Научение | это… Что такое Научение?
Науче́ние — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). Одно из основных понятий этологии.
Виды научения:
Привыкание (габитуация) наступает, когда организм — в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации — «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от этого при утомлении снижается внимание ко всем действующим раздражителям.
Сенсибилизация — это процесс, противоположный привыканию. При сенсибилизации повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение.
1) теория классического обусловливания И. П. Павлова
В начале 1900-х годов русский физиолог И.П.Павлов провел серию опытов на собаках, продемонстрировав механизм условного рефлекса. Теория описывает реактивное научение в большинстве случаев требующее практически одновременного воздействия условного и безусловного стимулов.
2) теория оперантного (инструментального) обусловливания Б. Ф. Скиннера
Когда поведение является инструментом изменения элементов внешнего окружения, и человек обнаруживает взаимосвязь между специфической реакцией и ее последствиями. Последствия поведения выступают в роли подкреплений. Человек учится делать то, что вызывает позитивные подкрепления и прекращает делать то, что влечет за собой нежелательные последствия.
3) теория социального научения А. Бандуры
Альберт Бандура доказал, что научение может происходить не только при воздействии на организм определённых стимулов, как при реактивном или оперантном научении, но также и при осознании и когнитивной оценке личностью внешних событий.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.4 «050201. 00 -Математика с доп. спец. Информатика» «050102-Биология» «050103-География» «050103-География с доп. специальностью «Биология» психологии факультета педагогики и психологии (протокол № 1 от 04 сентября 2009 г.) Зав.кафедрой _____________И.А. Синкевич Раздел I. Программа учебной дисциплины. Коган Галина Валерьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии МГПУ И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой психологии МГПУ Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ) Педагогическая психология — одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога. Цель курса: помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации. В результате изучения курса студенты: должны знать:
должны уметь:
Основное содержание курса представлено в четырех разделах. В первом разделе студенты знакомятся с предметом, задачами и проблемами педагогической психологии. Рассматриваются концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития. Здесь студенты знакомятся с основными методами и категориями педагогической психологии. Во втором разделе рассматриваются разные аспекты психологии обучения. Студенты изучают основные виды, условия и механизмы научения, зарубежные подходы к исследованию законов усвоения социального опыта, современные отечественные концепции научения. Большое внимание уделяется изучению возрастных особенностей усвоения социального опыта, структуры учебной деятельности. Третий раздел посвящен вопросам психологии воспитания, формирования личности, ее мировоззрению в учебной деятельности. Последний, четвертый раздел посвящен ознакомлению студентов с психологической сущностью педагогической деятельности, проблемой педагогических способностей, изучению основных стилей педагогической деятельности, а также специфике педагогического общения и его психологическим характеристикам. В конце каждой темы указан список основной и дополнительной литературы, а также список вопросов и заданий для самостоятельного более углубленного изучения темы. 1.4. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины ГОС ВПО Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы организации педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения.
Содержание дисциплины
1.6.2 Содержание разделов дисциплины Предмет и структура педагогической психологии. Объект и предмет педагогической психологии. Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука. Структура педагогической психологии: психология обучения; психология воспитания; психология учителя. Предмет психологии обучения. Основные направления исследований в области психологии обучения: выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях сложившейся системы обучения; изучение закономерностей становления знаний и познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения; изучение зависимости усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей учащихся и др. Предмет психологии воспитания. Основные направления исследований в области психологии воспитания. Предмет психологии учителя. Основные задачи психологии педагогической деятельности. Проблемы и основные задачи педагогической психологии. Проблема соотношения развития и обучения. Проблема соотношения обучения и воспитания. Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Проблема одаренности детей. Проблема готовности детей к обучению в школе. Задачи педагогической психологии. Общая задача педагогической психологии. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками. Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики. Взаимосвязь педагогики с психологией. Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии. Исторические аспекты педагогической психологии. Основные этапы становления и развития педагогической психологии (И.А. Зимняя). Первый этап — с середины XVII в. и до конца XIX в. Общедидактический этап с явно ощущаемой необходимостью «психологизировать педагогику» (по Песталоцци). Второй этап — с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в. Оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль, с аккумулированием достижений педагогической мысли предшествующих столетий. Третий этап — с середины XX в. и до настоящего времени. Создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т. е. разработка теоретических основ педагогической психологии.
Литература:
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Каталог: oop -> %D0%A4%D0%95%D0%A4%D0%9A%D0%B8%D0%91%D0%96 -> gos050102.65 -> %D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB 5 -> 3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94 Скачать 4,09 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Что вам нужно знать о психологии обучения
Психология обучения охватывает ряд тем, посвященных тому, как люди учатся и как они взаимодействуют с окружающей средой, в которой они учатся.
Обычно определяется как относительно постоянное изменение поведения в результате опыта. И педагоги, и теоретики интересуются когнитивным развитием в обучении как способом понимания способов обучения, нейродивергенции и академических достижений. Образовательная нейробиология — это междисциплинарная область, выросшая из пространства, где сходятся когнитивная нейробиология, когнитивная нейробиология развития, образовательная теория и образовательная психология.
Почему бихевиоризм важен?
Психология обучения уходит своими корнями в бихевиоризм (или поведенческую психологию), который доминировал в психологии в первой половине двадцатого века.
Однако бихевиоризм измерял только наблюдаемое поведение, потому что считал область психологии экспериментальной и объективной наукой. Бихевиоризм не принимал во внимание внутренние познавательные и психические процессы, считая их слишком субъективными. Несмотря на свое значение и сегодня, появление гуманистической психологии, биологической психологии и когнитивной психологии во второй половине двадцатого века помогло развить наше понимание обучения за пределами бихевиоризма.
Кто самые влиятельные поведенческие психологи?
Психолог Джон Б. Уотсон (1878–1958) одним из первых в своей области начал изучать влияние человеческого обучения на человеческое поведение. Среди других бихевиористов, считающихся пионерами, — Б. Ф. Скиннер (1904–1990) и Иван Павлов (1849–1936), известные своими работами по классическому обучению собак. В исследовании, опубликованном в «Обзоре общей психологии» в 2002 году, Б. Ф. Скиннер фактически занял первое место как самый влиятельный психолог двадцатого века. Итак, бихевиоризм сыграл огромную роль в понимании человеческого поведения и в развитии психологической науки.
Джон Б. Уотсон предположил, что любое поведение возникает в результате процесса обучения. Эта теория и определила бихевиоризм. Три основных типа процесса обучения в бихевиоризме:
- Классическое обусловливание
Это нейтральный раздражитель, связанный с естественной реакцией. Наиболее известно это было продемонстрировано в эксперименте Павлова с собаками, которые сочетали запах еды (естественный раздражитель) со звуком колокольчика (ранее нейтральный раздражитель). Павлов был русским физиологом, первоначально изучавшим процессы пищеварения у собак. Он отметил, что слюноотделение является рефлекторным, а не автоматическим физиологическим процессом. Он проверил это, заставив собак ассоциировать звон колокольчика с прибытием еды, и поэтому у собак выделялось слюноотделение независимо от того, приносили еду или нет.
- Оперативное обусловливание
Это реакция, которую можно усилить или ослабить путем подкрепления или наказания. Первым изучил и определил этот вид обучения Эдвард Торндайк, а затем Б. Ф. Скиннер. По сути, этот метод обучения использует награды и наказания за поведение, что затем создает связь между поведением и последствиями, положительными или отрицательными.
- Обучение через наблюдение
Это обучение через наблюдение и подражание другим. Теория социального научения была предложена Альбертом Бандурой (1925–2021), еще одним титаном психологических исследований, профессором психологии в Стэнфорде. Он известен экспериментом с куклой бобо, в котором дети имитировали действия других без прямого подкрепления. В конечном итоге это продемонстрировало, что дети имитировали агрессивное поведение, которое демонстрировал взрослый. Это также показало, что дети в эксперименте имитировали ненасильственное поведение, когда наблюдали за ним у взрослых. Хотя он считается важным экспериментом и ключевым в нашем понимании поведенческой психологии, он не лишен критических замечаний. К ним относятся, будут ли результаты обучения очевидны в реальном сценарии, а не в условиях эксперимента.
Какие существуют теории обучения в психологии?
Бихевиоризм — лишь одна из многих влиятельных теорий обучения, включая:
- Когнитивную психологию
- Конструктивизм
- Теория социального обучения
- Социально-конструктивизм
- Экспериментальное обучение
- Множественный интеллект
- Теория ситуативного обучения и сообщество практики
- Обучение или навыки 21 века
Психология того, как люди учатся, сложна. Различные ведущие психологические теории варьируются от бихевиористского подхода, который фокусируется на входных данных и подкреплениях, до теорий, связанных с неврологией и социальным познанием.
Неврология и социальное познание отдают приоритет пониманию архитектуры мозга и его организации при решении проблем. Между тем, социальный конструктивизм рассматривает наше взаимодействие с окружающей средой и с другими. Это включает в себя теорию социального развития Льва Выготского, в которой рассматривается важнейшая роль социального взаимодействия и культуры в когнитивном развитии. Другие теории включают теории, связанные с мотивацией, которые больше ориентированы на человека.
Еще одна часть понимания того, как мы учимся, — это теория атрибуции (часть социальной психологии). Именно так мы воспринимаем причины повседневных переживаний и считаем ли мы их внутренними или внешними. Точнее говоря, внешние переживания считаются неподконтрольными нам (другие люди или события), в то время как внутренние переживания считаются нашими собственными действиями.
Они влияют на нашу мотивацию и компетентность. Если мы виним себя за провал теста, потому что считаем, что мы просто недостаточно умны (а не недостаточно учимся), это повлияет на нашу мотивацию и, возможно, на способность продвигаться в обучении. И наоборот, мы могли бы обвинить учителя в том, что он недостаточно объяснил что-то перед экзаменом. То, как мы воспринимаем события, в первую очередь связано с когнитивными искажениями. Теорию атрибуции можно рассматривать как редукционистскую, но она может помочь нам лучше понять мотивацию, целеустремленность и продуктивность.
Что такое заместительное обучение?
Викариозное обучение похоже на обучение через наблюдение, но важно отметить, что помимо простого наблюдения оно включает еще два этапа. Человек, который учится, должен понимать причину, по которой человек, за которым он наблюдает, достиг своей цели или не смог ее достичь. Они также должны иметь возможность визуализировать себя, успешно выполняющего ту же задачу. При замещающем обучении мы учимся на опыте других, слушая и видя, а не получая прямые практические инструкции. Такой способ обучения лучше запоминается и предполагает развитие эмпатии.
В своем исследовании теории социального научения Альберт Бандура определил, что учащимся легче наблюдать за выполнением задачи, понимать, почему она была успешной, и визуализировать, как они делают то же самое, если человек, за которым они наблюдают, похож на них. Такие факторы, как возраст, пол, внешний вид и акцент, важны для того, чтобы косвенное обучение оказало влияние.
Причина, по которой альтернативное обучение вышло на первый план, заключается в том, что оно очень актуально в электронном обучении и при обучении в цифровом формате. Демонстрационные видеоролики являются хорошим примером замещающего обучения. Однако не все получают пользу от замещающего обучения, особенно те, кто борется с использованием своего воображения или с уверенностью в себе, поскольку им трудно представить, что они успешно завершают задачу. Бандура называет это самоэффективностью — верой человека в свою способность выполнять действия, необходимые для достижения определенных результатов. Это также связано с мотивацией.
Измените свой карьерный путь со степенью магистра психологии
100% онлайн-курс магистра психологии Университета Вулверхэмптона был специально разработан для студентов, которые могут не иметь степени бакалавра психологии. Поэтому, даже если у вас еще нет прочной основы знаний в области психологии, но вы хотите изменить свою карьеру или изучить возможности психологических исследований, степень магистра психологии может стать идеальным следующим шагом.
Узнайте больше об интересных областях, о которых вы узнаете, включая психологию обучения.
Обучение и познание – психология
Обучение и познание
|