Нарушение воображения: Нарушения воображения — Студопедия

Нарушения воображения — Студопедия

Знание основных особенностей и видов воображения необходимо будущему психологу и педагогу, а также врачу в силу самых различных обстоятельств и прежде всего для того, чтобы принести пациенту наибольшую пользу. Всесторонне изучив личность больного человека, особенности его нервной системы, реакций, своеобразие взаимоотношений сигнальных систем, коры (сознательного) и подкорки (неосознаваемого), медицинский психолог (врач) может предположить, что предстоящее, например, оперативное вмешательство весьма волнует пациета, хотя внешне это как будто бы ни в чем не проявляется. Воображение больного рисует ему и картину патологии того или иного органа, и обстановку, и ход операции, и возможные последствия и т.п., причем все это нередко в весьма искаженном, неправильном виде. Тем не менее (скорее, даже тем более!) воображаемые образы, идеи рождают соответствующие чувства — опасения, страха, сомнения и пр. В этом случае врач (и медицинский психолог) обязаны тактично «проникнуть» в мысли пациента, сделать так, чтобы он откровенно поведал о своих представлениях и переживаниях, которые занимают его воображение.

Сообразуясь с интеллектуальным уровнем пациента, пользуясь методами разъяснения, убеждения и внушения, необходимо настраивать пациента на определенный лад, направлять его воображение по иному пути, вселять уверенность в благополучном исходе заболевания, возможных оперативных вмешательств и т.д.

Но воображение может принимать и патологические формы, причем больной будет верить в созданные им фантастические идеи и образы. В этом одна из причин возникновения детской лживости и лживости психопатических личностей. У последних отдельные конфабуляции — воображаемые факты, субъективно переживаемые как истины, часто переходят в псевдоло-гич. Сверхценные, навязчивые и бредовые идеи, являющиеся патологией мышления, тесно связаны и с патологией воображения.

У психопатических личностей описаны (Бирнбаум, Маньян и др.) бредоподобные фантазии — нестойкие и изменчивые, похожие на бред представления, нередко с фантастическим содержанием, не складывающиеся в определенную бредовую систему. Эти фантазии возникают остро, в ответ на неблагоприятную для личности ситуацию, и должны правильно оцениваться, особенно в случаях судебных экспертиз.

П.Б. Ганнушкиным (1933) у психопатических личностей описаны также трудно отличимые в практической деятельности от бредоподобных фантазий грезы наяву. По мнению В.М. Блейхера, И.Я. Завилянского, И.В. Крук и Л.И. Завилянской (1989), эти два психопатологических проявления имеют единую основу и представляют собой, по сути, различную степень выраженности одной и той же симптоматики. Основным критерием их разграничения является отношение больного к своим переживаниям: при грезах наяву возможно корригировать переживания больного, а при бредоподобных фантазиях такие коррегирующие вмешательства не имеют должного результата.

Вместе с тем вне патологических отклонений фантазия имеет огромное значение в деятельности человека. Фантазия — качество величайшей ценности. Поэтому будущие психологи, педагоги, врачи должны постоянно развивать в себе способность к воображению, умение свободно манипулировать своими представлениями, оживлять их при необходимости и использовать в практической деятельности.

Читайте также:

Деятельность и действия

Нарушения воображения

Исторические сведения о сознании

Нарушение сознания

Психологическое исследование личности

Вернуться в оглавление: Медицинская психология



Особенности воображения у детей с нарушениями речи, Консультация для воспитателей

Методическая работа в ДОУ > Консультации для воспитателей

Прислала: Лаврентьева Екатерина

Особенности воображения детей с нарушениями речи изучали такие авторы, как Попова Л. Г., Дьякова С В., Дьяченко О. М. Калягин В. А. и другие.

Еще первой трети XX в., Лев Семенович Выготский отмечал, что особенности развития детского воображения напрямую связано и зависит от развития речи.

Развитие воображения представляется как движение от наглядного образа к понятию и через него уже к новому образу. Уровень развития фантазии напрямую связан с уровнем актуального развития мышления и речи воспитанника. Ведь и то и другое, является главнейшим условием формирования представлений о предмете. Воображение формируется и развивается в разнообразных видах детской деятельности. Впервые зачатки воображения проявляются в возрасте 2-2, 5 лет.

У ребенка 4 — 5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно — ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов — представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, «проигрывать»их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.

Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ)

. Этот период — сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней так же является воображение.

Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей, но оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей.

В. П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Такие дети чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.

Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку. В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.

Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор.

Воображение ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованны, дети не очень уверены в себе.

Отечественные ученые (С. П. Кондрашов, С. В. Дьякова, О. М. Дьяченко, В. П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР:

  1. снижение мотивации в деятельности;
  2. снижение познавательных интересов;
  3. бедный запас общих сведений об окружающем мире;
  4. отсутствие целенаправленности в деятельности;
  5. несформированность операционных компонентов;
  6. сложность в создании воображаемой ситуации;
  7. недостаточную точность предметных образов — представлений;
  8. непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
  9. недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Таким образом, для воображения детей с нарушениями речи характерны сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточные точности предметных образов — представлений, непрочности связей между зрительной и вербальной сферами. Воображение детей с нарушениями речи несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников, его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Уровень развития воображения у таких детей недостаточный, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования

Методическая работа в ДОУ:
| | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |

Креативность и воображение при аутизме и синдроме Аспергера

. 1999 авг; 29 (4): 319-26.

дои: 10.1023/а:1022163403479.

Дж. Крейг 1 , С. Барон-Коэн

принадлежность

  • 1 Факультет экспериментальной психологии, Кембриджский университет, Соединенное Королевство.
  • PMID: 10478731
  • DOI: 10.1023/а:1022163403479

Дж. Крейг и др. J Аутизм Dev Disord. 1999 авг.

. 1999 авг; 29 (4): 319-26.

дои: 10.1023/a:1022163403479.

Авторы

Дж. Крейг 1 , С. Барон-Коэн

принадлежность

  • 1 Факультет экспериментальной психологии, Кембриджский университет, Соединенное Королевство.
  • PMID: 10478731
  • DOI: 10. 1023/а:1022163403479

Абстрактный

Сообщается о трех исследованиях, посвященных часто описываемому обеднению творческих способностей при аутизме. Используя Тесты Креативности Торранса, Эксперимент 1 обнаружил, что у детей с аутизмом и синдромом Аспергера (АС) наблюдаются нарушения. В эксперименте 2 проверялись два объяснения этих результатов: гипотеза исполнительной дисфункции и дефицита воображения. Результаты подтвердили обе гипотезы. Дети с аутизмом и синдромом Аспергера могли генерировать возможные новые изменения объекта, хотя они генерировали меньше таких изменений по сравнению с контрольной группой. Кроме того, все они были основаны на реальности, а не на воображении. Эксперимент 3 расширил это, используя тест на беглость воображения. Дети с аутизмом и синдромом Аспергера генерировали меньше предположений, связанных с приписыванием оживления формам пены, по сравнению с контрольной группой, вместо этого генерируя основанные на реальности предположения о том, какими могут быть формы. Хотя это свидетельствует о исполнительной дисфункции, это не объясняет напрямую, почему креативность с воображением труднее, чем креативность, основанная на реальности.

Похожие статьи

  • Способность к рисованию при аутизме: окно в воображение.

    Крейг Дж., Барон-Коэн С., Скотт Ф. Крейг Дж. и др. Isr J Psychiatry Relat Sci. 2001;38(3-4):242-53. Isr J Psychiatry Relat Sci. 2001. PMID: 11725423

  • Способность рассказывать истории у детей с аутизмом или синдромом Аспергера: окно в воображение.

    Крейг Дж., Барон-Коэн С. Крейг Дж. и др. Isr J Psychiatry Relat Sci. 2000;37(1):64-70. Isr J Psychiatry Relat Sci. 2000. PMID: 10857274

  • Дефицит исполнительной функции и притворная игра детей с аутизмом: исследовательская записка.

    Джаррольд С., Буше Дж., Смит П.К. Джаррольд С. и др. J Детская психологическая психиатрия. 1994 ноябрь; 35 (8): 1473-82. дои: 10.1111/j.1469-7610.1994.tb01288.x. J Детская психологическая психиатрия. 1994. PMID: 7868641

  • Связи рисования между когнитивным профилем аутизма и воображением: исполнительная функция и предвзятость обработки в образных рисунках детей с аутизмом и без него.

    Тен Эйке К.Д., Мюллер У. Тен Эйке К.Д. и соавт. Аутизм. 2018 февраля; 22 (2): 149-160. дои: 10.1177/1362361316668293. Epub 2016 8 ноября. Аутизм. 2018. PMID: 29490482

  • Взаимосвязь между совместным вниманием и ролевой игрой при аутизме.

    Чарман Т. Чарман Т. Дев психопат. 1997 Зима; 9(1):1-16. doi: 10.1017/s095457949700103x. Дев психопат. 1997. PMID: 9089121 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Освободите свой разум: творческое мышление способствует преодолению предубеждений, связанных с конфликтами.

    Фахум Н., Пик Х., Иванцовский Т., Шамай-Цоори С. Фахум Н. и др. наук о мозге. 2022 17 ноября; 12 (11): 1566. doi: 10.3390/brainsci12111566. наук о мозге. 2022. PMID: 36421890 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Способный подход к пониманию и поддержке аутичной взрослой жизни.

    Пелликано Э., Фатима Ю., Холл Г., Хейворт М., Лоусон В., Лилли Р., Махони Дж., Стирс М. Пелликано Э. и др. Нат Рев Психол. 2022;1(11):624-639. doi: 10.1038/s44159-022-00099-z. Epub 2022 5 сентября. Нат Рев Психол. 2022. PMID: 36090460 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Характеристика творческого мышления и творческих достижений в связи с симптомами синдрома дефицита внимания/гиперактивности и расстройства аутистического спектра.

    Столте М., Триндаде-Понс В., Вламинг П., Якоби Б., Франке Б., Кройсберген Э.Х., Баас М., Хугман М. Столте М. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 1 июля; 13:909202. doi: 10.3389/fpsyt.2022.909202. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 35845437 Бесплатная статья ЧВК.

  • «Зная, что я не обязательно одинок в своих проблемах»: опыт программы наставничества британских аутичных профессионалов исполнительского искусства.

    Бакли Э., Пелликано Э., Ремингтон А. Бакли Э. и др. J Аутизм Dev Disord. 2022 декабрь; 52 (12): 5451-5470. doi: 10.1007/s10803-021-05394-x. Epub 2021 29 декабря. J Аутизм Dev Disord. 2022. PMID: 34966983 Бесплатная статья ЧВК.

  • Арт-терапия: дополнительное лечение психических расстройств.

    Ху Дж., Чжан Дж., Ху Л., Ю Х., Сюй Дж. Ху Дж. и др. Фронт Псих. 2021 12 августа; 12:686005. дои: 10.3389/fpsyg.2021.686005. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34456801 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

использованная литература

    1. J Cogn Neurosci. 1996 г. Осень; 8 (4): 371-82 — пабмед
    1. J Аутизм Dev Disord. 1993 июнь; 23 (2): 281-307 — пабмед
    1. J Детский аутизм Шизофр. 1972 г., апрель-июнь; 2(2):160-73. — пабмед
    1. J Детская психологическая психиатрия. 1991 ноябрь; 32 (7): 1081-105 — пабмед
    1. J Clin Exp Neuropsychol. 1988 март; 10 (2): 201-21 — пабмед

Типы публикаций

термины MeSH

«Аутическое воображение» — Блог Planet Autism

Что такое воображение? Это способность продумывать сценарии, настройки, возможности и прочее. Аутисты вполне способны на это, однако бытует миф о том, что аутизм означает ослабленное или отсутствующее воображение. Произошло серьезное непонимание того факта, что это социальный воображение, которое нарушено. Социальное воображение — это в основном способность сопереживать другим и предсказывать их намерения. Это не имеет ничего общего с богатым внутренним умом индивидуума. Дефицит социального воображения, конечно же, является нарушением, именно этот дефицит заставляет аутистов бороться в обществе, в дружбе, в общении и в обеспечении собственной безопасности.

Тот факт, что аутист может не проявлять свое воображение так, как это считается «типичным», не означает, что у него его нет! Часто отсутствие притворной игры называют недостатком воображения и, следовательно, чертой аутизма. Но что, если они смотрят на это неправильно?

Когда ребенок с аутизмом крутит колеса или выстраивает игрушки, кто знает, что происходит у него в голове? Они могут проявлять высокий интеллект и организаторские способности, разрабатывая способы идеального выравнивания ряда ящиков (завтра рисовальщик) или просто стимминг, глядя на колеса. Чрезмерная сосредоточенность на интересном или приятном занятии не свидетельствует об отсутствии воображения (хотя это может показаться ригидным, почему так много аутистов являются перфекционистами и обращают внимание на детали — проводя много времени за одним делом, можно рассматривать как продуктивное использование воображения) . В исследованиях то, что рассматривается как нарушение, может быть характеристикой, которая будет полезна этому человеку в его карьере или интересах в дальнейшей жизни.

«Креативность и воображение при аутизме и синдроме Аспергера» (1999 г.)

https://link.springer.com/article/10.1023/A%3A1022163403479

описал обедненную креативность при аутизме. Используя тесты креативности Торранса, Эксперимент обнаружил, что 9У 0174 детей с аутизмом и синдромом Аспергера (АС) выявлены нарушения . В ходе эксперимента были проверены два объяснения этих результатов: исполнительная дисфункция и дефицит воображения гипотезы. Результаты подтвердили обе гипотезы».

«Изучение природы дефицита воображения у детей с высокофункциональным аутизмом: новый подход»

2026366&diss=y

«В диссертации делается вывод о том, что, хотя при высокофункциональном аутизме очевидны некоторые трудности с воображением, этот дефицит не является абсолютным ».

«Аутизм и творческий разум»

http://www. britishacademypublications.com/view/10,5871/bacad/9780197264195.001.000180178017801780180178017801780180178018018018018018018018018018018017801780178017801780178017801780178017801780178017801801780178017801780178017801780178017801780178017801780тели. возникает предположение, что аутизм ухудшает воображение. Симптомы, согласующиеся с этой точкой зрения, занимает видное место в клиническом и исследовательском профиле расстройств аутистического спектра (РАС) . Тем не менее, некоторые люди с диагнозом аутизм демонстрируют отличные способности в области творческого воображения, например, в искусстве, музыке и поэзии. Некоторые из этих персонажей, страдающих аутизмом, включают Сэмюэля Беккета, Альберта Эйнштейна, Энди Уорхола и Людвига Витгенштейна».

Как видно из последней ссылки выше, недостатка в креативных аутистах нет. Посмотрите на Темпл Грандин, если бы она не проявила воображения, как бы она могла придумать оборудование для обработки скота? Сейчас считается, что Бетховен был аутистом — как он мог придумывать свои музыкальные произведения, не имея большого воображения? Эта родительница описывает прекрасное воображение своего аутичного сына:

«Воображаемый мир моего ребенка с аутизмом такой же яркий, как и реальный»

«Часто говорят, что у детей с аутизмом нет воображения или, в более детальных книгах на эту тему, не хватает «воображаемой игры». Я никогда не замечал этого ни у кого из детей, которых я видел в спектре аутизма. На самом деле, с моей родительской точки зрения я бы утверждал обратное. Я думаю, что дети в спектре аутизма часто обладают такими яркими способностями воображения, что «реальный мир» с трудом может конкурировать».

«Аутичные люди более креативны, чем вы думаете»

http://theconversation.com/autistic-people-are-more-creative-than-you-might-think-46107

«Аутизм обычно, хотя и ошибочно, ассоциируется больше с логическим мышлением, чем с творческим самовыражением. Но новое исследование предполагает, что нам, возможно, придется переосмыслить наши взгляды на творчество и аутизм.

Критерии, которые мы используем для диагностики аутизма, уже давно ссылаются на тот факт, что аутичное воображение кажется ограниченным, и эта черта используется как способ обнаружения состояния. Однако на самом деле мы все еще видим много чрезвычайно творческих аутичных людей.

Этот парадокс побудил исследователей из университетов Восточной Англии и Стерлинга изучить креативность и аутичные черты в большой группе как аутичных, так и неаутичных людей.

Авторы обнаружили, что люди с более высоким уровнем аутичных черт делали меньше предположений, чем люди с более низким уровнем аутичных черт. Удивительно, однако, предложения от людей с более высокими уровнями черт были более оригинальными. Кажется, что аутистический спектр связан со способностью генерировать предложения, которые были более творческими ».

Так что, возможно, воображение аутистов на самом деле более более ценно и полезно, чем воображение обычного человека, поскольку оно приводит к решениям и большому мастерству!

Аутисты также известны тем, что изобретают неологизмы, особенно в детстве, прежде чем их заставят подчиняться тому, чтобы быть такими же, как и все остальные, которые берут на себя их функции и заставляют их терять характеристики.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts