Вопрос 2. Внимание.
Внимание – это направленная сосредоточенность психической деятельности на определенных значимых сигналах (как внутренних, так и внешних), что означает ограничение поля восприятия, избирательный характер психической деятельности, при которой человек избирает из совокупности сигналов только те, которые считает актуальными для себя. Направленность внимания предполагает также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. В противном случае сигналы невозможно будет обработать. Это означает, что внимание предполагает углубление в деятельность, сосредоточение на ней. Таким образом, наиболее важными характеристиками внимания считаютсянаправленность и сосредоточенность психической деятельности.
Выше мы уже отмечали, что внимание и сознание неразрывно связаны. И действительно, графическое изображение структуры внимания аналогично рисунку 8.
Сущность внимания заключается в избирательном характере психической деятельности.
Физиологическими основами внимания являются ориентировочный рефлекс, в результате которого в ответ на сигнал возбуждается определенная зона коры больших полушарий головного мозга, и явление «отрицательной индукции», благодаря которому возбуждении одних нервных центров вызывает торможение других. «Отрицательная индукция» препятствует хаотическому распространению импульса и позволяет осуществлять целенаправленную деятельность. Внимание – это фильтр, отбирающий информацию именно на начальном этапе поступления в нервную систему[25].
Виды внимания.
Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К. К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом).
Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольномвнимании.
Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание. Это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности. Возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций.
Свойства внимания
1. Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
2. Концентрация внимания – степень интенсивности, сосредоточенности на объекте при ограниченности поля восприятия.
3. Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов одновременно или выполнять одновременно несколько видов деятельности.
4. Переключаемость – осмысленное перемещение внимания с одного предмета на другой (или переход от одного вида деятельности к другому).
5. Отвлекаемость – непроизвольное переключение внимания с одного предмета на другой.
6. Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т. д.
7. Объем – это количество отдельных (не связанных друг с другом) объектов, которое человек может охватить одновременно с достаточной ясностью. По результатам опытов было выяснено, что в среднем объем внимания равен 5 +/- 2 объекта [26] (по другим данным это 7+/- 2 объекта)[27] Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.
Важно также рассмотреть вопрос о рассеянности. Выделяют два типа рассеянности: подлинную и мнимую. Подлинная рассеянность проявляется в неспособности человека в течение необходимого времени сосредоточиться на одном объекте. Она характеризуется большой отвлекаемостью. Мнимая же рассеянность – это результат особой углубленности, сосредоточенности на одном предмете, вследствие чего на остальных объектах внимание субъекта зафиксироваться не может.
Выпускная квалификационная работа
Скачать 12,3 Mb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 71
Связанные:
bibliofond 563121
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Изучение развития произвольного внимания у старших дошкольников средствами занимательного математического материала СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Развитие произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала 1.1 Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста 1.2 Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности .3 Развитие произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала Глава 2. Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала 2.1 Организация эмпирического исследования 2.2 Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста по средствам занимательного математического материала .3 Выявление особенностей произвольного внимания у старших дошкольников и анализ эффективности формирующего воздействия проведенного исследования Заключение Библиографический список Приложения ВВЕДЕНИЕ дошкольник внимание психический математический В отечественной психологии проблема внимания рассматривалась с разных теоретических позиций. Фундаментальное значение имеют работы Л. С. Выготского, рассматривающего внимание в рамках культурно-исторической теории, и Д. Н. Узнадзе, изучающего внимание с позиций психологии установки. В русле деятельностного подхода данное направление представлено такими известными отечественными психологами как Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Ф. Н. Гоноболин, Н. Ф. Добрынин, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов. На современном этапе развития психологической науки большое внимание уделяется изучению возрастной динамики развития внимания. Данной проблеме посвящены исследования И. Л. Баскаковой, Н. Н. Лила, В. Й. Чяпас.Анализ практики дошкольных учреждений показывает, что педагоги зачастую используют репродуктивные методы обучения. Но существует целый арсенал средств развития произвольного внимания. Одним из них выступает занимательный математический материал. Проблеме занимательности посвящены труды по психологии и педагогике (Ю. К. Бабанский, К. А. Лыгалова, Д. И. Трайтак, И. Д. Синельникова, Н. И. Гамбург и др.). Я. И. Перельман считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Актуальным представляется организация и проведение научного исследования, направленного на изучение деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника по средствам занимательного математического материала. Скачать 12,3 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 71
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Золотых правил вовлечения учащихся в учебную деятельность
Когда мы думаем об вовлеченности учащихся в учебную деятельность, часто удобно понимать вовлеченность в деятельность как представленную хорошим поведением (т. е. поведенческой вовлеченностью), положительными чувствами (т. е. эмоциональной вовлеченностью). ) и, прежде всего, студенческое мышление (т. е. когнитивная активность) (Fredricks, 2014). Это связано с тем, что учащиеся могут быть поведенчески и / или эмоционально вовлечены в данную деятельность, фактически не прилагая необходимых умственных усилий для понимания и освоения знаний, умений или навыков, которые продвигает деятельность.
В свете этого исследования показывают, что учет следующих взаимосвязанных элементов при разработке и реализации учебной деятельности может помочь повысить поведенческую, эмоциональную и когнитивную вовлеченность учащихся, тем самым положительно влияя на обучение и успеваемость учащихся.
1. Придать смысл
Стремясь к полной вовлеченности, важно, чтобы учащиеся воспринимали деятельность как имеющую смысл. Исследования показали, что если учащиеся не считают учебную деятельность достойной своего времени и усилий, они могут быть неудовлетворительными или могут даже полностью отказаться от нее в ответ (Fredricks, Blumenfeld, & Paris, 2004). Чтобы убедиться, что действия имеют личное значение, мы можем, например, связать их с предыдущими знаниями и опытом учащихся, подчеркнув ценность назначенного действия личностно значимыми способами. Кроме того, взрослое или экспертное моделирование может помочь продемонстрировать, почему стоит заниматься отдельным видом деятельности, а также когда и как она используется в реальной жизни.
2. Воспитывать чувство компетентности
Понятие компетентности можно понимать как постоянную личную оценку учащимся того, сможет ли он или она преуспеть в учебной деятельности или задаче. (Могу ли я это сделать?) Исследователи обнаружили, что эффективное выполнение деятельности может положительно повлиять на последующую вовлеченность (Schunk & Mullen, 2012). Чтобы укрепить у учащихся чувство компетентности в учебной деятельности, назначенные действия могут:
- Лишь немного превышать текущий уровень владения языком учащихся
- Заставьте учащихся демонстрировать понимание на протяжении всего занятия
- Покажите модели совладания со совладанием (т. е. учащиеся, которые борются, но в конечном итоге добиваются успеха) и модели мастерства сверстников (т. е. учащиеся, которые пытаются и преуспевают в задании)
- Включите обратную связь, которая поможет учащимся добиться прогресса
3. Обеспечить поддержку автономии
Мы можем понимать поддержку автономии как воспитание у учащихся чувства контроля над своим поведением и целями. Когда учителя передают контроль (без потери власти) учащимся, а не способствуют соблюдению указаний и команд, уровень вовлеченности учащихся в результате, вероятно, повысится (Reeve, Jang, Carrell, Jeon, & Barch, 2004). Поддержка автономии может быть реализована:
- Включение мнений и идей учащихся в ход деятельности
- Использование информационного, неконтролирующего языка с учащимися
- Предоставление учащимся времени, необходимого им для самостоятельного понимания и усвоения задания
4.
Использование совместной работы ОбучениеСовместное обучение — еще один мощный фактор вовлечения в учебную деятельность. Когда учащиеся эффективно работают с другими, в результате их вовлеченность может усиливаться (Wentzel, 2009).), в основном из-за ощущения связи с другими во время занятий (Deci & Ryan, 2000). Чтобы сделать групповую работу более продуктивной, можно реализовать стратегии, чтобы учащиеся знали, как общаться и вести себя в такой обстановке. Моделирование учителем является одним из эффективных методов (т. е. учитель показывает, как осуществляется сотрудничество), избегая при этом однородных групп и группирования по способностям, способствуя индивидуальной ответственности путем назначения различных ролей и оценивая как учащегося, так и групповую работу, что также способствует совместному обучению.
5. Установление позитивных отношений между учителем и учеником
Высококачественные отношения между учителем и учеником являются еще одним важным фактором, определяющим вовлеченность учащихся, особенно в случае трудных учеников и учащихся из более низкого социально-экономического положения (Fredricks, 2014). Когда учащиеся формируют близкие и заботливые отношения со своими учителями, они удовлетворяют потребность своего развития в связи с другими и чувстве принадлежности к обществу (Весы, 199).1). Отношениям между учителем и учеником можно способствовать:
- Забота о социальных и эмоциональных потребностях учащихся
- Демонстрация положительного отношения и энтузиазма
- Увеличение времени, проводимого один на один с учениками
- Справедливое отношение к ученикам
- Избегание обмана или обещаний разбивка
6. Способствовать ориентации на мастерство
Наконец, точка зрения учащихся на учебную деятельность также определяет уровень их вовлеченности. Когда учащиеся занимаются какой-либо деятельностью, потому что они хотят учиться и понимать (т. е. ориентация на мастерство), а не просто получить хорошую оценку, хорошо выглядеть, угодить своим родителям или превзойти сверстников (т. е. ориентация на результат), их вовлеченность, скорее всего, будет полной. и тщательный (Андерман и Патрик, 2012). Чтобы поощрить это мышление, ориентированное на мастерство, рассмотрите различные подходы, такие как определение успеха с точки зрения обучения (например, на основе критериев), а не выполнения (например, получение хорошей оценки). Вы также можете сделать акцент на индивидуальном прогрессе, уменьшив социальное сравнение (например, сделав оценки конфиденциальными) и признавая успехи и усилия учащихся.
Исследования
Андерман, Э. М., и Патрик, Х. (2012). Теория достижения целей, концептуализация способностей / интеллекта и климат в классе. В С. Кристенсон, А. Решли и К. Уайли (редакторы), Справочник по исследованиям вовлеченности студентов (стр. 173–191). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (2000). «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психологическое исследование, 11 (4), 227–268.
Фредрикс, Дж. А. (2014). Восемь мифов об отчуждении студентов: создание классов глубокого обучения. Лос-Анджелес: Корвин.
Фредрикс, Дж. А., Блюменфельд, П. К., и Пэрис, А. Х. (2004). Участие в школе: потенциал концепции, состояние доказательств. Обзор образовательных исследований, 74 (1), 59-109.
Рив, Дж., Джанг, Х., Каррелл, Д., Чон, С., и Барч, Дж. (2004). Повышение вовлеченности учащихся за счет увеличения поддержки автономии учителей. Мотивация и эмоции, 28(2), 147–169..
Весы, ПК (1991). Создание основы развития: положительные возможности молодых подростков. В портрете молодых подростков 1990-х годов: последствия для здорового роста и развития. ЭРИК.
Шунк, Д. Х., и Маллен, Калифорния (2012). Самоэффективность как вовлеченного ученика. В С. Кристенсон, А. Решли и К. Уайли (ред.), Справочник по исследованиям вовлеченности студентов (стр. 219-235). Бостон, Массачусетс: Springer US.
Вентцель, К.Р. (2009). Сверстники и академическая деятельность в школе. В К. Рубин, В. Буковски и Б. Лаурсен (ред.), Справочник по взаимодействию со сверстниками, отношениям и группам. Социальное, эмоциональное и личностное развитие в контексте (стр. 531-547). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
Психическое здоровье в школе | Youth.gov
Школы являются естественной средой для поддержания психического здоровья
Психическое здоровье в школах становится важной частью систем поддержки учащихся. Согласно самым последним данным за 2005 г., более одной трети школьных округов использовали школьный или окружной персонал для оказания психиатрических услуг, а более четверти использовали внешние агентства для оказания психиатрических услуг в школах. 1 Президентский Сейчас самое время 9План 0100 по улучшению доступа к психиатрической помощи в наших школах и сообществах подчеркивает настоятельную необходимость «убедиться, что учащиеся и молодые люди получают лечение от психических заболеваний» посредством раннего выявления, направления на лечение, обучения школьных учителей раннему выявлению и реагированию на психические заболевания, помощь школам в борьбе с повсеместным насилием и обучение дополнительных специалистов в области психического здоровья для оказания психиатрической помощи в школах. 2 Федеральные агентства, такие как Новая президентская комиссия свободы по психическому здоровью, Министерство здравоохранения и социальных служб и Институт медицины, также призывают школы усовершенствовать методы раннего выявления для оценки и установления связи учащихся с психическим здоровьем. 3
Психически здоровые учащиеся с большей вероятностью будут ходить в школу готовыми к обучению, активно участвовать в школьных мероприятиях, иметь поддерживающие и заботливые отношения со взрослыми и молодыми людьми, использовать соответствующие навыки решения проблем, вести себя неагрессивно и дополнять позитивная школьная культура. Хотя многие учащиеся психически здоровы, по оценкам Центра психического здоровья в школах, от 12 до 22 процентов детей школьного возраста и молодежи имеют диагностируемые расстройства психического здоровья. Поскольку дети и молодежь проводят большую часть своего времени в школе, школы играют все более важную роль в поддержке этих учащихся и обеспечении безопасной, не стигматизирующей и поддерживающей естественной среды, в которой дети, молодежь и семьи имеют доступ к профилактике, раннему вмешательству, и лечение в рамках школьных программ психического здоровья. Исследование, проведенное Управлением здоровья подростков Министерства здравоохранения и социальных служб США, показало, что подросткам удобнее получать доступ к медицинским услугам через школьные клиники, и им нравится идея доступа к целому ряду медицинских и социальных услуг в одном месте. 4 Кроме того, школы обеспечивают естественную среду, в которой учащиеся могут получить необходимую поддержку и услуги, и где семьи чувствуют себя комфортно и доверяют доступу к этой поддержке и услугам.
Внедрение школьных психиатрических услуг
Способы, которыми школьные округа реализуют школьные психиатрические услуги, различаются. Они могут нанять школьных терапевтов или социальных работников. Они могут предоставить доступ к профилактическим программам, раннему выявлению проблем с психическим здоровьем и вариантам лечения. Они также могут сотрудничать с общественными организациями и агентствами по охране психического здоровья для разработки комплексной комплексной программы поддержки и услуг для выполнения следующих задач:
- Разработать основанные на фактах программы для создания положительного школьного климата и развития у учащихся навыков преодоления издевательств и конфликтов, решения проблем, развития здоровых отношений со сверстниками, участия в мероприятиях по предотвращению самоубийств и употребления психоактивных веществ и т. д.
- Разработать службы раннего вмешательства для учащихся, нуждающихся в дополнительной поддержке, таких как группы навыков, чтобы справляться с горем, гневом, тревогой, грустью и т. д.
- Разработка программ лечения и услуг, направленных на удовлетворение различных потребностей учащихся в области психического здоровья.
- Развитие поддержки и ресурсов для учащихся и семей.
- Развивайте школьную культуру, в которой учителя и другой вспомогательный персонал обучаются распознавать ранние признаки проблем с психическим здоровьем у учащихся.
- Разработайте процесс направления для обеспечения того, чтобы все учащиеся имели равный доступ к услугам и поддержке.
Кроме того, ресурсы раннего выявления и направления могут отражать школьную атмосферу, в которой комфортно говорить об эмоциональном здоровье и решать проблемы, что опять же может уменьшить стигматизацию, часто связанную с получением лечения психического здоровья. 5
Преимущества школьных психиатрических услуг
Исследования показали ценность разработки комплексных школьных программ психического здоровья для помощи учащимся в учебе и получения доступа к опыту, который формирует социальные навыки, лидерские качества, самосознание и заботу связи со взрослыми в школе и обществе.