Онлайн-тесты на oltest.ru: Психология конфликта
Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияПсихология конфликтавопросы1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-93
46. К такому механизму психологической защиты, как ____________________ относится моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с возможным разделением или утратой.
• идентификация
47. К такому механизму психологической защиты, как ____________________ относится приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне относится.
• проекция
48. К такому механизму психологической защиты, как ____________________ относится произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией.
• интеллектуализация
49. К этапам открытого периода (собственно конфликт) из предложенного списка, относятся:
• завершение конфликта
• инцидент
• сбалансированное противодействие
• эскалация конфликта
50. Как общественно значимая деятельность, медиация сформировалась в США в:
• начале 60-х годов XX века
51. Классификация невротических конфликтов с учетом внутренних механизмов их развития дана
• B. Мясищевым
52. Конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентаций, которые имеют выраженный нравственный компонент, — это конфликт …
• моральный
• А.Я. Анцуповым
54. Мыслимая (воображаемая) или объективно существующая проблема, служащая источником столкновения сторон, основное противоречие, из-за которого возник конфликт, — это его …
55. Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями, переживаемыми ими по отношению друг к другу, называется конфликтом
• социальным
56. Неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками вызваны причины конфликтов
• функционально-организационные
57. Неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности вызваны причины конфликтов
• личностно-функциональные
58. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей относится к группе причин конфликтов
• социально-психологических
59. Несоответствием структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается, вызваны причины конфликтов
• структурно-организационные
60. Обстоятельства взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п., относятся к причинам конфликтов
• объективным
1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-93
2.
Конфликт как основная категория конфликтологии. Конфликтология 2. Конфликт как основная категория конфликтологии. КонфликтологияВикиЧтение
Конфликтология
Овсянникова Елена Александровна
Содержание
2. Конфликт как основная категория конфликтологии
2.1. Понятие конфликта
Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.
Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей.
Мы возьмем за основу следующее определение конфликта: под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.
Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах:
? общении,
? оведении,
? деятельности.
4 признака конфликта:
1. Конфликт – свойство человеческих взаимоотношений, его нельзя отождествлять с конфликтами у животных.
2. Конфликт – психическое внутреннее состояние души человека.
3. Конфликт – внешне выраженная форма человеческого поведения, действий на вербальном и невербальном уровне.
4. Конфликт – не просто состояние психической напряженности, а особое состояние, которое отличается от спортивных ситуаций, от трудовых соревнований, от честной конкуренции.
Конфликт по своей природе не является физическим предметом, сам по себе существовать не может, а является состоянием человеческих отношений. Конфликт – явление не субстанциональное, является следствием чего-то [37].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Конфликт ценностей
Конфликт ценностей Истекший век со всей беспощадностью обнажил одну из драм, определяющих трагизм человеческого существования: конфликт ценностей. К примеру, справедливость – высшая ценность, но она не предполагает милосердия. А свобода, дарованная волкам,
6.1. Воля как психологическая категория
6.1. Воля как психологическая категория Успех в любой деятельности, в том числе музыкально-познавательной, определяют не только, а порой и не столько способности и благоприятные жизненные обстоятельства, но и волевые качества человека, его стремление к цели, настойчивость
Основная часть
Основная часть Основную часть речевого экспромта лучше посвятить описанию только одной идеи. Экспромты, как правило, очень коротки, из-за чего в них невозможно убедительно донести до слушателей несколько идей одновременно. Нельзя также хорошо выступить, раскрывая
Конфликт
Конфликт Конфликт в повествовании – это препятствие, которое стоит между персонажем и его целью. Конфликт вводит в рассказ интригу и заставляет слушателя задуматься. Ему интересно слушать вашу историю, потому что хочется узнать, разрешится ли конфликт.Структура
1.1. История становления конфликтологии
1.1. История становления конфликтологии Самое общее представление о конфликтологии дает этимология слова «конфликтология» «наука о конфликтах», система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях1.3. Методология и методы конфликтологии
1. 3. Методология и методы конфликтологии Методологическую основу конфликтологии как теоретико-прикладной дисциплины составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии
4.3. Конфликт в организации
4.3. Конфликт в организации Конфликт в организации – столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках организации или межорганизационном пространстве.Организация – основная ячейка в структуре современного общества. Все люди входят в
4.4. Межгрупповой конфликт
4.4. Межгрупповой конфликт Ныне на Земле проживает более 6 миллиардов человек. Они объединяются более чем в две сотни национально-государственных образований. 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов других больших и малых социальных групп, будь то семья,
Семинарское занятие 1 Тема: «История развития конфликтологии.
Этапы становления»Семинарское занятие 1 Тема: «История развития конфликтологии. Этапы становления» План1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии лабораторно.2. Теоретико-методологические основы конфликтологии.3. Основные достижения
Лабораторно-практическое занятие 1 Тема: «Предмет конфликтологии и методы исследования»
Лабораторно-практическое занятие 1 Тема: «Предмет конфликтологии и методы исследования» Степень конфликтностиЗадание 1. Перед вами десять пар утверждений. Прочитайте каждое утверждение и отметьте (крестиком), на сколько баллов у вас проявляется свойство, отмеченное в
Категория возраста в психологии развития
Категория возраста в психологии развития Центральной категорией для наук, изучающих развитие человека, является понятие возраста. Л. С. Выготский считал проблему возраста и возрастной периодизации ключевой для всех вопросов общественной практики. Периодизация
I.2. Отношение как эстетическая категория
I.2. Отношение как эстетическая категория Философская наука определяет категорию «эстетическое отношение» как духовную связь субъекта с объектом, основанную на незаинтересованном отношении к данному объекту и сопровождаемую чувством глубокого духовного
Как разрешать предполагаемые противоречия Евангелия
Как писать историю
Римский писатель II века Лукиан Самосатский сказал, что историк «не должен жертвовать ни одному Богу, кроме Истины» и что «Факты не должны собираться бессистемно». но с тщательным, кропотливым, повторным исследованием». [2] Это соответствует прологу Евангелия от Луки, в котором евангелист описывает сбор источников, чтобы создать свою историческую запись того, что Иисус сказал и сделал. И Лука, и Лукиан были привержены точному описанию прошлого, но Лукиан также писал: «Дух историка не должен быть лишен поэтического налета»[3] 9.0005
Рассмотрим, например, как древние историки записывали речи, произнесенные десятилетиями или столетиями ранее. По словам Лукиана, речи «должны соответствовать характеру как говорящего, так и обстоятельствам. . . но в этих случаях вы имеете право адвоката продемонстрировать свое красноречие». [4]
Другими словами, историки могут составлять речи из слов, которые никогда не произносились, если они выбирают слова, которые человек сказал бы сам. Фукидид, один из самых значительных историков Древней Греции, сформулировал это следующим образом: что касается речей в этой истории, то около
доставлены до начала войны, остальные во время войны; некоторые я слышал сам, другие я получил из разных источников; во всех случаях было трудно дословно увековечить их в своей памяти, поэтому я имел привычку заставлять говорящих говорить то, что, по моему мнению, требовали от них те или иные обстоятельства, конечно, как можно ближе придерживаясь общего смысла. того, что они действительно сказали.[5]
Ученый-историограф Йонас Гретляйн подтверждает это: «Широко признано, что большинство речей в древней историографии не воспроизводят verba ipissima [то, что было сказано первоначально]»[6]. Пока сохранялось значение говорящего, древний историк мог свободно использовать слова, которые отличались от того, что мог сказать говорящий.
Мы делаем это и сегодня, когда перефразируем речи, произнесенные на официальных мероприятиях. В конце концов, когда нас спрашивают: «Что сказал говорящий?» мы даем резюме с некоторой цитатой, а не часовой декламацией.
То, что верно в отношении древних историков, верно и в отношении авторов Евангелий. Они были озабочены записью истории, но их стиль исторического письма не был таким же, как истории, с которыми мы знакомы сегодня. По словам исследователя Нового Завета Крейга Кинера,
Анахронично предполагать, что древние и современные истории будут иметь одни и те же общие черты (например, способ составления речей) просто потому, что сегодня мы используем один и тот же термин для описания обоих. . . Древние историки иногда конкретизировали сцены и речи, чтобы создать связное повествование таким образом, которого ожидали их современники, но который современные академические историки не сочли бы приемлемым, когда пишут для своих коллег.
Вот почему, когда мы читаем Евангелия, мы должны различать истины, которые утверждали евангелисты, и детали, которыми они сопровождали эти утверждения. Последнее могло варьироваться в соответствии со стандартами древнего исторического письма без ущерба для истин, которые автор хотел донести до своей аудитории.
Влияние на Евангелия
Вернемся к примеру с крещением Иисуса. Все три евангелиста согласны с тем, что на этом событии Бог публично открыл Себя Отцом Иисуса. Рассказы Матфея, Марка и Луки отличаются только словами, которые они использовали для описания этого откровения. Матфей решил подчеркнуть, как эта весть повлияла на толпу, тогда как Марк и Лука подчеркнули, как эта весть повлияла на Иисуса. Противоречия нет, потому что все три автора утверждают одну и ту же истину: Иисус есть Сын Божий. Только делают это по-разному.
То же самое можно сказать о пении петуха перед отречением Петра. Каждый евангелист записывает эту деталь по-своему (возможно, потому, что использовал разные источники), но все они утверждают одну и ту же истину: петушиный крик совпал с отречением Петра от Иисуса. На самом деле иногда эти различия больше говорят об авторе рассказа, чем о рассказываемом им рассказе.
Например, подумайте о том, как Марк описывает женщину с кровотечением, которую исцелил Иисус. Он говорит, что она «много страдала от многих врачей, и истощила все, что имела, и не стала лучше, а стала еще хуже» (Марка 5:26). Лука, «возлюбленный врач» (см. Колоссянам 4:14), с другой стороны, возможно, не хотел чрезмерно критиковать своих сверстников, поэтому он просто сказал, что женщина «истратила все свое имущество на врачей и не могла быть исцелена никакими врачами». один» (Луки 8:43). Оба утверждения утверждают одно и то же — даже самое лучшее человеческое лекарство не могло помочь этой женщине. Они просто по-разному описывают этот факт.
В заключение, я ошибаюсь, говоря, что Евангелия должны быть либо упорядочены в хронологическом порядке и подробно описывать жизнь Христа, либо они должны быть вымышленными богословскими трактатами. Вместо этого наиболее близким литературным жанром, описывающим Евангелия, является bioi , или древняя биография.[8]
По словам Ричарда Берриджа, древняя биография «была гибким жанром, тесно связанным с историей, восхвалением и риторикой, моральной философией и заботой о характере».[9]] Цель биои состояла в том, чтобы рассказать истории важных людей с целью назидания читателей, а не просто изложить исторические факты из жизни определенного человека.
Барридж продолжает: «Попытка декодировать Евангелия через жанр современной биографии, когда автор закодировал свое сообщение в жанре древней [биографии], приведет к еще одной бессмыслице — обвинению текста в том, что он не содержащие современные пристрастия, которые он никогда не должен был содержать». современной биографии или газетной статьи.
Различия между евангельскими повествованиями также типичны для древнеримского исторического письма. Например, существуют три противоречащих друг другу древних рассказа о том, что император Нерон делал во время Великого пожара в Риме в 64 г. н.э. Некоторые говорят, что он метафорически «играл на скрипке, пока Рим горел», но другие говорят, что он не имел никакого отношения к пожару.[11]
Поскольку ученые редко сомневаются в точности небиблейской истории Древнего Рима, несмотря на эти противоречия, они должны в той же степени сомневаться в евангелиях и не списывать их поспешно со счетов как неисторические противоречия только потому, что они различаются в деталях, в которых они описаны. записывать.
__________________________________________
Примечания
[1] Даже Татиан Сирин, предпринявший самую раннюю из известных попыток согласования четырех Евангелий в «Диатессароне», говорит, что Бог проговорил только однажды и сказал: «Это мой возлюбленный Сын, в которым я очень доволен» (4. 28).
[2] Фаулер и Ф.Г. Фаулер, пер., Произведения Люциана Самосатского, Vol. II (Оксфорд: Clarendon Press, 1905), 129–31».
[3] Там же, 130.
[4] Там же, 134.
[5] «Фукидид, История Пелопоннесской войны 1.22.1. Цитируется по Бранту Питру, The Case for Jesus: The Biblical and Historical Evidence for «Christ» (New York: Doubleday, 2016), 79–81.
[6] «Джонас Гретляйн, Опыт и телеология в древней историографии: «Прошлое будущего» от Геродота до Августина (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2014), 64.
[7]» Крейг Кинер, Исторический Иисус Евангелия (Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. B. Eerdmans, 2009), 110».
[8] «Стало гораздо яснее, что Евангелия на самом деле очень похожи по типу на древние жизнеописания (греч. bioi; лат. vitae)». Джеймс Д.Г. Данн, Иисус вспомнил: христианство в процессе становления, Vol. 1 (Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс, 2003), 185».
[9] «Ричард Берридж, Что такое Евангелия?: Сравнение с греко-римской биографией, второе издание (Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс, 2004), 67».
[10] Там же, 249.
[11] «Наши главные источники огня — Тацит, Светоний и Кассий Дион. Все трое древнеримских историков согласны с тем, что в Риме был пожар, но расходятся во мнениях относительно действий императора, который, по мнению многих, устроил пожар, чтобы освободить место для строительства будущего дворца. Разве Нерон не был виноват и находился в городе Антиум во время пожара, как говорит Тацит (Анналы 15.44)? Послал ли Нерон людей сжечь город и наблюдать с башни Мецената, как говорит Светоний (Житие Нерона, 38)? Или Нерон сам разжег огонь и наблюдал с крыши императорского дворца, как говорит Дион Кассий (Римская история 62.16–17)? См. также Michael Licona, The Resurrection of Jesus: A New Historiographical Approach (Downer’s Grove, IL: InterVarsity Press, 2010), 570».
Противоречие и персонаж — Писатель без коробки
Дух творения — это дух противоречия — прорыв явлений к неизвестной реальности. — Жан Кокто
Природа и драматическая цель противоречия
Противоречие в характере — это что-то в человеке, что вызывает у нас интерес, потому что предает то, что мы ожидаем, учитывая то, что еще мы знаем или наблюдаем о нем. Подобно персонажам, скрывающим тайну, те, кто демонстрирует противоречия, инстинктивно пробуждают наше любопытство, поэтому противоречие является таким полезным инструментом, помимо соображений правдоподобия или изобретательности.
По правде говоря, если приучить глаз выискивать противоречия, их можно увидеть практически везде. Они выражают кажущийся парадокс человеческой природы: люди делают одно, а совершенно противоположное; они это, но они также и то. Это не значит, что всем не хватает честности или они ненастоящие; это означает, что люди внутренне сложны.
Некоторые противоречия носят физический характер, например, скрипучий голос хулигана, пухлые колени балерины или «отвратительная злобная улыбка» матери в «9» Паулы Фокс.0015 Дети вдовы , или «интимный угрожающий голос» старухи в «Благотворительном визите» Юдоры Уэлти. Вы когда-нибудь замечали, насколько пугающей становится угроза, если она произнесена тихим, спокойным голосом? (Вспомните медсестру Рэтчед в «Пролетая над гнездом кукушки» , когда она говорит Билли Бэббиту, что сообщит его матери о его сексуальных связях с одной из девушек, которых Макмерфи пробрался в палату. ) убийца в Clockers 9 Ричарда Прайса0016 по имени Шляпа Будды — или непритязательная татуировка домохозяйки, как в «Травести » Джона Хоукса . И все же даже эти кажущиеся несущественными несоответствия вызывают подозрение в неожиданной сложности, загадке или глубине.
Некоторые противоречия носят диспозиционный характер: мужчина болтлив, но застенчив, общителен, но подозрительн, жесток, но ребячлив. Омар Литтл из телешоу «Прослушка » — не просто вооруженный мститель с дробовиком, который живет за счет грабежей торговцев наркотиками. его любовники с поразительной любовью и нежностью.
Конечным результатом всех подобных противоречий является то, что мы никогда точно не знаем, какой аспект личности в целом проявит себя в той или иной ситуации. Это, в свою очередь, создает напряжение почти каждый раз, когда этот персонаж появляется в сцене. (Предупреждение: когда Омар носит дробовик, мы почти уверены, что он не ищет любви.)
Некоторые противоречия связаны с поведением: мы чувствуем себя разделенными — оптимистами и в то же время осторожными, принимающими и в то же время охраняемыми. Мы оба щедры с семьей и друзьями, но боимся незнакомцев, извиняемся перед вышестоящими и обижаемся на нижестоящих (или наоборот). Такие противоречия обычно говорят о напряжении между тем, кому мы доверяем, и кого мы боимся, и почему. Какой бы ни была их причина, они напоминают наблюдателю, что то, что он видит в любой данной ситуации, — это еще не все.
Помимо целей правдоподобия, противоречия служат двум ключевым драматическим целям:
- Они бросают вызов ожиданиям и тем самым пробуждают наш интерес.
- Они обеспечивают простой способ изображения сложности и глубины. В частности, они предоставляют средства для изображения:
- Подтекст (напряжение между выраженным и невыраженным, видимым и скрытым)
- Ситуационные тонкости общественной жизни
- Конфликт между сознательным и бессознательным поведением
- Suspense: Мы хотим знать, что означает противоречие, почему оно существует.
Противоречия можно использовать как предзнаменование. На первых страницах романа Рэймонда Чендлера «: Долгие прощания, » Марлоу впервые видит Терри Леннокса, едва ли не падающего пьяным из «роллс-ройса» — случай иронического сопоставления. За этим следует еще больше противоречий: несмотря на то, что Леннокс был мокрым, его высказывание предполагает, что он не пил ничего крепче, чем апельсиновый сок. На самом деле, он самый воспитанный пьяница, которого Марлоу когда-либо встречал. Одно это возбуждает наше любопытство, но есть еще кое-что: «У него было молодое лицо, но его волосы были белыми, как кость». При ближайшем рассмотрении Марлоу обнаруживает, что правая сторона лица Леннокса «застыла, побелела и покрыта тонкими белыми шрамами». . . Пластическая работа, и довольно радикальная». Почему Леннокс позаботился о таком радикальном изменении своих черт лица, но не покрасил волосы, это, ну, загадка. Но это работа Марлоу.
Есть пределы достоверности. Если мы говорим, что чье-то поведение «не соответствует характеру», мы обычно имеем в виду, что оно не согласуется с тем, что мы о нем знаем, — идеальный случай противоречия. Но в сценарии или художественном произведении, если что-то кажется «нехарактерным», мы обычно имеем в виду, что это неправдоподобно.
Противоречия, которые кажутся слишком крайними или неправдоподобными, могут усилить комедийный образ — босс мафии с йорком, полицейский, который боится кошек, постоянно курящая монахиня, — но они могут испортить драматический образ, если играть просто для эффекта.
Часто бывает полезно спросить, привлекает ли противоречие вас, писателя, к персонажу или позволяет вам эмоционально дистанцироваться. В последнем случае вы «смотрите» на персонажа, а не эмоционально взаимодействуете с ним. Следовательно, противоречие, которое вы рассматриваете, скорее похоже на идею, а не на жизнеспособную характеристику. Если вы можете оправдать это, укоренить в предыстории или другом поведении — откопать в своем воображении сцены, которые показывают, как этот персонаж развивал или ранее выражал эти, казалось бы, противоречивые наклонности в разных ситуациях, — оно станет менее концептуальным, более интуитивным и органичным.
Некоторые люди, особенно с «правильными» стандартами надлежащего поведения, всегда будут раздражаться противоречиями, где бы они их ни обнаружили. Но честность и творчество редко бывают друзьями. К счастью, для писателя все немного более плавно; дело в правде, а не в уместности. Тем не менее, вы не можете просто сшить две противоположности вместе и считать это хорошо выполненной работой.
Противоречия, основанные на физическом, ироническом или комическом сопоставлении
Любой, кто знаком с культурой банд, особенно с уличными хулиганами, сталкивался с неким противоречием, основанным на ироническом сопоставлении: большие парни по имени Тайни, хулиганы по имени Смайли, убийцы по имени Свит – и вышеупомянутая шляпа Будды.
Но есть также:
- Красивая молодая женщина с карликовой конечностью или париком, чтобы скрыть испорченные химиотерапией волосы
- Мать средних лет, которая одевается как дочь-подросток
- Тощая очкастая синица с бессовестным гребешком, которая, выпив глоток из люка, не может не играть в Ромео — или затевать драку с кретином, сидящим табуреткой ниже
- Стареющий жиголо бреется леди Ремингтон — как это делает Ричард Боун в первой сцене фильма Ньютона Торнберга «9». 0015 Резак и Кость.
Противоречия, основанные на нашей потребности выполнять несколько социальных ролей
В своем романе « Племянник Рамо » Дени Дидро предположил, что каждый из нас обязан надевать, казалось бы, бесконечное количество масок, чтобы выполнять различные роли или многочисленные обязательства. из нас. Если одна из этих масок кажется более прочной или прочно укоренившейся, то это только потому, что привычка, созданная ежедневным выполнением этой конкретной роли — послушной дочери, сварливого соседа, начальника-надсмотрщика — сделала ее более рутинной, знакомой и естественной. Но все, что требуется, — это внезапное или резкое изменение социальной обстановки, и мы задаемся вопросом: чего от меня здесь ждут? Кем я должен быть? Что мне нужно сделать, чтобы смешаться?
Мы ведем себя соответствующим образом в различных социальных ситуациях: за обеденным столом, в офисе, на стадионе, в церкви, в спальне. Мы чувствуем разную степень свободы «быть собой» в каждой из этих сред, в зависимости от того, кто еще присутствует, наших отношений с ними, нашего статуса. Персонаж, который преуспевает в офисе, по-видимому, не будет работать в спальне, и наоборот — если только его рабочее место не будет немного неприличным. Но большинство людей без особых усилий справляются с такими разнообразными обстоятельствами каждый день.
Рассмотрим, например, одинокую работающую мать. В офисе и дома она вихрь: решительная, прямолинейная, практичная. Затем приезжает мужчина, которым она очень влюблена, чтобы пригласить ее на редкое свидание. Ее дети едва узнают ее: она не просто одета в пух и прах, она очаровательная, тихая, хихикающая, почтительная. Они вполне могли бы спросить себя: кто эта незнакомка и что она сделала с мамой?
И в совсем других обстоятельствах — скажем, в больнице с умирающим отцом — та же женщина может открыться, но с другой стороны: нетерпеливой, виноватой, испуганной.
Противоречия На основе контрастирующих влияний
На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с людьми, которые сознательно или бессознательно влияют на наше поведение, и часто эти влияния противоречивы. Яростно прагматичная мама и обворожительно мечтательный папа; дисциплинированный тренер против чуткого и вдохновляющего учителя английского языка; милая, набожная и сентиментальная тетя против остроумного, рационального, скептического дяди. Мы реагируем на каждое из этих влияний пропорционально ценным урокам, которые мы извлекаем из них.
В « взводе » Оливера Стоуна он создал персонажей сержанта. Элиас (Уиллем ДаФо) и сержант. Барнс (Том Беренджер) о людях, которым он служил во время войны. Один был бескомпромиссным, бесстрашным (его лицо обезображено боевыми шрамами) и жестоким; другие остроумные, услужливые, но столь же смелые. Один считает, что единственным правилом войны является победа; другой рассматривает войну как попытку, пусть и ошибочную, добиться какой-то справедливости. Персонаж, основанный на Стоуне, признает, что оба мужчины оставили в нем свой отпечаток, и он увидел истину в видении каждого из них.
В романе Аттики Лок «Небеса, мой дом » ее главный герой, Даррен Мэтьюз, темнокожий техасский рейнджер, был брошен матерью и воспитан дядями-близнецами. Один был прямолинеен и патриотичен — ROTC, два тура во Вьетнаме, затем техасский рейнджер — и глубоко любил Америку, которую, как он надеялся, каким-то образом мог помочь создать. Он погиб при исполнении служебных обязанностей, защищая эту страну. Другой, бывший адвокат защиты, ныне профессор конституционного права, по-прежнему скептически относится к Америке и сомневается, что она когда-либо действительно добьется расовой справедливости из-за продолжающейся привлекательности превосходства белых и расовой ненависти. Даррен глубоко любил и уважал обоих мужчин, и он страдает от внутреннего перетягивания каната на протяжении всего романа, спрашивая себя сначала о том, что один дядя хотел бы, чтобы он сделал, а затем о том, что другой ожидал бы от него, поскольку он сталкивается с серией тернистых моральные дилеммы без четкого способа отличить правильное от неправильного.
Эта форма противоречия особенно полезна для писателей-фантастов, потому что она встроена в других персонажей и поэтому может быть изображена драматично — конфликт может разыгрываться в сценах.
Противоречия Основанные на конкурирующих моральных принципах или целях
Мы считаем себя честными и добросовестными, пока не сталкиваемся с конвертом, наполненным наличными ( Дом игр Дэвида Мэмета ). Вы были верны своему супругу много лет — до одной ночи в незнакомом месте («Эпизод из жизни профессора Брука» Тобайаса Вольфа). В романе Питера Кэри Кража Майкл Бун разрывается между своей беспомощной любовью к загадочной Марлен, которая однажды ночью появляется из-под сильного ливня, и своим долгом перед своим серьезно обеспокоенным братом Хью.
Некоторые из величайших драм в истории были основаны на таких конфликтах: Антигона должна выбирать между верностью государству или любовью к своему брату; Орест должен выбрать между тем, чтобы навлечь на себя гнев Аполлона или подвергнуться нападению фурий; учитывая предвидение того, что он умрет во время разграбления Трои, Ахиллес должен решить, стоит ли продолжать и заслужить славу воина ( kleos ) или принять шанс, предложенный ему его богиней-матерью Фетидой, вернуться в Аттику и дожить свои дни в мире.
Это основные конфликты, лежащие в основе драмы, но похожие, более мелкие конфликты, основанные на противопоставлении морали или целей, также могут быть использованы для улучшения характеристики, изображая множество противоречивых сил, тянущих за персонаж: неумолимая монахиня ( Сомнение ) , криминальный психолог с игровой зависимостью ( Взломщик ), мать-проститутка ( Bellman & True ).
Противоречия, являющиеся результатом тайны или обмана
Тот факт, что кто-то что-то скрывает, дает очевидную возможность для противоречия, так как рано или поздно сокрытое непреднамеренно выскользнет, обеспечив тот необъяснимый поведенческий поворот, который по своей сама природа интригует.
В « Ребекке » Дафны дю Морье воздействие на Максима де Винтера смерти его жены, женщины, которую он одновременно лелеял и презирал, гноится прямо под поверхностью его вежливости только для того, чтобы прорываться необъяснимыми вспышками едкого нрава, время приобретает такой угрожающий вид, что его характер, кажется, все больше и больше распадается на части, предполагая, что смерть Ребекки, возможно, не была трагическим несчастным случаем в конце концов.
В романе баронессы Эммушки Орци « Алый Пимпернел» Маргарита Сент-Джон просто задается вопросом, что случилось с мужчиной, за которого она вышла замуж. Когда-то очаровательный баронет с солдатской уверенностью, наполненный романтическим пылом, сэр Перси Блейкни стал пародией на самого себя, играя роль тупоголового денди в обществе и отказываясь даже прикасаться к ней, когда они вдвоем. В конце концов Маргарита узнает, что щегольство — это маскировка, призванная скрыть роль сэра Перси как лидера банды английских дворян, посвятивших себя спасению жизней французских аристократов, которым грозит смерть во время правления террора. Его привязанность вернется, как только он узнает, что до него доходили слухи о том, что Маргарита была ответственна за казнь Революционным трибуналом маркиза де Сен-Сира, не заявила, что она доносила на маркиза из-за его жестокого обращения с ее братом, и никогда не собирался его убивать. В обоих случаях сокрытие правды сэром Перси — его личность как Алого Пимпернеля, его уверенность в том, что его собственная жена была французской заговорщицей — создает поведение, которое его жена находит столь непонятным.
Противоречия, основанные на сознательных и бессознательных чертах
Этот вид противоречий имеет общую основу с несколькими другими, особенно с теми, которые основаны на исполнении ряда социальных ролей, на противоположных влияниях и на обмане.
Вся конструкция эго, персоны, которую мы проецируем на других, опирается на определенный уровень подавления, сокрытия и маскировки. Это многое говорит о том, кем мы хотим быть, кем мы притворяемся, кем мы боимся стать и как мы хотим, чтобы нас воспринимали другие. В этом смысле мы все живем во лжи или, по крайней мере, действуем в определенной степени поведенческими трюками каждый момент каждого дня со всеми, кого встречаем.
И все же одним из ключевых свойств подавленных черт является то, что подавление тайно увеличивает их силу. Сдерживая импульс быть откровенно кокетливым, безрассудным или подлым, мы тайно создаем скороварку, которая гарантирует, что когда-нибудь она каким-то образом выскользнет наружу.
Напряжение, создаваемое этими двумя антагонистическими импульсами — контролировать свое поведение, чтобы «ладить» и отпускать и «быть собой», — образует один из основных конфликтов в нашей жизни. А конфликт по своей сути драматичен.
Понимание этой внутренней войны может быть полезным, когда вы позволяете персонажу действовать непредсказуемо. Для каждой черты, которую мы публично демонстрируем, ее противоположность скрывается где-то в нашей душе. Эти теневые черты могут быть слабыми и плохо сформированными из-за отсутствия сознательного использования, но они существуют — это означает, что если персонаж действует невероятно, мы можем сделать то, что он делает, более органичным, если мы найдем способ укоренить это в битве между сознательное и подавленное поведение персонажа.
Противоречия могут показать как намерения персонажа, так и то, чего он не осознает в своей природе, и они делают это одним быстрым мазком, не требуя затяжного психоанализа. Попытки авторов изобразить работу бессознательного часто сводятся к кропотливым объяснительным упражнениям, или же автор заменяет бессознательное, сводя персонажа к психологическому образцу — или к марионетке.
В телесериале « Безумцы » Дон Дрейпер (Джон Хэмм) полностью воплощает сверхмужской дух Мэдисон-авеню 1960-х годов. Он не просто вызывающий дождь принц Стерлинга Купера, он альфа практически в каждой группе мужчин, с которыми он сталкивается. Частично это шарада — он принял ложное имя, чтобы избежать постыдно плохого воспитания и скрыть другие проблемные аспекты своего прошлого, и старательно защищает надетую маску — но это также говорит о его необходимости добиться успеха. Его роль в возвышении Пегги Олсон (Элизабет Мосс), по-видимому, противоречит ограниченности этого духа, хотя его поддержка ни в коем случае не является безоговорочной или даже последовательной. Но он единственный старший член фирмы, который увидел ее талант и способствовал ее росту в творческом отделе, дань уважения чувству справедливости, которое он пытается скрыть другими способами. Что еще более важно, он видит в ней порядочность и отсутствие хитрости, которыми втайне восхищается и завидует.
Диспозиционные противоречия
Каждый из главных героев книги Чарльза Портиса True Grit интригующе противоречив: несмотря на молодость Мэтти, она неукротима и сообразительна в бизнесе. ЛаБёф мужественен, несмотря на пижонскую заботу о внешнем виде. Когберн, одноглазый пьяный толстяк, безжалостен, хитер и, в конце концов, доблестен.
Джимми МакНалти из телесериала The Wire — преданный отец и упорный полицейский, плюс безнадежный пьяница и заядлый бабник.
В своем рассказе «Другое место» Мэри Гейтскилл ловко вызывает в воображении тринадцатилетнего мальчика, используя только его имя (Дуглас), его возраст и три противоречия: во-первых, он очень умен, но ненавидит читать; во-вторых, он унаследовал «эссенциальный тремор», который вызывает непроизвольные движения рук, и все же он любит рисовать, и делает это изысканно; в-третьих, он рисует как прекрасные наброски ворон — они очаровывают его, потому что это одни из немногих животных, которые умнее, чем им нужно быть, чтобы выжить, — так и подробные, яркие рисунки людей с ружьями или висящих на петлях, или резать других мужчин цепными пилами.
Этот тип парадокса трудно объяснить причиной, которая не обязательно указывает на недостаток. Читатели и зрители не нуждаются и не хотят, чтобы все объяснялось. Но при создании таких персонажей, как Когберн, ЛаБеф, Мэтти или Макналти, необходимо интуитивно уловить психическое целое, заключающее в себе противоречия, а не просто соединить их вместе и надеяться, что они срастутся. Вполне вероятно, например, что не по годам развитая Мэтти частично связана с ее необходимостью взять на себя роль ответственного взрослого из-за отсутствия у ее матери деловой хватки и отсутствия отца. Но то, что она обладает способностями и решимостью, конституционно. Она не дочь своей матери; она своего отца.
Помимо всех других соображений, обсуждавшихся до сих пор, противоречия полезны, потому что они интересны по своей сути. Наше восприятие инстинктивно направлено на поиск того, что не подходит. Это эволюционно адаптивно: оно предупреждает нас об угрозах. Тот неожиданный звук, который мы слышим, может быть просто ветром в траве или приближающимся хищником. Приступ ругательств вашего обычно спокойного соседа может быть ничем — или чем-то, что вы игнорируете на свой страх и риск. Основной посыл любого противоречия: обратите внимание.
Нужно ли разрешать противоречия в художественном произведении?
Одним словом, нет. Но особенно в тех случаях, когда противоречие основано на секрете или контрасте между сознательными и бессознательными чертами, и даже в конкурирующих влияниях или социальных ролях, вся предпосылка истории часто основывается на том, что персонаж примиряется с преднамеренным или ранее непризнанное несоответствие в поведении и завершается некоторой попыткой разрешить напряженность, созданную этим несоответствием.
Однако во многих других историях — например, в « Небеса, мой дом » Аттики Локк, где ее герой Даррен Мэтьюз продолжает ощущать моральное влияние своих двух несовместимых дядей-близнецов — битва между конфликтующими влияниями или силами остается важным аспектом характера.
Определите одного или нескольких персонажей из вашей текущей незавершенной работы или из художественного произведения или фильма, который вам недавно понравился, и спросите, не обнаруживают ли они какое-либо из следующих противоречий:
- Физическое, ироническое или комическое сопоставление
- Необходимость выполнять несколько социальных ролей
- Контрастные влияния
- Соревнование морали или целей
- Секрет или обман
- В сознании против в бессознательном состоянии черты
- Диспозиционное или конституционное противоречие
Остается ли это противоречие нетронутым в конце рассказа или оно каким-то образом устраняется или разрешается?
Дэвид Корбетт
Дэвид Корбетт (он/он) — автор шести романов: «Рыжая дьяволица», «За копейки», «Райская кровь», «Знают ли они, что я бегу?», «Милосердие ночи» и Давно потерянные любовные письма Дока Холлидея.