11.Научение, его типы и виды. Основные теории научения.
Виды:
Встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами:
Импринтинг – быстрое, автоматическое, почти моментальное ( по сравнению с длительным процессом обучения) приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения;
Условно-рефлекторное научение – предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал;
Оперантное научение – знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок.
Характерные для человека высшие способы научения, почти не встречающиеся у других животных существ:
Викарное научение – научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения;
Вербальное
научение – приобретение человеком
опыта через язык.
Механизмы:
1.Формирование ассоциаций (этот механизм может лежать в основе установления временных св. между отделенными знаниями или частями опыта).
2.Подражание (основа для формирования и умения навыков).
3.Различение и обобщение связано с формированием понятий.
4.Инсайт (непосредственное усмотрение новой информации, чего-то неизвестного в известном, знакомое по прошлому опыту. Инсайт – база для развития интеллекта ребенка.
5.Творчество – основа для создания новых зунов, не представленных в виде готовых образцов.
Научение
ребенка фактически начинается с момента
его рождения. С первых же дней жизни в
действие вступают механизмы научения,
такие, как импринтинг и условнорефлекторное
научение. Двигательные и пищевые рефлексы
обнаруживаются у ребенка сразу же после
его рождения. В это время у детей
устанавливаются отчетливые
условнорефлекторны.
К
концу младенческого возраста мы
обнаруживаем у ребенка уже все пять
основных видов научения, совместное
действие которых обеспечивает дальнейший
быстрый прогресс в психологическом и
поведенческом развитии, особенно
заметный в раннем возрасте. Вначале все
виды научения функционируют как бы
независимо друг от друга, а затем
происходит их постепенная интеграция.
Поясним сказанное на примере четырех
наиболее важных форм прижизненного
приобретения человеком опыта:
условнорефлекторной, оперантной,
викарной и вербальной.
Еще
И. П. Павлов показал, что у человека
имеется две сигнальные системы, благодаря
которым он научается реагировать на
первоначально нейтральные, а затем
приобретающие для него жизненную
значимость воздействия. Это — способность
откликаться на физико-химические стимулы
(звук, свет, прикосновение, вибрация,
запах, вкус и т. п.) и на слово. Одна
сигнальная система названа первой, а
другая второй. Вторая сигнальная система
для человека безусловно более важна
для приобретения жизненного опыта. У
взрослого человека она не просто
становится основной, но существенно
преобразует, делая более тонкими и
совершенными другие формы научения.
Пользуясь словом, взрослый человек
может обратить внимание ребенка на те
или иные детали ситуации, особенности
выполняемого действия. Слово, произнесенное
как название того или иного предмета
или явления, становится его условным
сигналом, и дополнительного сочетания
слова с реакцией в данном случае обычно
не требуется (если, конечно, человек уже
достаточно хорошо владеет речью).
Если научение совершается по методу проб и ошибок (оперантное обусловливание), то и здесь слово делает приобретение нового опыта более совершенным. С помощью слова можно четче выделить в сознании ребенка его успехи и неудачи, обратить внимание на что-либо существенное, в частности на то, за что он получает поощрение: за старание, приложенные усилия или за способности.
Словом можно направлять внимание ребенка, управлять его деятельностью. Без словесного сопровождения и инструкции не могут стать эффективными ни викарное, ни тем более вербальное научение (последнее без слова (по определению) просто невозможно).
У
ребенка до полутора-двухлетнего возраста
все виды научения существуют как бы
раздельно и независимо от речи, а сама
речь используется им почти исключительно
как средство общения. Лишь тогда, когда
речь начинает употребляться ребенком
как средство мышления, она становится
и важнейшим инструментом научения.
Важная задача обучения на начальном его этапе в самые ранние годы состоит в сочетании разных форм научения у детей: условно-рефлекторного с оперантным, викарного с вербальным, викарного с оперантным. Такое сочетание необходимо потому, что при разных видах научения в действие вступают и получают развитие различные анализаторы, а опыт, полученный при помощи разных органов чувств, как правило, является самым разносторонним и богатым. Вспомним, к примеру, что правильное восприятие пространства обеспечивается совместным действием зрительного, слухового, проприоцептивного и кожного анализаторов.
Параллельная
работа разных анализаторов помогает
развитию у ребенка способностей. Всякая
человеческая способность представляет
собой сочетание и совместную, согласованную
работу множества психических функций,
каждая из которых развивается и
совершенствуется в различных видах
деятельности и научения. Условно-рефлекторное
научение положительно влияет на
способность органов чувств различать
физические стимулы (дифференциальная
сенсорная способность). Оперантное
научение позволяет активно совершенствовать
движения. Викарное научение улучшает
наблюдательность, а вербальное развивает
мышление и речь. Если в обучении ребенка
мы используем все четыре вида научения,
то одновременно у него будут развиваться
восприятие, моторика, мышление и речь.
Вот почему с раннего детства, приступая
к обучению детей, необходимо стремиться
к сочетанию разных видов научения.
Виды научения
12.07.2012
Существуют три вида научения, которые различаются по степени участия в них организма как целого.
1. Выработка реактивного поведения. В этом случае организм пассивно реагирует на внешние факторы.
К этому виду научения относятся:
- привыкание (габитуация) — снижение восприимчивости к постоянному или часто повторяющемуся раздражителю. Организм как бы научается игнорировать стимул. Результатом привыкания является, например, то что повторяющийся раздражитель перестает вызывать ориентировочную реакцию.
- сенсибилизация — повышение чувствительности к повторяющемуся стимулу. Сенсибилизация участвует в возникновении так называемых «неврозов ожидания» — состояний, когда ожидание повтора раздражителя делает невозможной никакую другую деятельность.
- импринтинг (запечатление) — установление связи между признаками объекта и поведенческим актом. Процесс нмпринтинга совершается чрезвычайно быстро (часто при первой же встрече с объектом) и без внешнего подкрепления. Эта специфическая форма научения свойственна высшим позвоночным и происходит преимущественно на ранних этапах постнатального развития в течение ограниченного сензитивного периода.
- условный рефлекс — рефлекс (опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель), образующийся при сближении во времени первоначального индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс (наследственно закрепленную стереотипную форму реагирования на биологически значимое воздействие).
2. Выработка оперантного поведения (оперантное научение).
Если в случае реактивного поведения животный организм пассивен, то в случае оперантного (от лат. operalio — действие) — он активно взаимодействует со средой. В случае выработки оперантного поведения сперва имеет место некое действие или движение (направленное или случайное), а закрепление его будет зависеть от последствий этого действия для организма.
К оперантному научению можно отнести следующие разновидности:
а) научение путем проб и ошибок. Индивидуум, столкнувшись с какой-либо проблемной ситуацией, пытается разрешить ее различными способами. При этом большая часть действий носит случайный, хаотический характер и является неэффективной. Если проблема оказывается в конце концов разрешена, то в случае повторения ситуации количество неэффективных действий сокращается, поиск решения приобретает более направленный характер.
Чем больше количество проб, тем меньше становится число ошибок.
Научение путем проб и ошибок подчиняется закону эффекта: если действие приводит к желательному результату (решению проблемы), вероятность его повторения возрастает; если к нежелательному — снижается.
б) формирование реакций.
Общая закономерность этой разновидности научения та же, что и для предыдущей. Отличие же заключается в том, что подкрепляется не результат поведения в целом, а каждая отдельная реакция, ведущая к нужной форме поведения. Поэтому соответствующий способ обучения носит название «формирование поведения путем последовательных приближений».
в) научение путем наблюдения. Эта форма научения может осуществляться в двух формах:
- путем подражания модели;
- путем викарного научения.
Подражание — это вид научения, при котором субъект воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение. Следствием ранней формы научения является, в частности, перенятие ребенком от своих родителей эмоциональных реакций на некоторые ситуации или объекты.
Викарное научение (от лат. vicarius — заменяющий, замещающий) — усвоение формы поведения другой особи исходя из наблюдаемых последствий этого поведения.
Викарное научение облегчается, если «модель» является «доступной», т. е. моделью является реальный знакомый или известный человек и если осуществляемое им поведение представляется возможным повторить.
3. Когнитивное научение (рассудочное) основано на формировании функциональной структуры среды, т.е. на извлечении законов связей между её отдельными компонентами. К когнитивному научению относится: научение путём наблюдения, рассудочная деятельность, психонервная деятельность. Некоторые исследователи к этой форме научения относят вероятностное прогнозирование.
Ключевые слова: Научение
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Подкрепление в научении через наблюдение Коверзнева И. |
Теория социального научения по Дж. Роттеру Мельник С.Н., Психология личности |
Научение у животных Карпов А.В., Общая психология |
Оперантное обусловливание Соловьева С.Л., Психотерапия |
Когнитивное научение в психотерапии Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Научение в поведенческой психотерапии Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности … |
Теория социального научения Дж. Роттера Абдурахманов Р. |
4 типа стилей обучения | Модель VARK
Если ваш ребенок или студент впервые учится в смешанной или гибридной учебной среде, скорее всего, он чувствует себя немного потерянным.
Привыкание к этому новому типу обучения, от адаптации к цифровым курсовым работам до поддержания дисциплины с минимальным личным общением, может вызвать у них трудности, особенно если их индивидуальный стиль обучения не учитывается.
Набирает обороты в 19С помощью таких тестов, как индикатор типа Майерс-Бриггс, теория стиля обучения утверждает, что разные учащиеся лучше всего учатся, когда информация представлена им определенным образом. Теория стиля обучения была популяризирована в 1992 году, когда Флеминг и Миллс предложили новую модель обучения. Модель VARK используется для объяснения различных способов обучения учащихся. Например, если студент является «визуальным учеником», одна только устная лекция может оставить его незаинтересованным, сбитым с толку и разочарованным.
Хотя некоторые критики сомневаются в эффективности теории стиля обучения, ее популярность в школах сегодня делает ее темой, на которую стоит обратить внимание, особенно если некоторые из ваших учеников испытывают трудности с запоминанием информации во время дистанционного обучения.
Мы в Sphero считаем, что понимание индивидуальных стилей обучения важно как для родителей, так и для учителей, поскольку вашим ученикам, испытывающим затруднения, может потребоваться уникально представленная курсовая работа для эффективного усвоения материала. Однако мы понимаем, что универсального подхода к обучению не существует. Например, учащиеся могут извлечь пользу из одного или всех этих стилей обучения в зависимости от предмета или представляемой информации.
С помощью этого руководства мы поможем вам определить четыре основных стиля обучения среди ваших учеников, а также предоставим вам полезные ресурсы, чтобы легко внести изменения в вашу учебную программу, чтобы удовлетворить все потребности.
Четыре основных стиля обучения в модели VARK включают визуальный, слуховой, чтение и письмо и кинестетический. Вот обзор всех четырех типов стилей обучения.
- Визуальный — Визуальные учащиеся лучше запоминают информацию, когда она представлена им в графическом изображении, например, в виде стрелок, диаграмм, диаграмм, символов и т. д. Подобно тому, как дизайнеры используют визуальную иерархию, чтобы подчеркнуть определенные элементы дизайна, визуальные ученики преуспевают с четкими изображениями информационной иерархии.
- Слуховые — Иногда называемые «слуховыми» учащимися, аудиальные учащиеся предпочитают слушать информацию, которая представлена им в устной форме. Эти учащиеся хорошо работают в группах, где присутствует голосовое сотрудничество, и им также может нравиться читать вслух про себя.
- Чтение и письмо — Сосредоточив внимание на письме, чтении и письме учащиеся преуспевают с письменной информацией в рабочих листах, презентациях и других текстовых ресурсах.
Эти учащиеся умеют делать заметки и показывают хорошие результаты, когда могут ссылаться на письменный текст.
- Кинестетик — Принимая на себя физически активную роль, кинестетики учатся практическим занятиям и добиваются успеха, задействуя все свои чувства во время курсовой работы. Эти учащиеся, как правило, хорошо работают в научных исследованиях благодаря практическому лабораторному компоненту курса.
Модель VARK: четыре типа стилей обучения
Успешное внедрение модели VARK в ваш класс означает признание уникальных образовательных потребностей ваших учащихся на фундаментальном уровне.
Тип стиля обучения № 1: визуалы Как определить этот тип стиля обучения: визуалы Визуалы любят анализировать и наблюдать такие вещи, как изображения, диаграммы и диаграммы, которые демонстрируют четкую информацию в порядке важности . Вы часто можете найти визуальных учеников, обращая внимание на учеников, которые рисуют, составляют списки или делают заметки.
Независимо от того, используете ли вы интерактивную доску, интерактивную доску или проводите презентацию, убедитесь, что у визуалов достаточно времени для обработки и усвоения визуальных сигналов. Когда это возможно, учащиеся-визуалы должны иметь доступ к дополнительным раздаточным материалам, которые детализируют предмет с помощью четких визуальных средств, когда это возможно. Кроме того, позвольте этим учащимся рисовать картинки, диаграммы или наброски того, что они изучают, чтобы укрепить память.
Купить сейчас
Sphero и littleBits Упражнения, которые понравятся визуальным ученикам Draw 1: Shapes С помощью этого визуального обучения ваш ребенок познакомится с холстом Sphero Draw, рисуя фигуры, представляющие код. Затем они могут выполнить этот код с помощью робота Sphero. Идеально подходит для визуальных учеников, ваши ученики смогут нарисовать своего собственного робота, чтобы продемонстрировать свои навыки программирования.
С фонариками или другими портативными источниками света (мобильные телефоны хорошо работают) это упражнение для визуалов позволит вашим учащимся открыть для себя датчик внешней освещенности BOLT. Датчик освещенности позволяет BOLT определять количество света, которому он подвергается во время программы, а это означает, что ваши ученики смогут увидеть, как свет действует как триггер для условных или динамических функций.
Тип стиля обучения № 2: учащиеся, слышащие Как определить этот тип стиля обучения: учащиеся, слышащие
Слуховые учащиеся предпочитают изучать предмет, представленный посредством звука. Вы можете найти аудиалов, обращая внимание на студентов, которые активно участвуют в лекции. Вы можете обнаружить, что они кивают или задают частые вопросы вместо того, чтобы делать письменные заметки. Кроме того, эти учащиеся могут читать медленно, читать вслух про себя или повторять то, что вы им говорите, чтобы помочь запоминанию.
Если вы читаете лекцию, убедитесь, что вы обращаетесь непосредственно к аудиалам, чтобы вовлечь их в разговор. Попросите их сделать что-то вроде словесного описания новой концепции, которую они только что изучили, и задать им дополнительные вопросы, дав им время, необходимое для ответа. Групповые обсуждения, увлекательные видеоролики и аудиозаписи — другие отличные способы вовлечь слушателей в ваш класс.
Sphero и littleBits Занятия для аудиалов, которые полюбят Назад в будущее В этом увлекательном задании для аудиалов ваши ученики воссоздадут машину времени Delorean из фильма «Назад в будущее». Сначала они запрограммируют RVR на разгон до скорости 88 для путешествия во времени. Затем они создадут свое собственное изобретение с помощью комплекта LittleBits RVR Topper Kit, который включает звуковой сигнал, когда RVR благополучно возвращается в будущее. Если ваши ученики никогда не смотрели фильмы «Назад в будущее», вы можете показать им короткие сцены, чтобы помочь сориентироваться в этом упражнении.
С помощью нескольких простых материалов и набора littleBits STEAM ваш слуховой ученик может использовать звук своего голоса для создания пузырьков. Эта задача позволяет вашим ученикам экспериментировать со звуковыми волнами и узнавать, как обычные предметы взаимодействуют друг с другом, чтобы создать что-то новое. 100016
Предпочтение письму, чтению и письму Учащихся привлекают учебники, романы, статьи, журналы и все, что содержит много текста. Подобно визуальным учащимся, вы можете найти учащихся, читающих и пишущих, обращая внимание на учащихся, которые делают сложные заметки, обращаются к словарю, чтобы выучить новые слова, или используют онлайн-поисковики, чтобы найти ответы на свои вопросы.
Как преподавать этот тип стиля обучения: чтение и письмо учащихся Написание эссе, проведение углубленных исследований, чтение учебников и многое другое, чтение и письмо учащиеся предпочитают более традиционные методы изложения предмета. Тем не менее, убедитесь, что у этих учащихся достаточно времени, чтобы усвоить письменный материал курса, и дайте им любую возможность изложить свои идеи на бумаге или на цифровом устройстве.
Вызов моста начинается с того, что ваши ученики исследуют и узнают о различных типах мостов, используемых в архитектуре, что идеально подходит для учащихся, умеющих читать и писать. Затем, используя обычные предметы домашнего обихода или материалы для рукоделия, такие как лента, веревка, клей и палочки от эскимо, они могут использовать свои новые знания, чтобы построить мост, по которому сможет проехать робот Sphero.
The Masked Sphero В этом упражнении вы можете предложить своим учащимся читать и писать исследовать историю и значение тканевых покрытий для лица. Затем они могут написать короткое эссе о том, как ношение маски может помочь защитить других за счет минимизации переносимых по воздуху бактерий. После этого ваш класс может создать маску из папиросной бумаги для своего Sphero BOLT, чтобы защитить его датчик от падающего света. Это упражнение дает прямое представление о том, как микробы могут легче распространяться без лицевых покрытий.
Когда это возможно, помогите кинестетическим ученикам подняться и начать двигаться. Например, если вы учите Шекспира, попросите их разыграть сцену с несколькими сверстниками, ориентированными на кинестетику. Вы также можете создавать обучающие игры, которые побуждают таких учащихся перемещаться по классу в разные моменты урока.
Занятия Sphero и littleBits понравятся кинестетическим учащимся Прыжки в длину Sphero Прыжки в длину Sphero — идеальное испытание для кинестетиков, так как вы можете легко заставить своих учеников вставать и двигаться. Во время этого занятия пусть ваши ученики узнают, что такое прыжок в длину и как можно использовать науку для увеличения дальности прыжка. Под присмотром учащиеся могут даже попробовать прыгнуть в длину в безопасном месте и измерить дистанцию! После этого, используя всего несколько материалов для рукоделия, они могут создать самодельную регулируемую рампу и яму для прыжков в длину для своего Sphero.
Благодаря этому практическому занятию ваши кинестетики могут одновременно стать этологами и технологами. Для начала ваши ученики будут изучать движения своего любимого животного (включая то, как животное видит, нюхает и взаимодействует с другими животными) и программируют RVR, чтобы имитировать его передвижение в дикой природе. Кроме того, ваши ученики смогут использовать изобретения littleBits, чтобы имитировать поведение этого животного. Чтобы сделать еще один шаг вперед, ваш класс может даже разыгрывать поведение выбранного ими животного!
Внедрите правильный стиль обучения для удаленных учащихся
Если у вашего учащегося возникают трудности, выявление его уникального стиля обучения может помочь вам вернуть его в нужное русло. Независимо от того, являются ли они визуальными, аудиальными, читающими и пишущими или кинестетическими учениками, вы можете реализовать множество мероприятий в своей учебной программе, которые облегчат запоминание предмета, участие в курсе и приятный образовательный опыт.
Чтобы узнать больше о том, как программируемые роботы и комплекты STEM подходят для всех стилей обучения, а также о том, как интегрировать Sphero и littleBits в классную комнату, посетите нашу страницу ресурсов для начинающих для преподавателей.
Купить сейчас
Типы стилей обучения
Заинтересованы в развитии своих навыков учителя? Изучите краткие курсы онлайн-обучения, разработанные, чтобы дать вам глубокое понимание различных навыков преподавания.
Одно из наиболее распространенных представлений о стилях обучения состоит в том, что стили обучения учащихся делятся на три категории: визуальные учащиеся, аудиальные учащиеся и кинестетические учащиеся. Эти стили обучения можно найти в модели обучения студентов VARK Нила Флеминга, теоретика образования. VARK — это аббревиатура, обозначающая четыре типа стилей обучения: визуальный, аудиальный, предпочтительный для чтения/письма и кинестетический. (Модель VARK также называется моделью VAK, исключая чтение/письмо как категорию предпочтительного обучения.) Модель VARK признает, что учащиеся имеют разные подходы к обработке информации, называемые «предпочтительными режимами обучения». Основные идеи ВАРК изложены в книге «Снова стили обучения: ВАРК вверх по правильному дереву»! (Флеминг и Бауме, 2006 г.)
Идентификация ваших учеников как визуалов, аудиалов, чтения/письма, кинестетиков, учащихся и согласование общей учебной программы с этими стилями обучения окажется полезным для всего вашего класса. Имейте в виду, что иногда вы можете обнаружить, что это комбинация из всех трех сенсорных модальностей, который может быть лучшим вариантом. Предоставление учащимся доступа к информации в удобных для них терминах повысит их академическую уверенность.
Визуальный
Визуальные учащиеся предпочитают использовать изображения, карты и графические органайзеры для доступа и понимания новой информации.
Аудиалы
Аудиалы лучше всего понимают новый контент, слушая и говоря в таких ситуациях, как лекции и групповые обсуждения. Учащиеся на слух используют повторение как метод обучения и получают пользу от использования мнемонических приемов.
Чтение и письмо
Учащиеся, предпочитающие чтение/письмо, лучше всего учатся с помощью слов. Эти учащиеся могут представить себя как заядлые конспектировщики или заядлые читатели и способны переводить абстрактные понятия в слова и эссе.
Кинестетический
Ученики-кинестетики лучше всего понимают информацию посредством тактильного представления информации. Эти учащиеся учатся на практике и лучше всего учатся, разбираясь во всем вручную (т. е. понимая, как работают часы, собирая их вместе).
Поняв, к какому типу учащихся относитесь вы и/или ваши ученики, вы сможете лучше понять, как применять эти стили обучения в своих планах уроков и методах обучения.
Термин «стили обучения» означает понимание того, что каждый учащийся учится по-своему. Технически индивидуальный стиль обучения относится к предпочтительному способу, которым учащийся усваивает, обрабатывает, понимает и сохраняет информацию. Например, при обучении сборке часов некоторые учащиеся понимают процесс, следуя словесным инструкциям, в то время как другим приходится самим физически манипулировать часами. Это понятие индивидуальных стилей обучения получило широкое признание в теории образования и стратегии управления классом. Индивидуальные стили обучения зависят от когнитивных, эмоциональных факторов и факторов окружающей среды, а также от предыдущего опыта. Другими словами: все люди разные. Педагогам важно понимать различия в стилях обучения своих учеников, чтобы они могли внедрять передовой опыт в свою повседневную деятельность, учебную программу и оценки. Многие программы на получение степени, особенно программы более высокого уровня, такие как докторская степень по педагогике, интегрируют различные стили обучения и образовательные препятствия непосредственно в учебный план программы.
Гарвардский университет
infoСертификат преподавателя высшего образования
Углубите свое понимание методов преподавания высшего порядка и расширите свой набор навыков, создавая уникальную и инклюзивную стратегию для вашего конкретного контекста.
Университет Пеппердин
infoМагистр наук в области прикладного анализа поведения
Получите степень магистра в области прикладного анализа поведения менее чем за 2 года онлайн в Pepperdine. Пройдите клиническое обучение и подготовьтесь к экзамену на сертифицированного поведенческого аналитика. ГРЭ не требуется.
- GRE не требуется
- Завершить онлайн всего за 18 месяцев
- Подготовка к сдаче экзамена на сертифицированного поведенческого аналитика (BCBA)
Университет Симмонса
infoМагистр наук в области анализа поведения
Получите степень магистра в области анализа поведения в Интернете за 20 месяцев с помощью уважаемой программы Simmons BehaviorAnalysis@Simmons.