что такое, образец и примеры
Какой способ коммуникации внутри компании выбрать, чтобы информация была зафиксирована, но не было бюрократии? Напишите служебную записку. Она поможет инициировать новшество, согласовать затраты, отметить хозяйственное событие в жизни организации
Что такое служебная записка
Служебная записка — способ общаться внутри организации, устанавливая горизонтальные и вертикальные связи с коллегами, руководством. Почему в определении нет слова «документ»? Служебная записка не внесена в Общероссийский классификатор управленческой документации как унифицированный документ, но обладает признаками документа.
При этом она:
- Имеет содержание: реквизиты, законченное сообщение.
- Может быть в бумажном или электронном формате.
- Применяется в социальных коммуникациях.
Набор реквизитов служебки перечислен в ГОСТ Р 7.0.97-2016. Срок хранения определен в Приказе Росархива от 20.12.2019 №236: от года до пяти лет в зависимости от темы. Правила оформления, регистрации, перемещения внутри предприятия и хранения служебной записки утверждаются принятым в организации порядком документооборота. Все это позволяет отнести ее к документам.
Функционал служебки делает ее основанием для издания организационно-распорядительных документов и некоторых действий в бухгалтерском, налоговом учетах.
Какие функции может выполнять СЗ:
1. Информировать:
- приглашать на встречи внутри компании или во вне, к примеру на планерку по запуску нового продукта или областную выставку;
- сопровождать другой документ, например информационную справку отдела продаж в отдел маркетинга;
- делиться идеями между отделами;
- предупреждать о рисках.
2. Запрашивать дополнительные сведения или уточнять информацию.
3. Предлагать изменения, вносить рационализаторские предложения.
Обучение для бухгалтера
Курсы, которые помогут войти в профессию
Расписание курсов
4. Обосновывать:
- расходы на рекламу, незапланированные траты на закупку оборудования, неожиданные производственные нужды;
- поощрения команды;
- списание давно вышедших из обращения ТМЦ;
- суточные, если возвращение из командировки было отложено по не зависящим от сотрудника причинам.
5. Решать:
- производственные вопросы, возникшие здесь и сейчас;
- спорные вопросы между отделами.
6. Инструктировать. Например, отдел маркетинга просит менеджеров отдела продаж при звонках клиентам собирать информацию, объясняет, как заполнять таблицу.
Важно! Не путайте служебную записку с докладной, объяснительной или пояснительной запиской.
Кто может написать служебную записку
Автором служебной записки может стать любой работник организации, у которого есть посыл к коллеге или даже целому отделу. Это сообщение может затрагивать деятельность третьих лиц в коллективе, тогда СЗ согласуют с ними.
Пример. Производственная компания выполнила нестандартный заказ: изготовила крупногабаритный механизм, который надо доставить клиенту. Своих машин для этого нет. Менеджер в служебной записке просит отдел снабжения оформить доставку такого груза силами транспортной компании. У кого потребуется согласовать служебную записку? У завскладом, чтобы он заранее подготовил погрузчик, у начальника службы безопасности, чтобы он разрешил чужой машине въехать на территорию предприятия.
В служебной записке автор может затронуть любые рабочие моменты: он может просить, предлагать, запрашивать, уточнять, сообщать, информировать.
Примеры написания служебной записки по производственным, кадровым, бухгалтерским, хозяйственным поводам можно посмотреть в материалах для скачивания.
В конце статьи есть шпаргалка
Как написать служебную записку: примеры
В компаниях часто уже действует порядок документооборота, определяющий правила оформления, регистрации и оборота служебных записок.
Это отражается в локальных нормативных актах, с которыми знакомят при приеме на работу. В общедоступной папке лежат бланки по основным темам, по которым составляются служебки. В них даже уже могут быть проставлены реквизиты для предварительных согласований. Но основной текст все равно придется писать самостоятельно.Сообщение составляется от первого лица в единственном числе: «Прошу…», «Предлагаю…», «Информирую…».
Текст СЗ — это две смысловые части, которые могут меняться местами:
- Правильно сформулированная просьба или предложение по поставленному вопросу.
- Факты, обстоятельства, повод для записки.
Чтобы написать основной текст, опирайтесь на правила деловой переписки, формулируйте сообщение так, чтобы адресат вас понял.
Пример. Сотрудник отдела продаж хочет познакомиться с потенциальными клиентами на выставке. Вход на выставку платный. Заголовок служебки можно сформулировать так: «О посещении выставки ЭКСПО 2023». В тексте будет обоснование — встреча с потенциальными клиентами, а также дата, время визита и просьба разрешить посещение в рабочее время и выделить деньги на билет. Адресована записка будет директору организации. Скорее всего, потребуются предварительные согласования руководителя отдела и бухгалтерии.
Годовое обучение для бухгалтера
Профпереподготовка и повышение квалификации. Вебинары. Вопросы экспертам по Карте Школы
Что такое Карта Школы
В тексте указывайте конкретные, выверенные сведения:
- размер предлагаемого вознаграждения своему сотруднику за инновационное предложение — почему именно такие цифры;
- даты и время предполагаемого события;
- инвентарные номера ТМЦ;
- суммы, требующиеся для каких-то целей, и обоснование этих сумм;
- четкий и логичный набор действий, если речь идет о решении какой-то проблемы.
Кроме того, продумайте, кого еще надо оповестить. Чаще всего это непосредственный руководитель, который подтвердит, что он в курсе действий сотрудника и согласен с ними. Предварительные согласования отсекают лишние служебки на рассмотрение директора.
Пример. Чтобы получить со склада запчасти, надо знать, что на складе они есть, — нужно получить согласование завскладом. Если на складе нет запрашиваемых деталей, кладовщик записку не согласует, и надо будет писать уже другую служебку — в отдел закупок.
Регистрация служебной записки зависит от документооборота организации. Регистрация — это гарантия того, что документ не потеряется и на него отреагируют.
Каковы правила оформления служебной записки
Правила написания записок регулирует ГОСТ Р 7.0.97-2016. Документы для внутреннего пользования обычно не оформляют на фирменном бланке, хотя не возбраняется разработать бланк для служебной записки с логотипом предприятия.
У СЗ есть набор реквизитов:
- Обозначение адресата: ФИО, должность, структурное подразделение и название компании.
- Дата, номер, если нумерация предусмотрена в правилах документооборота.
- Вид документа.
- Заголовок документа.
Заголовок помогает рассортировать служебные записки по срокам хранения: приглашение на событие будет храниться один год, а сообщение о выплате дополнительных суточных — пять лет.5. Основное содержание документа
Обратите внимание: чем точнее сформулирована просьба, тем точнее будет результат.6. Место для подписи, ФИО и должности автора записки. Подпись может быть электронная.
7. Место для согласования: должность и ФИО лица, согласующего СЗ, — если согласование требуется.
Служебка может быть даже написана от руки разборчивым почерком, если это допускает принятый в организации порядок документооборота. Такие варианты встречаются на производствах, где мастера от руки могут набросать чертеж механизма с предложением что-то улучшить или информацией о неисправности.
Образец оформления служебной записки
- Указание на должность, структурное подразделение и ФИО адресата. В нашем примере записка оформлена на фирменном бланке, где уже указано официальное название организации.
- Дата составления документа и присвоенный соглано штатному порядку номер.
- Вид документа.
- Заголовок к сообщению, который сразу позволяет понять, о чем идет речь.
- Основной текст документа: обоснование обращения, просьба и параметры выполнения задания, название конкретного оборудования, материалы, которые следует использовать, и порядок действий.
- Перечень приложений.
- Подпись автора.
Итак, служебная записка — внутренний документ организации, который используется для коммуникации между сотрудниками и отделами. Чаще всего ее цель — проинформировать, обосновать, попросить. Прибегают к ней в ситуациях, когда внутренние процессы требуют фиксации.
Примеры служебной записки можно посмотреть в материалах для скачивания.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Служебная записка об обучении 369.
1 КБСлужебная записка о выдаче оборудования 367.9 КБ
Служебная записка о производственных изменениях 328.1 КБ
Скачать
Как правильно написать объяснительную записку
Содержание
- Объяснительная — документ письменного объяснения
- Как правильно написать объяснительную записку
- Регистрация объяснительных записок
- Сроки хранение объяснительных записок
- Особенности оформления объяснительных записок
Практически каждому человеку в самых различных ситуациях может потребоваться написание объяснительной записки по тому или иному поводу. В целом, это несложная процедура, доступная большинству из вас. Поэтому каждому человеку желательно знать, как правильно написать объяснительную записку, какие реквизиты обязательно должны присутствовать в ней.
В этой публикации мы разберемся с основными требованиями к пояснительным запискам, их содержанию, форме и другим особенностям, таким как регистрация объяснительных, условия и сроки их хранения в организации и т.д.
Объяснительная — документ письменного объяснения
Объяснительная записка – это одна из форм деловых документов, которая необходима для всесторонней оценки определенной ситуации. Как правило, письменное пояснение берут у участников какого-то инцидента.
К примеру, такой документ необходимо подавать при нарушении трудовой дисциплины, в случае прогула рабочего дня или занятий, опоздания на работу, невыполнения плана, совершения другого проступка.
Также объяснительная записка может потребоваться при непосещении уроков в школе или занятий в институте. В некоторых случаях объяснительную следует подать в налоговую службу и другие инстанции.
Общие правила при написании записки следующие:
- Документ должен быть написан в деловом стиле, без присутствия бытовой или неформальной лексики.
- Информация должна излагаться кратко и логично.
- Объяснительная записка пишется от первого лица.
- В конце документа обязательно ставится подпись и дата.
Официальной формы или бланка объяснительной не утверждено, поэтому она пишется в свободной форме. Однако на некоторых предприятиях существует свой бланк объяснительной записки, который утверждается локальным документом.
Как правильно написать объяснительную записку
При написании объяснительной записки (на работе, в институте, школе и т.д.), необходимо придерживаться определенной структуры документа:
- В верхнем правом углу указывается имя в адрес кого пишется объяснительная, например имя директора предприятия, ВУЗа, школы и т.д. и название организации.
- После адресата должна идти Ф.И.О. автора записки.
- Посередине листа над текстом объяснительной пишите заголово: «Объяснительная».
- В основной части пояснительной записки необходимо изложить факты, которые привели к какой-то ситуации. Например, если речь идет об опоздании на работу, объясните, с чем связано опоздание.
- В конце документа под текстом ставится подпись и дата, когда была составлена объяснительная.
Объем документа, как правило, не больше листа А4, хотя зависит он от того, насколько сложно объяснить ситуацию и какие детали необходимо будет сообщить в объяснительной. Можно оформлять объяснительную записку на компьютере или же написать от руки, законодательство допускает оба варианта.
При правильном написании объяснительной записки главное — последовательно излагайте свои мысли, не нужно сильно вдаваться в лишние детали. Коротко изложите описание ситуации, укажите важные обстоятельства, время и дату происходящих событий, а также состав участников.
В конце документа укажите о причинах, которые привели к тому или иному нарушению, происшествию или событию. Если в данной ситуации есть ваша вина, то вы можете упомянуть об этом, свои действия нужно аргументировать.
Регистрация объяснительных записок
По правилам делопроизводства данный вид документа должен быть зарегистрирован на предприятии. Формы регистрации объяснительных записок в организации могут быть трех видов:
- Журнальная – самая распространенная форма. Однако ее нельзя назвать удобной, ведь все записи идут в хронологическом порядке. При поиске необходимого документа часто приходится просматривать много листов журнала.
- Карточная регистрация – создаются специальные контрольно-регистрационные карточки. Вести карточную регистрацию могут одновременно несколько сотрудников.
- Электронная (автоматизированная) форма. Данные о документе заносятся в компьютер в регистрационно-контрольные карточки. Вся информация о входящих и выходящих документах хранится в специальной базе данных. После регистрации документа в базе данных дополнительно распечатывается регистрационная карточка.
При подаче объяснительной записки ей присваивается индекс исходящего документа. Такой индекс включает в себя индекс дела согласно номенклатуре дел, индекс структурного подразделения и порядковых номер документа в текущем году.
Особенности подачи объяснительных записок также могут быть отражены в инструкции по делопроизводству на предприятии, которая утверждается приказом директора.
Сроки хранение объяснительных записок
Сроки хранения объяснительных записок обозначены в Перечне типовых архивных управленческих документов, которые образуются в процессе работы организаций (как государственных, так и частных), данный список утвержден Приказом Минкультуры № 558 от 25.08.10. В приказе указано, что объяснительные записки должны храниться на предприятии постоянно. А докладные записки могут храниться от 1 до 75 лет или постоянно.
Особенности оформления объяснительных записок
В ст. 193 ТК РФ указано, что работодатель имеет полномочия требовать письменные объяснения от работника в случае совершения дисциплинарного проступка.
Данное объяснение сотрудник может подать в течение 2 дней. Если он не выполнит требование начальника, составляется акт о том, что объяснительная записка не предоставлена.
Обратите внимание, что сотрудник не обязан писать объяснительную записку, однако рекомендуется все же не игнорировать требования начальника, ведь объявить выговор он имеет право и без получения пояснений. К тому же, если вашей вины в возникшей ситуации нет либо же нарушение допущено в связи с форс-мажорными обстоятельствами, лучше подробно изложить ситуацию в письменном виде.
Дисциплинарное нарушение может выражаться в виде:
- Опоздания на работу.
- Прогула.
- Невыполнения или халатного исполнения функциональных обязанностей.
- Нарушения санитарных, пожарных норм или правил техники безопасности.
- Хищения материальных ценностей.
- Нарушения правил этики и т.д.
Обычно работодатель настаивает именно на том, чтобы записка от работника была написана от руки, а не напечатана на компьютере. Таким образом, директор сам старается себя обезопасить, ведь если сотрудник решит обжаловать наложение дисциплинарного взыскания в суде, он может ссылаться на то, что он не подавал объяснительную, и она была сфальсифицирована.
Если же на фирме есть свой шаблон для правильного написания объяснительной, заполнить такой шаблон разрешается на компьютере, однако нужно сделать такую пометку: Объяснение составлено лично и ФИО работника. Дата. Подпись.
Советы по ведению заметок (для подростков) — Nemours KidsHealth
Ведение заметок — это навык, который может помочь вам хорошо справляться со всеми школьными заданиями — от прохождения тестов до изучения работы. Вот несколько советов о том, как делать хорошие заметки.
Запишите основные факты. Если у вас есть учитель, который пишет заметки на доске, это бонус: вы можете скопировать их. Если нет, запишите самые важные моменты из урока. Упоминает ли ваш учитель истории дату ключевого сражения Гражданской войны? Ваш учитель английского языка приводит примеры использования Шекспиром драматической иронии? Ваш учитель математики повторяет определенную формулу? Запиши это!
Может потребоваться время, чтобы научиться прислушиваться к основным идеям и ключевым фактам, так что продолжайте пробовать и не сдавайтесь. Некоторые учителя могут упоминать много дат и фактов в классе, но записывают на доске только ключевые. Другие учителя могут ничего не записывать, но могут повторить определенную дату или часть информации. Это подсказка, что это, вероятно, важно. Через некоторое время вы познакомитесь со стилем учителя.
Не переусердствуйте. Однако не сходите с ума, делая заметки: вы будете в бешенстве, если попытаетесь записать каждое слово, произнесенное в классе. И если вы слишком сосредоточитесь на том, чтобы делать записи правильно, вы можете не слушать, что говорит учитель. Некоторые люди на самом деле лучше учатся, слушая, записывая несколько ключевых моментов, а затем просматривая материал после занятий, когда у них есть больше времени.
Запросить. Не бойтесь попросить учителя повторить то, что вы пропустили. Если учитель говорит слишком быстро, скорее всего, ваши одноклассники тоже испытают облегчение, услышав информацию еще раз. Если вы не хотите спрашивать в классе, обратитесь к учителю позже. Это намного проще, чем задаваться вопросом, правильно ли вы сделали записи во время учебы.
Сравните. Держите свои заметки под рукой, когда выполняете задания по чтению. Сравните то, что вы написали, с тем, что говорят чтения — вы можете добавлять в свои заметки по мере чтения.
Просматривайте свои заметки с другом и сравнивайте то, что вы оба записали, это может помочь закрепить то, что вы изучаете. Это также может помочь вам вспомнить информацию, когда придет время для теста. И просмотр ваших заметок предупредит вас и вашего друга о любых ошибках.
Копия. Если вы набросали заметки в спешке, вы не сможете прочитать их, когда придет время готовиться к тесту. Просмотрите свои заметки, когда вернетесь домой, и перекопируйте их, если нужно. Копирование их также помогает вам выучить и запомнить то, что вы написали.
Организовать. Храните заметки по каждому предмету в одном месте, чтобы вы могли легко найти все, когда придет время для теста. Это может означать ведение блокнота или раздела блокнота по каждому предмету, когда вы делаете заметки в классе.
Некоторые люди сочетают технику копирования с организацией, используя только одну тетрадь для заметок в классе, а затем копируя эти заметки в тетрадь по каждому предмету, когда они возвращаются домой. Хитрость в том, чтобы заставить эту технику работать, заключается в том, чтобы убедиться, что вы действительно делаете это регулярно. Если вы этого не сделаете, ваши заметки будут повсюду, и все сойдет с ума, когда придет время готовиться к тесту.
Хорошее ведение заметок требует времени. Но время, которое вы тратите на написание и просмотр заметок, окупается. Выделение времени на переписывание своих заметок каждый вечер экономит время позже, когда дело доходит до подготовки к реальному тесту.
Делая заметки, вы даете своему разуму возможность усвоить материал, необходимый для изучения. Это не только поможет вам лучше сдать тест, но и придаст уверенности, когда вы учитесь и ловите себя на том, что говорите: «Эй, я это помню!»
Эффективное ведение конспектов в классе – Учебный центр
Вам иногда трудно решить, что записать во время лекций? Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что можете делать заметки лучше или эффективнее? Сидите ли вы в лекционном зале или смотрите лекцию в Интернете, делать заметки в классе может быть пугающе, но с помощью нескольких стратегических приемов любой может делать четкие и эффективные записи.
Почему важны хорошие заметки
Привилегии внутри класса
Хорошие конспекты в классе — важная составляющая успеха в учебе в колледже. Активное ведение заметок во время занятий поможет вам сосредоточиться и лучше понять основные понятия. На многих занятиях вас могут попросить посмотреть обучающее видео перед обсуждением в классе. Хорошее ведение заметок улучшит ваше активное слушание, понимание материала и его запоминание. Заметки как о синхронном, так и о асинхронном материале помогут вам лучше запомнить то, что вы слышите и видите.
Пособия после занятий
После уроков хорошие заметки имеют решающее значение для повторения и изучения учебного материала, чтобы вы лучше его поняли и могли надлежащим образом подготовиться к экзаменам. Эффективные и краткие заметки могут сэкономить ваше время, энергию и избежать путаницы, которая часто возникает из-за попыток разобраться в неорганизованных, громоздких, недостаточных или многословных заметках. При просмотре видео хорошие заметки могут избавить вас от хлопот, связанных с паузой, перемоткой и повторным просмотром больших фрагментов лекции. Хорошие заметки могут стать отличным ресурсом для создания планов и изучения.
Как делать хорошие заметки в классе
Во время занятий происходит много всего, поэтому вы не сможете идеально уловить все основные понятия, и это нормально. Часть хорошего ведения заметок может включать в себя возвращение к своим заметкам после урока (в идеале в течение дня или двух), чтобы проверить ясность и заполнить все недостающие фрагменты. На самом деле, это может помочь вам лучше организовать свои мысли и определить, что является наиболее важным. Имея это в виду, важно иметь хороший исходный материал.
Подготовка к хорошим заметкам в классе
Первый шаг к хорошим конспектам в классе — это прийти на урок подготовленным. Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить конспектирование еще до начала занятий:
- Предварительный просмотр текста или заданий по чтению перед лекцией. Предварительный просмотр позволяет выявить основные идеи и концепции, которые, скорее всего, будут обсуждаться в ходе лекции.
- Просмотрите программу своего курса, чтобы знать тему/направление занятия и то, на чем будет важно сосредоточиться.
- Кратко просмотрите записи предыдущих занятий, чтобы помочь вам сформулировать новые идеи, которые вы узнаете на этом занятии.
- Поддерживайте порядок, чтобы вам было легче найти информацию позже. Назовите свою страницу с названием класса и датой. Держите отдельные разделы тетради или тетради для каждого класса и храните все записи для каждого класса вместе в одном месте в хронологическом порядке.
Конспектирование во время занятий
Теперь, когда вы готовы и организованы, что вы можете сделать, чтобы делать хорошие заметки, слушая лекцию в классе? Вот несколько практических шагов, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить конспектирование в классе:
- Если вы ищете концептуальную информацию, сосредоточьтесь на основных моментах, изложенных профессором, а не копируйте всю презентацию или каждое слово, которое говорит профессор. Помните, что если вы просматриваете свои заметки после урока, вы всегда можете заполнить любые пробелы или определить слова или понятия, которые вы не уловили на уроке.
- Если вы изучаете фактическую информацию, дословная расшифровка большей части лекции может помочь вам вспомнить тестовые вопросы с краткими ответами, но только если вы изучите эти записи в течение 24 часов.
- Записывайте вопросы и мысли, которые у вас есть, или контент, который вас смущает, и который вы хотите уточнить позже или спросить у преподавателя.
- Запишите ключевые слова, даты, имена и т. д., к которым можно вернуться и определить или объяснить позже.
- Делайте визуально четкие, краткие, организованные и структурированные заметки, чтобы их было легко читать и они имели смысл для вас позже. См. различные форматы заметок ниже для идей.
- Если вы хотите, чтобы ваши заметки были лаконичными и краткими, используйте сокращения и символы. Пишите пулями и фразами вместо полных предложений. Это поможет вашему разуму и рукам оставаться свежими во время занятий и поможет вам легче и быстрее получать доступ к вещам после занятий. Это также поможет вам сосредоточиться на основных понятиях.
- Будьте последовательны в своей структуре. Выберите удобный для вас формат и придерживайтесь его, чтобы ваши заметки каждый день были одинаково структурированы.
- Для онлайн-лекций выполните описанные выше шаги, чтобы помочь вам эффективно управлять своим учебным временем. После того, как вы просмотрели лекцию полностью, используйте функцию перемотки назад, чтобы исправить любые серьезные пробелы в своих заметках. Делайте заметки о временных метках любых частей лекции, к которым вы хотите вернуться позже.
Определение того, что достаточно важно для записи
Возможно, вы спрашиваете себя, как определить основные моменты лекции. Вот несколько советов, как выделить самые важные моменты лекции:
- Вступительные замечания часто включают краткое изложение основных моментов.
- Прислушайтесь к сигнальным словам/фразам, например, «Есть четыре основных…», или «Подводя итог…», или «Основная причина, почему…»
- Повторяющиеся слова или концепции часто важны.
- Невербальные сигналы, такие как указывание, жесты или акцентирование голоса на определенных словах и т. д., могут указывать на важные моменты.
- Заключительные замечания часто содержат краткое изложение важных моментов лекции.
- Попробуйте смотреть онлайн-лекции в режиме реального времени. Просмотр лекции в первый раз без паузы и перемотки может помочь вам сосредоточиться на том, что достаточно важно, чтобы записать.
Различные форматы для заметок
Нет правильного формата для создания заметок. Скорее, существует множество различных структур и стилей, которые можно использовать. Важно, чтобы вы нашли метод, который работает для вас и поощряет использование хороших навыков ведения заметок, и придерживайтесь его. Вот несколько типов форматов, с которыми вы можете поэкспериментировать:
1. Заметки Корнелла: этот стиль включает разделы для даты, основного вопроса, темы, примечаний, вопросов и резюме. Перейдите по этой ссылке, чтобы получить дополнительные пояснения.
2. План: план организует лекцию по основным моментам, оставляя место для примеров и деталей.
3. Блок-схема/концептуальная карта: визуальное представление заметок хорошо подходит для контента, в котором есть порядок или этапы. Подробнее о концептуальном отображении см. здесь.
4. Метод составления диаграмм: способ систематизировать конспекты лекций с большим количеством фактов путем разделения ключевых тем на столбцы и записи фактов под ними.
5. Метод предложений: одна из самых простых форм ведения заметок, полезная для распространения важной информации из лекции за счет быстрого охвата деталей и информации.
Подумайте… какая стратегия для вас лучше: рукописная, цифровая или и то, и другое?
Ведение заметок для полного понимания всей информации, представленной концептуально и фактически, может различаться между учащимися. Например, рабочая память, или способность обрабатывать и манипулировать информацией в данный момент, часто задействована при расшифровке конспектов лекций, что лучше всего делать в цифровом виде; но существуют индивидуальные различия в процессах рабочей памяти, которые могут повлиять на то, какой метод лучше всего подходит для вас. Исследования показывают, что рукописные заметки могут помочь нам выучить и запомнить концептуальные элементы лучше, чем цифровые заметки. Тем не менее, у набора заметок на компьютере есть и свои плюсы, в том числе скорость и объем памяти. Подумайте об этих различиях, прежде чем решить, что лучше для вас.
Рукописный | Цифровой |
Упрощение создания диаграмм и иллюстраций | Быстрее; легче брать больший объем заметок |
Иногда лучше для визуалов | Легче редактировать и реорганизовывать для последующего изучения |
Обеспечивает больше внимания учащимся, склонным к цифровым отвлечениям | Можно создавать резервные копии, совместно использовать, выполнять поиск и т. д. |
Может быть лучше для понимания и сохранения концептуальной информации | Может быть лучше для понимания и сохранения фактической информации |
Продолжение после занятий
Часть хорошего ведения заметок включает повторный просмотр своих заметок через день или около того после занятий. За это время проверьте ясность, заполните определения ключевых терминов, систематизируйте и выясните любые понятия, которые вы, возможно, пропустили или не полностью поняли в классе. Выясните, чего может не хватать, а что вам может понадобиться добавить или даже спросить. Если ваша лекция записана, вы можете воспользоваться субтитрами для просмотра.
Много раз, даже после хороших заметок, вам нужно будет использовать другие ресурсы, чтобы просмотреть, закрепить, задать вопросы и продолжить работу с классом. Не забывайте использовать доступные вам ресурсы, которые могут только улучшить ваши заметки. Эти ресурсы включают:
- Часы работы : Запишитесь на прием к своему профессору или ассистенту, чтобы задать вопросы о концепциях в классе, которые вас смутили.
- Академический коучинг: запишитесь на прием к академическому тренеру в Учебном центре, чтобы обсудить свои заметки один на один, обсудить другие стратегии и обсудить, как использовать свои заметки для лучшего обучения.
- Ресурсы Центра обучения. В Центре обучения есть много других раздаточных материалов по связанным темам, таким как обучение и максимальное использование лекций. Ознакомьтесь с некоторыми из этих раздаточных материалов и видеороликов, чтобы получить идеи для улучшения других областей вашей учебы.
- Просмотр ваших заметок : Напишите краткое изложение своих заметок своими словами, напишите вопросы к своим заметкам, заполните области или разделите их на категории или разделы.
- Самопроверка : Используйте свои заметки для создания учебного пособия и самопроверки для подготовки к экзаменам.
Консультационные работы
«Перо мощнее клавиатуры: преимущества рукописного ввода перед ведением заметок на ноутбуке». Мюллер, П., и Оппенгеймер, Д. Психологическая наука 25(6), апрель 2014 г.
«Ведение заметок с помощью компьютеров: изучение альтернативных стратегий улучшения запоминания». Буй, округ Колумбия, Майерсон, Дж., и Хейл, С. Журнал педагогической психологии, 105 (299-309), 2013.
«Как делать учебные заметки: 5 эффективных методов ведения заметок». Оксфордское обучение. Получено с https://www.oxfordlearning.com/5-efficient-note-taking-methods/
«Подготовка к записи». Университет штата Пенсильвания. Получено с http://tutorials.istudy.psu.edu/notetaking/notetaking2.html
.«Стратегии создания заметок для прослушивания». UNSW Сидней. Получено с https://student.unsw.edu.au/note-taking-skills
«Ведение заметок и навыки в классе». Технический университет Вирджинии. Получено с https://www.ucc.vt.edu/academic_support/study_skills_information/note_taking_and_in-class_skills.html
«Конспектирование лекций». Колледж Святого Бенедикта, Университет Святого Иоанна.