Неформальный лидер 👨🏽🎤 в коллективе, роль и статус
21 января, 2023 г.
16 отзывов, в среднем 5 из 5
Неформальный лидер задает тон всему коллективу, у него нет фактической власти, но благодаря его психологическим и личностным качествам есть неформальная. Люди слушают, что они говорят и следят за тем, как они себя ведут.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Кто такой неформальный лидер
Человек в коллективе, у которого нет фактической власти, но благодаря его психологическим и личностным качествам есть неформальная.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Как выявить неформального лидера в коллективе
Неформальный лидер в коллективе выявляется с помощью социометрического теста.
Бесплатные раздачи курсов, тренингов, доступ к базе знаний и Google–диску
Регистрируясь, вы принимаете условия обработки персональных данных и условия оферты
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Роль неформального лидера в коллективе
Большую часть своей жизни мы проводим на работе. Мы общаемся с коллегами, поведение которых иногда расходится с нашими представлениями о жизни и загоняет в тупик. Считается, что самый сложный тип общения в коллективе – это общение среди равных сотрудников. Так или иначе приходится соблюдать определенные правила поведения и норм общения.
Конечно, почти у всех компаний есть свой фактический лидер, т.е. человек, обладающий властью, способный решать проблемы и организовывать рабочий процесс.
Однако, часто коллектив (иногда даже не подозревая этого) может искать лидерские черты и в других людях. Людях, которые в компании стоят с ними на одной иерархической ступени. Их еще называют неформальными лидерами.Неформальные лидеры обладают большой властью и могут оказывать огромное влияние на других работников. Если такие люди будут работать на благо интересов организации, то они смогут выступать ударной силой компании.
Рассмотрим подробнее понятия формального и неформального лидерства.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Формальное и неформальное лидерство
Возможно, вы еще в школе могли сталкиваться с каким–то из типов неформального лидерства. Сорвать урок, сплотить одноклассников против кого–то одного или же внести предложение по какому–то вопросу. Все это – поведение лидера.
Во взрослой жизни все обстоит почти также. Неформальные лидеры в большинстве случаев участники коллектива.
Появление неформального лидера в коллективе очень важный момент. Неформальный лидер может помогать организовывать все те процессы, которыми занимается формальный лидер и сплотить компанию, а может внести разлад в ряды сотрудников.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Причины появления неформальных лидеров
Невозможно сказать наверняка кто станет неформальным лидером в коллективе. В каждом конкретном случае факторы будут отличаться. Но есть некоторые общие черты: коммуникабельность, инициативность, интеллектуальное развитие, определенные психологические качества и хорошие ораторские способности. Все эти пункты указывают на то, что человек может быть неформальным лидером. Этот тип лидерства чаще всего появляется стихийно и основывается на компетентности, личных симпатиях и ряде других психологических свойств (например, умении находить выход из сложных ситуаций).
Роль неформального лидера определяется на основе негласного признания командой его авторитета. Главная задача менеджера – быстро определить, будет ли сотрудничество компании с таким человеком приносить пользу организации или лучше от него избавиться.Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Как выявить неформального лидера в коллективе (v2)
Самой эффективной и популярной методикой выявления неформального лидера в коллективе является социометрический тест, разработанный Дж. Морено. Он определяет позицию каждого работника в группе и типы межличностных связей. Цель тестирования – совершенствование межгрупповых отношений. С его помощью можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, оценить социально–психологическую совместимость членов определенной организации, выявить социометрические позиции персонала и обнаружить внутригрупповые подсистемы.
Конечно, это тестирование не предполагает, что вы выявите неформального лидера просто так. Нужно уметь также перегруппировывать людей, чтобы снижалось возможное напряжение в коллективе, возникшее из–за какой–то несовместимости.
Как проходит тестирование?
Тестирование проводится групповым методом и не требует больших временных затрат. Важно, чтобы опрос персонала был анонимным и заочным. Чаще всего задаются четыре основных вопроса, которые предполагают выбор кого либо из коллег для осуществления совместной формальной и неформальной деятельности. Этот опрос еще называется социометрическая карточка.
Выявление неформального лидера просто необходимо в условиях современных социальных норм. Не нужно бояться, если вы обнаружили, что в вашей компании есть один или несколько неформальных лидеров. Лучше попытайтесь сделать его своим другом. Проанализируйте личность, компетенцию, авторитет и воспользуйтесь этим для повышения эффективности работы компании.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Типы неформальных лидеров
Выделяют 2 основных типа:
- конструктивный – влияют на компанию и работу коллектива положительно. Они инициируют обмен информацией и генерируют идеи, организовывают рабочий процесс и помогают адаптации новых сотрудников. Именно они участвуют в создании корпоративной культуры.
- деструктивный – используют свое влияние, чтобы саботировать решения руководства. Нередко они подрывают авторитет руководителя и ставят под сомнение его распоряжения. Снижают эффективность работы и мотивацию сотрудников, создают конфликтные ситуации, а уходя могут увести за собой часть коллектива.
Конструктивных лидеров надо поощрять и мотивировать, т.к. существование положительного неформального лидера – большая удача для организации.
Деструктивная группа, наоборот, не дает коллективу функционировать правильно. Поэтому правильной тактикой для руководителя будет остановить процесс получения неформальным лидером последователей. Сделать это можно путем перераспределения функций, увеличением объема работы или вовсе переводом в другой отдел. Но есть и более рискованный шаг. Можно проявить к его мнению особое внимание и попытаться приблизить к руководству, т.
е. сделать его партнером, чтобы у него появилась возможность взглянуть на все со стороны руководства.Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Типы неформальных лидеров в зависимости от стиля их общения:
Новатор
Творческий и эмоциональный человек. Его идеи оригинальны, но если он не находит поддержки или сталкивается с критикой, то быстро опускает руки. Вы можете советоваться с ними, когда компании нужен новый оригинальный подход к какому–либо вопросу. Они с радостью вольются в какой–то ваш пилотный проект.
2. Координатор
Организованный человек, который готов четко спланировать все рабочие процессы. Обычно может аргументированно ответить на любой вопрос, связанный с рабочей деятельностью, из–за чего пользуется авторитетом. Они привносят в коллектив жизненно важные модели поведения или навыки, и другие, к тому же, обращают на это внимание. Ему можно поручить организаторскую работу или вообще возложить на него часть контролирующих обязанностей.
3. Серый кардинал
Не пытается «сместить» начальство, но знает всю основную информацию о настоящей рабочей деятельности (дедлайны, разногласия, проблематика). Руководитель может узнавать у него полезную информацию, необходимую для анализа социальных отношений в коллективе.
4. Революционер
Этот тип неформального лидера может внести разногласия в коллектив, т.к. он четко отслеживает проблемы и высказывает недовольства, но редко предлагает способы решения. Но это не значит, что такие люди абсолютно бесполезны в коллективе, т.к. они могут стать значимыми общественными деятелями.
5. Весельчак
С ними обычно не скучно, поэтому коллектив легко идет за такими лидерами. Они помогают работникам легче воспринимать монотонную или сложную работу. Они также являются центрами коммуникации: знают многих людей внутри коллектива и свободно с ними общаются. Поэтому они зачастую могут служить связующими звеньями для людей, которые без них никак бы не смогли бы поделиться идеями или информацией друг с другом.
6. Кризис–менеджер
Ситуативный лидер, особо никак не проявляющий себя в условиях обычной работы, но в критических ситуациях – быстро ориентируется и принимает решения.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Стратегия общения с неформальным лидером
Сложно сформулировать одну общую четкую стратегию работы с неформальными лидерами, т.к. каждый случай уникален и имеет свою специфику. Однако можно вывести общие правила привлечения неформального лидера на сторону руководства:
- Политика кнута и пряника не сработает в случае с неформальным лидерством. Потому что, например, увольнение такого человека может быть принято коллективом резко негативно. Повышение тоже должно происходить в «удачный» момент, когда есть уверенность в его лояльности компании.
- Если общаться с неформальным лидером как с экспертом, то можно получить актуальные сведения о проблемах в коллективе. Это поможет исправить какие–то ошибки и более эффективно управлять персоналом.
- Нельзя принимать все решения относительно персонала только на основе мнения неформального лидера. Это может привести к тому, что он поставит под сомнение авторитет формального руководителя, т.к. сложится впечатление, что инициатором всех решений является именно неформальный лидер.
- Последнее слово на совещаниях должно всегда оставаться за руководителем. Если дать всем высказаться, а потом озвучить свое решение, то каждый сотрудник убедится в том, что его мнение ценно для руководителя, можно будет оценить позицию неформального лидера и учесть интересы коллектива.
- Важно всегда поддерживать лояльность неформального лидера. Иначе он может решить, что им пренебрегают и начать действовать согласно этому убеждению.
На самом деле, конечно неформальным и формальным лидером иногда может быть один и тот же человек. Но когда руководитель не совмещает в себе эти функции и качества – необходимы рекомендации по работе и управлению неформальными лидерами. Ведь, как правило, неформальный лидер возникает тогда, когда руководитель упускает какие–то функции. Например: недостаточная мотивация персонала, контакты с сотрудниками, т.е. проблемы коммуникации с персоналом. Для людей это равнозначно отсутствию лидера, поэтому возникает потребность в неформальном.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Почему важна роль неформального лидера?
Сегодня мы находимся на том этапе развития общества, когда человеческие взаимоотношения играют огромную роль в устройстве любой организации. Они дают реальную выгоду, которая сразу же отражается на результатах работы. Именно поэтому руководителю просто необходимо внимательно следить за тем, как меняются настроения в коллективе. Не менее важно и своевременно реагировать на появление неформальных лидеров, т.к. их таланты и деловые качества могут быть очень полезны в работе.
Неформальный лидер
Содержание
- Неформальный лидер: что это?
- Качества неформального лидера
- Неформальный лидер: враг или опора руководителя?
Неформальное лидерство зарождается практически в каждом коллективе, будь это работа, школа или организация. За таким человеком идет весь коллектив. Но что из себя представляет неформальный лидер? Какими качествами он обладает? И какие есть модели поведения такого человека?
Неформальный лидер: что это?
Лидер – это человек, авторитет которого и не подвергается сомнению. Такая личность является ведущей, первой во всех идеях и начинаниях. Часто, это глава какой-то организации, директор фирмы или предприятия. Его должность уже указывает на статус и положение в коллективе. И хотя кто-то может подвергать сомнению правление этого человека, это никак не отражается на лидере. Данные характеристики присущи формальному лидеру, однако ни один коллектив не обходится без стихийного появления и другой личности.
Неформальный лидер – это человек, который не имеет какого-то особого положения. Однако его мнение порой даже выше главы компании. Главное достоинство такого человека – его качества, которые и делают его лидером организации. Благодаря наличию особого опыта и модели поведения он завоевывает доверие окружающих людей. Он вызывает восхищение, за ним готовы все идти и даже менять свое мнение в пользу этого человека. С неформальным лидером люди стремятся завязать дружбу, укрепить отношения, и это никак не связано со служебной иерархией или договоренностями.
Качества неформального лидера
Независимо от коллектива, где находится неформальный лидер, его отличает ряд качеств, за счет которых он и выделяется. К ним относится:
Общительный человек. Каждый неформальный лидер с легкостью вступает в контакт с другими людьми и начинает с ними разговор.
Умение побеждать в споре и менять взгляды окружающих людей так, чтобы они сами этого не поняли.
Потребность в лидерстве. Такой человек стремится завладеть ситуацией и управлять другими людьми.
Способность заострить внимание на себе и своей позиции.
Обаяние. Лидером становится тот, кто привлекателен и внешне, и внутренне. С таким человеком хочется общаться и даже рассказать ему то, что сокровенно для вас.
Нет боязни изменившихся обстоятельств. Неформальный лидер быстро ориентируется и выкручивается даже из незнакомой ему ситуации.
Позитив. Даже при тяжелых обстоятельствах и неприятных ситуациях неформальный лидер не падает духом, у него хорошее настроение и положительный настрой. Этим он и заряжает других людей.
Чтобы понять, кто в вашем коллективе неформальный лидер, вам стоит задать себе такие вопросы:
— Чье мнение вы, как сотрудник фирмы, цените выше всего?
— К кому бы вы обратились в первую очередь за советом по работе или новому делу?
— С кем бы вы продолжили сотрудничество, если бы вам предложили более выгодное место работы?
Неформальный лидер: враг или опора руководителя?
В зависимости от человека и его модели поведения становится понятно, кем он приходится руководителю и главе фирмы.
Опорой руководителю неформальный лидер становится в том случае, когда его идеи не идут в разрез с установленными нормами главой фирмы. Они – инициаторы, идейные личности, благодаря чему компания только укрепляется и развивается. Неформальные лидеры устанавливают положительную атмосферу в коллективе, они помогают новичкам быстрее освоиться и стать частью организации.
Деструктивный лидер – полная противоположность конструктивному. Цель такого человека – подорвать авторитет главы, чтобы его решения казались сотрудникам необъективными и необоснованными. Такой подход только понижает эффективность работы коллектива, нарушает мир и порядок внутри его.
Увольнять деструктивного лидера – не вариант, важно понять его цель и перехватить ее. Главное – оказывать мощное влияние на сотрудников и подвергать сомнению своими поведением слова лидера. Только при серьезных изменениях и ответственном подходе получится достичь желаемого результата и восстановить свой авторитет!
высокоэффективные человеческие ресурсы в организациях
Неформальное лидерство сыграло фундаментальную роль в функционировании, инновациях и реализации организационных стратегий, непосредственно способствуя успеху организаций, однако во многих случаях оно стало источником неэффективного формального лидерства. в рабочей группе, которая не смогла оправдать ожидания от назначенной должности.
Эти неформальные лидеры — это люди, которые, не имея официальной власти в организации, влияют на других и направляют их, пользуясь авторитетом, доверием, уважением, знаниями и опытом. Люди, признанные своими коллегами и начальством в рамках организационной структуры, выделяются среди остальных либо из-за своих физических особенностей, характеристик и/или поведения, либо из-за типа влияния, которое они оказывают, будь то социальное, техническое или Мнение.
Важность выявления этих неформальных лидеров в организациях заключается не только в том, чтобы знать, кто они, но и в том, чтобы знать, что с ними делать или как максимально использовать их способность влиять и создавать круги власти, с помощью которых они контролируют других. , такие как рабочие группы или их самые ярые последователи. Принимая во внимание, что это влияние не всегда положительное, поэтому влияние их действий на организацию может иметь серьезные последствия, например, начало забастовки в пользу отдельного лица или группы власти, которая хочет подвергнуть организация по своей воле.
Появление неформального лидера
Несмотря на количество ресурсов, которые организации год за годом выделяют на развитие навыков и/или компетенций своих людей, результат не всегда является желаемым, так как это обучение не всегда вооружает формальному лидеру эффективно выполнять свою работу. Это обучение регулярно не позволяет развить достаточные ресурсы для того, чтобы сам сотрудник осознал, что он или она не обеспечивает уровень влияния, ожидаемый от роли, которую он играет внутри организации. Например, руководитель проекта или региональный руководитель должен полагаться на ресурс автократии, чтобы гарантировать, что все будет выполнено, вместо того, чтобы поощрять и направлять своих сотрудников, чтобы задачи выполнялись своевременно.
Затем и, как следствие, появляется неформальный лидер, который, демонстрируя свою харизму или личность, может влиять и убеждать команду в том, что он должен выполнить работу в оговоренное время, или направлять группу со своей точки зрения, опыта и знаний, будучи пример для подражания для других и создание связей влияния, которые иногда выходят за рамки рабочего места. Что в конечном итоге станет важной частью организационной культуры, способствуя хорошему уровню удовлетворенности и вовлеченности в организацию.
В этом смысле выявление неформальных лидеров и разработка эффективной стратегии формирования могут иметь ключевое значение для их роста с целью превращения их в следующих формальных лидеров или тех, кто благодаря своим навыкам и способностям может стать взять на себя коучинговые или наставнические роли в организации. Точно так же это также помогает выявить пробелы или отставание в навыках, требуемых формальными лидерами, которые необходимо устранить.
Социально-культурный и организационный контекст
Неформальные лидеры действуют в определенных контекстах или ситуациях, обзор их обстоятельств необходим, чтобы понять их влияние и актуальность, которую эти лидеры имеют в конкретных социально-культурных контекстах, чтобы понять местные обычаи и обычаи. Не знать, что это понимание может нанести ущерб реализации глобальной стратегии с точки зрения организационной культуры. Например, в рабочей среде, где сотрудник никогда не уходит домой раньше своего непосредственного начальника или где сотрудник должен быть доступен в любое время для своего начальника, это хорошо видно большинству сотрудников. Он описывает тип организационной культуры. Однако неформальный лидер, который не следует этому поведению, может вызвать некоторое раздражение остальной части команды по отношению к руководителю из-за того влияния, которое он имеет, и повлиять на производительность группы как группы.
Точно так же местные компании, которые глубоко укоренились в своих культурных традициях, как правило, сталкиваются с трудностями, когда хотят стать частью глобализованного мира, например, возникают сомнения, обеспечивает ли удаленная работа тот же уровень производительности, что и работа, выполняемая в объекты компании. Следовательно, важно отметить, как организации в настоящее время организуются в отношении этих новых методов работы, скажем, что нам пришлось адаптироваться к текущим обстоятельствам пандемии (COVID-19). ). Таким образом, переход от очной работы к удаленной рабочей среде, когда это позволяет тип отрасли или работы, неформальный лидер может быть отличным интегратором этих рабочих групп, будь то очная или удаленная работа, благодаря уровням влияния, которые они могут иметь.
С другой стороны, с течением времени усиливается тенденция к созданию все более горизонтальных организаций; это не означает, что иерархическая структура больше не играет важной роли в управлении компанией. В прошлом от лидеров ожидалось, что у них будет много последователей и они будут жестко контролировать их, когда от них ожидалось, что они будут делать все, что требуют их лидеры, такой порядок больше не является идеальным или приемлемым в сегодняшнем контексте. В этом смысле неформальный лидер играет важную роль, когда речь идет о влиянии на остальную команду для достижения какой-либо организационной стратегии, от снижения уровня коммуникации на всех уровнях компании до использования неформального лидера в качестве агента изменений.
Характер их влияния
Поскольку лидерство представляет собой непрерывный процесс влияния, важно, чтобы лидер владел этим навыком, чтобы вести команду в определенном направлении для достижения поставленных целей. Чтобы понять, как влияние воздействует на неформальных лидеров, важно понять его природу и различные типы осуществляемого лидерства, такие как социальное, техническое и общественное.
Неформальные лидеры социального типа обычно получают признание в организациях за их эмпатию, отличные навыки общения и сотрудничества. Как правило, их уровень влияния основан на их эмпатии, поэтому их описывают как жизнерадостных, позитивных людей, которые хорошо интегрируются с другими. У них также может быть харизма, которая помогает им установить личную или моральную репутацию, используя убедительный и аргументированный язык, чтобы убедить других, хотя им может не хватать знаний для решения технических или сложных проблем, они могут влиять на других, чтобы решить их вместо них.
Неформальные лидеры технического типа обычно считаются экспертами, проводниками или инструкторами, даже если они не играют официальной роли в организации, будь то коуч или наставник. Хотя некоторые компании часто предоставляют этим техническим экспертам формальные должности, это не всегда лучшее решение, поскольку их мягкие навыки, такие как общение, сотрудничество и интеграция команд, не всегда являются их сильными сторонами. Когда у компании возникает техническая проблема, эти неформальные лидеры могут решить проблему, часто молча и без претензий на признание.
Неформальные лидеры, придерживающиеся мнения, влияют на убеждения, мотивацию, построение идей, взглядов и поведения других, поэтому обычно они оказывают большее влияние на определенную группу, когда разделяют коллективный идеал. Когда у коллеги возникает этический или идеологический вопрос или проблема, он обращается к этому типу неформального лидера. Точно так же они появляются, когда продукт или услуга находится на стадии принятия, эти лидеры могут убедить других использовать продукт или услугу. А также они вносят большой вклад в организации как агенты перемен, если вам нужно распространить идею или преобразовать слова в действия. Вполне вероятно, что делать это через них — лучший способ достичь как можно большего числа ушей, с уверенностью, что это будет сообщение, к которому будут прислушиваться, однако этот тип неформальных лидеров обычно маскирует себя и не привлекает к себе внимания, поскольку у них есть моральная цель, основанная на общем благе, а не на личной выгоде.
Характеристики и модели поведения
В своих первых метаэтнографических исследованиях лидерства Пилстик, пионер идеи неформального или подлинного лидерства, перечислил некоторые исходные характеристики и модели поведения, которые существовали до сегодняшнего дня, на основе шести основных тем. : общее видение, общение, межличностные отношения, развитие сообщества, руководство и характер. Последнее напрямую связано с харизмой, которую представляет неформальный лидер и по которой мы, безусловно, все способны с определенной степенью уверенности идентифицировать окружающих нас неформальных лидеров или признать себя одним из них.
Некоторыми из характеристик, которые мы можем наблюдать у неформальных лидеров, являются приверженность, доверие, сотрудничество, авторитет, опыт, экстраверсия, честность, смирение, чувство юмора, настойчивость, принципиальность, поощрение гендерного равенства, ответственность, надежность и честность в том числе.
Мы также можем наблюдать некоторые из их поведения, такие как обмен знаниями, обучение или обучение других, принятие и поощрение разнообразия, создание социальной идентичности, мотивация других, создание межличностных отношений, проявление уважения к другим, интеллектуальная стимуляция, среди прочего.
Преимущества выявления неформальных лидеров
Организации, принявшие стратегию выявления неформальных лидеров как часть своей обычной практики, добились значительных улучшений в различных областях, таких как идентификация ключевого персонала в организации, обучение и развитие формальных лидеров, улучшение организационного климата, принятие решений относительно мобильности персонала внутри компании, карьерных планов и преемственности.
В области идентификации ключевого персонала идентификация неформальных лидеров помогает компаниям иметь более эффективный инструмент для выявления сотрудников, соответствующих определенному профилю или требуемых организацией. Либо для заполнения позиций отдельными лицами или экспертами, либо в качестве агентов изменений в стратегии управления изменениями, а также для выявления персонала, который может перейти от процесса аутсорсинга к прямому найму или к профилированию профсоюзных лидеров.
Относительно обучения и развития формальных лидеров замечено, что формальный лидер, которого поддерживает неформальный лидер, не действует в ущерб своему лидерству. Наоборот, он может стать отличным союзником для общения с остальными членами команды, с которой он работает, если выработаны эффективные стратегии интеграции и командной работы. Точно так же из пробелов, выявленных в компетенциях формальных лидеров, могут быть сформированы эффективные стратегии обучения, основанные на их положении и стратегических целях, преследуемых компанией.
Улучшение рабочей среды во многом зависит от межличностных отношений на всех уровнях организации. Иногда, когда организационные изменения вызывают отсутствие направления или видения со стороны руководства, неформальные лидеры вмешиваются, чтобы обеспечить порядок и направление. Их идентификация также помогает нам получить информацию, связанную с существующей культурой и субкультурами с точки зрения типа лидерства, существующего в компании (социальное, техническое и общественное мнение), и уровней влияния, оказываемого этими неформальными лидерами.
Текущие исследования показывают, что современные сотрудники становятся все более высококвалифицированными и образованными людьми, поэтому они ожидают увидеть четкую карьеру с возможностью продвижения по службе и получить официальное признание со стороны организации не только от своих руководителей, но и от своих коллег. Своевременное выявление неформальных лидеров, которые потенциально могут быть формальными лидерами, поможет нам разработать более эффективные планы карьеры и преемственности. Их идентификация предоставляет нам соответствующую информацию, касающуюся их уровней влияния, основанную на их навыках, способностях, поведении и их ожиданиях от организации, после чего мы можем принимать уверенные решения относительно мобильности персонала внутри компании.
Выводы
Мы можем сделать вывод, что неформальный лидер играет фундаментальную роль в успехе организаций благодаря тому влиянию, которое их характеристики и поведение оказывают на рабочие группы. Будучи ресурсом высокой ценности в организации, если мы сможем идентифицировать и управлять им, он может стать эффективной точкой связи между высшим руководством и оперативными уровнями.
Выявление и понимание характера и масштабов его влияния может быть полезным при наличии определенной организационной цели, используемой для определения личного ключа внутри организации, реализации стратегии управления изменениями, улучшения организационного климата в компании, разработки планов карьеры , среди многих других организационных целей.
Его управление не ограничивается одним типом отрасли или организации, государственной или частной, поскольку его характеристики и поведение присущи индивидууму, а не организации. Таким образом, компании, применяющие стратегии идентификации и управления неформальными лидерами, получат ценный инструмент для принятия стратегических решений на всех уровнях.
Bassher® Technologies & DSer® Organizational
В Bassher® Technologies & DSer® Organizational мы уже более 15 лет разрабатываем методологии и технологические инструменты для выявления и управления неформальными лидерами, участвуя вместе с местными и глобальными компаниями в различных областях, сегментах и отраслях (горнодобывающая промышленность, фармацевтика, продукты питания и напитки, финансовые услуги, производство и др.), генерируя высококачественную информацию для наших клиентов, всегда стремясь внести свой вклад в достижение их стратегических целей.
Ссылки
Balloo, P. (2018). Теория лидерства и социальные изменения. Формальные и неформальные аспекты лидерства в организациях. GlobalED Advance Press.
Басс, Б.М. и Штайдлмайер, П. (1999). Этика, характер и подлинное трансформационное поведение лидера. The Leadership Quarterly, 10 (2), 181–217. doi:10.1016/S1048-9843(99)00016-8
Бродбент М. и Китзис Э. (2005). Новый руководитель ИТ-директора: определение повестки дня и достижение результатов. Гарвардская деловая пресса.
Чан, К.К. и Мишра, С. (1990). Характеристики лидера мнений: новое измерение. Журнал рекламы, 19 (3), 53–60. doi:10.1080/00913367.1990.10673192
Ито, М. И., Оцуки, Х. и Сасаки, А. (2018). Появление лидеров мнений в справочных сетях. PLOS ONE, 13(3), e0193983. doi:10.1371/journal.pone.0193983
Йоханнессен, И. А., Макартур, П. В. и Йонассен, Дж. Р. (2015). Избыточность неформального руководства: сбалансированная структура и гибкость в подводных операциях. Скандинавский журнал менеджмента, 31(3), 409. –423. doi:10.1016/j.scaman.2015.01.001
Kyungchool, J. (2016). Качества неформальных лидеров, факторы, влияющие на формирование неформального лидерства, и парадокс формальной власти. Майами, Флорида: Международный университет Флориды.
Майнер, Р. К. (2013). Неформальные лидеры. Журнал лидерства, подотчетности и этики, 10 (4), 57–61.
Эрнандес Рохас, Э., Имран, А., и Нгуен-Хоан, Л. (2021). Неформальные лидеры и их влияние в организациях информационных систем в развивающихся странах: тематическое исследование в Мексике. В П. Беднар, А. Нолте, М. Раджанен, А. Сигридур Ислинд, Х. Валло Халт, Ф. Заглул, А. Раварини и А. М. Браччини (ред.), Материалы 7-го Международного семинара по социально-технической перспективе. in IS Development (STPIS 2021) Виртуальная конференция в Тренто, Италия, 11-12 октября 2021 г. (стр. 1-17). (STPIS 2021: Социально-техническая перспектива развития ИС 2021; Том 3016). Материалы семинара CEUR. https://drive.google.com/file/d/1-VsnqGUGCBMTPF_aBrZyE6cmFdPOJDCg/view
Pielstick, CD (2000). Формальное и неформальное лидерство: сравнительный анализ. Журнал лидерства и организационных исследований, 7 (3), 99–114. doi: 10.1177/1071791
700307
Росс, Калифорния (2014). Преимущества неформального лидерства. Медсестра-лидер, 12 (5), 68–70. doi:10.1016/j.mnl.2014.01.015
Сантамария, Э. и Вильявисенсио, Э. (2016). Глобальный коучинг. Мехико, Мексика: редакция DSer.
Страмба, Л. (2003). Практика лидерства слуг. Предприятие муниципального колледжа, 9(2), 103–113.
Чжан, К., Нарганг, Дж. Д., Эшфорд, С. Дж. и ДеРю, Д. С. (2020). Рискованная сторона лидерства: концептуализация восприятия риска в неформальном лидерстве и исследование последствий их с течением времени изменений в командах. Организационная наука, 31 (5), 1138–1158.
Следуйте за (неофициальным) лидером | LMA
Как мы все знаем, будучи членом команды, успех группы — да и всей организации — может во многом зависеть от динамики, существующей внутри команды. Кратко подумайте о команде, в которой вы проводите больше всего времени. Без сомнения, вы сможете вызвать в воображении набор персонажей, которые исполняют разные роли в группе. Один может быть доминирующим голосом, другой может решать проблемы, кто-то еще может быть менеджером конфликта, а формальный лидер группы явно проявляется как тот человек, который имеет право принимать окончательное решение.
Хотя вы или кто-то еще в команде может быть признан этим формальным лидером, вы также можете знать о другом типе лидера в вашей команде, о ком-то, кто, кажется, обладает сверхъестественной способностью влиять на людей и способствовать изменениям; а именно, неформальный лидер. Часто харизматичные, явно лояльные и влиятельные неформальные лидеры обычно не назначаются организацией в качестве формального «лидера», но в них есть что-то, что выделяет их и оказывает решающее влияние на деятельность и результаты окружающих. .
Немного лучше понимая, что неформальные лидеры могут привнести в вашу организацию, если их правильно взращивать, вы сможете найти эффективные способы сотрудничества с ними, которые могут инициировать существенные изменения и улучшения в масштабах всей компании.
ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРА
Несмотря на то, что несколько исследований очень глубоко изучали роль формального лидера в поощрении или препятствовании появлению неформальных лидеров, те, которые были завершены, предоставили некоторую ключевую информацию. Чтобы наилучшим образом использовать своих неформальных лидеров, вы должны сначала научиться их распознавать. Знание некоторых ключевых характеристик может помочь вам в начале процесса:
Авторитетные характеристики:
- Они не назначаются организацией в качестве лидеров, но часто обладают широким влиянием благодаря своей способности помогать другим членам команды удовлетворять потребности и достигать целей;
- Они склонны выслушивать все точки зрения, прежде чем принимать решения.
Характеристики отношений; - К ним автоматически обращаются за советом и помощью, когда у коллеги возникает проблема;
- Они часто являются выдающимися членами команды со здравым смыслом и лояльностью к компании;
- Они могут наставлять других сотрудников, даже если их об этом не просят.
Коммуникационные характеристики:
- Они в значительной степени способствуют вашему успеху и успеху вашей команды, когда на них возлагается дополнительная ответственность;
- Их стиль общения основан на духе товарищества и общих интересах.
Clients of Leadership Management Лицензиат из Австралии Сюзанна Уилсон знала, что в их команде есть неформальный лидер, когда они признали трудовую этику и врожденные лидерские качества одного из лучших агентов. Шарлотта и Джеймс Маршалл владеют несколькими офисами Harcourts Charlton Realty в Окленде; масштабы и рабочая нагрузка означают, что они в значительной степени полагаются на неформальных лидеров в своих командах.
«Майк [Робсон] работает старшим консультантом по продажам вместе с командой из шести или семи других агентов. У него есть стиль, которому подражают другие. Он спокоен, рассудителен, сосредоточен на помощи другим и выступает в роли наблюдателя и наставника для всех, с кем работает», — объясняет Шарлотта Маршалл.
«Майк не имеет эгоизма и пользуется большим уважением в офисе и в обществе. Затем такое поведение распространяется на всю команду. Майк также посещает все, что навязывает бизнес, и поддерживает бизнес, показывая путь другим. Тот факт, что это подлинное поведение, а не принудительное, означает, что оно оказывает еще большее влияние», — говорит Шарлотта.
Знаете ли вы кого-нибудь в вашей организации, кто похож на Майка? Если да, то, вероятно, вы нашли неформального лидера, который ждет развития и использования.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ: КАК ИХ ВЫЯВЛЯТЬ
Хотя HR-специалисты и руководители групп часто признают, что совместное лидерство приносит пользу командной работе и, в конечном счете, организационному успеху, понимание того, как создать условия для появления неформальных лидеров и содействия изменениям
, все еще остается остается проблемой.
После того, как вы определили, кто ваши неформальные лидеры, важно иметь действенный план, чтобы менеджеры по персоналу могли успешно взращивать их на благо всей команды.
Официальный процесс. Пожалуй, наиболее очевидным и традиционным является проведение регулярных собеседований. Традиционные HR-инструменты, такие как этот, могут помочь открыть дискуссию о дальнейшем обучении или развитии в будущем как части более крупного плана их карьерного пути и выбора. Хотя это не обязательно должно привести к официальному продвижению по службе, вы признали неформального лидера и молчаливо призвали его оказывать положительное влияние в организации благодаря вашему доверию к нему.
Пригласите их к столу. Лидер способствует безопасности группы, легко и открыто предоставляя информацию членам своей команды. Хотя вы, возможно, не сможете поделиться всем с неформальным лидером, полезно учитывать его мнение и влияние, когда решения передаются высшим руководством. Их понимание и влияние в сети сотрудников могут быть неоценимы при попытке оценить реакцию на предполагаемые изменения или события, которые затронут всех сотрудников.
Выразите общее видение. В отсутствие общего видения неформальные лидеры все равно будут работать над достижением своих целей, однако эти цели не будут восприниматься как направленные на улучшение группы и, следовательно, не будут внутренним мотиватором для ключевого влиятельного лица в группе. И наоборот, при высоком уровне общего командного видения неформальные лидеры будут инстинктивно привлекать группу к себе, чтобы увидеть положительные изменения, представленные общим видением для всей команды. Продвигая общее видение всей компании, вы активируете внутреннюю мотивацию неформального лидера, а также положительно влияете на окружающих.
ПОЧЕМУ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ ТАК ВАЖНЫ?
Не существует единственного или короткого пути к поиску ваших неформальных лидеров; Требуется менеджер с прочными отношениями со своей командой, чтобы иметь возможность посвятить время и усилия, чтобы познакомиться со своими неформальными лидерами и увидеть потенциал, который они могут принести всей группе.
Итак, почему вы должны тратить время на поиск и признание своих неформальных лидеров?
Постоянно сокращающийся традиционный средний уровень управления фактически был заменен множеством различных лиц, выполняющих роли руководителей проектов и продуктов, а также руководителей групп. Часто вашими неформальными лидерами будут эти работники, те, кто занят и выполняет работу. Часто создается впечатление, что они стремятся изменить мир или, по крайней мере, улучшить свою организацию к лучшему.
Для Шарлотты и Джеймса Маршаллов наличие в команде такого неформального лидера, как Майк, означает, что все получают пользу от его присутствия.
«В условиях высокой конкуренции Майк поддерживает философию Charlton Realty «каждый помогает каждому». Он не бренд-менеджер, и его не просят делать такие вещи — так уж сложилось. Такие люди, как он, хотят добиться успеха, как и он, и поэтому делают то же, что и он», — объясняет Шарлотта.
С точки зрения Charlton Realty становится ясно, что, потратив время и приложив усилия к тому, чтобы узнать, кто является их неформальными лидерами, они могут лучше внедрить свою сильную корпоративную культуру и более четко направлять других сотрудников к еще более высоким и целенаправленным достижениям. .
РАЗВИТИЕ ВАШИХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ
Знание того, кто на какую роль подходит в хорошо функционирующей команде, может быть разницей между высокоэффективной командой и командой, которая постоянно отстает и не впечатляет.
Чтобы наилучшим образом развивать свой талант, вопрос создания и поддержки неформального лидерства должен в первую очередь выходить за рамки повседневных операций и забот вашей организации; это должно быть центром для большего развития и преобразования места и людей вокруг вас, чтобы соответствовать постоянно меняющемуся и сложному миру.
Для Тео Фрайера из службы коммерческих дверей в Крайстчерче неформальные лидеры в его команде были выработаны в ходе дополнительного обучения, а также на практике благодаря их конкретным ролям в команде.
«В бизнесе есть много должностей, на которых нет титула лидера, но где люди действительно должны брать на себя ответственность руководства», — говорит региональный менеджер Тео. «Кайл, один из членов команды Commercial Doors, который недавно участвовал в программе развития лидерства в LMA (Leadership Management Australia), является одним из этих людей.
«Недавно Кайл выступал в качестве наставника или тренера для нового члена команды. Это не формальная договоренность; однако он взял на себя ответственность растить и развивать этого человека и делиться своими знаниями, чтобы помочь ему», — говорит Тео. Для Тео и его команды в Commercial Door Services развитие их неформального лидера Кайла посредством обучения, а затем подтверждение этого возможностями для развития на рабочем месте было ключом к достижению более важных целей стратегического развития команды.
Однако, как и в большинстве случаев, связанных с неформальным лидерством, существует множество способов, которыми вы можете руководствоваться при выборе путей развития их влияния и положения в команде.
Воспринимайте повышение, но не как данность. Хотя может показаться, что продвижение неформальных лидеров на формальные руководящие должности имеет смысл, это также может быть следствием слишком большой власти и недостаточной подготовки или обучения. Примите во внимание все последствия и выгоды, прежде чем приступать к продвижению по службе влиятельных неформальных лидеров, и убедитесь, что на протяжении всего процесса с неформальным лидером консультируются по поводу его подлинных карьерных устремлений.
Используйте свое раннее усыновление неформальных лидеров. Привлекая своих опытных неформальных лидеров к пилотным проектам или командным разработкам, вы доверяете им быть первыми, кто испытает и оценит изменения и расскажет о них. Поступая таким образом, вы удовлетворяете их желание принимать более активное участие в важных решениях и разработках, а также получаете систему поддержки изменений, которые вы намереваетесь осуществить, с сильным влиятельным лицом в лице вашего неформального лидера.
Например, в случае с Commercial Door Services, несмотря на то, что Кайл официально не продвигался по службе, Тео отметил: «Без такого рода неформального руководства время, необходимое для введения в должность сотрудников, было бы значительно больше, что повлияло бы на итоговую прибыль.