Ведущие научно-педагогические коллективы (научные школы) МГППУ
Научная школа «Деятельностный подход в психолого-педагогическом образовании»
Научная школа «Деятельностный подход в психолого-педагогическом образовании» разрабатывается с 1990 года, утверждена на заседании Ученого совета МГППУ от 20.01.2010 протокол №1.
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Виталий Владимирович Рубцов
Основные направления научных исследований коллектива научной школы:
- Реализация деятельностного подхода в вузе по психолого-педагогическому направлению (международное сотрудничество по развитию деятельностного похода в образовании; проведение исследований по проблемам деятельностного подхода в педагогике и психологии образования)
- Психолого-педагогические основы инклюзивного образования.
- Развитие теоретического мышления младших школьников в условиях учебной деятельности.
- Инклюзия детей 6-9 лет с особыми образовательными потребностями в условиях совместно-распределённой учебной деятельности.
Основные научные публикации коллектива в 2018 году
Основные научные публикации коллектива в 2019 году
Основные научные публикации коллектива в 2020 году
Основные научные публикации коллектива в 2021 году
Научная школа «Акмеогенез: гражданское и профессиональное становление личности»
Научная школа «Акмеогенез: гражданское и профессиональное становление личности» утверждена на заседании Ученого совета МГППУ от 21.12.2011 протокол №14.
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Юрий Михайлович Забродин
Основными направлениями научных исследований коллектива научной школы
стали мероприятии по экспертно-методическому сопровождению внедрения профессионального стандарта педагога-психолога:- выявление и анализ эффективных практик применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах РФ;
- проведение профессионально-общественного обсуждения практик применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
- формирование предложений по перечню и составу пилотных площадок по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации в 2018 году в режиме адаптации;
- разработка рекомендаций по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации;
- проведение экспертного обсуждения основных мероприятий пилотных площадок по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 2018 в режиме адаптации;
- формирование экспертной группы по вопросам применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
- анализ и обобщение опыта пилотных регионов по реализации моделей межведомственного взаимодействия в условиях применения профессиональных стандартов;
- профессионально-общественное обсуждение предложений по развитию системы оценки квалификации педагогов-психологов и актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Основные научные публикации коллектива в 2018 году
Основные научные публикации коллектива в 2019 году
Основные научные публикации коллектива в 2020 году
Основные научные публикации коллектива в 2021 годуНаучная школа «Инновационные подходы и методы экспериментальной психологии»
Научная школа «Инновационные подходы и методы экспериментальной психологии» утверждена на заседании Ученого совета МГППУ от 21.12.2011 протокол №14.
Руководитель научной школы – доктор психологических наук, профессор, Владимир Александрович Барабанщиков
Основные направления научных исследований коллектива научной школы:
- Изучение психологических механизмов познавательных процессов при решении человеком когнитивно-коммуникативных задач, на материале конкретных проблем психологической науки: межличностного восприятия, и распределенного познания и совместной деятельности.
- Экспериментальное изучение системы детерминант восприятия выражения лица в условиях реального и викарного общения.
- Экспериментальное изучение закономерностей взаимодействия процессов познания, общения и деятельности.
Основные научные публикации коллектива в 2018 году
Основные научные публикации коллектива в 2019 году
Основные научные публикации коллектива в 2020 году
Основные научные публикации коллектива в 2021 году
1.4. Современные зарубежные психологические школы и направления
Гуманитарные науки / Психология / 1.4. Современные зарубежные психологические школы и направления
Анализировать современное состояние психологической мысли как отечественной, так и зарубежной, следует с небольшого экскурса в прошлое. В начале ХХ века в развитии психологии наметился кризис, вызванный рядом объективных причин.
В этот период времени шло интенсивное развитие техники, экономики, которые требовали новых психологических знаний, появилась необходимость в создании новых объективных методов изучения психики. Результаты исследований в области невропатологии и психиатрии доказали необходимость изучения и анализа процессов бессознательного. Учение Ч. Дарвина доказало, что невозможно рассматривать психические явления отдельно от окружающей среды. Данная теория ускорила исследования психики ребенка и животных. Все эти факторы определили появление ряда новых психологических теорий.Бихевиоризм
Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале ХХ века и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, которое является результатом ответа организма на воздействия внешней среды /6/.
Данное направление психологии объектом своего изучения признавало поведение человека. Д. Уотсон как основоположник бихевиоризма декларировал психологию как науку о поведении, в которой не уделялось места психологии сознания.
Согласно утверждению ученых, поведение человека есть реакция на внешние раздражители, в нем нет ничего прирожденного. Основными научными понятиями бихевиористов стали: стимул (раздражитель из внешней среды), реакция (ответ организма на раздражитель), связь между стимулом и реакцией. Поведение человека подчинялось схеме «стимул – реакция», благодаря которой ученые получили возможность использовать количественное описание психического явления, применять математические методы для обработки результатов.
Как отрицательный момент в данной научной теории можно отметить отрицание учеными значения врожденной обусловленности ряда психологических явлений, а также отрицания влияния на поведение человека его установок, отношений, убеждений. Бихевиористы считали возможным «изготовление» человека с любыми особенностями поведения, что само по себе являлось антигуманным.
Кризис данного учения пришелся на 30-е годы ХХ века, когда и возникло новое течение необихевиоризм. Э. Толмен и К. Халл ввели в схему «стимул — реакция» промежуточное звено, в которое были включены познавательные и побудительные факторы. Однако даже введение данной переменной не способствовало объяснению психологических механизмов человеческого научения.
Психоанализ
Основоположником учения психоанализа является австрийский ученый З. Фрейд. Данная теория основана на том, что поведение человека определяется не только сознанием, но и бессознательным. Психоанализ более полно, нежели другие, возникшие одновременно с ним теории, объяснял сложность психической жизни человека.
Основными методами психоанализа стали: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и объяснение различных, ошибочных и случайных действий человека.
Психическая жизнь представлялась состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником мотивов человеческого поведения является бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сфера бессознательного недоступна сознанию из-за запретов морального характера, существующих в социуме. Поведение человека объяснялось через модель вытесненного влечения, суть которой сводилась к следующему: сознание налагает определенные запреты на бессознательные влечения, которые различными, обходными путями проявляются во внешне нейтральных формах поведения, имеющих второй план, например, в сновидениях, в виде различных оговорок, описок, каламбуров и т.п.
Психическое развитие ребенка объяснялось сексуальным инстинктом, который появлялся с момента грудного вскармливания, и проходил ряд фаз, до времени достижения ребенком 5-6-летнего возраста. Затем до периода юности сексуальный инстинкт находился в «скрытом» состоянии.
З. Фрейд предложил и собственную структуру личности, состоящую из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Согласно данной структуре, «Оно» — бессознательное, подчиняющееся принципу удовольствия, является носителем инстинктов. «Я» — реальное, сознательное, учитывает особенности и требования окружающего мира. «Сверх – Я» содержит нравственные стандарты, критикует поведение личности. Если человек совершает поступки, руководствуясь требованиям «Оно», то «Сверх – Я» вызывает чувство вины, угрызения совести и т.п. Требования «Сверх – Я» и «Оно» к «Я» несовместимы и способствуют появлению состояния конфликта, вызывающего психическое напряжение, которое разряжается с помощью защитных механизмов, таких, как вытеснение, сублимация.
Сублимация – замещение, с помощью которого сексуальная энергия приобретает другие формы выражения, подсознательная замена целей на доступные.
Вытеснение – выведение из сознания в сферу бессознательного сведений, вызывающих неприятные эмоциональные переживания.
Психоанализ противопоставил сознанию мотивацию, сознанию отводилась пассивная роль. Психическая энергия индивида, согласно учению З. Фрейда, является двигателем общественного развития, а человеческому организму и обществу приписываются функции материала.
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология предлагала программу изучения психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Возникло данное учение в Германии в начале ХХ века и свое название получило от немецкого слова gestalt – форма, структура. Основоположниками данного учения считаются Ф. Брентано, К. Штумпф, Г. Мюллер, В. Кёлер, К. Коффка.
Данное учение изменило сущность изучения сложных психических феноменов по их частям и элементам. Гештальтпсихологи занимались выяснением структуры связей элементов психического феномена и законов их формирования. Ученые данного направления занимались изучением сущности психических познавательных процессов, пытались объяснить поведение личности в социальном окружении.
К. Левин утверждал, что каждое психологическое явление или поведенческое действие следует рассматривать в соответствии с ситуацией, так как она представлена в субъективном мире воспринимающих ее людей. Образ выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам, его связь с реальным предметным действием не анализировалась и не трактовалась /12/.
Благодаря ученым психологам стала складываться экспериментальная практика изучения чувственных образов в их целостности и динамике, в лабораториях для изучения психологических явлений стали использоваться различные приборы. Основной недостаток данной теории состоял в разъединении образа и действия.
Генетическая психология
Основоположником данного учения считается швейцарский ученый Ж. Пиаже. Его труды посвящены развитию интеллекта ребенка. Он считал, что психологическое исследование любого явления должно начинаться с изучения его развития, и сделал попытку объяснить функционирование умственных механизмов у взрослого человека через их развитие у ребенка.
Приведем основные концептуальные положения теории Ж. Пиаже. Источником развития является взаимодействие индивида с окружающим миром. Интеллект определяется как свойство живого организма, формирующееся в процессе материальных контактов с окружающим миром. Внешний мир предстает перед ребенком в форме образов только в результате активного взаимодействия с ним. Основным изучаемым материалом служат различные формы поведения ребенка. Психические процессы как интеллектуальные, так и перцептивные представляют собой специфическую деятельность. Развитие человеческого интеллекта осуществлялось путем эволюции менее организованных органических структур.
Процесс развития человеческого интеллекта Ж. Пиаже рассматривал как взаимосвязь и единство ассимиляции и аккомодации, (ассимиляция подразумевала наложение на среду собственных схем поведения, известных индивиду, аккомодация – изменение схем поведения в соответствии с требованиями окружающего мира).
Анализируя детские суждения, Пиаже сумел выделить их основное отличие от познавательной активности взрослого – детский эгоцентризм. Ребенок является центром своего собственного бессознательного мира, он не способен встать на позицию другого человека, критиковать себя, понять, что другие могут воспринимать окружающий мир иначе, чем он. В своих трудах ученый выделил стадии развития интеллекта, их содержание и смысл. Его учение не утратило своей актуальности до сегодняшнего дня.
Основным недостатком его учения можно считать то, что в качестве движущей силы развития интеллекта он видел сам интеллект, игнорируя значение деятельности.
Гуманистическая психология
Основным предметом изучения гуманистической психологии стала здоровая творческая личность, способная к самоосуществлению и самореализации. А. Маслоу как наиболее яркий представитель данного учения основной движущей силой поведения и деятельности человека считал его стремление к саморазвитию. По мнению А. Маслоу, самоактуализация — явление врожденное. Потребность к самоактуализации выполняет ряд функций:
à гуманистическую – стремление приносить добро окружающим людям;
à должествования — обязанность человека выполнить свое предназначение, реализовать то, что он может.
Маслоу выделил основные потребности человека, являющиеся источником его активности и выстроил их в иерархический ряд (рис. 1.3). Как видно из рисунка, низшую ступень занимают физиологические потребности, а высшую — нравственные и когнитивные.
Рис.1.3. Пирамида потребностей человека по А. Маслоу
Основным недостатком данной концепции является признание нравственных черт характера человека врожденными, что ведет к биологизаторской тенденции.
Контрольные вопросы
Приведите пример когнитивных потребностей_________
Перечислите достоинства и недостатки бихевиоризма________________________
В чем сущность теории психоанализа?_____________________________________
Текущие тенденции в психологии: ИИ, осознанность и многое другое
Рубрика: Отраслевая аналитика
СтрелаОпубликовано
Область психологии развивается вместе с социальными и академическими тенденциями. В любой конкретный год изменения в общественном сознании, деловом климате и даже социально-экономических условиях влияют на то, как психология изучается, практикуется и воспринимается в США и за рубежом. Это колебание делает психологию одной из самых интересных областей изучения для студентов, преподавателей и практиков.
По мере развития людей и общества будет развиваться и психология. В 2023 году и далее мы с нетерпением ждем возможности следовать этим трем основным тенденциям в психологии.
1. Растущий спрос на услуги по охране психического здоровья
Общество испытывает повышенную потребность в услугах по охране психического здоровья с начала пандемии COVID-19. По мере того, как все больше людей обращаются за консультацией, возрастает нагрузка на всех, кто оказывает психиатрические услуги.
В ходе опроса психологов, проведенного Американской психологической ассоциацией осенью 2021 года, 10% респондентов сообщили об увеличении потребности в лечении тревоги с начала пандемии, а 12% сообщили об увеличении потребности в лечении депрессии. Кроме того, 62% респондентов опроса получили больше направлений в 2021 году, чем в 2020 году, а 68% сообщили о более длинном списке ожидания в 2021 году по сравнению с началом пандемии.
Это привело к тому, что многие практикующие врачи стали предлагать телемедицинские услуги, если они еще этого не сделали. В опросе APA 96% респондентов ответили, что считают использование телемедицины эффективным в качестве терапевтического инструмента, а 93% намерены продолжать предоставлять удаленные услуги после пандемии. Удаленные службы охраны психического здоровья могут облегчить пациентам получение медицинской помощи, не жертвуя при этом их физическим здоровьем. Это также может быть более удобно для людей с плотным графиком.
2. Повышение осознанности
Осознанность стала модным словечком в последние годы, и теперь она находится на пути к сохранению и даже увеличению своей динамики как движения. Осознанность — это расширение восточной философии сосредоточения внимания на здесь и сейчас. Учения о внимательности можно найти в буддизме и восточной философии, но религия не является обязательным компонентом.
Консультанты, терапевты и психологи все чаще включают дух осознанности в свои сеансы и семинары с клиентами.
3. Интеграция достижений ИИ
Когда дело доходит до диагностики и лечения психических заболеваний, в ближайшие годы искусственный интеллект будет играть еще более важную роль в психологии. Психологи обычно не считают ИИ заменой традиционным методам, но инструменты на основе ИИ могут поддерживать лечение с помощью:
- Анализ письменных сообщений в системах оповещения о самоубийствах.
- Ежедневная когнитивно-поведенческая терапия с помощью приложений для смартфонов.
- Видеоигры, предназначенные для лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности под наблюдением врача.
При применении технологий искусственного интеллекта в полевых условиях возникают проблемы, например алгоритмические предубеждения или проблемы с конфиденциальностью, поэтому специалистам-психологам следует действовать осторожно.
Образование в области психологии
Человеческое поведение всегда будет увлекательной областью для изучения, поэтому неудивительно, что психология является одной из самых популярных академических дисциплин. Независимо от того, занимаетесь ли вы специализацией, такой как судебная психология или промышленно-организационная психология, или смежной областью, такой как образование или маркетинг, степень бакалавра психологии может быть мудрым выбором.
Здесь, в Колумбийском Южном университете, мы предлагаем онлайн-программу бакалавра наук в области психологии, а наша команда службы карьерного роста предоставляет ресурсы студентам и выпускникам, чтобы помочь им получить максимальную отдачу от своих инвестиций в образование.
Для получения дополнительной информации обо всех наших онлайн-программах получения степени посетите наш веб-сайт.
На результаты карьеры влияет множество факторов, в том числе предыдущий опыт, географическое положение и специальность. CSU не гарантирует трудоустройства, продвижения по службе, повышения заработной платы, права на получение должности или иного карьерного роста.
Тенденции для психологов на 2021 год – The Psychology Times
Эксперты сходятся во мнении, что социальные, экономические и психологические последствия пандемии будут с нами еще долгие годы, и это особенно верно в отношении здоровья и поведения. Психология и психологи находятся в центре культурных и индивидуальных изменений, которые могут длиться десятилетиями. Для этой статьи мы рассмотрели наиболее обсуждаемые тенденции, лежащие в основе нашей науки и практики, и подробно рассказали об одной из главных тенденций — удаленной работе.
Пандемия коронавируса вызвала резкий переход от медицинской модели к профилактике и естественному иммунитету, которые тесно связаны с поведением. Солнечный свет, витамин D, сон, стресс, цинк — вот лишь некоторые из переменных образа жизни, связанных с иммунитетом. Эксперты говорят, что 88% американцев метаболически нездоровы, что напрямую связано с выживанием Covid. Быть более здоровой страной и заставить людей брать на себя ответственность за свое поведение в отношении здоровья стало одной из главных тенденций и приоритетов.
Телездравоохранение стало быстро развивающимся бизнесом: к концу 2020 года количество посещений виртуального медицинского обслуживания, по оценкам, достигло одного миллиарда. Люди будут продолжать ограничивать свою деятельность, чтобы избежать ненужного воздействия, а возможности удаленного медицинского обслуживания, по прогнозам,
будут продолжать расти в геометрической прогрессии. Появление дополнительных нитей вируса является признаком того, что какая-то форма социального дистанцирования будет с нами в течение длительного времени.
Эксперты предсказывают цунами проблем, обрушившихся на население из-за стресса и изменений, которые происходят сейчас и будут продолжаться в отношении работы, отношений, ухода за детьми, образования и здоровья. Приоритизация эмоционального благополучия имеет решающее значение для всех граждан, и это включает в себя внедрение методов охраны психического здоровья в их обычную жизнь и распорядок дня. Психологи играют важную роль в разработке этих новых и инновационных способов предоставления услуг в области психического здоровья.
Объединение работы и семейной жизни стало одним из наших приоритетов в связи с карантином. По мере того, как работники возвращались домой, требовались новые способы адаптации для взаимодействия с супругами, детьми и управления сложными трудовыми и домашними делами. Психологи играют ключевую роль в том, чтобы помочь людям сбалансировать сложное разнообразие требований к ним, помогая с изменением поведения, управлением стрессом, управлением временем, методами психического здоровья и другими элементами, позволяющими справиться с изменениями.
Covid повлиял на образовательные услуги для тех психологов, которые преподают, тех, кто учится, и тех, кто имеет дело со студентами любого типа. Эксперты говорят, что большинство учебных заведений будут проводить хотя бы часть своей учебной программы онлайн даже после того, как пандемия пройдет.
Понимание и оптимизация этого нового стиля обучения ложится на плечи психологов, как учителей, так и исследователей.
В 2021 году и далее понимание того, что происходит с маленькими детьми, будет иметь решающее значение. Для самых маленьких изменения коснулись одной трети или половины их жизни. Каковы будут последствия и средства правовой защиты для развития этих детей и
процветать? Это будет центральным вопросом, который психологи должны решить и установить клинические и поведенческие вмешательства, чтобы смягчить любые последствия для молодежи.
Жизнь для многих замедлилась и затихла, и есть свидетельства того, что по мере того, как суета и шум быстро меняющегося мира стихали, многие сосредоточивались на внутренней, психологической жизни. В одном исследовании, проведенном компанией Canva, занимающейся креативным программным обеспечением, исследователи обнаружили, что 64% респондентов говорят, что Covid положительно изменил их восприятие того, что является самым важным в их жизни.