Научение в психологии: Научение — Психологос

34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.

НАУЧЕНИЕ — есть процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Сам термин «научение» пришел из зоопсихологии, в которую его ввел Э. Торндайк.

Путем научения может приобретаться любой опыт: у человека — знания, умения и навыки; у животных — новы формы поведения.

Научение включает протекающее неосознанно уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание).

Виды научения:

  1. Реактивное поведение имеет место, когда организм пассивно реагирует на внешние факторы и в нервной системе непроизвольно возникают изменения, формируются новые следы памяти. К этому виду поведения относятся: привыкание, сенсибилизация, импринтинг и условные рефлексы. Импринтинг (запечатление) — это глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, попавшему в поле зрения. Привыкание наступает, когда организм, в результате изменений, научается игнорировать какой-то постоянный раздражитель.

    Условно-рефлекторное научение происходит, когда формируются связи между специфическим стимулом, вызывающим врожденный рефлекс и каким-либо индифферентным стимулом. Сенсибилизация (противоположна привыканию) — повторение стимула ведет к более сильной активации организма и последний, становится более чувствительным к данному стимулу.

  2. Оперантное поведение (термин введен бихевиористами) — это такие действия, для выработки которых надо, чтобы организм активно экспериментировал со средой и, таким образом, устанавливал связи между различными стимулами Метод проб и ошибок. Встретившись с препятствием, организм совершает попытки преодолеть его и, постепенно, отказывается от неэффективных действий, находя решение задачи. Метод формирования реакций. Продолжил и систематизировал учение Торндайка Скиннер. Исходя из того, что поведение может формироваться в результате отбора, Скиннер разработал теорию формирования поведения путем последовательных приближений, составляющих основу оперантногообусловливания.

Наблюдение. Множество форм социальной активности индивида основано на наблюдении за другими людьми из ближайшего окружения, которые служат моделью для подражания.

  1. Когнитивное научение представляет собой не просто установление каких-то ассоциативных связей между двумя стимулами или ситуацией и ответом организма, но и оценку данных связей с учетом прошлого опыта и учетом возможных последствий. В результате этого процесса принимается какое-то решение. К данному виду научения относят: латентное научение, выработку психомоторных навыков, инсайт и научение путем рассуждений.

    Латентное научение. По мнению Э. Толмена (1948), в организм из окружающей среды поступают разнообразные сигналы, одни из которых осознаются полностью, другие, менее четко, а третьи, вообще не доходят до сознания. Инсайт (в переводе с латинского означает озарение, вспышка, осветившая сознание) занимает промежуточное место между латентным научением и творчеством. Во время инсайта, определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации . Задача при этом решается оригинально, и решение приходит спонтанно (как раз в этом, проявляется сходство с творчеством) Научение путем рассуждений. Рассуждение — это мыслительный процесс. Оно используется, когда задача не может быть решена привычным способом или для нее нет типового решения «с ходу» (например, стоит ли занимать крупную сумму денег; где лучше обедать; идти на лекцию или в кино)

В качестве основных механизмов научения выделяют:

Ассоциации, повторение, различение, обобщение, инсайт и творчество.

Научение | это… Что такое Научение?

Науче́ние — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). Одно из основных понятий этологии.

Виды научения:

Привыкание (габитуация) наступает, когда организм — в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации — «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от этого при утомлении снижается внимание ко всем действующим раздражителям.

Сенсибилизация — это процесс, противоположный привыканию. При сенсибилизации повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение. Представим себе, например, что в комнате, где мы работаем, жужжит назойливая муха или же из плохо завернутого крана в раковину мерно падают капли воды. Эти раздражители становятся для нас постепенно все труднее переносимыми. Можно привести и другие примеры — царапину на музыкальной пластинке, вызывающую при каждом прослушивании треск, который мы уже заранее ожидаем, или слова-паразиты вроде «так сказать», «значит» и т.п. в лекциях некоторых преподавателей; иногда такие слова повторяются настолько часто, что могут полностью отвлекать внимание студентов от содержания лекции.

1) теория классического обусловливания И. П. Павлова

В начале 1900-х годов русский физиолог И.П.Павлов провел серию опытов на собаках, продемонстрировав механизм условного рефлекса. Теория описывает реактивное научение в большинстве случаев требующее практически одновременного воздействия условного и безусловного стимулов.

2) теория оперантного (инструментального) обусловливания Б. Ф. Скиннера

Когда поведение является инструментом изменения элементов внешнего окружения, и человек обнаруживает взаимосвязь между специфической реакцией и ее последствиями. Последствия поведения выступают в роли подкреплений.

Человек учится делать то, что вызывает позитивные подкрепления и прекращает делать то, что влечет за собой нежелательные последствия.

3) теория социального научения А. Бандуры

Альберт Бандура доказал, что научение может происходить не только при воздействии на организм определённых стимулов, как при реактивном или оперантном научении, но также и при осознании и когнитивной оценке личностью внешних событий.

Обучение (Психология) | Когнитивная психология

Способность к обучению является одной из основных функций, которые делают нас людьми. Представьте, что было бы, если бы мы не могли учиться на своих или даже на чужих ошибках. Эта уникальная способность десятилетиями ставила в тупик когнитивных психологов. Теперь у нас есть довольно хорошее представление о том, как работает обучение, но нам еще предстоит выяснить несколько пробелов.

Что такое обучение?

Определение, используемое большинством психологов, состоит в том, что обучение – это способность использовать память из опыта для постоянного изменения поведения, которое приносит пользу учащемуся.

В поведенческой психологии существует 3 основных метода обучения:

  • Классическое обусловливание
  • Оперативное обусловливание
  • Обучение через наблюдение

В этой статье я попытаюсь дать наиболее обобщенную версию каждого из них, включая еще несколько менее известных методов каждого из них. Если вам нужно подробное руководство по трем основным, просто нажмите на ссылки в заголовке.

Классическое обусловливание

Безусловно, одним из самых известных экспериментов в когнитивной психологии по обучению является эксперимент Павлова с собакой. Короче говоря, Иван Павлов приучил (точнее, приучил) своих собак к слюноотделению 900:25 до 90:026  когда они услышали звонок, они ожидали еды.

Короче говоря, мы берем «безусловную реакцию», такую ​​как выделение слюны на еду, и соединяем ее с «условной реакцией», такой как звонок. Используя «условный стимул», такой как звонок, мы можем соединить связи этих реакций у собак, чтобы получить классическое обусловливание.

Джон Б. Уотсон был еще одним психологом, интересовавшимся классическим обусловливанием, но вместо этого использовал детей в качестве своих участников. В своем печально известном «Маленьком исследовании Альберта» Уотсон приучил маленького мальчика бояться белой крысы. Для этого Уотсон приказал своим помощникам ударить молотком по куску металла рядом с головой Альберта. Вскоре Альберт испугался белой крысы — он скулил и плакал, когда видел ее. Проблема, однако, в том, что он также, казалось, боялся других белых существ и мелких грызунов.

Классическое обусловливание объединяет две реакции вместе с использованием двух несвязанных стимулов.

Оперантное обусловливание

Б. Ф. Скиннер — психолог, прославившийся проведением ряда экспериментов, которые помогли теоретизировать его «оперантное обусловливание». При оперантном обусловливании мы можем увеличивать или уменьшать определенное поведение, добавляя или удаляя стимулы.

  • Положительное подкрепление — это добавление стимула для улучшения поведения.
  • Отрицательное подкрепление — это добавление стимула для уменьшения поведения.
  • Положительное наказание — устранение стимула к усилению поведения.
  • Негативное наказание – это удаление стимула к снижению поведения.

Вы можете узнать больше о ящике Скиннера и графиках подкрепления на главной странице, а пока давайте перейдем к третьему основному методу обучения…

Обучение через наблюдение

Альберт Бандура проделал раннюю подготовительную работу по обучению через наблюдение. По его словам, наблюдательное обучение — это форма социального обучения, которое происходит, когда мы наблюдаем за другими людьми. Лучший реальный пример этого — его эксперимент с куклой Бобо.

В 1961 году он поместил детей в комнату с несколькими взрослыми и большой куклой-клоуном Бобо. Дети были разделены на две группы: одна группа видела, как взрослые плохо относятся к кукле, другая не обращала на куклу особого внимания.

После того, как дети в течение 10 минут наблюдали, как взрослые «играют», их перевели в другую комнату с более интересными игрушками. Намерение состояло в том, чтобы затем забрать игрушки и расстроить детей. Затем Альберт Бандура сделал именно это и переместил их в третью комнату с куклой Бобо.

Цель состояла в том, чтобы увидеть, как дети реагируют на куклу Бобо, когда они расстроены. Группа, которая видела, как взрослые вели себя агрессивно, например, били, пинали и кричали на куклу… действовала точно так же!

Это доказывает, что мы можем изучать поведение и воспроизводить его, наблюдая за действиями других.

Скрытое обучение

Скрытое обучение не классифицируется как основной метод обучения, так как за ним еще недостаточно исследований. Идея звучит так: мы можем учиться без какого-либо очевидного подкрепления, наказания или ассоциации с определенным поведением.

Толмен был одним из первых, кто предположил, что существуют и другие способы обучения, помимо строгих бихевиористских взглядов. В знаменитом эксперименте Толмана и Хонзика «Лабиринт» Толмен устроил лабиринт, по которому бегали крысы.

Короче говоря, в течение 10 дней одних крыс кормили, когда они доходили до конца лабиринта, а других просто выводили. Через 10 дней Толмен начал кормить крыс, дошедших до конца лабиринта, чтобы проверить, смогут ли они «вспомнить», как добраться до конца лабиринта.

Результаты таковы, что мыши, которые прошли лабиринт в течение первых 10 дней и не получали корма в конце, но затем были накормлены через 10 дней, по-видимому, быстрее всего научились проходить лабиринт после того, как их начали кормить. . Этот эксперимент предполагает, что мы можем узнать вещи, которые не очевидны, пока обстоятельства не потребуют от нас демонстрации наших знаний.

Перцептивное обучение

Если вы можете различать два разных музыкальных тона или читать шрифтом Брайля, вы освоили форму перцептивного обучения.

Перцептивное обучение — это обучение тому, как лучше воспринимать мир, улучшая свои навыки с помощью обратной связи. Научиться читать быстрее, увидеть взаимосвязь шахматных фигур и понять, есть ли что-то не так на рентгеновском снимке — все это примеры.

Форма имплицитного обучения, когда учащийся обычно развивает свои навыки неосознанно. Это означает, что специалисты, выполняющие эти задачи (например, сортировку новорожденных цыплят по полу), не могут конкретно указать, какие стимулы они используют для классификации, но могут выполнить задачу с высокой точностью.

Экспериментальное обучение

Мой любимый способ обучения — экспериментальное обучение, или процесс обучения на основе опыта или «действия». Некоторые называют это «практическим подходом», в то время как другие говорят, что это форма оперантного обусловливания.

Представьте, что вы пытаетесь научиться водить машину с механической коробкой передач. Вы можете прочитать все книги, какие захотите, и посмотреть тысячи часов видео на Youtube, но пока вы не сядете в машину и не поедете на ней, вы никогда ничему не научитесь по-настоящему. Вы должны чувствовать давление сцепления, скрежет шестерен и силу, ощущаемую автомобилем, когда вы ускоряетесь, чтобы понять, когда и как переключаться.

Некоторые говорят, что это форма оперантного обусловливания, потому что вы получаете микрообратную связь через то, насколько хорошо вы водите машину. Не очень хорошо переключился? Возможно, в следующий раз отпустите сцепление немного медленнее. Убил машину? Возможно, вы забыли включить первую передачу на знаке «стоп».

Как лучше учиться

Вот несколько простых способов помочь вам учиться лучше, быстрее и хранить больше информации в памяти:

1) Эффект интервала

Эффект интервала — это явление, которое возникает, когда обучение происходит чаще эффективно, когда делаются перерывы. Одна из теорий, которая работает, заключается в том, что наши кратковременные воспоминания ограничены, а перерыв позволяет нашему мозгу решить, что хранить, а что игнорировать.

Другая теория гласит, что эффект интервала работает, потому что вы можете просматривать информацию много раз, увеличивая повторение того, что вы освещаете ее, и вероятность того, что вы вспомните информацию.

2) Эффект последовательного позиционирования

Чтобы помочь вам во время перерывов, также пригодится эффект последовательного позиционирования. Согласно эффекту последовательного расположения, вы с большей вероятностью запомните то, что находится в начале (эффект первенства) и в конце (эффект недавности) списка. Когда вы разбиваете свою учебную сессию на несколько сессий, вы будете помнить больше начала и конца.

3) Эффект фон Ресторфа

Эффект фон Ресторфа, также называемый эффектом изоляции, заставляет нас замечать выделяющиеся вещи. Если вы хотите учиться быстрее, чтобы вы могли пойти на вечеринку и пройти тест, попробуйте выделить самый сложный циркуляр. Например, вы можете нарисовать в альбоме рисунки, связанные с тем, что вы изучаете. Хотите запомнить возраст когнитивного развития по Пиаже по порядку? Нарисуйте 4 детей, каждый с преувеличенными чертами лица:

Сенсомоторный ребенок : Этот ребенок — младенец с огромными руками.

Дооперационный ребенок : Это малыш, вокруг которого вращается глобус. Он думает, что мир вращается вокруг него

Бетон Оперативник : Этот подросток с прыщами, упрямый, но хорошо спорит. В каждом споре, в котором они участвуют, всплывает новый прыщ.

Официальный оперативный ребенок : Этот ребенок в костюме и галстуке и размышляет над физикой.

В каждом из этих изображений вы выделяете что-то, и благодаря этому вы лучше запоминаете эти нелепые изображения.

4) Сон

Все мы знаем, что сон очень важен для сохранения информации в долговременной памяти. Он также играет важную роль в процессе обучения. Но что именно означает хороший сон?

  • Засыпание в течение 30 минут прошлой ночью
  • Проснуться в течение 30 минут вчера утром
  • Тихий
  • Холодный
  • Темный
  • Никакого алкоголя или кофеина в течение 6 часов
  • На пустой желудок
5) Использовать информацию (обучать)

Один из лучших способов научиться чему-то навсегда — это применить к этому метод Фейнмана. Этот метод состоит из 4 шагов:

1) Выберите понятие

2) Объясните свое понятие школьнику

3) Определите пробелы в ваших собственных знаниях, где вы не можете что-то объяснить

4) Просмотрите пробелы и упростить процесс обучения

Короче говоря, этот процесс заставляет вас учить кого-то чему-то. Сам процесс этого заставляет вас разбивать его на простые понятия, которые вы сами должны сначала понять. Тем самым вы облегчите себе запоминание. Раз за разом техника Фейнмана долгое время становилась одним из лучших способов что-то понять и запомнить.

Биология и психология обучения – утренняя регистрация в UCI

Автор Амбика Вартак, редактор Ашима Сет

Изображение с бесплатных стоковых фотографий с www.picjumbo.com с Pixabay аспектов нашей жизни, так как это катализирует самосовершенствование, способствуя росту и инновациям в обществе. Обучение является результатом опыта и вызывает относительно устойчивые изменения в поведении [1]. По сути, это означает, что влияние окружающей среды позволяет нам учиться и, следовательно, изменять наше поведение и мыслительный процесс. Исследование, проведенное в Журнале психологии, показывает, что обучение само по себе является многогранной дисциплиной, утверждая, что это непрерывный процесс, включающий отношения стимул-реакция и актуальный на протяжении всей жизни человека, включая этапы развития [2]. Хотя концептуализация обучения все еще развивается в научном сообществе, биологические и психологические аспекты обучения работают на улучшение человеческого опыта.

Биологические процессы обучения начинаются в нейронах, которые представляют собой электрически активируемые клетки мозга. Обучение достигается за счет изменения силы и количества нервных путей, что включает в себя процесс, известный как синаптическая пластичность. Синаптическая пластичность лучше всего проявляется в увеличении силы нейронных связей в мозге. В этом процессе скорость проведения электрических сигналов между клетками улучшается, когда активность выполняется чаще [3]. Например, синаптическая пластичность увеличивается, когда мы многократно выполняем моторные задачи, такие как разучивание танца или несколько раз решаем одну и ту же математическую задачу. Повторяющаяся деятельность имеет решающее значение не только в поведенческом обучении, но и в формировании памяти.

Понимание биологической основы обучения помогает исследователям определить, какие методы обучения лучше всего улучшают обучение учащихся. Многие учителя используют метод обучения «думай-пары-делись», при котором учащиеся обдумывают решение вопроса, объединяются с партнером для обсуждения этого решения и делятся своими выводами с классом. Этот метод обучения популярен, потому что вовлечение в конкретный предмет усиливает синаптическую пластичность за счет увеличения количества нейротрансмиттеров (химических веществ, высвобождаемых клетками для клеточной коммуникации), таких как дофамин и ацетилхолин [3]. Установление связей с понятиями из разных классов также может укрепить формирование нейронных сетей и помочь учащемуся лучше запомнить материал на будущее.

Кроме того, на обучение могут влиять и внешние психологические факторы. Например, мотивация — это внутренняя сила, которая контролирует стремление к обучению и направляет поведение каждого человека. К внутренним формам мотивации относятся действия, совершаемые для получения удовольствия, интереса и удовлетворения. С другой стороны, внешние формы мотивации проистекают из материальных результатов, таких как внешние вознаграждения, выгоды или обязательства [4]. Подобно типам мотивации, связанным с обучением, у людей также есть внутренние и внешние желания, которые часто реализуются посредством постоянного обучения на протяжении всей жизни. Еще одним фактором, влияющим на обучение, являются внешние источники стресса и уровень стресса, который человек испытывает из-за этих дискретных источников. Если обучение происходит в стрессовой среде, уровень кортизола сразу же повышается. Кортизол — это гормон стресса, который может негативно влиять на обучение и память, нарушая связи между клетками мозга, когда его уровень чрезвычайно повышен [5]. Поэтому лучше всего изучать и понимать информацию в спокойной, мирной и свободной от стресса обстановке не только потому, что обучение оптимизировано, но и потому, что результаты работы значительно повышаются.

Из этих данных можно сделать вывод, что в обучении есть биологические и психологические компоненты. Понимание обоих этих компонентов обеспечивает основу для анализа способов, которыми люди учатся, и дает некоторое представление о том, почему мы учимся и как мы учимся лучше всего. Обучение — это форма искусства, и понимание того, как учиться более эффективно, будет способствовать личностному росту и новаторству в обществе.

Ссылки:
1. «Обучение». Merriam-Webster, Merriam-Webster, www.merriam-webster.com/dictionary/learning.
2. Лахман. С., J (1997). Обучение — это процесс: к улучшенному определению обучения. Журнал психологии 131 : 477-480.
3. Оуэнс, М. Т., Таннер, К., Д.  (2017). Преподавание как изменение мозга: изучение связей между нейронаукой и инновационным обучением.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts