Нейтральная по знаку эмоция представляет: Эмоции. Теории эмоций. Виды эмоций

Содержание

Эмоции человека

28.09.2011

Душевная жизнь человека наполнена множеством сменяющих друг друга разнообразных переживаний, таких как удивление, тревога, радость, стыд и др. Их называют эмоциями.

Эмоции человека — это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека событий, предметов, явлений и людей в форме переживаний. Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости: полезности — вредности, важности — неважности. Следует особо подчеркнуть, что эмоциональная ориентировка, в отличие от рациональной, является гораздо более кратковременной (чаще всего мгновенной), непроизвольной, плохо осознаваемой, не требует специального обучения (то есть врожденная), возможна в условиях дефицита информации. Любая возникшая у человека эмоция выступает для него как жизненно важный внутренний сигнал, ориентирующий и направляющий его последующие мысли и действия.

При этом он может даже не осознавать их истинных причин и оснований, однако оставаться уверенным в их правомерности. Уровень личного внутреннего доверия к эмоциональным сигналам всегда остается максимально высоким.


В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента:

  • предмет,
  • эмоциональное переживание,
  • потребность (мотив).

Предмет эмоции представляет любое значимое для человека событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Это может быть оценка на экзамене, опоздание на работу, природное явление, чей-то поступок, собственная мысль и т.п. Такие значимые события и ситуации называются эмоциогенными. Они могут возникать стихийно или создаваться кем-то преднамеренно. Предмет определяет содержание эмоциональных переживаний. Однако человек далеко не всегда осознает предметное содержание своих эмоций.

Центральный компонент эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием, то есть той субъективной реакцией, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией: радость, недоумение, удивление, испуг и т. п. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и всегда осознается человеком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний душевный мир человека (внимание, мышление, память, воображение, восприятие), а также его физиологические процессы (сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные и т.д.).

Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание (критерий) для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной потребностью (потребностями), препятствует или способствует ее удовлетворению. Значимость всегда задана потребностями. Поэтому при их отсутствии эмоции невозможны. Например, у голодного человека возникает множество связанных с этим эмоциональных переживаний, порождаемых соответствующими ситуациями. Однако те же самые ситуации сразу же перестают быть значимыми, как только пищевая потребность будет удовлетворена.

Таким образом, эмоциональные переживания можно рассматривать как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненные ситуации.

Функции эмоций

Эмоции являются очень важными психологическими инструментами обеспечения социального бытия человека. Именно поэтому они возникают и существуют у человека как необходимая сторона его душевной жизни. Эмоции выполняют следующие функции: оценочную, сигнальную, побудительную и коммуникативную, а также функцию воздействия на физиологические и познавательные процессы и др.

Первая и наиболее важная функция эмоций состоит в первичной оценке субъективной значимости для человека окружающих предметов, явлений, людей, событий, собственных мыслей, намерений, планов, решений, поступков, действий и т.д. Эмоции выступают для человека в роли внутреннего компаса, позволяющего быстро и надежно ориентироваться в многообразии жизненных событий и ситуаций, в людях и самом себе, в предметах и явлениях. Причем эмоциональные оценки представляются нам значительно более достоверными и личностно значимыми, чем интеллектуальные. Поэтому мы склонны доверять и подчиняться им. Например, всякий курильщик знает о вреде никотина, но продолжает курить. Это знание выступает для него как некая не касающаяся его абстракция. Для изменения отношения человека к курению необходимо, чтобы он эмоционально пережил его вред лично для себя.

Эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей. При актуализации нужды в чем-либо возникают соответствующие эмоциональные переживания (голода, жажды, интереса и т.д.), которые называются потребностными. В зависимости от состояния потребности они могут усиливаться, ослабляться, исчезать совсем, меняться на противоположные по знаку. Они составляют эмоциональную основу и субъективную форму существования потребностей.

Эмоции человека обладают также побудительными функциями, то есть выступают как довольно мощные источники активности. Причем побудительные возможности эмоций напрямую зависят от их силы и знака. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Для примера можно сравнить в этом отношении сильную и слабую боль, страх, стыд и любые другие эмоции. Направление активности определяется знаком эмоции. Положительные эмоции побуждают к действию по направленности к эмоциональной ситуации (на овладение, на сближение, на продление контакта и т.п.). Отрицательные эмоции обладают противоположными побудительными свойствами.

Эмоции оказывают очень сильное воздействие на физиологические функции человека, поскольку образуют совместно с ними единую психофизиологическую систему. Поэтому эмоции всегда сопровождаются большими или меньшими изменениями функций организма. Причем возможности эмоциональной регуляции физиологических функций очень велики и многообразны. Они могут изменяться в десятки и сотни раз в самом разном направлении: усиливаться, ослабляться вплоть до полного затухания (смерти), улучшаться, ухудшаться до патологии, ускоряться, замедляться и т.д. На эмоциональной основе возникает большинство болезней и преждевременное старение (или омоложение).

Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут изменяться (улучшаться или ухудшаться) в десятки и сотни раз. Так, под влиянием сильного стресса человек может значительно хуже соображать, помнить, сосредоточивать внимание, снижать сознательный контроль над своими действиями. Благодаря эмоциональным механизмам работают творческое мышление и воображение. Эмоционально окрашенные события запоминаются значительно лучше, чем нейтральные. Эти функциональные особенности эмоций имеют важное практическое значение.

Эмоции человека являются внутренними психическими процессами. Однако они довольно хорошо выражаются вовне: в мимике, во взглядах, в действиях, в движениях, в жестах, в позе, в интонации (и других особенностях речи). Это позволяет понимать эмоциональные состояния других людей и более эффективно общаться с ними, что также является одной из функций эмоций.

Свойства эмоциональных переживаний

Эмоциональная жизнь человека отличается необычайным многообразием и неповторимостью сменяющих друг друга переживаний. Однако при всем многообразии любые эмоции характеризуются такими общими свойствами, как качественная окраска, знак, интенсивность и продолжительность.

Окраска эмоций — эта та качественная характеристика, которая придает своеобразие и неповторимость каждому переживанию. Она определяется характером лежащей в основе эмоции потребности. Каждая потребность сопровождается собственной, только ей присущей эмоциональной окраской. Например, пищевая потребность порождает один тип эмоциональной окраски, познавательная — другой, половая — третий. Соответственно и самих эмоций, в зависимости от окраски, столько же, сколько и потребностей. Эмоциональную окраску невозможно передать словами — ее надо пережить.

Знак эмоций соответствует тому, в какой мере они субъективно приятны или неприятны. Он является субъективным показателем полезности — вредности соответствующей эмоциогенной ситуации. В зависимости от знака различают положительные, отрицательные и двойственные (амбивалентные) эмоции. Положительные эмоции свидетельствуют о полезности для человека ситуации или события. Они возникают при удовлетворении потребностей или в ситуациях, способствующих этому. Положительные эмоции сами по себе весьма благотворны для человека. Отсюда наше стремление к удовольствию. Отрицательные эмоции, переживаемые как неудовольствие, говорят о вредности для человека соответствующих ситуаций или событий. Они возникают при длительном неудовлетворении потребностей или в ситуациях, препятствующих этому. Отрицательные эмоции и сами по себе неблаготворны для человека. Они побуждают к действиям, направленным на устранение, преодоление или выход из соответствующих ситуаций. Двойственные эмоции совмещают в себе в определенном соотношении положительные и отрицательные переживания. Они свидетельствуют о сложности и противоречивости отношений человека с окружающим миром.

Интенсивность эмоций человека — это их количественная характеристика. Она определяется двумя факторами: степенью неудовлетворенности соответствующей потребности и степенью неожиданности (непредвиденности) обстоятельств, влияющих на ее удовлетворение. Закономерность здесь такова: чем сильнее потребность и чем непредвиденнее для субъекта условия, способствующие или препятствующие ее удовлетворению, тем сильнее в этой ситуации эмоциональное переживание. Именно через эти факторы можно целенаправленно управлять эмоциональными реакциями человека, то есть содействовать их усилению или ослаблению. В зависимости от интенсивности можно выделить огромное разнообразие эмоций, начиная от едва заметного и плохо осознаваемого эмоционального тона ощущений и заканчивая сильнейшими, кратковременными, бурно протекающими, неконтролируемыми и неуправляемыми аффектами.

Длительность является временной характеристикой эмоций человека. Она зависит от продолжительности контакта (реального или мысленного) человека с эмоциогенной ситуацией и от времени, на протяжении которого соответствующая потребность находится в состоянии неудовлетворения. Через эти факторы можно преднамеренно изменять продолжительность эмоций, то есть содействовать их удлинению или укорочению. В зависимости от времени протекания существует бесконечное множество эмоций, начиная от предельно кратковременных аффективных реакций (не более долей секунды) и заканчивая очень продолжительными эмоциональными состояниями, растянутыми на многие дни. Примером может служить настроение.

Основные виды и формы

Учитывая названные свойства, теоретически можно выделить бесчисленное множество разнообразных видов и форм эмоций. Однако известны и достаточно хорошо описаны лишь некоторые из них. Например, американский психолог К. Изард выделил целый ряд фундаментальных эмоций.

  1. Интерес-возбуждение переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то или кому-то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Выступает как достаточно сильный и эффективный мотив соответствующей по содержанию деятельности, особенно познавательной. Эмоция интереса актуализируется ситуациями столкновения субъекта с соответствующим предметом или информацией, ситуациями необычности, противоречивости и новизны.
  2. Противоположной интересу является эмоция скуки. Она возникает в ситуациях однообразия и монотонии.
  3. Удивление довольно близко к эмоции интереса. Возникает в аналогичных ситуациях новизны, необычности и противоречивости. Однако является довольно быстротечной эмоцией. Выступает как сильный познавательный мотив, побуждающий к соответствующим действия: выяснить, узнать, уточнить, удостовериться и т.п.
  4. Эмоция радости возникает в ситуациях реализации основных личностных потребностей и возможностей человека. Переживается как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущением прилива сил, расширения возможностей и оптимизма.
  5. Эмоция страдания по знаку противоположна эмоции радости. Она может переживаться как состояние уныния, пассивности, упадка духа, обескураженности, одиночества, депрессии, а в предельно острой форме — горя.
    Возникает в ситуациях депривации (лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения) основных жизненных потребностей, мотивов и устремлений личности, при утрате близких людей. Страдание имеет очень серьезные последствия для человека и является одним из важнейших условий духовного развития.
  6. Эмоция гнева возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых жизненных целей, а также в ситуациях, ограничивающих возможности самореализации. Среди причин гнева может быть личное оскорбление и унижение человека или его близких, обман, шантаж, разрушение состояния радости, надругательство над идеалами и светлыми ценностями и т.п. Гнев порождает прилив сил и неодолимое желание расправиться с обидчиком. Сильный гнев может перерасти в состояние ярости и аффекта. В этом случае человек теряет самоконтроль и возможность сознательно управлять своими действиями. Сила гнева зависит от степени неожиданности возникновения порождающих его причин, а также от значимости ущемленных личностных потребностей, отношений и ценностей.
    Чаще всего гнев бывает направлен на других людей. Однако он может быть направлен и на самого себя.
  7. Эмоция стыда возникает в ситуациях, когда субъект обнаруживает несоответствие своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, личностных качеств, отношений, особенностей внешнего облика, социальных характеристик разделяемым им самим нравственно-эстетическим нормам. Особенно остро это переживается на фоне сравнения себя с другими (большинством других, значимых других). При этом субъект ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным, маленьким, слабым, никуда не годным, недостойным, глупым, непривлекательным, неудачником и т.п. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его. Поэтому он испытывает острое желание уединиться, исчезнуть, «провалиться сквозь землю». Легкая форма стыда представляется как состояние застенчивости. Стыд парализует работу интеллекта, оказывает сильное влияние на действия и поступки человека, захватывает сознание, активизирует защитные механизмы личности. Преодоление стыда и достойный выход из соответствующего жизненного положения — сложные личностные проблемы.
  8. Противоположной стыду является эмоция гордости. Она возникает в ситуациях, когда человек оказывается на высоте нравственно-эстетических требований. Он переживает свою значительность, важность, достойность, ценность и т.п. и стремится продемонстрировать все это другим людям. На основе эмоций стыда и гордости происходит развитие устойчивого отношения к себе.
  9. Эмоция отвращения возникает по отношению к объектам, явлениям или людям, в значительной степени не соответствующим нравственно-эстетическим требованиям субъекта. Они воспринимаются как уродливые, отвратительные, омерзительные и т.п. Это могут быть поступки, мысли и желания людей, конкретные предметы, продукты деятельности и др. Эмоция отвращения порождает желание изменить соответствующий объект (улучшить, усовершенствовать), уничтожить его или дистанцироваться от него.
  10. Эмоция презрения по своей сущности соответствует эмоции отвращения. Однако возникает она только по отношению к людям, когда их поведение, мысли, поступки или какие-то личностные качества не соответствуют нравственным требованиям субъекта. При этом он испытывает чувство превосходства, гордости и желание отстраниться от презираемого лица или группы лиц.
  11. Эмоция вины возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за ущерб, страдания, неудачи, неудобства и невзгоды других людей. При этом он испытывает чувство раскаяния и осуждения самого себя (не успел, не смог, не предупредил, смалодушничал и т. п.), желание искупить свою вину (помочь пострадавшему, попросить прощения, объясниться). Способность взять на себя ответственность за собственные поступки, пережить чувство вины и искупить вину является одним из важнейших критериев личностной зрелости.
  12. Эмоция страха возникает в ситуациях опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. В зависимости от степени этой угрозы она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в неконтролируемый аффект. Способность преодолеть свой страх расценивается как сила и смелость человека.

Каждый человек имеет свой неповторимый эмоциональный склад. Это выражается, в частности, в склонности к определенным эмоциям. В зависимости от эмоциональной предпочтительности можно выделить эмоциональные типы личности.

Ключевые слова: Эмоции

Источник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Материалы по теме

Что такое эмоция

Симонов П.В., Что такое эмоция

Понятие о чувствах и эмоциях

Вербина Г.Г., Психология эмоций

Как помочь ребенку справиться с истерикой

Суркова Л.М., Ребенок от 3 до 7 лет

Приспособительное значение эмоций

. ..

Предпосылки для формирования эмоциональной зависимости

Тараянц А.В. — Психологическая помощь при эмоциональных зависимостях — 2015

Функции эмоций

Карпов А.В., Общая психология

Эмоциональные процессы и состояния

Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск :…

Эмоции и стресс

Шадриков В.Д., Введение в психологию. Способности человека

ЭМОЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ — КиберПедия

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства. ..

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья…

Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит…

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства…

Интересное:

Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории. ..

Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов…

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 8Следующая ⇒

Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. Изучение связи между эмоциональными и познавательными процессами восходит еще к трудам Л.С. Выготского и других классиков советской психологии. В 1934 г. Л.С. Выготский писал «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» (1956, с. 54). А.Н. Леонтьев (1971) подчеркивал, что эмоции выражают оценочное, личностное отношение к существующим или возможным ситуациям, к себе и к своей деятельности. О единстве аффективного и интеллектуального как существенной характеристики самих эмоций писал С.Л. Рубинштейн (1946), считавший, что эмоции как таковые обусловливают прежде всего динамическую сторону познавательных функций, тонус, темп деятельности, ее «настроенность» на тот или иной уровень активации; действие эмоций может быть как стеническим, усиливающим, так и астеническим, понижающим; причем если в норме сознательная познавательная интеллектуальная деятельность тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность, то при аффектах, при сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательная направленность действий нарушается и возможна импульсивная непредсказуемость поведения.
В.К. Вилюнас (1976, 1979, 1988) обосновывает невозможность существования эмоций в отрыве от познавательных процессов следующим образом: эмоции выполняют свои функции, наиболее общими из которых являются оценка и побуждение; в зависимости от познавательного содержания психического образа они выделяют цели в познавательном образе и побуждают к соответствующему действию. Предлагается классификация эмоций по их познавательной составляющей — предмету, что позволяет рассматривать любой предмет традиционно выделяемого познавательного процесса-восприятия, памяти, мышления — как объект эмоционального переживания. Автор считает, что знание функций эмоций по отношению к познавательному содержанию позволяет подойти к экспериментальному изучению эмоций через анализ познавательных процессов. Познавательные процессы, сопровождающиеся явным эмоциональным переживанием, будут иметь ряд динамических отличий от эмоционально слабо переживаемых. К ним относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов. Изучение этих характеристик познавательных процессов позволит судить об эмоциях, их проявлениях, о таких характеристиках эмоций, как знак (положительный или отрицательный) и интенсивность (сильная, слабая).
В современной психологии связь между эмоциональными и когнитивными семантическими явлениями изучается также в рамках психосемантики. Имеются убедительные экспериментальные данные относительно влияния эмоций на категориальные семантические структуры (В.Ф. Петренко и др., 1982; В.Ф. Петренко, 1983, 1988).
Авторы рассматривают эмоции как операторы категоризации объектов, операторы размерности семантического пространства. Как особый вид обобщений выделяются «аффективные обобщения», которые рассматриваются ими как своего рода переход от когнитивной семантической организации лексики к более глубинным коннотативным уровням ее организации. Данные работы непосредственно исходят из положений А.Н. Леонтьева (1975) о единстве «отражения и отношения», проявляющегося во влиянии личностных смыслов (значений явления для субъекта, опосредованных мотивационной системой) на процесс категоризации.
Психосемантические работы показали, что аффективное возбуждение ведет к «уплощению семантического пространства», уменьшению его размерности, изменению уровня категоризации, к переходу от расчлененных понятийных форм категоризации к уплощенным коннотативным формам отражения. Изменение эмоционального состояния субъекта ведет и к актуализации новых семантических структур или «семантических гештальтов» (В.Ф. Петренко, 1988).
В современной литературе накоплен целый ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с различными познавательными процессами: памятью, восприятием и мышлением.
Довольно многочисленны эксперименты по изучению влия-ния эмоций на запоминание. Еще в ранних исследованиях (см. обзор П. Фресса и Ж. Пиаже, 1975) было выявлено, что события, оцениваемые испытуемыми как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, чем события нейтральные. Даже бессмысленные слоги в сочетании с явно привлекательными или непривлекательными лицами на фотографиях запоминаются лучше, чем те же слоги в сочетании с умеренно привлекательными (L. Wispe, 1981). Как непосредственное, так и отсроченное узнавание лиц на фотографиях осуществлялось на более высоком уровне в том случае, если лицо, изображенное на фотографии, сравнивалось субъектом с самим собой, т.е. оценивалось более эмоционально.
Рядом авторов изучалось влияние эмоций на запоминание слов. Определение аффективной тональности слов проводилось различными методами: априорной оценкой психолога, оценкой независимыми судьями, не принимавшими участия в эксперименте…, оценкой самими испытуемыми. Некоторые психологи просили испытуемых составить индивидуальный список слов, вызывающих у них приятные или неприятные ассоциации, или выбрать такие из заранее составленного экспериментатором списка. В качестве критерия «эмоциональности» слов использовалась и кожно-гальваническая реакция. Обнаружено: «эмоциональные» слова запоминаются лучше неэмоциональных; слова, вызывающие КГР большей амплитуды, как правило, сохраняются в памяти лучше, чем слова, вызывающие малоамплитудную КГР. При попарно-ассоциативном научении улучшается запоминание слов, если используются в качестве мнемических средств эмоциональные образы. Существенно увеличивается воспроизведение слов, входящих в «эмоциональную» фразу, по сравнению с той, которая была составлена как нейтральная.
Л. Постман и Б. Шнайдер изучали вопрос о том, не связан ли эффект преимущественного воспроизведения «эмоциональных» слов с большей частотой употребления этих слов в речи. Эксперимент на запоминание высокочастотных и низкочастотных слов, имеющих различный ценностный эмоциональный ранг для субъекта, показал, что этот ранг является более важной детерминантой, чем частота употребления данных слов в речи. Показана преимущественная устойчивость «эмоциональных» слов к факторам, ухудшающим воспроизведение слов (интерференция, неупорядоченность материала и т.п.). Установлено, таким образом, существование эффекта селективной предрасположенности к запоминанию «эмоциональных» слов.
Более сложны закономерности влияния знака эмоций на эффективность запоминания. При воспроизведении слов сразу после заучивания различия в сохранении приятного и неприятного материала незначительны или равны нулю, однако при отсроченном воспроизведении влияние знака на предпочтение материала возрастает. Преимущественное запоминание и воспроизведение позитивной или негативной информации связано с личностными особенностями испытуемых, а также с их исходным эмоциональным состоянием. В литературе, однако, имеются на этот счет различные мнения. Так, начиная с Г. Эббингауза (1911), многие авторы считали, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Эта точка зрения нашла широкое распространение благодаря теории 3. Фрейда о вытеснении из памяти неприятных впечатлений. Однако П. Блонский (1979) показал обратные результаты, а ряд авторов вообще не обнаружили никакого различия в эффективности запоминания приятных или неприятных событий. Наконец, еще в ранних работах было показано, что на эффективность запоминания положительно или отрицательно эмоционально окрашенного материала влияет время воспроизведения и при отсроченном воспроизведении лучше сохраняются слова, вызывающие приятные ассоциации.
С открытием феноменов перцептивной защиты и сенсибилизации исследование запоминания позитивного и негативного эмоционального материала велось уже с учетом личностных особенностей испытуемых. Было обнаружено, что чаще забываются слова-табу теми испытуемыми, которые характеризуются реакцией подавления при осознании этих слов; такие испытуемые как бы избегают слова-табу, завышая частоту других слов. Испытуемые с повышенной восприимчивостью к неприятным воздействиям (и подавлением приятных) завышают частоту именно неприятных слов и наоборот…. Выявлена связь между «полезависимостью» и запоминанием эмоционально окрашенной информации: зависимые от поля испытуемые чаще «забывают» неприятный материал.
Не только личностные особенности, но и исходное эмоциональное состояние испытуемых воздействует на воспроизведение эмоционально окрашенной информации. Внушенная временная депрессия уменьшает воспроизведение приятной информации и увеличивает воспроизведение неприятной, внушенное приподнятое настроение ведет к уменьшению воспроизведения негативных и увеличению позитивных событий. Сходные результаты получены и другими авторами, изучавшими влияние настроения на запоминание приятного или неприятного содержания слов, фраз, рассказов, эпизодов личной биографии. Радостное и грустное состояние создавалось у испытуемых как с помощью постгипнотического внушения, так и посредством описания соответствующего настроения или просьбой представить и описать определенное эмоциональное состояние.
Однако в литературе имеются также и данные, отрицающие зависимость памяти на эмоциональные стимулы от исходного эмоционального состояния, хотя они и малочисленны. Так, Г. Бауэр с соавторами не обнаружили влияния настроения на воспроизведение положительных и отрицательных по эмоциональному значению слов, а другие авторы. наблюдали лучшее воспроизведение «эмоциональных» слов без различия по знаку только у лиц с внушенной депрессией. Ряд авторов отмечают корреляцию настроения с типом запоминания слов только у тех испытуемых (профессионалов-психологов), кто ожидал такого результата. Объяснением таких экспериментов, по-видимому, является подбор слов, взятых для запоминания, абстрактных и тесно не связанных с переживаниями субъекта слов, а также варьирование стимульного материала при одинаковом эмоциональном состоянии испытуемых.
В целом, однако, можно считать доказанным положение о том, что запоминание различного по содержанию материала изображений, слов, фраз, текстов зависит как от его эмоционального значения, так и от эмоционального состояния испытуемого.
Влияние эмоций на когнитивную сферу обнаруживается и в перцептивных процессах.
Подробный обзор экспериментальных данных относительно влияния эмоционально-личностных особенностей испытуемых на восприятие эмоционального материала можно найти в работе Е.Т. Соколовой (1976). Одним из центральных в этой области является факт влияния эмоций на пороги опознания «эмоциональных» и «нейтральных» слов, предъявляемых тахистоскопически. Как утверждает Э.А. Костандов (1979), наблюдается как повышение, так и понижение порогов опознания «эмоциональных» слов по сравнению с «нейтральными». По данным автора, повышение порогов опознания встречается значительно чаще (у 75% испытуемых).
Исследование влияния знака и интенсивности эмоций на перцептивные процессы показало, что восприятие как вербального, так и невербального позитивно и негативно эмоционально окрашенного материала прежде всего зависит от исходного эмоционального состояния испытуемого. Уже давно показано, что в состоянии фрустрации у испытуемых появляются ошибки восприятия, состоящие в замене «нейтральных» слов, предъявляемых тахистоскопически, на слова тревожного содержания (такие, как «взрыв», «уничтожение» и др.). Испытуемые, которые в предварительных экспериментах достигали успеха, лучше распознавали слова, выражающие успех (например, «совершенство», «превосходный» и др.), а испытуемые, которые потерпели неудачу, проявляли значительно большую чувствительность к словам, означающим неуспех (например, «неспособный», «дефект» и т. п.).
Одна из первых попыток изучения влияния эмоционального состояния на восприятие невербальных стимулов была предпринята еще в 30-х годах. Оказалось, что в ситуации отрицательного эмоционального состояния, оценки лиц по фотографиям, предъявленным испытуемым, смещались в отрицательную сторону. Состояние тревоги перед трудным экзаменом усиливает отрицательные оценки незнакомых лиц на фотографиях по сравнению с контрольными данными (Я. Рейковский, 1979). В исследованиях, в которых состояние тревоги определялось с помощью прожективных тестов, было показано, что испытуемые с высоким уровнем тревоги более склонны к восприятию элементов угрозы в предлагаемых ситуациях…
Кожно-гальваническая реакция, наибольшая у лиц с высокой тревожностью, возникает при рассмотрении как неприятных картинок, так и вербального контекста, которым они сопровождаются.
Установлено, что влияние «эмоционального фона» на оценку положительных и нейтральных эмоциональных выражений лиц более выражено после 15-минутной отсрочки, чем через 1 минуту.
Таким образом, восприятие зависит как от эмоционального содержания стимулов, так и от исходного эмоционального состояния испытуемых; восприятие стимулов, явно эмоционально переживаемых испытуемыми, характеризуется рядом отличительных признаков (динамических, семантических и др.).
В литературе описано влияние эмоций на интеллектуальные процессы. Согласно данным И. А. Васильева и др. (1980), эмоционально насыщенная деятельность шахматиста (по данным КГР и частоты пульса) является более эффективной по сравнению с эмоционально менее насыщенной. Качественные исследования авторов показали, что эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Искусственно вызванные положительные эмоции могут положительно влиять на решение задач: в хорошем настроении испытуемые проявляют большее упорство и решают большее количество задач, чем в нейтральном состоянии. У женщин при этом увеличивается также скорость решения задач.
Влияние эмоций на ассоциативные процессы отмечалось многими авторами. По мнению С.Л. Рубинштейна (1946), течение ассоциаций под влиянием эмоций изменяется настолько ярко, что эти изменения могут быть использованы в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. В свое время автор ассоциативного теста швейцарский психиатр К. Юнг показал, что при наличии эмоционального переживания возникают нетипичные «субъективные» ассоциации, т.е. изменяется семантика ассоциативного процесса. По данным А.Р. Лурия (1930 и др.), под влиянием эмоций происходит изменение (чаще замедление) нормальной для данного индивида времени ассоциативной реакции. Ассоциативный эксперимент, как известно, успешно используется представителями психоанализа для выявления вытесненных эмоций. В современной психотерапии ассоциативный эксперимент широко используется для выявления «критических» слов. Показано, что при эффективной психотерапии эти слова имеют более короткий период. Оценка времени ассоциативной реакции на «эмоциональные» слова может служить способом проверки эффективности действия фармакологических веществ в психофармакологии (см. Р. Конечный, Н. Боухал, 1983).
Эмоционально значимые слова в отличие от «нейтральных» вызывают два типа ответных ассоциативных реакций: быстрые и медленные, что коррелирует с быстрым и медленным узнаванием тех же слов, предъявленных тахистоскопически. Испытуемые, у которых искусственно было вызвано положительное эмоциональное состояние, обнаруживают более разнообразные ассоциации на положительные слова, чем на «нейтральные», хотя авторы отмечают, что на «нейтральные» слова более необычны первые ассоциации. Факторный анализ результатов ассоциативного эксперимента, проведенный М. Роу, показал существование связи между частотой употребления эмоционально окрашенных слов и частотой пропусков и ошибок в ответ на эти слова.
Таким образом, связь с эмоциональной сферой, знаком и интенсивностью эмоций проявляется в различных познавательных процессах — мнестических, гностических, интеллектуальных, влияя на эффективность, семантическую структуру познавательной деятельности и характер ее протекания.
Исследование оценки собственного эмоционального состояния представляет собой самостоятельный аспект изучения эмоций. Как известно, самооценка исследуется в психологии в различных аспектах: ее формирование, динамика, роль в регуляции поведения и др. (см. обзоры И.П. Чесноковой, 1977; И.С. Кон, 1978; и др.).
Особой формой самооценки является самооценка эмоционального состояния. Она, как известно, может осуществляться на двух уровнях: аффективном и когнитивном (осознанном). Возможность осознания собственного эмоционального состояния предполагает помимо сохранности самой способности осознать себя еще и знание социальных норм и эталонов (Я. Рейковский, 1979).
Методический арсенал изучения самооценки своего эмоционального состояния включает в основном методы прямого опроса испытуемых относительно их эмоциональных переживаний. Сюда входят метод свободного самоописания самочувствия, тест-анкета с перечнем переживаний, из которых испытуемому необходимо выбрать соответствующие своим (Б.И. Додонов, 1978), модифицированная шкала Дембо-Рубинштейн и различные варианты этого метода (А.Е. Ольшанникова и др. 1977; и др.), шкалы типа разработанных А. Уэсманом и Д. Риксом, включающие набор из 10 словесных описаний градаций эмоционального состояния, из которых испытуемому надо выбрать одно, и др. Наиболее распространены тесты-вопросники, например вопросник Ч. Спилбергера, направленный на оценку ситуативной тревожности, вопросник на личностную тревожность Дж. Тейлора на оценку астенического или эйфорического настроения и др. (см. В.М. Марищук и др., 1984). Ряд вопросников, адресующихся к оценке собственных положительных и отрицательных эмоций (различной модальности и интенсивности), разработаны под руководством Л. Е. Ольшанниковой: вопросник Л.А. Рабинович (1974), дневниковые методы И.С. Пацявичуса (1981) и А.И. Палей (1983), направленные на длительную регистрацию (в течение 25-30 дней) собственных эмоций радости, гнева, страха и печали. Косвенные методы оценки эмоционального состояния основаны на предположении, что знак и интенсивность эмоций проявляется в различных объективных показателях той или иной деятельности, например в предпочтении испытуемыми определенного цвета (тест Люшера и его варианты), в изменениях графической деятельности (линеограммы, пиктограммы, почерки и т.п.), вокальной речи, оценке тонов различной высоты и т.д. (см. обзор Л.М. Веккера, 1981; и др.).
Специально исследовалась связь между оценкой собственного эмоционального состояния и физиологическими показателями эмоций. Так, В.С. Магун (1977) у студентов до и после экзамена сопоставлял самооценку самочувствия и показатели пульса, тремора. Была обнаружена определенная корреляция самооценки и объективных показателей эмоций; более того, самооценка уровня тревожности коррелировала с успешностью сдачи экзамена. По данным В. Верса и У. Шуппе изменение самооценки эмоционального переживания в 65% случаев совпало с изменением амплитуды КГР. Однако А.М. Эткинд (1983) предположил, что самооценка является не столько отражением реального состояния эмоциональной сферы, сколько оценкой «социальной желательности» данного свойства. Это показано в работе В.А. Пинчука (1982), обнаружившего, что испытуемые с выраженной эмоцией радости в структуре эмоциональности склонны к высокой самооценке, а с доминированием страха — к низкой.
По данным многих авторов, самооценка большинства здоровых испытуемых умеренно положительна или «чуть выше середины» по шкале Дембо-Рубинштейн (С.Я. Рубинштейн, 1970; А.А. Плоткин, 1983; и др.).
В целом психологические экспериментальные исследования эмоциональной сферы показали, что косвенно, через показатели осуществления различных познавательных процессов (продуктивности, скорости и др.), можно исследовать состояние «эмоциональной сферы («эмоциональный фактор»), оценить знак и интенсивность эмоций, а также особенности эмоций, проявляющиеся в самооценке.
Тесная связь эмоциональных и познавательных процессов, «аффекта и интеллекта», по выражению Л.С. Выготского) открывает широкие возможности экспериментального изучения эмоций как у здоровых людей, так и у больных с различными нервными и психическими заболеваниями, в том числе и больных с локальными поражениями головного мозга, что и составило предмет настоящей экспериментальной работы.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…



© cyberpedia. su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Цвета наших эмоций

Как ты себя чувствуешь? Как описано в моей книге . Разрешение чувствовать , учитывая, что нам так часто задают этот вопрос, на этот вопрос должно быть легко ответить. Но для многих это может быть сложно, в зависимости от того, насколько честными мы намерены быть, когда отвечаем, и насколько мы осознаем свои чувства.

На этот раз, когда я задам вам этот вопрос, я бы хотел, чтобы вы сделали паузу — прекратили то, что делаете, и спросили себя: что именно я чувствую в этот конкретный момент? Насколько приятно или неприятно я себя чувствую? Сколько у меня энергии? Какое слово лучше всего описывает то, что я сейчас чувствую?

Когда мы задаем эти вопросы на наших тренингах RULER, мы часто слышим, что это не простой набор вопросов. Либо люди не в состоянии соприкоснуться со своими чувствами, либо они не могут найти слов, чтобы описать свои чувства. Мы обнаружили, что нам помогает более конкретное представление о наших эмоциях — как о чем-то, что мы можем визуализировать на графике и в полном цвете. Инструмент, который мы используем для этого, — это измеритель настроения.

Измеритель настроения, основанный на циркумплексной модели аффекта, определяет эмоции как имеющие два измерения: приятность и энергию. На измерителе настроения горизонтальная ось или ось X — это приятность: наш субъективный, личный ментальный опыт. Он представляет, насколько приятно или неприятно мы себя чувствуем, от -5, самого неприятного, что мы когда-либо чувствовали, до нейтрального в середине, вплоть до +5, самого приятного, что мы когда-либо чувствовали. Ось Y — это энергия: сколько физической энергии проходит через наши тела. Вертикальная ось или ось Y идет от -5, чрезвычайно низкой энергии, до нейтральной в середине, вплоть до +5, самой энергичной, которую мы когда-либо ощущали.

Две оси пересекаются, образуя четыре квадранта, каждый из которых имеет свой цвет. Красный квадрант предназначен для неприятных, высокоэнергетических эмоций, таких как тревога, ярость, разочарование, гнев и страх. Синий квадрант предназначен для неприятных, низкоэнергетических чувств, таких как разочарование, печаль, уныние, безнадежность и одиночество. Зеленый квадрант отвечает за приятные, низкоэнергетические ощущения, такие как спокойствие, расслабление, безмятежность, удовлетворенность и равновесие. Желтый квадрант отвечает за приятные, энергичные чувства, такие как радость, волнение, энтузиазм, восторг и расширение возможностей.

Мы можем использовать Измеритель настроения в качестве руководства, чтобы более научно оценивать наши эмоции и задавать вопросы, связанные с каждым из навыков эмоционального интеллекта:

Распознавание: Где вы находитесь на Измерителе настроения? Насколько вам приятно от -5 до +5? Сколько энергии от -5 до +5 проходит через ваше тело? (Используйте свои два числа, чтобы нарисовать себя, начиная с перемещения влево или вправо от центра индикатора настроения с вашим числом приятности, а затем вверх или вниз оттуда с числом, представляющим ваш уровень энергии. )

Понимание: Что заставило вас так себя чувствовать? Подумайте о том, что могло случиться, что заставило вас чувствовать себя приятным или неприятным, энергичным или упадком сил.

Маркировка: Какое слово лучше всего описывает ваше чувство? Есть ли слово, которое соответствует вашим уровням приятности и энергии, и что, возможно, привело вас туда?

Выражение: Как вы показываете это чувство миру? Как насчет вашего лица, тела, голоса и действий, связанных с тем, как вы себя чувствуете? Помогает ли то, как вы выражаете свои чувства, ситуации, в которой вы находитесь?

Регулирование: Какую стратегию вы будете использовать, чтобы чувствовать больше, меньше или то же самое, что вы чувствуете? Помогает ли вам ваше нынешнее чувство? Если да, то что вы сделаете, чтобы сохранить это чувство или усилить его? Если нет, то что вы могли бы сделать, чтобы меньше ощущать это чувство или переключиться на что-то другое?

(Мы также разработали приложение Mood Meter, чтобы вы могли отслеживать свои эмоции во времени). И я хочу знать: как дела? Где вы «жили» по шкале настроения? Как вы справляетесь со своими чувствами? (Если вы готовы поделиться, пожалуйста, оставьте комментарий к этому посту. Мне будет приятно услышать!) Что касается меня, то я все больше и больше изучаю свои эмоции и настроение непосредственно перед тем, как сделать что-то важное. переходы каждый день, например, когда я вхожу в наш Центр утром, перед важной встречей, где мне нужно принять важное решение, или перед тем, как вернуться домой вечером. Если вы еще этого не сделали, попробуйте. Используйте Измеритель настроения, чтобы ответить на приведенные выше вопросы, и дайте мне знать, как все идет.

В следующий раз распакуем первую букву R RULER.

С мудростью эмоций,
Марк

Кто-то отправил это вам? Подпишитесь на  The Emotion Scientist

Межкультурные эмоции и символические значения цвета | Харшани Гаджанаяке | Muzli

Photo by Jon Tyson on Unsplash

Цвет является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, и его присутствие очевидно во всем, что мы воспринимаем. Общепризнано, что цвета также сильно влияют на наши эмоции и чувства. Установлено, что цвета вызывают определенные психологические, физические, биологические и метаболические реакции у людей. Цвет является основным строительным блоком визуальных символов и служит средством коммуникации для людей.

» Закат по-прежнему мой любимый цвет, а радуга на втором месте .» — Mattie Stepanek

Цвет — это явление света, основанное на различных диапазонах длин волн. Когда луч света преломляется, мы видим спектр цветов, радугу. Радуга и все ее цвета — прекрасное зрелище, как цитирует Мэтти Степанек, детский поэт.

Однако цвет может генерировать в уме другой уровень значения. Цветовая символика возникает из культурных, мифических, исторических, религиозных, политических и языковых ассоциаций. Символические значения цветных слов раскрывают широкий спектр коннотаций в культурах, включая положительные и отрицательные значения. Хотя было обнаружено, что определенные цвета предпочтительнее независимо от возраста, расовой группы или культуры. С другой стороны, Цвета влияют на наше функционирование, прежде чем мы осознаем это и передаем важные сообщения.

Цвета флагов и национальных цветов используются для идентификации групп и стран. Цвета используются в различных знаках, чтобы предупредить нас об опасности и сделать нас бдительными. В древних цивилизациях цвет был неотъемлемой частью вещества и бытия всего в жизни. Он также тесно связан с психическими и эмоциональными состояниями и может оказывать на них глубокое влияние. Наиболее фундаментальная цветовая символика была взята из природы. Таким образом, зеленый символизировал силу в засушливых регионах, но священный цвет в исламе. Синий означал небо, а также дух и правду. Интерпретации цвета могут различаться, а символика зависит от культурной среды. Черный и белый цвета явно означают двойственность и противоположность. Красный, цвет крови, обычно ассоциируется с жизнью, но в кельтском мире он олицетворяет смерть.

Социально-культурный, религиозный контекст, в котором воспитывался человек, также может формировать вышеуказанную ассоциацию. Культуру можно определить как совокупность взглядов, ценностей, этики, норм, обычаев, верований, ритуалов, мифологии, священных писаний, доктрин и всех форм искусства, принятых и практикуемых на протяжении поколений определенной группой людей.

Хорошо известный пример с двумя ахроматическими цветами; черный и белый .

Фото Мэтью МакКуорри на Unsplash

Смерть и траур связаны с черным цветом в западных традициях , тогда как в Китае цвет смерти — белый . В проведенном ими исследовании черный цвет ассоциировался не только с королевской властью, властью и богатством, но и со смертью, трауром и трагическими событиями. Скорбь по поводу смерти является общей эмоциональной реакцией человечества вне зависимости от социокультурных ограничений. Тем не менее, то, как люди ассоциируют цвет, чтобы выразить скорбь и оплакивать умерших людей, значительно различаются в зависимости от норм, обычаев и верований, усвоенных каждой культурой. В большинстве восточных стран, включая Шри-Ланку, цвет траура — белый. Траурные цвета разных народов не лишены смысла . По его словам, черный цвет — принятый во всей Европе траурный цвет, выражающий полуночный мрак; полное лишение света и радости из-за понесенной утраты.

artist-on-tumblr-animation-

Одним из самых поразительных свойств жизни является то, что она имеет цвет. Чтобы понять феномен цвета, нужно представить свет как волну. Следовательно, цвет — это длина волны света. Различные объекты отражают свет с разной длиной волны, который попадает в наши глаза, и мы назвали цвет разной длины волны. Я замечаю, что разные цвета основаны на оттенке, значении и интенсивности.

«Фейснер описывает свойства цвета следующим образом: оттенок описывает определенную длину волны и является наиболее заметной разницей между цветами. Значение описывает степень светлоты или темноты по отношению к белому и черному. Интенсивность или насыщенность (цветность) определяет, насколько ярким или тусклым является цвет по сравнению с нейтральным серым цветом того же значения. Цвета также можно описать в терминах температуры. Температура относится к теплоте или холодности цвета».

Цвета тесно связаны с солнечным светом, и иногда они проявляют множество оттенков, поскольку Земля движется вокруг Солнца за день. Например, поочередно сильный и слабый солнечный свет могут создавать множество разных цветов. Под солнечным светом человеческие глаза могут различать различные цвета; без солнечного света воспринимается только темнота. С физической точки зрения в природе не существует «настоящих» цветов.

Только различные длины волн составляют свет, который поглощается и отражается всеми окружающими нас объектами. Отраженная световая волна попадает в глаз, который, в свою очередь, посылает сигналы в мозг. Все во Вселенной, классифицируется ли оно как «твердое», «жидкое» или «газообразное», мерцает, вибрирует и постоянно меняется. Однако их мозг не находит очень полезного способа постижения мира.

Эмоция — это психическое состояние, по-разному связанное с мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и степенью удовольствия или неудовольствия. В настоящее время нет научного консенсуса по поводу определения. Эмоции часто переплетаются с настроением, темпераментом, личностью, характером и мотивацией.

Эмоция — это сознательное переживание аффекта, дополненное определением его причины и идентификацией его объекта. Тошнота, чувство беспокойства, которое вы можете испытать, не зная, почему, является следствием. Когда вы злитесь на кого-то, что познание и аффект влияют друг на друга: некоторые эмоции и аффективные состояния управляются познанием, в то время как эффект часто влияет на познание.

Фото Ксении Макагоновой на Unsplash

Основной причиной сложности эмоций является их чувствительность к личным и контекстуальным обстоятельствам. Цвета могут сигнализировать об опасности или давать нам советы по выживанию, например, когда фрукт готов к употреблению или что-то ядовито. Значимость эмоции определяется нами на основе силы события, реальности и актуальности, а также факторов, связанных с нашей фоновой информацией, таких как управляемость, готовность, заслуженность. Базовые эмоции обладают уникальной комбинацией свойств, которые делают их дискретными друг от друга. Некоторые базовые эмоции универсальны и имеют биологическую основу, а это означает, что разные культуры могут испытывать их одинаково. Однако существуют разногласия по поводу того, какие эмоции следует считать базовыми эмоциями. Изард предположил, что интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, застенчивость и вина являются универсальными базовыми эмоциями. Хотя общечеловеческое мнение долгое время держалось на эмоциях.

Люди, живущие в разных культурах, могут оценивать разные вещи и думать по-разному, что также влияет на эмоции и восприятие цветов. Культура влияет на нашу повседневную жизнь, поскольку она отражается в нашем принятии решений, поведении и общении. Культура влияет на то, как мы действуем, думаем, чувствуем, говорим и верим. культура как коллективное программирование разума, отличающее члена команды от членов другой команды.

Культурное картографирование

Техническое определение культуры, которое вы получите, пройдя курс антропологии, звучит так: «общие знания, убеждения и практика». По сути, это то, что есть у вас в голове, и то, что есть в голове у других людей. А общество — это группа людей, разделяющих культуру.

Культура включает в себя широкие, абстрактные вещи, такие как способы, которыми мы выбираем категоризацию времени и пространства и то, как мы рассматриваем пол, но она всепроникающая и охватывает также странные, глупые вещи. Например, рассмотрим идею о том, что вампиров можно убить колом в сердце. Это идея большинства американцев. Неважно, что мы знаем, что вампиры выдуманы. Если мы прочитаем рассказ или посмотрим фильм с вампиром и увидим, как его ставят на карту, кончина этого, казалось бы, несокрушимого монстра будет для нас совершенно логичной. Мы все знаем, что есть определенный вид монстров с очень специфической уязвимостью. Это потому, что это часть культуры, которую мы разделяем.

При этом этот термин используется разными людьми по-разному. Когда археолог говорит о культуре, он обычно имеет в виду своеобразное собрание артефактов и других останков. Археологическая культура — это материальные остатки, которые мы используем для идентификации прошлого общества. И когда «культура» используется для обозначения таких вещей, как классическая скульптура, опера и тому подобное, это обычно сокращение для «высокой культуры», искусства и других проявлений культуры, которые, как считается, выражают особенно благородные ценности и устремления.

Хофстеде разделил культуру на пять измерений, которые он назвал дистанцией власти, избеганием неопределенности, индивидуализмом и групповой ориентацией, мужественностью и женственностью и долгосрочной ориентацией и краткосрочной ориентацией . Каждая страна может быть переведена в масштабы этих измерений и в этом смысле сопоставима с другими странами. Мужественность и женственность описывают гендерные роли в обществе и ценности, связанные с работой.

Теории ассоциации цвета и эмоции все еще не завершены, а теоретическая и эмпирическая работа находится на ранней стадии. Например, цвета красный и синий были наиболее предпочтительными цветами среди американских испытуемых, но менее предпочтительными в других культурах. При сравнении японских и корейских испытуемых наблюдаются уникальные тенденции цветовых предпочтений между двумя странами, а также в отношении возраста, пола и географического региона в отдельной стране. При исследовании эмоциональных ассоциаций детей с цветами светлых цветов пример желтый , синий ассоциируется с положительными эмоциями, счастливыми, сильными и темными цветами черным , серым с отрицательными эмоциями грустными, сердитыми .

Цвета также можно описать в терминах температуры, например, «теплый» или «холодный» в зависимости от преобладающей длины волны цвета. Прохладные цвета синий, зеленый, фиолетовый обычно считаются успокаивающими и спокойными, а теплые цвета красный, желтый, оранжевый считаются активными и стимулирующими. Влияние цвета на восприятие размера комнаты и психологическую реакцию с учетом того, что холодные цвета, такие как синий и зеленый, успокаивают пространство и увеличивают его простор;
Однако теплые цвета, такие как красный, оранжевый и желтый, делают пространство менее просторным, но усиливают возбуждение. Кроме того, люди, подвергавшиеся воздействию красного и желтого цветов, сообщали о более высоком уровне тревожности, чем люди, подвергавшиеся воздействию холодных синих и зеленых цветов. В целом 62,2% участников положительно отреагировали на цвета, 34,2% — отрицательно, а 3,6% не выразили никаких эмоций. Около 80% ответов на основные оттенки; включая красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый, были положительными, по сравнению только с 290,2% для ахроматических цветов, включая белый, серый и черный.

Photo by Sagar Dani on Unsplash

Символика цвета в разных культурах имеет тенденцию к общей идентификации названий цветов посредством культурного обмена. То, как разные культуры видят и описывают значение цвета, резко различается по всему миру.

Значения цветов в разных культурах — видео и стенограмма урока | Study.com

Цвета несут в себе глубокий смысл в каждой культуре. Западный, дальневосточный, ближневосточный, индийский и африканский…

study. com

Это видео показывает, что в культурах существуют некоторые различия и сходства в отношении цветов и их символического значения.

Использование и значение цвета никогда не были полностью согласованными вне культурных границ. Цвета могут иметь разное символическое значение; желтый в Северной Европе означает «обман» и «трусость», а в Шри-Ланке — имперский цвет; в буддийской традиции желтый означает «смирение» и «отречение»; но в цивилизации майя в Центральной Америке это ассоциировалось с Западом. Основная причина этих различий заключается в том, что символы, используемые для изображения архетипических энергий, подвержены творческим ограничениям человеческого разума. На культурном уровне этот процесс дифференциации получает дополнительные стимулы из природной среды. Обычно культурная элита со временем доминирует над названиями цветов. В западных культурах белый цвет уже давно является символом чистоты и девственности.

Цветов много, но здесь я концентрируюсь на пяти основных цветах: красном, желтом, синем, белом и черном. Когда любые два цвета смешиваются, они могут давать другие цвета. В следующих разделах я рассмотрю каждый из пяти основных цветов, которые также представляют разные значения в разное время, в другом месте и в другой культуре.

Во-первых, сильная культура имеет тенденцию доминировать над популярностью цвета, в течение двадцатого века западная культура сильнее, чем другие культуры, и во время свадебной церемонии невеста в белом платье заменила красное платье в Индии. Во-вторых, в одной большой стране произошло важное событие, революционный флаг красного цвета, поэтому красный цвет был подчеркнут, потому что он представляет собой цвет крови и страсти. Пока что коммунисты делают упор на красное. В-третьих, страна с многовековой историей и традициями может поддерживать положительное значение цвета. Любой цвет будет иметь свои негативные коннотации, которые широко не признаются.

  1. Красный
Фото Henry & Co. на Unsplash

Положительные коннотации: Красный предположительно является первым цветом, воспринимаемым человеком. В доисторические времена неандертальцы окропляли тела умерших красным пигментом, чтобы вернуть им «теплый» цвет крови и жизни. красные шляпы и короли часто одевались в красное. Римско-католические кардиналы носят «красные ковры» по-прежнему зачисленными к приходу или отъезду важного гостя. Красный цвет связан с любовью и плодородием. В Древнем Риме невест заворачивали в огненно-красную фату.

Отрицательные коннотации: Как и цвет крови, красный является символом предупреждения, войны, разрушения, секса, греха и убийства. В римской мифологии красный цвет ассоциируется с богом войны Марсом. Красный в Древнем Египте был цветом пустыни и бога-разрушителя Сета, у которого, как говорили, были рыжие волосы и глаза; красный также означал призыв к оружию для древних римлян.

2. Желтый

Фото oldskool photography на Unsplash

Положительных коннотаций: Желтый цвет ассоциируется с солнцем и его животворящей силой. Желтому солнцу поклонялись как богу во многих культурах. Согласно греческой мифологии, бог солнца Гелиос носил желтое одеяние в золотой колеснице, запряженной четырьмя огненными конями по небесному своду. Сияющий желтый свет солнца олицетворял божественную мудрость; в то время как в мексиканской космологии золотисто-желтый был цветом новой кожи Земли в начале сезона дождей, прежде чем она снова стала зеленой.

Негативное значение: Желтый предвещает старость и приближение смерти. Для индейцев тева-пуэбло это цвет запада, который ассоциируется с одним направлением в подземный мир. В английском языке желтый может быть признаком болезни, а также возраста, особенно желтухи, болезни, поражающей желтую желчь.

3. Зеленый и Синий

Фото Теему Паананен на Unsplash

Положительные коннотации: Универсальный цвет растительной жизни, зеленый, может означать пробуждение, рост, пробуждение. В Китае это относится к весне. В кельтском фольклоре зеленый человек является важным богом растительности и плодородия. В Древнем Египте зеленый цвет бога Осириса символизировал воскресение и бессмертие. Зеленый также является символическим цветом Ирландии, «Изумрудного острова». Цвет символизирует борьбу Ирландии за независимость от Великобритании.

Отрицательные коннотации: В мире природы есть и темная сторона. Зеленый представлял опасность и смерть. Есть много случаев, когда зеленый цвет связан со сверхчеловеческими способностями. Древние египтяне боялись кошек с зелеными глазами и карали всех виновных в убийстве этих существ смертной казнью. В средневековой Европе зеленый цвет ассоциировался с дьяволом, и его ношение считалось несчастливым для человека.

Синий

Положительные коннотации: Будь то небесный или океанический, синий цвет ассоциируется с широкими открытыми пространствами и связан с бесконечностью и изначальной пустотой. Голубизна неба ассоциировалась с мужским началом, расстоянием и богами. В Древнем Египте боги и цари часто изображались с голубыми бородами и париками, а индуистское божество Кришна изображалось голубым. Тем не менее, глубокая вода, с другой стороны, также ассоциируется с женским началом. Как символ мира и чистоты, это цвет Девы Марии. Иисус учит в голубой одежде. Синий, символ истины и вечности Бога, навсегда останется символом человеческого бессмертия. Синие амулеты в некоторых культурах нейтрализуют сглаз. Древнеанглийский обычай невест носить что-то синее предназначен для обеспечения верности. Синий в литературе прочно закрепился за его успокаивающее/умиротворяющее действие на людей. Интересно, что исследование в основном находит белый цвет успокаивающим. Признание белого успокаивающим цветом может быть научной ассоциацией, сильно сформированной сингальским, буддийским религиозным контекстом Шри-Ланки.

Отрицательные коннотации: Синий представляет избыток спокойных эмоций. Его часто считают синонимом депрессии — например, «чувство хандры» или «хандры», а также оно может означать уход в себя, изоляцию, одиночество и нестабильность. В разговорном английском языке «внезапно» происходит внезапно и неожиданно. «Один раз в голубой луне» означает очень редко.

4. Белый

Фото Луки Браво на Unsplash

Положительных коннотаций: Белый можно определить как абсолютный цвет света. Он символизирует истину, чистоту, невинность и священное или божественное. Во многих культурах белые одежды — это священнические облачения, символически связанные с чистотой и правдой. Новокрещеные христиане носили белые одежды, а души праведников изображены в белых одеждах на картинах Страшного суда. Белые одежды Папы символизируют преображение и славу. Белое носят невесты в западных странах. Англосаксы также первыми начали использовать слово «белый» как фамилию для человека со светлыми волосами или светлой кожей. Кроме того, в Шри-Ланке скрытый мотив посещения буддистами храма всякий раз, когда они могут среди своей суетливой и рутинной жизни, состоит в том, чтобы восстановить утраченную внутреннюю гармонию с помощью успокаивающей, священной среды самого храма и выполнения религиозных ритуалов. Одевание в полностью чистую белую одежду при посещении храма, подношение белых цветов статуе Господа Будды и наиболее преобладающему элементу храма; Предполагается, что «ступа», окрашенная в белый цвет, имеет большое влияние на буддистов, которые связывают белый цвет с процессом умиротворения/успокоения.

Отрицательные коннотации: С другой стороны, белый ассоциируется с бледностью, бескровностью, недостатком энергии и смертью. В Древнем Египте белый цвет символизировал безжизненную пустыню, покрывавшую большую часть страны. В некоторых культурах считается, что душа покидает тело в форме белой бабочки или белой птицы. Христианские ангелы изображаются одетыми в белое, а призраки излучают белый свет.

5. Черный

Положительные коннотации: Отсутствие света, а не сам цвет, черный — сложный символ. Почти все культуры признают двойственность и противопоставление черного и белого. Тем не менее, в Египте чернота земли и дождевых туч символизирует удушающую тьму прорастания. Черный был цветом «возрождения» и «воскресения». По-гречески это цвет Кроноса/Сатурна, который символизирует время. Индуистские Кали и Дурга могут появляться как черные богини, предполагая двойственность света и тьмы, необходимую для продолжения жизни.

Photo by Hannah Troupe на Unsplash

Негативные коннотации: В западном мире черный цвет имеет много негативных коннотаций, многие из которых связаны со страхом и неизвестностью. Смерть и траур символизируются на Западе черным цветом. Мрачный Жнец, как олицетворение смерти, полностью скрыт черными мантиями. Черные животные считаются несчастливыми, например, черный ворон, черные собаки, черные кошки и паршивые овцы. Черный обозначает вину и порок; следовательно, сказать, что человек с черным сердцем, — это оскорбительное выражение порочности.

В следующей таблице необходимо указать значение других цветов культуры для культуры.

https://pbs.twimg.com/media/C4s7yX_UoAE8nYN.jpg

Цвет означает много разных вещей для разных людей и культур. У каждого из нас есть свои любимые цвета. Людям нравятся разные цвета, потому что им нравится разная еда. Цвет также представляет чувства, людей, страны, культуры и цветовую символику.

В этой статье я поделился знаниями о том, как улучшить наше понимание ассоциаций цвета и эмоций в цветовой психологии и межкультурном понимании. Кроме того, несколько разных ассоциаций с одним цветом и различия между странами говорят о том, что цвет вызывает эмоции.

Ресурсы, которые я использовал …

Символика цвета: использование цвета для определения значения

Цвета имеют большое значение для людей во всем мире. Цвета не только влияют на эмоции, но и несут смысл…

www.incredibleart.org

Символизм цветов и их значения во всем мире

Вы когда-нибудь страдали от хандры, или позеленели от зависти, или были так зол, что ты увидел красный? Или, может быть, вас щекотали до розового…

www.shutterstock.com

Таблица визуального цветового символизма по культурам

Значение разных цветов в разных культурах 29 человек считают эту статью полезной Цвет — важная часть любого…

www. lifewire.com

India | Страна символических цветов

Индию всегда превозносили и с любовью вспоминали как страну символических цветов. Для постороннего это красочно…

www.sensationalcolor.com

культура

Культура занимает центральное место в устойчивом развитии европейских городов. Это двигатель экономического развития городов…

www.eurocities.eu

Забудьте все, что вы знали о психологии цвета, и прочитайте это руководство

Последние сообщения Талии Вольф (см. все) и руководства, объясняющие, чем они отличаются…

getuplift.co

Что такое эмоции?

«Эмоция» — относительно новый термин, и в некоторых языках нет эквивалента. Исторически люди…

www.psychologytoday.com

Цвета древних греков и римлян | Ancient World Alive

Греки и римляне носили разные виды одежды и умели умирать. В зависимости от способа…

www.ancientworldalive.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts