От гиперактивности детям таблетки: Препараты для лечения СДВГ

Содержание

Синдром дефицита внимания/гиперактивности

Представлены современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Подчеркивается необходимость четкого соблюдения критериев диагноза синдрома и взвешенного подхода к медикаментозной терапии.

В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии — синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов — педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

 

Синдром дефицита внимания/гиперактивности — дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

 

Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин «минимальное мозговое повреждение». В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель «минимального мозгового повреждения» уступила место более динамичной и более гибкой модели «минимальной мозговой дисфункции».

 

В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация — DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), — согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием «синдром дефицита внимания/гиперактивности». В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» в подразделе «Нарушение активности и внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F90.1).

 

Частота синдрома дефицита внимания/гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Подобные различия объясняются несоблюдением четких критериев диагноза. Согласно данным Американской ассоциации психиатров, синдромом дефицита внимания/гиперактивности страдают около 5% детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть по крайней мере один ребенок с данным заболеванием. В исследовании Н.Н. Заводенко и соавт. [1] частота синдрома дефицита внимания у школьников составила 7,6%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.

 

Классификация. Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

 

— синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

 

— синдром дефицита внимания без гиперактивности;

 

— синдром гиперактивности без дефицита внимания.

 

Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.

 

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

 

Этиология изучена недостаточно. Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения [2]. Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно «амнезируются». В родословных детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности также часто прослеживается отягощенность по обсессивно-компульсивному синдрому (навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам и синдрому Жиль де ля Туретта. Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данных патологических состояниях.

 

Предполагается, что синдром дефицита внимания/гиперактивности детерминируется мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен — гена D4 рецепторов, гена D2 рецепторов и гена, ответственного за транспорт дофамина [3]. S. Faraone, J. Biederman [3] обсуждается гипотеза, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью.

 

Наряду с генетическими, выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания/гиперактивности. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери [2]. Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение.

 

Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина [3]. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности дофаминергическими препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов — серотонина и норадреналина.

 

Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдрома дефицита внимания/гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей [4]. Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе — лишь у 5% [4].

 

Критерии диагноза и клинические проявления. Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним, согласно DSM-IV, относятся:

 

— наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

 

— раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;

 

— некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

 

— симптомы не являются проявлением других заболеваний;

 

— нарушение обучения и социальных функций.

 

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза «синдром дефицита внимания/гиперактивности». Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).

 

Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

 

— не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

 

— с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

 

— не слушает то, что ему говорят;

 

— не в состоянии следовать инструкциям;

 

— не может организовать игру или деятельность;

 

— имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

 

— часто теряет вещи;

 

— часто и легко отвлекается;

 

— бывает забывчив.

 

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

 

— совершает суетливые движения руками и ногами;

 

— часто вскакивает со своего места;

 

— гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

 

— не может играть в «тихие» игры;

 

— всегда находится в движении;

 

— очень много говорит.

 

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

 

— отвечает на вопрос, не выслушав его;

 

— не может дождаться своей очереди;

 

— вмешивается в разговоры и игры других.

 

В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания.

 

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов [5], у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы [6]. Родители ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.

 

При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения [7].

 

Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности необходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и др.), астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией. Дифференциальный диагноз нередко бывает затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто — с психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.) [8].

 

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

 

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального [9]. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как «хулиганское» и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня «гиперактивного» ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

 

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов — антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

 

Препаратом первой очереди выбора в терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. Препарат назначается однократно утром в дозе 10 мг (1 таблетка), однако суточная доза может достигать 6 мг/кг. Терапевтический эффект наступает быстро — в течение первых дней приема. Несмотря на высокую эффективность метилфенидата, имеются ограничения и противопоказания к его применению, связанные с частыми побочными эффектами. К последним относятся задержка роста, раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсические нарушения, сухость во рту и головокружение. К препарату может развиться привыкание. Противопоказаниями к приему препарата являются возраст ребенка меньше 6 лет, выраженные состояния тревоги и ажитации, а также наличие семейной отягощенности по тикам и синдрому Туретта. К сожалению, метилфенидат отсутствует на российском фармацевтическом рынке. В отечественной педиатрической практике шире используется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочных эффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше 7 лет — в дозе 25-50 мг/сут. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7-10 дней. Эффективность амитриптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.

 

Единичные отечественные исследования доказывают также эффективность применения ноотропных препаратов (ноотропила, пирацетама и инстенона) в терапии детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Н.Н. Заводенко и соавт. наблюдали положительный эффект инстенона у 59% больных [1]. Инстенон назначали в дозе 1,5 таблетки в день детям в возрасте 7-10 лет в течение 1 мес. Отмечалось улучшение характеристик поведения, моторики, внимания и памяти.

 

Наибольший эффект в лечении СДВГ достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии [10].

 

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного [11]. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

 

Российский вестник перинатологии и педиатрии, N3-2000, с.39-42

 

Литература

1. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Семенов П.А. и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Московский мед журн 1998; 19-23.

 

2. Weinstein С.S., Apfel R.J., Weinstein S.R. Description of mothers with ADHD with children with ADHD. Psychiatry 1998; 61: 1: 12-19.

 

3. Faraone S.V., Biederman J. Neurobiology of attentiondeficit hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 1998; 44: 10: 951-958.

 

4. Amen D.G., Carmichael B.D. High-resolution brain SPECT imaging in ADHD. Ann Clin Psychiatry 1997; 9: 2: 81-86.

 

5. Willens Т.Е., Biedermann J., Mick E. et al. Attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD) in associacion with early onset substance use disorder. J Nerv Ment Dis 1997; 185: 8: 475-482.

 

6. Di Scale С., Lescohier I., Barthel M., Li G. Ingures to children with ADHD. Pediatrics 1998; 102: 6: 1415-1421.

 

7. Purvis K.L., Tannock R. Language abilities in children with attention deficit hyperactivity disorder, reading disabilities, and normal controls. J Abnorm Child Psychol 1997; 25: 2: 133-144.

 

8. Pliska S.R. Comorbidity of ADHD with psychiatric disordes: an overwiev. J Clin Psychiatry 1998; 59: 7: 50-58.

 

9. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M 1997.

 

10. Frankel F., Myatt R., Cantwell D.P. Parent-assisted transfer of childrens social skills training; effect on children with and without ADHD. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1997; 36: 8: 1056-1064.

 

11. Biederman J., Mick E., Faraone S.V. Normalized functioning in youths with persistent attention-deficit/hyperactivity disorder. J Pediatr 1998; 133: 4: 11: 544-551.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это долгосрочная проблема у детей и подростков, которая приводит к плохой концентрации внимания и сниженному контролю над импульсами. Это может повлиять на обучение ребенка и социальное взаимодействие, а также может негативно сказываться на отношениях в нутрии семьи. Примерно каждый 20-й ребенок в Австралии страдает СДВГ. Это расстройство чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Хотя у большинства детей состояние значительно улучшается с возрастом, каждый 4-й или 5 –й ребенок будет иметь признаки СДВГ и во взрослом возрасте. При хорошей поддержке дома и в школе и, в некоторых случаях, при медикаментозном лечении, ребенок с СДВГ может жить успешной жизнью.

Точные причины возникновения СДВГ неизвестны, но этот синдром, как правило, передается по наследству. СДВГ не вызывается плохим воспитанием или недостатком родительского внимания, как многие неправильно трактуют название этого состояния.

Признаки и симптомы СДВГ

Основные признаки и симптомы СДВГ включают:

  1. Невнимательность — трудности с концентрацией внимания, забывание инструкций, переход от одной задачи к другой без завершения предыдущей
  2. Импульсивность – действия без предварительного продумывания и оценок последствий, легкая потеря контроля над эмоциями, склонность к несчастным случаям
  3. Гиперактивность — постоянное ерзание и неугомонность.

У некоторых детей наблюдается только синдром дефицита внимания, но без гиперактивности. У этих детей проблемы с сосредоточенностью и вниманием, они могут быть забывчивыми и могут легко отвлекаться.

Важно помнить, что у всех маленьких детей в норме ограничена продолжительность концентрации внимания, и они иногда делают что-то, не задумываясь. Но только некоторые из них страдают СДВГ. Однако если у вашего ребенка есть симптомы СДВГ, которые вызывают у него проблемы, вам следует показать ребенка врачу для обследования на предмет СДВГ и связанных с ним проблем.

Когда обратиться к врачу?

Диагноз СДВГ должен быть поставлен врачом – специалистом. Если вас беспокоит состояние ребенка, сначала обратитесь к педиатру. Он сможет организовать направление к неврологу, психиатру или детскому психологу, которые смогут точнее оценить состояние вашего ребенка.

Важно убедиться, что симптомы не вызваны чем-то другим, что может потребовать другого лечения. Тестов или специфических исследований для диагностики СДВГ не существует — оценка проводится с использованием широкого спектра информации, предоставленной как семьей, так и школой вашего ребенка. Другие медицинские работники, например логопед, также могут принять участие в обследовании вашего ребенка.

У большинства детей с СДВГ также есть другие связанные с этим состоянием проблемы, такие как трудности с обучением, проблемы со сном, тревога и беспокойство. Их необходимо оценивать и корректировать вместе с лечением СДВГ.

Лечение СДВГ

Вы можете помочь своему ребенку справиться с симптомами СДВГ, используя позитивные стратегии воспитания. К ним относятся соблюдение распорядка дня, развитие социальных навыков и планирование учебной среды вашего ребенка. Иногда также требуется семейная консультация для вашего ребенка и семьи. Если после того, как вы попробуете эти стратегии, симптомы вашего ребенка все еще будут иметь большое влияние на его жизнь, ваш врач может порекомендовать использовать лекарства.

Наиболее эффективным средством лечения симптомов СДВГ является прием стимулирующих препаратов, которые были стандартным лечением детей с СДВГ с 1970-х годов. Стимуляторы действуют на части мозга ребенка, отвечающие за контроль внимания и возбуждения. Эти лекарства значительно улучшают концентрацию, контроль над импульсами и снижают гиперактивность примерно у 80% детей с СДВГ.

Двумя наиболее распространенными стимуляторами являются метилфенидат и дексамфетамин. Оба имеют схожее действие и побочные эффекты. Стимуляторы могут быть короткого или длительного действия. Формы короткого действия обычно длятся от трех до четырех часов, в то время как формы длительного действия могут длиться от шести до 12 часов. Эти препараты могут быть прописаны только педиатрами, детскими психиатрами или неврологами.

Стимулирующие препараты, вероятно, являются наиболее изученными из всех лекарств, назначаемых детям. Они не вызывают привыкания в дозах, используемых для лечения СДВГ. Некоторые дети принимают их только в школьные дни и не испытывают никаких симптомов отмены по выходным.

Также доступны не стимулирующие препараты, например атомоксетин, клонидин и гуанфацин. Эти лекарства могут быть полезны некоторым детям с СДВГ, например тем, у кого есть побочные эффекты от стимуляторов.

Побочные эффекты стимулирующих препаратов

Наиболее частым побочным эффектом стимуляторов является снижение аппетита (особенно во время обеда), что иногда может повлиять на набор веса. Менее распространенные побочные эффекты включают:

  • Боли в желудке
  • Головные боли и головокружение
  • Трудности с засыпанием
  • Раздражительность, замкнутость или чрезмерная эмоциональность.

У некоторых детей вообще не будет побочных эффектов. Если побочные эффекты все же возникают, их часто можно контролировать, изменив дозу или время приема лекарства. Если возникают более серьезные побочные эффекты, прием стимуляторов можно немедленно прекратить, без необходимости медленно снижать дозу. Эффектов отмены у них нет.

Возможно, что стимуляторы могут незначительно повлиять на рост некоторых детей, поэтому это необходимо контролировать вместе с их весом.

Стимулирующие препараты могут вызвать очень небольшое повышение частоты сердечных сокращений и артериального давления.

Маловероятно, что это вызовет какие-либо проблемы у детей с нормальным здоровьем. Вашему ребенку могут потребоваться анализы перед началом приема стимуляторов, если у него есть известная патология сердца или кровеносных сосудов, или если у него есть проблемы с сердцем в семейном анамнезе.

Дети, принимающие стимуляторы, должны находиться под наблюдением лечащего врача. Это должно происходить регулярно на ранней стадии лечения и не реже одного раза в шесть месяцев, пока ребенок принимает стимуляторы. В частности, следует проверять рост, вес, частоту сердечных сокращений и артериальное давление.

Есть также немедикаментозные методы лечения, которые могут принести пользу некоторым детям с СДВГ, например, рыбий жир. Исключающие диеты обычно бесполезны, но хорошее питание важно.

Ключевые моменты, которые следует запомнить
  1. Дети с СДВГ невнимательны, импульсивны и иногда сверхактивны, но не все дети с этими симптомами страдают СДВГ.
  2. Ни один тест не может диагностировать СДВГ — оценка, проводимая врачом или психологом, предполагает сбор информации в семьях и школах.
  3. Позитивные стратегии воспитания, школьная поддержка и консультации могут помочь большинству детей с СДВГ.
  4. Стимулирующие препараты — наиболее эффективное лечение симптомов СДВГ.
  5. У большинства детей с СДВГ есть и другие проблемы, требующие решения, такие как трудности в обучении, беспокойство и проблемы со сном.

Лекарства от СДВГ — HelpGuide.org

Лекарства от СДВГ: что вам нужно знать

Лекарства могут помочь уменьшить симптомы гиперактивности, невнимательности и импульсивности у детей и взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), ранее известным как СДВ. Однако лекарства имеют побочные эффекты и риски, и они не являются единственным вариантом лечения. Независимо от того, являетесь ли вы родителем или пациентом, важно узнать факты о лекарствах от СДВГ, чтобы вы могли принять обоснованное решение о том, что лучше для вас или вашего ребенка.

Первое, что нужно понять, это то, что лекарства от СДВГ могут и не могут сделать. Лекарства от СДВГ могут помочь улучшить способность концентрироваться, контролировать импульсы, планировать заранее и выполнять задачи. Однако это не волшебная таблетка, которая решит все ваши проблемы или проблемы вашего ребенка. Даже когда лекарство работает, ребенок с СДВГ может по-прежнему бороться с забывчивостью, эмоциональными проблемами и социальной неловкостью, а взрослый — с дезорганизацией, отвлекаемостью и трудностями в отношениях. Вот почему так важно также внести изменения в образ жизни, включая регулярные физические упражнения, здоровое питание и достаточный сон.

Лекарства не лечат СДВГ. Он может облегчить симптомы во время приема, но как только прием лекарства прекращается, эти симптомы возвращаются. Кроме того, лекарства от СДВГ помогают некоторым больше, чем другим. Некоторые люди испытывают значительное улучшение, в то время как другие испытывают лишь скромные улучшения. Поскольку каждый человек по-своему и непредсказуемо реагирует на лекарства от СДВГ, их использование всегда должно быть индивидуальным для каждого человека и находиться под пристальным наблюдением врача. Когда лекарства от СДВГ не тщательно контролируются, они менее эффективны и более рискованны.

Стимулирующие препараты для лечения СДВГ

Стимуляторы являются наиболее распространенным видом лекарств, назначаемых при синдроме дефицита внимания. У них самый длинный послужной список для лечения СДВГ и наибольшее количество исследований, подтверждающих их эффективность. К классу стимуляторов относятся широко используемые препараты, такие как риталин, аддералл, фокалин и декседрин.

Считается, что стимуляторы повышают уровень дофамина в мозге. Дофамин — это нейротрансмиттер, связанный с мотивацией, удовольствием, вниманием и движением. Для многих людей с СДВГ стимулирующие препараты повышают концентрацию и внимание, снижая при этом гиперактивность и импульсивность.

Стимуляторы короткого действия и стимуляторы длительного действия

Стимуляторы для лечения СДВГ выпускаются в дозировках как короткого, так и длительного действия. Стимуляторы короткого действия достигают пика через несколько часов, и их необходимо принимать 2-3 раза в день. Стимуляторы длительного действия или пролонгированного действия действуют 8-12 часов и обычно принимаются только один раз в день.

Часто предпочтение отдается препаратам длительного действия для лечения СДВГ, так как люди с СДВГ часто не могут вспомнить, что нужно принимать таблетки. Принимать всего одну дозу в день намного проще и удобнее.

Общие побочные эффекты стимуляторов включают:

  • Чувство беспокойства и нервозности
  • Проблемы со сном
  • Потеря аппетита
  • Головные боли
  • Расстройство желудка
  • Раздражительность, перепады настроения
  • Депрессия
  • Головокружение
  • Гоночное сердцебиение
  • Тики

Стимулирующие препараты также могут вызывать изменения личности.

Некоторые люди становятся замкнутыми, вялыми, жесткими или менее спонтанными и разговорчивыми. У других развиваются обсессивно-компульсивные симптомы. Так как стимуляторы повышают артериальное давление и частоту сердечных сокращений, многие эксперты обеспокоены опасностью длительного приема этих препаратов от СДВГ.

Проблемы безопасности стимулирующих препаратов

Помимо потенциальных побочных эффектов, существует ряд проблем безопасности, связанных с использованием стимулирующих препаратов при СДВГ.

Влияние на развивающийся мозг. Долгосрочное влияние лекарств от СДВГ на молодой развивающийся мозг еще не известно. Некоторые исследователи обеспокоены тем, что использование таких препаратов, как риталин, у детей и подростков может помешать нормальному развитию мозга.

Проблемы с сердцем. Было обнаружено, что

стимуляторов СДВГ вызывают внезапную смерть у детей и взрослых с сердечными заболеваниями. Американская кардиологическая ассоциация рекомендует, чтобы все люди, включая детей, перед началом приема стимуляторов прошли обследование сердца. Электрокардиограмма рекомендуется, если у человека в анамнезе есть проблемы с сердцем.

Психиатрические проблемы. Стимуляторы для СДВГ могут вызвать или усугубить симптомы враждебности, агрессии, беспокойства, депрессии и паранойи. Люди с личным или семейным анамнезом суицида, депрессии или биполярного расстройства подвергаются особенно высокому риску, и их следует тщательно контролировать при приеме стимуляторов.

Возможно злоупотребление. Злоупотребление стимуляторами становится все более серьезной проблемой, особенно среди подростков и молодых людей. Студенты колледжей принимают это лекарство, чтобы взбодриться, когда готовятся к экзаменам или работают всю ночь. Другие злоупотребляют стимуляторами из-за их свойств снижать вес. Если ваш ребенок принимает стимуляторы, убедитесь, что он или она не делится таблетками и не продает их.

Стимуляторы СДВГ не рекомендуются тем, у кого:

  • Любой тип сердечного порока или заболевания
  • Высокое кровяное давление
  • Гипертиреоз
  • Глаукома
  • Высокий уровень тревоги
  • История злоупотребления наркотиками

Нестимулирующие препараты для лечения СДВГ

В дополнение к традиционным стимулирующим препаратам для лечения СДВГ используется несколько других препаратов, в том числе Strattera, атипичные антидепрессанты и некоторые лекарства от кровяного давления. В большинстве случаев нестимулирующие препараты рассматриваются, когда стимуляторы не работают или вызывают невыносимые побочные эффекты.

Strattera

Strattera, также известный под своим непатентованным названием атомоксетин, является единственным нестимулирующим препаратом, одобренным FDA для лечения СДВГ. В отличие от стимуляторов, влияющих на дофамин, Strattera повышает уровень норадреналина, другого химического вещества мозга.

Strattera действует дольше, чем стимуляторы. Его эффект длится более 24 часов, что делает его хорошим вариантом для тех, кому трудно начать утро. Поскольку он обладает некоторыми антидепрессивными свойствами, он также является лучшим выбором для людей с сопутствующей тревогой или депрессией. Еще один плюс в том, что он не усугубляет тики или синдром Туретта.

С другой стороны, Страттера не так эффективен, как стимуляторы для лечения симптомов гиперактивности.

Общие побочные эффекты Strattera включают:

  • Сонливость
  • Головные боли
  • Головокружение
  • Боль в животе или расстройство желудка
  • Тошнота или рвота
  • Перепады настроения

Стратерра также может вызывать бессонницу и подавление аппетита, но эти побочные эффекты чаще встречаются у стимуляторов.

Другие варианты лекарств

Следующие лекарства иногда используются «не по назначению» при лечении синдрома дефицита внимания, хотя они не одобрены FDA для этой цели. Их следует рассматривать только тогда, когда стимуляторы или Strattera не являются жизнеспособными вариантами.

Лекарства от высокого кровяного давления при СДВГ – Некоторые лекарства от кровяного давления можно использовать для лечения СДВГ. Варианты включают клонидин (Catapres) и гуанфацин (Tenex). Но хотя эти лекарства могут быть эффективны при гиперактивности, импульсивности и агрессии, они менее полезны, когда речь идет о проблемах с вниманием.

Антидепрессанты при СДВГ — Людям, страдающим как СДВГ, так и депрессией, могут быть назначены определенные антидепрессанты, воздействующие на несколько нейротрансмиттеров в головном мозге. Наиболее широко используется веллбутрин, также известный под общим названием бупропион. Веллбутрин воздействует как на норадреналин, так и на дофамин. Другим вариантом является использование трициклических антидепрессантов.

Принятие решения о приеме лекарств от СДВГ

Даже вооружившись всеми фактами, решить, принимать или не принимать лекарства от СДВГ или СДВГ, не всегда легко. Если вы не уверены, не торопитесь с решением. Не торопитесь, чтобы взвесить варианты. И если лекарство предназначено для вашего ребенка, обязательно прислушайтесь к их мнению в процессе принятия решения.

Самое главное, доверяйте своим инстинктам и делайте то, что считаете правильным. Не позволяйте никому — будь то ваш врач или директор школы, в которой учится ваш ребенок, — заставлять вашего ребенка принимать лекарства, если вам это не нравится. Помните: лекарства — не единственный вариант лечения. Особенно для маленьких детей лекарства следует рассматривать как крайнюю меру, а не как первый курс лечения.

Вопросы, которые следует задать специалисту по СДВГ

Консультация со специалистом по СДВГ или опытным психиатром может помочь вам понять преимущества и недостатки лекарств. Вот несколько вопросов, которые нужно задать:

  • Какие методы лечения СДВГ вы рекомендуете?
  • Можно ли справиться с симптомами без лекарств?
  • Какие лекарства вы рекомендуете и каковы побочные эффекты?
  • Насколько эффективны лекарства от СДВГ?
  • Как долго лекарство будет необходимо для лечения?
  • Какие факторы будут влиять на решение прекратить прием лекарств?

Одних лекарств от СДВГ недостаточно

Лечение синдрома дефицита внимания заключается не только в посещении врачей или приеме лекарств. Есть много способов помочь себе или своему ребенку справиться с проблемами СДВГ и вести более спокойную и продуктивную жизнь. С правильными советами и инструментами вы сможете справиться со многими симптомами СДВГ самостоятельно. Даже если вы решите принимать лекарства, привычки здорового образа жизни и другие стратегии самопомощи могут позволить вам принимать меньшую дозу.

Регулярно делайте физические упражнения. Упражнения — один из самых эффективных способов уменьшить симптомы СДВГ. Физическая активность повышает уровень дофамина, норэпинефрина и серотонина в мозге — все это влияет на концентрацию и внимание. Попробуйте ходить пешком, кататься на скейтборде, ходить в походы, танцевать или заниматься любимым видом спорта. Поощряйте ребенка откладывать видеоигры и играть на улице.

Соблюдайте здоровую диету. Хотя диета не вызывает СДВГ, она влияет на настроение, уровень энергии и симптомы. Установите регулярное время перекуса и приема пищи. Добавьте в свой рацион больше омега-3 жирных кислот и убедитесь, что вы получаете достаточное количество цинка, железа и магния.

Выспитесь. Регулярный качественный сон может привести к значительному улучшению симптомов СДВГ. Простые изменения дневных привычек в значительной степени способствуют хорошему отдыху ночью. Установите определенное время сна и придерживайтесь его. Избегайте кофеина в конце дня.

Сохраняйте позитивный настрой. Позитивный настрой и здравый смысл — ваши лучшие качества в лечении СДВГ. Когда вы находитесь в хорошем настроении, вы, скорее всего, сможете понять свои собственные потребности или потребности вашего ребенка.

Попробуйте терапию. Специалисты по СДВГ могут помочь вам или вашему ребенку освоить новые навыки, чтобы справиться с симптомами и изменить привычки, вызывающие проблемы. Некоторые методы лечения направлены на управление стрессом и гневом или контроль над импульсивным поведением, в то время как другие учат управлять временем, улучшать организационные навыки и настойчиво добиваться поставленных целей.

Поговорите с лицензированным терапевтом

Крупнейшая в мире служба терапии. 100% онлайн. Получите консультацию профессионального, лицензированного и проверенного терапевта менее чем за 48 часов.

Получите скидку 20%

Раскрытие информации для партнеров

Рекомендации по приему лекарств от СДВГ

Если вы решили принимать лекарства от СДВГ, важно принимать лекарство в соответствии с указаниями. Следование инструкциям вашего врача и фармацевта поможет вам максимизировать эффективность лекарств от СДВГ и свести к минимуму побочные эффекты и риски. Вот несколько рекомендаций по безопасному использованию:

Узнайте о назначенных лекарствах. Узнайте всю возможную информацию о лекарстве от СДВГ, которое вы или ваш ребенок принимаете, в том числе о возможных побочных эффектах, частоте приема, особых предупреждениях и других веществах, которых следует избегать, таких как отпускаемые без рецепта лекарства от простуды.

Будьте терпеливы. Поиск правильного лекарства и дозы — это процесс проб и ошибок. Потребуются некоторые эксперименты, а также открытое и честное общение с врачом.

Начните с малого. Всегда лучше начинать с малой дозы и постепенно увеличивать ее. Цель состоит в том, чтобы найти минимально возможную дозу, которая облегчит симптомы у вас или у вашего ребенка.

Следите за действием препарата. Обратите особое внимание на эффект, который лекарство оказывает на ваши эмоции и поведение вашего ребенка. Следите за любыми побочными эффектами и следите за тем, насколько хорошо лекарство работает, чтобы уменьшить симптомы.

Медленно уменьшайте дозу. Если вы или ваш ребенок хотите прекратить прием лекарств, обратитесь к врачу за рекомендациями по постепенному снижению дозы. Внезапное прекращение приема лекарств может привести к неприятным симптомам отмены, таким как раздражительность, усталость, депрессия и головные боли.

Разговор с ребенком о лекарствах от СДВГ

Многие дети и подростки с СДВГ неправильно принимают лекарства или прекращают их прием, не посоветовавшись с родителями или врачом, поэтому, если ваш ребенок принимает лекарства от СДВГ, убедитесь, что он или она понимает, как правильно принимать лекарство и почему важно следовать рекомендациям по рецепту.

Поощряйте вашего ребенка обращаться к вам с любыми проблемами, связанными с лекарствами, чтобы вы могли работать вместе, чтобы решить проблему или найти другой вариант лечения. Также важно помнить, что лекарства от СДВГ никогда не должны притуплять энергию, любопытство или энтузиазм ребенка. Ребенок все еще должен вести себя как ребенок.

Борьба с побочными эффектами

Большинство детей и взрослых, принимающих лекарства от СДВГ, испытывают как минимум несколько побочных эффектов. Иногда побочные эффекты исчезают после первых нескольких недель приема лекарства. Вы также можете устранить или уменьшить неприятные побочные эффекты с помощью нескольких простых стратегий.

Потеря аппетита. Чтобы справиться со сниженным аппетитом, ешьте здоровые закуски в течение дня и перенесите ужин на более позднее время, когда действие лекарства закончится.

Бессонница. Если вам трудно заснуть, попробуйте принять стимулятор в начале дня. Если вы или ваш ребенок принимаете стимулятор пролонгированного действия, вы также можете попробовать перейти на форму короткого действия. Также избегайте напитков с кофеином, особенно во второй половине дня или вечером.

Расстройство желудка или головные боли. Не принимайте лекарство натощак, это может вызвать тошноту, боли в желудке и головные боли. Головные боли также могут быть вызваны приемом лекарств, действие которых прекращается, поэтому может помочь переход на препараты длительного действия.

Головокружение. Во-первых, проверьте артериальное давление у себя или у своего ребенка. Если это нормально, вы можете уменьшить дозу или перейти на стимулятор длительного действия. Также убедитесь, что вы пьете достаточно жидкости.

Изменения настроения. Если лекарство вызывает раздражительность, депрессию, возбуждение или другие эмоциональные побочные эффекты, попробуйте снизить дозу. Капризность также может быть вызвана эффектом рикошета, и в этом случае может помочь перекрытие доз или переход на лекарство с пролонгированным высвобождением.

Если неприятные побочные эффекты сохраняются, несмотря на все усилия по их устранению, поговорите со своим врачом о корректировке дозы или применении другого препарата. Многие люди лучше реагируют на лекарственные препараты для лечения СДВГ длительного действия или пролонгированного высвобождения, которые постепенно накапливаются в кровотоке, а затем медленно стираются. Это сводит к минимуму взлеты и падения, вызванные колебаниями уровня лекарства, и вызывает меньший эффект отскока, когда симптомы возвращаются, часто хуже, чем раньше, по мере того, как действие лекарства прекращается.

Последнее обновление или пересмотр от 22 февраля 2023 г.

Видео 8: Часто задаваемые вопросы о лекарствах для детей с СДВГ

Здравствуйте, меня зовут Эрика. Добро пожаловать в следующий выпуск нашей серии видеороликов, призванных помочь лицам, осуществляющим уход за детьми с СДВГ. Я сама ухаживаю за ребенком с СДВГ, и сегодня мне предстоит поговорить с доктором Зией Гаджари, чтобы ответить на некоторые из наиболее распространенных и важных вопросов о лекарствах для детей с СДВГ. Давайте начнем!

Медикаментозное лечение является одним из двух подходов к лечению, которые подтверждаются исследованиями молодежи с СДВГ, второй — поведенческая терапия (см. другие видео)

Медикаментозное лечение является наиболее распространенным методом лечения СДВГ, при этом около 70% детей с диагнозом СДВГ принимают лекарства от СДВГ, и они очень эффективны для облегчения симптомов СДВГ, при этом около 70-80% детей, принимающих лекарства от СДВГ, испытывают улучшение симптомов СДВГ.

Тем не менее, многие родители обеспокоены тем, что их дети должны принимать лекарства для улучшения психического здоровья, и, хотя облегчение симптомов чрезвычайно важно, лекарства не решают всех проблем, связанных с СДВГ.

В этом видео из нашей серии вы найдете основную информацию о лекарствах, которая поможет вам принять решение о том, подходят ли лекарства от СДВГ для вашего ребенка и семьи.

Должен ли мой ребенок с СДВГ принимать лекарства?
Это личный выбор родителей, который следует обсудить с поставщиком медицинских услуг. Как правило, лекарства используются, когда симптомы СДВГ значительно влияют на успеваемость ребенка в школе, его отношения или безопасность.

От чего помогают лекарства, а от чего нет?
Лекарства обычно помогают улучшить симптомы СДВГ, такие как короткая продолжительность концентрации внимания, гиперактивность (например, неспособность усидеть на месте) или трудности с импульсивным контролем (например, прерывание или трудности с ожиданием своей очереди).

Лекарства не лечат СДВГ. Лекарства помогают, пока их принимают, а затем перестают помогать, когда лекарства перестают принимать.

Лекарства не обучают навыкам. Проблемы с навыками обучения, социальными навыками, соблюдением правил дома и в школе, управлением временем и планированием — это примеры навыков, которые вряд ли улучшатся с помощью одних только лекарств. Вот почему комбинированный подход с поведенческой терапией может быть подходом, наиболее вероятным для решения проблем ребенка.

Какие существуют виды лекарств от СДВГ?
Стимуляторы (могут повысить импульсивность, улучшить внимание, время выполнения задачи) (например, Adderall, Ritalin, Concerta, Dexedrine)

Большинство симптомов у детей улучшаются при приеме стимуляторов
Существуют стимуляторы медленного, среднего и длительного действия, воздействующие на как часто нужно принимать лекарства

Лекарства, не являющиеся стимуляторами, могут помочь с концентрацией внимания и контролем импульсов
(например, атомоксетин, гуанфацин, клонидин)

Лекарства, не являющиеся стимуляторами, обычно используются со стимуляторами и в качестве вторичного варианта, если побочные эффекты стимуляторов слишком сильны или если симптомы не улучшаются настолько сильно после пробного приема стимуляторов

Хотя каждый ребенок индивидуален, в целом , нестимулирующие препараты могут быть менее эффективными, чем стимулирующие

Каковы побочные эффекты?
Наиболее распространенными побочными эффектами лечения СДВГ стимуляторами являются снижение аппетита (с сопутствующим снижением веса), проблемы со сном, головные боли, боли в животе, а также капризность или раздражительность.

Некоторые нестимуляторы могут вызывать у детей сонливость, а другие вызывать тошноту. В отличие от стимуляторов, которые, как правило, имеют схожие побочные эффекты, нестимуляторы могут различаться сильнее. О каждом конкретном варианте лучше поговорить с врачом.

Если я считаю, что моему ребенку могут подойти лекарства от СДВГ, каков процесс?
Лекарства могут быть назначены педиатром, практикующей медсестрой или психиатром. Обсудите варианты с вашим лечащим врачом.

Как правило, когда ваш ребенок начинает принимать лекарство, он или она будут находиться под пристальным наблюдением с большим количеством проверок в течение первой части лечения, так как вы работаете вместе, чтобы найти тип лекарства и дозу, которые улучшат показатели вашего ребенка с небольшими или минимальными побочные эффекты. После этого повторные визиты могут происходить каждые 3-6 месяцев.

Детям часто назначают самую низкую дозу стимулятора в начале лечения с постепенным увеличением дозировки в течение нескольких недель, пока не будет достигнут положительный эффект. Первая доза часто не является оптимальной конечной дозой, и требуется ТЕРПЕНИЕ. Если стимуляторы неэффективны или плохо переносятся, могут быть назначены нестимуляторы. Вас могут попросить следить за поведением и симптомами вашего ребенка, чтобы помочь поставщику медицинских услуг понять улучшение или отсутствие улучшения вашего ребенка. Анкетирование родителей и учителей может быть очень эффективным способом отслеживания реакции на лечение с течением времени.

А долгосрочные? Придется ли моему ребенку постоянно принимать лекарства от СДВГ?
«Некоторые дети, в зависимости от тяжести симптомов СДВГ, могут обходиться без лекарств. Другие продолжают принимать лекарства на протяжении всей средней школы и даже когда поступают в колледж».

Симптомы гиперактивности с большей вероятностью уменьшатся с возрастом, в то время как симптомы невнимательности и импульсивности, скорее всего, сохранятся на протяжении всего развития вашего ребенка. Вы можете работать со своим врачом, чтобы найти правильный план ухода за вашим ребенком и со временем корректировать его.

Является ли лекарство «праздничным», как перерыв во время школьных каникул, это нормально?
Лечебные каникулы под наблюдением вашего врача часто необходимы для определения того, нуждается ли ваш ребенок в лекарствах, и для отслеживания прогресса.

Лечебные каникулы не следует проводить без консультации с лечащим врачом. Исследования показывают, что дети, которые придерживаются последовательного плана лечения круглый год, достигают лучших результатов. Это связано с тем, что дети, проходящие лечение от СДВГ, могут получать пользу от лекарств не только в школьные часы, но и могут помочь им добиться большего успеха с друзьями, семьей и в развлекательных мероприятиях.

Вызывают ли лекарства от СДВГ привыкание?
Считается, что лекарства от СДВГ не вызывают значительного риска привыкания, и при приеме лекарств от СДВГ синдром отмены не связан с их приемом в соответствии с предписаниями.

Однако лекарство может быть использовано не по назначению, принимая большее количество, чем предписано, давая лекарство другу без рецепта, чтобы «зубрить» перед тестом, пытаясь улучшить бдительность перед важной презентацией или спортивным мероприятием, употребляя лекарство с алкоголем или другие наркотики или продажа лекарств другим лицам.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts