Предполагает личностный рост саморазвитие самоактивизацию самореализацию: A воспитание

A воспитание


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


01. Целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру — это …

a. воспитание;
02. Процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта — это …

b. обучение;

03. Процесс и результат овладения воспитанниками системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей — это …

c. образование;

04. Все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; способ освоения ребенком путей вхождения в мир взрослых, культуру социума; специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ — это…

d. субкультура детства.

05. Составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).

a. философия;
06. Дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях.
b. социология;

07. Является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т.п.

c. физиология;
08. Дает знание о морали и природе эстетического, образует основу нравственного и художественного воспитания дошкольников.

d. этика и эстетика;
09. Обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.

e. экономика.

10. Накопление педагогических фактов и явлений, их классификация — это…

a. описательная функция дошкольной педагогики;
11. Раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей — это…

b. объяснительная функция дошкольной педагогики;
12. Разработка конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе — это…

c. проективно-конструктивная функция дошкольной педагогики;

13. Прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения — это…

d. прогностическая функция дошкольной педагогики;
14. Активное формирование педагогического сознания в общественной среде — это…

e. мировоззренческая функция дошкольной педагогики.

15. Методы педагогического исследования – это…

a. совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития; 01. Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека отражает…

a. аксиологический подход;

02. Приобщение детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания отражает…

b. культурологический подход;
03. Упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое отражает…

c. системный подход;

04. Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом.

d. деятельностный подход;
05. Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности отражает…

e. деятельностно-творческий подход;
06. Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания, отдает…

f. личностный подход

07. Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы использует…

g. синергетический подход.

08. Система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений, структурными элементами которой являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации — это…

a. педагогическая теория;

. 09. Система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления — это…

b. педагогическая концепция;

.

01. Считали, что развитие ребенка — это независимый от обучения и воспитания процесс.


a. А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.;
02. Основывались на взаимосвязи развития и обучения.

b. Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др. ;

03. Утверждали, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием.

c. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др..
04. Чрезмерное упрощение и обеднение, когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений, называется…

a. симплификацией;

05. Обогащение детского развития за счет максимально полного проживания возраста называется…

b. амплификацией;

.


Скачать 458,13 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.

Самоценность и уникальность дошкольного детства заключается в следующем:

— ребенок-дошкольник, как личность, находится в стадии становления, созревания и развития, ни одна сторона психики не носит завершенного характера;

— самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;

— это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания — миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром;

— ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т. е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л.С. Выготский), т.е. отвечает его интересам и потребностям;

— неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания и деятельности дошкольника;

— высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для эмоционально-практического познания мира и самого себя;

— у ребенка существует зависимость от взрослого, потребность в общении с ним, сопричастность миру взрослых;

— важнейшими достижениями психического развития дошкольника являются произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка; формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности. Теории соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. ПЕРВАЯ ТЕОРИЯ рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс. Представители: А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное – спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли. Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. ВТОРАЯ ТЕОРИЯ базируется на взаимосвязи развития и обучения. Представители: Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская и др. Развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически тождественны друг другу. Согласно ТРЕТЬЕЙ ТЕОРИИ, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л. С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка.

Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть средство развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей. Данные идеи конкретизированы в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др. Педагогическая теория развивающего обучения предполагает быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей. Приоритетом деятельности дошкольной ступени становится развитие воображения и творческих способностей детей посредством игры, конструирования, чтения сказок, самостоятельного сочинительства. Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация (искусственное ускорение развития) зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А. В. Запорожец), когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
Оптимальным вариантом А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная и конструктивная деятельность, детский труд и др.) Теории развития личности. КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ (Ж. Пиаже) Выдвигают на первый план воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы. В нравственном воспитании учитывается «автономность морали» ребенка, его неумение встать на точку зрения взрослого (эгоцентризм). ПСИХО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.) Рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. Под-нимается вопрос о гендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близ-кими людьми). ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) Центральное место зани-мают первые отношения ребенка с близкими взрослыми, прежде всего, с матерью. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых доказыва-ется решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д. БИХЕВИО-РИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.) Рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения. Научение через подражание является главным способом при-обретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания чело-века, его воли и собственной активности. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер) Предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию. Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе ми-ра» и др. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев) Предпо-лагает развитие личности в деятельности и благодаря ей.

Что это такое и как этого достичь

Самореализация может означать многое, в зависимости от того, кого вы спросите.

Одно из наиболее широко распространенных определений принадлежит Абрахаму Маслоу, психологу-гуманисту. Он описал самоактуализацию как процесс становления «всем, чем вы способны стать».

Ким Эгель, терапевт из Сан-Диего, аналогичным образом объясняет это как «способность стать лучшей версией себя».

Звучит здорово, но как на самом деле стать лучшей версией себя? И как вы узнаете, что достигли этого?

«Для этого нет сценария», — добавляет Эгель. «Каждый должен найти свой собственный уникальный способ услышать внутреннюю мудрость, которая может помочь ему жить жизнью истины».

Только вы можете определить, что значит для вас самореализация, но у нас есть информация, которая поможет вам сдвинуться с мертвой точки и сделать этот процесс менее пугающим.

Многие дискуссии о самоактуализации относятся к иерархии потребностей Маслоу. Он предположил, что людям необходимо удовлетворить четыре основных типа потребностей, прежде чем они смогут удовлетворить пятую потребность в самореализации.

Он организовал эти потребности в пирамиду:

  • Нижний уровень содержит самые основные потребности, такие как пища, вода и кров.
  • Второй этап представляет потребности в безопасности.
  • Третий включает потребность в принадлежности или отношениях.
  • Четвертая стадия включает потребность в уважении или уважении, как со стороны самого себя, так и со стороны других.
  • Пятая ступень, или вершина пирамиды, — самореализация.

Поделиться на PinterestИллюстрация Рут Басагойтиа

Хотя эта модель пирамиды может дать некоторые общие указания на пути к самореализации, она имеет некоторые ограничения. Например, многим людям не хватает еды и крова, но они все еще наслаждаются и поддерживают крепкие отношения и уважают других.

Иерархия потребностей Маслоу — это хорошо, когда вы исследуете самоактуализацию, но это не единственный подход к вещам.

Опять же, самореализация может означать многое для разных людей. Чтобы избавиться от некоторой двусмысленности, было бы полезно подумать о том, что такое самоактуализация 9.0037 не .

Самореализация не предполагает совершенства или того, что все всегда идет гладко. Вы можете реализовать себя и по-прежнему сталкиваться с трудностями.

На самом деле, огромная часть самореализации — это осознание своих пределов в дополнение к сосредоточению внимания на своих уникальных сильных сторонах — будь то практические навыки, воспитание детей, художественные таланты или эмоциональные озарения.

После этого вы будете жить так, чтобы наилучшим образом использовать свои сильные стороны, предпринимая шаги для достижения своих желаний, как больших, так и малых.

Например, вы мечтаете стать поп-певицей. Вы любите музыку, но не можете понять мелодию. В конце концов, вы обнаружите, что неплохо играете на гитаре и таким образом сочиняете музыку.

Вы тренируетесь, развиваете этот навык и продолжаете совершенствоваться с течением времени. Возможно, вы никогда не станете поп-певцом, но вы живете своей потребностью создавать музыку по-другому.

Теперь, когда мы дали базовое определение того, что такое самореализация (и чем она не является), пришло время разобраться в сути того, что на самом деле означает быть лучшей версией себя.

Существует ряд характеристик, которые, как правило, связаны с самоактуализацией.

Имейте в виду, что его можно достичь, не соответствуя всем характеристикам, так же как в равной степени возможно иметь эти черты до достижения точки самореализации.

Вообще говоря, самореализованные люди:

  • Живут независимо. Они не строят свою жизнь вокруг мнения других. Может показаться, что на них не действует социальная обратная связь. Они также ценят одиночество и не всегда нуждаются в компании.
  • Чувствовать реальность и правду. Они могут казаться более приземленными и соприкасающимися с реальными возможностями, и им легче обнаруживать ложь от других людей.
  • Чувствуешь себя комфортно в неизвестности. Они не возражают против того, чтобы не знать, что их ждет в будущем.
  • Имейте сострадание, доброту и принятие. Это касается как их самих, так и других, с которыми они сталкиваются.
  • Обладать добродушным чувством юмора. Они умеют смеяться над собой, когда совершают ошибки, и помогают другим увидеть юмор в сложных ситуациях.
  • Наслаждайтесь значимыми дружескими отношениями. Они склонны строить длительные отношения с несколькими людьми вместо случайной дружбы со многими людьми.
  • Иметь чувство спонтанности. Они живут более естественно, чем жестко, и не боятся следовать тому, что происходит в данный момент, вместо того, чтобы придерживаться рутины.
  • Креативны. Креативность относится не только к художественным способностям. Некоторые самореализованные люди могут иметь способность смотреть на проблемы по-новому или мыслить иначе, чем другие люди. Им может просто не хватать торможения, еще одной характеристики спонтанного характера.
  • Наслаждайтесь максимальными впечатлениями. Пиковое переживание описывает момент эйфории, удивления и радости, часто характеризующийся ощущением связи со вселенной. Они могут показаться моментами, открывающими глаза, когда внезапно становятся ясными более глубокие значения. Однако они не обязательно духовны.
  • Сосредоточьтесь на вещах больше, чем они сами. Они склонны видеть общую картину вместо того, чтобы думать только о своей жизни, и могут посвятить свою жизнь миссии, делу или более глубокой цели.
  • Остановись и понюхай розы. Каждый позитивный или радостный момент — восход солнца, поцелуй партнера, смех ребенка — они ценят как первый, сколько бы раз они его уже не пережили.
  • Иметь чувство справедливости. Они проявляют сострадание и заботу ко всем людям и работают над предотвращением актов несправедливости или неэтичного поведения.
  • Обладать Gemeinschaftsgefühl, или «социальным чувством». Это слово, придуманное Альфредом Адлером, описывает интерес и заботу об общем благополучии других людей.

Если все это кажется недостижимым, помните, что самореализация — это процесс, а не конечная цель. Не существует единой точки, в которой вы «должны» оказаться в путешествии.

«С точки зрения терапевта, самоактуализация — это постоянная работа, — говорит Эгель. «В нашей человечности мы никогда не останемся полностью прежними».

Самореализация — замечательная цель, к которой нужно стремиться. Если вы проживаете свою жизнь с целью и подлинностью и проявляете заботу о других, вы идете по правильному пути.

Эти подсказки могут служить дополнительными ориентирами на вашем пути.

Практика принятия

Умение принимать то, что приходит — таким, как оно приходит — может помочь вам достичь самореализации.

Это может означать, что вы работаете с ситуациями по мере их развития — например, в дождливый день, когда вы планировали мероприятие на открытом воздухе — вместо того, чтобы желать, чтобы все произошло по-другому.

Это также может означать, что вам будет легче принимать неизвестное в своей жизни. Или, может быть, это означает, что вы стараетесь избегать принятия желаемого за действительное и смотрите на вещи более реалистично.

Принятие также относится к человеческому опыту. Не всегда легко любить людей, которые ведут себя недобрым или проблемным образом. Однако вы все равно можете проявлять сострадание, признавая, что у каждого есть свои обстоятельства, с которыми нужно иметь дело.

Помните: принятие кого-то не означает, что вы должны проводить с ним свое время.

Живите спонтанно

Чтобы жить спонтанно, старайтесь наслаждаться каждым моментом, как он есть, не пытаясь думать о том, что вы должны делать.

Возможно, вам будет легко и безопасно придерживаться того, что вы знаете, но боритесь с этим желанием. Рискуйте (в пределах разумного) и будьте готовы пробовать что-то новое.

Вспомнив свои молодые годы, вы сможете раскрыть свою внутреннюю спонтанность. Может быть, вы катались с холмов вместо того, чтобы идти по тропинке. Или вы устроили импровизированный пикник на заднем дворе, почему бы и нет?

Спонтанность может быть такой же простой, как пойти домой другим путем или попробовать еду, о которой вы никогда не думали раньше. Ваше сердце может быть отличным проводником, поэтому обращайте внимание на любые инстинкты, которые вы чувствуете.

Почувствуйте себя комфортно в собственной компании

Важную роль в вашей жизни играют отношения с друзьями, семьей и романтическими партнерами. Но не менее важно развивать отношения с самим собой.

Почти всем полезно время от времени проводить время на себя. Некоторым людям может понадобиться больше или меньше, чем другим. То, как вы проводите это время, может иметь меньшее значение, чем то, что вы за это получите.

Самореализованные люди обычно чувствуют себя спокойно и умиротворенно в одиночестве, поэтому стремитесь восстановить связь с собой, пока не будете с нетерпением ждать одиночества так же (или больше) времени, которое вы проводите с другими.

Цените маленькие вещи в жизни

Звучит как клише, но это ключевой шаг к самореализации. Найдите время, чтобы оценить аспекты своей повседневной жизни, которые часто игнорируются в суете жизни.

Подумайте о таких вещах, как:

  • вкусная еда
  • объятия вашего питомца
  • хорошая погода
  • работа, которая вам нравится ? Жить по-настоящему означает уважать свою правду и избегать таких вещей, как нечестность, манипуляция или отрицание ваших потребностей.

    Это может означать, что вы меньше беспокоитесь о том, что другие люди думают о вас.

    Вместо того, чтобы жить в соответствии с тем, что другие люди говорят или советуют вам делать, вы следуете прозрению, полученному из личного опыта, и живете в соответствии с руководством своего сердца.

    Вы также честны с собой в своих потребностях и желаниях. Вы, конечно, уважаете права и потребности других, но работаете для достижения своих целей так, как можете только вы. Вы работаете, чтобы максимизировать свой потенциал, а не чей-то еще.

    Развитие сострадания

    Самореализованные люди испытывают глубокое чувство к другим живым существам. Их сострадание выходит за пределы их непосредственного социального круга и тех, кого они знают в своей повседневной жизни, к человечеству и миру в целом.

    К некоторым людям сочувствие приходит легче, чем к другим.

    Если вам сложно понять людей, которые сильно отличаются от вас, и сопереживать им, попробуйте узнать больше о людях с другим жизненным опытом, читая книги или пользуясь другими медиа, созданными людьми другого происхождения.

    Ищете другие способы развить сострадание? Попробуйте:

    • волонтерство в благотворительных организациях или проектах, представляющих интерес для людей
    • поиск путей улучшения вашего сообщества
    • расчет вашего углеродного следа и принятие мер по его улучшению

    поговорите с психотерапевтом

    ваших целей, и самореализация не является исключением. Кроме того, вам не нужно сталкиваться с проблемой психического здоровья, чтобы обратиться за помощью.

    Желание развить сострадание, спонтанность и искренность — вполне приемлемые причины для обращения за психотерапией.

    На терапии вы также можете больше узнать о самореализации в общих чертах, поскольку понять эту концепцию может быть сложно.

    Разговорная терапия, которую большинство людей просто называют «терапией», на самом деле является одним из видов гуманистической терапии (в разработке которой участвовал Маслоу).

    Если вы хотите немного глубже изучить духовные или экзистенциальные темы, рассмотрите возможность изучения более специализированных подходов, таких как трансперсональная терапия или экзистенциальная терапия.

    Процесс самореализации может показаться ошеломляющим. Старайтесь не слишком зацикливаться на том, чтобы делать все «правильные» вещи или придерживаться невероятно высоких стандартов.

    Как бы то ни было, Маслоу считал, что настоящая самореализация встречается довольно редко. Эгель соглашается, спрашивая: «Сколько вы знаете людей, которые живут на 100% верными себе?»

    Кроме того, прошлые проблемы или жизненные обстоятельства в настоящем могут затруднить такие вещи, как рост, самоанализ и искренность.

    Наконец, знайте, что даже у самых самореализованных людей есть куда расти.

    «Рост никогда не закончится, пока не завершится жизненный путь», — говорит Эгель. «Достижение точки самореализации должно поддерживаться, так же как уровень пиковой физической формы должен поддерживаться постоянными здоровыми привычками и поведением».

    Признание потребности в постоянном росте также является, как вы уже догадались, частью самореализации.

    Самореализация не является универсальной целью. Нет двух абсолютно одинаковых людей, поэтому у каждого, вероятно, будет немного другой путь.

    Это тоже не то, что можно сделать за выходные.

    Истинная самореализация может быть скорее долгосрочной (даже пожизненной) целью, чем быстрым путем к самосовершенствованию. Тем не менее, работа над тем, чтобы максимизировать свой потенциал и стать лучше, — это отличный способ вести более полноценную жизнь.

    Так что, хотя самореализация может показаться несколько подавляющей, пусть это вас не останавливает. Принимайте каждый день таким, какой он есть, и сохраняйте непредвзятость.


    Кристал Рэйпол ранее работала писателем и редактором в GoodTherapy. В сферу ее интересов входят азиатские языки и литература, японский перевод, кулинария, естественные науки, позитивный секс и психическое здоровье. В частности, она стремится помочь уменьшить стигму в отношении проблем психического здоровья.

    Использование поведенческой активации для преодоления депрессии

    Когда мы в депрессии мы становимся менее активными. Чем менее мы активны, тем меньше у нас возможностей для позитивных и полезных вещей. И чем меньше приятных вещей происходит с нами, тем ниже становится наше настроение. Поведенческая активация (БА) — один из выходов из этого порочного круга. Это практичное и научно обоснованное лечение депрессии.

    Психологи обнаружили тесную связь между нашей активностью и нашим настроением. Когда мы чувствуем себя хорошо, мы проводим время с людьми, чья компания нам нравится, занимаемся делами, которые доставляют нам удовольствие, и беремся за новые задачи и приключения, которые бросают вызов нам как личностям. Вся эта деятельность имеет положительный эффект обратной связи:

    • Делая то, что нам нравится, мы чувствуем удовольствие
    • Бросать себе вызов означает, что у нас есть шанс расти и развиваться, и дает нам чувство мастерства
    • Позитивные отношения с другими людьми заставляют нас чувствовать себя связанными и ценными

    Верно и обратное. Люди, находящиеся в депрессии, как правило, в целом делают меньше, и поэтому у них меньше возможностей чувствовать удовольствие, мастерство и связь — то, что нам нужно, чтобы чувствовать себя хорошо [1, 2, 3]. Легко попасть в ловушку:

    Один из способов выбраться из этой ловушки — дождаться, пока что-то внешнее улучшит наше настроение. Если это произойдет, мы, возможно, почувствуем, что возвращаемся к нашему прежнему уровню активности. Однако этот подход является пассивным и может оставить вас в беспомощном состоянии. Одна большая проблема с пассивным подходом заключается в том, что вам, вероятно, придется долго ждать — предоставленные сами себе эпизоды депрессии могут длиться месяцами!

    Более активный способ разорвать порочный круг депрессии — повысить уровень активности , даже если нам не хочется начинать с . Этот подход называется поведенческой активацией (БА) и представляет собой психологическое лечение депрессии с одной из самых больших доказательных баз, демонстрирующих его эффективность [4, 5, 6]. Поведенческая активация при депрессии заключается в том, чтобы снова сделать вашу жизнь значимой и приятной. Она включает в себя следующие шаги:

    • Изучение порочного круга бездеятельность > депрессия > бездействие и понимание того, что нам нужно активизировать себя, чтобы снова почувствовать себя лучше
    • Наблюдение за нашей повседневной деятельностью, чтобы понять взаимосвязь между нашей деятельностью и нашим настроением
    • Определение наших ценностей и целей (определение того, что действительно важно для нас)
    • Простая активация (планирование и выполнение значимых действий для повышения нашего опыта удовольствия и мастерства)
    • Устранение любых препятствий для активации

    Это руководство проведет вас через все основные шаги, необходимые для начала работы с поведенческой активацией.

    Первым шагом в поведенческой терапии активации является контроль вашей активности и настроения, чтобы лучше понять, как работает ваша депрессия. Это называется Мониторинг активности .

    Вы можете использовать рабочий лист мониторинга активности, чтобы записывать, что вы делаете каждый час бодрствования каждый день в течение недели. Обязательно запишите все в этот рабочий лист поведенческой активации — даже действия, которые кажутся не очень важными. Нам нужно выяснить, как меняется ваше настроение, когда вы выполняете различные действия, поэтому оцените свое настроение для каждого временного интервала по шкале от 0 до 10, где 0 соответствует очень подавленному состоянию, а 10 — очень хорошему.

    Если у вас нет рабочего листа мониторинга активности, еще более простой подход — записывать, что вы делаете каждый час в течение дня. Вы можете сделать это на листе бумаги или в приложении для заметок на телефоне.

    После того, как вы отслеживали свою активность в течение недели, вы можете использовать свою запись мониторинга активности, чтобы найти закономерности между вашей активностью и вашим настроением. Посмотрите на свой заполненный рабочий лист поведенческой активации и задайте себе следующие вопросы:

    • Какие действия были связаны с вашим самым высоким настроением? Что вы делали, когда ваше настроение было на высоте?
    • Какие действия были связаны с вашим самым низким настроением? Что вы делали, когда у вас было плохое настроение?
    • Что вы заметили в связи между вашим настроением и вашей активностью?
    • Были ли дни, когда вы не выходили из дома? Какое у вас было настроение в эти дни?
    • Какое у вас было настроение в дни, когда вы были наиболее активны?

    Теперь составьте список действий, которые помогли вам чувствовать себя хорошо и которые вызвали у вас плохое самочувствие. Вы будете использовать этот список на одном из следующих шагов.

    Наши ценности отражают то, что мы находим значимым в жизни. Это то, что вас волнует в глубине души, и то, что вы считаете важным. Ценности у всех разные, и со временем они могут меняться. Они отражают то, как мы хотим взаимодействовать с миром, с окружающими нас людьми и с самими собой. Психологи считают, что счастливая жизнь — это та жизнь, в которой мы соприкасаемся со своими ценностями: когда мы делаем хотя бы некоторые вещи, которые считаем важными.

    Ценности отличаются от целей. Грубо говоря, цели могут быть достигнуты, тогда как ценности больше похожи на направления, в которых мы хотим двигаться. Например, у нас может быть ценность быть хорошим родителем , что может потребовать усилий всей жизни, и конкретная достижимая цель получить мою дети в школу вовремя . Или у нас может быть цель отправиться на пробежку , придавая значение нашему физическому здоровью .

    Нижеуказанные домены ценятся некоторыми людьми. Могут быть ценности, которые вы считаете важными, и другие, которые не имеют для вас большого значения. Нет «правильных» ответов. Прочтите описания и подумайте о том, что делает жизнь наполненной смыслом, которую вы могли бы ценить.

    Значение Описание
    Семья Какие отношения вы хотите иметь со своей семьей? Каким братом/сестрой/матерью/отцом/тетей/дядей/племянницей/племянником вы хотите быть? Как вы хотите быть в этих отношениях?
    Брак/пара/близость Каким мужем/женой/партнером ты хочешь быть? Частью каких отношений вы хотите быть? Какое партнерство вы хотите построить? Каким человеком вы хотите быть в отношениях?
    Воспитание детей Каким родителем ты хочешь быть? Какие качества вы хотите, чтобы ваши дети видели в вас? Какие отношения вы хотите построить с ними?
    Дружба/общественная жизнь Каким другом ты хочешь быть? Какие дружеские отношения важно развивать? Как бы вы хотели вести себя по отношению к своим друзьям? Какая социальная жизнь для вас важна?
    Карьера / занятость Какая работа для вас ценна? Какие качества вы хотите привить как сотрудник? Какие рабочие отношения вы хотели бы построить? Какая работа для вас важна?
    Образование/личностный рост/развитие Как бы вы хотели развиваться как личность? Какие навыки вы хотели бы развить? Что для вас важно в образовании и обучении? О чем бы вы хотели узнать больше?
    Отдых/ развлечения / досуг Как бы вы хотели развлечься? Что вас расслабляет? Когда вы наиболее игривый?
    Духовность Каких отношений вы хотите с Богом/природой/Землей?
    Гражданство / окружающая среда / сообщество Частью какой среды вы хотите быть? Какой вклад вы хотите внести в свое сообщество? Каким гражданином вы хотели бы быть?
    Здоровье / физическое благополучие Какие у вас ценности в отношении физического благополучия? Насколько важно для вас ваше здоровье? Как вы хотите ухаживать за собой?

     

    Потратьте некоторое время на размышления о ваших значениях. Какие ценности важны для вас? Насколько успешно вы проживаете свою жизнь в соответствии со своими ценностями на данный момент? Используйте приведенную ниже таблицу, чтобы направить свой мыслительный процесс.

    Значение Описание ваших ценностей Важность
    Насколько важно это значение для вас? (Оценка 0-10)
    Успех
    Насколько успешно вы прожили свою жизнь в соответствии с этим значением в прошлом месяце? (Ставка 0–10)
    Семья
    Брак/пара/близость
    Воспитание детей
    Дружба/общественная жизнь
    Карьера / занятость
    Образование/личностный рост/развитие
    Отдых/ развлечения / досуг
    Духовность
    Гражданство / окружающая среда / сообщество
    Здоровье / физическое благополучие

    Следующим шагом поведенческой активации является активация. Вы уже знаете, что важно повысить свой уровень активности , даже если вам не хочется начинать с . С поведенческой активацией при депрессии мы можем дать толчок вашей деятельности, планируя ее и придерживаясь плана. Возьмите лист бумаги и запишите список возможных действий.

    Хорошие места для получения целей активации для вашего плана деятельности:

    • Получите целевые показатели активности из таблицы мониторинга активности:  Какие занятия лучше всего улучшали ваше настроение?
    • Получите цели активации из листа оценки ценностей:  Какие ценности важны для вас больше всего? Какие действия вы могли бы делать, которые соответствовали бы вашим ценностям? Например, если вы цените семью, возможно, вы могли бы запланировать проводить с ними время, занимаясь чем-то конкретным.
    • Убедитесь, что вы выполняете основные действия:  Не забудьте включить такие цели, как ежедневное мытье и чистка зубов, еженедельная стирка, приготовление еды, покупка еды, а также некоторые действия, которые носят социальный характер и означают, что у вас будет контакт с другими людьми.
    • Используйте меню действий: Используйте список занятий, которые помогли другим людям выбрать те, которые, по вашему мнению, могут поднять вам настроение.
    Меню мероприятий
    Сделайте зарядку
    Встретьтесь с другом за чашечкой кофе
    Приготовить для кого-нибудь еду
    Убраться в доме
    Принять ванну
    Послушать любимую музыку
    Сделать кому-нибудь что-нибудь приятное

     

    После того, как вы записали список возможных действий, пришло время создать иерархию действий. Это поможет вам выбрать лучшие виды деятельности для начала. Чтобы создать иерархию действий, напишите список действий и ранжируйте их в соответствии с тем, насколько сложно, по вашему мнению, их будет выполнять (0 = совсем не сложно, 10 = очень сложно).

    Деятельность Ожидаемая сложность (Оценка 0-10)
    Один раз на этой неделе ходить на занятия 7
    Каждый день вставать с постели в 8 утра 6
    Пойти на стрижку 5
    Ремонт кухонной полки 4

     

    Теперь пришло время запланировать некоторые мероприятия на следующую неделю. Начните с выбора действий с низким рейтингом сложности. Запишите действия, которые вы будете выполнять, в форме записи мониторинга деятельности. Важно уточнить:

    • Что такое деятельность
    • Когда  вы планируете это сделать
    • Где ты это сделаешь
    • Кто вы можете выполнять действия с
    Деятельность (Что?) Детали (Когда? Где? Кто? Результат и оценка настроения
    (Оценка настроения 0-10)
    Пойти на урок физкультуры вторник 18:00 Завершено (7)
    Встань с постели… …к 8 утра каждый день 5 из 7 дней
    Пойти на стрижку Четверг, обед, парикмахер рядом с домом Завершено (5)
    Ремонт кухонной полки Понедельник утром, дома Завершено (8)

     

    После того, как вы запланировали мероприятия на неделю вперед, следующим шагом будет претворение плана в жизнь. Удачи!

    • Не начинайте слишком сильно:  Жизнь — это марафон, а не спринт. Новый уровень активности должен быть выше вашего «уровня депрессии», но он также должен быть реально достижим.
    • Разбейте действия на более мелкие этапы:  Допустим, вы определили ценность независимости, но жили с родителями и не имели права водить машину. Некоторыми полезными шагами к вашей ценности самостоятельной жизни могут быть онлайн-заявка на получение водительских прав или составление бюджета, чтобы выяснить, как скоро вы сможете переехать в свое собственное жилье.
    • Вознаградите себя:  Постарайтесь признать, что вы что-то выполнили, а не торопитесь сразу к следующей цели. Некоторым людям полезно отмечать завершенные действия как признание того, что они это сделали. Можете ли вы придумать способ побаловать себя, если вы выполните половину запланированных дел? Какой была бы справедливая награда, если бы вы выполнили их все?
    • Напомните себе, зачем вы это делаете:  Мысли типа «Я сделаю это, когда почувствую себя лучше» коварны и могут прокрадываться снова. Почаще напоминайте себе, что важно быть активным даже если вам этого не хочется и что поведенческая активация является одним из самых эффективное лечение депрессии.

    [1] Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5®) . Американский психиатрический паб.

    [2] Элфри, М.К., и Зигельштейн, Р.К. (2009 г.). «Ловушка бездействия». Больница общего профиля, психиатрия , 31(4), 303.

    [3] Рошанаи-Могхаддам, Б., Катон, В. Дж., и Руссо, Дж. (2009). Продольные эффекты депрессии на физическую активность. Общая психиатрическая больница , 31(4), 306-315.

    [4] Экерс, Д., Вебстер, Л., Ван Стратен, А., Кайджперс, П., Ричардс, Д., и Гилбоди, С. (2014). Поведенческая активация при депрессии; обновление метаанализа эффективности и анализа подгрупп. PloS one , 9(6), e100100.

    [5] Кантер, Дж. В., Манос, Р. К., Боу, В. М., Барух, Д.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts