3 .Неохристианские течения.
Для них характерны следующие общие черты:
— преобладают группы харизматической направленности;
— руководитель наделяется статусом посланника божьего;
— признают Библию главным источником вероучения, а Иисуса Христа – центральной фигурой доктрины;
-лидеры заявляют о новом прочтении христианства, полученном ими в результате божественного откровения;
— делается акцент на приближающемся конце света.
В современной России неохристианские культы получили широкое распространение. К ним относятся следующие организации: «Новоапостолская церковь», «Церковь Христа», «Церковь Последнего Завета», «Богородичный Центр» и др.
«Богородичный центр» отделился от Русской Православной Церкви в 1990 г. Он был основан бывшим священником Вениамином Береславским, называющим себя пророком. Он опубликовал сборники пророчеств, которые якобы были ниспосланы ему Девой Марией.
Лидеры этой секты утверждают, что выступают за возрождение истинного благочестия, основанного на Библии и свидетельствах о явлениях Богоматери в 20 в. Основная идея вероучения – почитание Богородицы, призывающей всех к покаянию и поддержки своей церкви. Сторонникам этой неохристианской организации обещают спасение перед лицом близящегося конца света.
«Церковь Последнего Завета» основал в г. Минусинске Сергей Тороп, называющий себя Виссарионом. Он объявил себя новым мессией и заявил, что истинное учение открылось только ему, а Русская Православная Церковь исказила догматы христианства.
Согласно вероучению «Церкви Последнего Завета» заканчивается эпоха Ветхого и Нового Заветов, на смену им приходит Последний Завет перед Страшным Судом. Миссией Виссариона является утвердить новое христианство на всей земле и спасти человечество.
Объединения этого направления модернизируют различные варианты восточных религий, прежде всего буддизма и индуизма. К ним относятся «Международное общество сознания Кришны», «Миссия божественного света», «Брахма Кумарис» и др.На территории РФ наиболее известным является «Международное общество сознания Кришны». Оно было основано в 1966 г. в Нью-Йорке уроженцем Калькутты Свами Прабхупадой. Последователи кришнаизма считают своё учение продолжением вишнуизма. Кришна, как одно из воплощений бога Вишну является Парабрахманом и представляет собой верховную личность божества.
Кришнаиты большое значение придают учению о двойной природе мира: духовного и материального. Человек должен освободиться от всего материального, развить в себе сознание Кришны.
Шрила Прабхупа выделил четыре основных принципа «Международного Общества сознания Кришны»:
1.проповедь – это сущность;
2.чистота – сила;
3. книги – основа;
4. практичность – принцип.
Основу культовой деятельности кришнаитов составляет бхакти-йога. Ритуалы предусматривают коллективные молитвы, чтение особой молитвы-мантры «Харе Кришна» 1728 раз в день, медитации.
Важное место занимает самоограничение человека, отречение от мирской жизни и всех благ, собственности. Большая роль отводится ритуалу омовения.
Много внимания уделяется пищевым ограничениям: запрещается употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца. Нельзя употреблять алкоголь, кофе, табак и наркотики. Кришнаиты носят одежду по индийскому образцу, мужчины бреют голову наголо, оставляя на затылке косичку (чтобы Кришна мог взять верующего на небо).
Для руководства движением был создан Управляющий совет, в который входят более сорока членов, каждый из них отвечает за определённое направление деятельности и конкретный регион. Главное звено местных организационных структур – община (храм). Для принятия решений, затрагивающих интересы более чем одной общины, действует Региональный совет.
Деятельность Общества сознания Кришны на территории России началась в 1971 г. В настоящее время насчитывается около 100 тысяч последователей и около 10 тысяч постоянных членов, живущих в храмах. В деятельности этой организации нет действий нарушающих законы, противоречащих нормам морали.
ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — Направления — Религия — Новые религиозные движения (обзор)
Автор — Воробьева М.В. Христианское разномыслие: Словарь. – СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
Церковь Христа
Церковь Христа (Бостонское движение) — новое религиозное движение, возникшее в 1979 г. в г. Бостоне (США). Основатель движения — протестантский пастор Кип Маккин.
С 1981 г. и до настоящего времени основной целью Церковь Христа является евангелизация населения всего мира в кратчайшие сроки. Церковь Христа учит о необходимости крещения как непременного условия для спасения каждого члена Церкви. Другим важным моментом учения Церковь Христа является практика ученичества (послушание своему наставнику, как Богу). Церковь Христа имеет строгую иерархию. Не придерживается какой-то определенной богослужебной традиции.
Церковь Христа в России была официально зарегистрирована в 1992 г. Наиболее крупная община в России — Московская Церковь Христа, ведущая активную миссионерскую работу и обучение последователей движения в Библейской школе.
наверх
Новоапостольская церковь
Новоапостольская церковь — была основана в 1826 г. в Англии; принадлежит к протестантскому направлению.
Учение Новоапостольская Церковь изначально было построено на эсхатологическом ожидании конца света, который, по мнению основателей движения, должен был произойти еще при их жизни. С 1835 г. «двенадцать апостолов нового времени» стали проповедовать в христианском мире. К 1855 г. первые апостолы умерли, и надежда на Второе пришествие Христа стала исчезать. Тогда Генрих Гайер (1818—1896) призвал новых апостолов, что послужило началом раскола в рядах членов Новоапостольской Церкви. В результате образовалось несколько независимых общин в Германии, Голландии, Бельгии, принадлежавших к т. наз. Общей христианской апостольской миссии.
В 1896 г. произошел новый раскол по причине утверждения Фридриха Кребса основным апостолом. В результате возникает название «Свободные Апостольские общины», которое в 1930 г. сменяется названием «Новоапостольская церковь».
Основные положения Новоапостольской Церкви содержатся в «Новоапостольском Символе веры». Основой вероучения является Библия. Новоапостольская Церковь имеет свои таинства — крещение, причастие и таинство печати Святым Духом.
Новоапостольская Церковь подчиняется строгой иерархии. Во главе церкви стоит «первоапостол» как представитель Бога на Земле (в настоящее время — Рихард Фер), которому подчиняется коллегиум. В коллегиумы входят т. наз. окружные апостолы, руководящие апостольскими округами (их восемнадцать). Ниже по иерархической лестнице стоят подокруга, которыми управляют настоятели округов или епископы. Подокруга делятся на общины, которыми руководят настоятели общин. Помимо главного и окружных апостолов в церкви служат окружные евангелисты, пастыри, евангелисты общины, священники, диаконы и протодиаконы. Все должности занимают только мужчины.
В настоящее время наибольшее количество членов учения Новоапостольская Церковь находится в Африке и в Азии. Оплотом Н. Ц. является Церковь в Германии. В России учение Новоапостольская Церковь имеет свои общины в Москве, Тольятти, Архангельске, Калининграде, Хабаровске, Владивостоке и других городах. Н. Ц. выпускает периодические издания, среди которых — «Наша семья», «Глас стража», «Добрый пастырь», «Друг молодежи» и др.
наверх
Церковь последнего завета
Церковь последнего завета — новое религиозное движение, возникшее в 1991 г. в России. Первоначальное название — «Община Единой Веры». Основатель движения — Виссарион (Сергей Тороп) (род. в 1961 г.).
Виссарион называет себя вторым воплощением Христа на Земле, пришедшим дать миру Последний Завет от Бога, и проповедует о необходимости слияния всех существующих религий и создании единой объединяющей веры. Для воссоединения с Богом необходимо принять Откровение, полученное Виссарионом и являющееся, согласно его учению, единственно подлинным.
«Последний Завет» Виссариона содержит 61 заповедь. Согласно учению Виссариона, Создатель всех душ, источник Духа Жизни — Отец Небесный, при слиянии с энергией Сердца Земли-Матушки породил Сына Божия. Дьявол существует, как носитель зла, но обитает он только на Земле, среди людей. Виссарион говорит, что существуют рай и ад. В рай попадают души, которые развились духовно и тем самым выполнили свое предназначение. Возможность для духовного роста дается человеку до десяти раз. Те души, которые не смогли реализовать себя в течение этого времени, отправляются в ад. Т.о., имеется возможность переселения душ.
Учение Виссариона носит синкретичный характер. Несмотря на то что центральное значение в нем отведено христианству (которое, впрочем, предстает здесь в совершенно ином, искаженном свете), в учении также присутствуют элементы языческих религий (почитание Земли-Матушки) и восточных учений (возможности реинкарнаций и т. п.)
Главой Церкви выступает Виссарион, который избирает Устроителя Церкви (отвечает за административно-управленческую часть) и Церковный Совет (решает материально-финансовые вопросы).
Основное местонахождение общины — Курагинский район, Красноярский край. «Земля обетованная» — деревня Черемшанка — является центром паломничества для каждого последователя учения Виссариона. Здесь проходят обряды крещения и приобщение к жизни общины. Все члены общины придерживаются строгого вегетарианства, используя в пищу только растительные продукты.
В настоящее время общины последователей Виссариона существуют как в России (Москва, Петербург, Нижний Новгород, Саратов, Липецк, Белгород, Пермь, Челябинск и др.), так и в других странах (Белоруссия, Латвия, Болгария, Австралия и др.). Численность Церкви Последнего Завета в России составляет, по разным данным, от 10 до 50 тыс. человек.
наверх
Семья
Семья (Дети бога, Семья любви) – религиозное движение, основанное в 1968 г. в Южной Калифорнии (первоначальное название – «Дети Бога»). В настоящее время движение распространено во многих странах мира.
Основатель движения Дэвид Брандт Берг (1919–1994), называвший себя Моисеем Давидом (впоследствии – Отцом Давидом) и оставивший после себя многочисленные «Письма Мо», которые он писал для своих последователей.
Основные положения учения С. во многом схожи с христианством. Полагаясь на Библию как на Слово Бога, последователи учения верят в Святую Троицу и чудесное воплощение Иисуса Христа в образе человеческом. Последователи учения полагают, что мы живем накануне событий, описанных в Библии, и ожидают скорого конца света и второго Пришествия Христа. Для спасения необходимо принять Христа, как Спасителя.
Главное отступление от христианской доктрины заключается в узаконенных половых отношениях между членами движения и «внешними» членами. В 1976 г. в серии «Писем Мо» под названием «Ночи короля Артура» Берг говорит о новом методе вербовки, которую он называет «кокетливой рыбалкой» (привлечение в движение молодых людей благодаря флирту, а порой и физических отношений с членами движения).
На протяжении нескольких лет (приблизительно с 1977 по 1987 гг.) последователи Д. Берга активно практиковали подобный метод, в результате чего, по самым приблизительным подсчетам, в движение было привлечено более 1 млн. человек. Лишь в 1987 г. «кокетливая рыбалка» была официально отменена из-за опасностей болезней.
В 1977–1978 гг. движение претерпело кризис. Прежняя иерархическая структура, неофициально имевшая место («директора», «региональные пастухи», «пастухи») была разрушена. Многие из тех, кто прежде занимал авторитетные посты, были потрясены изменениями и покинули группу, вследствие чего в 1978 г. последовал официальный роспуск организации. В том же году движение было возрождено под названием «Семья Любви» (последнее название – «Семья»). В 1981 г. внутри движения была создана новая иерархия.
После смерти Д. Берга движение возглавила его жена – Мария (Карен Зерби). Административные функции движения выполняет Совет, состоящий из 3–4 человек, который избирается на шесть месяцев.
В 1995 г. С. выработала официальный документ под названием «Устав Любви», состоящий из двух частей: 1. Обязанности и Права, 2. Фундаментальные Семейные Правила. Этот документ письменно подтверждает индивидуальные права членов, семей и детей.