Неадекватное поведение подростка: Ученые выяснили, в чем причина неадекватного поведения подростков

Трудный подросток: что делать родителям

Что толкает подростка на конфликты с окружающими и как лучше выстроить общение с ним в этом случае

Трудный подросток — так говорят взрослые о детях в возрасте 10–17 лет, чье поведение не соответствует социально принятым нормам. Почему так происходит, пройдет ли это со временем и как вести себя с таким подростком, рассказывают специалисты Центра защиты прав и интересов детей.

Новое поведение: причины и следствия

Во многом противоречивое и даже антисоциальное поведение «трудных» подростков можно объяснить тремя основными причинами: возрастным кризисом полового созревания, врожденным, инстинктивным желанием «отделиться» от родительской семьи и попытками заявить о себе как о личности. Все это вместе порождает новую модель поведения, которая может проявляться по-разному:

  1. подросток часто спорит, дерзит, грубит и огрызается, становится «колючим» в общении;
  1. у него возникают резкие перепады настроения, лень, апатия, нервные срывы, слезливость;
  1. на первое место выходит общение со сверстниками (так называемое клубное поведение), а учеба забрасывается;
  1. экспериментирует с одеждой и внешностью, часто стремясь эпатировать окружающих;
  1. становится скрытным, перестает рассказывать о себе и своих переживаниях, запирается в комнате;
  1. может начать употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества, нарушать закон.

В итоге взрослые находятся в растерянности, не зная, как вести себя с непослушными подростками. «Что происходит с моим ребенком? Я его совсем не узнаю», — говорят родители, видя, как подросток грубо и вызывающе себя ведет, постоянно препирается, бунтует, уходит из дома, прогуливает школу, а иногда идет и на вполне «взрослые» правонарушения.

В пубертатный период, когда усиленно работают все гормональные железы, происходят большие изменения во всем организме подростка как на физическом, так и на психическом уровнях — меняется даже сама структура мозга и характер связей между нейронами. И все эти перемены действительно могут способствовать неадекватному поведению подростка. Причем нередко бывает, что спустя буквально несколько лет, оглядываясь назад, молодые люди сами не понимают, почему вели себя именно так, когда были чуть младше.

Риск возникновения девиантного поведения возрастает, если есть проблемы в детско-родительских отношениях: отсутствует взаимопонимание, предъявляются завышенные требования, при этом взрослые больше интересуются формальными успехами (например, в учебе), но не принимают эмоций ребенка (в том числе и негативных).

Другой спусковой крючок — проблемы во взаимоотношениях между самими родителями: неполная семья или отстраненность супругов друг от друга, разногласия по вопросам воспитания или другим темам. Либо родители, поглощенные зарабатыванием денег, карьерой и собственными межличностными проблемами, просто не успевают уделять достаточно внимания воспитанию детей.

В этом случае они ограничиваются лишь удовлетворением базовых потребностей ребенка (сыт, одет, обут, крыша над головой есть) и не задумываются над его эмоциональными потребностями: в принятии, любви, психологической поддержке, понимании проблем, с которыми он сталкивается. Однако нужно подчеркнуть, что все вышеперечисленное — лишь факторы риска, и начать плохо себя вести может подросток из вполне благополучной семьи.

Меньше запретов, больше внимания эмоциям

Можно попытаться восстановить доверительные отношения, стараясь понять внутренние проблемы ребенка и проводя с ним больше времени вместе. Совместные прогулки и походы, общие увлечения (пусть даже это будут компьютерные игры, если других хобби у подростка нет) помогут вывести отношения на новый уровень и заодно будут способствовать развитию личности ребенка.

Другая задача родителей подростка — помочь ему понять самого себя, свои желания. А заодно информировать о «стоимости» и возможных рисках желаний. Можно вспомнить себя в его возрасте и рассказать о собственном опыте взросления. При этом нужно быть готовыми, что внешне подросток может не проявлять интереса и отмахиваться от таких попыток наладить контакт. Однако это не должно стать препятствием — он все равно сделает для себя выводы из вашего общения.

Также нужно быть готовыми к тому, что ребенок будет подвергать сомнению ваш авторитет, а отношения с вами постепенно отойдут для него на второй план, в то время как все более значимыми фигурами будут становиться сверстники. Самоутверждаясь в группе, подросток может проявлять накопленные негативные эмоции, которые находят выход в антисоциальном поведении. При этом на попытки контроля, запреты или наказания со стороны родителей подросток отвечает протестом или даже бунтом. Ведь для него это выглядит как посягательство на свободу уже взрослого человека.

Главное и при этом самое сложное, что нужно сделать родителям в такой ситуации, — осознать постепенную, но естественную утрату своей власти над подростком, сознательно поменять отношение к нему — уже не как к ребенку, а как к взрослой личности, способной брать на себя ответственность. А затем на основе этого понимания выстраивать отношения заново и постепенно увеличивать степень ответственности, которую может взять на себя подросток.

Необходимо учить ребенка справляться с жизненными трудностями, с личными переживаниями и стрессовыми ситуациями и помогать ему выстраивать правильные жизненные приоритеты. Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноким: у него должна быть уверенность в себе и близких, в том, что ему есть к кому обратиться со своими проблемами и переживаниями. Конечно, подростки крайне неохотно это делают, однако само знание, что «дверь к диалогу открыта», помогает им легче справляться со своими эмоциями.

Опыт успешности как главный стимул развиваться

Вот какие рекомендации дают психологи родителям, которые столкнулись с девиантным поведением подростка и хотят помочь ему пройти через трудный период.

  1. Помогайте ребенку найти тот вид деятельности, где он сможет реализовать себя и будет успешен. Опыт успеха — пожалуй, главное «противоядие» против девиантного поведения. Пробуйте различные спортивные секции, творческие кружки — словом, постарайтесь направить его интересы и энергию в положительное русло.
  1. Используйте конструктивные и адекватные меры поощрения и наказания. Не злоупотребляйте наказаниями и запретами — они лишь вызовут протест. Причины любого запрета или ограничения нужно аргументировать — тогда больше вероятность, что ребенок их примет. Разговаривайте и объясняйтесь с подростком, но не ставьте условий, не требуйте идеального поведения.
  1. Старайтесь следить за режимом дня и обеспечивать полноценный досуг подростка. Обращайте внимание даже на незначительные изменения в поведении, потому что на первых порах девиантное поведение проявляется эпизодически.
  1. Замечайте сильные стороны и качества подростка и старайтесь правильно их использовать и развивать. Вера в своего ребенка и поддержка его успешности — важнейшие стимулы к его самосовершенствованию.
  1. Если самостоятельно найти общий язык с трудным ребенком не удается, не стесняйтесь обратиться к помощи семейного или подросткового психолога. Профессиональная помощь поможет ребенку разобраться в себе и уладить конфликты с окружающими.

Источники:

Вебинар психолога, кандидата социологических наук, аналитика Центра защиты прав и интересов детей Романа Дубровского «Консультирование по вопросам детско-родительских отношений, девиантного поведения несовершеннолетних», 29 апреля 2020 года

Памятка Центра защиты прав и интересов детей «Родителям о психологической безопасности детей и подростков»

Хамство и распущенность подростка: возрастные особенности или неправильное воспитание

Взрослым

08.10.2021

Дети взрослеют и меняются не только внешне, но и внутренне, и эти изменения не всегда радуют родителей. Особенно неприятно наблюдать хамство и распущенность ребенка. Согласно библейским рассказам, Хам — сын Ноя — посмеялся над своим отцом. Хамством стали называть неуважение к родителям, а позже и грубость, резкость, наглость, отсутствие скромности. Родителям многих подростков знакомо такое поведение детей. Что это — неправильное воспитание или возрастные особенности? Давайте разбираться.

Причины хамского поведения

Стоит признать, что чаще всего хамством и агрессией подросток компенсирует неуверенность в себе или привыкает срывать дурное настроение на другом человеке, потому что никто его не тормозил.

  • Плохой пример. По мере взросления дети ассоциируют себя не только с родителями, но и с другими людьми из своего окружения — старшими товарищами, педагогами, друзьями, родственниками. Если примером для подражания становятся хамство, лень и распущенность, то и ребенок будет вести себя соответственно.
  • Насилие в отношении ребенка. Поведение может резко меняться, если ребенок сталкивается с насилием — физическим, психологическим. Для некоторых из них единственным способом справиться с ситуацией становится хамство, неадекватное поведение или апатия.
  • Возрастные особенности. Ребенок взрослеет и борется с авторитетом родителей. Из-за этого он часто грубит, ведет себя развязно, и настроение скачает от хаотичной активности до полной апатии. Важнейшая из психологических задач этого возраста — достичь социальной независимости. Для этого подростки изо всех сил пытаются отстоять свою точку зрения, в том числе и с родителями. Они еще не знают, как иначе можно выразить кипящие чувства, кроме как с помощью криков и грубых слов.
  • Поиск границ дозволенного. Напирая и провоцируя, подростки нащупывают рамки своих возможностей.
  • Чрезмерные нагрузки. Поведение может меняться из-за чрезмерной нагрузки, постоянного давления со стороны родителей или учителей, нездоровой атмосферы в семье и равнодушия взрослых. Уставшему человеку нелегко сдерживать негатив.

Как реагировать?

Стратегия поведения будет зависеть от того, по какой причине ребенок грубит. Поговорите с ним и постарайтесь выяснить, что его беспокоит или тревожит, и, исходя из ответов, выстраивайте взаимодействие. Но в любом случае хамство необходимо пресекать.

Дети имеют право на несогласие и гнев, но выражать свою позицию и чувства они должны уважительно. Непременно говорите об этом: «Я не против другого мнения или несогласия, но знай: неуважительного отношения к себе не потерплю. Не надо закатывать глаза при разговоре со мной, насмехаться над моими словами, повышать голос, грубить и оскорблять меня. При таком раскладе диалога у нас не будет». 

Чего делать нельзя?

  1. Ругать и наказывать. Нотации только усугубят негативное поведение.
  2. Стыдить. Стыд порождает чувство вины, а вина не помогает исправиться.
  3. Сравнивать с другими. Получается, что ребенок недостаточно хорош, а такое мнение родителей может усугубить негативные моменты.
  4. Заставлять и принуждать. Это вызовет сопротивление.
  5. Игнорировать. Ребенок будет думать, что такое поведение допустимо.

Что делать? 

  1. Говорить о своих эмоциях. Объяснить, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка и почему оно вас задевает.
  2. Предлагать альтернативы. Критикуете или запрещаете — накидывайте варианты, иначе ребенку не на что ориентироваться.
  3. Учить понимать себя и свои чувства. Детям сложно разобраться в себе без помощи взрослых.
  4. Стать примером. Если хамить и вульгарно вести себя, то и ребенок будет поступать аналогичным образом. Поэтому подобное поведение необходимо исключить. 
  5. Поддерживать. Не забывать говорить ребенку о том, что любите его и поддержите в любой ситуации.

Если не получается самостоятельно скорректировать поведение ребенка, звоните на Детский телефон доверия 8 800 2000 122 — наши специалисты обязательно помогут вам в этом.

 

 

Поделиться в соцсетях:

Вернуться к списку статей

Читайте также

Плохое поведение подростков | Медицинские журналы

Плохое поведение подростков | Медицинские журналы

ПОЛУЧИТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ

ISSN-2155-9562

Плохой родительский контроль был связан с широким спектром проблем поведения подростков, включая правонарушения; употребление табака, алкоголя и наркотиков; и насилие. Кроме того, родительский контроль может смягчить воздействие негативных факторов риска, таких как генетическая уязвимость, проактивное агрессивное поведение и подверженность сексуальному насилию, давление со стороны сверстников, риск соседства или насилие в обществе. Неудивительно, что клинические и образовательные вмешательства, направленные на снижение проблемного поведения подростков, часто побуждают родителей лучше контролировать своих детей. Эти инструкции часто направлены на повышение внимания родителей и отслеживание (т. или местонахождение. Мало что известно о том, почему подростки раскрывают свое поведение родителям. Ограниченные исследования, изучающие раскрытие информации подростками, показывают, что оно может быть усилено авторитетным воспитанием отзывчивым воспитанием позитивными отношениями между родителями и детьми больше времени, проводимого с родителями и меньше со сверстниками вера подростков в легитимность родительского авторитета и доверие к положительной реакции своих родителей на раскрытие информации подростками и личности подростков.

Активный мониторинг родителей (т. е. отслеживание и контроль) увеличил раскрытие информации в трех исследованиях и не оказал никакого влияния в другом. Наконец, есть некоторые свидетельства того, что негативное поведение подростков снижает вероятность раскрытия информации, а раскрытие информации ребенком влияет на отслеживание и контроль родителей. Эта информация может быть опубликована в нашем рецензируемом журнале с импакт-факторами и рассчитана с использованием цитирований не только из исследовательских статей, но и обзорных статей (которые, как правило, получают больше цитирований), редакционных статей, писем, тезисов совещаний, кратких сообщений и отчетов о случаях. . Включение этих публикаций дает возможность редакторам и издателям манипулировать соотношением, используемым для расчета импакт-фактора, и попытаться быстро увеличить их количество. Импакт-фактор играет важную роль для конкретного журнала. Журнал с более высоким импакт-фактором считается более важным, чем другие.

Перечень высокоэффективных материалов
  • Разработка искусственной спинномозговой жидкости: базовые эксперименты и клинические испытания фазы II и III
    Рюдзо Сиобара, Такаюки Охира, Казухиса Дои, Масухиро Нисимура и Такеши Кавасэ

    Научная статья: Journal of Neurology & Neurophysiology

  • Разработка искусственной спинномозговой жидкости: базовые эксперименты и клинические испытания фазы II и III
    Рюдзо Сиобара, Такаюки Охира, Казухиса Дои, Масухиро Нисимура и Такеши Кавасэ

    Научная статья: Journal of Neurology & Neurophysiology

Актуальные темы в нейробиологии и психологии