10. Понятие направленности личности,ее виды и структура.
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.((чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может?))Рубинштейн. Направленность личности — это система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающие его жизни осмысленность и избирательность.
Характеризуя направленность личности, выделяют следующие качества: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность.
Уровень направленности – это общественная значимость направленности человека.
Интенсивность направленности – связана с ее эмоциональной окраской. Она колеблется от смутных влечений до полной убежденности.
Устойчивость направленности – характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни.
Действенность направленности определяет активность реализации целей в деятельности.
В основе направленности личности лежат потребности – этот главный источник активности человека.
11. Мотив и мотивация человека.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека.
Мотивы имеют иерархическую структуру.
Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются существующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.
Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу.
С повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Т.е. возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности чем удовлетворение низших.
Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности – мотивами. Мотивы подразделяются на неосознаваемые и осознанные.
Установка — это неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Влечения — это неосознанная по содержанию и цели длительности потребность.
К осознанным мотивам поведения относятся: желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение.
Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию. Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Склонность — это ярко выраженная потребность личности заниматься определенной деятельностью. На основе интересов и склонностей у человека формируются идеалы.
Идеал — это важная цель личных стремлений человека, зовущий пример, эмоционально окрашенный эталон действия. Формирование идеала тесно связано с мировоззрением человека, которое представляет систему взглядов человека на мир. Оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действия, привычек и склонностей. Ядро мировоззрения составляют убеждения, которые представляют собой “сплав” из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.
—мотивация рассматривается
как совокупность
причин психологического характера,
объясняющих поведение человека, его
направленность и активность.
Воля — это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели. Одной из основных функций воли является регулирование поведения и поступков человека, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.
Направленность личности: основные характеристики — Психологос
Основные характеристики направленности личности — это широта или узость направленности, устойчивость и действенность направленности, уровень и ориентиры направленности (направленность на себя, на общение и отношения, на дело).
Интегральная характеристика направленности личности
Интегральная характеристерика направленности личности — способность человека управлять собой, самостоятельно определять свой путь, свои цели и ценности, в этом смысле — быть не только организмом, но быть личностью↑. Когда человек живет как организм, о наличии в нем его Я говорить спорно. Настоящее Я, самость человека появляется только тогда, когда человек развивается до уровня личности. Человек может быть энергичным и талантливым, но если он не управляет собой, не отвечает за себя, управляется эмоциями и настроениями, чувствами и внутренними состояниями, то на него едва ли можно полагаться: у него нет стержня, у него нет его ответственного Я, у него отсутствует хозяин, который умеет всем его внутренним хозяйством управлять.
Этот вопрос образно отражен в метафоре «Хозяин, повозка и кони»: вы видите мчащуюся повозку с кучером на облучке, запряженную лихими лошадьми. Это — вы, если считать, что лошади — это ваши Чувства и Желания, кучер — Ум, а повозка — ваше Тело. Подробнее см.→
Частные характеристики направленности личности
- Широта или узость.
«Одна, но пламенная страсть» — или «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота!»
- Ориентиры направленности
Определяются иерархией мотивов. Основные ориентиры направленности — направленность на себя, на общение или на дело.
- Устойчивость и действенность направленности.
Параноик всегда знает, к чему он стремится, и будет прорываться через любые преграды: его направленность всегда ясна, тверда и определенна. Девушка-истероид придумывает, к чему она стремится, но в разные дни и в разных компаниях она верит в совсем разные вещи. Человек настроения сам не знает, к чему он стремится, поскольку все зависит — от настроения. А бывает, что и у сильного человека вдруг или после трудных событий в жизни пропадают все желания, не хочется ничего. Распространенная метафора, описывающая строение сильного человека, человека с устойчивой и действенной направленностью, это — внутренний стержень человека. См.→
- Амбиции человека
Амбиции человека — это величина его целей и статус, на которые он претендует. Маленькие цели, неважен статус — малые амбиции. Большие цели по жизни и важность статуса — большие амбиции.↑
- Уровень направленности
Высокий или низкий уровень направленности, это определяется общественной значимостью направленности человека. Человек идейный, высоких идеалов — или приземленный, интересы на уровне «трусики и покушать». Смотри Планка вашей жизни
Ориентиры направленности.
Три основных ориентира направленности, это:
- Направленность на себя
Обслуживание своих потребностей, интроверсия, эгоизм, потребительство или направленность на рост и развитие, стремление к личному счастью или самоактуализации — направленность на себя проявляет себя очень по-разному.
- Направелнность на общение
Склонность потрепаться, интерес к людям, внимательность к отношениям, заботливость к друзьям и близким — проявления многообразны.
- Направленность на дело.
Коллекционирование, интерес к учебе, увлеченность работой и повышением квалификации, забота о результате, погруженность в бизнес — проявления направленности на дело также очень различны.
При высоком уровне эти направленности становятся тремя основными ориентирами направленности личности — Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес. Тот, у кого направленность личности — Личная жизнь, при развитии личности обычно выбирает специализацию «Отношения с людьми». Тот, у кого направленность на Рост и Развитие, обычно увлечены Самоактуализацией. Тот, кто направлен на Дело и Бизнес, затачивают свою личность под Деловую успешность. Смотри Личностная специализация
Переходы к телепсихотерапии, пандемия COVID-19, ориентация личности и стиль привязанности
Denna sida på svenska
Denna sida på svenska
Контактное лицо в СУ Обзор Больше информацииПриглашение психотерапевтов принять участие в исследовании (на шведском языке)
Онлайн-терапия — быстро развивающаяся тенденция, но для кого она подходит, а для кого нет? Пандемия COVID-19 создала своего рода естественный эксперимент, возможность изучить, как пациенты и терапевты справляются с переходом на дистанционное общение, как переход влияет на терапевтический процесс и какие пациенты — при каких обстоятельствах — получают больше пользы от личного общения. терапия лица или телепсихотерапия.
Цель состоит в том, чтобы изучить взаимосвязь между различными реакциями на переход к телепсихотерапии и обратно в офис и ориентацией личности пациента (ориентация на отношения/близость или автономию/производительность), стилем привязанности пациента (надежная привязанность в сравнении с тревогой привязанности или избегание привязанности), текущую фазу терапевтического процесса и насколько комфортно терапевт чувствует переходы.
Переход к телепсихотерапии, личностная ориентация и стиль привязанности: уроки пандемии COVID-19 и ее влияние на предоставление психотерапии.
Цели
Настоящая исследовательская программа предназначена для изучения в серии исследований, для каких пациентов традиционная обстановка с пациентом и терапевтом, присутствующими в одной комнате, является предпочтительным лечением, и для каких пациентов лечение онлайн может быть более благоприятным.
Текущее состояние знаний
Американская психологическая ассоциация определила телепсихологию в 2013 году как предоставление психологических услуг с использованием телекоммуникационных технологий. Интернет-психотерапия, также известная как электронная терапия или онлайн-терапия, в настоящее время является хорошо зарекомендовавшей себя формой проведения различных форм психотерапевтического лечения. Большая часть соответствующей литературы сосредоточена на опыте терапии, которая началась и была разработана как онлайн. Все большее число недавних публикаций посвящено опыту терапевтов при переходе от очной психотерапии к дистанционной.
Однако, насколько нам известно, последствия перехода к телепсихотерапии или в обратном направлении еще не были систематически изучены в отношении ориентации личности пациента или стиля привязанности.
Тем не менее, опыт клинической практики и наблюдения в начале и во время пандемии COVID-19 показывает, что разные пациенты по-разному реагировали на переход. Некоторым из них не хватало прямого контакта во время сеанса, физического присутствия в одном и том же месте и собственного времени на пути к кабинету терапевта и обратно, и им было трудно поддерживать достаточно хорошие терапевтические отношения онлайн. Некоторым другим стало легче, что им не нужно путешествовать, не сидеть в одной комнате, и они могли «раскрыться» больше, чем раньше, в обычной психотерапевтической обстановке.
Теоретическая отправная точка
Согласно эмпирически подтвержденной теоретической модели «двойной спирали» Блатта (2008), психологическое развитие представляет собой продолжающееся на протяжении всей жизни согласование между двумя фундаментальными измерениями человеческого опыта: самоопределением (все более консолидированным и реалистичным ощущением себя) и межличностные отношения (увеличение близости и межличностной взаимности). Психологическое благополучие включает в себя как значимую идентичность, так и значимые привязанности, баланс между индивидуацией и близостью.
Напротив, различные формы психопатологии отражают преувеличенную и искаженную озабоченность тем или иным аспектом развития. Анаклитическая конфигурация связана с трудностями в близких отношениях, тогда как интроективная конфигурация связана с чрезмерными требованиями к достижениям и перфекционизмом.
В теории привязанности проводится параллельное различие между надежной привязанностью и двумя основными аспектами небезопасной привязанности: тревогой привязанности и избеганием привязанности (Mikulincer & Shaver, 2007).
Эмпирические исследования показали, что пациенты с преимущественно анаклитической и преимущественно интроективной конфигурацией личности, а также пациенты с безопасным и небезопасным стилем привязанности реагируют на различные формы терапевтических вмешательств и демонстрируют различные модели изменений.
Более того, значительный объем знаний позволяет предположить, что гибкость и способность терапевтов приспосабливать свою работу к нуждам и уязвимостям пациентов могут иметь решающее значение для эффектов временного или более длительного перехода от традиционной психотерапевтической установки к телепсихотерапии и обратно к офис.
Метод
Исследование сосредоточено на краткосрочных и долгосрочных последствиях для пациентов и терапевтов перехода к телепсихотерапии и обратно в отношении недиагностических характеристик пациента (ориентация личности и стиль привязанности). Проект включает в себя интервью с пациентами и психотерапевтами, а также общенациональный опрос шведских психотерапевтов, проведенный на начальном этапе пандемии COVID-19 (этап 1) и повторенный через год (этап 2). На шаге 3 основное внимание уделяется опыту переходов обратно в кабинет терапевта и от смешанных гибридных моделей, а также важности пересечения во времени и пространстве между терапевтическими сеансами и повседневной жизнью.
Пациентов набирают через социальные сети, а терапевтов — через профессиональные ассоциации.
Протокол интервью предназначен для сбора рассказов о положительном и отрицательном опыте перехода к телепсихотерапии или в обратном направлении, о том, как переход влияет на отношения пациента и терапевта, на терапевтический процесс и терапевтические результаты.
Инструменты включают оценку личностной ориентации, стиля привязанности, терапевтического альянса, результатов и показателей принятия и использования технологии.
Программа исследования одобрена Управлением этической экспертизы Швеции (2020-06819; 2021-01188; 2021-03728; 2021-06358-02).
Значение
Несмотря на то, что в настоящее время существует обширная литература по психотерапии, предназначенная для различных форм синхронного дистанционного общения, настоящая исследовательская программа, насколько нам известно, является первой попыткой рассмотреть опыт и последствия перехода от традиционной психотерапевтической установки к телепсихотерапии и обратно. к офису в связи с личностной ориентацией пациентов и стилем привязанности.
Рассмотренные гипотезы имеют большое клиническое и теоретическое значение. Основным вкладом этой программы в область исследований является сосредоточение внимания на том, как ориентация личности и стиль привязанности — во взаимодействии — могут быть согласованы со способом проведения психотерапии (в естественных условиях или дистанционно). Этот вопрос особенно важен в эпоху растущего внимания к онлайн-общению в психиатрической помощи. Нынешняя пандемия COVID-19 создала своего рода «естественный эксперимент» для изучения этого вопроса.
И последнее, но не менее важное: вопрос о том, кто и от чего выигрывает в психотерапии («разные приемы для разных людей»), имеет большое клиническое и теоретическое значение. Результаты могут помочь клиницистам решить, кому предложить психотерапию онлайн или лично, когда не всех пациентов можно увидеть в клинике.
Публикации
Альстрём, К., фон Белов, К., Форсстрём, Д., и Вербарт, А. (2022). Терапевтические встречи в начале пандемии COVID-19: опыт психодинамических терапевтов при переходе к дистанционной психотерапии. Психоаналитическая психотерапия, 36 (3), 256–274. doi:10.1080/02668734.2022.2058988 (Открытый доступ)
Эрландссон, А. , Форсстрём, Д., Розенталь, А., и Вербарт, А. (2022). Доступность по какой цене? Опыт терапевтов в дистанционной психотерапии с детьми и подростками во время COVID-19пандемия. Журнал детской, детской и подростковой психотерапии, 21 (4), 293–308. doi:10.1080/15289168.2022.2135935 (Открытый доступ)
Вербарт, А., Билен, Л., Янссон, Т.М., и Филипс, Б. (2022). Потеря ритуалов, границ и отношений: опыт пациентов при переходе на телепсихотерапию после начала пандемии COVID-19. Frontiers in Psychology, 13 , 835214. (Тема исследования; «Основные моменты психологии для клинических условий: восхождение цифровой психотерапии») doi: 10.3389/fpsyg.2022.835214 (Открытый доступ)
Кроме того, в рамках исследовательской программы было подготовлено 10 диссертаций по программе психологии, магистерской программе и программе психотерапии в Стокгольмском, Упсальском и Карлстадском университетах, а также проведено несколько текущих исследований.
Финансирование
Совет по гуманитарным наукам Стокгольмского университета присудил первому этапу исследовательской программы стратегический грант сроком на один год для инновационных исследовательских инициатив. Второй и третий этапы финансируются за счет грантов Американской психоаналитической ассоциации и Международной психоаналитической ассоциации.
Статус
Первый этап этой исследовательской программы проводился в 2021 году. Второй этап, продолжавшийся в 2022 году, представлял собой последующее наблюдение и повторение первоначальных исследований год спустя, а также новое исследование детской и подростковой терапии, акцентируя внимание на отдаленных последствиях перехода на телепсихотерапию. Третий шаг был инициирован на основе результатов предыдущих исследований и фокусируется на опыте перехода обратно в кабинет терапевта, опыте гибридных моделей, а также на том, как пациенты и терапевты переживают и используют переходы во времени и пространстве между терапевтическим сеансом и контекстом психотерапии. повседневная жизнь. Третий этап продлится до 31 декабря 2024 года9.0003
Denna sida på svenska
Контактное лицо в СУ Обзор Больше информацииПриглашение психотерапевтов принять участие в исследовании (на шведском языке)
Понимание своей личности: поиск баланса между задачами и людьми
В то время как личностные тесты и чтение о типах личности считаются некоторыми эгоистичным разглядыванием пупка, есть реальная ценность, которую дает выявление ваших естественных склонностей. У каждого человека есть сильные и слабые стороны, и понимание своих позволит вам воспользоваться преимуществами сильных сторон и разработать план преодоления слабых сторон.
Самым популярным личностным тестом является типология Майерс-Бриггс, но меня всегда завораживал спектр личности, ориентированный на задачу, и на человека. Возможно, это потому, что я так сильно ориентирован на задачу, и я ценю то, что у меня есть имя для того, что я обычно делаю в своем списке дел и добиваюсь цели.
Как и во всех типах личности, здесь нет правильного или неправильного. Нам нужен баланс обеих личностей в обществе. Личности, ориентированные на людей, строят отношения и сообщество, а личности, ориентированные на задачу, добиваются цели, и оба эти фактора важны.
Точно так же, как нам нужен баланс того и другого, чтобы заставить мир вращаться, нам также нужно найти баланс того и другого в наших домах.
Если вы похожи на меня, ваша естественная склонность к одному или другому концу спектра может быть настолько сильной, что вы без сомнения знаете, к какому типу личности вы относитесь. Если вы находитесь где-то ближе к середине, вам, возможно, придется потратить больше времени на обдумывание. Но в любом случае важно извлечь выгоду из сильных сторон своей личности, осознавая при этом слабые стороны, чтобы искать пути улучшения.
Определение вашего типа личности
Сначала давайте рассмотрим характеристики обоих типов личности, чтобы помочь вам определить, какой из них описывает вас.
Целеустремленные личности обычно:
- Сосредоточены на своем списке дел и на том, что они надеются выполнить.
- Заботьтесь о производительности и эффективности.
- Имейте конкретные цели и подробные списки.
Люди, ориентированные на людей, склонны:
- Сосредотачиваться на потребностях окружающих их людей.
- Заботьтесь о том, чтобы строить отношения и делать людей счастливыми.
- Придавайте больше значения чувствам и счастью людей, чем их спискам дел.
Обретение баланса
Несмотря на то, что я сильно ориентирована на задачу, я, очевидно, также забочусь о своем муже и своих детях. Понимание моей личности означает, что я должен сознательно сделать шаг назад от проекта, идеи или задачи, чтобы учесть их потребности и время, которое я провожу с ними, чтобы не пренебрегать этими отношениями в пользу моих дел. список.
С другой стороны, если вы сильно ориентированы на людей, вы можете обнаружить, что все наоборот. Возможно, вам придется найти способы сбалансировать внимание людей с вашими обязанностями, какими бы они ни были. Хотя это правда, что через 20 лет вы не пожалеете о том, что уделили дополнительное время играм со своими детьми, ценить нашу роль в качестве домашних менеджеров означает уделять приоритетное внимание задачам, которые также обеспечивают бесперебойную работу нашего дома.
Так как же найти баланс между обоими фокусами? Вот несколько советов для обоих типов личности:
Целеустремленные личности
1. Запланируйте время, чтобы сосредоточиться на людях вокруг вас и обязуйтесь откладывать в сторону список дел на это время.
2. Осознанно устанавливайте зрительный контакт, когда ваш муж или дети разговаривают с вами , чтобы привлечь к ним все ваше внимание, даже если у вас может возникнуть соблазн многозадачности.
3. Добавьте в свой список дел задачи по построению отношений, такие как отправка поздравительных открыток, звонок маме или свидание с мужем.
4. Выйдите на улицу, в библиотеку или в музей, где вы сможете просто насладиться общением с семьей, не отвлекаясь на важные дела .
Люди, ориентированные на людей
1. Вовлекайте мужа и детей в работу по дому . Включите музыку и вместе работайте над делами, развлекаясь и проводя время вместе.
2. Ищите возможности делать дела небольшими порциями вместо того, чтобы откладывать все дела на один раз. Например, вы можете протереть ванную комнату как часть утренней рутины или загрузить посудомоечную машину сразу после еды.