истоки мы можем проследить уже в учениях античных философов. Изначально «Я» не выделялась в отдельный конструкт…
Динамика «Я» в ситуации частичной сенсорной депривации
1.2 Современные представления о природе «Я»
Предполагать, что противоречия относительно природ и функций «Я» в наше время являются разрешенными, было бы излишне оптимистично. Действительно, мы до сих пор можем наблюдать разделение на два лагеря…
Межличностные отношения родителей и психическое пространство ребенка
1.1 Представления о межличностных отношениях
Понятие межличностные отношения призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание, и объяснение процесса взаимодействия между людьми. Р. Бейлс, выделяет следующие виды взаимодействий…
Мотивация учебной деятельности студентов ВУЗа
Глава I Представления о мотивации
…
Представление об адекватности организации своего внешнего вида у замужних и незамужних женщин
1.1.2 Представления памяти
Представления памяти — это воспроизведенные образы воспринятых ранее предметов и явлений. Физиологической основой П.п. является повторное возбуждение в головном мозге тех систем временных связей (нервных «следов» или «моделей»…
Проблема исследования интеллекта
1. Представления об интеллекте
Понятие «интеллект» как объект научного исследования было введено в психологию антропологом Ф. Гальтоном в конце ХIХ в. Находясь под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина…
Психические познавательные процессы
3. Представления и его характеристики
Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом…
Психосексуальная теория Фрейда
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА
…
Развитие воли у подростков
1.2. Представления о волевых качествах
Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними…
Родительское отношение и его влияние на развитие ребёнка
1.1 Родительские представления и установки
Термин «родительские представления» является чрезвычайно широким и включает целый ряд разнообразных понятий, таких, как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка…
Сон, его виды, признаки
2 Современные представления о природе сна
Физиологическая роль сна и его отдельных стадий до конца не определена. ..
Модуль выходного контроля Структура познавательной деятельности 1. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают ______ процессы, а) познавательные б) мотивационные в) эмоциональные г) все ответы верны 2. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория: а) установки б) отношения в) образа г) все ответы верны 3. Целостность образа детерминирована: а) онтологически б) психофизиологически в) психологически г) все ответы верны 4. Получение первичных образов обеспечивают: а) сенсорно-перцептивные процессы б) процесс мышления в) процесс представления г) процесс воображения 5. Когнитивный стиль относится к ________ познавательной деятельности. а) способу 6) уровню выполнения в) условиям выполнения г) все ответы верны 6. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях это: а) мышление б) интеллект в) эвристика г) гипотеза 7. Сквозным психическим процессом считается: а) восприятие б) внимание в) воображение г) мышление 8. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет: а) ощущение б) восприятие в) память г) внимание 9. Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем проводит: а) восприятие б) память в) воображение г) мышление 10. Одну из первых моделей интеллекта предложил: а) К. Спирмен б) Дж. Гилфорд в) Д ж. Равен г) Г. Айзенк 11. Наше восприятие мира связано а) с культурой, к которой мы принадлежим б) с практикой в) с опытом г) все эти ответы верны Ощущение 12. Принцип специфической энергии органов чувств выделил: а) Г. Гельмгольц б) Дж. Беркли в) И. Мюллер г) К. Юнг 13. Концепция развития психики ______ связывает возникновение и дифференциацию ощущений с переходом от первичной раздражимости к недифференцированной чувствительности, а затем к дифференцированным ощущениям. а) К.Э. Фабри б) А.Н. Леонтьева в) Тейяра де Шардена г) все ответы верны 14. Философско-психологический смысл гипотезы А.Н. Леонтьева состоит в том, что в ней сделана попытка ________ понимания природы ощущений. а) субъективистского б) объективистского в) идеалистического г) все ответы верны 15. Анатомо — физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения представлен: а) проводниковым отделом б) рецептором в) анализатором г) все ответы верны 16. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется; а) анализатором б) рецептором в) проводящими нервными путями г) нет правильных ответов 17. Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы, имеет: а) центральный отдел б) рецептор в) проводниковый отдел г) все ответы верны 18. Управление и регулирование поступающей в управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органом, осуществляет: а) эффектор б) акцептор действия в) анализатор г) обратная связь а) нейрофизиологическим б) физиологическим в) психологическим г) психофизиологическим. 20. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется: а) абсолютной чувствительностью б) дифференциальной чувствительностью в) сенсибилизацией г) адаптацией 21. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение,- это ____ порог ощущений. а) нижний абсолютный б) дифференциальный в) временный г) верхний абсолютный 22. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется _____ порогом ощущений. а) нижний абсолютным б) дифференциальным в) временным г) верхним абсолютным г) диапазон чувствительности к интенсивности. 23. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающие замечаемое различие интенсивности ощущения, называется: а) абсолютным нижним порогом б) порогом различения в) временным порогом ощущений г) диапазоном чувствительности к интенсивности а) Э. Вебер б) Г. Фехнер в) В. Вундт г) С. Стивенc 25. Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует _____ зависимость. а) степенная б) логарифмическая в) прямая пропорциональная г) обратно пропорциональная а) депривация б) дереализация в) девальвация г) деавтоматизация Скачать 27,58 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Феномены и теории – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание
Глава 4: Теория в психологии
- Дайте определение терминам «феномен» и «теория» и четко разграничьте их.
- Объясните цели научных теорий.
- Объясните, почему для любого набора явлений обычно существует много правдоподобных теорий.
A (множественное число, явления) – это общий результат, достоверно наблюдаемый в систематических эмпирических исследованиях. По сути, это установленный ответ на исследовательский вопрос. Некоторые явления, с которыми мы столкнулись в этой книге, заключаются в том, что выразительное письмо улучшает здоровье, женщины говорят не больше, чем мужчины, а использование мобильного телефона ухудшает способность управлять автомобилем. Некоторые другие заключаются в том, что диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности) значительно увеличилось в распространенности в конце 20-го века, люди лучше справляются с простыми задачами, когда за ними наблюдают другие (и хуже с трудными задачами), и люди вспоминают предметы, которые им подносили. в начале и в конце списка лучше, чем элементы, представленные в середине.
Явлениям часто дают имена их первооткрыватели или другие исследователи, и эти имена могут прижиться и стать широко известными. Следующий список представляет собой небольшую выборку известных явлений в психологии.
- . Люди с повреждением зрительной коры часто способны реагировать на визуальные стимулы, которые они не видят сознательно.
- . Чем больше людей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше шансов, что кто-то из них поможет.
- . Люди склонны объяснять поведение других своими личными характеристиками, а не ситуацией, в которой они находятся.
- . Когда звук основного речевого звука комбинируется с видео человека, двигающего ртом для другого речевого звука, люди часто воспринимают звук, который является промежуточным между ними. См. демонстрацию здесь: Эффект МакГурка
- . Люди узнают лица представителей своей расы точнее, чем лица представителей других рас.
- . Плацебо (фиктивные психологические или медицинские методы лечения) часто приводят к улучшению симптомов и улучшению функционирования людей.
- . Чем чаще люди подвергались воздействию стимула, тем больше он им нравился, даже если стимул предъявлялся подсознательно.
- . Стимулы, представленные ближе к началу и концу списка, запоминаются лучше, чем стимулы, представленные в середине. См. демонстрацию здесь: Serial Position Effect
- . Условная реакция, которая была погашена, часто возвращается без дальнейшего обучения по прошествии времени.
Хотя эмпирический результат может называться явлением после того, как он наблюдался только один раз, этот термин, скорее всего, будет использоваться для результатов, которые были воспроизведены. означает повторное проведение исследования — либо точно так же, как оно было проведено первоначально, либо с изменениями — чтобы убедиться, что оно дает те же результаты. Отдельные исследователи обычно повторяют свои собственные исследования перед их публикацией. Многие отчеты об эмпирических исследованиях включают первоначальное исследование, а затем одно или несколько последующих исследований, которые повторяют первоначальное исследование с небольшими изменениями. Особенно интересные результаты попадают в поле зрения других исследователей, которые проводят собственные повторения. Положительное влияние экспрессивного письма на здоровье и отрицательное влияние использования мобильного телефона на способность управлять автомобилем — примеры феноменов, многократно воспроизведенных разными исследователями.
Иногда повторение исследования дает результаты, отличающиеся от результатов первоначального исследования. Эта разница может означать, что результаты первоначального исследования или результаты повторения были случайностью — они произошли случайно и не отражают того, что в целом верно. В любом случае дополнительные репликации, скорее всего, устранят это несоответствие. Неспособность получить те же результаты может также означать, что повторение каким-то важным образом отличалось от первоначального исследования. Например, ранние исследования показали, что люди выполняли различные задачи лучше и быстрее, когда за ними наблюдали другие, чем когда они были одни. Однако некоторые более поздние повторения показали, что люди работали хуже, когда за ними наблюдали другие. В конце концов исследователь Роберт Зайонц определил ключевое различие между двумя типами исследований. Казалось, что люди работают лучше, когда за ними наблюдают, выполняя практические задачи, но хуже, когда за ними наблюдают, выполняя относительно нетренированные задачи (Зайонц, 19 лет).65) [1] . Эти два феномена теперь стали называть социальным облегчением и социальным торможением.
В физике есть законы движения, а в химии есть закон сохранения массы. В отличие от других наук, в психологии действуют не законы, а следствия. Законы подразумевают, что явления универсальны и редко в психологии можно не найти исключения. Даже установленные эффекты часто зависят от культуры. Например, фундаментальная ошибка атрибуции чаще совершается в Северной Америке, чем в Восточной Азии (Miyamoto & Kitayama, 2002) [2] .
Что такое теория?
А – связное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. Хотя теории могут принимать различные формы, у них есть одна общая черта: они выходят за рамки явлений, которые они объясняют, включая переменные, структуры, процессы, функции или организующие принципы, которые непосредственно не наблюдались. Рассмотрим, например, теорию Зайонца о социальной фасилитации и социальном торможении. Он предположил, что наблюдение за другими во время выполнения задачи создает общее состояние физиологического возбуждения, что увеличивает вероятность доминирующей (наиболее вероятной) реакции. Таким образом, для хорошо отработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к правильным ответам, но для относительно неотработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к неправильным ответам. Обратите внимание, что эта теория, которая стала называться теорией влечения, дает объяснение как социальной фасилитации, так и социального торможения, которое выходит за рамки самих явлений, включая такие понятия, как «возбуждение» и «доминантная реакция», наряду с такими процессами, как Влияние возбуждения на доминирующую реакцию.
Вне науки обращение к идее как к теории часто подразумевает, что она не проверена — возможно, не более чем дикая догадка. Однако в науке термин «теория» не имеет такого значения. Теория — это просто объяснение или интерпретация ряда явлений. Оно может быть непроверенным, но его также можно тщательно протестировать, хорошо поддержать и принять научным сообществом как точное описание мира. Теория эволюции путем естественного отбора, например, является теорией, потому что она объясняет разнообразие жизни на Земле, а не потому, что она не проверена или не подтверждена научными исследованиями. Напротив, доказательства этой теории в подавляющем большинстве случаев положительны, и почти все ученые считают ее основные положения точными. Точно так же «микробная теория» болезней является теорией, потому что она объясняет происхождение различных болезней, а не потому, что есть сомнения в том, что многие болезни вызываются микроорганизмами, поражающими организм.
В дополнение к теории исследователи в области психологии используют несколько родственных терминов для обозначения своих объяснений и интерпретаций явлений. А это широкий подход, более общий, чем теория, к объяснению и интерпретации явлений. Например, исследователи, придерживающиеся биологической точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения генетики или структур и процессов нервной и эндокринной систем, в то время как исследователи, придерживающиеся поведенческой точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения подкрепления, наказания и других внешних событий. – это точное объяснение или интерпретация конкретного явления, часто выражаемая в виде уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов. может быть объяснением, которое опирается всего на несколько ключевых понятий, хотя этот термин чаще относится к предсказанию нового явления, основанному на теории (см. Раздел 4.3 «Использование теорий в психологических исследованиях»). А может быть широким, как перспектива, или конкретным, как модель, но это контекст, применяемый для понимания явления. Путаницу усугубляет тот факт, что исследователи часто используют эти термины как синонимы. Не будет ошибкой называть теорию влечения моделью влечения или даже гипотезой влечения. И биопсихосоциальная модель психологии здоровья — общая идея о том, что здоровье определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов — действительно больше похожа на точку зрения, как она определена здесь. Имейте в виду, однако, что наиболее важным остается различие между наблюдениями и интерпретациями.
Для чего нужны теории?
Конечно, научные теории предназначены для предоставления точных объяснений или интерпретаций явлений. Но должно быть нечто большее, чем это объяснение. Учтите, что теория может быть точной, но не очень полезной. Утверждение, что выразительное письмо помогает людям «справляться со своими эмоциями», может быть точным, но оно кажется слишком расплывчатым, чтобы иметь большую пользу. Учтите также, что теория может быть полезной, не будучи абсолютно точной. На рис. 4.1 представлена классическая многоуровневая модель человеческой памяти, которая до сих пор цитируется исследователями и обсуждается в учебниках, несмотря на то, что теперь известно, что она во многих отношениях неточна (Идзава, 19). 99). [3] Эти два примера предполагают, что у теорий есть цели, отличные от простого предоставления точных объяснений или интерпретаций. Здесь мы рассмотрим три дополнительные цели теорий: организация известных явлений, предсказание результатов в новых ситуациях и создание новых исследований.
Рис. 4.1. Представление многохранилищной модели человеческой памяти. В многоуровневой модели памяти человека информация из окружающей среды проходит через сенсорное хранилище на пути к краткосрочному хранилищу, где ее можно репетировать, а затем к долговременному хранилищу, где ее можно хранить и многократно извлекать. потом. Эта теория оказалась чрезвычайно успешной в организации старых явлений и предсказании новых.Организация
Одной из важных целей научных теорий является организация явлений таким образом, чтобы помочь людям думать о них ясно и эффективно. Теория влечений социальной фасилитации и социального торможения, например, помогает упорядочить и осмыслить большое количество кажущихся противоречивыми результатов. Многоуровневая модель человеческой памяти эффективно обобщает многие важные явления: ограниченную емкость и короткое время сохранения информации, на которую обращают внимание, но не репетируют, важность репетиции информации для долговременного удержания, эффект последовательного положения и так далее. Или рассмотрим классическую теорию интеллекта, представленную на Рисунке 4.2. Согласно этой теории, интеллект состоит из общей умственной способности g и небольшого числа более специфических способностей, на которые влияет g (Neisset et al., 19).96) [4] . Хотя существуют и другие теории интеллекта, эта хорошо обобщает большое количество статистических взаимосвязей между тестами различных умственных способностей. Эта теория включает в себя тот факт, что тесты всех основных умственных способностей, как правило, в некоторой степени положительно коррелируют, и тот факт, что некоторые подмножества умственных способностей (например, понимание прочитанного и завершение аналогии) имеют более положительную корреляцию, чем другие (например, понимание прочитанного и арифметика). .
Рисунок 4.2 Представление одной теории интеллекта. В этой теории интеллекта общая умственная способность (g) влияет на каждую из трех более конкретных умственных способностей: числовые способности, пространственные способности и вербальные способности. Теории этого типа помогают организовать большое количество статистических зависимостей между тестами различных умственных способностей.Таким образом, теории хороши или полезны в той мере, в какой они организуют больше явлений с большей ясностью и эффективностью. Ученые обычно следуют принципу , также известному как , согласно которому теория должна включать ровно столько понятий, сколько необходимо для объяснения или интерпретации интересующих явлений. Более простые и экономные теории организуют явления более эффективно, чем более сложные и менее экономные теории.
Предсказание
Вторая цель теорий — позволить исследователям и другим людям делать прогнозы о том, что произойдет в новых ситуациях. Например, тренер по гимнастике может задаться вопросом, будут ли результаты ученика лучше или хуже во время соревнований, чем при занятиях в одиночку. Даже если этот конкретный вопрос никогда не изучался эмпирически, теория влечений Зайонца предлагает ответ. Если учащийся обычно выступает без ошибок, он, скорее всего, будет лучше выступать во время соревнований. Если она обычно выступает с большим количеством ошибок, она, скорее всего, выступит хуже.
В клинической психологии решения о лечении часто руководствуются теориями. Рассмотрим, например, диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Преобладающая научная теория диссоциативного расстройства личности состоит в том, что у людей развивается множественность личностей (также называемых альтерами), потому что они знакомы с этой идеей из популярных образов (например, из фильма «Сибил») и потому, что их к этому непреднамеренно побуждают врачи (например, , попросив «встретить» альтер). Эта теория подразумевает, что вместо того, чтобы поощрять пациентов к разыгрыванию множественных личностей, лечение должно заключаться в том, чтобы отговаривать их от этой ролевой игры (Lilienfeld & Lynn, 2003) [5] .
Поколение новых исследований
Третья цель теорий — генерировать новые исследования, ставя новые вопросы. Рассмотрим, например, теорию о том, что люди совершают самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов, потому что это уменьшает негативные эмоции, такие как печаль, тревога и гнев. Эта теория сразу наводит на несколько новых и интересных вопросов. Существует ли на самом деле статистическая связь между порезом и количеством пережитых отрицательных эмоций? Это причинно? Если да, то что такого в резке, которая имеет такой эффект? Это боль, вид травмы или что-то еще? Влияет ли резка на все негативные эмоции одинаково?
Обратите внимание, что для этой цели теория не обязательно должна быть точной. Даже неточная теория может породить новые и интересные исследовательские вопросы. Конечно, если теория неточна, ответы на новые вопросы будут, как правило, несовместимы с теорией. Это новое направление заставит исследователей переоценить теорию и либо пересмотреть ее, либо отказаться от нее в пользу новой. Именно благодаря этому циклу пересмотра научные теории со временем становятся более подробными и точными.
Множественные теории
В любой момент времени исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Одна из причин заключается в том, что поскольку человеческое поведение чрезвычайно сложно, на него всегда можно взглянуть с разных точек зрения. Например, биологическая теория сексуальной ориентации может сосредоточиться на роли половых гормонов в критические периоды развития мозга, в то время как социокультурная теория может сосредоточиться на культурных факторах, влияющих на то, как выражаются основные биологические тенденции. Вторая причина заключается в том, что — даже с одной и той же точки зрения — обычно существуют разные способы «выйти за пределы» интересующего явления. Например, в дополнение к теории влечения социальной фасилитации и социального торможения существует еще одна теория, которая объясняет их с точки зрения конструкции, называемой «опасение оценки» — беспокойство по поводу оценки аудиторией. Обе теории выходят за рамки интерпретируемых явлений, но они делают это, предлагая несколько разные лежащие в их основе процессы.
Различные теории одного и того же набора явлений могут дополнять друг друга — каждая из них представляет собой часть более крупной головоломки. Биологическая теория сексуальной ориентации и социокультурная теория сексуальной ориентации могут точно описать разные аспекты одного и того же сложного явления. Точно так же социальная помощь может быть результатом как общего физиологического возбуждения , так и опасения оценки. Но разные теории одних и тех же явлений также могут конкурировать в том смысле, что если одна верна, то другая, вероятно, нет. Например, альтернативная теория диссоциативного расстройства личности — посттравматическая теория — утверждает, что альтерации создаются пациентом бессознательно как средство справиться с сексуальным насилием или другим травмирующим опытом. Поскольку социокогнитивная и посттравматическая теории связывают диссоциативное расстройство личности с принципиально разными процессами, маловероятно, что обе они могут быть точными. См. примечание 4.10 «Откуда берутся множественные личности?» для получения дополнительной информации об этих конкурирующих теориях.
Тот факт, что существует несколько теорий для любого набора явлений, не означает, что любая теория так же хороша, как и любая другая, или что невозможно узнать, дает ли теория точное объяснение или интерпретацию. Напротив, ученые постоянно сравнивают теории с точки зрения их способности упорядочивать явления, предсказывать результаты в новых ситуациях и проводить исследования. Те, у которых дела обстоят плохо, считаются менее точными и отбрасываются, в то время как те, у которых дела идут хорошо, считаются более точными, сохраняются и сравниваются с более новыми — и, надеюсь, лучшими — теориями. Хотя ученые обычно не верят, что их теории когда-либо дают совершенно точные описания мира, они все же предполагают, что этот процесс порождает теории, которые все ближе и ближе подходят к этому идеалу.
В литературе по диссоциативному расстройству личности (ДРИ) представлены две конкурирующие теории. Социокогнитивная теория состоит в том, что ДРИ возникает, потому что пациенты осознают расстройство, знают его характерные черты, и их терапевты поощряют их раздвоение личности. Посттравматическая теория состоит в том, что множественные личности развиваются как способ справиться с сексуальным насилием или какой-либо другой травмой. В настоящее время имеется несколько линий доказательств, которые поддерживают социокогнитивную модель по сравнению с посттравматической моделью (Lilienfeld & Lynn, 2003 9).0043 [6] ).
- Диагноз ДРИ значительно увеличился после выхода книги и фильма Сибил — о женщине с ДРИ — в 1970-х годах.
- DID крайне редко встречается за пределами Северной Америки.
- Очень небольшой процент терапевтов несет ответственность за диагностику подавляющего большинства случаев ДРИ.
- Литература по лечению ДРИ включает множество практик, которые поощряют пациентов разыгрывать несколько личностей (например, иметь доску объявлений, на которой личности могут оставлять сообщения друг для друга).
- Обычные люди могут легко воссоздать симптомы ДРИ с минимальными внушениями в симулированных клинических интервью.
- Ученые проводят различие между явлениями, являющимися их систематическими наблюдениями, и теориями, являющимися их объяснениями или интерпретациями явлений.
- Помимо предоставления точных объяснений или интерпретаций, научные теории имеют три основные цели. Они организуют явления, позволяют людям предсказывать, что произойдет в новых ситуациях, и помогают проводить новые исследования.
- Исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Различные теории одного и того же набора явлений могут быть взаимодополняющими или конкурирующими.
- Практика: придумайте не менее трех различных теорий, объясняющих тот факт, что женатые люди, как правило, сообщают о более высоком уровне счастья, чем неженатые.
- Практика: Найдите недавнюю статью в профессиональном журнале и сделайте две вещи:
- Определите основное интересующее явление.
- Определите теорию или теории, используемые для объяснения или интерпретации этого явления.
- Обсуждение: Может ли теория быть полезной, даже если она неточна? Как?
- Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149 , 269–274. ↵
- Миямото, Ю. и Китаяма, С. (2002). Культурные различия в предвзятости соответствия: решающая роль диагностики отношения к социально ограниченному поведению. Журнал личности и социальной психологии, 83 (5), 1239-1348. ↵
- Идзава, К. (ред.) (1999). О человеческой памяти: Эволюция, прогресс и размышления к 30-летию модели Аткинсона-Шиффрина . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум. ↵
- Нейссер, У., Буду, Г., Бушар, Т.Дж., Бойкин, А.В., Броди, Н., Сеси,… Урбина, С. (1996). Интеллект: известные и неизвестные. Американский психолог, 51 , 77–101. ↵
- Лилиенфельд, С.О., и Линн, С.Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (ред.), Наука и лженаука в клинической психологии (стр. 109).–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press. ↵
- Лилиенфельд, С.О., и Линн, С.Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (редакторы), Наука и псевдонаука в клинической психологии (стр. 109–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press. ↵
Неспособность визуализировать изображения
Автор: Кимберли Дрейк, 8 января 2021 г. — факт проверен Хилари Гайт, FFPH, MRCGP
Исследователи обнаружили явные различия между людьми, которые могут создавать визуальные образы в уме, и теми, у кого нет этого способность. Они нашли еще одно доказательство того, что «слепота разума» является законным состоянием.
Неспособность произвольно формировать мысленные образы была впервые описана в медицинской литературе Фрэнсисом Гальтоном в 1880 году. Люди с этим заболеванием испытывают трудности с мысленным представлением сцен или объектов, явление, известное как умственная слепота.
С тех пор, как Гальтон впервые сообщил о его существовании, только в исследовании 2015 года, опубликованном в журнале Cortex , ученый Адам Земан назвал это состояние «афантазией».
Афантазия встречается редко, но ученые выявили два типа расстройства, в том числе приобретенную афантазию, которая может возникнуть после черепно-мозговой травмы или иногда после периодов депрессии или психоза, и врожденную афантазию, которая присутствует при рождении.
Люди без визуальных образов могут столкнуться с массой проблем. Например, способность вспоминать лица или знакомые места может вызвать разочарование и социальные трудности.
Неспособность зрительно вспомнить важные события, например, как выглядели цветы или платье в день свадьбы, также может вызывать уныние. Даже простые задачи с образами, такие как подсчет овец, чтобы заснуть, представляют собой сложную задачу.
Интересно, недавняя статья в Scientific Reports отмечает, что люди с этим заболеванием видят во сне образы, хотя они не такие яркие и частые. Это наблюдение предполагает, что, хотя непреднамеренные визуальные образы могут оставаться в основном нетронутыми, преднамеренное воспоминание изображений является более сложной задачей.
Чтобы глубже изучить внутреннюю работу «мысленного зрения», группа исследователей недавно приступила к изучению различий между людьми с афантазией и людьми с типичными навыками воображения.
Исследователи использовали задачи рисования, требующие зрительной памяти, чтобы установить различия между двумя группами. Их выводы опубликованы в журнале Cortex .
Исследовательская группа показала фотографии трех комнат 61 человеку с афантазией и 52 людям без афантазии. Затем ученые попросили участников обеих групп нарисовать комнаты, один раз по памяти и один раз, используя фотографию в качестве эталона. Рисунки были объективно оценены 2795 онлайн-добровольцами.
После сбора данных команда сделала поправку на возраст, различия в художественных способностях и способности визуального распознавания, а также сравнила способности участников выполнять задачи с изображениями с отдельными объектами по сравнению с пространственными отношениями между несколькими предметами.
При рисовании по памяти больные афантазией с трудом запоминали объекты на картинке. Они рисовали значительно меньше объектов — в среднем 4,98 по сравнению с 6,32 в контрольной группе. Их предметы были менее красочными, и они тратили на их рисование меньше времени, чем те, у кого были типичные навыки воображения.
Группа афантазии также использовала больше символов и текста в своих изображениях, часто полагаясь на вербальные стратегии, маркируя предмет мебели или архитектурный элемент вместо того, чтобы рисовать детали.
Руководитель исследования Вилма Бейнбридж, доцент кафедры психологии Чикагского университета, сказала:
«Одним из возможных объяснений может быть то, что, поскольку [люди с афантазией] испытывают трудности с этой задачей, они полагаются на другие стратегии, такие как вербальные -кодирование пространства. Их вербальные репрезентации и другие компенсаторные стратегии могут на самом деле помочь им лучше избегать ложных воспоминаний».
Однако у участников с афантазией нарушений пространственной памяти выявлено не было. Эта группа точно размещала объекты на своих рисунках с меньшим количеством ошибок, чем участники с типичными способностями к воображению.
Когда их попросили рисовать прямо с изображения, обе группы выполнили задание без существенных различий в производительности. Этот результат заставляет исследователей полагать, что, хотя у людей с афантазией отсутствуют способности к зрительному воображению, они, по-видимому, сохраняют пространственную память, что, возможно, указывает на то, что эти две функции памяти хранятся в мозгу по-разному.
С точки зрения участников, когда их спросили об их учебном опыте, один человек с афантазией сказал: «Когда я видел изображения, я описывал их себе и делал выводы из этого описания, поэтому я мог удержать в памяти только семь-девять деталей. ”
Другой объяснил: «Мне нужно было запомнить список объектов, а не картинку».
Бейнбридж и ее коллеги надеются использовать МРТ в будущих исследованиях, чтобы выяснить, где и как проявляется афантазия в мозгу. До тех пор текущий объем исследований имеет большое значение, поскольку он подтверждает существование этого редкого состояния и дает больше информации о том, каково это жить без возможности создавать образы мысленным взором.
Нет такой вещи, как сознательное мышление
Питер Каррутерс, заслуженный профессор философии Университета Мэриленда, Колледж-Парк, является экспертом в области философии разума, который в значительной степени опирается на эмпирическую психологию и когнитивную нейронауку. Он изложил многие из своих идей об сознательном мышлении в своей книге 2015 года «Центрированный разум: что наука о рабочей памяти говорит нам о природе человеческого мышления » . Совсем недавно, в 2017 году, он опубликовал статью с удивительным названием «Иллюзия сознательного мышления». В следующем отрывке из разговора Каррутерс объясняет редактору Стиву Аяну причины своего провокационного предложения.
Что заставляет вас думать, что сознательное мышление — это иллюзия?
Я считаю, что вся идея сознательного мышления является ошибкой. Я пришел к этому заключению, проследив следствия двух основных теорий сознания. Первая — это так называемая теория глобального рабочего пространства, которую связывают с нейробиологами Станисласом Дехане и Бернардом Баарсом. Их теория утверждает, что для того, чтобы считаться сознательным, психическое состояние должно быть среди содержимого рабочей памяти («пользовательский интерфейс» нашего разума) и, таким образом, быть доступным для других психических функций, таких как принятие решений и вербализация. Соответственно, сознательные состояния — это те состояния, которые, так сказать, «глобально транслируются». Альтернативная точка зрения, предложенная Майклом Грациано, Дэвидом Розенталем и другими, утверждает, что сознательные психические состояния — это просто те состояния, о которых вы знаете, которые вы непосредственно осознаете таким образом, что вам не требуется интерпретировать себя. Вам не нужно читать собственные мысли, чтобы узнать о них. Теперь, какую бы точку зрения вы ни приняли, оказывается, что такие мысли, как решения и суждения, не следует считать сознательными. Они недоступны в рабочей памяти, и мы не знаем о них напрямую. У нас просто есть то, что я называю «иллюзией непосредственности» — ложное впечатление, что мы непосредственно знаем свои мысли.
Можно легко согласиться с тем, что источников мыслей скрыты от глаз — мы просто не знаем, откуда берутся наши идеи. Но как только они у нас есть и мы это знаем, вот где начинается сознание. Разве у нас нет сознательных мыслей хотя бы в этом смысле?
В обычной жизни мы вполне довольствуемся тем, что говорим что-то вроде «О, я только что подумал» или «Я думал про себя». Под этим мы обычно подразумеваем случаи внутренней речи или визуальные образы, которые находятся в центре нашего потока сознания — последовательности слов и визуального содержания, представленного в нашем уме. Я думаю, что эти поезда действительно сознательны. Однако в нейрофилософии мы относимся к «мышлению» в гораздо более конкретном смысле. С этой точки зрения, мысли включают только несенсорные ментальные установки, такие как суждения, решения, намерения и цели. Это амодальные, абстрактные события, что означает, что они не являются сенсорным опытом и не связаны с сенсорным опытом. Такие мысли никогда не фигурируют в рабочей памяти. Они никогда не становятся сознательными. И мы знаем только из , интерпретируя то, что становится сознательным, например зрительные образы и слова, которые мы слышим сами, произносимые в голове.
Значит, сознание всегда имеет чувственную основу?
Я утверждаю, что сознание всегда связано с сенсорной модальностью, что в нем неизбежно присутствует какой-то слуховой, зрительный или тактильный аспект. Все виды ментальных образов, такие как внутренняя речь или зрительная память, конечно, могут быть сознательными. Мы видим вещи мысленным взором; мы слышим наш внутренний голос. Что мы осознаем, так это сенсорное содержание, присутствующее в рабочей памяти.
На ваш взгляд, сознание отличается от осознания?
Сложный вопрос. Некоторые философы считают, что сознание может быть богаче, чем то, о чем мы можем сообщить на самом деле. Например, наше поле зрения кажется наполненным деталями — все просто присутствует, уже осознано. Тем не менее эксперименты со зрительным восприятием, особенно с феноменом слепоты по невнимательности, показывают, что на самом деле мы сознательно регистрируем лишь очень ограниченную часть мира. [ Примечание редактора: человек, страдающий слепотой по невнимательности, может не заметить, что горилла прошла по баскетбольной площадке, в то время как человек сосредоточился на движении мяча. ] Итак, то, что мы думаем, что видим, наше субъективное впечатление, отличается от того, что мы на самом деле осознаем. Вероятно, наш сознательный разум схватывает лишь суть большей части того, что происходит в мире, своего рода статистическую сводку. Конечно, у большинства людей сознание и осознание большую часть времени совпадают. Тем не менее, я думаю, мы не осознаем напрямую свои мысли. Так же, как мы не осознаем напрямую мысли других людей. Мы интерпретируем наши собственные психические состояния во многом так же, как мы интерпретируем умы других, за исключением того, что мы можем использовать в качестве данных в нашем собственном случае наши собственные визуальные образы и внутреннюю речь.
Вы называете процесс того, как люди узнают свои собственные мысли, интерпретативным сенсорным доступом, или ISA. Где интерпретация вступает в игру?
Возьмем для примера нашу беседу — вы наверняка понимаете, о чем я говорю вам в этот самый момент. Но интерпретационная работа и выводы, на которых вы основываете свое понимание, вам недоступны. Все в высшей степени автоматические, быстрые выводы, лежащие в основе вашего понимания моих слов, остаются скрытыми. тебе кажется всего услышать смысл того, что я говорю. То, что поднимается на поверхность вашего ума, является результатом этих ментальных процессов. Вот что я имею в виду: сами выводы, действительная работа нашего ума остаются бессознательными. Все, что нам известно, это их продукция. И мой доступ к вашему разуму, когда я слушаю, как вы говорите, ничем фундаментальным образом не отличается от моего доступа к моему собственному разуму, когда я осознаю свою собственную внутреннюю речь. Те же интерпретационные процессы все еще должны иметь место.
Почему же тогда у нас создается впечатление прямого доступа к нашему разуму?
Я полагаю, что идея о том, что разум прозрачен для самого себя (что каждый имеет прямое осознание своих собственных мыслей), встроена в структуру нашей способности «чтения мыслей» или «теории сознания». Предположение является полезной эвристикой при интерпретации утверждений других. Если кто-то говорит мне: «Я хочу тебе помочь», я должен интерпретировать, искренен ли человек, говорит ли он буквально или иронично и т. д.; это достаточно тяжело. Если бы мне также пришлось интерпретировать, правильно ли он интерпретирует свое собственное психическое состояние, то это сделало бы мою задачу невыполнимой. Гораздо проще предположить, что он знает свой собственный разум (как он обычно и делает). Иллюзия непосредственности имеет то преимущество, что позволяет нам понимать других с гораздо большей скоростью и, возможно, практически без потери достоверности. Если бы мне пришлось выяснять, в какой степени другие являются надежными интерпретаторами самих себя, это сделало бы все намного сложнее и медленнее. Чтобы понять намерения и ментальные состояния других, потребуется гораздо больше энергии и интерпретационной работы. И тогда это то же самое эвристическое предположение о прозрачности разума, благодаря которому мои собственные мысли кажутся мне прозрачными.
Какова эмпирическая основа вашей гипотезы?
Существует множество экспериментальных данных от нормальных субъектов, особенно об их готовности ложно, но неосознанно сфабриковать факты или воспоминания, чтобы восполнить утраченные. Более того, если бы интроспекция принципиально отличалась от чтения мыслей других, можно было бы ожидать расстройств, при которых повреждается только одна способность, но не другая. Но это не то, что мы находим. Расстройства аутистического спектра, например, связаны не только с ограниченным доступом к мыслям других, но и с ограниченным пониманием самого себя. У больных шизофренией искажено представление как о собственном сознании, так и о чужом. По-видимому, существует только один механизм чтения мыслей, от которого мы зависим как внутренне, так и в наших социальных отношениях.
Какой побочный эффект имеет иллюзия непосредственности?
Цена, которую мы платим, состоит в том, что мы субъективно верим, что обладаем гораздо большей уверенностью в своих установках, чем на самом деле. Мы считаем, что если мы находимся в ментальном состоянии X, это то же самое, что и в этом состоянии. Как только я поверю Я голоден, я голоден. Как только я верю Я счастлив, я счастлив. Но это не совсем так. Это уловка ума, которая заставляет нас приравнивать акт мышления, у которого есть мысль, к самой мысли.
Какая может быть альтернатива? Что нам с этим делать , если бы мы только могли?
Теоретически мы должны различать само эмпирическое состояние, с одной стороны, и наши суждения или убеждения, лежащие в основе этого опыта, с другой стороны. Бывают редкие случаи, когда нам это удается: например, когда я нервничаю или раздражаюсь, но вдруг понимаю, что на самом деле я голоден и мне нужно поесть.
Вы имеете в виду, что более подходящим способом увидеть это было бы: «Я думаю, что злюсь, но, может быть, это не так»?
Так можно сказать. Удивительно трудно поддерживать такой дистанцированный взгляд на самого себя. Даже после многих лет изучения сознания я все еще не так хорош в этом ( смеется ).
Исследователи мозга приложили много усилий, чтобы выяснить нейронные корреляты сознания, NCC. Удастся ли когда-нибудь это начинание?
Думаю, мы уже много знаем о том, как и где рабочая память представлена в мозгу. Наши философские представления о том, чем на самом деле является сознание, основаны на эмпирических исследованиях гораздо больше, чем даже несколько десятилетий назад. Сможем ли мы когда-нибудь преодолеть разрыв между субъективными переживаниями и нейрофизиологическими процессами, их производящими, — все еще остается предметом споров.
Согласны ли вы с тем, что мы намного более бессознательны, чем мы думаем?
Я бы скорее сказал, что сознание — это не то, что мы обычно о нем думаем. Это не прямое осознание нашего внутреннего мира мыслей и суждений, а в высшей степени выводной процесс, который только производит впечатление непосредственности.
Что же остается нам с нашей концепцией свободы и ответственности?
Мы по-прежнему можем иметь свободу воли и нести ответственность за свои действия. Сознательное и бессознательное не являются отдельными сферами; они работают в тандеме. Мы не просто марионетки, которыми манипулируют наши бессознательные мысли, потому что, очевидно, сознательное отражение влияет на наше поведение. Он взаимодействует с неявными процессами и подпитывается ими. В конце концов, быть свободным означает действовать в соответствии со своими собственными причинами — сознательными они или нет.
Краткое объяснение: Сознание
Под сознанием обычно понимается то, что у человека есть не только идея, воспоминание или восприятие, но также знает, что он или она это имеет. Для восприятия это знание охватывает как переживание внешнего мира («идет дождь»), так и свое внутреннее состояние («я злюсь»). Специалисты не знают, как возникает человеческое сознание. Тем не менее, они в целом согласны с тем, как определить различные его аспекты. Таким образом, они различают «феноменальное сознание» (отличительное чувство, когда мы воспринимаем, например, что объект красный) и «доступное сознание» (когда мы можем сообщать о психическом состоянии и использовать его при принятии решений).
Важные характеристики сознания включают субъективность (ощущение, что ментальное событие принадлежит мне), непрерывность (оно кажется непрерывным) и интенциональность (оно направлено на объект). Согласно популярной схеме сознания, известной как теория глобального рабочего пространства, психическое состояние или событие является сознательным, если человек может привести его в сознание для выполнения таких функций, как принятие решений или запоминание, хотя то, как происходит такой доступ, точно не понятно. Исследователи предполагают, что сознание является продуктом не одной области мозга, а более крупных нейронных сетей. Некоторые теоретики заходят так далеко, что утверждают, что это даже не продукт индивидуального мозга. Например, философ Альва Ноэ из Калифорнийского университета в Беркли считает, что сознание — это не работа одного органа, а скорее танец: появляющийся паттерн смысла между мозгами. – S.A.
Первоначально эта статья была опубликована в Gehirn&Geist и воспроизведена с разрешения.